Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Анализ и характеристика современного состояния рынка халяльной мясной продукции в России

one_butterfly 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Цель выпускной квалификационной работы – исследование рынка халяльной продукции в России, и разработка мероприятий по эффективной стратегии производства и сбыта халяльной продукции на примере ОАО «Царицыно». Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи: ? изучение мирового и российского рынка халяльной продукции; ? проанализировать деятельность ОАО «Царицыно», а также изучить производство и сбыт халяльной продукции в организации; ? оценить сбытовую деятельность халяльной продукции ОАО «Царициыно»; ? изучить перспективы развития рынка халяльной продукции в России; ? предложить пути совершенствования упроавления сбытовой деятельности ОАО «Царицыно». Методы исследования – общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, эмпирический анализ и др.); частно-научные методы (формально-юридический, сравнительный). Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, их разработки в данной области, а также нормативно-правовые акты по теме исследования. Информационной базой исследования послужили материалы Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной службы государственной статистики (Росстата), данные годовой отчетности, планов, а также внутренних документов исследуемой организаций.
Введение

Главный приоритет производителей продуктов питания в первую очередь – качество. Именно качественная сельхозпродукция позволит обеспечить выполнение наших стратегических планов. Особенно в настоящее время все больше людей во всем мире стараются перейти на здоровое питание и ответственно подходят к выбору продуктов, чтобы обезопасить себя и своих детей от негативных последствий употребления низкокачественных продуктов, напичканных «химией». На Западе, в США и Австралии набирает популярность такое понятие, как organic food –органическая, натуральная пища. Подразумевается, что такая пища не вредна для человека: овощи не содержат нитратов, колбаса – канцерогенов и ГМО, йогурты – искусственных красителей и так далее. Именно к такой категории можно отнести продукты, изготовленные по стандартам халяль. Сегодня понятие «халяль» стало популярным во всех сферах жизни – питание, туризм, медицина и досуг. Продукцию со знаком «халяль» уже выбирают не только мусульмане, но и люди других национальностей и конфессий, так как халяль зарекомендовал себя на рынке как продукция высокого качества, не содержащая ингредиенты и добавки, которые могут нанести вред организму человека. Выбирая сертифицированный по стандарту «халяль» продукт, потребитель получает чистый, натуральный и полезный пищевой продукт с дополнительной гарантией качества, потому что специалисты комитета осуществляют контроль технологии производства продукции. Покупая и потребляя продукцию «халяль», люди разных национальностей получают представление о дозволенном и здоровом питании для человека через призму Ислама, приобщаясь к мусульманским традициям и ценностям. Ведь одной из главных целей ислама является забота о сохранении физического и духовного здоровья и познании людьми друг друга. Это подтверждает Священный Коран, в котором говорится, что люди созданы разными для познания друг друга и установления крепких взаимоотношений». Стоит отметить, что халяльные продукты выбирают и люди других конфессий – те, кто заботятся о своем здоровье. Продукция, изготовленная в соответствии с исламскими нормами, востребована не только двухмиллиардным мусульманским населением Земли. Стремящиеся к здоровому образу жизни немусульмане также охотно приобретают эти товары. Таким образом, мировой рынок «халяль» продуктов в последние годы переживает своеобразный бум. Бразилия, Аргентина, Ирландия, Новая Зеландия, Австралия, Голландия являются крупными производителями мясных продуктов халяль. Европейские государства – Германия, Голландия, Австрия, Дания, Франция, Испания давно освоили производство халяльных продуктов. В России индустрия «халяль» продуктов начала развиваться с конца 90-х годов прошлого столетия, и стремительно набирает обороты в производстве. В связи с чем, выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Содержание

Введение 2 1. Анализ и характеристика современного состояния рынка халяльной мясной продукции в России 5 1.1 Основные характеристики рынка 5 1.2 Объем производства в РФ 11 1.3 Динамика объема и потенциальная емкость рынка 17 2. Анализ управления сбытовой деятельности ОАО «Царицыно» 22 2.1 Местоположение и организационная структура ОАО «Царицыно» 22 2.2 Финансово–экономическая характеристика предприятия 24 2.3 Оценка сбытовой деятельности предприятия 29 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности халяльной продукции 36 3.1 Перспективы развития рынка халяльной продукции в России 36 3.2 Рекомендуемые стратегии для производителей халяльной продукции в России 40 Заключение 49 Библиографический список 2
Список литературы

1. Амерханов И. М., Ребезов М. Б. Системы и схемы добровольной сертификации «Халяль». Качество продукции, технологий и образования: материалы конференции. Магнитогорск, 2013. С. 24–29. 2. Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. О развитии производства Халяль в мире. Техника и технология пищевых производств: мат IХ междунар. научн.- технич. конф. Могилев: МГУП. 2013. С. 172. 8. Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К. Организационная структура системы добровольной сертификации продукции и услуг «Халяль». Сборник научных трудов Sworld. 2016. Т. 9. № 2. С. 26–31. 3. Асенова Б. К., Амирханов К. Ж., Ребезов М. Б. Технология производства функциональных продуктов питания для экологически неблагоприятных регионов. Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. 2013. № 1. С. 313–316. 4. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ м.п. афанасьев — м.: издательский центр «книга», 2019. — 304 с. 5. Багиев, Г.Л. основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / г.л. багиев — спб.: обл. правл. внтоэ, 2018. — 24 6. Базарнова Ю. Г., Черников Е. М. Мясные продукты категории Халяль в России. Мясная индустрия, 2013. № 2. С. 24–26. 7. Бреусова, Е. А., Смирнова Е. В. сбытовая политика в деятельности современной организации // научно-методический электронный журнал «концепт». – 2018. – т. 17. – с. 203–206. 8. Бутырин В.В., Бутырина Ю.А. Основные факторы эффективности агробизнеса / В.В. Бутырин, Ю.А. Бутырина. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Пробелмы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий» 2018 Изд.: Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (Саратов). 9. Бутырин В.В., Бутырина Ю.А., Кривенко М.С. Перспективы использования теории поколений в маркетинговой деятельности /В.В. Бутырин, Ю.А. Бутырин, М.С. Кривенко // Проблемы теории и практики управления. 2019 – № 12 – с. 53-59 10. Бутырин В.В., Бутырина Ю.А., Кривенко М.С. Принципы эволюции маркетингового инструментария /В.В. Бутырин, Ю.А. Бутырин, М.С. Кривенко // Проблемы теории и практики управления. 2021 – № 1 – с. 220-231 11. Воронцова Е. Вековые традиции ислама в современном производстве продуктов халяль. Мясные технологии, 2012. № 8. С. 22–26. 12. Галлямова, Л.М. Управление каналами сбыта на предприятии // молодой ученый. — 2017. — №10. — с. 597-600. 13. Гончарова, Е.В., Баханова, Г.И. Способы продвижения продукции промышленных предприятий в условиях реализации стратегии импортозамещения // научно-методический электронный журнал «концепт». – 2018. – т. 11. – с. 3326–3330. 14. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Перспективные способы разработки мясных биопродуктов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2014. Т. 2. № 1. С. 72–79. 15. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159. 16. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Минимизация рисков при внедрении технологических инноваций в мясной промышленности (на примере Южного Урала). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 180–188. 17. Диянова, СН. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли//Молодой ученый. 2019. № 7. с. 82-86. диянова, с.н. лояльность потребителей как стратегический компонент маркетинга розничной торговли//экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (51). с. 973-976. 18. Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / в.н. ерёмин. — м. : кнорус, 2019. — 648 с. 19. Жариков, В.В. маркетинговая политика сбыта: краткосрочный и долгосрочный периоды / экономинфо. 2018. № 26. с. 87-92. 20. Камалова Н.Д., Пономарева Е.А. Стимулирование сбыта как современный способ воздействия на потребителя / in situ. 2017. № 11. с. 36-38. 21. Кольган, М.В., Пристанскова, Ю.с. Основные методы формирования спроса и стимулирования сбыта продукции на предприятии // научно-методический электронный журнал «концепт». – 2018. – т. 11. – с. 3161–3165. 22. Кольган, М.В., Пристанскова, Ю.С. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия: понятие и основные тенденции // научно-методический электронный журнал «концепт». – 2017. – т. 11. – с. 3176–3180. 23. Костышева Я.В. Основные направления рынка халяльной продукции в россии / Я.В. Костышева // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 174-176 24. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок. / ф. котлер; пер.с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2020. – 272 с. 25. Кулинич, И.Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И.Ф. Кулинич//индустриальный и b-2-b маркетинг. -2018. -№ 2. -с. 114 -119. 26. Лябишев, К.А. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности // научно-методический электронный журнал «концепт». – 2017. – № 6 (июнь). – с. 161–165. 27. Мусиенко, Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // молодой ученый. — 2018. — №6. — с. 383-386. 28. Парамонова, Т.Н. Маркетинг: учебник. / под ред. проф. Т.Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – м.: Кнорус, 2019. – 360 с. 29. Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Етимбаева Р. Р. Конъюнктура предложения мясных продуктов «Халяль» на примере города Челябинска. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 915–924. 30. Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Хайруллин М. Ф., Акимжанова А. Б., Дуць А. О. Особенности производства мясопродуктов «Халяль Качество продукции, технологий и образования: материалы конференции. Магнитогорск, 2011. С. 265–266. 31. Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Асенова Б. К. Виды опасностей во время технологического процесса производства сыровяленых мясопродуктов и предупреждающие действия (на примере принципов ХАССП). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2014. Т. 2. № 1. С. 60–66. 32. Сарычева, Е.Н. Технологии продвижения в условиях кризиса // молодой ученый. – 2019. – №7. – с. 970-973. 33. Тарасов В.И., Ивойлова И.В. О динамике развития мирового и российского продовольственного рынка халяльной продукции / В.И. Тарасов, И.В. Ивойлова // Прикладные экономические исследования. 2018 – № 1 (23) – С. 4–9. 34. Устинова А. В., Дыдыкин А. С., Солдатова Н. Е., Деревицкая О. К. Халяльные мясные продукты для питания детей. Мясная индустрия, 2010. № 11. С. 29–32. 35. Шиленко, С.И.., Колесникова, Е.В., Шиленко, С.М. Использование инструментов продвижения как неотъемлемый фактор формирования бренда // молодой ученый. – 2018. – №24. – с. 614-618. 36. Шкурко, П.А., Филимонова, Е.С. Управление каналами сбыта / актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 54. с. 59-62 37. Электронный ресурс. Режим доступа: islam–today.ru 38. Электронный ресурс. http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?articl 39. Электронный ресурс. https://tass.ru/ekonomika/5190994 40. Электронный ресурс. https://kontur.ru/articles/5623 41. Электронный ресурс. http://foodmarkets.ru/articles/topic/1241 42. Man Yang. Международные маркетинговые стратегии для предпринимателей в MNC: Bricolage, как это практикуют менеджеры по маркетингу [Электронный ресурс] / Man Yang // International Business Review, 2018. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs /pii/S09695931 43. Jifeng Muaf. Внедрение маркетинговых возможностей для производительности компании [Электронный ресурс] / Jifeng Muaf // International Business Review, 2018. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0019850117307782 (дата обращения 09.05.2018) 44. Pengdeng Li. Моделирование и анализ рекламного маркетинга «из уст в уста» [Электронный ресурс] / Pengdeng Li // International Business Review, 2017. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S037843711 45. Thomas Martin Key. Стратегия социального маркетинга вверх: комплексный подход к маркетинговым коммуникациям [Электронный ресурс] / Thomas Martin Key. // International Business Review, 2017. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S000768131730006X
Отрывок из работы

1. Анализ и характеристика современного состояния рынка халяльной мясной продукции в России 1.1 Основные характеристики рынка В условиях санкций со стороны Запада многие производители обратили свой взор на рынки исламских стран, имея в виду перспективы экспорта преимущественно в страны Ближнего Востока. Поскольку в настоящее время в России отсутствуют единые стандарты халяль и официальный учет производства, посчитать объем этого рынка очень сложно. Соответствующую маркировку на продукцию наносят как на основе сертификации, так и по заявлению производителя (к сожалению, на рынке встречаются и недобросовестные поставщики). Ограничивать же оценки объема индустрии исключительно затратами мусульман на халяль-продукты и услуги неправильно, ведь халяльную продукцию все чаще покупают и светские люди, не исповедующие ислам. Самая крупная и популярная категория товаров халяль — продукты питания. Внутри этого сегмента ключевые позиции — это мясо птицы, баранина, колбасы и мясные полуфабрикаты. Компании-производители зачастую не готовы делиться статистикой относительно доли в их производстве, которая приходится на халяль [ REF _Ref66564806 \r \h 5]. По экспертным оценкам, от 10 до 50 % по разным товарным позициям на мясном рынке России относятся к халяльным. Наиболее высока доля по баранине и мясу птицы. Следом идут рынки кондитерских изделий, молочной продукции, хлебобулочных изделий. Свою нишу занимают уходовая и декоративная косметика. Еще одно важное направление рынка халяль — финансы. В отношении финансовых продуктов шариат устанавливает определенные требования: они касаются не только запрета на кредитование под проценты, но и запрета на спекулятивные сделки. Как правило, рынок исламских финансов неразрывно связан с рынком халяль, поскольку направляться исламские инвестиции могут только в проекты, соответствующие требованиям халяль или не содержащие явных нарушений требований ислама. Как отмечают некоторые эксперты, рынок халяльной продукции (услуг) в России, да и за рубежом сформирован недостаточно и не равномерно, но ожидается рост. Со слов генерального секретаря Международного форума аккредитации халяль (IHAF) Мухаммед Салех Бадр к 2022 г. рынок халяльной продукции должен превысить $ 2 трлн, что подчеркивает важность халяльного рынка. За последние 20 лет система рынка халяль получила интенсивный рост и эволюционировала в развитии. Многие годы концепции халяль были сведены лишь к нескольким протоколам – отсутствие алкоголя и процедура забоя животных, – а в более широком контексте не рассматривались. За последние два десятилетия рынок халяль–продукции превратился из эксклюзивной ниши в глобальный феномен. Халяльные продукты ранее были всего лишь концентрацией ингредиентов пищевых продуктов, сейчас они используются в косметике, фармацевтике, туризме, услугах. Как отмечает президент Совета всемирного халяль саммита Юнус Эте с ростом мусульманского населения будет расти и объем халяльного рынка. Сл слов Юнуса Эте: «Мусульмане – вторая по численности часть населения на планете. Считается, что к в 2030 году их количество займет 27%. Это очень мощный рынок, который включает большое количество подсекторов: напитки и пища, оборудование, упаковка, косметика, личная гигиена, медицина, фармацевтические продукты, проживание и туризм, исламские финансы, обучение, франшизы» [ REF _Ref66318136 \r \h 4]. Рост халяльного рынка с каждым годом будет составлять 5–10%. "За последние два десятилетия халяль–рынок превратился из эксклюзивной ниши для мусульманских потребителей в динамичный глобальный рынок – феномен, который будет играть значительную роль в будущем мировой экономики. Производство продукции «халяль» необходимо регулируется Международными стандартами Кодекс Алиментарис, которые действуют в России с 2002 года: ? стандарт CAC/GL 1–1979 «Методические указания о маркировке продуктов» п.5.1.–4 «О приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (например, «разрешенный по исламским законам) можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов или авторитетам в области ритуала»; ? стандарт CAC/GL 24–1997 «Общие методические указания в отношении использования арабского термина «HALAL» (разрешено)» п.1.2 «……распространяются на использование арабского термина «halal» (разрешено) и других эквивалентных ему терминов («халал», «холол», «халяль») ……и включают его использование в торговых марках, фирменных названиях и коммерческих названиях; ? Фетвами (разъяснениями по современным проблемам) Европейского Совета исламских ученых (г.Дублин); ? Фетвами муфтия, Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления Европейской части России шейха Равиля Гайнутдина. Совет муфтиев России в 2003 году выпустил стандарт «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам – «ХАЛЯЛЬ» ППТ–СМР (издание 2–е), введенное в действие 29 декабря 2004 года. Первое издание, введенное в действие в 2003 году в течение 2003–2004 года, отрабатывалось на мясоперерабатывающих предприятиях (ЗАО «Микояновский мясокомбинат, на бойнях и колбасном заводе Ассоциации «ТОПОЛИС», ООО «Халяль–АШ», ООО «Сафа», птицефабрике «Элинар–Бройлер»). В основу разработанного документа были положены: ? требования последнего Божественного завета «Корана»; ? требования достоверных хадисов Пророка Мухаммада (разъяснения, дополнения и указания в различных жизненных ситуациях, ответы на вопросы дополняющие Божье откровение); ? постановления Европейского совета по фетвам (г. Дублин) (Европейская организация ученых мусульман, дающая разъяснения и рекомендации как поступать мусульманам в том или ином случае в современных европейских реалиях, с учетом развития новой техники и технологии; ? разъяснения (фетвы) Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия–шейха Равиля Гайнутдина; ? требования и рекомендации международных стандартов «Кодекс Алиментариус»; ? требования государственных стандартов РФ; ? требования законов РФ. То есть совет муфтии России сделал попытку совместить требования исламского (шариата) и государственного российского законодательства в стремлении выполнить одно из главных условий достоверности в исламском праве, в частности для продуктов «халяль», это свидетельство правоверного мусульманина, ответственного перед Всевышним и перед единоверцами. (Здесь уместно напомнить известную заповедь Всевышнего: «не лжесвидетельствуй»). Такого мусульманина обычно рекомендует местная религиозная организация и после непродолжительной подготовки он получает доверенность от Руководителя территориальной религиозной организации участвовать в процессе производства и свидетельствовать соответствие продукции халяль. В разработанном документе изложены основные требования: ? к порядку организации производства; ? к сырью и комплектующим (добавкам, ингредиентам, оболочкам и т. д.); ? к убою животных; ? к персоналу; ? к производственным помещениям; ? к оборудованию и материалам; ? к маркировке и упаковке; ? к контролю соответствия производства нормам шариата (Божественным законам); ? к порядку достоверного подтверждения соответствия халяль; ? к предприятиям торговли. В нем же изложены обязанности эксперта – уполномоченного представителя религиозной организации и рекомендации руководителям торгующих предприятий. Данный документ является своего рода стандартом Совета муфтиев, но, как отмечают эксперты, требует определенных доработок. В настоящее время готовится новая, уточненная редакция данного документа, в нем появляются новые направления такие как: ? пищевые добавки и различные ингредиенты; ? чайная продукция; ? продукты быстрого приготовления; ? парфюмерия и косметика; ? медикаменты; ? туризм, отдых. Также необходимо отметить, что в настоящее время идет подготовка к сертификации: ОАО «Царицыно», Черкизовский МК, Лионозовский КЗ, Ростовский МК «ТАВР», поставщики импортных продуктов «Халяль», ряд крупнейших птицефабрик готовятся получить сертификат халяль на 100 % продукции. Необходимо отметить ряд проблем в области производства и продажи продукции по стандарту халяль (таблица 1). Таблица 1 – Проблемы развития рынка халяльной продукции в России Вид проблемы Расшифровка Организационные –не все региональные духовные управления мусульман имеют возможность проводить работы по консультации и организации действенного контроля соответствия технологии производства халяльным стандартам (отсутствуют подготовленные кадров и финансирование); –в местах расположения предприятий нет организованных местных религиозных организаций, способных рекомендовать своих представителей для работы экспертами стандарта «халяь»; –стремление предприятий применять в дизайне оболочек, упаковок мусульманские мотивы (мечети, полумесяцы, характерные названия «Байрам», «Кунак» и т. д.) Правовые –отсутствие внятной государственной политики и игнорирование фактического состояния дел с производством продуктов «халяль» вследствие чего; –практическая невозможность конкуренции с импортными продуктами халяль (мясо–халяль КРС из Новой Зеландии, Аргентины, Австралии, куры–халяль из Бразилии, Франции, Венгрии); –отсутствие государственной нормативной документации регулирующей оборот халяльной продукции в стране (отсюда открытие цехов, заводов производящих продукцию сомнительного свойства под маркой халяль повсеместно на Северном Кавказе, в Ростовской области, попытки производить продукцию халяль без соответствующих подтверждений на мясокомбинатах «Черкизовском», «Царицыно», Раменском «РАМФУД», «Дмитровско–Лианозовском», «Верхневолжской птицефабрике» и некоторых предприятиях Республик Татарстан и Башкортостан. Таким образом, рынок халяльной продукции в России находится на стадии роста и еще недостаточно сформирован не только в пищевой, но и в других отраслях, этот рынок весьма привлекателен для бизнеса. Серьезным стимулом для производства и сертификации халяль. являются большие возможности в плане экспорта мусульманских стран. 1.2 Объем производства в РФ На мировом рынке продукция, производимая по стандарту халяль развивается очень динамично и составляет примерно 5 % мировой торговли продовольствием. Рост идет за счет вхождения в него новых секторов, так и за счет спроса, который формируют не только более 1,5 млрд мусульман, но и широкий круг потребителей немусульман [ REF _Ref66493629 \r \h 3]. Продукция халяль на российском рынке появилась сравнительно недавно. Однако в настоящее время она стремительно осваивает рынок и уже заняла свою нишу в сфере торговли, охватывая от 20 до 30 % всего рынка продуктов питания. Объемы рынка России оценивается в 34 млрд рублей, и ежегодно халяльной продукции в России увеличивается на 30–40 %. Устойчивый рост спроса порождает большинства предпринимателей желание увеличить долю продукции по стандарту халяль. В Татарстане рынок халяльной продукции (только продуктов питания) вырос до 100 млрд руб. В республике созданы все условия для развития данной продукции. В Татарстане более 50 предприятий в сфере мясоперерабатывающей и птицеперерабатывающей промышленности, а также производителей халяльнях полуфабрикатов, кандитерских и хлебобулочных изделий. Самыми крупными производителями являются ООО «Челны–бройлер», ООО «Казанский мясокомбинат», ООО «Пестречинка», ОАО «Елабужский МКК», ОАО «Казанский хлебозавод № 3», ОАО «Булочно–кондитерский комбинат», ООО «Вкуснотеевъ» и др. В настоящее время в России производят продукцию по стандарту халяхь такие крупные мясокомбинаты как: «САФА», «ЭКОЛЬ», «Царицыно», «Белая птица», «Павловская» и др. Компания «Эколь», принадлежащая гражданам Турции, построила в Домодедовском районе Подмосковья перерабатывающий комбинат. Предприятие производит колбасные изделия, полуфабрикаты, охлаждённое мясо. Большинство работников – практикующие мусульмане, для которых прямо на территории комплекса выстроена мечеть. Небольшие и средние бойни и разделочные цеха на Северном Кавказе, в Поволжье, Подмосковье, на Урале и в Сибири, как правило, поставляют продукцию на рынки, в небольшие магазины и специализированные киоски. Значительная часть такого халяльного мяса просто продаётся после забоя скота соседям, друзьям и знакомым, минуя официальные каналы продаж. Самый крупный игрок с федеральным охватом — бренд «Чабан» Нальчикского молочного комбината (НМК). Продукция предприятия продаётся в 20 регионах России и Казахстане, в планах выход на рынки стран Аравийского полуострова. В реестре Совета муфтиев России содержатся данные о почти 40 компаниях, имеющих право выпускать мясные полуфабрикаты, которые можно употреблять в пищу мусульманам. Среди них бренды «Роллтон» и «Галина Бланка». Ещё полтора десятка компаний получили сертификат на производство кондитерки (самый известный из них — «Ферерро»). Четыре компании производят халяльные куриные яйца, и одна — халяльные рыбные консервы. Большая доля в объеме потребляемой мясной продукции халяль приходится на курийное мясо. В настоящее время в России ежегодно производится около 100 тыс. тонн такого мяса, так как отмечается потребительский рост этой продукции. Промышленность нашей страны не только удовлетворяет этот спрос, но и экспортирует халяльную курицу в другие страны, например, в Бразилию и Францию. К крупным производителям халяльной продукции являются «Приосколье» (Белгородская область более 4,5 тыс. тонн мяся птицы в год), «Майкопская птицефабрика», «Турбаслинские бройлеры» (Башкирия), «Челны–Бройлер» (Татарстан, более 5 тыс. тонн в год) и подмосковная «Элинар–Бройлер». Всего насчитывается более 300 предприятий, предпринимателей и организаций, которые производят продукцию в соответствии стандартами халяль. По оценкам экспертов, в целом рынок мяса курицы в России падает (на 5% за первый квартал текущего года), а её производство в сегменте халяля растёт темпами 6% в год. Кроме того, у федерального лидера в производстве мяса птицы, группы «Черкизово», – шесть сертифицированных птицефабрик и два халяльных бренда. В 2018 году компания приобрела белгородский агрохолдинг «Белая птица», который позиционировался как один из крупнейших производителей халяльного мяса бройлеров в России. Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» в 2018 году приобрела крупный актив – птицефабрику «Инжавинская» и сразу сертифицировала её для халяля. В том же году ГАП открыла первый и на сегодня единственный в России перерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве исключительно халяля (Птицекомбинат в Невинномысске). Всего у «Ресурса» четыре предприятия, имеющие право выпускать продукты для мусульман. Основной отраслью птицеводства является производство мяса птицы. В 2013 г. ежегодное производство мяса птицы превысило уровень 5 млн т, а к 2024 году по расчетам оно может увеличиться до 7 млн т. Прирост производства мяса птицы в 2020 году относительно 2019 г. составит порядка 50 тыс. т. Основные крупные производители мяса в России представлены на рисунке 1. Рис. 1 – Крупнейшие производители мяса в России Основными регионами производства мяса и птицы халяль являются: ? Белгородская область; ? Челябинская область; ? Тамбовская область; ? Ленинградская область; ? Ставропольский край; ? Брянская область; ? Республика Марий Эл; ? Пензенская область; ? Московская область; ? Республика Татарстан. Второе место на рынке халяльной продукции занимает говядина, производство которой составляет 45–50 тыс. тонн в год, на третьем месте – баранина, объем производства около 30 тыс. тонн в год. На российском рынке продукции рогатого скота около 20 % соответственно, занимают говядина и баранина, производимые по требованиям халяль. В сетевых магазинах также представлена продукция других компаний, доля продаж в ассортименте сетевых продуктов, например, в Москве халяльная продукция составляет 15–18 %. В настоящее время халяльные предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, а также, как было отмечено выше, в крупных городах – Москва и Московской области, Санкт–Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях [ REF _Ref66487668 \r \h 1]. Производство халяльных продуктов питания в значительной степени локализовано, на рынке мало производств, способных предложить продукцию, произведенную с учетом всех нюансов и особенностей товара. Тем не менее, количество российских компаний, заходящих на рынок продукции халяль постоянно растет. Это обусловлено как перспективами экспорта птицы на Ближний восток, так и растущим внутренним спросом на подобного рода продукцию. Несмотря на большие перспективы, уровень на рынке халяльной продукции остается сравнительно комфортным. Российскому производителю есть где развернуться, тем более, что раньше на рынке хозяевами были зарубежные производители, а сегодня импорт ритейлерам интересен куда меньше, тем более при неустойчивом курсе евро и доллара. По прогнозам специалистов, численность мусульманского населения в мире в ближайшее время будет только увеличиваться. Еще одной из причин увеличения товарооборота халяльной продукции является развитие экономики стран, где основной религией является ислам. Стоит отметить, что спрос на продукцию халяль вырос не только у мусульман, но также и у людей других конфессий – в странах ЕС, Японии, Китае и Индии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 114 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 132 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 75 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg