Глава 1. Совокупный спрос и совокупное предложение как экономические категории
1.1. Понятие, сущность и факторы совокупного спроса. Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос - это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при любом уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке [2].
Совокупный спрос формируется с помощью следующих четырех показателей:
1. Потребительский спрос - это расходы домохозяйств, которые главным образом определяются величиной располагаемого дохода, т. е. сумме равной личному доходу за вычетом уплаченных налогов. Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более шестидесяти процентов;
2. Государственные расходы - государственные закупки товаров и услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Этот элемент спроса определяется непосредственно на уровне бюджетной политики страны.
3. Валовые внутренние частные инвестиции (расходы фирм), включающие в себя весь прирост объемов капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Их величина определяется как разница между чистыми инвестициями и амортизацией. Объем инвестиционной политики зависит от уровня выпуска, стоимости капитала и прогнозов рыночного состояния. Основным направляющим механизмом этого сектора является кредитно-денежная политика.
4. Чистый экспорт или же спрос иностранных государств на отечественный продукт. Данная величина определяется как разность между экспортом и импортом. Особенностью данного показателя является то, что его величина зависит от соотношения доходов цен на продукцию и валютного курса как внутри страны, так и за рубежом.
Среди вышеперечисленных составляющих, есть относительно стабильные показатели (потребительские расходы), другие же более динамичны и непредсказуемы (инвестиционные расходы).
Определение этих составляющих подталкивает нас к тому, что совокупный спрос можно охарактеризовать как желание и возможность участников экономического рынка приобрести те или иные товары, услуги при сложившемся уровне цен.
Для более наглядного представления составляющих совокупного спроса, определим формулу его нахождения [8]:
AD = C+I+G+ XN,
Где AD - совокупный спрос
C - спрос на потребительские товары
I - спрос на инвестиционные товары
G - спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные расходы)
XN - спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт)
Хотя совокупный спрос и подразумевает суммирование определенных показателей, все же не все так просто. Совокупный спрос - совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны, в определенный период времени и при сложившемся уровне цен. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей [11].
Для более наглядного представления состояния и уровня совокупного спроса, используется его графическое представление.
Кривая совокупного спроса - шкала, графическое изображение в виде кривой, которая показывает реальные объемы производства (реальный ВВП), который участники экономического рынка готовы купить при любом возможном уровне цен (см. Рис. 1). То есть, при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем выше реальный ВВП и наоборот. Таким образом, уровень цен и реальный ВВП находятся в обратной (отрицательной) зависимости друг от друга.
Рисунок 1. Кривая совокупного спроса [13]
При построении кривой совокупного спроса, по горизонтальной оси отображается годовой темп прироста ВНП или Национального Дохода, а по вертикальной, годовые дефляторы ВНП или же годовые темпы прироста уровня цен (см. Рис.1).
Описанные ранее составляющие совокупного спроса вносят определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, так как они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов - потребление, инвестиции и чистый экспорт - определяются, прежде всего, экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Рисунок 2. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса
Изображенная на Рисунке 2 кривая совокупного спроса имеет отрицательное значение, которое может произойти по следующим причинам [3]:
1. Эффект Пигу (богатства) - при повышении уровня цен, реальная ценность финансовых активов домохозяйств сокращается, вследствие этого они уменьшают свои (потребительские) расходы. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность называют эффектом Пигу;
2. Эффект Кейнса (процентной ставки) - при повышении уровня цен, происходит увеличение номинальной процентной ставки (стоимость кредита), в конечном счете это приводит к снижению инвестиционного спроса хозяйствующего сектора (и в некоторой степени может коснуться потребительских расходов). Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883-1946), поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса;
3. Эффект импортных закупок - при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате происходит сокращение расходов на чистый экспорт.
Поскольку кривая совокупного спроса отражает обратную связь между уровнем цен на товары и услуги и спросом на эти самые услуги, то отрицательный наклон кривой отражает острую реакцию рынка на совокупность вышеназванных факторов.
Все это ценовые факторы совокупного спроса. Они изменяют величину совокупного спроса в ходе циклических колебаний экономики. Но кривая совокупного спроса может смещаться под влиянием неценовых факторов спроса, так называемых экзогенных факторов. К ним относятся:
• Изменения в потребительских расходах под влиянием ожиданий потребителей, изменений их доходов и налоговых ставок и пр.
• Изменения в инвестиционных расходах под влиянием ожиданий предпринимателей, изменения технологий, налоговых ставок и пр.
• Изменения в расходах на чистый экспорт в результате воздействия колебаний валютных курсов.
• Изменения в государственных расходах.
Рисунок 3. Неценовые факторы сдвига кривой совокупного спроса [22]
Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупного спроса.
Потребительские расходы. Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги [12].
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Перечислим каждый из факторов, влияющих на инвестиционные расходы [14]:
1. Процентные ставки;
2. Налоги с предприятий;
3. Ожидаемые прибыли от инвестиций;
4. Технологии;
Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Не следует путать с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, имеют ввиду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень отечественного экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом. Во-вторых, сокращение отечественного импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Теперь можно подвести итоги всему вышеизложенному. Таким образом, существуют различные, зачастую связанные между собой, причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги, и на оборот. Во-первых, это ценовые факторы; во-вторых, неценовые; Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой, а также перемещение ее из одной точки на кривой совокупного спроса к другой.
1.2. Понятие, характеристика и факторы совокупного предложения. Кривая совокупного предложения
Предложение - совокупность товаров, услуг, находящихся на рынке, которую продавцы готовы продать покупателю по данной цене. Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю. Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.
Совокупное предложение - это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике и предлагаемых к продаже.
Кривая совокупного предложения AS показывает зависимость между возможным уровнем цен в экономике и тем реальным объемом национального производства, который предлагается к продаже при любом уровне цен [15].
На кривой AS выделяют три участка (см. Рис.4):
а) горизонтальный - кейнсианский;
б) восходящий - промежуточный;
в) вертикальный - классический.
Рисунок 4. Кривая совокупного спроса [1]
Горизонтальный (кейнсианский) отрезок кривой совокупного предложения отражает реальный объем производства, который значительно меньше, чем объем производства при полной занятости Qp. Это характеризует экономику, которая находится в состоянии упадка, в том числе из-за высокого уровня безработицы и не использования всех производственных мощностей. В этих условиях возможно увеличение реального объема национального производства без повышения цен.
Из-за безработицы складывается ситуация, когда люди соглашаются выполнять работу за сравнительно низкую оплату. В таком случае одним из наиболее подходящих методов борьбы со спадом является - полное использование производственных мощностей, позволяющее увеличить выпуск продукции, снизить средние издержки, увеличить среднюю и валовую прибыль без повышения цен [15].
Восходящий (промежуточный) отрезок отражает уровень реального объема национального производства, который показан на графике совокупного предложения AS между величиной Qv где заканчивается горизонтальный отрезок, и Qp, который соответствует уровню полной занятости. На этом отрезке увеличение реального объема национального производства сочетается с повышением уровня цен. Это связано с тем, что по мере приближения экономики к состоянию полной занятости увеличение объема производства сопровождается ростом спроса и цен на ограниченные экономические ресурсы, увеличением средних издержек и повышением цен на выпускаемую продукцию [15].
Вертикальный (классический) отрезок соответствует величине реального объема национального производства, при котором обеспечивается полная занятость Qp т.е. существует только естественный уровень безработицы. В этих условиях невозможно увеличение объема выпуска продукции, так как ресурсы используются полностью, и повышение цен не приведет к росту реального объема национального производства.
Вертикальный отрезок кривой совокупного предложения называют также классическим, так как он соответствует объему национального производства при полной занятости, которую классическая школа считала нормальным состоянием свободной рыночной экономики вследствие присущего ее механизма саморегулирования.
На совокупное предложение влияет не только общий уровень цен, то есть ценовые факторы, но и неценовые факторы. Они ведут к смещению кривой совокупного предложения AS вправо на вертикальном, вправо вниз - на восходящем и вниз - на горизонтальном отрезке при увеличении совокупного предложения или влево на вертикальном, влево вверх - на восходящем и вверх - на горизонтальном отрезке при его уменьшении (см. Рис 5).
Рисунок 5. Изменение кривой совокупного предложение [15]
Воздействие неценовых факторов совокупного предложения связано с тем, что изменяются средние издержки производства продукции, прибыль предприятий, что влияет на их производство и предложение продукции и, соответственно, на совокупное предложение в экономике при том же уровне цен.
К основным неценовым факторам совокупного предложения относятся [17]:
изменения цен на экономические ресурсы;
изменения производительности факторов производства;
изменения налогов и субсидий;
изменения характера государственного регулирования.
Рассмотрим эти факторы.
Влияние основных неценовых факторов совокупного предложения аналогично воздействию неценовых факторов предложения.
Чем выше цены на экономические ресурсы, тем больше средние издержки производства продукции, тем меньше совокупное предложение, график совокупного предложения смещается влево, и наоборот.
В свою очередь, цены на ресурсы зависят от следующих основных факторов [19]:
1) количества ресурсов внутри страны;
2) степени монополизации ресурсных рынков;
3) цен на импортные ресурсы.
Увеличение количества ресурсов внутри страны способствует росту их предложения и снижению цен на них при прочих равных условиях. В результате на всех предприятиях снижаются средние издержки, увеличивается производство и предложение продукции.
Количество природных ресурсов, с одной стороны, увеличивается благодаря открытию и освоению новых месторождений полезных ископаемых и земли, с другой стороны, уменьшается по мере исчерпания природных ресурсов в процессе производственной деятельности, ухудшения условий добычи полезных ископаемых. В целом существует тенденция увеличения цен на природные ресурсы.
Аналогичная ситуация складывается и с трудовыми ресурсами. Во многих развитых странах относительно низкий уровень рождаемости ведет в дальнейшем к сокращению или к низким темпам прироста рабочей силы.
Увеличение реального капитала и повышение производительности техники способствует увеличению выпуска продукции и росту совокупного предложения.
Рост количества предпринимателей и развитие предпринимательской способности тоже способствует увеличению совокупного предложения в экономике.
Монопольная рыночная власть на ресурсных рынках позволяет устанавливать цены на экономические ресурсы на более высоком уровне, чем на конкурентных рынках. Средние издержки производства растут, совокупное предложение уменьшается, кривая AS смещается влево. Значение этого фактора возрастает в случае неэффективного антимонопольного законодательства.
Импорт ресурсов при прочих равных условиях способствует увеличению совокупного предложения в стране. Поэтому снижение цен на импортные ресурсы способствует росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS вправо, повышение цен - снижению совокупного предложения и смещению кривой AS влево.
Изменение цен в стране, которая импортирует ресурсы, зависит от колебаний валютного курса. Если курс национальной валюты снижается, то внутренние цены на импортные ресурсы увеличиваются, и наоборот.
Важным неценовым фактором совокупного предложения являются изменения производительности экономических ресурсов.
Производительность (эффективность) экономических ресурсов - это отношение реального объема национального производства к затратам использованных ресурсов, т.е. средний объем национального производства на единицу затрат факторов производства.
Увеличение производительности техники, рабочей силы предполагает, что при данном объеме ресурсов производится больше продукции. Это означает, что средние издержки снижаются, прибыль увеличивается, что стимулирует рост производства и совокупного предложения в экономике. Кривая AS смещается вправо. Уменьшение производительности ведет к противоположным изменениям и сдвигу кривой AS влево.
Производительность факторов производства зависит от количества и качества техники, прогрессивности технологии, квалификации рабочей силы, уровня организации труда, производства и управления.
Неценовым фактором совокупного предложения выступают также изменения налогов и субсидий.
Рост ставок налогов ведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения, сдвигу графика AS влево. Снижение налогов или выделение субсидий стимулирует развитие производства и предложения продукции, кривая AS смещается вправо.
В современной экономике необходима регулирующая роль государства. Однако если государственное регулирование имеет преобладающий характер по сравнению с действием конкурентного рыночного механизма, то это может привести к замедлению темпов развития экономики. Совокупное предложение может снизиться, кривая AS сместится влево.
?
Глава 2. Модели макроэкономического равновесия
2.1. Модель макроэкономического равновесия AD-AS
Рассмотрим процесс установления макроэкономического равновесия в рамках модели AD-AS.
Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства определяются в точке пересечения графиков AD и AS, где объемы совокупного спроса и совокупного предложения равны [16].
При этом на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения AS уровень цен не меняется и не оказывает влияния на равновесие объема национального производства. На восходящем (промежуточном) участке кривой AS на положение равновесия влияет уровень цен, и объема национального производства. На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения AS реальный объем национального производства не изменяется и не влияет на установление равновесного уровня цен.
На рисунке 6 показано положение равновесия на восходящем (промежуточном) участке кривой совокупного предложения AS.
Рисунок 6. Положение макроэкономического равновесия на восходящем (промежуточном) участке кривой совокупного предложения [16]
Рисунок 6 демонстрирует, положение макроэкономического равновесия в точке Е, данное положение достигается за счет достижения равновесия совокупного предложения и совокупного спроса. А также мы видим, равновесный уровень цен, в точке РЕ и равновесный объем национального производства, в точке Qe [16].
Изменения в равновесии связаны с действием неценовых факторов совокупного спроса и совокупного предложения, которые ведут к сдвигу кривых AD и AS вправо или влево.
Рассмотрим сначала влияние изменения совокупного спроса на положение макроэкономического равновесия.
Как было ранее установлено, увеличение совокупного спроса и смещение кривой AD вправо возможно вследствие роста потребительских, инвестиционных, государственных расходов и чистого экспорта.
Однако последствия увеличения совокупного спроса для экономики зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения это происходит (см. Рис.7).
Рисунок 7. Увеличение совокупного спроса и макроэкономическое равновесие: а - увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке кривой /1S; б - увеличение совокупного спроса на восходящем отрезке кривой /IS; в - увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке кривой /IS [18]
На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения AS (см. Рис. 7, а), где высокий уровень безработицы и низкий уровень использования производственных мощностей, увеличение совокупного спроса от AD до AD2 ведет к росту реального объема национального производства от Qt до Q2 при том же уровне цен Р1 (см. Рис. 7, а).
На восходящем отрезке кривой AS (см. Рис. 7, б) увеличение совокупного спроса от AD3 до AD a ведет как к росту реального объема национального производства от Q3 до QA, так и к увеличению уровня цен от Р3 до Рг
На вертикальном отрезке кривой совокупного предложения AS (см Рис. 7, в) увеличение совокупного спроса от ADS до AD6 не может привести к росту реального объема национального производства Q, так как ресурсы используются полностью, но способствует увеличению уровня цен от Р5 до Р6.
Поскольку повышение общего уровня цен означает инфляцию, то увеличение совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках кривой AS ведет к развитию инфляции спроса.
Теперь рассмотрим, какие изменения в экономике произойдут при снижении совокупного спроса.
На первый взгляд, с позиции действия рыночного механизма, при уменьшении совокупного спроса на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой совокупного предложения AS реальный объем национального производства снизится при том же уровне цен; на восходящем (промежуточном) отрезке кривой AS уменьшатся и объем производства, и уровень цен, на вертикальном (классическом) отрезке кривой AS объем национального производства останется неизменным, а цены снизятся.
Однако в реальной экономике цены на товары и услуги при уменьшении совокупного спроса, в отличие от их увеличения, становятся негибкими, неэластичными и не имеют тенденции к снижению.
Данная ситуация объясняется рядом причин, которые существуют в процессе функционирования экономики.
Так, заработная плата, как правило, не уменьшается, что объясняется деятельностью профсоюзов, снижением стимулов к труду при уменьшении ставок оплаты труда, социальными и моральными факторами. Предприниматели, естественно, не заинтересованы в снижении прибыли и препятствуют падению цен при уменьшении совокупного спроса. Неэластичность цен в сторону снижения в значительной степени связана и с монопольной рыночной властью фирм в условиях несовершенной конкуренции, которые в условиях снижающегося спроса на продукцию предпочитают сокращать занятость и объем выпуска, не уменьшая цен на продукцию.
Отсутствие тенденции цен к уменьшению, их негибкость, неэластичность при снижении совокупного спроса экономисты называют эффектом храповика (храповик - это механизм, который позволяет оси вращаться в одном направлении и не позволяет вращаться в другом).
Представим действие эффекта храповика на Рисунке 8.