Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Исламский фактор в современных международных отношениях

one_butterfly 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Целью исследования является выявление характера и роли исламского фактора в международной политике. Задачи: 1. Рассмотреть аспекты формирования контуров мусульманского мира. 2. Раскрыть роль исламского фактора в современной мировой политике. 3. Изучить механизмы влияния исламского фактора на современные международные отношения. 4. Обозначить современные интересы и перспективы исламского мира. Объектом исследования выступает исламский фактор в мировом сообществе. Предметом исследования выступают особенности влияния исламского фактора на современные международных отношениях. Хронологические рамки курсовой работы охватывают период конца двадцатого века - первой половины двадцать первого века. Данный период характеризуется процессом формирования исламского полюса международных отношений, консолидации и объединения экономических и культурных потенциалов, резким ростом количества религиозных организаций, а также характером и содержанием влияния ислама на мировые политические процессы, международному терроризму, прежде всего исламистскому. В работе используются следующие методы исследования: анализ и систематизация имеющейся научной и периодической литературы, сравнительно-исторический.Первую группу из материалов мы будем рассмотреть следующие материалы: Арунова М.Р. Современный Исламский Восток и страны Запада. - М., 2004. – 287 с. Книга посвящена истории и современному состоянию отношений Востока со странами Запада. Рассмотрено сотрудничество в военно-политической и торгово-экономической областях . Базили К. Сирия и Палестина под турецким правительством. М.- 2007. Книга представляет историографический интерес как одна из ранних работ в области русской арабистики; историю Сирии XVI–XVIII вв., события 30–40-х годов XIX в. Белокреницкий В. Я. Мусульманский Восток в начале XXI века / В. Я. Белокреницкий // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. – 164 с. Книга посвящена рассмотрению актуальных проблем современного общественного развития в ареале распространения религий ислама . Бжезинский 3. Великая шахматная доска / 3. Бжезинский. М., 2008. - 247 с. В книге анализируется геополитическая ситуация текущего десятилетия в мире, и особенно на Евразийском континенте, прогнозируя политическую карту будущего мира . Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М., 2011. – 364 с. В книге раскрывается методология и практика сравнительного анализа политических систем, политических процессов, политических культур, взаимодействия и борьбы политических сил на Востоке; обосновываются пути формирования и перспективы на Востоке моделей демократии . Воронин С.А. Ислам, национализм и власть: Индонезия, Ливия, Иран. Политическое лидерство в исламском мире в свете теории «третьего пути». - М., 2009. – 495 с. В книге рассматривается соотношение ислама, национализма и политической власти на Востоке на фоне истории и эволюции политического лидерства в исламском мире с середины XIX века по настоящее время в Индонезии, Ливии и Иране . Гафаров А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX вв.) / А.А. Гафаров. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 564 с. Данная работа посвящена исследованию модернизации мусульманского сообщества в Российской империи (XIX – начало XX вв.). Данные процессы, включающие религиозно-реформаторское, просветительское движения, становление и развитие национальной идеологии . Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов-на-Дону, 2002. - 218 с. Монография представляет собой попытку комплексного осмысления исламского радикализма как социально-философского явления, имеющего глубокие исторические, культурные, философские и собственно религиозно-догматические корни . Исламский фактор в истории и современности / Ин-т востоковедения РАН ; отв. ред. В.Я. Белокреницкий, И.В. Зайцев, Н.Ю. Ульченко. — М. : Вост, лит., 2011. — 605 с. В книге рассматривается исламская цивилизация и пути ее эволюции, истоки исламского радикализма, демография исламского мира, пути и возможные масштабы распространения исламской экономики, исламская идеология и исламизация, история ислама . Ланда Р.Г. Культурно-историческая почва исламского экстремизма / Исламский фактор в истории и современности. Сборник статей. - М., 2011. – 138 с. В книге рассматривается влияние внешнего фактора на процессы распространения идеологии и практики радикального ислама в России и других странах СНГ . Малышева Д. Б. Современная мировая политика в контексте формирования многополюсного мира / Д. Б. Малышева // Азия и Африка в мировой политике. М., 2012. – 203 с. В работе анализируются проблемы, связанные с определением изменившегося места в формирующемся многополюсном мире развивающихся государств Азии и Африки, их международные отношения, рассмотренные в связке с проблемами современной мировой политики (безопасность, бедность, экология). Наумкин В. В. Ислам и мусульмане: культура и политика / В. В. Наумкин. М. ; Н. Новгород, 2008. – 768 с. Работа посвящена различным аспектам истории, современной политической, международной, культурной и религиозной жизни исламских обществ . Мирский Г.И. Ислам, исламизм и современность / Исламский фактор в истории и современности. Сборник статей. - М., 2011. – 145 с. Работа посвящена разграничению категорий, относящихся к описанию явлений и процессов, связанных с усилением влияния ислама на политику. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. - М., 2000. – 168 с. Монография посвящена зарождению и развитию исламского фундаменталистского движения в Судане на протяжении 20 века. В книге рассматриваются предпосылки выдвижения исламских фундаменталистов на авансцену политической жизни Судана Руденко Л.Н. Экономическая модернизация в арабских странах (конец ХХ – начало ХХI века) / Л.Н. Руденко. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 236 с. Монография посвящена изучению различных аспектов экономической модернизации, которая осуществлялась в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки в течение последних трех десятилетий. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада / Ислам и политика. Сборник статей. - М., 2001. – 112 с. Книга посвящена проблеме интеграции мусульман встраны ЗападнойЕвропы после потерь Второй мировой войны. Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. - М., 2012. – 258 с. Книга посвящена изучению процессов глобализации в мусульманском мире и оценке этого феномена с позиций исламской политико-правовой мысли. Отмечаются исламские правовые рамки того вклада, который мировое мусульманское сообщество может внести в процесс глобализации. Сидоров В. И. Исламская финансовая система : монография / В. И. Сидоров, Салах Гасим, Н. С. Гайдей. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2017. – 420 с. В монографии рассмотрены особенности становления, развития и функционирования исламской финансовой системы. Значительное внимание уделено вопросам имплементации исламских финансовых принципов в национальных системах мировой экономики, а также глобальным перспективам развития исламской финансовой индустрии. Вторую группу из материалов мы будем рассмотреть следующие материалы: Башир А. Исламский мир в современной мировой политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. - 2009. - №3. - С. 35-46. В работе рассматриваются место и роль исламского мира в современной мировой политике с учетом его значительного энергетического, демографического и растущего экономического потенциала и существенных характеристик современного мирового порядка, а также тенденций формирования нового мирового порядка. Богомолов О.В. Політичний іслам // Політика і час. – 2003. – № 12. – С. 54-61. В работе освещены некоторые особенности исламского фундаментализма и его перспективы на территории бывшего Советского Союза. Волков А. Религиозный экстремизм и палестинская проблема // Азия и Африка сегодня. – М., 2008. - № 5. – С. 36. В работе рассматривается палестинская проблема преимущественно как военно-политический конфликт между государством Израиль и арабскими странами. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира / Ислам и политика. Сборник статей. - М., 2001. – 116 с. В работе рассматривается подъем ислама, его идеология и политическая борьба противоречий и конфликтов, которые наблюдаются в регионах распространения ислама - как между государствами, так и даже внутри каждого из них. Колобов А.О. Ислам и новый мировой порядок // Ислам в современном мире. - 2005. - № 1. – С. 67 В работе освящается формирование нового мирового порядка, представляющего собой совокупность неких условий, диктуемых Западом в целом остальному миру. Ислам, как фактор мировой политики и готовности к протесту, становится все более значительным Малашенко А. Выстраивая отношения с мусульманским миром //Рабочие материалы. - 2010- N 1. - С. 17-21 В работе предпринята попытка коротко ответить на несколько вопросов. Как улучшить отношения между мусульманским миром и Америкой, Европой и Россией? Существует ли мусульманский мир как некий самостоятельный субъект международных отношений? Насколько важно учитывать влияние на политику мусульманских стран религиозной идентичности их обществ? И др. Малашенко А. В. Ислам для России / А. В. Малашенко. М., 2007. — 192 с. В этом документе освящен религиозно-политический феномен «Исламское государство» его дестабилизацию на обстановку в России в системе государственных границ . Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциализм, конвергенция, гибридизация? // Международные процессы. - 2010. - № 2. – С. 17-21 В работе рассматриваются основные миграционные потоки современного мира, основная тема статьи - мусульманская миграция на Запад. Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. - 2006. - № 1. – С. 34 В работе рассматривается современный исламский радикализм, его истоки, разновидности, идейные основы, организационные формы, его связь с этничностью и политикой. Автор сопоставляет различные дефиниции этого феномена, анализирует достоинства и недостатки различных подходов к исламскому радикализму, в том числе к его наиболее экстремистскому проявлению — джихадизму. Османов, Г. Исламский фактор в мировой политике / Г.Османов // Дагестанская правда. – 2009. №3. – С. 46-49 В статье рассматривается роль исламского фактора во внешней и внутренней политике мусульманских стран, его проявления в современном мире, представлены мнения исследователей по данному вопросу. Полосин А.В. Базовые аспекты развития мирового ислама в контексте актуальных международно-политических процессов // Ислам в современном мире. - 2008. - № 1. – С. 32-35 В работе оцениваются планы глобализации не только как продукт определенных экономических и политических мотивов у субъектов социального действия, но и как концентрированное выражение их более глубинного, заложенного в духовную природу человека мотива – воли к власти, для которой все остальное является только средством или символом. Географические рамки исследования довольно широки. Это объясняется выбором темы и задачами исследования. Под миром ислама понимается «мусульманский Север, включающий мусульманские регионы России, Кавказ и Центральную Азию, а под мусульманским Востоком - Ближний и Средний Восток». Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Столкновения приводят к ситуации, в результате которой, одна часть цивилизации укрепляет свои позиции, а вторая наоборот. Конец ХХ века можно обусловить ростом технического прогресса и изменений ценностей. Трудности отношений мусульманского мира с остальным миром остаются одной из главнейших проблем мировой политики. Актуальность данного исследования обусловлена резким ростом количества религиозных организаций, возникших в последнее время. Набирает силы религиозный фактор и во внешнеполитической деятельности не только стран Ближнего и Среднего Востока, где религиозный фактор тесно переплетается с политическим процессом, но и в странах ЕС, США и РФ. Политизация религии, использование ее для достижения политических, экономических, корпоративных целей влияет на социальную интеграцию, политическую стабильность, порождает ряд угроз и вызовов международной безопасности. Выявление механизмов использования религиозного фактора во внешнеполитической деятельности современных государств, поиск путей минимизации деструктивных последствий политизации религии актуализирует тему данного исследования. В настоящее время, когда «исламский фактор» все больше и больше влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств исламского мира, выявление главных направлений во взаимоотношениях мусульман с странами с другим вероисповеданием представляется чрезвычайно актуальным, особенно для Российской Федерации, где проживают представители обоих исламских течений. Словом, исламский фактор влияет на обустройство политического мирового пространства, которое им перенасыщено. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего исследования современных процессов в исламском сообществе, определения наиболее эффективных путей в плане создания цивилизации исламского мира, состояния представления мусульманского мира и его роли в мировой политике.
Содержание

Введение………………………………………………………….3 Глава 1 Исламский мир как субъект мировой политики…………………………………………………………………14 1.1 Контуры мусульманского мира……………………………………………………………………….14 1.2 Роль исламского фактора в современной мировой политике…………………………………………………………………..19 Глава 2 Влияние исламского фактора на характер и содержание современных международных политических процессов………………………………………………………………….26 2.1 Механизмы влияния исламского фактора на современные международные отношения……………………………………………….26 2.2 Современные интересы и перспективы исламского мира………………………………………………………………………….35 Заключение…………………………………………………………...46 Библиографический список…………………………………………48 Список литературы…………………………………………………..48 Список источников…………………………………………………..50
Список литературы

1.Арунова М.Р. Современный Исламский Восток и страны Запада. - М., 2004. – 287 с. URL:http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1199 (дата обращения 18.02.2021) 2. Арунова М.Р. Современный Исламский Восток и страны Запада. - М., 2004. – 287 с. URL:http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1199 (дата обращения 18.02.2021) 3. Базили К. Сирия и Палестина под турецким правительством. М.- 2007. URL:https://www.twirpx.com/file/2030889/(дата обращения 26.02.2021) 4.Белокреницкий В. Я. Мусульманский Восток в начале XXI века / В. Я. Белокреницкий // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. – 164 с. URL:https://royallib.com/book/bgezinskiy_zbignev/velikaya_shahmatnaya_doska.html(дата обращения 25.02.2021) 5.Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М., 2011. – 364 с. URL:https://mgimo.ru/library/publications/180100/(дата обращения 19.02.2021). 6. Воронин С.А. Ислам, национализм и власть: Индонезия, Ливия, Иран. Политическое лидерство в исламском мире в свете теории «третьего пути». - М., 2009. – 495 с. URL:https://books.google.com.ua/books/about/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B8_%D0%B2.html?id=LyZzkgAACAAJ&redir_esc=y(дата обращения 26.02.2021) 7. Гафаров А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX вв.) / А.А. Гафаров. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 564 с. URL:kpfu.ru › portal › ias_utils.file_download (дата обращения 24.02.2021) 8. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов-на-Дону, 2002. - 218 с. URL: https://ua1lib.org/book/520881/88bc04?regionChanged=&redirect=205326915(дата обращения 14.02.2021) 9. Исламский фактор в истории и современности / Ин-т востоковедения РАН ; отв. ред. В.Я. Белокреницкий, И.В. Зайцев, Н.Ю. Ульченко. — М. : Вост, лит., 2011. — 605 с. URL: https://book.ivran.ru/f/islamskij-faktor-v-istorii-i-sovremennosti.pdf(дата обращения 10.02.2021) 10. Ланда Р.Г. Культурно-историческая почва исламского экстремизма / Исламский фактор в истории и современности. Сборник статей. - М., 2011. – 138 с. 11. Малышева Д. Б. Современная мировая политика в контексте формирования многополюсного мира / Д. Б. Малышева // Азия и Африка в мировой политике. М., 2012. – 203 с. URL:https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2012/12025.pdf(дата обращения 11.02.2021) 12. Наумкин В. В. Ислам и мусульмане: культура и политика / В. В. Наумкин. М. ; Н. Новгород, 2008. – 768 с. URL:https://www.twirpx.com/file/937480/(дата обращения 27.02.2021) 13. Мирский Г.И. Ислам, исламизм и современность / Исламский фактор в истории и современности. Сборник статей. - М., 2011. – 145 с. URL:https://antiterrortoday.com/images/docs/Mirskij_2010.pdf(дата обращения 14.02.2021) 14. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. - М., 2000. – 168 с. URL:http://book.iimes.su/?p=1078(дата обращения 25.02.2021) 15. Руденко Л.Н. Экономическая модернизация в арабских странах (конец ХХ – начало ХХI века) / Л.Н. Руденко. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 236 с. URL:https://kpfu.ru/portal/ias_utils.file_download?p_table_id=4&p_file=F420133754/102_6._.IMOIV._.Ek.modernizaciya._.21.06.2017_A5.MAKET.pdf (дата обращения 20.02.2021) 16. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада / Ислам и политика. Сборник статей. - М., 2001. – 112 с. URL:https://strana-oz.ru/2003/5/musulmane-na-zapade(дата обращения 19.02.2021) 17. Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. - М., 2012. – 258 с. URL:https://pravo.hse.ru/data/2012/02/08/1262529521/2012_%D0%A1%D1%8E%D0%BA%D0%B8%D1%8F%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BD%20%D0%9B%D0%A0_%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80.pdf(дата обращения 26.02.2021) Список источников. 18. Сидоров В. И. Исламская финансовая система : монография / В. И. Сидоров, Салах Гасим, Н. С. Гайдей. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2017. – 420 с. URL: https://www.univer.kharkov.ua/images/redactor/news/2017-10-10/Sidorov.pdf (дата обращения 18.02.2021) 19. Башир А. Исламский мир в современной мировой политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. - 2009. - №3. - С. 35-46.URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/9066/ru_RU (дата обращения 16.02.2021) 20. Богомолов О.В. Політичний іслам // Політика і час. – 2003. – № 12. – С. 54-61 URL:https://chtyvo.org.ua/authors/Bohomolov_Oleksandr/Politychnyi_islam_Deiaki_osoblyvosti_islamskoho_fundamentalizmu_ta_ioho_perspektyvy_na_terytorii_kol/(дата обращения 16.02.2021) 21. Волков А. Религиозный экстремизм и палестинская проблема // Азия и Африка сегодня. – М., 2008. - № 5. – С. 36. URL:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Volkov/_03.php (дата обращения 21.02.2021) 22. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира / Ислам и политика. Сборник статей. - М., 2001. – 116 с. URL:https://book.ivran.ru/f/islam-i-politika.pdf(дата обращения 20.02.2021) 23. Колобов А.О. Ислам и новый мировой порядок // Ислам в современном мире. - 2005. - № 1. – С. 67 URL:http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/2/plenary_kolobov.htm? 24. Малашенко А. Выстраивая отношения с мусульманским миром //Рабочие материалы. - 2010- N 1. - С. 17-21 URL: https://carnegieendowment.org/files/Malashenko_workingpapers_2010.pdf (дата обращения 21.02.2021) 25. Малашенко А. В. Ислам для России / А. В. Малашенко. М., 2007. — 192 с.https://muslim.ru/articles/278/8142/(дата обращения 15.02.2021) 26.Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциализм, конвергенция, гибридизация? // Международные процессы. - 2010. - № 2. – С. 17-21 URL:http://www.perspektivy.info/oykumena/kotel/musulmanskaja_diaspora_na_zapade_differenciacija_konvergencija_gibridizacija_2011-04-08.htm (дата обращения 24.02.2021) 27. Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциализм, конвергенция, гибридизация? // Международные процессы. - 2010. - № 2. – С. 17-21 URL:https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002855739/(дата обращения 27.02.2021) 28. Османов, Г. Исламский фактор в мировой политике / Г.Османов // Дагестанская правда. – 2009. №3. – С. 46-49 URL:http://www.rtsu.tj/ru/scientific-work/vestnik-rtsu/index.php?element=1436&clear_cache=Y(дата обращения 18.02.2021) 29.Полосин А.В. Базовые аспекты развития мирового ислама в контексте актуальных международно-политических процессов // Ислам в современном мире. - 2008. - № 1. – С. 32-35 URL:http://www.islamrf.ru/news/umma/islam-world/4210(дата обращения 25.02.2021)
Отрывок из работы

Глава 1 Исламский мир как субъект мировой политики 1.1 Контуры мусульманского мира Исламский мир является одним из наиболее значимых структурных компонентов системы международных отношений. Все основные события современной мировой политики, так или иначе, связаны с исламским миром или же отдельными его элементами. Это определяет необходимость понимания его основных сущностных признаков, а также причин и условий, формирующих так называемый исламский фактор и характер его влияния на современные политические процессы в мире . Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством. Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман. В религиозно-культурном отношении исламский мир представляет собой мировое сообщество единоверцев, связанных общими религиозными и культурными ценностями, образом жизни. Для этого аспекта употребляется термин «умма» ? мусульманская община. Важнейшей сущностной характеристикой уммы являются отсутствие концентрации внимания на национальных или этнических различиях. Для уммы не существует государственных границ, мусульмане готовы помочь единоверцам, где бы они ни находились. Данные концептуальные положения уммы, определяют привлекательность религиозных постулатов Ислама и придают ему значительную мобилизующую силу. Географический аспект исламского мира определяется ареалом распространения Ислама на Планете. С точки зрения аспекта географического, под исламским миром подразумевают тот регион на планете, где компактно проживает большое количество мусульман: охватывает территории от Западной Африки вплоть до Юго-Восточной Азии, и в этот регион входит и Европа, и Россия, и Кавказ, а также Центральная Азия, Индия, Китай и Индонезия. Если рассматривать распространение мусульманского населения по континентам и странам, то в Северной Африке проживает всего 20% от мусульман земли, а в Азии - 80% приверженцев мусульманской религии: в Индонезии проживает двести тридцать миллионов человек, в Индии – сто девяносто, в Пакистане – сто девяносто пять миллионов, в Бангладеш мусульманское население составляет сто пятьдесят миллионов. Фактически непрерывный исламский ареал охватывает все восточное полушарие, начиная от Западной Сахары до Китая, Малайзии и Индонезии . По различным оценкам численность мусульман в мире превышает 1,5 млрд. человек. При этом одной из наиболее значимых тенденций глобального уровня является рост численности мусульманского населения. Так, в частности по данным доклада американского исследовательского центра «Pew Research Cente» в 2010 году их численность возросла до 1,6 млрд., выдвинув эту конфессию на второе место после Христианства . С учетом динамики прироста представителей данных религиозных направлений к 2050 году их численность фактически сравняется, составив соответственно 2.6 млрд. – представителей Христианской конфессии, 2,3 млрд. – представителей Ислама. В целом же в настоящее время мусульмане составляют 23% жителей земли и являются носителями собственной исламской цивилизации. 60% мусульман проживают в Азии, 20% – на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Фактически непрерывный исламский ареал охватывает все восточное полушарие, начиная от Западной Сахары до Китая, Малайзии и Индонезии. При этом сам по себе ареал распространения Ислама в географическом отношении принято разделять: на исламский запад, объединяющий мусульман Западной Европы и США; исламский север ? мусульманское население центрально-азиатских стран, России и Китая; исламский юго-восток ? мусульманское население Индонезии, Бангладеш и некоторых других страны Южной и Юго-Восточной Азии; исламский юг ? мусульманское население ряда стран Африканских континента. Особым элементом в системе исламского мира является, так называемый «исламский Восток», куда входит большинство арабских стран, а также Иран. Значимость данного региона в исламском мире обусловлена тем, что именно на этой территории расположены исторические центры зарождения мусульманской религии ? Мекка и Медина. Здесь же формировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об исламе как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. Значимость региона определяется также и тем, что именно здесь получил распространение арабский язык, являющийся важнейшим средством интеграционного взаимодействия мусульман всего мира. К наиболее известным субрегиональным интеграционным объединениям арабских стран относятся Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Катара и Омана, а также Совет арабского сотрудничества (САС), образованный Египтом, Иорданией, Ираком и Йеменской Арабской Республикой в феврале 1983 года . Интеграционные процессы развиваются и на уровне исламского мира в целом. В рамках Организации исламской конференции (ОИК) создан Исламский банк развития (ИБР), увеличивший свой уставный капитал до 8 млрд. долларов, обогнав по этому показателю Всемирный банк реконструкции и развития (ВБРР). 15 июня 1997 года в Стамбуле создана «Большая исламская восьмерка» в составе Турции, Египта, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Индонезии, Нигерии. На эти страны приходится около 8 % мировой торговли. В повестке дня исламских стран – формирование общего рынка. Они реализуют также несколько программ по переходу на единую исламскую валюту и т.д. Исламские страны имеют солидные финансовые активы. В 2001 году они составляли 230 млрд. долларов, с 1982 по 2002 год они выросли почти в 40 раз. Общие долларовые резервы арабских стран исчисляются 10-11 трлн. долларов. (15, с.129) Ряд исламских стран, используя свои нефтедоллары, западные технологии и передовой опыт организации производства, создали современные отрасли промышленности. Значительным промышленным потенциалом обладают Малайзия, Турция и др. В 90-х годах прошлого столетия доля промышленной продукции в экспорте Турции составляла почти 80 процентов. Для сравнения: более 70 процентов экспорта России даже в настоящее время составляют сырьевые товары. С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия. Политическая составляющая исламского мира представлена мусульманскими или исламизированными странами, т.е. государствами, основное население которых исповедует ислам или мусульманской является его титульная нация. В настоящее время к этой категории относится государство ? Иран, Афганистан, государства Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии. В своей совокупности они составляют более четверти членов ООН. Помимо этого существенный сегмент политической составляющей исламского мира формируют государства, в которых мусульмане, как например, в России, Китае, Индии являются влиятельным меньшинством. Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того проценткоренных мусульманских народов на территории Российской Федерациисоставляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны. В целом же зона распространения Ислама охватывает порядка 120 стран мира. Значительная часть мусульманских стран, а также стран, в которых мусульманское население составляет влиятельную часть населения, объединены в международную межправительственную Организацию Исламского сотрудничества (57 государств), являющуюся самой крупной межправительственной организацией мусульманского мира. По количеству членов она представляет собой второе по масштабности государственно-политическое объединение после ООН . Все это в совокупности формирует содержание так называемого «исламского фактора», в основе которого лежит усиливающиеся влияние Ислама, а также исламских государств, организаций и движений, в том числе структур радикального толка на политические процессы, как в рамках отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества в целом. 1.2 Роль исламского фактора в современной мировой политике Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Понятие «мусульманский мир» означает территории, на которых проживают мусульмане и где они следуют или пытаются следовать «исламскому образу жизни», т. е. идущим от религиозной традиции поведенческим нормам. Мусульманский мир включает в себя мусульманские государства, компактно проживающие мусульманские меньшинства, мусульманскую миграцию, среди которой сильны настроения в пользу поддержания своей религиозной идентичности. Отсюда следует тождественность понятий «мусульманский мир» и «мусульманская умма», которое с арабского языка переводится как «мусульманская нация» и включает в себя всех мусульман независимо от места их проживания. Под «остальным миром» понимаются Европа, США, Китай, Россия, Индия и т. д., т. е. те страны, где мусульмане цивилизационно и географически соприкасаются с иными обществами и регионами. Трудности общения заключаются во взаимной подозрительности, во встречных обвинениях в экспансии — политической, идеологической. Их показателем являются военно-политические конфликты, в которых мусульмане противостоят немусульманам или же одни мусульмане противостоят другим мусульманам, опираясь на помощь Европы, Америки либо России. Исламский фактор – это, прежде всего, огромный исламский мир, объединяющий более 1,3 млрд. мусульман. Последователи исламской религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. Последователи исламской религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. В целом ряде государств они являются значительным и влиятельным меньшинством. Исламский фактор обусловлен политизацией религии, формированием близкого, а подчас и единого мнения мусульман относительно роли Запада в конфликтах, а также усилением во всех мусульманских странах исламизма. . Солидарность мусульман становится заметной в критических ситуациях, в том числе, когда имеет место противостояние с иноверцами Особое значение в данных условиях приобретает Ислам, как одна из наиболее распространенных мировых религий и Ислам, как одна из крупнейших мировых цивилизаций. Наличие исламского фактора в современной мировой политике вызвано рядом причин, среди которых: • во-первых, само наличие мусульман и их вовлечённость, как самостоятельной группы, обладающей собственными нормами, ориентирами и ценностями, а также имеющей реальные интересы, в любые процессы — политические, экономические и так далее; • во-вторых, наличие контакта с другими цивилизациями, в ходе которого осознаётся различие. То есть, в случае противоречия интересов мусульманской общности с той, с которой она находится в контакте, вероятен конфликт. Он может оформляться и часто оформляется как религиозный. И в последующем именно этот — религиозный — аспект взаимодействия приобретает самостоятельное значение, оказывая влияние на действия организаций или групп населения . Среди наиболее значимых сущностных характеристик исламского фактора в современной мировой политике, представляется возможным выделить: ? Сравнительная молодость Ислама, определяющая его как динамично развивающуюся религиозную систему, основную на актуальных для современного этапа ценностно-мировоззренческих установках. Ислам значительно моложе по временным рамкам (14 столетий) всех остальных мировых конфессий и именно поэтому ему присущи активные, в том числе радикальные формы и методы утверждения своих религиозных догматов в различных регионах мира. ? Притягательность основных религиозных догматов для значительной части населения в той или иной мере, сталкивающихся с проявлениями несправедливости и угнетения. Ислам воспринимается его сторонниками как лучшая идеология, образ жизни, защитник угнетенных, идеал государства и общества, панацея от всех бед. ? Высокая степень политизации Ислама. Религия в мусульманских странах играет более значительную роль в общественной практике, чем политические партии и общественные организации. Вследствие этого культовые исламские учреждения являются основными центрами общественно-политической жизни, формируя мировоззрение верующих и их отношение к политико-правовым вопросам, в том числе международного уровня. ? Универсальность Ислама, определяемая взаимосвязью религиозных и светских аспектов жизнедеятельности мусульманских сообществ. Ислам представляет собой не просто религиозное учение, но и образ жизни, характеризующийся тесной взаимосвязью духовных, светских и религиозно-политических функций. ? К сильной стороне исламского мира можно отнести то обстоятельство, что он мало восприимчив к западным культурным, морально-этическим и политическим ценностям, а в ряде случаев открыто их отторгает. При этом навязывание западных моделей ведет, как правило, к усилению влияния Ислама на широкие массы населения. ? Пассионарность приверженцев Ислама, проявляющаяся в стремлении к защите и утверждению исламских идеалов, в том числе военно-силовым путем и ценою самопожертвования. Все эти свойства и характеристики определяют феномен ислама, как религиозно-мировоззренческой парадигмы, а также характер и содержание его влияния на мировые политические процессы. Являясь сложным и многоаспектным явлением, исламский фактор в современной мировой политике можно разделить на комплекс субфакторов, каждый из которых имеет влияние на определенную сферу. В целом ряде стран, в том числе и в России, они являются значительным и влиятельным меньшинством. Фактически ислам распространен по всему миру. Исламский фактор в мировой политике – это усиливающиеся влияние религии, в том числе и радикальных исламских течений на международные процессы. Это также интернационализация радикальных исламских течений и угроза безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламские организации сегодня успешно распространяют своё влияние по всему миру. Но в их рядах находятся не только расселившиеся по всему миру арабы-мусульмане. Идеи исламских радикалов находят живой отклик и среди коренного населения стран Европы. Вопрос в силе социального и имущественного расслоения в том или ином обществе. Ведь, не секрет, что эффект от идей, пропагандируемых радикалами (таких как равенство, социальная справедливость и свобода от эксплуатации), прямо пропорционален уровню маргинализации населения в той или иной стране. Эта тенденция не абсолютна, но реальна[19, с. 147]. Исламский фактор в мировой политике – это возросшая роль культуры ислама в межцивилизационном сотрудничестве. Процесс глобализации набирает обороты, и объединение национальных экономик; на межрегиональном и на межконтинентальном уровне требует диалога культур и цивилизаций. Исламский фактор во внешней политике – это отражение особой внутрикультурной, внутриэкономической и внутриполитической структуры на современном этапе. Наличие в стране влиятельного и многочисленного мусульманского меньшинства, невозможность интеграции в западную христианскую цивилизацию, а также стремление к преодолению изоляции и поиску стратегических партнеров и способность к межцивилизационному взаимодействию обуславливают перспективность взаимовыгодного сотрудничества западных стран с исламским миром. И, наконец, исламский фактор – это процесс формирования исламского полюса международных отношений. Дело в том, что когда речь заходит о возможности исламского мира к осуществлению самостоятельной внешней политики, часто вспоминают о таком понятии как исламская солидарность, указывая ее в качестве основы для единства исламских стран. Однако события последних лет показывают, что в мире внешней политики исламские страны неохотно поддерживают своих соседей, если те не являются членами какого-либо объединения исламских государств или же если на ее территории распространено другое течение ислама. Самый яркий пример – деятельность т.н. «вахаббитского тандема» (Саудовская Аравия и Катар) по поддержке боевиков, участвовавших в боях в Ливии и Сирии против сторонников прежних светских властей. Если исламский мир и формирует некий полюс мировой политики, то только в виде разрозненных участков активности. Однако, последователи ислама давно уже поняли, что в глобализирующемся мире, в котором основную роль играют крупные державы и международные монополии, нельзя быть самостоятельным и на равных условиях участвовать в международном разделении труда без консолидации и объединения экономических и культурных потенциалов, а именно, без создания интеграционных объединений таких как ОИС, ЛАГ и т.д .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 39 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg