Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

alex_m 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Проблема местоимений – одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько). Такое понимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включить местоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенности значения и формальных показателей местоименных слов.
Введение

Актуальность предпринятого исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, местоимения по-прежнему остаются темой, вызывающей неподдельный интерес и оживленные споры среди ученых-языковедов. Изучение лингвистической литературы показывает, что за последние два столетия исследователи значительно расширили спектр представлений о местоименных словах, но так и не пришли к единой точке зрения на природу, семантику, функции и состав данного класса. Следовательно, изучение «местоименной» проблематики по-прежнему отвечает задачам современной лингвистики. Объектом исследованияявляются местоимения русского языка. Предметом исследования–особенности изучения местоимений в средней школе. Цель исследования –определить в содержании обучения русскому языку в средних классах место для рассмотрения местоимений и приемы их эффективного изучения. В связи с этой целью определяются задачи исследования: 1) дать определение местоимению как части речи; 2) рассмотреть формально-грамматическую и лексико-грамматическую классификацию местоимений; 3) проследить историю изучения местоимений в русском языкознании; 4) сравнить современные программы и учебники по русскому языку в плане представленности в них темы «Местоимение»; 5) дать рекомендации к изучению местоимений на уроках русского языка в средней школе. Методологической базой исследования послужили работы отечественных языковедов: Л. В. Щербы [49], Л. Л. Буланина [7], П. А. Леканта [43], В. В. Виноградова [8], В. В. Бабайцевой [3], Е. В. Карабут, [19] др. В качестве материала исследования нами были выбраны наиболее распространенные в современном школьном филологическом образовании учебно-методические комплексы по русскому языку: 1) М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова [35]; 2) М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [36]; 3) В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова [4]. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования и нормативных документов средней общеобразовательной школы; структурно-функциональный анализ содержания современного школьного обучения русскому языку. Практическая значимость настоящей работы. Результаты исследования могут быть использованы в школьной практике преподавания русского языкапри изучении местоимения в средних классах. Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

Введение 3 1 1. Местоимение: понятие, сущность, особенности структурной и семантической организации 5 1.1 Местоимение как часть речи 5 1.2 Лексико-грамматическая классификации местоимений 6 2 Методика изучения местоимений как научно-методическая проблема 14 2.1 История изучения местоимений в русском языкознании 14 2.2 Сравнительный анализ программ и учебников русского языка в плане представленности в них темы «Местоимение» 16 2.3 Рекомендации к изучению местоимений на уроках русского языка в средней школе 18 Заключение 22 Список использованных источников 23
Список литературы

1. Алимсакаева, Р. К. Формирование грамматических понятий при изучении местоимения на уроках русского языкав начальных классах/ Р. К. Алимсакаева//Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России : материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию КЧГУ имени У. Д. Алиева. –2018. –С. 19-22. 2. Атакулова, М. А. Личные местоимения в языках различного строя : своеобразие и статус /М. А. Атакулова // Синергия. – 2018. – № 3. – С. 35-42. 3. Бабайцева, В. В. Местоимение это и его функциональные омонимы : монография / В. В. Бабайцева. – Москва : Флинта : Наука,2014. –168 с. 4. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: 5-9 класс : учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с. 5. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–368 с. 6. Блягоз, 3. 3. Функционирование личных местоимений в разносистемных языках: русском, английском и адыгейском :дис. … канд.филол. наук : 10.02.20/ ЗулимаЗулькариновнаБлягоз. – Краснодар:Кубан. гос. ун-т.– 2003.– 165 с. 7. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии : пособие для учителей / Л. Л. Буланин. – М. : Просвещение, 1976. – 206 с. 8. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Методика преподавания русского языка в школе : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2001. – 368 с. 9. Вискова, И. В. Урок-коммуникация как средство развития грамматической способности учащихся (на примере изучения темы «Местоимение как часть речи») / И. В. Вискова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова : Филологические науки. –2013. – № 2. – С. 94-103. 10. Гончарова, О. С. Особенности изучения местоимений в начальной школе / О. С. Гончарова// Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 193-195. 11. Гордеева, О. М. Личное местоимение «ты» и функционально-семантическое поле адресованности в лирике И. А. Бунина/О. М. Гордеева //Вестник Московского городского педагогического университета. –2016. –№ 1 (21). –С. 100-106. 12. Гранева, И. Ю. Местоимение «мы» как объект этнолингвистического изучения / И. Ю. Гранева // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты : материалы Международной научной конференции, посвященной памяти профессоров А. Н. Савченко, М. К. Милых, Т. Г. Хазагерова. – 2007. – С. 311-313. 13. Гранева, И. Ю. Коммуникативно-прагматический подход при изучении личных местоимений «мы», «вы» в вузовском преподавании русского языка как иностранного / И. Ю. Гранева // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей III Международного симпозиума: 2-х томах. – 2019. – С. 54-60. 14. Демидова, Е. Б., Шарликова, Л. Г. Изучение стилистических возможностей местоимений в школе (на материале «Солнца мертвых» И. С. Шмелева)/ Е. Б. Демидова, Л. Г. Шарликова, // Русский язык в школе.–2018. –Т. 79. –№ 9. –С. 25-30. 15. Джафарова, Н. Б. К. Особенности работы по развитию речи в процессе изучения местоимения / Н. Б Джафарова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета : Педагогика, психология. – 2013. – № 3 (14). – С. 98-100. 16. Дзангиева, Д. И., Бокова, Л. М. Местоимение как самостоятельная часть речи /Д. И. Дзангиева, Л. М. Бокова //Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования : сборник статей по материалам XII-XIII международной научно-практической конференции. –2018. –С. 58-60. 17. Искандарова, Ф. Д. Методика изучения местоимения в аспекте повышения культуры речи учащихся :автореф. дис. ... канд. пед. наук / ФарогатДодобаевнаИскандарова. – Душанбе, 2000. – 28 с. 18. Иштуганова, К. В., Ретюнский, Е. П. Военно-патриотическое воспитание на занятиях по русскому языку при изучении темы «Разряды местоимений» / К. В. Иштуганова, Е. П. Ретюнский// Молодежь. Наука. Будущее :материалы Международной студенческой научно-практической конференции . –2018. С. 127-129. 19. Карабут, Е. В. Личные местоимения как базовые лексемы семантического ядра концепта «Человек» в текстах русских романсов XIX - начала ХХ века/ Е. В. Карабут //Культурная жизнь Юга России. –2009. –№ 4 (33).– С. 97-99. 20. Атакулова, М. А. Личные местоимения в языках различного строя : своеобразие и статус /М. А. Атакулова // Синергия. – 2018. – № 3. – С. 35-42. 21. Карпова, Е. В. Роль местоимения в речи / Е. В. Карпова // Образование в современной школе. – 2012. – № 10. – С. 24-27. 22. Кваскова, А. А. Методика изучения притяжательных местоимений в 6 классе/ А. А. Кваскова// сборник научных статей XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции.– Нижневартовск, 2017.– С. 550-553. 23. Колычева, Г. Ю. Особенности изучения местоимений в начальных классах /Г. Ю. Колычева // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 12-14. 24. Кулакова, А. А. Реализация культуроведческого подхода при изучении местоимения в школьном курсе русского языка / А. А. Кулакова // Проблемы современного филологического образования : сборник научных статей. –2016. – С. 97-104. 25. Кульпина, В. Г. Новые подходы к изучению класса местоимений в современной славистике / В. Г. Кульпина // Славянские языки и литературы в синхронии и диахронии : материалы международной научной конференции. – 2013. – С. 202-205. 26. Курбатова, А. С., Специфика опытно-экспериментальной работы по изучению местоимений на уроках русского языка в 4 классе/ А. С. Курбатова,А. С. Кобыскан//Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития.– Уфа :Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018.–С. 45-47. 27. Курбатова, А. С. Методика изучения местоимений и предлогов на уроках русского языка в начальных классах/А. С. Курбатова, А. С. Кобыскан// Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании :материалы XII Международной научно-практической конференции.– 2018. –С. 309-312. 28. Макеева, С. Г., Шуткина, И. В. Формирование компетентности при изучении местоимений в процессе решения учебных задач / С. Г. Макеева, И. В. Шуткина // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. – 2015. – С. 231-236. 29. Миналиева, М. А., Рачителева, Н. А., Кошенкова, Н. В. Трудности в изучении отрицательных местоимений / М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева, Н. В. Кошенкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 128-130. 30. Мухсинова, Ф. А. Местоимение в языкознании/Ф. А. Мухсинова//Вестник Таджикского национального университета.– 2017. –№ 4-7. –С. 92-94. 31. Насанбаева, Э. Р. Личные местоимения как средство передачи модальных состояний / Э. Р. Насанбаева // Лингвометодические и культурологические проблемы обучения языковой коммуникации : материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Уфа, 2011. – С. 218-221. 32. Папина, М. В. Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе / М. В. Папина // Начальная школа. – 2004. – № 10. – С. 38-44. 33. Резникова, Е. В. Личные местоимения: к вопросу о семантике и прагматике местоименного слова : монография /Е. В. Резникова.–Ростов-на-Дону :Южный федеральный университет, 2014.–84 с. 34. Ржаникова, Ю. В. Изучение местоимений на уроках РКИ/ Ю. В. Ржаникова// Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков :сборник научных статей XXVII Международной научно-практической конференции. –Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. –С. 207-210. 35. Русская грамматика : в 2-х т. – М. : Наука, 1980. – Т. 1. – 688 с. 36. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 37. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Просвещение, 2011. – 292 с. 38. Савчук, Д. Изучение местоимения на синтаксической основе (постановка проблемы) / Д. Савчук //Слово. Словесность. Словесник : материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Рязань, 2016. – С. 255-257. 39. Сагитова, Н. Я., Султанбаева, Х. В. Изучение местоимений на уроках башкирского языка/ Н. Я. Сагитова, Х. В. Султанбаева// Теоретические и практические проблемы развития современной гуманитарной науки : материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. –2018. –С. 393-395. 40. Семёнова, И. С. Особенности изучения местоимений на занятиях по русскому языку как иностранному/ И. С. Семёнова// Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты : сборник материалов V Международной научно-методической конференции. –2019. –С. 298-302. 41. Семенова, Т. Н. Диалектический характер личных местоимений/Т. Н. Семенова //Гуманитарные научные исследования.–2015.–№ 3 (43).–С. 45-50. 42. Сеялова, Е. В. Методика применения опорных схем-конспектов при изучении местоимений по русскому языку в Якутской школе/Е. В. Сеялова, // МНСК-2018 : материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. –2018. –С. 72-73. 43. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е. И. Дибровой - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 704 с. 44. Современный русский язык : учеб.для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / под ред. П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2001. – 560 с. 45. Твердохлеб, О. Г. Личные местоимения в составе заголовочных единиц афоризмов-определений/ О. Г. Твердохлеб//Синергия.–2016. –№ 4. – С. 26-31. 46. Тимошина, Е. А., Шемонаева, О. С. О изучении местоимений в школе / // Студенческая наука подмосковью : материалы Международной научной конференции молодых ученых. –2016. – С. 642-645. 47. Федорова, М. А. Когнитивный подход в изучении указательных местоимений / М. А. Федорова //Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2016. – № 4. – С. 612-620. 48. Федорова, М. А. К вопросу о когнитивном подходе к изучению указательных местоимений / М. А. Федорова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 163-165. 49. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке / Л. В. Щерба //Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М. : Уч. пед. изд-во, 1957.– С. 63-84.
Отрывок из работы

1 Местоимение: понятие, сущность, особенности структурной и семантической организации 1.1 Местоимение как часть речи Термин «местоимение» восходит к латинскому «pronomen» – «вместо имени». Местоимения относятся к номинативным средствам языка, точнее к разряду имен. В зависимости от того, на что указывает местоимение, какую часть речи может заменить и какими грамматическими свойствами оно обладает, местоимение относится к одному из следующих грамматических разрядов: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия, местоимения-слова категории состояния.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 18 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg