Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие учебной мотивации младших школьников в учебном процессе

alex_m 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учится.
Введение

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. Психологическое изучение учебной мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации скрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Организуя изучения и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет или «не хочет» школьник учится), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Нормирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению. Осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за ним, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учениками в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование учебной мотивации должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой. Объективность изучения и формирования учебной мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования учебной мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений несколько больших интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Очень важно изучать и формировать учебную мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении учебной мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учится, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживание в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Формировать учебную мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. ивация учекоЦелью данной курсовой работы является исследование учебных мотивации младших школьников в учебном процессе методом анкетирования. В связи с этим были поставлены следующие задачи: - изучить литературу по теме «Учебная мотивация и ее формирование»; - подготовить учащихся; - провести исследование; - опираясь на знания, и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы. Исследование проводилось на базе Дмитриевского филиала МОБУ «Новоалександровская СОШ», Бузулукского района Оренбургской области в 1 классе (возраст 6-7 лет), 2 классе (7-8 лет), 3 классе (8-9 лет). В качестве инструмента исследования была использована анкета.
Содержание

Введение……………………………………………………………………........5 1. Мотивация младших школьников в учебном процессе…………………..7 1.1 Психологические теории мотивации младших школьников…………...7 1.2 Мотив и мотивация………………………………………………………….11 1.3 Мотивы и их формирование у младших школьников………………….15 1.3.1 Понятие о учебной мотивации и ее классификация…………………..15 1.3.2 Широкие социальные мотивы…………………………………………..17 1.3.3 Роль целей в мотивации младших школьников в учебном процессе….17 1.3.4 Роль оценки в процессе мотивации младшего школьника……………18 1.3.5 Познавательная потребность и мотивы учения……………………….18 1.3.6 Мотивы, связанные с содержанием учебного процесса……………….19 1.3.7 Мотивы, связанные с процессом обучения……………………………..21 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………..23 2.1 Методика проведения исследования………………………………………23 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………24 2.3 Выводы по исследованию и педагогические рекомендации……………..26 Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованных источников…………………………………………29
Список литературы

- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб: Наука, 2016, ISBN 5-272-00315-2 - Антипова Е.В. Психология детей шестилетнего возраста. ГЦ. Владос.М.,2015,ISBN985-09-0274-4 - Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 2016, ISBN 978-5-458-34744-0 - Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М : Просвещение, 2015. - Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. М., 2017, ISBN 978-5-9916-7550-5 - Вальсевич В.К, Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация - как двигатель карьеры. М.: ФиC, 2018, ISBN 978-5-9916-3778-7 - Гага В.А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск, 2015, ISBN 978-5-7014-0689-4 - Данилова, О. В. Школьная неуспеваемость. Психологические методы решения проблемы. Комплексное развитие психический свойств ребенка / О. В. Данилова // Вопросы психологии. – 2019, ISBN 5-7695-0189-8 - Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. - М.: Просвещение, 2016, ISBN 5-89395-285-5 - Киричук, Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников / Е. И. Киричук. - М. : Прогресс, 2018. - Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М. : Просвещение, 2017. - Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Прогресс,2015. - Макарычева И.А. «Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников», 2017. - Макарычева И.А. Мотивационная сфера младшего школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования, 2018. - Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 2017. - Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.,1983. - Обучение и развитие / под ред. А. В. Занкова. - М.: Просвещение, 2016. - Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование по-буждения к учению. М., 2018. - Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб : Питер, 2019. ISBN 5-272-00266-0 - Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2018. ISBN 978-5-459-01141-8 - Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - М. : Мысль, 2015. ISBN 5-89395-062-3
Отрывок из работы

1. Мотивация учащихся начальной школы 1.1 Психологические теории мотивации Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющего ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека. Иррационализм как учение распространяется в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях. Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики. Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-XVIII в.в, далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий одной – для человека, другой – для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря – материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg