Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование навыка использования слов сложной слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам дидактических игр

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения сложной слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Практика логопедической работы указывает на то, что коррекция сложной слоговой структуры слова – одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи.
Введение

Актуальность исследования. Одним из ключевых факторов в развитии всех свойств психики является речь, которая необходима для полноценного существования личности в обществе. Чистая и правильная речь является одним из важнейших условий нормального психического развития ребенка. При помощи речи ребенок общается, а также легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, при помощи речи выражает свои желания, мысли или требования. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения сложной слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. [55, с. 23]. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение. Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития. В дошкольном возрасте чаще всего проявляется значительный процент речевых нарушений, отражаясь на социальной адаптации ребенка. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой, а также влиянием алкоголя, курения и наркомании родителей на здоровье ребенка во внутриутробный период развития. При этом нарушения сложной слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Сложная слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку. Анализ данных научно-методической литературы по проблемам нарушения и коррекции сложной слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение сложной слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. Особую значимость проблема формирования сложной слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходит подготовка к обучению грамоте дошкольников. Данная дипломная работа посвящена логопедической работе по формированию навыка использования слов сложной слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам дидактических игр. Логопедическая работа по устранению нарушений сложной слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель логопед обычно затрачивает значительные усилия. В связи с этим основной задачей любого учебного учреждения является развитие речи, которое включает владение артикуляционным аппаратом, умение четко произносить звуки и различать их, правильное построение предложений и т. д. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Изученность темы: Вопросы формирования навыка использования слов сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР находили свое отражение в исследованиях и публикациях следующих методистов и педагогов-исследователей: Г.В. Бабина, М.А. Виноградова, В.К. Воробьева, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина. ) [17, с. 11], [49, с. 18]. В отечественных и зарубежных исследованиях разрабатывались различные аспекты проблемы развития сложной слоговой структуры у детей. Особенности употребления лексических и грамматических (морфологических, синтаксических) средств языка, состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова рассматривались такими авторами, как H.H. Китаева, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, А.К. Соботович, H.H. Трауготт, С.Н. Шаховская. Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями рассматривались в исследованиях[31, с. 36] А.А. Алмазовой, Т.П. Бессоновой, Г.В. Бабиной, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, О. Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, Р. Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и других. [8, с. 53] Такие ученые, как Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, Т.Б. Филичева и другие рассматривали обучение детей с нарушением сложной слоговой структурой слова в дошкольном возрасте, включающее коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Цель исследования: исследовать специфику сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР и разработать комплекс занятий с использованием дидактических игр, направленный на формирование сложной слоговой структуры. Объект исследования: сложная слоговая структура слова у старших дошкольников с ОНР и нормой речевого развития. Предмет исследования: логопедическая работа по формированию навыка использования слов сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр. Гипотеза исследования: При снижении выраженности ОНР качество слоговой структуры растет, и имеется тенденция к ее улучшению вплоть до недостаточности только сложной слоговой структуры слова. Мы предполагаем, что при специально созданных условиях возможно повышение динамики в овладении сложной слоговой структурой слова у дошкольников с III-IV уровнем ОНР. А также, дидактическая игра, являясь переходным звеном от игровой к учебной деятельности, будет эффективной формой для развития сложной слоговой структуры слова у данной группы детей. Задачи: 1. Рассмотреть развитие формирования сложной слоговой структуры слова; 2. Изучить развитие сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР; 3. Проанализировать особенности формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР; 4. Подобрать методики и определить уровень сформированности сложной слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 5. Определить организацию и методы опытно-экспериментальной работы по формированию навыка особенности формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр; 6. Формулирование выводов и оформление текста дипломной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР............................................................8 1.1. Сложная слоговая структура слова и ее развитие в онтогенезе 17 1.2.Особенности сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР..........................................................................................................................18 1.3. Методики диагностики и коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24 1.4. Дидактические игры как средство формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР..............................................................................31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 2.1. Методика и организация изучения уровня сформированности сложной слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР...........................................36 2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности сложной слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР...........................................................41 2.3 Коррекционно-логопедическая работа по формированию сложной слоовой структуры слова у детей с ОНР посредством дидактических игр........................51 2.4.Анализ результатов исследования.....................................................................54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................60 ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................69
Список литературы

1. Артеменко, О.Н. Педагогика: учебное пособие / О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 251 с. 2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова.-Москва: Мозаика- Синтез, 1999.-272 с. 3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 96 с. 4. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва: Прометей, 2013. - 191 с. 5. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2012. - 238 с. 6. Бакунова, И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Бакунова, Л.И. Макадей; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 122 с. 7. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 203 с. 8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском / А.К. Бондаренко.- Москва: Просвещение, 1991.- 160 с. 9. Борякова,М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ОНР при опоре на сюжетную картинку/ М.Ю.Борякова // Дефектология. - 1982.-С. 14-18. 10. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. - Москва: Парадигма, 2012. - 312 с. 11. Вартанян, И.А. Высшая нервная деятельность и функции сенсорных систем: учебное пособие / И.А. Вартанян; - Санкт-Петербург: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013. - 108 с. 12. Васильева, В.В. Использование дидактических игр в коррекционной работе , направленной на формирование навыков слоговой структуры слова с общим недоразвитием речи / В.В. Васильева// Психология и педагогика. - 2019.№ 14. - С. 12-15. 13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. 2012. – 96 с. 14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – СПб.: «Детство - Пресс», 2007. – 471 с. 15. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев.- Москва: Академия, 1949. - 195 с. 16. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 320 с. 17. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др.; ред. О.А. Денисова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 160 с. 18. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): учебное пособие / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - Москва: Владос, 2017. - 37 с. 19. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2014. – 320 с. 20. Зайцев. Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье / Д.В. Зайцев // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы.- 2016.-№1.- С.60-65. 21. Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с общим недоразвитием речи // С. В. Зорина. – Санкт-Петерубрг: Высшая школа, 1998. – 356 с. 22. Калягин, В.А. Психология лиц с нарушениями речи: учебное пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 544 с. 23. Карпова, С. Н. Отношение к фонетической действительности с ОНРР / С. Н. Карпова, С. М. Хорош // Психологические исследования. – 2017. – № 6. – С. 23-27. 24. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 264 с. 25. Китик, Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2014. - 196 с. 26. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы : / учеб. пособие. - В 3 ч.- Ч. 2. / В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. – 368 с. 27. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. – Москва: Педагогика, 1989. – 416 с. 28. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – Москва: Академия, 2015. – 252 с. 29. Кривощапова, Л.О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи : методическое пособие / Л.О. Кривощапова. - Москва: Владос, 2018. - 105 с. 30. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова. – Москва: Наука, 2015. – 78 с. 31. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - Москва: Парадигма, 2009. - 216 с. 32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224с. 33. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с. 34. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие / М.И. Лынская; ред. С.Н. Шаховская. - Москва: Парадигма, 2012. - 128 с. 35. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.:, 2005. – 112 с. 36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 456 с. 37. .Минакова, О.В. Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / О.В. Минакова // Вопросы педагогики. – 2020. – №2-1. – С.145-152. 38. Никишов, А.И. Биология. Человек и его здоровье: учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, Н.А. Богданов. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с. 39. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - Москва: Владос, 2018. - 377 с. 40. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / О.В. Вольская, А.Н. Нехорошкова, И.С. Ляпина и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 112 с. 41. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 169 с. 42. Понятийно-терминологический словарь логопеда / сост. В.И. Селиверстов, Ю. Гаубих, Л. Пехтерева; под ред. В. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с. 43. Психология: практикум / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Социально-гуманитарный институт, Кафедра педагогики и психологии и др. - Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 120 с. 44. Психология человека и общества: Научно-практические исследования / А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко и др. - Москва: Институт психологии РАН, 2014. - 336 с. 45. Психология: хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва: Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 1. – 188 с. 46. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 112 с. 47. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И.М. Румянцева. - Москва: ПЕР СЭ, 2004. - 334 с. 48. Смольникова, Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). - Томск: ТУСУР, 2016. - 337 с. 49. Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. 50. Сухих, А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях : учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с. 51. Уманская, Т.М. Невропатология: естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие для вузов / Т.М. Уманская; под ред. В. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 296с. 52. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 96с. 53. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Ястребова, А.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной – 3-е изд, испр. – М.: Аркти, 2005. – 240 с. 54. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 55. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина. – М.: Гном Пресс, 2006. – 92 с. 56. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с. 57. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – Москва: Владос, 1999. – 360 с. 58. Candybar, G. R. Games and puzzles for children / G. R. Candybar. – Germany: AGT, 1982. – 112 р. 59. Lapp, D. Games in preschool age / D. Lapp. – France: Moll, 2017. – 87р. 60. Shtern, V. L. Language of children / V. L. Shtern. – Germany: AGT, 1982. – 253 р.
Отрывок из работы

Теоретико-методологическая база исследования: Практическая значимость проблемы определяется необходимостью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Также полученные фактические данные позволят дополнить характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР в плане формирования сложной слоговой структуре. Методы исследования: 1.Теоретические: (анализ литературы); 2.Организационные: (комплексный, сравнительный); 3.Интерпретационные: (качественный метод исследования); 4.Эмпирические: Методика «сформированность слоговой структуры слова»; Методика «Повторение цепочки слогов». 5.Организация исследования: 6.Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад Солнышко№ 11» с.Борисово.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg