Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности совладающего поведения младших школьников детей «Группы риска»

one_butterfly 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Объект исследования: особенности совладающего поведения детей группы риска. Предмет исследования: особенности работы социального педагога по повышению эффективного совладающего поведения младших школьников «группы риска». Цель исследования: выявить, и теоретически обосновать особенности работы социального педагога по повышению эффективности совладающего поведения младших школьников «группы риска». Задачи данного исследования: 1) На основе анализа научной литературы по теме исследования, уточнить понятия «совладающее поведение», «стратегии совладающего поведения», «дети младшего школьного возраста «группы риска». 2) Рассмотреть возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста «группы риска». 3) Обозначить основные стратегии совладающего поведения младших школьников «группы риска». 5) Разработать программу по повышению эффективности совладающего поведения младших школьников «группы риска». Методы исследования: - анализ литературы по теме совладающего поведения младших школьников «группы риска»; - анализ опыта работ и исследований в этой области; - обобщение исследуемой информации. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Многим детям свойственны некоторые временные отклонения в поведении. Их преодоление зависит от совместных усилий педагогов, родителей, психологов. Но поведение немногих детей выходит за рамки допустимых шалостей и поступков, и воспитательная работа с ними редко достигает положительного эффекта, таких детей принято считать «трудными». Адаптивное поведение позволяет человеку держать равновесие между внутренним состоянием и внешними раздражителями, и не всегда это внутреннее равновесие принимается окружающими, является социально принимаемым. В благополучных и в дисфункциональных семьях совладающее поведение и родителей и детей имеет общие характеристики, подтверждающие возможность межпоколенного наследования копинга. При этом любой человек перенимает опыт своих родителей в силу своих индивидуальных особенностей, преобразовывает по-своему их опыт, и получает при этом свой личный опыт совладания с трудностями. Таким образом, мы можем предположить, что процесс совладание с трудностями может выступать некоторой базой, основаниями для формирования стратегий совладающего поведения субъекта в зависимости от его положения в семейной системе. Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания и в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в науке. В свою очередь, это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В то же время, с другой стороны существует проблема неадекватного отношения мира взрослых к проявлениям детского плохого поведения. Многочисленные исследования, как среди отечественных, так и среди зарубежных авторов по проблемам совладающего поведения принадлежат таким учёным как: Э. Фромм, Н.Д Левитов, К. Лоренс, А.А Реан и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6 1.1. Анализ понятия «совладающее поведение» в научной литературе 6 1.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста «группы риска» 10 1.3. Основные стратегии совладающего поведения младших школьников 17 Выводы по первой главе 22 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА» 24 2.1. Изучение совладающего поведения у младших школьников «группы риска» 24 2.2. Программа коррекции совладающего поведения младших школьников «группы риска» 31 Выводы по второй главе 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Список литературы

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3-18. 2. Грановская Г. М., Никольская, И. М. Психологическая защита у детей. СПб, 2016. 352 с. 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка В 4 т. Т. 4. / В. Даль. М.: Рус. яз., 1989-1991. С. 683. 4. Корсакова Л. И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности // ТРУДЫ СГА. 2010, № 8. С. 13-21. 5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. // Монография. – Кострома: КГУим. Н.А. Некрасова – Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2014. 159 с. 6. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания // Журнал практического психолога. М.: 2017. С. 93-112. 7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. М.: Наука, 2016. C. 178-208 8. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Просвещение. 2014. 200 с. 9. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК Под ред. Б.Г. Мещерякова акад. В.П. Зинченко. 2013. 200 c. 10. Мураткина Д. Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 169-172. 11. Нартова-Бочавер С.К., «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал 2015. № 18 (5), С. 20 – 30. 12. Насонова Е. С «Анализ понятия копинг-стратегия» В сборнике: Научное сообщество студентов сборник материалов VIII Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 103-106. 13. Опросник способов копинга: методическое пособие. / Е. В. Битюцкая М.: ИИУ МГОУ, 2015. 80 c. 14. Обучение и воспитание детей «группы риска» : хрестоматия / сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Институт практической психологии, 2016. 233 с. 15. Психологическая защита у детей / сост. И. М. Никольская, Р. М. Грановская. СПб.: «Речь». 2015. 352 с. 16. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Издательство «Талант», 2016. 144 с. 17. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у юношей // Обозр. психиатр. и мед. психол. 2015. № 1. С. 63–64. 18. Скуратова А. В. Ведущие механизмы психологических защит у детей младшего школьного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 9(101). С. 152-157. 19. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика : учебно-методическое пособие / сост. Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонова // под науч. ред. проф. Л. И. Вассермана. СПб.: Изд-во «Речь», 2015. 192 с. 20. Филатова О. В. Современные методы психологической диагностики: практикум. Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. 296 с. 21. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: 2008. 159 с. 22. Харичева В. А., Шишова А. В. Влияние образа жизни первоклассников на адаптацию к школьным факторам // Медикобиологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека. Иваново: Ивановская мед. акад-я, 2016. Вып. XII. С. 303-304. 23. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004. 349 с. 24. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2005. 208 с. 25. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2012. 166 с. 26. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с. 27. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Акара, 2007. 384 с 28. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2000. 176 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Анализ понятия «совладающее поведение» в научной литературе Способность человека успешно справляться с трудными жизненными задачами и ситуациями, всегда было актуальной задачей психологических исследований и практического применения полученных знаний. В психологической науке совладающее поведение характеризуется как способность личности в преодолении многочисленных жизненных трудностей, способность индивида к быстрому поиску в решении разного рода возникающих проблем и трудностей, продолжать быть успешным адаптируемым, не теряя при этом психологического здоровья. Термин «совладание» в отечественной психологии рассматривается как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [13]. В словаре В. Даля этимология слова «совладание» объединена со старорусским словом «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе [6]. В зарубежной психологии синонимом термина «совладание» является «coping», понятие происходит от английского «to cope» - совладать, справляться. Впервые термин «coping» (coping – от англ. «cope» – преодолевать) появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи использовала его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Richard Lazarus в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [26]. R.S Lazarus склоняется к понятию «coping» в обозначении осознаваемых стратегий совладания со стрессом и с другими воссоздающими тревожность явлениями. Копинг-поведение складывается так: копинг – это «постоянно изменяющееся когнитивные и поведенческие способы справиться с различными наружными либо внутренними требованиями, которые классифицируются как многомерные либо превосходящие возможности людей» [11]. R.S Lazarus и S. Folkman определяют «coping» как процесс, который имеет свойство всё время изменяться т.к. человек и социум образовывают постоянную движущуюся связь и находятся в зависимости друг от друга. Копинг позволяет личности адаптироваться к различным ситуациям и их требованиям, давая возможность изменить эти требования [3]. Е.С. Насонова считает, что главная цель копинга заключается в поддержании у личности нормального состояния психологического и физического здоровья и его сохранении, а так же сохранению стабильных социальных отношений [16]. В конечном понимании совладающее поведение определяется в виде готовности личности искать поиск в решении жизненных трудностей. Начало изучения копинга было положено в 50-60г ХХ в. зарубежными психологами (Lazarus, Folkman, Aldwin, Endler, Parker, Scheier, Moos и др.). В конце 90 х. начинают появляться первые публикации по - проблеме совладания в отечественной психологии (Л.А. Китаем – Смык, К.А. Абульханова - Славская, В.А. Бодров, Ялтовский, Сирота, Крюкова) [21]. Начало современных исследований совладания людей со сложными социальными ситуациями и стрессами присутствуют в работах, напечатанных в конце XIX – начале XX столетий разработчиками психоаналитических направлений и имеют связь с определением эмоциональной защиты, обозначающее способ защиты эго или Я-структур от принятия субъектом отрицательных фактов жизни. В теории стресса и совладания можно сказать, что в общем виде копинг-поведение происходит в три этапа [11]: 1) Начальная оценка ситуации - однозначно когнитивный процесс с эмоциональными компонентами; 2) Вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы - взвешиваются имеющиеся возможности самой личности, включая возможную поддержку со стороны других; 3) Третья оценка – переоценивание самой ситуации, другая постановка задачи в выборе новых альтернативных возможностей поведения, вследствие ранее неудачных, либо получение новой информации. При положительных стечениях обстоятельств происходит контроль ситуацией. Так копинг - поведение возникает в ответ на новые, ранее не встречавшиеся условия и приводит к контролю ситуации, его можно иметь в виду как поведение, имеющую направленность на рост и развитие человека. Копинг - поведение реализуется при помощи использования копинг-стратегий на основе собственных и окружающих копинг - ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. С точки зрения эффективности снятия напряженности И.М. Никольская, Р.М. Грановская предложили следующую классификацию стратегий совладания: эффективные, малоэффективные и неэффективные. Эффективные стратегии – способствующие снижению переживания, разрешающие ситуации: «сплю», «рисую, пишу, читаю», «прошу прощения, говорю правду», «обнимаю, прижимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «гуляю вокруг дома или по улице», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «играю во что-нибудь», «остаюсь сам по себе, один», «мечтаю, представляю себе что-нибудь», «молюсь». Малоэффективные стратегии – уменьшающие на некоторое время симптомы стрессового состояния: «говорю сам с собой», «стараюсь забыть», «ем или пью», «бегаю или хожу пешком», «говорю с кем-нибудь», «схожу с ума», «кусаю ногти», «думаю об этом». Неэффективные стратеги совладания – являющиеся неприемлемыми в социуме формами поведения: «плачу, грушу», «бью, ломаю, швыряю», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь», «воплю, кричу». И.М. Никольская, Р.М. Грановская [18] обращали внимание на то, что данные стратегии преодоления трудной ситуации могут усилить напряжение и спровоцировать таким образом новую эмоционально сложную ситуацию. И.М. Никольская, Р.М. Грановская [18] отмечают, что копинг-стратегии осуществляются положительно при существовании некоторых условий: - достаточно явное осознание имеющихся трудностей; ? знание способов эффективного совладания с ситуацией данного типа; ? умение своевременно использовать их на практике. Рассматривая классификацию стратегий совладающего поведения следует отметить их неоднородность. В настоящее время в психологической науке нет единой точки зрения на классификацию совладания. Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что несмотря на различия в подходах к рассмотрению термина «совладание», некоторые отечественные авторы придерживаются следующего мнения: совладание – это осознанная деятельность личности, направленная на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям [1]. Таким образом, при разработке нашего исследования мы исходили из положения о значимости социальной поддержки, в частности в семье, как важного ресурса совладания в возрастной группе младших школьников. Показано, что совладающее поведение формируется с детского возраста на протяжении всей жизни человека, и имеет возрастные особенности на каждом периоде развития. Поэтому важными являются представления о развитии совладающего поведения в младшем школьном возрасте. 1.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста «группы риска» В целях определения основных позиций в характеристике детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» для начала рассмотрим психологические закономерности развития детей в этот период. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах "за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте" [14]. Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - рефлексия, анализ, внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к действительности; - ориентация на группу сверстников. Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия [27]. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила. Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными. К новообразованиям учащихся начальной школы относится развитие памяти, восприятия, воли и мышления. С памятью человека в этом возрасте происходят значительные изменения - она приобретает ярко выраженный познавательный характер. Успешно развивается механическая память, несколько отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Данный феномен связан с тем, что опосредованная и логическая память в учебной, трудовой, игровой деятельности мало задействованы и маленькому человеку достаточно механической памяти. Также стоит отметить, что в описанный период осуществляется интенсивное развитие приемов запоминания: от наиболее примитивных приемов запоминания, таких как повторение, внимательное длительное рассмотрение материала до группировки и осмысления связей разных частей материала [25]. Восприятие также изменяется, в возрасте 7-9 лет постепенно осуществляется переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале семи-восьмилетнего возраста восприятие еще недостаточно дифференцировано, в связи с чем, школьник может путать схожие по написанию буквы и цифры. Развитию воли способствует учебная деятельность, поскольку учение несомненно требует внутренней дисциплины. У школьника начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста, как правило, очень высока, что находит выражение в том, что он задает значительное число вопросов и проявляет любопытство ко всему: какой глубина в океане, из чего состоит земля, как дышат киты и так далее. Школьники 7-9 лет усиленно жаждут знаний, они учатся владеть ими, моделировать ситуации и при необходимости стараются найти из них выход. Младшие школьники уже в состоянии представлять различные ситуации и выполнять действия в своем воображении. Описанное мышление носит название наглядно-образного. Для младших школьников это мышление является основным. Дети в это время могут мыслить логически, однако, так как обучение в 1-3 классах эффективно идет лишь на основе наглядного принципа, то наглядно-образное мышление является основным в рассматриваемый период [23]. Отметим особенность, в 7-8 лет характерно эгоцентрическое мышление, которое характеризуется специфичной умственной позицией, обусловленной недостаточностью знаний, которые крайне необходимы для верного определения некоторого числа проблемных моментов. С началом поступления в начальную школу у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми: свобода сменяется отношениями зависимости и подчинения заданным правилам. Взрослые начинают контролировать новоиспеченного школьника: проявляют интерес к получаемым оценкам и высказывают свое мнение относительно них, осуществляют контроль за уровнем выполнения домашних заданий, ужесточают режим дня. Младшему школьнику в этот период часто кажется, что родители перестали его любить, поскольку теперь их больше всего интересует успеваемость. Данный факт возлагает на ребенка новую ответственность: школьнику необходимо контролировать собственные импульсы, организовывать жизнь, соответствовать ожиданиям родителей. В результате большинство детей начинают испытывать чувство одиночества и отстранение от близких [9]. Описанная социальная ситуация делает жизнь школьника проблемной, ужесточаются условия его жизни и ситуация становится стрессогенной. У ребенка младшего школьного возраста эмоциональное состояние претерпевает изменения, увеличивается психическая напряженность, что в свою очередь может негативно отразиться на физическом здоровье или поведении. Этот период может нанести серьезный урон психике, тем более, если ребенок находится в так называемой «группе риска» [22]. Категория детей из «группы риска» представляет интерес для исследователей из различного рода отраслей научного познания, и поэтому эта область имеет междисциплинарный характер изучения, который обусловлен сложностью и многосторонностью этого явления. В зависимости от сферы исследования можно выделить значительное число классификаций детей «группы риска». Мураткина Д.Е. к описанной группе относит тех школьников, которые испытывают проблемы в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с сверстниками и взрослыми, социализации в целом [11]. В последнее время наблюдается обострение проблемы детей «группы риска», и этому есть ряд причин: так, например, происходит усложнение социально-экономических условий проживания населения, усиливается негативное воздействие средств массовой информации, которые распространяют такие идеи и ценности, которые противоречат установкам на формирование нравственно-экологического общества [1]. К детям «группы риска», как правило, относят детей, находящихся в критической ситуации под воздействием каких-либо нежелательных факторов. Описанная категория населения в силу некоторых причин своей жизни больше других групп людей подвержена отрицательным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, которые становятся причиной дезадаптации несовершеннолетних [15]. Понятие «дети группы риска» включает следующие категории детей: 1) дети, имеющие проблемы слабо выраженной клинико-патологической характеристики в развитии; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным обстоятельствам; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, требующих социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [15]. Спецификой детей «группы риска» является тот факт, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут в последствии сработать или не сработать. Описанной категории детей необходимо особое внимание специалистов, комплексный подход с целью дальнейшего снижения и искоренения неблагоприятных факторов и создания условий для нормального развития подрастающего поколения [15]. Термин «риск» подразумевает возможность, большую вероятность свершения чего-то негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда упоминают термин «группа риска» имеется ввиду то, что дети находятся под воздействием неблагоприятных или нежелательных факторов [15]. Среди факторов социального риска, обычно выделяют те из них, которые оказывают наибольшее значение в деле воспитания подрастающего поколения: - социально-экономические; - медико-социальные; - социально-демографические; - социально-психологические факторы [24]. На современном этапе в нашем обществе вряд ли можно выявить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Однако, все вышеназванные факторы вполне могут стать причиной нарушений в развитии детей и в тоже время не определяют, чем они рискует в действительности. Отметим, что не сама причина является риском, а то, что из нее следует. Ясно, что в большей степени риску подвержены дети из неблагополучных семей. Однако, чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, важно учитывать комплекс факторов, их взаимодействие [15]. Анализируя условия жизни таких детей, мы пришли к выводу, что нет возможности определить одну основную причину, которая послужила бы фактором риска. Исследователи и специалисты в области психологии и социологии, как правило, отмечают сочетание комплекса неблагоприятных условий, делающие невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где родители не могут создать благоприятные условия для жизни и здоровья детей, и есть прямая угроза для нормального развития ребенка [14]. У подрастающего поколения из «группы риска» обычно наблюдаются существенные отклонения в поведении и личностном развитии. Таким детям свойственна одна характерная черта – недостаточное развитие социализации в широком смысле слова [14]. Неблагополучие в семье способно породить большое число проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и в конечном итоге способно приводить к нарушениям ценностных ориентаций. Жизнь в асоциальных семьях может привести ребенка к снижению эмпатии. То есть дети не приобретают или теряют способности понимать других людей и сочувствовать им, а иногда данный фактор приводит к эмоциональной «глухоте». Описанные факты затрудняют в последствии возможности воздействия педагогов, психологов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [2]. У детей «группы риска» имеются особенности и в формировании смысла жизни и ценностных ориентациях, которые существенно отличаются от смысла жизни и ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Формирование ценностей у детей «группы риска» происходит путем самоутверждения в том, что кажется более важным, например, они стремятся проявить независимость, смелость, которая часто граничит с нарушением закона, а также могут принять особую жизненную позицию в обществе. Также для подростков «группы риска» характерна пассивность в достижении жизненной позиции [2]. 1.3. Основные стратегии совладающего поведения младших школьников Одна из проблем поведения младших школьников группы риска в их страхе и постоянных тревогах. Для выживания вида в онтогенезе человечества были выработаны механизмы защиты и стратегии совладающего поведения. Их задача - защищать психику от постоянных проблем, которые возникают в самых разных ситуациях [18]. Стратегия совладающего поведения является феноменом, который исследуется специалистами разных направлений психологии, но, тем не менее, эта проблема является одной из мало систематизированных и разработанных в изучении психологии личности, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский, др.) В рамках психоанализа защитные механизмы позиционировались как способ преодоления единичных травмирующих событий с целью снятия внутреннего конфликта. Представители гуманистической концепции психологические защиты рассматривали иначе, акцентируя внимание не на самом конфликте и защите как таковой, а на безусловном принятии человека с целью гармонизации личности (например, в модели личности К. Роджерса это ассимиляция Самости и Опыта человека). Впервые проблема была затронута З. Фрейдом. В работе «Защитные нейропсихозы» он вводит сам термин, а уже в ряде последующих работ использует данное понятие для описания попытки Эго (Я) противостоять неприятным ситуациям, мыслям и воспоминаниям. З. Фрейд считал защитные механизмы врожденными, и по своей сути механизмы психологической защиты используются личностью как способ разрешения конфликта между сознанием и бессознательным [24]. Таким образом, по Фрейду, принцип организации психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги – нет защитных механизмов». Дж. Вейллант в своей работе «Адаптация к жизни» на основе длительного исследования приходит к выводу, что все механизмы психологической защиты являются естественной адаптацией человека к жизненным трудностям, а также выделяет четыре уровня психологических защит (психотические, незрелые или инфантильные, невротические, зрелые). Во всех исследованиях прослеживается ряд общих моментов во взгляде на понимание психологических защит: данные механизмы действуют в подсознании и призваны искажать реальность с целью преодоления ситуации конфликта и адаптации к меняющимся условиям. Таким образом, механизмы психологической защиты личности – это система бессознательных психических элементов, призванная снять напряженность и предотвратить дезорганизацию психики в результате изменения внутренних или внешних условий. Среди авторов нет единства мнений о том, сколько же механизмов защиты существует у человека. Например, в оригинальной монографии Анны Фрейд описано 15 механизмов защиты. На основе собранной информации А. Фрейд внесла некоторые коррективы в теорию психологических защит, акцентируя внимание на разрешении не только внутренних противоречий, но и внешних конфликтов [20]. Колеман, автор учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской психиатрической ассоциацией в 1975 г., перечисляется 23 механизма защиты. В словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18. Обобщив список двух классификаций, Л.И. Вассерман [4] с соавторами в качестве примера приводят список из 34 механизмов психологической защиты - это вытеснение, отрицание, перемещение, обратное чувство, подавление (первичное и вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, прожективная идентификация, всемогущество, девалюация, примитивная идеализация, реактивное образование (реверсия и формирование реакции), замещение, или сублимация (компенсация, или сублимация), смещение, или интроекция, идеализация, сновидение, рационализация, отчуждение, катарсис, творчество,
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Психология, 51 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg