1 Теоретические аспекты цифровой экономики
1.1 Понятие и сущность цифровой экономики
Автором термина «цифровая экономика» является Н. Негропонте, применивший этот термин в 1995 г. для обозначения перехода от движения атомов к движениям битов, противопоставляя понятие виртуальности, связанное с отсутствием веса товаров, понятиям сырья и транспорта. В современном понимании цифровую экономику можно понимать, как часть экономических отношений, опосредуемую Интернетом, сотовой связью, ИКТ. Развитие цифровой экономики представляет собой важную составляющую процесса становления кластера базисных технологий формирующегося шестого технологического уклада. Этот новый кластер преобразует фактически все сферы человеческой жизнедеятельности (экономическую, социальную, политическую, культурную и т.д.).
В современном понимании цифровую экономику можно понимать как часть экономических отношений, опосредуемую Интернетом, сотовой связью, ИКТ. Развитие цифровой экономики представляет собой важную составляющую процесса становления кластера базисных технологий формирующегося шестого технологического уклада. Этот новый кластер преобразует фактически все сферы человеческой жизнедеятельности (экономическую, социальную, политическую, культурную и т.д.).
В условиях индустриальной экономики рост производства и возможности повышения эффективности бизнеса за счет эффекта масштаба определяются возможностями наращивания физических параметров производства ? количества единиц оборудования и его мощности, штата сотрудников, размерами производственных, складских и торговых площадей и т.д., что требует значительных финансовых затрат. В условиях цифровой экономики базовый производственный ресурс ? информация ? в результате ее использования не уменьшается, «производственные» мощности и торговые площади размещены в интернет-пространстве и практически не ограничены. Конкурентоспособность предприятия не связана с его размерами, а роль эффекта масштаба начинает играть сетевой эффект. Если в первое десятилетие становления цифровой экономики (с 1994 г.) ее основу составляла электронная торговля, то в настоящее время цифровая экономика охватывает IT-сектор, финансы, образование, здравоохранение, сферу государственных услуг и т.п.
Становление и развитие цифровой экономики сопровождается тремя важнейшими направлениями трансформации современных предприятий. Во-первых, это преобразование бизнес-модели, что влечет за собой пересмотр принципов взаимодействия с клиентами, поставщиками и партнерами, включая изменение продуктовой линейки в соответствии с меняющимися предпочтениями клиентов, а также условий предоставления продуктов и услуг.
Во-вторых, это преобразование бизнес-процессов в сторону усиления их сквозных характеристик и контроля параметров качества, среди которых особенно важное значение приобретает качество процедур взаимодействия персонала.
В-третьих, это преобразование инфраструктуры для внедрения новых технологий и платформ оказания услуг, в том числе в сетевом формате, предполагающем подключение к инфраструктуре ресурсов партнеров и контрагентов.
Указанные преобразования затрагивают бизнес-процессы, прежде всего, с точки зрения изменения ролей и функций взаимодействующих сторон. В особенности это касается потребителей и наемных работников компаний.
Потребитель в цифровой экономике начинает выполнять некоторые функции, которые в индустриальной экономике вменялись персоналу производственных предприятий. Для значительной части товаров и услуг потребителю предоставляется не физический объект, а возможность самостоятельно задействовать «оцифрованные» функции для получения желаемого, всегда индивидуализированного, а иногда и уникального результата.
С технико-технологической точки зрения необходимое для получения этих функций управление устройствами алгоритмизируется и передается от человека автоматике. Сами устройства объединяются в виртуальные пулы ресурсов, практически неограниченно масштабируемые и при необходимости взаимодействующие между собой без участия человека посредством «смарт»-технологий.
С организационно-экономических позиций цифровая экономика создает предпосылки глубокой кастомизации. Потребитель становится полноценным участником цепочки создания потребляемого им товара или услуги, а по мере развития технологий автоматизации ? единственным «одушевленным» участником, поскольку процесс создания товара или оказания услуги будет представлять собой набор взаимодействующих между собой автоматически исполняемых процессов. Так цифровая экономика предлагает сочетание элементов натурального хозяйства и всех преимуществ разделения труда.
Преобразование отношений с клиентами и изменение бизнес-процессов, в том числе внедрение стандартов обслуживания, ориентированных на повышение его качества и повышение лояльности клиентов, приводит к необходимости трансформации культуры ведения бизнеса в условиях возможности получения интеллектуальной ренты и высокой сверхприбыли на основе монопольного владения информацией.
Все это предъявляет новые требования к сотрудникам предприятий и организаций цифровой экономики. Спрос на такие навыки (e-business, e-digital) неуклонно растет, определяя возможности развития цифровых характеристик большинства отраслей хозяйства, прежде всего, промышленности. В 2015 г. доля вакансий в сфере информационных технологий, интернета и телекоммуникаций уступала только доле вакансий в сфере продаж. В 2016 г., по опросам, компании лишь в минимальной степени планировали снижать расходы, связанные с персоналом (сокращение численности, сокращение социального пакета, уменьшение заработной платы) в сфере информационных технологий при значительных сокращениях персонала в автомобильном бизнесе, добыче и переработке, розничной торговле, резком урезании социального пакета в сфере банков и финансов и логистике, а заработной платы ? в СМИ, маркетинге и строительстве. При сохранении имеющихся тенденций ожидается, что в России к 2020 году образуется более 500 000 вакансий, связанных с ИКТ .
Постоянное совершенствование «цифровых» навыков, в свою очередь, крайне необходимо и имеет важные последствия. Со стороны потребителя оно определяет степень удовлетворения его потребностей, со стороны наемного работника ? его конкурентоспособность при поиске работы. Развитие цифровой экономики в части автоматизации процессов создания различных благ, с одной стороны, создает своего рода конкуренцию между потребителем и наемным работником за выполнение производственных функций, с другой, ? уравновешивает их роли в выполнении этих функций.
1.2 Преимущества и недостатки цифровых технологий
К главным элементам цифровой экономики относят: электронную торговлю, электронный банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, интернет-игры и т.д. Наибольшее распространение получила электронная торговля.
Иначе говоря, главными достоинствами цифровой экономики можно считать, во-первых, расширение торговли. Интернет позволил малым компаниям раскрутиться и обрести клиентскую базу, составить конкуренцию иным производителям и занять свое место в международной торговле.
Во-вторых, повышение производительности. Информационные технологии помогают снижать издержки производства, соответственно, повысить эффективность и производительность труда практически во всех секторах экономики. К примеру, компания по доставке посылок UPS известна тем, что использует умные алгоритмы маршрутизации, чтобы избежать поворотов налево: это экономит время и позволяет сберечь до 4,5 млн. литров бензина ежегодно.
В-третьих, развитие конкуренции. Рынок, становится гибким и более открытым для молодых перспективных производителей, компании могут появляться и развиваться быстро, не требуя больших инвестиционных вложений.
В-четвертых, создание новых рабочих мест и трудоустройство определенных категорий людей. Например, люди с ограниченными возможностями получат возможность работать дистанционно, также, как и жители отдаленных регионов или матери-одиночки. Однако, нельзя оставлять без внимания тот факт, что наблюдается тенденция к сокращению существующих профессий на 40%. У лидеров цифровизации, таких как Дания, Швеция за 2015-2020 гг. прогнозируется, что количество новых рабочих мест превысит количество сокращенных на 1,6-2,3 млн.
В-пятых, улучшение качества госуслуг. Возможность доступа к государственным услугам через цифровые порталы способствует улучшению количества, качества и сроков оказания услуг, у потребителя есть возможность выбрать лучшие товары и услуги по более низким ценам.
Многие эксперты выражают обеспокоенность, не приведет ли цифровая экономика к экономической дестабилизации. У всех ли будет расти благосостояние, ведь цифровая экономика как новое явление во многом разрушает старые основы, в частности, автоматизация приводит к тому, что некоторые лишаются работы.
И в лучшем случае в среде малообеспеченных слоев населения конкуренция за рабочие места станет сильнее, что приведет к сокращению номинальных доходов, а в худшем ? к массовой безработице.
Нужно также спрогнозировать возможные проблемы национальной безопасности страны с выходом на международный уровень. Ведь как мы наблюдаем, от киберугроз не защищены даже ведущие лидеры государств.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что далеко не все иностранные ИТ-компании соблюдают законодательство Российской Федерации. Эта проблема может стать камнем преткновения, если брать во внимание то, что уже были скандалы вокруг компании Google, которая отказывалась выполнять требования российского антимонопольного законодательства.
На этом фоне, одной из стратегических целей должна стать безопасность участников цифровой экономики, защита и хранение персональных данных отечественных производителей.
Безусловно, встанет вопрос о неотложности реформирования налоговой системы и законодательства в целом. Не говоря уже о вопросах создания равных возможностей для конкурентоспособности российских компаний с иностранными коллегами.
А что касается регионального аспекта, то можно утверждать, что цифровые технологии усиливают неравенство между регионами и компаниями, т.к. в регионах разный уровень развития ИКТ и неодинаковый уровень доступа к сети Интернет . Соответственно, это порождает монополизацию рынка более сильными компаниями. И нельзя предъявлять одинаковые требования к регионам, надо учитывать разный уровень развития.
Слабым местом цифровой экономики также выступает отсутствие единой методики оценок его макроэкономического эффекта, что исключает возможность однозначного подсчета темпов роста или убыли ВВП в цифровой экономике.
?
2 Оценка уровня развития цифровой экономики
2.1 Показатели развития информационной индустрии
Цифровую экономику следует понимать, как результат трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и коммуникации, которые влияют на все секторы экономики и социальной деятельности.
Интерес к цифровой экономике обусловлен тем, что исследования ученых, международных организаций, в частности «Доклад о мировом развитии 2016: Цифровые дивиденды» Всемирного банка, показывают, что информационные технологии приобретают всё большую важность в экономическом развитии всех стран мира без исключения. В них подчеркивается, что в настоящее время уже около 40% всего населения планеты имеют доступ во Всемирную сеть. A использование цифровых технологий для реализации товаров и услуг, оказания государственных услуг, образования граждан позволит всему обществу получить так называемые «цифровые дивиденды», под которыми понимается как рост национального благосостояния, материальная прибыль, так и прозрачность государственного управления.
Естественно, уровень использования информационных технологий различен для стран с разными уровнями экономического развития.
На сегодняшний день одним из наиболее точных показателей развития цифровой экономики различных стран мира является глобальный индекс подключения (GlobalConnectivitylndex- GCI), исследование и оценку которого производит китайская коммуникационная компания HuaweiTechnologiesCo. Ltd.Исследование проводится в 50-ти странах мира, а для оценки используется 40 индикаторов в двух группах параметров: параметров производительности и технологических параметров обеспечения трансформации в цифровую экономику.
Тридцатка стран-лидеров по показателю GCI представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Рейтинг стран мира по показателю GCI
Место
в рейтинге Страна GCI в 2016 r. ВВП на душу населения (номинал) в 2016 г. по прогнозу МВФ, долл. США
1 США 74 57220
2 Сингапур 72 52755
3 Швеция 70 51136
4 Швейцария 68 78179
5 Великобритания 65 42105
6 Дания 64 53104
7 Южная Корея 63 25989
S Нидерланды 63 44S27
9 Япония 62 34870
10 Норвегия 61 69711
11 Австралия 59 49144
12 Германия 59 41895
13 Франция 58 38172
14 Новая Зеландия 58 36253
15 Канада 57 40409
16 Бельгия 57 40688
17 Испания 51 26823
IS Португалия 50 19684
19 ОАЭ 50 32988
20 Чехия 48 17543
21 Катар 47 66265
22 Италия 46 30231
23 Китай 44 8239
24 Чили 44 12938
25 Малайзия 44 9810
26 Россия 43 7742
27 Польша 43 12459
2S Саудовская Аравия 43 19312
29 Румыния 42 9157
30 Бразилия 39 7447
Регрессионный анализ зависимости между уровнем развития цифровой экономики страны, который отражает показатель Глобального индекса подключения (GCI), и ВВП на душу населения показывает, что соотношение линейной зависимости между ВВП страны и её показателем GCI может быть выражено как:
ВВП (номинал) = 1514 * GCI - 48390 .
При этом коэффициент детерминации равен 0,60, а коэффициент корреляции ? 0,77, что согласно соотношению Чэддока свидетельствует о тесной связи между факторами.
Таким образом, можно констатировать тесную связь между уровнем трансформации экономики страны на пути к цифровой экономике и ВВП на душу населения. Это означает, что информационные и телекоммуникационные технологии играют значительную роль в уровне экономического развития стран и для того, чтобы страна стала конкурентоспособной на глобальном мировом рынке необходимо развитие данной отрасли экономики.
Основными показателями развития информационной индустрии являются: количество людей, использующих компьютеры, а также количество пользователей, имеющих доступ к Интернету.
Так, число пользователей компьютером в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) от 90% взрослого населения в Люксембурге, Нидерландах и странах Северной Европы до 60% в Греции, Италии, Мексике и Турции.
По данным Омнибуса GfK 2015 года в России пользователями Интернет являются 84 млн. россиян в возрасте от шестнадцати лет и старше. К началу 2016 года аудитория Интернет в России выросла почти на 4 млн. человек. Сегодня в России доступом в Интернет с мобильных устройств пользуются около 50 млн. человек. Это 42% взрослого населения страны. Причем среднесуточное время нахождения в Интернете достигло 126 мин., включая 86 мин. ? в мобильном интернете.
По данным Исследования профессиональных навыков взрослых PIAAC в России только 45% работников обладает достаточными компьютерными навыками.
Также важным показателем развития цифровой экономики является объем инвестиций в телекоммуникации. В 2016 году общий объем средств, предусмотренных в РФ на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий составляет 364,7 млн. руб.
2.2 Проблемы перехода России к цифровой экономике
Рассмотрим, какие проблемы могут стоять на пути России к цифровой экономике.
Итак, согласно показателю GCI, Россия занимает 26 место среди 50-ти стран, при этом в Российской Федерации доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или $75 млрд. (см. табл. 1). Это конечно, значительно ниже, чем у развитых стран.
Так, в Великобритании доля проникновения цифровой экономики составляет 12,4% от ВВП, в Китае ? 6,9% от ВВП, в США ? 5,4% от ВВП. При этом по оценкам экспертов отставание РФ в использовании информационных технологий от развитых стран составляет 5-8 лет. При этом большая часть цифровой экономики России, $63 млрд., приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн).
Низкий рейтинг Российской Федерации по показателю глобального индекса подключения обусловлен следующими проблемами:
? низким уровнем использования информационных технологий в образовании по сравнению с развитыми странами;
? отсутствием инфраструктуры для выхода уникальных отечественных информационных продуктов на мировой рынок, при том, что в России существуют интересные новации в области нейротехнологий, роботизации, хранения и распределения энергии и других отраслях цифровой экономики;
? недооценкой текущих цифровых возможностей и их влияния на эффективность, продуктивность и потенциал роста бизнеса в большинстве отраслей, что отражается на более низком уровне их использования по сравнению с развитыми странами мира.
Для преодоления указанных проблем на государственном уровне следует создавать благоприятные условия для обучения и развития талантливой молодежи в области науки, технологий и инноваций, используя при этом современные формы организации учебной, научной и исследовательской деятельности. Также государственные органы должны способствовать формированию системы международного научно-технического сотрудничества с целью экспорта отечественных разработок на мировой рынок. Также возможно стимулирование частного бизнеса к использованию цифровых и инновационных технологий в своей деятельности с помощью налоговых льгот, государственных заказов и других мероприятий. Предполагается, что именно эти меры будут способствовать более быстрому становлению цифровой экономики в России.
Построение цифровой экономики в Российской Федерации, в свою очередь, позволит получить ряд потенциальных преимуществ:
? использование цифровых технологий, как в государственном секторе, так и в бизнесе. В РФ уже запущен портал www.gosuslugi.ru, с помощью которого значительно повысилась доступность различных государственных услуг, сократилось время на их получение. Также в России есть такие «цифровые гиганты», как «Яндекс», «Касперский», службы онлайн-заказов, которые также участвуют в диверсификации российской экономики;
? высокий показатель проникновения мобильной связи, которая включает в себя интернет-услугу. Кроме того, планируется, что уже к 2020 г. 95% населения Российской Федерации будут иметь доступ к интернету ;
? наличие опыта использования цифровых технологий в промышленности, особенно в сфере обороны и космических технологий, например, Компания «Российские космические системы» успешно внедряет цифровой производственный цикл.
Таким образом, уровень использования цифровых технологий оказывает значительное влияние на объемы ВВП стран уже на сегодняшний день, что было доказано с помощью проведенного регрессионного анализа и выявления тесной связи между глобальным индексом подключения и валовым продуктом на душу населения. При этом влияние данного фактора будет только усиливаться по мере развития инноваций в данной сфере и глубины проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности.