Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Национальная идентичность в условиях глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения.

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Структура курсовой работы Основная часть работы подразделяется на 3 главы по 2 параграфа. Первая глава посвящена теоретико-методологическим аспектам сравнительного анализа влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность. Вторая глава включает в себя непосредственное сравнение на основании ряда выбранных маркеров и индикаторов процессов изменения национальной идентичности в условиях глобализации на примере выбранных стран. Третья глава содержит интерпретацию результатов проведенного сравнительного исследования и практические рекомендации по обозначенной проблеме. Гипотеза исследования состоит в том, что глобализация и ее последствия обуславливают кризис национальной идентичности, и сопутствующий ему системный политической кризис. Положения, выносимые на защиту: 1. Устойчивость национальной идентичности является непременным фактором стабильного существования государства. 2. Глобализация, политическая и культурная унификация, рост влияния ТНК и наднациональных политических структур, рост миграции и другие проявления глобализации обуславливают кризис национальной идентичности. 3. Кризис национальной идентичности влечет за собой кризис политических институтов, функционирование которых в западных демократиях рассчитано на наличие сильной национальной идентичности и гомогенной политической культуры.
Введение

Актуальность Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался разрушением биполярного миропорядка, изменением статуса национального государства и переходом к новому типу хозяйствования. Широкомасштабная информатизация и компьютеризация в разы ускорили процесс глобализации. Происходят социальные, политические и экономические изменения, ведущие к расширению связей между государствами и росту их взаимной зависимости. Новые глобальные вызовы и изменение статуса государства порождают противоположно направленные тренды: к повсеместной стандартизации и унификации общественной жизни и политических практик, а также, напротив, к упорному противодействию глобализации и отстаиванию своей национальной и культурной специфики. Современный мир, рождающийся в ходе современных глобализационных процессов, не един; и в условиях политического, экономического и культурного многообразия, человек вынужден искать способы сохранения своей идентичности. Таким образом, проблемой сравнительного исследования выступает преодоление кризиса национальной идентичности в условиях глобального миропорядка на примере стран США и Великобритании. Степень научной разработанности темы. В зарубежной науке исследования трансформации национальной идентичности в условиях глобализации представлены в трудах С. Хантингтона, И. Нойманна, С. Кокберн и др. В отечественной науке этот вопрос рассматривается в работах В.Н. Бадмаева, П.К. Гречко, К.Х. Делокарова и др. На данный момент изучено, что основным следствием глобализации является мировая миграция, влекущая за собой сближение, слияние и столкновение культур разных стран. Также, сейчас изучается феномен противопоставления цивилизаций, объединяющих группы стран со схожими ментальными ценностями. И еще предстоит изучить, как слияние культур в условиях глобализации повлияет на национальную идентичность. Объектом исследования является феномен национальной идентичности. Предметом исследования выступает результат влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность. Целью курсовой работы является изучение влияния глобальных политических и экономических процессов на национальную идентичность на примере США и Великобритании. Для осуществления цели исследования необходима реализация следующих задач: 1. Выбор теоретико-концептуальной основы для проведения сравнительного анализа. 2. Рассмотрение «национальной идентичности» как единицы анализа с точки зрения выбранного подхода. 3. Выявление переменных, определяющих содержание и устойчивость национальной идентичности в условиях глобального мира. 4. Проведение бинарного сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании на основании ряда выбранных маркеров и индикаторов. 5. Интерпретация результатов сравнительного исследования и вынесение практических рекомендаций. Методы исследования. Теоретической базой исследования выступает цивилизационный подход, ярким представителем которого является С. Хантингтон. Он рассматривает течение мировой истории с точки зрения борьбы между государствами, идеологиями и цивилизациями. К основным методам исследования относятся дескриптивный анализ, анализ числовых данных, бинарное и региональное сравнение. Использование теории С. Хантингтона и обозначенных методов позволяет установить различия между культурными характеристиками разных цивилизаций и национальных идентичностей, а так же установить причину распространения кризиса национальной идентичности.
Содержание

Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретико-концептуальная основа для проведения сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность 6 1.1. Актуализация проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации на примере США и Великобритании 6 1.2. Цивилизационный подход к пониманию национальной идентичности (С. Хантингтон) 10 Глава II. Бинарное сравнение влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании 14 2.1. Переменные, определяющие национальную идентичность и ее устойчивость в условиях глобализации 14 2.2. Сравнение кризисов национальной идентичности в США и Великобритании на основании выбранных маркеров и индикаторов 18 Глава III. Интерпретация результатов сравнения влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность 24 3.1. Взаимосвязь кризиса национальной идентичности и кризиса политической системы в условиях глобального мира 24 3.2. Пути преодоления кризиса национальной идентичности в условиях глобального мира 28 Заключение 30 Список литературы 32
Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. — М.: Кучково поле, 2016. — 416 с. 2. Гранин Ю. Д. Национальные государства в глобальном мире / Ю. Д. Гранин // Известия Российской академии образования. – 2017. – № 3(43). . – С. 40–54. 3. Гранин Ю. Д. Национальная идентичность в глобализирующемся мире / Ю. Д. Гранин // Вестник РАН. – 2015. – Т. 85, № 9. – С. 805–811. 4. Кортунов С. В. Национальная идентичность / С. В. Кортунов. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 359 с.61 5. Радугина О. А. Доминанты российского национального менталитета / О. А. Радугина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. – 2004. – № 2. .– С. 89–106 6. Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации — М.: Алгоритм, 2016–288 с. 7. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001–640 с. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон: пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. — М.: АСТ, 2005. . — 603 с. 9. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2004. – Т. 85– 635 с. 10. Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. / Э. Эриксон. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : Летний сад, 2000. - 416 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-концептуальная основа для проведения сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность 1.1. Актуализация проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации на примере США и Великобритании Проблема национальной идентичности оказалась одной из наиболее актуальных в начале XXI века. В последние годы обсуждение проблем идентичности стало магистральным направлением глобалистики - междисциплинарного научного направления, ориентированного на анализ современного мирового порядка и глобализации. Основой глобализации считаются средства коммуникации и связи, кардинально меняющие взаимодействие отдельных граждан и целых государств и приведшие к взаимопроникновению культур разных народов. Исследователи и ученые приходят к выводу о том, что развитие глобальных экономических, политических и информационных систем ведет к ослаблению национальных государств. А в конце 20 века и начале 21 века становится ясно, что нарастает конфликт между традиционными культурами и националистически настроенными группами. Разные направления развития общемирового социального процесса привели к кризису национальной культурной идентичности населения. Чтобы понять, в чем заключается влияние глобальных процессов на национальную идентичность, определимся с понятием «идентичность». Идентичность (англ. identity) – это многоплановое явление, обладающее сложной структурной организацией и выполняющее, как индивидуально-психологические, так и социокультурные функции. С психологической точки зрения идентичность – это свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях; результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других. В социальном плане идентичность проявляется на основе осознания индивидом своей тождественности с этносом, профессиональной группой, внутригосударственной общностью. Кризис же современной национальной идентичности в Америке, на мой взгляд, стоит начать рассматривать с событий 11 сентября 2001 года, следствием которых стало радикальное изменение настроений в обществе. Гражданская апатия и культурный сепаратизм сменился обостренным чувством патриотизма и готовностью отстаивать «место Америки в мире». Однако за этими проявлениями сплоченности по-прежнему сохранились признаки духовной разобщенности. С. Хантингтон в своем произведении «Кто мы?» справедливо отмечает: «Изобилие американских флагов после 11 сентября явилось не столько свидетельством возросшего осознания национальной идентичности, сколько признаком неуверенности в собственной сути, признаком колебаний в ответе на вопрос, а кто мы такие. Неужели Америке необходим Усама Бен Ладен, чтобы осознать: мы - американцы?». Существуют еще объективные причины обострения проблемы национальной идентичности в американском обществе. К ним относятся и последствия окончания «холодной войны». Распад СССР психологически ослабил значимость национальной стратегии безопасности. Также, поток иммиграции, в том числе испаноговорящего населения, и последствия длительной политики «мультикультурализма». Но наиболее острая проблема явилась в ином направлении – американская идентичность в условиях прогрессирующей глобализации находится в состоянии практически неразрешимого противоречия. Присвоение американской идентичности «особого», «уникального», т.е. именно «национального» статуса, равнозначно полному отвержению ранее распространяемых американских ценностей среди других народов и дискредитирует характерное американцам самоопределение в мире. Если американская идентичность позиционируется, как совокупность бесспорных общечеловеческих ценностей, то она утрачивает свой статус «национальной» и не может стать препятствием для нарастания центробежных культурных ценностей. Данная проблема коснулась не только американского общества. Сегодня проблема национальной идентичности становится актуальной, как никогда ранее и для Великобритании. Постимперский кризис идентичности настиг эту страну и оказался для нее весьма болезненным. Британия, как объединение Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии переживает новый этап самоопределения. Это проявилось в ходе референдума 2014 года о независимости Шотландии и референдуме 2016 года о членстве Великобритании в Европейском Союзе, который запустил процесс отдаления от Брюсселя. Также, в самой Англии наблюдаются существенные перемены в региональной идентичности. Великобритания после распада Британской империи, вполне успешно преодолела кризис постимперской идентичности. Но при этом столкнулась с проблемой деструктивной ностальгии, национализма, этнических конфликтов, расизма, социальной фрустрации. Можно сказать, что перед Великобританией сегодня стоит проблема обновления национальной идентичности. Укрепление транснациональной экономики и международно-правовой системы, экуменического движения и мировых информационных систем, синтез классических идеологий и формирование усредненных стандартов социального обеспечения стирает привычное пространство идентификации. Идентичность начинает «сужаться» до уровня субкультур. Размывание национальных и культурных границ заставляет людей все более целенаправленно искать «собственное» социальное окружение, придавать гипертрофированное значение расовой или конфессиональной принадлежности, общим «историческим корням» или политическим мифам. В этом свете, проблема идентичности так же продолжает быть полем конфликтного противоборства социальных, идейных, политических сил, каждая из которых стремится подавить другие и установить свой план цивилизационного движения. Поиск идентичности или же попытки ценностного, культурного самоопределения, прежде всего, рассматриваются, как защитная реакция в условиях глобализации, а потому трактуется, как источник нарастающей социальной напряженности. Однако очевидно, что не меньшую роль в обострении кризиса идентичности имеет и сложная перестройка социальной организации непосредственно западного общества. 1.2. Цивилизационный подход к пониманию национальной идентичности (С. Хантингтон) Произведение Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в котором ученый сделал заявление о том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций, явилось первой попыткой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века. Большую известность получила концепция ученого о «столкновении цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Мир Хантингтон рассматривает в рамках восьми цивилизаций (вдоль которых проходят «линии разлома»). А именно: синская (китайская), японская, индуистская, исламская, православная (с центром в России), западная, латиноамериканская и возможно африканская цивилизации. Самюэль Хантингтон, также, при этом отмечает момент доминирования Запада над остальными цивилизациями, и критикует страны запада за попытки навязать принятые ценности остальному миру. Говоря об «универсальной цивилизации», общей для человечества и в своем становлении связанной с модернизацией языка, культуры, религии, Хантингтон обнадеживает, что хоть данная концепция и является продуктом западной цивилизации, она не обязательно обозначает вестернезацию остальных семи цивилизации. «На фундаментальном уровне мир становится более современным и менее западным». Структура цивилизация по Хантингтону представляется следующей: «В мире после «Холодной войны» страны соотносятся с цивилизациями, как страны-участницы, стержневые государства, страны-одиночки, расколотые страны и разорванные страны. Страна-участница – это страна, полностью отождествляющая себя в культурном плане с одной цивилизацией. Например, Египет с арабско-исламской цивилизацией. Цивилизация также, может включать в свой состав народы, разделяющие ее культуру и отождествляющие себя с ней, но живущие в странах с доминирующим числом представителей других цивилизаций. В цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые воспринимаются ее членами, как фундаментальный источник культуры этой цивилизации. Такие источники чаще всего располагаются в одной стержневой стране или странах цивилизации, то есть наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране или странах. Страна-одиночка – это страна, не имеющая культурной общности с другими обществами. Например, Эфиопия является изолированной из-за доминирующего языка – амахарского, религии – коптского православия, на фоне преимущественно исламских государств окружающих ее. Расколотые страны – это страны с большими группами людей, которые принадлежат к различным цивилизациям. Такие расколы и сопровождающее их напряжение часто приводят к тому, что основная группа людей, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну, как свой политический инструмент и сделать государственными свои отличительные черты в виде языка, религии. Например, индуисты и мусульмане в Индии, и Малайзии. Расколотые страны, находящиеся на линии разделения цивилизаций сталкиваются с особенно серьезными проблемами при поддержании целостности. С. Хантингтон полагает, что нации-государства останутся главными субъектами будущих конфликтов, но конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими разным цивилизациям. Линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих «фронтов». Эти конфликты произойдут по ряду причин: 1) различия между цивилизациями наиболее существенны и неизменны, они более фундаментальны, чем политические и идеологические расхождения; 2) рост цивилизационного самосознания, углубление понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации; 3) ослабление роли нации-государства как источника идентификации и появление религиозных фундаменталистских движений; 4) борьба не западных стран с находящимся на вершине своего могущества Западом; 5) жёсткая устойчивость культурных особенностей и ещё более резкое религиозное разделение людей; 6) усиление экономического регионализма, успех которого укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. Хантингтон, проводя линии разлома цивилизаций, указал места будущих конфликтов: • Культурный разлом Европы на западное христианство с одной стороны, и православие и ислам с другой (линия разлома между западной и исламской цивилизацией) • Арабо-исламская цивилизация находится в постоянном антагонистическом взаимодействии с языческим, а сегодня по преимуществу христианским чернокожим населением Юга. • Конфликт между православным и мусульманским населением на северных рубежах исламского региона. • Борьба между мусульманами и индусами, которая выливается в соперничество Пакистана и Индии, а также усиления религиозной войны внутри Индии. В связи с этим Самюэль Хантингтон говорит о сплочении цивилизаций, выражающемся в «синдроме братских стран», который приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества. Таким образом, эпоха процессов глобализации способствует увеличению противоборствующих сторон в мире. И возможные между ними столкновения в будущем будут характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, религию, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых, катастрофическими последствиями в связи с увеличением, а значит и усилением военной мощи сторон конфликта. Также, говоря об идеологии, С. Хантингтон признавал, что между идеологиями и религиями много общего, он в то же время видел между ними принципиальную разницу. «Любая религия непременно обращается к потусторонней силе, тогда как идеологии ограничиваются пределами «земного» мира или, по крайней мере, не отводят теологическим проблемам центрального места». По Хантингтону, конфликты заключены в цивилизационной сути идентичности, которая представляет собой сформированную картину мира данной нации (и шире — цивилизации). Данный подход привлек внимание исследователей и общественности во всем мире в 90-е гг. в свете этнических конфликтов на территориях СССР и других частях света. Большую угрозу Самюэль Хантингтон видел в, упомянутой выше, неразумной Западной политике насаждения демократии другим странам, что также радикализирует общество, подогревая отторжение чужого культурно-цивилизационного влияния и подталкивая к созданию антизападных альянсов. Подводя итог главы, Глава II. Бинарное сравнение влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании 2.1. Переменные, определяющие национальную идентичность и ее устойчивость в условиях глобализации Большое значение в понимании идентичности имеет ее социально-психологический аспект. Данный аспект отражен в концепции менталитета. С социально-психологической точки зрения, национальный менталитет является структурой сохранения и воспроизводства национальной культурной идентичности. Фундаментальная характеристика менталитета – устойчивость. Устойчивость менталитета рассматривается, как способность психологических установок противостоять внешнему воздействию, нацеленному на его разрушение, и обуславливает постоянство идентичности. Существуют следующие классификации идентичностей. Их разделяют на «индивидуальные», «групповые», «локальные» и «фундаментальные». Фундаментальные - расовые, этнические, национальные и цивилизационные идентичности, обусловленные антропологическими, культурными и религиозными различиями людей. Как утверждает Б. Андерсон, «идентичности следует рассматривать как индивидуальные и групповые конструкты – вербализованные результаты отнесения к «воображенным общностям», определяемые предшествующим воспитанием, образовательным и культурным опытом и наличествующим в данный момент окружением: политическими ландшафтами, информационными и культурными пространствами, в которые индивиды и группы помещены и в которых они существуют». Каждый человек - носитель комплекса идентичностей, часть которых постоянна, а другие актуализируются вместе с изменением его географических и социокультурных условий жизни. Рассматривая дискурс о формах кризиса национальной культурной идентичности и его связи с социальными процессами, следует отметить, что главным социальным процессом учеными признается глобализация, которая является главным фактором, приведшим к переоценке национальной идентичности. С. Хантингтона утверждал, что в связи с процессом глобализации «кризис идентичности, охватил все крупные государства Европы, Азии и Америки, в которых идет процесс фрагментации национальной идентичности, которой «пришлось уступить место идентичностям субнациональным, групповым и религиозным» из-за роста потоков миграции, способствовавших появлению в национальных государствах инокультурных образований, не интернирующихся в национальную культуру». Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным фактором кризиса национальной культурной идентичности является глобализация. Глобализация как социокультурный процесс связана с изменением направления мировых процессов с национально-государственных на интернациональные. Процесс интернационализации означает, что весь мир включается в единую систему общественно-исторической, предметно-практической деятельности, связей и отношений. Глобализация предполагает интенсификацию локальных национально-государственных связей и отношений. Возрастающая интенсивность национально-государственной деятельности, связей и отношений способствует распространению по всей планете тех форм культуры, которые представляются, как наиболее оптимальные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Основываясь на этом, в процессе глобализации происходит унификация локальных национально-государственных связей и отношений. Основой этой унификации является формирование всемирной системы разделения труда, политических институтов, информации, транспорта. В современную эпоху процесс глобализации развивается на основе информационно-коммуникативных технологий. Поэтому исследователи считают, что угроза идентичности обострилась с информационной революцией, с появлением новых компьютерных технологий. Эти технологии дали возможность каждому человеку стать частью глобального мира. Процесс глобализации напрямую связывался с изменением непосредственно структуры человеческого сознания. Отличительной чертой глобализации является социальная и интеллектуальная мобильность. Это возможно благодаря появлению новых профессий и сфер деятельности, интернационализации рынка труда. Социальная и интеллектуальная мобильность приводит к размытию традиционного представления о внешнем мире, как о недоступном пространстве. В данном случае понятие «глобализация» понимается, как выход за пределы изначально обозначенных рамок социального пространства, с которым человек должен взаимодействовать. Ученые также отмечают проблемы идентичности на уровне конфессий. Во время глобализации отношение к религии получает политическую окраску, а, следовательно, становится действенным идеологическим фактором воздействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg