1 РЕЗЮМЕ
Настоящий проект представляет собой создания в г. Пенза плана промышленного предприятия для выпуска нового вида продукции: термополированного (float) стекла.
Реализация проекта преследует следующие цели:
1) создание высокорентабельного бизнеса;
2) окупаемость вложенных инвестиционных ресурсов;
3) удовлетворение потребительского спроса на рынке стекла.
Срок реализации рассматриваемого инвестиционного проекта составляет 5 лет.
Флоат-стекло – это листовое стекло, которое изготавливается при использовании метода термического формования на расплаве металла. Этот метод является инновационным в производстве листового стекла. Термополированное стекло характеризуется малыми оптическими искажениями, отличным качеством поверхности и одинаковой толщиной.
По результатам расчетов получены следующие значения показателей эффективности проекта:
1. Простой срок окупаемости проекта составил 1,2 года; дисконтированный срок окупаемости 1,39 года.
2. Чистый дисконтированный доход NPV составил 7 544,0 тыс. руб. (положительная величина показателя).
3. Внутренняя норма рентабельности IRR равна 98,4%, что выше ставки дисконтирования 18% и стоимости привлечения заемных средств 14%.
4. Индекс рентабельности инвестиций PI равен 3,68, то есть, превышает единицу.
Полученные значения эффективности критериев свидетельствуют, о том что разработанный бизнес-план создания промышленного предприятия по производству термополированного (float) стекла является коммерчески эффективным.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Стекольная промышленность является одной из базовых экономических отраслей и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей России.
Стеклотару в России производят более 50 предприятий.
Основные потребители стеклотары в России:
- пивоваренные заводы;
- производители минеральных вод;
- производители ликеро-водочных изделий и водки;
- производители продуктов консервации;
- производители винных напитков и вина.
Объем производства стеклотары в России в последние годы значительно снизился. Основная причина более низкого ее потребления – спад производства водки, пива и ликеро-водочных изделий под влиянием экономического кризиса, а также в связи с изменениями в законодательстве РФ (повышение акцизов, установление минимальных цен на алкогольную продукцию и т.п.).
Структура выпуска продукции в стекольной промышленности в последние годы значительно изменилась; расширились ассортименты и объёмы выпускаемой стеклянной тары. Основные мощности по производству стеклотары сосредоточены в Центральном регионе, на Северном Кавказе и в Уральском регионе.
Предприятия винно-водочной отрасли работают не на полную производственную мощность по ряду причин, в том числе ввиду осуществления правительственного комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции, в числе которых – изменение порядка лицензирования. По причине частого вынужденного простоя основных потребителей продукции снижается реализация готовой продукции предприятий отрасли, что отражается на их финансовом состоянии.
3 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ
С целью улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в рамках реализуемого инвестиционного проекта планируются модернизация технологического оборудования и освоение производства нового вида продукции – термополированного (float) стекла.
В настоящее время существуют следующие виды стекла.
1. Свинцовое стекло представляет собой композит диоксида кремния и окиси свинца, используется на предприятиях с повышенным радиоактивным фоном.
2. Известковое стекло используется для изготовления стеклотары, стеклянной посуды, электротехнике и лампочках накаливания.
3. Кварцевое стекло. Простой и распространённый вид стекла, изготавливается из кварцевого песка с добавлением различных композитов. Изделия из кварцевого стекла отличаются хорошей стойкостью к термическому и химическому воздействию, обладают высокой прозрачностью, хоть и довольно хрупки. Используются для изготовления лабораторной посуды и украшений.
4. Цветное стекло. Обычно оно представляет собой кварцевое стекло, которому в процессе плавления придали характерный цвет – от чёрного до розового и синего. Используется в элементах декора, в архитектуре, для создания витражей и облицовки.
5. Энергосберегающее стекло отличается от других специальным напылением, которое не позволяет теплу выходить через окна. При этом, для большей теплопроводности, такие стёкла могут состоять из нескольких слоёв, внутри которых располагается инертный газ.
6. Для защиты от солнечных лучей, а также для придания силуэтам матового оттенка, используется тонированное стекло. Технология производства включает в себя напыление оксидов металла заданного оттенка.
7. Армированное стекло. Используется для застекления внутренних производственных помещений. Металлическая сетка, вплавленная в структуру, при механических повреждениях не даёт стеклу разлететься на мелкие куски. К тому же, армированное стекло часто используется в роли противопожарного.
8. Триплекс, или многослойное стекло состоит из нескольких слоёв тонкого стекла, скрепленного вместе различными полимерными материалами. При механических повреждениях не производит осколков, при сильных – разлетается на множество мелких и неопасных. Используется для создания лобовых стёкол автомобилей и стеклопакетов.
9. Моллированное – стандартное кварцевое бесцветное или цветное стекло, которому при нагревании придаются причудливые изогнутые формы. Используется в элементах интерьера и прочем декоре.
10. Закалённое стекло – стандартное кварцевое или известковое стекло, подвергнутое множественной термообработке. Применяется при изготовлении мебели, в автомобильной и пищевой промышленности. При разрушении образует множество мелких осколков.
11. Бронированное стекло представляет собой многослойный «бутерброд» из полимерных материалов, стандартного стекла и плексигласа. Для придания дополнительных защитных свойств может покрываться плёнкой. Толщина и количество слоёв зависит от класса пулестойкости – от В1 до В5.
12. Солнцезащитное стекло применяется для защиты от УФ-излучения, изготавливается посредством напыления окиси металла, которая и обеспечивает характерные свойства.
13. Противопожарное стекло – комбинация кварцевого и плексигласа, отличается повышенной огнеупорностью, многослойностью, содержит в себе напыление и материалы, препятствующие разрушению. Используется в стеклопакетах и при изготовлении противопожарных дверей.
14. Термополированное (float) стекло имеет высокую светопропускную способность и безупречно гладкую поверхность листов. Этот термин объясняет суть процесса, придающего идеальную гладкость поверхности листов, не требующих впоследствии дополнительной шлифовки.
В его состав традиционно входят песок, известь, натрий и вяжущие добавки [24].
Флоат-стекло – это листовое стекло, которое изготавливается при использовании термического метода формования на расплаве металла. Этот метод является инновационным в производстве листового стекла. Термополированное стекло характеризуется малыми оптическими искажениями, отличным качеством поверхности и одинаковой толщиной.
Флоат-стекло имеет высокую светопропускающую способность, глянцевую поверхность и отличные оптические свойства (не бывает искажений изображения).
Суть метода производства флоат-стекла состоит в том, что из стекловаренной печи расплавленная стекломасса поступает во флоат-ванну, заполненную расплавом металла и имеющую защитную азото-водородную атмосферу. Расплав стекломассы растекается свободно по поверхности и за счет сил тяжести и поверхностного натяжения приобретает форму с плоскими и параллельными поверхностями. Для получения стекла необходимой толщины производится либо растягивание ленты стекла (для малых толщин), либо ограничение растекания стекломассы (для больших толщин). Как правило, листовое термополированное стекло имеет толщину от 3 до 19 мм, однако в строительстве рекомендуется применять стекло толщиной не менее 3 мм. Cтекломасса растекается и в виде непрерывной ленты плывет по поверхности расплавленного металла, затем снимается с него и направляется в печь отжига.
Процесс отжига включает следующие стадии:
- нагрев (или охлаждение) изделия до температуры отжига - проводится с максимальной скоростью, не вызывающей разрушения стекла;
- выдержка при температуре отжига до практически полного удаления временных напряжений - температуру выдержки выбирают таким образом, чтобы предотвратить деформацию изделий, но при этом обеспечить достаточно высокую скорость релаксации напряжений;
- медленное охлаждение до нижней температуры отжига со скоростью, не допускающей возникновения новых напряжений;
- быстрое охлаждение со скоростью, ограничиваемой только термостойкостью изделия.
Стекло имеет не только светопропускную способность на уровне 88-90%, но и высокую прочность (на сжатие, изгиб и растяжение) при значительных габаритах листов. Хотя толщина изделия мало влияет на его светопропускную способность, она зависит от изменения этого размера. При увеличении толщины листов флоат-стекла изделия приобретают зеленоватый оттенок, и у них снижается коэффициент направленного светопропускания. Чтобы избежать этого эффекта, рекомендуется выбирать особо прозрачные термополированные стекла, у которых при увеличении толщины практически не снижается коэффициент светопропускания. Это стекло имеет низкий уровень светоотражения и хорошо пропускает солнечную энергию.
Оно используется как в чистом виде для изготовления различных изделий и конструкций, так и подвергается технологической обработке: закаливанию; склеиванию с применением полимерных пленок; окрашиванию в массе. Флоат-стекло – отличная основа для нанесения на него разных покрытий. Высокая степень адгезии с поверхностью позволяет наносить на нее невидимые глазу металлизированные покрытия, а также изображения.
Хорошие характеристики и доступная стоимость сделали это стекло самым востребованным на строительном рынке. Кроме оконных и дверных блоков, их используют для реализации разных проектов: проведения фасадного остекления; возведения внутренних светопрозрачных перегородок; остекления кровли различными конструкциями; изготовлении витрин и др. [24].
4 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ
В последние годы средний объём общемирового производства стекла превышает 130 миллионов тонн, 48% приходится на «тарное» стекло, 42% на листовое стекло (строительное и оконное стекло, автомобильное стекло и т. д.); 5% - это посуда и 6% приходится на остальные виды стекла [22].
Более 20% произведённого стекла, получают в результате переработки. В разных странах это отношение различается и зависит в первую очередь от государственной политики. Образцовой страной в области переработки использованного стекла является Швеция. Уровень утилизации здесь в последние годы всегда превышает 95%.
Значимыми показателями в динамике реального сектора экономики являются показатели производства цемента, стали и стекла. Здесь Китай также является лидером производства, но не доминирует своих конкурентов - Евросоюз и США, как это происходит с производством цементаи стали. В среднем на Китай приходится 35% - 37% мирового производства стекла, а на Европу 28%.
Мировое производство стекла достигло своего пика в 2007 - 2008 годах, и после финансового кризиса наступил долгосрочный спад. Объём производства восстановился только в 2017 году. А в 2018 году правительство Китая стало проводить политику по ограничению внедрения избыточных мощностей по производству цемента и стекла. Программа была рассчитана до конца 2020 года, однако эпидемиологическая обстановка внесла существенные корректировки.
В 2019 году объём общемировой торговли стеклом составил 76,5 миллиардов долларов США. В процентном соотношении виды продукции распределились так: стеклянные листы (17,3% от общего количества); стекловолокно, стекловата и сопутствующие товары (16%); закаленное и многослойное безопасное стекло (13,9%); кухонные принадлежности, бытовая посуда, включая столовые приборы, предметы для ванных комнат, предметы интерьера (11,2%).
Крупнейшими экспортёрами стекла и изделий из него являются [22]:
1. Китай: $17,9 млрд. (23,4% от общего экспорта)
2. Германия: $7,2 млрд. (9,4%)
3. США: $5,5 млрд. (7,2%)
4. Франция: $3,4 млрд. (4,4%)
5. Япония: $3,2 млрд. (4,2%)
Говоря о состоянии дел в стекольной промышленности России следует отметить, что в январе 2020 года было произведено 20,5 млн. м2 листового стекла, что на 2,3% меньше, чем за январь 2019 года [21].
Лидерами по производству листового стекла в России являются предприятия АО «Салаватстекло», ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» и ООО «Гардиан Стекло Ростов», которые выпускают 45% всего стекла в РФ. Это современные и мощные производства, в оснащение которых вложены десятки миллионов долларов.
За 1 месяц 2020 года существенный рост в производстве наблюдается у:
- ООО "Эй Джи Си БСЗ” с 1,0 млн. м2 (+122,6%) до 1,9 млн. м2;
- ООО " Эй Джи Си Флэт Гласс Клин " с +0,5 млн. м2 (+13,5%) до 4,2 млн. м2;
- ООО "Пилкингтон Гласс" с 0,3 млн. м2 (+17,8%) до 2,1 млн. м2.
Сокращение производства в январе 2020 года произошло у ЗАО "Тракья Гласс Рус" с 0,6 млн. м2 (-29,1%) до 1,5 млн. м2 и ООО "Завод Символ" с 0,2 млн. м2 (-43,3%) до 0,3 млн. м2.
Крупнейшие производители стекла в России представлены в таблице 1.
Информация для составления рейтинга предоставлена самими компаниями, в случае непредоставления данных - с корпоративных сайтов, из официальных отчетов, публичных выступлений топ-менеджмента компаний, а также из системы финансового мониторинга СБИС [25].
Таблица 1 - Крупнейшие производители стекла в России [25]
Производитель Регион Продукция
AGC Glass (ООО
«Эй Джи Си Флэт
Гласс Клин»)
Московская область, Нижегород-ская область
Флоат-стекло, стекла с напылениями, гнутое стекло, стеклопакеты, ламинированное стекло (шумозащитное, декоративное, пожаростойкое), матовые стекла, окрашенные стекла, узорчатые стекла, стекло с шелкографией, зеркала, армированные стекла, автостекла
Guardian Industries (ООО «Гардиан Стекло Рязань»,
ООО «Гардиан Стекло Ростов»)
Ростовская область, Рязанская область
Флоат-стекло, антибликовое стекло, антиконденсационное стекло, высокоселективное стекло, зеркало, диэлектрическое зеркало, звуко- и теплоизоляционное стекло, закаленное стекло, ламинированное стекло, низкоэмиссионное стекло, химически травленое стекло
«Салаватстекло»
Республика Башкортостан
Стекло листовое, стекло окрашенное в массе, стекло архитектурное, стекло низкоэмиссионное, стекло закаленное многослойное, стеклопакеты, стеклотара, стекло натриевое жидкое
NSG Group (Pilkington)
ООО «Пилкин-
гтон Гласс» Московская область
Флоат-стекло, ламинированное стекло (шумозащитное, декоративное, пожаростойкое), многослойное стекло, стеклопакеты, стекла с системой самоочищения, автомобильные стекла
Sisecam Flat Glass (ЗАО «Тракья Гласс Рус») Республика Татарстан
Флоат-стекло, зеркало, окрашенное стекло и автомобильное стекло
«Саратовстрой-стекло»
Саратовская область
Конфигуратор стеклопакетов, стекло листовое бесцветное и особо прозрачное, стекло с многофункциональным мягким покрытием, стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием
Каспийский ЗЛС Респ. Дагестан Бесцветное листовое стекло
Стекольный завод «Символ» (ООО «Экспо Гласс»)
Владимирская область
Листовое стекло, автостекло, стеклопакеты, многослойные ударостойкие стекла, тепличное, приборное и тонированное стекло, стеклобутылки, сувенирные изделия из стекла
Саратовский институт стекла
Саратовская область
Декоративное стекло, листовое высокопрозрачное и рефлектное стекло, тонированное в массе листовое стекло, стеклопакеты, транспортное стекло
Гусевский стекольный завод имени Ф.Э.
Дзержинского
Владимирская область
Листовое стекло (стекло безосколочное многослойное повышенной прочности для транспортных средств, архитектурно-строительный триплекс (прозрачный и окрашенный), зеркала, стекло очковое, стекло защитное для приборов общепромышленного применения), продукция из кварцевого стекла
Никольский завод светотехнического стекла (ЗАО «НЗСС») г. Никольск, Пензенская область
Стеклянные плафоны и рассеиватели для светильников различного назначения; стеклянная тара.
Анализ рынков сбыта представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ рынков сбыта
В таблице 2 представлена матрица SWOT – анализа двух наиболее близких конкурентов для создаваемого предприятия: Никольский завод светотехнического стекла (ЗАО «НЗСС») и ООО «Гардиан Стекло Рязань».
У каждого из этих предприятий есть свои недостатки и преимущества, которые следует учесть при разработке бизнес-плана проекта создаваемого предприятия.
Таблица 2 – Матрица SWOT - анализа
Конкурент 1
ЗАО «НЗСС» Конкурент 2
ООО «ГСРязань» Создаваемое
предприятие
Сильные
стороны Большой выбор стекольных изделий, хорошая репутация у клиентов.
Постоянные клиенты,
выгодное
расположение,
достаточно широкий
ассортимент стекольных изделий Современное
оборудование, хорошее место расположение,
высокое качество услуг, невысокие цены
Слабые
стороны Использование оборудования с большим уровнем износа, отсутствие рекламы Долгое время обслуживания, среднее качество продукции Малая узнаваемость
предприятия,
отсутствие
постоянных
клиентов
Возможности Улучшить качество
продукции, замена
оборудования,
проведение
рекламной кампании Оптимизировать ценовую политику,
улучшить качество
продукции. Расширение ассортимента продукции, индивидуальный подход к каждому клиенту
Угрозы Возможность
появления новых
конкурентов,
неудовлетворенность
клиентов качеством
продукции Снижение спроса, изменение
предпочтений, уход к конкурентам Изменение
предпочтений клиентов, снижение их платежеспособности. Появление новых конкурентов
Сильные и слабые стороны товара представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Матрица SWOT - анализа
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара Сильные стороны продукции Слабые стороны продукции
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? Строительная отрасль -
Изучены ли вами запросы ваших клиентов? - Не полностью
Какие преимущества предоставляет ваша продукция? Низкий уровень светоотражения; хорошо пропускает солнечные лучи -
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она ориентирована? Да -
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:
- качества, надёжности, эксплуатационных и других товарных характеристик Да -
-цены? Да -
-мест распространения Нет -
Понимаете ли вы, на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция? Да -
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции9 Да -
Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции с точки зрения её существенного разнообразия и различия степеней морального старения? - Нет
Проводите ли вы регулярную модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов? Да -
Проводите ли вы политику создания новой продукции? - Пока не проводим
Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами Да -
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами? - Нет
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей? Да -
Таким образом, продажа и производство полированных стекол является высокодоходным и перспективным бизнес-направлением при грамотной организации производства и рациональном распределении всех ресурсов проекта.
5 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Основными поставщиками сырья для производства стекла представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Описание основных поставщиков сырья
№
п/п Наименование
поставщика Географическое положение
поставщика
1 Завод
«Кварцевые пески» г. Семенов(Нижегородская область)
2
ООО «Санкарстрой» (доломит) Липецкая область, г. Липецк
3
ООО «Горно-химическая Компания «Ультра Си» (сульфат натрия) Свердловская область, г. Асбест
4
ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» (оксид алюминия) Красноярский край, г. Ачинск
5 АО «БСК» (сода) Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Планируется закупка линии для производства термополированного стекла общей первоначальной стоимостью 2 812 000 руб. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Производственное оборудование для выпуска стекла
В таблице 5 представлен расчет амортизационных отчислений со стоимости основных средств по проекту.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» к объектам основных средств относятся виды имущества с первоначальной стоимостью от 40 000 руб. (для целей налогового учета – от 100 000 руб.).
В 2021 году в соответствии с вводимыми в действие федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ) будет отсутствовать денежный лимит отнесения тех или иных видов имущества к основным средствам. Его будет устанавливать предприятие в своей учетной политике и раскрывать эти данные в бухгалтерской отчетности.