ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и основные формы корпоративной социальной ответственности
В современных условиях экономики одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малых предприятий является социально-ответственная деятельность.
Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне организации, особенно высшим руководством, а также в отношении внешней среды. Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это, своего рода, кодекс этического поведения бизнеса по отношению к обществу. Корпоративная социальная ответственность дает возможность организациям грамотно сориентировать бизнес таким образом, чтобы он отвечал сегодняшним потребностям населения.
Проблемы в области развития корпоративной социальной ответственности предприятий вызывают большой интерес среди ученых. Несмотря на постоянно возрастающее внимание к данному вопросу, единого общепринятого понимания корпоративной социальной ответственности по-прежнему не существует. Некоторые специалисты воспринимают социально ответственное поведение прежде всего в этическом смысле, другие — как концепцию юридической ответственности.
Формирование различных подходов к осуществлению корпоративной социальной ответственности базируется на добровольном принятии на себя обязательств предприятием по безвозмездной реализации различных социальных программ и мероприятий [10, c.67]. Основы становления и развития концепций «корпоративная социальная добросовестность», «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность» изначально зарождались в США. Впервые заговорили о корпоративной социальной ответственности в 50-е годы XX века.
Одним из первых, кто заинтересовался проблемами в области корпоративной ответственности был американский экономист Говард Боуэн. Он впервые использовал понятие КСО и фактически внес его в научную литературу в 1953 году. По его мнению, феномен социальной ответственности корпорации представляет собой некий акт филантропии, который определен стремлением общества поддерживать свои ценности. В связи с тем, что любые обязательства корпорации необходимы для достижения целей общества, как полагал Говард Бoуэн, складывалось мнение, что КСО является обязательным и отказываться от нее совсем было бы нерационально.
Становление и развитие подобных теорий, а также их систематизация отражены в работах А. Кэрролла, К. Девиса, Д. Виндзора.
По мнению А. Кэрролла, корпоративная социальная ответственность должна соответствать правовым, экономическим, этическим и дискреционным ожиданиям общества, предъявляемым организацией в данный период [3, 4]. Также, он представил такую ответственность в модели «thrее-dimеnsiоnal mоdеl» (модель «трех кругов») [5]:
- внешний круг указывал на возрастание социальных обязательств, возникающие в динамике социального развития;
- средний – определял дополнительные функции менеджмента, которые могли бы повлиять на общественные ценности;
- внутренний – описывал достижение эффектов экономической и иной деятельности.
Последователи А. Кэрролла отмечали, что модель «трех кругов» и пирамида социальной ответственности являются универсальными и могут иметь практическое применение и адаптируемость под требования корпоративного развития , но также выделяли и существование недостатков этих моделей.
Данные модели предполагали возможность определения приоритетов в социальной политике предприятиями самостоятельно, что не редко нарушало баланс в развитии определенных социальных направлений: каким-то направлениям фирмы уделяли достаточно большее внимания, подавляя традиционное представление бизнес-этики, филантропической деятельности и т. д., при этом некоторые направления оставались нерешенными, что могло вызывать обострение социальных проблем.
Особый интерес представляет концепция КСО, предложенная К. Девисом, которая строится на следующих принципах [7]:
- организации должны быть открытыми и прозрачными перед общественностью, осуществляя свою деятельность, а также быть мотивированы рыночными инструментами;
- тщательный расчет списания части себестоимости выпускаемой продукции и оказания услуг на социальные затраты.
Виндзор Д. в своих научных исследованиях определил, что концепция корпоративного гражданства и управление заинтересованными сторонами являются альтернативными [18, с.56].
В экономической литературе также встречаются и другие определения понятия корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Так Робинс П., Коултер М. определяют понятие корпоративная социальная ответственность как обязательство предприятия выполнять полезные цели общества в долгосрочном периоде, которое определено им за пределами требуемого законодательства и условий экономики [14, с. 206].
Grayson D., Hodges A. КСО – ответственность предприятия перед контрагентами, персоналом и другими заинтересованными лицами общественной среды компании [18, с. 150].
Российский ученый Р. Куринько, определяет КСО как «отвечающую специфике и уровню развития компании, которая постоянно пересматривается с учетом изменений во внешнем окружении и различных обстоятельств, с участием ключевых заинтересованных сторон, и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию организации.
О.А. Канаева определяет корпоративную социальную ответственность как «систему этических норм, корпоративных ценностей и принципов, лежащих в основе деятельности компании и оказывающих влияние на формирование стратегии, которая бы обеспечила минимизировать экономические, социальные и экологические риски, а также повысить конкурентоспособность организации, обеспечить её устойчивость в долгосрочной перспективе и содействовать решению глобальных проблем.
В связи с этим, корпоративная социальная ответственность – это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое организацией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.
Поэтому под сущностью корпоративной социальной ответственности как ее основной идеи нередко понимают активное взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), направленное на учет и развитие не только их интересов, но и в целом на социальное развитие, а также действие в рамках законодательных полей, соблюдение установленных требований и правил.
Для систематизации и более детального изучения вопроса рассмотрим классификацию форм и видов корпоративной социальной ответственности по следующим основаниям:
- уровню осознанности;
- по направленности;
- по постоянству осуществления;
- по характеру получаемых выгод;
- по видам направляемых на реализацию программ КСО ресурсов (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация форм корпоративной социальной ответственности по различным критериям
Критерий Форма корпоративной социальной ответственности
По уровню осознанности деятельности
- осознанная (организация понимает свою миссию социально-ответственного субъекта хозяйственной деятельности;
- неосознанная (организация выполняет социальную нагрузку, однако это не прописано в задачах организации и выполнение таких программ носит скорее случайных характер)
По направленности
- внешняя (выполнение социально–ответственных программ направленных на улучшение условий жизни и быта совершенно не имеющих отношения к ней людей);
- внутренняя (реализуется путем повышения благосостояния работников корпорации)
По постоянству осуществления
- постоянная (социальные программы и проекты являются неотъемлемой частью миссии и прописаны в учредительных документах предприятия);
- периодическая (осуществляется в определенные промежутки времени или конкретные даты);
- нерегулярная (адресная деятельность, направленная на устранение последствий какого-либо резонансного события)
По видам помощи
- передача в собственности имущества и объектов интеллектуальной собственности;
- наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- выполнение работ, предоставление услуг;
- отчисления средств с нераспределенной прибыли на КСО–программы
По инструментам реализации социальных программ
- спонсорская помощь;
- участие персонала организации в безвозмездных добровольных мероприятиях социального и природоохранного характера;
- привлечение НКО (обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны, как спонсоров корпорации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги);
- гранты (денежные или иные средства, переданные безвозмездно и безвозвратно для выполнения определенной работы);
- корпоративное спонсорство (предоставление организацией различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки различных мероприятий, носящих публичный характер, в целях своей рекламы);
- программы, реализуемые с использованием проектного подхода или программ освоения социальных инвестиций, нацеленные на решение долгосрочных задач
Продолжение таблицы 1
(пожертвования; эквивалентное финансирование; денежные гранты; социально значимый маркетинг; корпоративное волонтерство);
- корпоративный фонд (фонд, создаваемый организацией в целях реализации ее социальной деятельности);
-социальный маркетинг (финансовая помощь, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ корпорации); - социальное предпринимательство (предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем) и др.
Следует отметить, что корпоративная социальная ответственность может быть направлена как внутрь, так и во внешнюю среду.
Внутренняя корпоративная социальная ответственность – социальная активность предприятия, инвестиции которой направлены во внутреннюю среду и нацелены на ее работников. Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках [23, с.45].
Сущность внутренней КСО может регламентироваться, и она обусловливается её элементным составом, что содержит в себе:
- обеспечение безопасности труда в организации;
- гарантия стабильной и достойной оплаты труда;
- помощь ветеранам;
- реализация разнообразных детских программ.
- организация вспомогательного медицинского и общественного страхования сотрудников и членов их семей;
-развитие профессионального потенциала значится посредством осуществления тренировочных проектов, программ повышения квалификации сотрудников.
Внешняя корпоративная социальная ответственность – социальная активность организации, ориентированная на внешнюю сферу
и нацелена на активное взаимодействие с местным сообществом. Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно.
Основные направления социального партнерства бизнеса и власти: участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты; содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями); поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений; помощь в организации культурно – досуговой деятельности; проведение образовательных проектов для населения; поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества; поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
Главные принципы социальной ответственности бизнеса [28, c.11]:
1. Активное участие бизнеса в социальной и общественной жизни в роли непосредственного члена социальных правоотношений с целью повышения качества жизни общества.
2. Защита окружающей среды и улучшение характеристик экологической эффективности.
3. Продвижение полученного опыта социально ответственного бизнеса в местных масштабах и на территории всего государства.
4. Главенствующая роль работников в продуктивной деятельности бизнеса.
5. Исполнение основ корпоративной этики, базирующихся на первенстве, мотивации, почтении и заботе о перспективах благосостояния.
6. Оказание содействия в реализации социальных проектов государства.
7. Рост конкурентного преимущества и доходности бизнеса для повышения инвестирования в социальную сферу жизни общества.
8. Доступность для партнерства с целью улучшения благосостояния общества.
9. Внедрение правил корпоративной социальной ответственности во всех организациях с учетом сочетания положительного мирового опыта и стабильно существующих традиций компаний.
10. Применение основополагающих норм корпоративной социальной ответственности в качестве фундамента для ведения бизнеса на предприятии.
В заключении можно сделать вывод, что корпоративная социальная ответственность бизнеса – это система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе.
Анализ различный позиций в области корпоративной социальной ответственности свидетельствует необходимости участия бизнеса в решении социально значимых задач, при этом в основе этой убежденности могут лежать как этические мотивы, так и стремление максимально увеличить прибыль компании.
1.2 Особенности реализации корпоративной социальной ответственности на малых предприятиях
Корпоративная социальная деятельность представляет собой определенную модель ведения бизнеса при активном взаимодействии с обществом. Сегодня на успешный бизнес влияет оценка со стороны общества и общественных организаций. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Поэтому повышение роли малого и среднего бизнеса в развитии общества и решении социальных проблем напрямую зависит от его прозрачности и открытости.
Социальная роль малого и среднего бизнеса часто рассматривается с точки зрения отношения субъектов к качеству товаров и услуг, способам их предоставления с целью оказания положительного воздействия на потребителя. Кроме того, социальную ответственность можно оценивать по масштабу участия в деятельности общества, а также объемам реализации различных социальных программ. Прежде чем рассматривать данные аспекты, необходимо уточнить, что такое корпоративная социальная ответственность в малом и среднем бизнесе.
Корпоративная социальная ответственность – это концепция, отражающая добровольное решение организаций участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. Корпоративная социальная ответственность базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациями.
Безусловно, корпоративная социальная ответственность расширяет спектр коммуникационных возможностей связей с общественностью организации, привнося новые инструменты взаимодействия с заинтересованными сторонами. Основным критерием оценки деловой репутации является отношение заинтересованных сторон к самой корпорации. Поэтому корпорация, которая хочет иметь хорошую деловую репутацию, должна в первую очередь поставить перед собой задачу построения гармоничных коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами, что она может осуществить при помощи КСО.
Рассматривая механизм реализации корпоративной социальной деятельности, следует отметить ее основные направления:
1. Соблюдение принципов, предполагающих подотчетность организации за результаты своей деятельности перед акционерами.
2. Осуществление деятельности в отношении персонала, которая направлена на защиту и заботу об экономическом и социальном благополучии работников.
3. Ответственность перед потребителем путем предоставления ему качественного товара и информации о нем.
4. Поддержание ответственных отношений с партнерами за счет добросовестного исполнения обязательств, построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений.
5. Охрана окружающей среды путем снижения на нее негативного воздействия как побочного результата ведения бизнеса.
Можно отметить следующие особенности корпоративной социальной деятельности малого и среднего бизнеса.
Социально ответственным считается тот бизнес, который решает свои коммерческие задачи в сочетании с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. В данном случае можно утверждать, что национальные приоритеты развития общества и задачи эффективного ведения бизнеса стратегически не просто совместимы, но прямо связаны друг с другом [3, с.63].
Желание малой или средней организации следовать принципам социально ответственного бизнеса в своей работе влечет за собой ряд практических мер, связанных с коренной перестройкой содержания деятельности, изменением отношения персонала к выполняемым ими обязанностям внутри организации, развитием чувства ответственности за результаты своей работы.
Деятельность российских предприятий по реализации в своей деятельности принципов корпоративной социальной ответственности оказывает благоприятное влияние на процессы социального развития в стране.
Малый и средний бизнес практически не предоставляет социального отчета. Чаще всего это делают крупные предприятия и организации. В настоящее время такой вид отчетности, отражающий прозрачность деятельности корпорации перед обществом, является одним из условий повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности и поэтому является одной из важных задач российского бизнеса.
Особенности, вызванные социальной нестабильностью в стране, к которым относятся: низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, негативный имидж бизнесмена. Гражданская пассивность, связанная с низкой социальной активностью общественных движений и некоммерческих организаций. Несовершенство законодательной базы, регулирующей права и обязанности компании в осуществлении корпоративной социальной ответственности [4, С. 309].
Субъекты малого и среднего бизнеса также стараются использовать в своей деятельности элементы корпоративной социальной ответственности. Но при этом они сталкиваются с еще большим количеством барьеров в практике ее реализации.
Среди них:
1. Недостаток ресурсов. Следует отметить, что нехватка ресурсов, включая финансы, человеческий капитал, знания и опыт является общим препятствием для реализации корпоративной социальной ответственности..
2. Отсутствие систем стратегического видения (планирования). Это часто объясняется отсутствием приверженности высшего руководства.
3. Отсутствие интереса со стороны некоммерческих организаций, поскольку освещение социальной активности малого бизнеса не находит отражения в СМИ и не позволяет формировать положительный имидж.
4. Малое количество партнеров, которые сужают круг социальных обязательств, возникающих из долгосрочных партнерских отношений.
В отношении малого и среднего бизнеса корпоративная социальная деятельность сводится к развитию и реализации внутренней социальной ответственности. Сегодня работодатель малого и среднего бизнеса преимущественно нацелен на долгосрочные отношения с работником, понимая все преимущества такого сотрудничества. Но в ряде случаев краткосрочные отношения являются наиболее предпочтительными, что ущемляет интересы работника. В этой связи текучесть кадров – понятие хорошо известное малому и среднему бизнесу и в ряде случаев воспринимается работодателями как нормальное явление. На начальном этапе взаимодействие « работодатель – работник» носит добровольный характер, но затем возникает необходимость соблюдать определенные правила, установленные государством, что накладывает на работодателя определенные обязательства по отношению к работнику.
В малом и среднем бизнесе отношения «работодатель – работник» менее формализованы, поскольку у работодателя есть возможность и желание применять к своим работникам индивидуальный подход, что редко возможно в крупном бизнесе. В большинстве случаев характер данного взаимодействия определяется работодателями как положительный.
При рассмотрении основного взаимодействия в сфере социально–трудовых отношений, а именно взаимодействия «работодатель– работник», удалось выявить ряд его специфических особенностей, характерных для малого и среднего бизнеса. Эти особенности отражают специфику той сложной и нестабильной ситуации, в которой находится сегодня современный малый и средний бизнес в России, демонстрирующий двоякое отношение к своим работникам.
С одной стороны, наблюдается картина, при которой социально–трудовые отношения вообще не являются главным предметом интереса современного бизнеса, озабоченного больше экономическими вопросами, вопросами отношений с государством и своими контрагентами. Как следствие, работодатели не ставят на первый план заботу о собственных сотрудниках.