Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика обучения технике соревновательных упражнений в гиревом спорте.

one_butterfly 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Объект исследования: комплексы групповых и индивидуальных физических упражнений по гиревому спорту. Предмет исследования: техники соревновательных упражнений по гиревому спорту. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе всех действующих российских и зарубежных методик и техник соревновательных упражнений по гиревому спорту Теоретическая значимость: в данной работе используется широкий методологический подход к рассмотрения причин и факторов современных проблем гиревого спорта Практическая значимость – на основе данного исследования предлагаются практические рекомендации по улучшению соревновательных упражнений, и развитию гиревого спорта в целом Степень научной разработанности - Основные положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки изложены в работах Д.Д. Донской, 1960, 1965; В.М. Зациорский, 1966, 1979; Кузнецов В.В., 1970; Озолин Н.Г., 1971; Л.П. Матвеев, 1977-2001; М.А. Годик, 1980-1995; В.Н. Платонов, 1980-1995; В.А. Запорожанов, 1988-1995; Ю.Д. Железняк, 1990; В.К. Бальсевич, 1990-2003; Л.И. Лубышева, 1992-2003; Ф.П. Суслов, 1995; Б.Н. Шустин, 1995 и др.); Основы современных теоретических и методических подходов к ФВ учащейся молодежи (М.Я. Виленский, 1982-1996; В.А. Кабачков, 1996; В.К. Бальсевич, 1999-2003; В.И. Ильинич, 2000, 2005; Л.И. Лубышева, 2001-2003; В.Г. Шилько, 2003; Ю.Ф. Курамшин, 2003; А.В. Карасев, 2004-2006 и др.); современный системно-структурный подход в подготовке спортсменов (В.В. Кузнецов, 1976; Б.Н. Шустин, 1995; П.В. Квашук, 2003; А.А. Новиков, Л.В. Тарасова, 2007 и др.). Теоретико-методические положения силовой подготовки в российской системе ФВ изложены в работах С.М. Вайцеховский, 1989; В.М. Зациорский, 1966, 1979; В.В. Кузнецов, 1970-1972; В.К. Петров, 1970-1991; В.М. Дьячков 1972, 1996; Ю.В. Верхошанский, 1977-1999 и др.); Методические положения спортивной тренировки и соревновательной деятельности гиревиков в работах Рассказов B.C., 1991; Ищенко Э.Б., 1992; Михайлов А.В., 1995; Щербина Ю.Н., 1998; Воротынцев А.И., 2000. Теоретико-методологические основы исследования – в данном исследовании используются изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой документации, анализ тренировочных журналов, обобщение, моделирование, комплексный подход.
Введение

Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. В первую очередь спорт в настоящее время в Российской Федерации выступает значимым элемент социально-политического устройства общества. Институт спорта содержит в себе сразу несколько значимых функций, таких как воспитательная, здравоохранения, идеологическая и культурно историческая. Воспитательная функция отвечает за порождение в обществе дисциплины, силы духа, усердия и других значимых качеств. Функция здравоохранения отвечает не только за физическое здоровье нации, но и за его психическое состояния. Психическое состояние населения в современное время выходит на первым план, постоянный информационный шум, обилие негативных новостей и панических настроений негативно сказывается на психического здоровье население, в этом контексте институт спорта поддерживается государством, поскольку воспитывают более устойчивую психику граждан страны. Идеологическая функция во многом связанно с воспитательной, иными словами в политической элите сформирован определен образ идеального гражданина, которые постоянно продуцируется образами высших государственных лиц, образ идеального гражданина напрямую связан с ведением здорового образа жизни, с наличием культа сила, спорта, тела. Другой важной идеологической функции представляются достижения в спорте, среди которых олимпийские и иные победы в международных конкурсах, которые используются для поднятие патриотических настроений в обществе, сплочение в обществе. Культурно-историческая функция связанна с «военным» прошлым России, с особенным восприятием спорта, не как игры, а как необходимого элемента для самозащиты себя и своих близких. В данном контексте, гиревой спорт, который в настоящее время испытывает определенный спад, особенно по сравнению с другими видами спорта, имеет большие перспективы для развития вышеприведенных функция института спорта в целом. Поскольку, в отличие от других видов спорта, именно особенности гиревого спорта выступают как наиболее актуальные. В первую очередь поскольку гиревые силовые упражнения в отличие от более популярного бодибилдинга, основаны на развитие естественных мышц, которые возникают и укрепляются у человека в процессе бытовой или рабочей деятельности. Таким образом, полученные в ходе занятий гиревого спорта навыки и умения, улучшает деятельность человека на протяжении всей его жизни, повышая качества жизни, успешность в бытовых делах, развивая применимую в реальных условиях физическую силу. Вместе с этим, гиревой спорт имеет и большую историческую основу, поскольку многие известные во всем мире русские спортсмены являются представителями силовых видов спорта, так, например, Е.Поддубный, братья Никитины, и др.., что является крайне полезном для идеологический и культурно-исторических функций спорта.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Особенности появления и развития гиревого спорта (анализ научной литературы) 6 1.1. Генезис и развитие гиревого спорта 6 1.2. Возникновение спортивного подхода к разработки методики гиревого спорта 8 1.3. Современное состояние методик по гиревому спорту 17 ГЛАВА 2.Методы и организации исследования 29 2.1. Цель и задачи исследования. 29 2.2. Методы и организация исследования. 30 2.4. Результат исследования 35 ГЛАВА 3. Современное состояние гиревого спорта – проблематика и тенденции 37 3.1. Анализ эффективности действующих организационно-методических положений, характеризующих современное состояние гиревого спорта в РФ 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Список литературы

1. Аверкович И.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования технического мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1980. -23 с. 2. Александров С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры // Теория и практика физической культуры. -1990. № 11. - С. 51-54. 3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд. Тюменского ун-та, 1996.—216 с. 4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. —1995. № 4. - с. 2-7. 5. Бернштейн. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349 с. 6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с. 7. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1999. - № 4. -с. 21-40. 1. 8 Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учеб. пособие. — М.: МГПИ, 1982. — 156 с. 8. Годик М.А., Запорожанов В.А. Контроль за тренировочной деятельностью: современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 1995. - с. 258-266. 9. Гомонов В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации: Дисс. канд. пед. наук. -Смоленск, 2000. 151 с. 2. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979.-152 с. 3. Иванов В.В. Комплексный контроль в системе подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с. 4. Ивойлов А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 110 с. 5. Ищенко Э.Б. Гиревой спорт (силовое жонглирование гирями). Ангарск: Федерация гиревого спорта и силовых шоу-программ, 1992. - 18 с. 6. . Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М.: ВНИИФКС, 1996. 63 с. 7. .Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. — Львов, 1993. 270 с. 8. Клетнева А.А. Педагогическая технология интеграции национально-исторического опыта в физическом воспитании при обучении студентов пед. вузов единоборствам: Дисс. канд. пед. наук. — М.: РГУФК, 2006. -233 с. 9. Коджаспиров Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации спортивных занятий средствами функциональной музыки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1993. - 48с. 10. Кожекин И.П., Ермаков В.В. Системы регистрации и оценки техники спортивных движений. Смоленск: СГИФК, 1997. - 112 с. 11. Козлов А.В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: Дисс. канд. пед. наук. Воронеж: ВГПУ, 2006. - 178 с. 12. Кряж В.Н. Исследование эффективности избирательного комплекса воспитания физических качеств на начальном этапе тренировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. - 24 с. 13. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 208 с. 14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. - 111 с. 15. Кун Л.- Всеобщая история физической культуры и спорта. МГГ Радуга, 1982.-400 с. 16. Купер К. Новая аэробика: Пер. с англ. -М.: ФиС, 1979. 124 с. 17. Лазаренко Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. 24 с. 18. Лапутин Н.П. Обучение спортивным движениям. К.: Здоров'я, 1986. — 213 с. 19. Ларина Е.М. Формирование личности студента средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. — Смоленск, 2006. 150 с. 20. Лепешкин В.А. Силовое жонглирование гирями (занятия гиревым спортом в шк. секциях) // Физическая культура в школе. 2006. - № 1. — С. 5458. 21. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 6. - с. 21. 22. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 5-6. - с. 55-59. 23. Морозова Л.П. Формирование физической культуры личности студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой: Дисс. канд. пед. наук. -М.: МГОУ, 2002.-150 с. 24. Смирнов Ю.И., Шабарова И.Н. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства // Гимнастика: Сб. статей. М., 1985. — Вып. 1. — с. 28-31. 25. Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов П-й Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Флинта, 2004.-312 с. 26. Соха Т. Женский спорт. Теория и практика физической культуры, 2002. - 202 с. 27. 201. Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. -М.: СААМ, 1995.-448 с. 28. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Тиунова О.В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 8. - с. 7-13. 29. Стеббинс Ж. Дельсартовская система выражений. Нью-Йорк, 1902. 30. Суетина Т.Н. Методические основы организации занятий по аэробике со студентками вуза: Дисс. канд. пед. наук. Улан-Удэ: БГУ, 1999. - 208 с. 31. Суслов Ф.П. Соревновательная подготовка и календарь соревнований // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. с. 7379. 32. Суслов Ф.П., Шепель С.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии // Теория и практика физической культуры. 1999. - № 9. — с. 57-61. 33. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М: РГСУ, 2004. 23 с. 34. Теория спорта / Под общ. ред. В.Н. Платонова. — К.: Вища шк., 1987. -424 с. 35. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Ку-рамшина. М.: Советский спорт, 2003. - 464 с. 36. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 206 с. 37. Тестирование опорно-двигательного аппарата у лиц старшего и пожилого возраста при занятиях оздоровительной физической культурой: Методич. Пособие / Под ред. В.А. Челнокова — М.: Советский спорт, 2001. — 76 с. 38. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: ФиС, 1984.- 144 с. 39. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. -М.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 1980. -25 с. 40. Тяпин А.Н., Решетников И.С. Компьютерная тест-программа «Физкультурный паспорт». М.: ВНИИФК, 2001. - 23 с. 41. Фарфель B.C. Срочная информация в спорте. М.: ФКиС, 1961. - 157 с. 42. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с. 43. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. - 448 с. 44. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Л., 1927. - 59 с. 45. . Хаустов С.И. Теория спорта. К.: Вища шк., 1987. - 394 с. 46. Нестеров А.А., Дорофеев В.А., Новоселов Н.Б. Тренажеры в физической подготовке. М.: ВДКИФК, 1992. - 115 с. 47. Новиков А.А., Тарасова Л.В., Пашинцев В.Г., Крупник Е.Я., Ипполитов Ю.А., Вяльцев А.С. Современные технологии подготовки спортсменов / Под. ред. Новикова А.А. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2007. - 140 с. 48. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 479 с. 49. Платонов В.Н., Суслов Ф.П. Структура мезо- и микроциклов подготовки. М.: СААМ, 1995. - с. 407-426. 50. Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт. М., ФИС, 1988. 51. оздоровительной физической культурой: Методич. Пособие / Под ред. В.А. Челнокова — М.: Советский спорт, 2001. — 76 с. 52. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: ФиС, 1984.- 144 с. 53. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. -М.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 1980. -25 с. 54. Тяпин А.Н., Решетников И.С. Компьютерная тест-программа «Физкультурный паспорт». М.: ВНИИФК, 2001. - 23 с. 55. Фарфель B.C. Срочная информация в спорте. М.: ФКиС, 1961. - 157 с. 56. Шилько В.Г. Физкультурно-спортивные и оздоровительные технологии формирования физической культуры студентов: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Томск, 2003. - 454 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Особенности появления и развития гиревого спорта (анализ научной литературы) 1.1.Генизис и развитие гиревого спорта Период с 10 по 19 вв. характеризуется на Руси спонтанными и неорганизованными занятиями населения упражнениями с тяжестями. Да это и понятно: были другие проблемы и другая политическая обстановка. Но с приближением научно-технической революции и смены государственного строя у людей всё более возрастала потребность направить занятия с отягощениями в определённое русло. И вот наступило 10 августа (по старому стилю) 1885 года. В этот день в Петербурге на квартире доктора Владислава Францевича Краевского (родился в Варшаве в 1841 г.) собрались представители прогрессивной столичной интеллигенции, которые очень заинтересовались представленными упражнениями Шарля Эрнеста, продемонстрировавшего сеанс атлетической гимнастики с гирями, гантелями, шаровыми штангами. В этот же день решено было организовать “Кружок любителей атлетики”. Именно эта дата считается днём рождения отечественной тяжелой атлетики и гиревого спорта, а в более широком понятии - всех атлетических видов спорта. До сих пор богатыри России демонстрировали свою силу только на ярмарках, праздниках, в цирке, в армии, на флоте, но после 10 августа 1885 года наметилась неуклонная тенденция к проведению различных официальных соревнований по выявлению сильнейших людей, устраиваемых именно как чисто спортивные состязания. На первые роли (до середины 20 века) тут же выдвинулась тяжёлая атлетика, что объясняется её популярностью во всём мире, а также включением в программу Олимпийских Игр. Гиревой спорт в данный период можно рассматривать только лишь как забаву сельской молодёжи и как составную часть силовых трюков циркачей. 7 В 1897 году состоялось открытие Петербургского атлетического общества, которое стремилось перенять традиции “Кружка Краевского”. Председателем общества избрали графа Рибопьера. Он продолжил дело своего предшественника Краевского - “отца русской атлетики”, под руководством которого была воспитана целая плеяда блестящих силачей и борцов. Так или иначе, но Краевскому обязаны своей славой такие известные люди, как Гаккеншмидт, И. Лебедев, Пётр Крылов (“король гирь”), Лурих, В. Милашевич, И. Заикин, И. Шемякин, а также рекордсмен и чемпион мира по гиревому спорту Сергей Иванович Елисеев. “Кружок Краевского”, просуществовав 16 лет, явился “катализатором” для развития силовых видов спорта в России - упражнениями с тяжестями занялись даже женщины (проводились женские чемпионаты, были известны женщины-борцы и женщины-атлеты). В это время издавался двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта ’’Геркулес”, расходившийся неслыханным по тем временам тиражом. Вот как проходили одни из первых соревнований среди величайших атлетов мира того времени. В 1899 году в Милане собрались все сильнейшие. Соревновались в пяти упражнениях без разделения на весовые категории. Во всех упражнениях победил С. Елисеев и стал первым из русских чемпионом мира. Кстати, наш атлет был среднего роста и весил всего 85 кг. Стоит также отметить, кроме Краевского, и замечательного пропагандиста гимнастики известного русского врача А. Анохина, который в начале 20 века придумал свою “волевую гимнастику” (комплекс изометрических упражнений), оказавшую большое влияние на развитие силовых видов спорта у нас в стране и за рубежом. [15; стр.2] Следующей важной вехой в развитии гиревого спорта стал 1-ый Всесоюзный конкурс силачей, который проводился в Москве летом 1948 года. В нём приняли участие победители республиканских конкурсов. Соревнования проводились в 4-х весовых категориях: до 60 кг, до 70 кг, до 80 кг и свыше 80 кг. Участники конкурса выполняли рывок гири 32 кг одной рукой и толчок двух гирь по 32 кг. Разрешалось делать швунг и дожим гири. По характеру двигательных структур гиревой спорт относится к собственно силовым видам спорта и классифицируется как ациклический. Вместе с тем, для гармоничного развития организма в тренировочный процесс необходимо включать упражнения циклического характера. Умеренная дозированная нагрузка в аэробном режиме позволит развивать и укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную системы, параллельно с опорно-двигательным аппаратом, это необходимо рационально организовать в учебно-тренировочном процессе при занятиях гиревым спортом. 1.2 Общая характеристика и особенности гиревых упражнений Главная цель физической культуры и спорта - формирование физической культуры личности, подготовка к профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Здоровье - одна из высших человеческих ценностей, источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. Не случайно у всех народов есть пословицы равнозначные русской: "Здоровье - всему голова". Результаты и прогноз дальнейшего демографического взрыва, ухудшения состояния здоровья нации беспокоят не только правительство страны, но и президента. Формирование привычки и правил здорового образа жизни, где более половины составляет двигательная активность, которая направлена на закалку и тренировку организма. Отсюда, задача педагогов заключается в привитии и закреплении двигательных навыков, умений и жизненных стереотипов по формированию здорового образа жизни на разных этапах онтогенеза. [3; стр. 19] Гиревой спорт - издавна признан народным. В действительности трудно представить нашу жизнь без умения поднимать и переносить грузы, тяжелые предметы без ущерба для здоровья. По статистическим данным 85 % взрослого населения в той или иной мере страдают заболеваниями позвоночника. Отсюда, перед педагогами физической культуры стоит важная задача: научить с раннего возраста поднимать правильно тяжести для того, чтобы сохранить и предостеречь от травм и болезней позвоночника юношей и девушек. Гиревой спорт зародился в России в конце прошлого столетия с организации "Кабинета здоровья" врачом Петербурга В.Ф. Краевским. Именно с гирь началось увлечение первых "пациентов" Краевского. А рецепт развития силы, который выписывал доктор своим посетителям "Кабинета здоровья" был опережающим время по научной, методической, практической направленности, всесторонностью воздействия на организм человека. По характеру двигательных структур гиревой спорт относится к собственно силовым и классифицируется как ациклический. Вместе с тем, для гармоничного развития в тренировочный процесс необходимо включать упражнения циклического характера. Умеренная дозированная нагрузка в аэробном режиме позволит развивать и укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную системы, параллельно с опорно-двигательным аппаратом (мышцы, суставы, связки, кости), т.е. совершенствовать и формировать основные двигательные качества - силу, выносливость, гибкость и скоростно-силовую выносливость. При этом, необходимо знать, что результаты и показатели растут быстро, что немаловажно учитывать молодежи при занятиях гиревым спортом. С 1985 г принята Всесоюзная классификация разрядных и мастерских нормативов с проведения чемпионатов страны. Это позволяет приобщить молодежь не только к здоровому образу жизни, через увлечение гиревым спортом, пропаганду красоты и физического совершенства тела, но и спортивному мастерству. Спортивная тренировка — это педагогический процесс, в ходе которого проводится целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие определенных физических качеств и функций организма, занимающихся с целью совершенствования в избранном виде спорта. Однако для построения рационального тренировочного процесса с оптимальными нагрузками знания только педагогики далеко недостаточно. Все биологические системы (независимо от их сложности и иерархии в эволюционном ряду) приспосабливаются (адаптируются) к условиям своего существования - это общая закономерность для всего живого. Изменение условий существования - питания, температурного режима, солнечной инсоляции, двигательной активности — немедленно влечет за собой изменение функций, а затем, если раздражитель продолжает действовать в живой системе, адаптация происходит уже в структурах — тканях, клетках, ферментной активности. От адаптации зависит выживаемость особы, способность к оставлению потомства. Таким образом, адаптация связана с эволюцией биологических систем. Адаптация как фундаментальное явление должна быть основополагающим принципом построения спортивной тренировки, без этого нельзя рационально организовать тренировочный процесс ни в одном виде спорта. Спортивная тренировка строится согласно определенным закономерностям. Она использует достижения различных наук: физиологии, медицины, педагогики, биомеханики и некоторых других. Если рассматривать спортивную тренировку с биологической точки зрения, то, изменяя условия внешней среды посредством задаваемых физических упражнений (например, подъема штанги), человек управляет развитием физических качеств, определенных функций и систем организма. Воздействие физических упражнений на организм человека многогранно. Оно тесно связано с характером, величиной и продолжительностью применяемой тренировочной нагрузки, а также с функциональным состоянием организма спортсмена. Реакция организма на рациональную тренировочную нагрузку проявляется в совершенствовании соответствующих его функций и систем. [8; стр.214] Для организма тренировочная нагрузка является определенным раздражителем. Из физиологии известно, что при воздействии на организм человека какого-нибудь раздражителя, достаточного по силе и интенсивности, происходят фазовые изменения его функций. Это значит, что вследствие спортивной тренировки активизируются обмен веществ, энергообмен, кровообращение, дыхание и другие функции. После прекращения тренировки наступает снижение функций кровообращения и дыхания, их нормализация. Однако воздействие тренировки и усиленный обмен веществ после нее сохраняется еще довольно долго: в зависимости от объема, интенсивности и характера нагрузки - от нескольких часов до нескольких суток. Фазовые изменения живых систем - биологическая закономерность, ей подчиняется каждая клетка, каждый орган и весь организм в целом. Период интенсивной деятельности должен обязательно сменяться снижением функций, относительным покоем. Каждый организм имеет определенные энергетические и пластические ресурсы, вследствие чего он не может длительно находиться в таком и активном состоянии, при котором мощность катаболических процессов (расходования, разрушения веществ в организме) значительно выше, чем мощность анаболических (синтетических). С учетом этого должна осуществляться подготовка спортсмена к максимальному проявлению физических, энергетических и психических ресурсов организма. В тяжелой атлетике, например, одна из основных задач заключается в том, чтобы постепенно подготовить спортсмена для выполнения классических (соревновательных) упражнений - рывка и толчка — с таким весом штанги, который является максимальным для данного состояния организма тренирующегося. 10 Фактором, создающим условия для решения этой задачи, является рациональная спортивная техника. Техника подъема тяжестей относится к произвольным (волевым) действиям человека. Однако в технической структуре упражнений наблюдаются и действия, выполняемые атлетом непреднамеренно. Это происходит в силу разных биомеханических причин. В числе неосознанных (непроизвольных), но весьма эффективных действий в спортивной технике являются фазы и элементы. Так, например, подведение коленей в рывке и толчке не контролируется сознанием; приближение к туловищу опущенных вниз прямых ненапряженных рук (а, следовательно, и штанги) в процессе фазы предварительного разгона и их перемещение в противоположном направлении в подрыве (обеспечивающие S-образную траекторию подъема снаряда), в данном случае, также не воспринимаются сознанием спортсмена, так как являются следствием напряжения и расслабления определенных групп мышц, движения отдельных звеньев тела, т.е. конечным итогом непреднамеренных действий. Поднимать тяжести необходимо научиться с разным и постоянно увеличивающимся весом. Только при этом условии в процессе спортивной тренировки происходит повышение уровня развития физических качеств и совершенствование в технике выполнения упражнений до полного автоматизма. Данное утверждение основано на следующих методологических положениях: 1. Двигательный навык в силовых видах спорта, где спортивные достижения связаны с подъемом тяжестей, можно квалифицировать как автоматизированный способ выполнения упражнения. Вследствие того, что любое действие связано с проявлением физических качеств (а в упражнениях со штангой, в первую очередь, с силой, быстротой и гибкостью), управление движениями, осуществляемое на основе прочно закрепленного навыка, должно изменяться по мере развития двигательных способностей. Таким образом, с одной стороны, от степени автоматизации двигательного навыка зависит в той или иной мере качественное проявление двигательной деятельности; но с другой стороны — уровень развития этих качеств влияет на способ выполнения упражнения, на его спортивную технику. 2. Как известно, в процессе спортивной тренировки атлет готовится к выполнению упражнения со штангой все более значительного веса. Проведенные исследования говорят о том, что при увеличении веса снаряда у квалифицированных спортсменов изменяются многие кинематические, ритмические и динамические характеристики движений. 3. В условиях соревнований, когда атлет поднимает вес отягощения, значительно превышающий тренировочный, происходит экстраполяция управления движений в новой структуре. Экстраполяция — это способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Благодаря этому организм спортсмена, осваивая определенное число вариантов навыков при подъеме штанги разного веса, приобретает способность правильно выполнять упражнение с более значительным отягощением. Таким образом, при однообразном повторении выполнения двигательного действия (например, повторного упражнения с одним и тем же весом штанги), возможности к экстраполированию суживаются, при разнообразном их выполнении -расширяются. [8; стр.244] Возвращаясь к понятию «рациональная спортивная техника», следует отметить, что специалисты в области физической культуры и спорта под рациональной спортивной техникой понимается совокупность наиболее целесообразных действий, как намеренно, так и непроизвольно совершаемых спортсменом (без нарушения правил соревнований), с помощью которых он наиболее эффективно использует свои физические, функциональные и психические возможности. Таким образом, к основам техники соревновательных тяжелоатлетических упражнений следует отнести такие действия атлета, которые придают ей рациональность и эффективность, т.е. оптимальным образом обеспечивают решение их главной двигательной задачи - поднять снаряд наибольшего веса над головой на выпрямленные руки. В соответствии с установившимися понятиями о рациональном и эффективном способе выполнения упражнений к основам техники движений в соревновательных упражнениях в тяжелоатлетическом спорте следует отнести следующие требования. 1. Создание в работающих суставах оптимальных угловых отношений, особенно в наиболее трудных участках пути подъема штанги, когда невозможно использовать ее движение по инерции. 2. Повторное включение в работу мощных мышц ног и туловища. 3. Последовательное включение в работу определенных мышечных групп, вначале более сильных, затем менее сильных. 4. Обеспечение на каждом участке пути подъема штанги наиболее рационального направления ее движения и сообщение ей оптимальной скорости. 5. Создание необходимых условий, обеспечивающих эффективность выполнения финального разгона штанги. 6. Создание необходимых опорных условий телу атлета и его разным звеньям с целью более продолжительной и эффективной передачи мышечных усилий штанге, вначале для обеспечения ее подъема вверх, а затем для сдерживания ее падения вниз. 7. Использование движущейся штанги в качестве верхней опоры для выполнения ухода под нее при значительной скорости перемещения разных звеньев тела атлета. В свете сказанного, под техническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболее рациональными двигательными структурами спортивных упражнений при установке на максимум - в условиях обостренной спортивной борьбы. При этом техническое мастерство включает в себя не только двигательную сторону действия, как физическое явление, но и все те процессы, которые участвуют регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект. В практике спорта бытует ошибочное представление и о понятии «критерии» как о конкретных данных, отражающих структуру технических приемов, т.е. о конкретной модели образцовой техники. Правильно же под критериями понимать основные признаки, на основании которых оценивается то или иное явление, тот или иной процесс. С этих позиций надо рассматривать и критерии в спорте, в частности, критерии высшего технического мастерства как меру оценки уровня технического мастерства в целом, так и элементов, его составляющих. С позиций кибернетики, раскрывающей особенности поведения сложных систем, в двигательной деятельности человека существенную роль играют категории оптимальности и целенаправленности. Отсюда главным критерием технического мастерства следует признать эффективность действий спортсмена, высокий уровень спортивных результатов (особенно в технических видах спорта) и высокую их устойчивость. Однако при этом надо учитывать и другой фактор — физическую подготовленность, уровень развития специальных двигательных качеств, которые определяют потенциальные возможности спортсмена к достижению высоких результатов. Поэтому для правильной характеристики роли упомянутых двух сторон подготовки спортсмена (технической и физической) в достижении определенного спортивного результата важно уметь определять их количественную взаимосвязь. В общем виде уровень технического мастерства должен определяться степенью эффективного использования двигательного потенциала. Здесь отмечается вполне четкая закономерность — обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (например, на 1 м результата в толкании ядра, на 1 кг поднятого веса и т. д.). При таком подходе к оценке уровня технического мастерства учитывается не только двигательный эффект суммарно в абсолютных величинах, но и, что очень важно, экономический показатель использования двигательного потенциала. Это уже вполне конкретный количественный критерий, точно характеризующий уровень технического мастерства в целом. Чем ниже количественный показатель экономичности, тем выше мастерство Таким образом, основными показателями технического совершенства являются эффективность и экономичность действий. [ 4; стр.ЗЗ] С позиций кибернетики процесс тренировки можно рассматривать как сложную динамическую систему, в которой роль управляющей системы выполняет педагог - тренер, а роль управляемой - спортсмен. По своей сути управление - это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные. Для этого в управляющей системе должны быть модели объекта в его данном состоянии и в том состоянии, которое нужно достигнуть, а также модель методов воздействия и изменения объекта под их влиянием. Наконец, по мнению В.М. Дьячкова, должны быть средства восприятия результатов управления - рецепторная и информационная системы. С реализацией оптимального управления в спорте многие специалисты связывают дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, при этом оптимальность управления связывается с наличием несложной, легко применимой на практике системой управления. Главной составляющей ее, по мнению Н.Г. Озолина, является "постоянное сбалансирование программы тренировки с состоянием и возможностями спортсмена". Кроме того, управление предполагает наличие и других существенных элементов, которые в разной степени важны для реализации управления как системы, а именно: определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, установление цели, путей и задач, обеспечивающих достижение заданного эффекта, подбор средств и методов тренировки, планирование, контроль и др. В процессе управления важнейшее значение имеет информация о состоянии спортсмена, необходимом для достижения поставленной цели, в том числе показатели соревновательной деятельности, физической, тактической, психической подготовленности, необходимый уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Это так называемая прямая связь. Такое же значение имеет обратная связь - информация о состоянии указанных групп показателей, полученная в ходе контроля подготовки. На основе сравнения показателей прямой и обратной связи принимается решение о коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней и годичной подготовки. Не требует особых доказательств мнение о том, что без достоверной, объективной информации об уровне физической подготовленности занимающихся невозможно смоделировать оптимальную организацию и проведение учебно-тренировочного процесса. При выборе тестов для определения функционального состояния организма человека, а также при самом обследовании необходимо соблюдать определенные правила, игнорирование которых может привести к получению неправильных результатов. Тесты характеризуются их научной аутентичностью. Критериями аутентичности являются стабильность, объективность и валидность. Тест может быть признан надежным (стабильным, воспроизводимым), если при повторной проверке одной и той же группы во время перерыва между повторными обследованиями не произошли сдвиги по отношению к измеряемому параметру, т.е. получены одинаковые результаты. Если разные лица, пользуясь определенным тестом, обследуют одну и ту же группу испытуемых и получают при этом одинаковые результаты, тест может быть признан объективным. При определении объективности какой-либо методики в достаточно большой группе одновременно можно судить о ее надежности. Если оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает с результатами тестирования отдельных лиц, использованный тест может быть признан валидным, т.е. отражающим сущность интересующего нас процесса. Наиболее важным требованием при определении тренированности человека является выбор валидных тестов 1.3. Современно состояние методик по гиревому спорту Гиревой спорт является быстроразвивающимся национальным видом спорта. Он всё более приобретает популярность не только в России, но и в зарубежных странах. Привлекается всё больше людей к занятиям спортом, создаются новые федерации, дополняется программа соревнований. Всё это не может не усиливать конкуренцию среди спортсменов. И хотя на данный момент российские спортсмены прочно удерживают пальму первенства на мировых состязаниях, необходимо постоянно совершенствовать теорию и методику подготовки в гиревом спорте. К сожалению, в виду относительной молодости гиревого спорта, существует не столь много работ посвящённых разбору различных аспектов спортивной подготовки в нём. С одной стороны, всё еще недостаточно обобщающих работ, предлагающих модели структуры и классификации средств и методов подготовки спортсменов-гиревиков. С другой стороны, из-за стремительного развития гиревого спорта (появление новых правил, изменения в нормативах), некоторые из имеющихся данных становятся всё менее актуальными. Учитывая вышеизложенные факторы, нам видится актуальной задача по отбору и систематизации знаний относительно различных аспектов спортивного совершенствования в гиревом спорте. Целью настоящей работы является анализ и обобщение теории и методики физической подготовки в гиревом спорте. В результате анализа научно-методической литературы и ряда научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, было выявлено, что подавляющее большинство авторов считают уровень развития силовой выносливости ключевым фактором, влияющим на результативность в гиревом спорте [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. Силовая выносливость при этом, как правило, определяется, как способность длительное время поддерживать высокую мышечную активность [4; 11; 12]. Считается, что уровень её развития зависит от степени совершенствования силовых качеств и выносливости (аэробной производительности) [4; 8; 13; 14]. При этом С.Л. Руднев и ряд других авторов подчёркивают, что проявления силовой выносливости в гиревом спорте специфичны и, вследствие этого, требуется развивать именно специальную выносливость, необходимую для работы с гирями в течение 10 минут [3; 9; 11; 15]. Таким образом, становится очевидной необходимость детального раскрытия структуры специальной выносливости в гиревом спорте. Весь комплекс факторов влияющих на уровень развития специальной выносливости спортсмена можно разделить на две группы: центральные (общая выносливость) и периферические (силовые способности и локальная мышечная выносливость).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 50 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg