Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков

one_butterfly 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Объект исследования: процесс формирования самоконтроля поведения девиантных подростков. Предмет исследования:. работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков. Цель исследования: изучить девиантное поведение подростков и создать программу по формированию самоконтроля девиантных подростков. Задачи исследования: - Изучить и проанализировать социально-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; - раскрыть сущность и причины девиантности в подростковом возрасте; - рассмотреть содержание понятия "самоконтроль поведения"; - определить содержание работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков; - выявить эффективные формы работы социального педагога в формировании самоконтроля поведения девиантных подростков. Для реализации целей и задач использовалисьметоды исследования эмпирического и теоретического познания: изучение психолого-педагогической литературы, документации; наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, анализ и самоанализ результатов деятельности учащихся; теоретический анализ, синтез, конкретизация, классификация, моделирование; педагогический эксперимент. Для обработки фактического материала использовались контент-анализ и методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования. Состоит в том, что в выпускной квалифицированной работе проведен анализ литературы по проблеме формирования самоконтроля поведения девиантных подростков, рассмотрены причины и факторы, приводящие к девиантности в поведении подростков, подобраны методики психологического диагностирования влияния девиантного поведения и разработана программа по формированию самоконтроля девиантных подростков. Практическая значимость исследования.На основе вариативного применения опыта самоконтроля созданы алгоритмы основ дидактических технологий; разработано содержание процесса формирования опыта самоконтроля: уроки-самокоррекции, самоисследования, творческого сотрудничества; внедрена программа формирования опыта самоконтроля в учебной деятельности естественнонаучного цикла; предложена система диагностических методик оценки уровня сформированности опыта самоконтроля у подростков. Раскрыты основные направления формирования опыта самоконтроля в учебной и внеклассной работе. База исследования: ГКУ СО МО Орехово-Зуевский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

.В настоящее время становление личности происходит в новых социально-экономических и политических условиях, в иной нравственно-этической атмосфере, что требует пересмотра самих подходов к организации обучения и воспитания. В современных условиях значительно расширяются и углубляются связи человека с окружающим миром, с другими людьми на основе деятельности, самостоятельности и проявления различных форм его активности. Через деятельность (учебную, игровую, трудовую) формируется отношение к действительности, к самому себе. Долгое время традиционное образование в нашей стране имело внеиндивидуальный характер. Современная школа пытается восполнить этот пробел за счет инновационных изменений в сфере образования: создаются образовательные учреждения нового типа, изменяются основные ориентиры в содержании обучения и воспитания. Объединяют эти нововведения общие идеи: ведущей является концепция целостного развития личности, которая предполагает создание условий для ее саморазвития через развитие самой системы образования путем новых педагогических технологий; происходит поворот к личности ученика, его потребностям, способностям, возможностям. Такое обучение получило название личностно ориентированного. В нем ученик признается субъектом обучения, наделенным своим опытом, индивидуальностью, активностью и самостоятельностью (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Психолого-педагогические исследования, начиная с начала 60-х годов XX века (А.О.Ительсон, П.М.Эрдниев) и включая работы последних лет (Л.В.Жарова, С.Г.Манвелов, А.А.Реан, Т.И.Шамова), свидетельствуют о том, что учащиеся успешно усваивают учебный материал при наличии двух условий: когда они проникают в сущность изучаемых фактов и явлений и если проявляют познавательную самостоятельность и активность (П.И. Пидкасистый). Активизация и развитие познавательной самостоятельности школьников становится возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке и дома осуществляется самоконтроль за учебной деятельностью. Анализ различных исследований (А.Г. Ковалев, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, П.И. Пидкасистый, А.А. Реан и др.) показал, что самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста - типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся школьников. Согласно исследованиям Л.В.Жаровой, без специальных педагогических приемов этот процесс протекает слишком медленно, не удовлетворяя растущие потребности учащегося. Проблеме самоконтроля в учебной деятельности школьников ученые уделяли большое внимание в связи с исследованием познавательных способностей (Ю.К. Бабанский, В.К. Буряк, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.С. Лында, П.И. Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, и др.). Исследователями рассматривались разнообразные аспекты самоконтроля, и потому сложился целый ряд подходов к его определению. Самоконтроль относится к сфере, которую в философии обозначают как «сам о себе»: механизм обеспечения надежности в любом виде деятельности (Г.С.Никифоров); способность к противодействию неблагоприятным факторам (А.Г. Спиркин, В.В. Столин); готовность к внесению изменения в деятельность (И.И. Чеснокова). В психологии самоконтроль определяют как «самость», одно из свойств личности (С.Л. Рубинштейн, А.И.Липкина, О.А.Конопкин, Ю.А.Миславский, В.И. Моросанова); составляющая часть саморегуляции поведения, общения (М.И.Боришевский, Н.М.Гнедова, С.А.Дудникова, Л.В.Долинская, Л.В. Копец, А.К.Осницкий). В педагогике - как проявление самостоятельности: особая контролирующая деятельность индивида (Т.И. Гавакова); акт познавательных действий, признак критического мышления (Г.П. Кукла, П.М.Эрдниев); элемент самостоятельной работы (М.А. Гончарова, Л.В.Жарова, П.И. Пидкасистый); компонент учебной деятельности (А.С. Лында, С.Г.Манвелов, Т.П. Собирова, Ю.О. Овакимян); один из приемов самовоспитания (А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский, М.Г. Тайчинов). Педагогикой накоплен опыт в развитии самоконтроля, начиная с дошкольного возраста. С.А. Дудникова исследовала самоконтроль в поведении, Н.М.Гнедова - в процессах памяти. В младшем школьном возрасте исследования велись при изучении математики, русского языка (Ц.Г. Бебришвили, В.М.Глазырина, М.А.Гончарова, Л.Я. Жогло, А.К. Сердюк, Г.М.Соснина). В подростковом возрасте проблема самоконтроля рассматривалась в различных направлениях - самоконтроль в учебной деятельности (Т.И. Гавакова, Г.П. Кукла, С.Г. Манвелов), самоконтроль в поведении (Л.В. Долинская), самоконтроль в общении (Л.В. Копец). Анализ литературы показал, что имеющиеся исследования, в основном, касаются общего понятия самоконтроля, его отдельных составляющих и способов их формирования. Его системное выражение как совокупности знаний, умений и оценочного отношения к результатам их применения, зафиксированной в науке как опыт, в педагогических исследованиях не отражено. Не рассматривался и процесс его целостного формирования при изучении математики и физики, где учебные достижения непосредственно зависят от опыта учебного самоконтроля. Не учитывались и особенности подросткового возраста в данных условиях. В силу этого педагоги испытывают значительные трудности в организации учебного процесса на основе опыта самоконтроля учащихся, в выборе заданий, направленных на его формирование. Это приводит к возникновению противоречия между востребованностью в полной реализации контролирующей функции учебной деятельности школьников и степенью обеспечения формирования опыта самоконтроля как её основы. Поиск путей разрешения данного противоречия составляет проблему исследования.Значимость проблемы и её недостаточная разработанность определили выбортемы исследования:«Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков».
Содержание

Введение …………………………………………………………………………….......3 Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков.................................7 1.1. Девиантное поведение как предмет деятельности социального педагога........7 1.2. Содержание понятия "самоконтроль поведения"...............................................10 1.3. Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков.................................................................13 Выводы по 1 главе………………………………………………………………..........19 Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения девиантных подростков...........................................................................................................22 2.1. Диагностика уровня самоконтроля поведения девиантных подростков........22 2.2. Методы и формы коррекционно-профилактической работы по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков.................................................................36 2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментальной работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения девиантных подростков..........................................................................................39 Выводы по 2 главе……………………………………………………………..............50 Заключение…………………………………….....................................................…....52 Список использованной литературы………………................................................57
Список литературы

1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2018. - 240 c. 2. Динара Садыкова. Качество жизни подростков с эссенциальной артериальной гипертензией. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2019. – 96 с. 3. А.С. Думов, С.Б. Думов, И.А. Столярчук. Педагогика девиантного поведения. Учебное пособие. – М.: Учитель, 2017. – 180 с. 4. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2019. - 196 c. 5. Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учебное пособие. – М.:, 2018. – 180 6. Ирина Ивановна Мамайчук, Марина Ивановна Смирнова. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. Учебное пособие. – М.: Эко-Вектор, 2016. – 312 с. 7. Иванов, Д.Ю. Критическое поведение неидеализированных систем / Д.Ю. Иванов. - М.: 2018. -962c. 8. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2019. - 286 c. 9. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2020. - 128 c. 10. Кочнев, О.С. Желчнокаменная болезнь: причины возникновения, опасности, пути профилактики: Беседа врача / О.С. Кочнев. - М.: Казань: Татарское книжное издательство,2017. -984c. 11. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 334 c. 12. Косабуцкая С. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 120 с. 13. Ларионова. С.О. Девиантное поведение как научно педагогическая проблема. Педагогические науки. – 2017.с. 90 – 94. 14. Лариса Прохорова. Социализация личности несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. – 256 с. 15. Медведев А. М., Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография – В.: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2019. – 316 с. 16. Марат Миннегалиев. Девиантное поведение подростков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 340 с. 17. Наталия Анатольевна Шумакова. Социализация подростка в системе образования и социального воспитания. – М.: 2017. – 192 с. 18. Попов В. А. Социально педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений. Молодой ученый. – 2019. С. 410 – 412с. 19. Подковко Е.Н., Психология, социология и педагогика. 2016.: http://psychology.snauka.ru/2012/05/533 (дата обращения: 19.11.2016). 20. Рассел, Джесси Девиантное поведение / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 857c. 21. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 240 c. 22. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c. 23. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М.: Генезис, 2019. - 288 c. 24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей /В.Г. Степанов – М.: Академия, 2020, 320 с 25. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст]/Т.П. Смирнова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2016, 160 с. 26. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток: движение в зону риска /В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова – М.: ЮНЕСКО, 2019, 120 с. 27. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика /Н.А. Уманов – 2017. - № 6, с. 37-42. 28. Трахтенброт, Б.А. Конечные автоматы. Поведение и синтез / Б.А. Трахтенброт, Я.М. Барздинь. - М.: 2018. -540c. 29. Татьяна Кравцова. Особенности развития личности подростка с девиантным поведением. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 140 с. 30. Тарханова И. М. Ковальчук Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация, Владос, 2018год 31. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи /В.М. Целуйко – М.: Владос, 2016, 133с. 32. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие /Т.А.Шилова – М., 2019, 176 с. 53. 33. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. [Текст]/ Л.М. Шипицына – СПб., 2017, с. 146-147. 34. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б. Шнейдер – М.: Академический Проект; Трикста, 2019, 336 с. 35. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия/Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская – СПб.: Речь, 2016, 260 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков 1.1. Девиантное поведение как предмет деятельности социального педагога Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будто нормы психического здоровья, права, культуры или морали [12, с.26]. Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Существуют различные подходы к объяснению природы девиаций. Биологическая и психологическая трактовки причин и природы отклонений связаны главным образом с особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении. Сегодня биологические объяснения девиации фокусируются в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям [25, с.326]. Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения. Но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными. Одним из психологических механизмов формирования девиаций выступает аддиктивная модель поведения (аддикция — пагубное пристрастие к чему-либо). Без понимания процесса возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, нельзя анализировать алкоголизм, наркоманию и другие формы деструктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая формы поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества. Аддиктивное поведение формируется постепенно и проходит несколько стадий. Начало отклонения связано с переживанием острого изменения психического состояния человека в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее складывается устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. К ней могут подтолкнуть такие разнообразные факторы, как особенности воспитания личности, установки, культурный уровень, социальная среда, изменение привычных условий жизни. Постепенно аддикция становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Любое дискомфортное состояние оказывается стимулом, провоцирующим аддикцию. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, появляется чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, сохраняющие иллюзорное чувство психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т. п. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека, затрудняя его контакты с людьми на психологическом и на социальном уровне. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает находиться в кругу большого числа людей, стимулирует себя поверхностным общением в виде разговоров по телефону, сплетен. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек уже не способен, даже если окружающие его люди и стремятся к этому. Главное для него — те предметы и действия, которые обеспечивают изменение психического состояния. В конце концов, доминирующее аддиктивное поведение разрушает здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Например, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (аномия — состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их осуществления. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Социально-психологическая основа нестандартного поведения главнейшая роль в объяснении побуждающих к аморальному поведению причин отведена теории разрегулированности. Приверженцы этих теорий полагают, что обозначенные социальные правила и общепринятые нормы регулируют поведение каждой личности, все люди знают, чего ожидают от них. Во время острых кризисов, войн, кардинальных социальных изменений накопленный жизненный опыт не оказывает былого влияния. Многие люди под давлением обстоятельств начинают ощущать дезорганизованность и запутанность. Многие принятые ценности и нормы утрачивают свою былую силу. Люди в этот момент начинают терять личностные ориентиры, сознательно отказываются от общепринятых ценностей. Все эти состояния, так или иначе, приводят к аморальному поведению [19, с.326]. Экономический кризис, возросшая безработица становятся причинами резкого увеличения преступности. Бывают моменты, когда социальная разрозненность не связана с каким-либо кризисом либо инфляцией, она может прослеживаться в массовой миграции местного населения, все это приводит к нарушению устоявшихся социальных связей. Степень преступности всегда более высокая там, где происходит массовая миграция населения. Интересна также теория наклеивания ярлыков Гарри Беккера – это выявленная способность влиятельных социальных групп навешивать ярлыки аморальности некоторым социальным и национальным меньшинствам. В числе таковых находятся цыгане, не имеющие определенного пристанища, бродяги, лица без определенного места проживания, наркоманы, хронические алкоголики [8, с.26]. Подобный навязанный ярлык всегда затрудняет жизнь такому человеку, ему гораздо сложнее обрести работу по душе, наладить личные отношения, реализоваться в жизни. Люди часто видят себя так, как думают о них другие, поступают в соответствии с личными представлениями. Такие личности нуждаются в помощи, чтобы реабилитироваться в глазах окружающих, обрести достойное место в жизни. Современные технологии работы с подростками включают в себя практически каждый подросток, который ведет себя девиантно, нуждается в квалифицированной психосоциальной помощи. В таком случае он может рассчитывать на конфиденциальность обращения, взаимное доверие, чувство поддержки, принятие и уважение его личности, индивидуальности [10, с.89]. В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. Гилинского, считающего источником девиации на социальном уровне наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, а на индивидуальном уровне — социальную неустроенность. 1.2. Содержание понятия "самоконтроль поведения" Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний [37]. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция" [19]. Например, самоконтроль имеет место, если раньше курили, а теперь нет, или если слишком много ели в прошлом, а теперь установили для себя более умеренную и разумную диету. При самоконтроле желаемая реакция (некурение, умеренное питание) часто сопровождается непосредственно неприятными, но, в конечном итоге, желаемыми последствиями, а альтернативные реакции (курение, чрезмерное питание) дают приятные, но в конечном итоге аверсивные (от англ. aversion – отвращение. Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие самоконтроля применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. Самоконтроль определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие самоконтроля не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях [27, с.112]. Поведенческий аспект предполагает, что самоконтроль является переходным процессом, пригодным для ограниченного набора ситуаций, имеет неоднозначную эффективность и зависит от биологических и психических свойств субъекта, а также от влияния социальной среды. Выделяют 2 вида самоконтроля: к первому относится поведение индивида, направленное на преодоление влечения к непосредственно действующему успокоительному средству или привлекательному внутреннему или внешнему раздражению для избежания долговременных отрицательных последствий, например в случае курения, воровства, нарушения социальных запретов, сексуального и агрессивного влечения. Второй вид самоконтроля — это стремление терпеливо пережить, преодолеть неприятную, тягостную ситуацию для достижения долговременного положительного эффекта, например при необходимости переносить боль во время медицинского вмешательства, выполнении скучной работы, оказании помощи другим. Выделяют следующие компоненты: 1)индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель; 2)он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях; 3)он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения; 4)индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики. Процесс самоконтроля заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством самоконтроля. Поскольку самоконтроль представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки. Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения [18, с.223]. Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда приходится действовать под строгим самоконтролем. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время, выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до принятия данного решения. При устойчивом самоконтроле индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при напряженной психотерапевтической программе. Варианты базовой поведенческой модели самоконтроля различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды [14, с.154]. Последние исследования подчеркивают сложность концепции самоконтроля и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов. Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство, что пациент должен почувствовать себя способным к самоконтролю и ответственным за процесс перемен. В клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы самоконтроля, самонаблюдение, договор с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов, самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы самоконтроля используются для терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые компоненты самоконтроля были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы самоконтроля нашли клиническое применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы самоконтроля используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения). 1.3. Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения девиантных подростков В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию. Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков. Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: 1. успешной учебной деятельности; 2. эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями); 3. психологической защищенности. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением. В профилактических технологиях выделяют [22, с.113]: - Информационный подход, когда подросток узнает о своих правах и обязанностях, а также о требованиях государства и общества к его возрастной группе; - Медико-биологический подход – лечебно-профилактические меры по отношению к лицам, имеющим различные психические аномалии; - Социально-профилактический подход – выявление и устранение причин и условий, вызывающих различные негативные явления. - Социально-педагогический подход – заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Любая профилактика должна учитывать причины возникновения отклонений в поведении и быть адресной. Профилактическая работа должна охватывать семью, школу, класс, где учится подросток и, по возможности, неформальную группу, куда этот подросток входит. Задачи индивидуально-профилактической работы с детьми и подростками [17, с.45]: - выявление детей и подростков, склонных к девиациям; - постоянный и всесторонний контроль за их поведением и образом жизни; - глубокое изучение личности и индивидуальности детей и подростков, и источников отрицательного и положительного влияния на ребенка; - определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений; - воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков. Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных навыков дезадаптированных подростков. Процесс ресоциализации проходит в несколько этапов: 1 этап – период адаптации. Основная задача в данный период – формирование внутренней мотивации на ресоциализации. Как правило, этот этап длится 2 – 3 месяца. 2 этап – период частичной неустойчивой ресоциализации – характеризуется активным вовлечением подростка в коллективную деятельность, принятием им некоторых коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения. 3 этап – период полной ресоциализации, когда у подростка складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, появляется стремление участвовать в общественной жизни. Ресоциализация – процесс индивидуальный, поэтому можно выделить четыре группы подростков: 1. активно включаются в процесс ресоциализации, период протекает быстро и безболезненно; 2. подростки занимают позицию активного сопротивления, пытаются противостоять общественным требованиям, им нравится ярлык «трудного», позволяющий находиться на особом положении в коллективе. 3. пассивные ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых склонностей и интересов, что затрудняет адаптацию. 4. подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности («циники»),активно пропагандирующие антиобщественную субкультуру и не подающемуся влиянию. Процесс ресоциализации можно подразделить на 4 этапа (программа деятельности социального педагога по ресоциализации подростка) [15, с.226]: 1. Изучение подростка и окружающей его среды. 2. Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Пробуждение интереса к той или иной деятельности. 3. процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно при небольших положительных сдвигах поощрять подростка. 4. Самовоспитание, когда подросток должен самостоятельно выйти из кризиса. Коррекция– внесение изменений в ценностные ориентации, установки личности. Коррекция имеет следующие функции [19, с.286]: - восстанавливающая- восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления отклоняющегося поведения; - компенсирующая - формирование у подростка стремления компенсировать недостаток успехов в одной области, достижениями в другой (спорт, труд); - стимулирующая, направленная на активизацию положительной общественно-полезной деятельности. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения; - исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример). Часто встречаются сложные сочетания различных форм социальной, психологической, педагогической дезадаптации, тогда встает вопрос о реабилитации. Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, социального отклонения [16, с.143]. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Для каждого подростка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, социальная. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию утраченной функции организма. Психологическая реабилитация имеет целью преодоления в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности как личности. Социально-педагогическая реабилитация – это система воспитательных мер, направленных на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, способствующих его интеграции в обществе, а также получение необходимого образования. Социально-экономическая реабилитация – обеспечение подростка положенными ему денежными выплатами, защита его законных прав и интересов. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск рабочего места. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности подростка к жизнедеятельности в социальной среде. Работа с девиантными подростками должна базироваться на определенных правилах [14, с.225]: 1. Правило позитивного настроя. Изменение отклоняющегося поведения бывает длительным и напряженным. В ответ на предложение помощи можно встретить закрытость, сопротивление, злобу. 2. Правило доверительности взаимодействия. Доверие к миру в целом и к конкретному лицу – базовая потребность и первоочередная задача. Она обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, пониманием его. 3. Правило субъективности взаимодействия. Помочь подростку можно лишь в том случае, если он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведение – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений. 4. Правило причинности. Конкретное поведение – всегда следствие чего-то. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. 5. Правило привлекательной альтернативы. Важно, чтобы подросток не только осознал негативность возникшей девиации, но и выработал форму альтернативного поведения. 6. Правило индивидуального подхода. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы. 7. Правило системности. Подростку нужна не только прямая помощь, но и работа по созданию воспитывающей среды. Важно выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых. Также работа должна быть организована совместно со всеми заинтересованными лицами и органами по определенному плану или системе. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих девиантное поведение, выделяют такие, как: - индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; - психолого-педагогический фактор, проя
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg