ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие и структура теневой экономики и экономической безопасности
Наиболее распространенным и традиционным является понимание теневой экономки как угрозы экономической безопасности.
Так, на уровне нормативных актов такой взгляд на теневую экономику со стороны государства закреплен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года . При исследовании теневой экономики в качестве угрозы, как и для любой другой угрозы, требуется определение источников ее возникновения, последствий, индикаторов, показателей оценки и их пороговых значений, а также инструментов противодействия. Тезис «теневая экономика — угроза экономической безопасности» хотя и можно считать справедливым, однако требует дополнительного обоснования и серьезных уточнений. Понимание теневой экономики сугубо как угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов ограничивает сферу анализа данного явления и не соответствует реалиям социально-экономической жизни.
Теневая экономика — объект экономической безопасности. При рассмотрении теневой экономики в качестве объекта экономической безопасности обратимся к статье О.В. Шумилина и Ю.Е. Путихина. Для решения выявленных противоречий в определении объектов экономической безопасности авторы предлагают классифицировать их по четырем разделам: (1) уровень; (2) сфера действия; (3) формы собственности; (4) масштабы деятельности, внутри которых представлено 12 направлений.
Полагаем, что данная классификация не учитывает статус рассматриваемого объекта в зависимости от степени легальности; степени латентности; степени деструктивности.
Практически каждый из выделяемых авторами объектов экономической безопасности может иметь характеристику в одной из альтернатив: легальный / нелегальный; открытый (учитываемый) / скрытый (латентный); конструктивный / деструктивный. То есть объект экономической безопасности может носить характер теневого. Такими теневыми объектами экономической безопасности могут выступать:
- субъекты: хозяйствующий субъект, регион (например, регион, территория которого неподконтрольна официальной власти), целое государство (непризнанное мировым сообществом), которые носят нелегальный, скрываемый и деструктивный характер;
- виды деятельности: деятельность, которая либо запрещена правилами в целом, либо должна осуществляться только субъектами, имеющими на это разрешение;
- стадии воспроизводственного цикла: теневое производство (незарегистрированное, неучтенное, криминальное); распределение доходов (скрытое от учета); теневой экономический обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей); теневое потребление (потребление запрещенной продукции, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей) .
- виды продукции: запрещенные или ограниченные в производстве / обороте товары, работы, услуги.
Теневая экономика в системе экономической безопасности в качестве объекта может рассматриваться как объект исследования и как объект обеспечения (защиты). При рассмотрении теневой экономики в качестве защищаемого объекта появляются задачи, требующие самостоятельного решения, а именно определение угроз экономической безопасности теневой экономики, их источников, показателей их оценки, субъектов и инструментов обеспечения. Решение данных задач выступает возможным средством выработки государством такой правоохранительной и социально-экономической политики, которая способствовала бы формированию убежденности хозяйствующих субъектов в том, что ведение теневого бизнеса — экономически опасное занятие, сопряженное не только с потенциальными, но и с реальными угрозами имущественных и финансовых потерь, правовых и экономических ограничений (в том числе свободы).
Теневая экономика — субъект обеспечения экономической безопасности. В данном случае речь идет о предоставлении услуг безопасности субъектами теневой экономики.
По мнению А.В. Грачёва, И.А. Соболя , субъекты теневой экономики могут обеспечивать экономическую безопасность государства и отдельного хозяйствующего субъекта. В основном здесь речь идет об обеспечении так называемой силовой составляющей экономической безопасности, под которой понимается:
- на уровне государства: в широком смысле — защищенность и суверенитет власти, населения, инфраструктуры, территории от внешних субъектов (т.е. обороноспособность страны) и внутренних субъектов (т.е. правопорядок); в узком смысле — защищенность власти, членов государственного аппарата, их собственности и властного статуса от внешних по отношению к ним угроз (в данном случае угрозы могут исходить не только извне, но и от населения страны);
- на уровне хозяйствующего субъекта: защищенность собственности, имущественных прав, жизни и здоровья хозяйствующего субъекта и его персонала.
В качестве примеров использования теневых субъектов обеспечения силовой составляющей экономической безопасности государства можно привести: использование нелегитимных вооруженных формирований в периоды государственных переворотов, когда официальные правоохранительные институты бездействуют; использование нелегитимных вооруженных формирований в вооруженных конфликтах, когда применение официальных вооруженных сил невозможно; исторические примеры использования властями некоторых государств пиратов и мафии. Использование последней имеет экономическую обоснованность. Так, экономические аргументы выгодности для общества, полиции и самих преступников монополизации преступной деятельности приводят в своих работах нобелевские лауреаты М. Олсон и Дж.М. Бьюкенен . Однако использование нелегальных субъектов для обеспечения экономической безопасности государства сопряжено с рядом существенных негативных последствий, наиболее опасным из которых является утрата монополии государства на рынке правоохранительных услуг.
В качестве примеров использования теневых субъектов для обеспечения силовой составляющей экономической безопасности других хозяйствующих субъектов можно отметить использование института «криминальных крыш», использование услуг чиновников-коррупционеров, в том числе сотрудников правоохранительных органов.
Дж. Бьюкенен рассматривает экономическую безопасность в качестве потребности хозяйствующих субъектов . В таком контексте обращение хозяйствующих субъектов за услугами безопасности в теневой сектор связан с нереализованностью (неудовлетворенностью) их потребностей в безопасности в легальном секторе экономики.
Следует отметить, что услуги по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта, предоставляемые субъектами теневой экономики, выходят за рамки услуг по обеспечению силовой составляющей. Таким образом, расширяется и субъектный состав теневых поставщиков услуг. К их числу можно отнести теневые субъекты:
- по предоставлению услуг по обеспечению доступа хозяйствующих субъектов к жизненно важным товарам, работам и услугам (ресурсам), т.е. реализующие различные товары, работы и услуги (отличные от финансовых) на «черных» рынках;
- предоставлению услуг по трудоустройству (услуги по предоставлению рабочих мест в качестве фирмы-работодателя или в качестве чиновника, ответственного за наем персонала);
- предоставлению услуг по обеспечению субъектов финансовыми ресурсами (услуг по предоставлению срочных кредитов без предоставления требуемого легальными кредитными учреждениями пакета документов; услуг по легализации доходов (имущества), полученного преступным путем; услуг по обналичиванию легально полученных денежных средств юридических лиц; услуг по разработке схем и способов уклонения от уплаты налогов («черной» налоговой оптимизации); услуг по совершению имущественных правонарушений в интересах субъекта);
- предоставлению услуг по преодолению административных барьеров (услуги по регистрации, лицензированию, сертификации, обеспечению участия и положительного результата в аукционах, конкурсах и т.п.; услуги по подделке или формированию документов, необходимых для преодоления административных барьеров);
- предоставлению услуг по получению необходимых конкурентных преимуществ (силовое (противоправное) воздействие на конкурентов, их клиентов, имущество и т.п. (угрозы или фактическое причинение вреда), теневая бизнес-разведка);
- предоставлению услуг по оказанию содействия в уходе от ответственности за совершенные правонарушения (как за уже совершенные правонарушения за счет услуг коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, так и за потенциально возможные противоправные действия субъекта в будущем за счет превентивного принятия соответствующих норм, законов коррумпированными и лоббирующими интересы субъекта чиновниками, ответственными за нормотворчество).
Приведенные примеры позволяют сделать вывод о включении субъектов теневой экономики в число потенциальных субъектов оказания услуг экономической безопасности, замещение которыми легитимных, но неэффективных государственных правоохранительных структур является серьезной угрозой безопасности государства как такового.
Считаем обязательным обратить внимание на то, что обоснование в качестве причины обращения хозяйствующего субъекта к субъектам теневой экономики необходимости удовлетворения потребности в безопасности не может служить основанием для оправдания его действий, однако может служить индикатором для государства о необходимости создания условий для максимального удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов в экономической безопасности в легальном секторе экономики посредством легальных способов и инструментов.
Теневая экономика — инструмент обеспечения экономической безопасности. Рассмотрим, как теневая экономика может выступать инструментом обеспечения экономической безопасности. Впервые мысль о наличии теневой экономической безопасности высказал В.М. Баранов. Рассуждая об определении понятия «экономическая безопасность государства», он отметил: «В отечественной науке уже давно активно ведется речь о наличии в России «теневой экономики». Также существует и функционирует «теневое право». Но если существует теневая экономика, теневое право, то очевиден и вывод — существует и теневая экономическая безопасность» .
Теневые практики хозяйствования, используемые в качестве инструментов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, следует разделить на инструменты обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов теневой экономики; инструменты обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, находящихся в легальном (транспарентном) поле.
В первом случае экономическая безопасность будет обеспечиваться посредством осуществления деятельности по предоставлению легальных товаров, работ, услуг без преодоления необходимых административных барьеров и невыполнения обязательств перед государством; осуществления противоправной (криминальной) деятельности, в виду статуса производимых или реализуемых товаров, работ и услуг.
Основная цель инструментов обеспечения экономической безопасности будет заключаться в сокрытии деятельности от контролирующих и правоохранительных органов, уходе от ответственности и легализации доходов, полученных от осуществления теневой (в том числе криминальной) деятельности.
Использование теневых практик хозяйствования может быть направлено на достижение следующих целей, связанных с обеспечением экономической безопасности хозяйствующего субъекта:
- для обеспечения силовой (физической) составляющей своей безопасности; преодоления административных барьеров;
- снижения налоговой нагрузки;
- снижения (избежания) санкций со стороны государства и других хозяйствующих субъектов;
- получения доступа к необходимым товарам, работам, услугам (в том числе финансовым ресурсам);
- получения конкурентных преимуществ .
В качестве конкретных примеров обеспечения экономической безопасности посредством теневых инструментов можно рассматривать:
- коррупционные отношения, обеспечивающие доступ к определенным ресурсам, избежание или снижение санкций;
- теневую занятость как инструмент компенсации потерь (недополученных доходов) в легальной сфере;
- уклонение от уплаты налогов и т.д. .
Теневая экономика — фактор экономической безопасности. Теневая экономика выступает фактором экономической безопасности, т.е. условием функционирования объекта, которое может оказывать как негативное, так и положительное влияние на его экономическую безопасность. В первом случае теневая экономика будет выступать как угрозообразующий фактор экономической безопасности хозяйствующего субъекта, требующий создания инструментов противодействия, защиты от него; во втором — фактором, способствующим укреплению его экономической безопасности.
При этом теневую экономику можно рассматривать в качества фактора экономической безопасности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей страны в целом.
На уровне государства теневая экономика как фактор, способствующий экономической безопасности, может быть рассмотрена через реализуемые ей функции. Среди конструктивных функций теневой экономики в научном мире известны функции, предложенные Д. Касселом, Ю.В. Латовым, Л.Я. Косалсом, О.М. Лизиной, М.П. Буровым.
Необходимо отметить, что все авторы, обращающие внимание на положительное влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны, указывают на ограниченность такого положительного влияния периодом развития экономических отношений, масштабами и структурой теневой экономики.
Теневая экономика рассматривается как угрозообразующий фактор экономической безопасности государства в работах В.П. Бирюкова и И.А. Чурсиной. В целом, угрозообразующие последствия теневой экономики совпадают с последствиями, которые мы отразили при рассмотрении теневой экономики в качестве угрозы экономической безопасности. Разница заключается лишь в том, что при позиционировании теневой экономики в качестве угрозообразующего фактора угрозами выступают не сама теневая экономика, а ее негативные последствия для экономической системы.
В заключение отметим, что выход за рамки традиционного понимания теневой экономики сугубо как угрозы экономической безопасности не означает, что данный феномен не является угрозой экономической безопасности страны, противодействие которой является первоочередной задачей государства и правоохранительных органов.
1.2. Причины возникновения и развития теневой экономики
Каждое государство встречается с такой проблемой, как теневая экономика. Следует признать, что проблема преодоления теневой экономики является одной из актуальных проблем государственного регулирования и управления. В практике научных исследований и государственного управления используются различные подходы к пониманию теневой экономики. Теневая экономика является экономической деятельностью, которую умышленно скрывают от государства и общества. Данная деятельность ведется вне государственного контроля и учета. Данный подход определяет ее основный признак с юридической точки зрения. А именно — теневой экономики не существует, так как деятельность ведется без использования государственных и правовых форм контроля и, следовательно, провоцирует получение неконтролируемого обществом дохода. В настоящее время теневая экономика определяется в качестве экономических отношений, в которых используются различные методы обхода общественных правил и законодательства государства. Любая предпринимательская деятельность, в которой происходит уклонение от налоговых и социальных обязательств, является нарушением законодательства, она может и должна считаться теневой деятельностью в экономике.
По этой причине теневую экономику определяют, как незаконное предпринимательство . Анализируя причины возникновения теневой экономики, исследователи отмечают, что страны, которые применяют низкие ставки налогообложения, имеют минимальное число законодательных актов, располагают высоким уровнем административного влияния государства на бизнес, как правило, имеют меньшие масштабы теневой экономики. Основными причинами возникновения и роста теневого сектора являются кризисное состояние национальной экономики и нестабильная политическая ситуация. Бюрократический механизм регистрации организаций провоцирует предпринимателя на «уход в тень».
Немаловажной причиной развития теневого сектора является нежелание предпринимателей уплачивать чрезмерно высокие, по их мнению, налоги и сборы . По мнению Э. де Сото теневая экономика представлена как особый вид хозяйственной деятельности, которая уклоняется от официального учета и контроля и часто (но не всегда) носит противоправный характер . Г.А. Агарков говорит о сложности феномена теневой экономики, которая выражается в различных формах проявления, вовлеченных субъектов, этапов хозяйственной деятельности на федеральном и региональном уровнях, которые требуют методологических подходов на основе методологических подходов экономической теории, которые рассматривают различные аспекты данного явления .
Несмотря на определение явления теневой экономики, у многих авторов можно встретить такие названия, как скрытая, неформальная и нелегальная экономическая деятельность. Под скрытой экономической деятельностью понимается сфера деятельности, которая скрывается или уменьшается для уклонения или уменьшения размера налогов и сборов, а также от выполнения административных обязанностей.
К неформальной экономической деятельности относится деятельность, организованная на законных основаниях производителями, не оформленная в установленном законом порядке и базируется на неформальных отношениях участников производства. Такая деятельность заключается в сокрытии части произведенной продукции или оказанных услуг. Нелегальная экономическая деятельность является незаконной и охватывает производство и реализацию запрещенных товаров и услуг на территории государства .
В январе 2018 года Международный валютный фонд опубликовал доклад Леонардо Медины и Фредерика Шнейдера под названием «Мировая теневая экономика: что мы изучили за последние 20 лет?». По их оценкам теневой сектор экономики в экономически развитых странах составляет 7–15% ВВП страны, в государствах с переходной экономикой — до 40%. Так, например, в США теневой сектор экономики составляет 7% от ВВП страны, в Италии — 22,97%, а в Германии — 7,75%. По их расчетам, страны с самой высокой долей теневой экономики относятся к СНГ, например, на Украине — 44,8%, в Белоруссии — 44,5%, а в Грузии — 53,07% ВВП .
В России, по расчетам МВФ, доля теневой экономики составляет 33,7% ВВП, но по расчетам Росстата он занимает примерно 15–16% ВВП . В периоды кризиса данный показатель увеличивался, в связи с тем, что бизнес уходил в «тень» от «белых» способов ведения бизнеса в стране. Какие причины развития теневого сектора скрываются в России, если в настоящее время он играет большую роль в экономике страны? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить факторы, которые способствуют развитию теневого сектора экономики.
Первая группа факторов имеет финансово-экономическое содержание.
1. Во-первых, на наш взгляд — это несовершенство налоговой системы. В России 40% прибыли бизнеса взымается в виде налоговых платежей и социальных отчислений в государственные фонды. Это говорит о том, что если бизнес откажется от «серых» схем, то такие платежи могут составить приблизительно 55% всей прибыли.
2. Подавляющей частью российского общества признается несправедливость распределения капитала в России. Таким образом, участие теневой экономики в перераспределении ВВП зачастую рассматривается в обществе как определенный способ восстановления справедливости.
3. Высокий уровень коррупции при распределении национального богатства. Крупномасштабные хищения бюджетных средств в последние годы снижаются. Вместе с тем, по оценкам Счетной палаты, хищения за 2017 год составляют около 5,8% от всех финансовых средств, выделяемых на реализацию государственных проектов и программ, а также при распределении прибыли государственных предприятий .
4. Отсутствие должной системной работы органов государственной власти по обеспечению выхода бизнеса из теневого сектора экономики. В настоящее время предприниматели не видят очевидных выгод работы без использования теневых схем. Напротив, наблюдения свидетельствуют, что изменения политики стимулирования предпринимателей к выходу из теневой экономики, зачастую сопровождалось увеличением уровня коррупции в стране.
К правовым факторам можно отнести следующие.
1. Имеющиеся проблемы и противоречия в законодательстве способствуют росту безнаказанности в нелегальной деятельности, избыточному регулированию деловой активности.
2. Коррумпированная и слабая система судебных и правоохранительных органов порождает коррупцию, а коррупция в свою очередь способствует развитию теневого сектора экономики.
3. Слабая защищенность легального бизнеса от произвола чиновников и правоохранительных органов способствует посягательству на собственность и заставляет предпринимателей оставаться в «тени» по соображениям безопасности.
4. Налоговые органы не вправе получать информацию о наличии и поступлении денежных средств физическим лицам. Отсутствие должного контроля в отношении доходов физических лиц, способствует росту участников теневого сектора экономики — незарегистрированных мелких предпринимателей, самозанятых граждан и пр.
Административные факторы.
1. Эффективность механизмов вертикального государственного управления находится на низком уровне. Охватывая все сферы экономической деятельности в России вертикально ориентированная модель направлена в большей степени на освоение бюджета и вмешательство в экономику страны, не на эффективное развитие предпринимательства.
2. Чрезмерные бюрократические процедуры и формальные административные барьеры препятствуют развитию бизнеса и появлению новых предприятий.
3. Укоренившаяся в российской практике система местничества и мздоимства.
4. Некомпетентность работников государственного управленческого аппарата, безответственность работы органов власти. С сожалением приходится констатировать, что заработная плата сотрудников органов власти, по сути, не зависит от результатов и эффективности их работы.
Общественно-политические факторы.
1. Предприниматели не располагают необходимой для работы уверенностью в стабильности государственной экономической политики.
2. Социальная незащищенность населения в условиях кризиса экономики.
3. Недостаточное внимание профилактике противодействия коррупции в системе воспитания населения.
4. Низкий уровень финансовой грамотности населения. Проблемы, вызываемые теневым сектором экономики, носят системный характер, приобретают масштаб проблемы национальной безопасности. Их решение требует реализации целого комплекса мер, которые за трагивают все сферы жизнедеятельности, требуют совместной работы общества и государства.
Таким образом, причины теневой экономики зависят от четырех групп факторов: общественно-политических, правовых, административных и финансово-экономических. В данной работы в качестве основных причин выделены:
1. Отсутствие справедливого, экономически целесообразного и четко регулированного администрирования налогообложения предприятий и граждан.
2. Отсутствие четкой программы для стимулирования граждан и предпринимателей для выхода из теневой экономики.
3. Отсутствие программы по стимулированию безналичных расчетов и отсутствие контроля за доходами населения налоговыми органами.
4. Слабая государственная политика и низкий уровень государственной поддержки открытого предпринимательства.
5. Слабая система судебных и правоохранительных органов, а также высокая коррумпированность на всех уровнях.
6. Социальная и политическая незащищенность граждан и предпринимателей.
Для успешной борьбы с теневым сектором экономики необходима большая работа не только со стороны государства, но и со стороны общества, с увеличением уровня доверия населения к государственной власти и проведением пропаганды открытого «чистого бизнеса».
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ
2.1. Сравнительный анализ масштабов теневой экономики России и других государств
Во всех странах мира существует такое явление, как теневая экономика. Она не только замедляет рост экономики конкретной страны и уменьшает ее национальное богатство, но и ведет к ухудшению экономической ситуации во всем мире.
Однако в разных странах она отличается по своему объему, по формам ее реализации и уровню государственного контроля над ней. При изучении масштабов теневой экономики в разных странах прослеживается ее зависимость от уровня экономического развития страны.
Согласно последним масштабным исследованиям среднего уровня теневой экономики по разным группам стран, проведенным австрийским экономистом Ф. Шнайдером и его коллегой М. Хассан в 2016 г., составлена табл. 1, содержащая результаты исследований за несколько лет.