Социокультурный контекст современного образования
Социокультурная ситуация начала XXI века. Образование реализует свои функции - формирование личности, формирование культуры и профессионализм - в конкретной социокультурной ситуации. В середине шестидесятых годов двадцатого века развитые страны пришли к пониманию того, что научно-технический прогресс не способен решить наиболее острые проблемы общества и личности. Между ними существует глубокое противоречие. Например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает необходимого минимума благосостояния для большинства населения. Экологический кризис приобрел глобальный характер и может привести к разрушению окружающей среды и человека как вида. Безрассудство в отношении растительного и животного мира делает человека бессмысленным существом. Это связано с глобальными изменениями в жизни, которые требуют соответствующих ответов со стороны системы образования. Среди них: требования к выживанию, вызванные техногенными и социогенными катастрофами; новые критерии качества жизни, качество социального интеллекта, заявленные человеческие качества как основной ресурс развития и умение их использовать; Демократизация и гуманизация общества (новинка, особенно для домашнего обучения); отсутствие социального заказа на образовательный идеал и результаты обучения в прежней форме (отсюда и определенная реальная свобода, предоставляемая образовательным учреждениям); Стандарт и вариативность в образовании (федеральный, региональный и местный компоненты учебного плана); Плюрализм политический, культурный, религиозный, образовательный; развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического); возвращение религиозности, духовенства; противоречивый характер образовательного процесса - спрос на академические достижения и эмпиризм большинства учителей, некомпетентность, научный нигилизм, нежелание принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально, иногда объективно, педагогически; кризисное состояние семьи (неспособность иметь ребенка естественным образом, насилие в семье, сироты с живыми родителями, растущая бездомность, развитие межличностных отношений в семье (образовательная слабость семьи, некомпетентность в воспитании детей, ограничение их влияния) несоответствие образовательной ситуации: человек живет в мире с все большими возможностями (развитие физических, психических и социальных), а с другой - увеличение причин ранней деградации (быстро меняющиеся факторы гармонизации человека с природой и обществом, алкоголизм, широкое употребление наркотиков, нездоровый образ жизни, словесная агрессия, медиа-терроризм, культура , реклама).