1. Погрузо-Разгрузочные устройства
Периодического и также постоянного воздействия.
Периодические – стрелы, краны, лифты, подъемники. Постоянного – элеваторы также транспортеры.
Стрелы вплоть 10 тн – легкие. Стрелы закрепляются к грузовым мач-там. Помимо этого, рангоут служит для размещения средств сигнализации и связи. Мачты – фок, грот, бизань. Мачты стержневые, ферменные и ба-шенные. Одиночные, П-образные, Л-образные.
Краны – сложнее по конструкции и значительно дороже. Работоспо-собность ограничена погодными условиями и креном. Выше производи-тельность и постоянно готовы к работе.
Краны – контейнерные, на баржевозах перемещаются по рельсам.
Аппарели, в том числе поворотные.
Механизированные закрытия люков.
1.1Грузовые стрелы
Грузовые стрелы бывают простые, грузоподъемностью 1, 3, 5, средние, грузоподъемностью 8–10 т, и тяжеловесные, грузоподъемностью более 10 т. Грузоподъемность тяжеловесных стрел может достигать 200–300 т, однако наиболее распространенными являются тяжеловесные стрелы на 40–60 т. Грузовые стрелы устанавливают на мачтах или грузовых колоннах.
Осмотры и поверки состояния грузовых устройств, не подлежащих надзору Регистра, делаются комиссией, назначаемой приказом капитана под председательством старшего механика и в которой обязательное присут-ствие общественного инспектора по охране труда. Все грузоподъемные устройства и приспособления должны осматриваться не реже один раз в 3 мес. и испытываться не реже одного раза в год нагрузкой, в 25 % превыша-ющей номинальную. Результаты осмотров, проверок и испытаний записы-ваются в специальных журналах.
При выполнении ежедневного ТО грузоподъемных механизмов обяза-тельно проверяется состояние крепежных соединений механизмов, подвер-женных ослаблению в процессе работы и вибрации, и выполняется их под-тягивание.
При подготовке механизма к работе и еженедельных ТО осуществля-ется проверка их работы на холостом ходу. Для крана она заключается в раздельной проверке на подъем, спуск, изменение вылета стрелы и поворот в обе стороны до предельных положений с проверкой действия конечных выключателей.
При работе кранов подъем груза и изменение вылета стрелы должно выполняться крановщиком в таких пределах, чтобы не допускать срабаты-вания конечных выключателей. Опускание груза необходимо производить при включенном приводном двигателе с использованием в необходимых случаях ленточного тормоза. Запрещается делать переключение передач ре-дуктора при поднятом грузе.
По окончании работы грузового крана следует выключить муфты сцепления, ослабить ленточные и колодочные тормоза, установить муфты включения скоростей в нейтральное положение и установить корпус крана на стопоры.
1.2Грузовые краны
По способу крепления на судне краны делятся на стационарные и пе-ремещающиеся. По конструктивным признакам имеются краны следующих типов:
• полноповоротные, стрелы которых изменяют угол наклона и поворачиваются вместе с корпусом крана вокруг вертикальной оси на любой угол;
• портальные с выносными консолями, у которых грузоза-хватный элемент перемещается по верхней части портала и выносным консолям;
• портальные с грузозахватным элементом, который пере-мещается только по вертикали; перемещение груза возможно также за счет движения всего портала.
Одиночные стационарные краны, устанавливаемые в ДП, рекоменду-ются на судах шириной до 20-22 м. При больших размерах судна достаточ-ный вылет конструкции может быть обеспечен только за счет ее значитель-ного усложнения.
При использовании стационарных кранов, расположенных между лю-ками и бортом, обеспечение требуемого вылета стрелы за борт не вызывает трудностей. Длина стрелы определяется условиями приема груза в любом месте просвета грузового люка. Эта схема требует двойного количества кра-нов, что увеличивает стоимость устройства. Предположение об увеличении скорости выполнения грузовых работ за счет проведения их на оба борта оказалось несостоятельным. По требованиям техники безопасности запре-щается вносить груз в просвет люка, если там работают люди. А такая ситу-ация неизбежно возникнет при работе двух кранов на один люк. Тем не менее неподвижные краны по бортам довольно часто используются на транспортных судах больших размеров.