Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности развития личности близнецов

one_butterfly 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2021
Актуальность проблемы заключается, что многие зачастую не могут отличить близнецов и считают, что если близнецы похожи внешне, то и по характеру совершенно одинаковы. Но так ли это на самом деле? В рамках настоящего исследования я задалась вопросом, насколько внешне сходство соответствует психологическим особенностям или каждый из близнецов может быть индивидуальной личностью (даже если они однояйцовые). Тема курсовой работы: «Психологические особенности развития личности близнецов». Цель исследования: изучить и выявить характерные особенности в развитии близнецов, влияние «близнецовой ситуации» на развитие и формирование личности. Объект исследования – психическое развитие и формирование личности близнецов. Предмет исследования - особенности развития психики и формирования личности в близнецовых парах. Задачи исследования: - охарактеризовать близнецов, как особую популяцию; виды, причины появления. - раскрыть особенности распределения ролей в близнецовых парах, выявить психологические типы близнецов - охарактеризовать понятие «близнецовая ситуация», проанализировать и обобщить влияние «близнецовой ситуации» на психическое развитие и формирование личности близнецов; - выявить эмпирическим путем особенности уровня развития детей-близнецов в группе сверстников; - предложить рекомендации по развитию диалогического общения детей со сверстниками. Методы исследования: · анализ теоретических источников в рамках исследуемой проблемы; · наблюдение; · интервьюирование; ·аналитический (выводы, сравнения, гипотезы, полученные в ходе эксперимента); · качественный и количественный анализ результатов исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы и приложений.
Введение

«Ничто не кажется мне столь привлекательным, как сходство и различие близнецов.» Чарльз Дарвин Действительно, близнецы - клад для науки. Близнецовый метод (используется в генетике для анализа взаимодействия наследственности и внешней среды), честь открытия которого принадлежит Ф. Гольтону, насчитывает более 100 лет. Мы теперь знаем, что рождение близнецов не является сверхъестественным событием, однако до сих пор многое в этом феномене остается недостаточно изученным, а, следовательно, и не совсем понятным. Феномен близнецовости интересовал исследователей с древних времен, так как во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Феномен близнецов, прежде чем им занялась наука, был предметом "исследования" самых разных жанров фольклора - мифов, сказок, легенд, песен, баллад и прочих видов устного народного творчества [28, с.47]. Этот же феномен получил отражение в культах и обрядах, в изобразительном искусстве, художественной литературе и поэзии. Результатом подобной работы были обобщения и находки, как предвосхищавшие открытия ученых, так и затрагивавшие те проблемные вопросы, к решению которых наука о близнецах еще только-только начинала приближаться. В античные времена Гиппократ считал, что близнецы появляются в результате деления спермы на две части, и каждая из них попадает в одну из маточных труб. Демокрит, в свою очередь, высказывал предположение, что близнецовость – результат избытка «семени», вещества, из которого образуется зародыш. Аристотель придерживался иной точки зрения. Он полагал, что близнецы появляются благодаря расщеплению одного зачатка на два [20, с.91]. По мере развития науки в целом, и особенно науки о близнецах, природа последних стала предметом специального исследования. Вместе с тем интерес к близнецам и к связанным с ними научным вопросам проявляют самые разные слои общественности практически во всех странах мира. Особенно интерес к данному явлению возрос в 70-е годы XIX в.: были выделены два типа близнецов – монозиготные и дизиготные. Тогда же была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики (Ф. Гальтон). Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы XX в., когда появилось обоснованное представление о двух типах близнецов и надежные способы диагностики зиготности [7, с.73]. Чтобы различать монозиготных и дизиготных близнецов, в 1924 году Г. Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости, он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. О. Фершюр в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию [28, с.57]. На современном этапе существует достаточное количество исследований близнецов (Лурия А.Р.; Пантелеева Т.А.; Марютина Т.М.; Кочубей Б.И.; Зырянова Н.М.; Малых С.Б.; Егорова М.С.; Пьянкова С.Д.; Анохин А.П.; Фогель Ф.; Мотульски А.; Мешкова Т.А.; Воробьёва Е.В. Семенов В.В. и др.).
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психологических особенностей детей в близнецовых парах. 1.1. Близнецы как особая популяция ………………………………………….6 1.2. Психологические типы близнецов ………………………………………..9 1.3. Психологические особенности близнецов, влияние «близнецовой ситуации» …………………………………………………………………………...13 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей процесса адаптации близнецов 2.1 Особенности развития речи детей-близнецов…………………………..21 2.2 Цели и методики исследования………………………………………….24 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………...27 Заключение……………………………………………………………………32 Список литературы…………………………………………………………...33 Приложение
Список литературы

1. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 1997. – 323. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 4. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1999. 5. Зырянова Н.М. Близнецы вступают во взрослую жизнь. // Семья и школа, 2007, № 9. с. 15-17. 6. Зырянова Н.М. Близнецы идут в первый класс// Семья и школа, 2007, № 7. с. 15-17. 7. Зырянова Н.М. Близнецы. – М., 2006. 8. Зырянова Н.М. Школьный путь близнецов// Семья и школа, 2007, № 8. с. 12-14. 9. Канаев И.И. Близнецы и генетика, Л. – 1968 10. Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 11. Костина Е. Близнецы. – М.: Семья, 1998. 12. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 13. Лильин Е.Т. Близнецы, наследственность, среда. М: Знание – 1975 14. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. 15. Мухина В.С. Близнецы. - М.: Народное образование, 1997. 16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2003. 17. Никитюк Б.А., «Генетические исследования развития человека на основе изучения близнецовых пар», М. - 1974 18. Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1994. 19. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000. 20. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. - М., 2003. 21. Психология индивидуальных различий (Хрестоматия), М. - 2000 22. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер,2001. 23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1999. Кн. 2. - 480 с. 24. Семёнов В., Кочубей Б. Близнецы. Проблемы воспитания и развития. -М.: «Просвещение», 1996. 25. Сергиенко Е.А. Развитие близнецов и особенности их воспитания, М: РАН, 1996 26. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2000. 27. Серов В.Н. Практическое акушерство. Руководство для врачей. - М.: «Медицина», 1989. 28. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985. 29. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребёнка от рождения до 7 лет. - М.: Просвещение, 1990.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психологических особенностей детей в близнецовых парах 1.1. Близнецы как особая популяция «Если науку о близнецах вынести за пределы ее традиционной схемы, построенной на биологизаторских концепциях, и поставить на серьезную теоретическую основу, то она, безусловно, даст много нового для научного познания человека и условий его развития», - считал Ф. Вальтер [1, с.17]. И прежде всего требуют объяснения особенности внутрипарных взаимоотношений близнецов, влияющие на их контакты с внешним миром начиная с раннего детства и кончая преклонным возрастом. Согласно словарю русского языка, близнецы - это дети, одновременно рожденные одной матерью. Сложный механизм их взаимодействия между собой и с внешней социальной средой связан с природой возникновения близнецовых пар. Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных стадиях развития зигота делится на две части. Это явление приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов. Так как монозиготные близнецы происходят из одной зиготы, то они имеют одинаковый генетический набор, что и определяет их внешнюю схожесть. Иногда разделение эмбрионов происходит не полностью и в результате рождаются так называемые сиамские близнецы [10, с. 85]. Во второй половине прошлого столетия было выявлено, что у развивающихся зародышей близнецов не всегда обнаруживается одинаковое строение эмбриональных оболочек. Это дало возможность высказать мысль о существовании не одного, а двух типов близнецов. Таким образом, многоплодие у человека может быть представлено в виде двух биологических феноменов – монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) близнецов. Двойни, образовавшиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток, называются двуяйцевыми двойнями, из одной оплодотворенной яйцеклетки в результате атипического деления с образованием двух или трех зародышей – однояйцевыми двойнями. Двуяйцевые двойни могут быть однополыми (оба мальчика или обе девочки) и разнополыми (мальчик и девочка) и иметь одинаковые или различные группы крови. А вот в процессе внутриутробного развития питаются каждый через свою плаценту с развитой сетью сосудов (то есть здесь обязательно столько плацент, сколько развивается зародышей). Однояйцевые близнецы всегда одного пола (оба мальчики или обе девочки), всегда похожи друг на друга, группа крови у них одинаковая и плацента у них одна – общая. При решении вопроса о двуяйцевом и однояйцевом происхождении двоен обычно пользуются данными послеродового осмотра плаценты (общая, две отдельные или две соприкасающиеся) и оболочек (их может быть две у однояйцевых и четыре у двуяйцевых). Однояйцевые (монозиготные) близнецы генетически идентичны. Двуяйцевые (дизиготные) близнецы с точки зрения генетики – обычные братья и сестры [27, с.105]. Монозиготные близнецы появляются, когда яйцеклетка на ранних стадиях развития эмбриона по неизвестным причинам расщепляется на две равные части. Монозиготные близнецы всегда одного пола, у них идентичный набор генов, одинаковые группы крови, и они очень похожи внешне. В отличие от дизиготных, монозиготные близнецы рождаются одинаково часто во всех народностях и возрастных группах. Кроме дизиготных и монозиготных близнецов, существуют и другие их виды. Это сросшиеся и неравноценные близнецы. Сросшиеся (сиамские) близнецы – это монозиготные близнецы, которые не полностью разделились при эмбриональном развитии и имеют общие части тела или внутренние органы. Иногда их можно легко разделить, а иногда для этого требуется сложная операция. Однако существуют сросшиеся близнецы, которые, так не будучи разделенными, выросли здоровыми, хорошо приспособленными к жизни людьми [11, с.74]. Неравноценные близнецы – это два разных зародыша от одной беременности, из которых полностью сформировался только один. У другого зародыша наблюдаются те или иные дефекты развития. Различие между неравноценными близнецами может быть невелико: например, один может быть тяжелее другого на 1 кг или больше на 2 см. Основные различия между ними заключаются именно в размере и массе тела. Но во многих случаях у одного из близнецов отмечается сразу несколько недостатков физического развития, например, недоразвитие сердца или легких. Считается, что к появлению неравноценных близнецов приводит неравное деление яйцеклетки, из-за чего один близнец получает больше питания, кислорода и места в матке. Рождение неравноценных близнецов – редкое явление и составляет лишь около 2% многоплодных родов [27, с.95]. Есть также некоторые свидетельства в пользу существования «полярных» близнецов. Ооцит (яйцеклетка перед созреванием) разделяется, становится полярным телом и оплодотворяется вместе с исходной яйцеклеткой. В результате могут получиться близнецы, имеющие идентичный с матерью генетический набор и половину отцовских генов. В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие (пока не объясненные) различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети - дизиготные пары [27, с.100-101]. Дети-близнецы рождаются очень разными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Как правило, беременность близнецами протекает тяжелее, женщина чаще испытывает токсикоз, страдает от гипертонии. Близнецовые беременности короче беременностей одним ребенком, близнецы часто рождаются недоношенными и менее зрелыми. Кроме того, сами роды зачастую проходят с осложнениями. Из-за всего этого дети могут отставать в развитии от своих сверстников. Они позже начинают держать голову, сидеть, ходит. В раннем детстве болеют чаще и поэтому оказываются физически более слабыми. Отставание близнецов проявляется не только в физической, но и в умственной сфере. Так, они позже начинают говорить, часто имеют более низкие интеллектуальные показатели. Заметную роль играет дефицит веса при рождении, причем у более легкого близнеца часто более низкий коэффициент интеллекта. Конечно, последствия сложного внутриутробного развития сглаживаются на протяжении раннего детства. У многих близнецов к началу школьного возраста они пропадают совсем, но у некоторых остаются [7, с.88]. Жизнь близнецов от жизни одиночно рождённых детей отличается тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, постоянно общаются друг с другом, имеют практически идентичный жизненный опыт - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Мы считаем, что особенности условий развития психики близнецов определяются в первую очередь пренатальным развитием; отношениями близнецов друг с другом, отношением окружающих людей к близнецам и, прежде всего, отношением к ним их родителей [15, с.91]. 1.2. Психологические типы близнецов В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается и у монозиготных близнецов, и у дизиготных, но у дизиготных близнецов больше, в то время как у монозиготных чаще встречается чередующаяся доминантность. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость [24, с.63]. Сергиенко Е.А. с соавторами говорит о неодинаковом влиянии данных факторов на монозиготных и дизиготных близнецов. У монозиготных – больше внимания при распределении ролей внутри пары уделяется интеллектуальному развитию, школьной успеваемости и физической силе, а у дизиготных играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Разнополые дизиготные близнецы занимают промежуточное положение между перечисленными парами. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое будет определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Это относится к неправильному определению зиготности, где монозиготные близнецы все равно будут более похожи, чем дизиготные [26, с. 121]. А. Гезелл также сомневался в том, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения её структуры. Например, у дизиготных близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться. Д. Бумсма и К. Ван Баал предположили, что, генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка [18, с.35]. Близнецы находятся в утробе матери вместе. Вместе они вступают в новую жизнь после рождения. Проблема лидерства возникает уже в раннем возрасте. Известно, что по характеру близнецы отличаются друг от друга. Один может быть более активным с задатками лидера, другой более спокойным. Так же однополые близнецы, чем старше становятся, тем чаще пытаются подчеркнуть различия между собой, показывая, кто из них главнее. Другая причина демонстрации лидерства - недоразвитость или болезнь одного из близнецов. Возможно, такому малышу мама уделяет внимания больше. Тогда другой близнец начинает ревновать и пытается подавить более обласканного матерью, чтобы она обратила внимание на него. Чтобы такого не произошло, родители должны уделять малышам одинаковое количество времени и прививать близнецам чувство равенства и братства [7, с.71]. Так как близнецы всегда вместе и сопереживают друг другу, то более сильный близнец, видя, как мама заботится о брате, так же берет над ним опеку. Он ухаживает за более слабым близнецом, защищает его, тем самым, сковывая свободу «родственника». Усиливается контроль и опека в отношения разнополых близнецов. Девочка всегда в развитии опережает мальчика. Она наблюдает за тем, что делает мама, и так как чувствует однополость с ней, начинает за ней повторять. Вкупе это сильно мешает мальчику развиваться и чувствовать свое превосходство, которое заложено в нем природой. Самое опасное это то, что сгладятся различия в развитии только во время переходного возраста. До этого времени мальчик может чувствовать себя ущербным, что повлияет на его характер. В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты» [20, С.123]. Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Именно такие близняшки часто откликаются на оба имени сразу, «не узнают» свое отражение в зеркале. Особенно сильное сходство интересов и темпераментов наблюдается у монозиготных (однояйцовых) близнецов. Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы – не «клоны», и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные черты: - ребёнок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации; - у него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями. Минусы: - двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету, Но сила обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей [24, с. 89]. Семейное равновесие может нарушаться за счет того, что близнецы в трудных ситуациях ищут спасение в общении друг с другом, как бы отгораживаясь от родителей. С родительской же стороны возможно, как бы «перетягивание каната». Часто, особенно если близнецы – девочки, каждый из родителей выбирает «своего» ребёнка (несмотря на кажущуюся «одинаковость»), привлекает малыша на свою сторону и таким образом «разбивает» союз близнецов. Чтобы привязанность друг к другу не стала чрезмерной, болезненной, при воспитании и общении нужно подчеркивать самоценность каждого из ребят: · чаще обращаться к каждому по отдельности; · отучать от привычки перебивать друг друга, отвечая на вопросы; · давать задания, чтобы исполнить которые, каждому придется действовать по отдельности; поощрять общение и дружбу с другими детьми [27, с.5]. Но все шаги должны быть осторожны, чтобы не «разделить» братьев и сестер, не вызвать чувства соперничества между ними. Иначе возникнет противоположная по отношениям пара близнецов – «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее. Отношения в таких парах могут быть соревновательными, когда один берется за дела, которые удаются другому, стараясь превзойти его во всем. Но бывает, когда, напротив, один из близнецов пытается стать полной противоположностью брату или сестре. Один может подчеркнуто плохо себя вести или нарочно плохо учиться, если второй – «хороший мальчик» (девочка). Если один из ребят решит заниматься спортом, то второй засядет за книги и т.д. Такое противостояние или соревнование особенно заметны в школе, поэтому и родители, и учителя должны стараться сгладить конфликт между близнецами, стремясь создать гармонию в отношениях. «В меру зависимые» близнецы – самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра) [7, с.67]. 1.3. Психологические особенности близнецов, влияние «близнецовой ситуации» Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал «близнецовую ситуацию». Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов [20, с. 73]. «Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р. Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. [24, с.71]. Родители, воспитывая детей, создают тот эмоциональный климат в семье, от которого во многом зависит развитие психики детей. Как только дети начинают ходить, появляется новая форма взаимоотношений со взрослыми, возникают новые возможности для познания самого себя. После рождения начинается обучение, и в дальнейшем человек учится в различных формах и на разных уровнях в течение всей жизни [28, с.17]. Особенности развития двух братьев-близнецов с различными врожденными чертами подробно описаны В. С. Мухиной в книге «Близнецы». Разная масса тела мальчиков при рождении (2650 г и 3100 г) и роста (49 см и 51 см) сразу же начали их существенно отличать в двигательной активности. Более активным оказался брат-близнец весом 3100г; зато в дальнейшем проявляли любовь к одинаковым игрушкам; повторяли одни и те же движения; пытались повторять слова, но каждый произносил их по-своему; практически одновременно начали ходить (с интервалом в один день) [15, с.83]. Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения [20, с.92]. Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р. Лурия). В дальнейшем отставание в развитии речи влечет за собой недоразвитие и всех видов психической деятельности. Медленное пополнение запаса слов сочетается с малой общительностью, застенчивостью и боязнью. Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. Кроме того, монозиготные близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга [14, с.32]. В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 – 18 годам у монозиготных. Семенов В.В. также говорит о том, что у монозиготных близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. Кроме того, у близнецов наступает очень быстрая утомляемость, которая сопровождается снижением внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости [20, с.82]. По данным исследований сотрудников кафедры психогенетики Московского университета (Н. Зырянова), близнецы в начальной школе учатся хуже по большинству предметов. Особенно заметно их отставание по основным предметам: русскому языку и чтению, математике. Это обусловлено тем, что, во-первых, близнецы приходят в школу менее готовыми к обучению, чем одиночно рождённые дети; во-вторых, в силу специфических «близнецовых» особенностей они с большим трудом привыкают к школьным требованиям. Психологи выделяют две группы причин, по которым близнецы приступают к школьному обучению недостаточно подготовленными. С одной стороны, это следствие совместного внутриутробного развития, с другой – влияние уже прижизненных специфических условий – «близнецовой ситуации» [7, с.97]. Таким образом, недостаточная готовность близнецов к школьному обучению, плохо развитая речь, слишком тесная связь и взаимозависимость между близнецами, негармоничность развития личности приводят к их отставанию в учебе. Конечно, трудности в учении не обязательно бывают у всех близнецов. Многие приходят в школу подготовленными не хуже других детей и не испытывают проблем с учебой. Но и у них первоначальная адаптация к школе может проходить не всегда гладко. В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. Дизиготные близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать [8, с.12-14]. Широко распространенное мнение об «одинаковости» монозиготных близнецов действительно базируется на своеобразном проявлении идентичности их генотипов. Это утверждение хорошо документировано многочисленными исследованиями по изучению разлученных в детстве близнецов, которые многие годы даже не знали о существовании друг друга: оказалось, что разлученные монозиготные близнецы значительно больше похожи не только внешне, но и по поведению, выбранной профессии, привычкам, количеству детей (одинакового пола), событиям в жизни, чем дизиготные близнецы, выросшие вместе. Однако, отталкиваясь от наблюдаемых внешне проявлений сходных или различных генотипов, люди, имеющие дело с близнецами, начинают приписывать им сходство или различие черт, которые не определяются генотипически, во всяком случае, непосредственно [7, с.112]. Это «приписывание» не может пройти бесследно для формирования психики близнецов, особенно в тех случаях, когда оно превращается в четко формулируемую стратегию воспитания. Другим, не менее важным, негенетическим фактором, характеризующим специфику развития монозиготных близнецов, является фактор отношений самих близнецов внутри пары. Специфика этих отношений характеризуется тем, что два ребенка одного возраста вынуждены постоянно находиться вместе. Такая ситуация приводит обычно к возникновению двух полярно действующих факторов их развития. С одной стороны, постоянное общение близнецов друг с другом, общие условия их развития, отношение к ним окружающих как к паре приводят к возникновению специфических условий развития самосознания у близнецов, к их взаимной идентификации и большей привязанности, и взаимозависимости, к стремлению во всем и всегда походить друг на друга. Это фактор, получивший название «реакции близнецовости», действует в сторону нивелирования различий между членами близнецовой пары. С другой стороны, то же самое постоянное общение близнецов друг с другом, а также общение их как пары с другими детьми часто приводит к возникновению у них распределения социальных ролей, что способствует их большей дивергентности и формированию у них различных психических свойств [24, с.56]. Действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов [24, с.61]. Близнецы, особенно монозиготные, внешнее сходство которых очень высоко, так привыкают смотреть на партнера как на свое зеркальное отражение, что так же легко и часто отзываются на имя соблизнеца, как и на свое собственное, иногда называют себя одним общим именем, приписывают близнецу-партнеру свои собственные личностные черты и свойства, а в крайних случаях могут смешивать события, которые происходили с ними и с их партнерами по близнецовой паре. Все это чрезвычайно затрудняет процесс индивидуализации близнецов по сравнению с одиночно-рождёнными детьми. Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития монозиготных близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. Смена стадий развития мышления в онтогенезе определяется усложнением опосредования мыслительных процессов. При этом важнейшим средством управления собственной деятельностью является речь [3, с.17]. Таким образом, действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Психология, 51 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg