ГЛАВА 1. ВИРТУАЛЬНО – ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность, содержание и роль виртуально - цифровой трансформации образования молодежи
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» «молодежь – это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации».
Молодежная политика РФ преследует своей целью «обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития исамореализации молодежи».
Реализация молодежной политики осуществляется по различным направлениям, в том числе «содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи», не исключая и виртуально – образовательные цифровые технологии.
На современном этапе уже не требуются доказательства о нужности процесса цифровизации всех областей жизни общества. К этому толкает объединение онлайн и офлайн сфер.
Всемирное цифровое пространство в настоящее время абсолютно везде изменяет многочисленные разделы экономики, и даже того научно-технический порядок. Становится понятным, что старыми традиционными способами нет возможности управлять спросом и предложением. Цифровое пространство изменило человечество до неузнаваемости.
Цифровая экономика подразумевает, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой технологии могут обеспечить эффективное взаимодополнение населения, государства и бизнеса. Одним из главных направлений является трансформация образования.
«Понятия «цифровая экономика», «экономика знаний», «информационное общество» и их аналоги, представленные в современной научной литературе, формируют новую социально-экономическую систему, заменяющую прежнюю индустриальную парадигму».
«Цифровизация экономики представляет собой современную форму проявления более фундаментальной закономерности ее информатизации».
На протяжении долгого времени под цифровой трансформацией понимался переход в формат цифровых данных либо сохранение в данном формате классических моделей данных.
Большое число людей соглашаются с тем, что цифровая трансформация нужна всем организациям, она позволить сократить конкуренцию, развиваться параллельно с необходимыми технологиями и отвечать потребностям населения.
Многие организации принимают процесс цифровизации за процесс автоматизации, из чего следует, что необходимо эти понятия разграничить.
Процесс автоматизации - «одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Автоматизируются практически все сферы жизни и деятельности человека. Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья».
Цифровизация представляет собой процесс, который направлен на «оцифровку всех информационных ресурсов и формирование сетевых платформ взаимодействия, чтобы получить прогнозируемый и гарантированный результат на любое управляющее воздействие с использованием средств автоматизации».
Специалистами The Boston Consulting Group был составлен доклад, в котором указано, что «цифровизация – это использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы – от отдельных людей до крупных компаний и государств».
Цифровая трансформация – это внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы социально-экономических систем всех уровней. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а организация приобретает репутацию прогрессивной и современной организации.
«Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных организаций: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как единственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира».
Термин «цифровизация» используется для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой или информационный. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый набор интерактивных и мультимедийных файлов, имеющих самостоятельное значение. Цифровая трансформация требует смещения акцента на периферию и повышение гибкости центров обработки данных, которые должны поддерживать периферию. Этот процесс также означает постепенный отказ от устаревших технологий, обслуживание которых может дорого обходиться социально-экономической системе, а также изменение культуры, которая теперь должна поддерживать ускорение процессов, обеспечиваемое цифровой трансформацией.
eMarketer определяет цифровую трансформацию как процесс, при котором бизнес-лидеры используют возможности и преимущества новых технологий для цифровой реконструкции своих компаний: их операционной деятельности, продукции, маркетинга, культуры и целей для будущего роста. Технологии – это средство трансформации, а не самоцель. Основное внимание должно быть уделено постановке цели на будущее, а затем созданию стратегии, основываясь на этом видении.
Цифровая трансформация обеспечивает максимально полное раскрытие потенциала цифровых технологий через их использование во всех аспектах бизнеса – процессах, продуктах и сервисах, подходах к принятию решений. Важно подчеркнуть, что для цифровой трансформации никогда не будет достаточно только лишь наличия технологии как таковой. Для того, чтобы процесс цифровой трансформации был полноценным, необходимы четко сформулированные бизнес-задачи и данные. Таким образом, цифровую трансформацию возможно рассматривать только на пересечении всех трех измерений (сформулированной бизнес-задачи, наличия данных и собственно технологий). Таким образом, «цифровая трансформация предполагает фундаментальное переосмысление того, как работает организация и как она взаимодействует с окружающей средой».
Главным драйвером изменений выступает современный потребитель – бизнес меняется под воздействием новых факторов. Именно поэтому цифровая трансформация – это не только услуга консалтинговых компаний, а фундаментальный процесс, который переживает мировое сообщество, адаптируясь к новым условиям и предпочтениям общества цифровой экономики. Т.е. digital-трансформация – это не столько технологии, сколько изменение мышления в новых условиях новой цифровой экономики.
На рис.1.1. представлены преимущества цифровой трансформации:
Рис.1.1. Преимущества цифровой трансформации
Анализ представленных выше преимуществ показывает, что наиболее существенно они проявляются при оказании услуг, что определяется известными свойствами услуг, такими как их персонализированный характер, ориентированность на взаимодействие исполнителя (производителя) и заказчика (потребителя), нематериальный и – зачастую – информационный характер и др. Именно поэтому процессы цифровой трансформации наиболее активно протекают именно в сфере услуг (розничная торговля, туризм, консалтинг, развлекательные услуги и пр.), а также в тех сегментах экономики, которые получают добавленную стоимость от развития сервисной деятельности. Предприятия и организации, как сферы услуг, так и других секторов экономики, быстро заменяют традиционные процессы взаимодействия цифровыми, используя самые современные технологии. Очень часто трансформация происходит не потому, что организации так решают, а потому, что это им необходимо, чтобы выжить. Сегодня на рынке вырос спрос на эффективные цифровые технологии для бизнеса, и организации, которые не смогли адаптироваться к новой модели цифрового потребителя, наверняка прекратят свое существование. Организации, же которые приветствуют перемены и готовы к ним, а также способны адаптироваться к более гибким моделям работы, имеют большой потенциал успеха. Это связано с тем, что цифровая трансформация охватывает все аспекты бизнеса и предлагает эффективные пути его совершенствования вместе с развитием цифровых технологий. Большие данные и «продвинутая» аналитика позволяют принимать более точные и быстрые решения – от превентивных производственных ремонтов до предотвращения мошеннических операций.
К технологическим основам развития, на которых построен процесс цифровой трансформации, можно отнести (см. рис.1.2.)
Рис.1.2. Технологические основы цифрового развития
Основными эффектами от процесса цифровой информации являются:
• Уменьшение затрат;
• Повышение качества предоставляемых услуг и товаров;
• Увеличение производительности.
Это о говорит о формировании сетевого взаимодействия посредством которого организации производят обмен услугами, а не материальными товарами.
Первоначальные представления о цифровой трансформации появились с момента появления первой вычислительной машины, этот путь начался в 1933 году.
Глобальная сеть Интернет зародилась в 1964 году и именуется ARPANET.
Понятие «цифровая экономика» родилось только в 1994 году вместе с термином «электронная торговля».
«Начавшаяся с 1995 г. цифровизация тогда еще не имела такого широкого обсуждения, как в 2017 г. Этот год ознаменовал переход на новый, более качественный ее уровень, что позволяет видеть достаточно полновесное осмысление новых категорий, порожденных данным явлением, таких как «умные города», «умный дом», искусственный интеллект. Все большую популярность набирают такие понятия, как «криптовалюта», «блокчейн», «биткойн» и проч. Специалисты такой прогресс в формировании новых категорий справедливо связывают с бурным развитием и повсеместным внедрением в жизнь цифровых информационно-коммуникационных технологий, созданием киберфизической системы. Все это свидетельствует о переходе понятия цифровых технологий в некоторую обыденную плоскость, что ознаменовалось и достаточно большими научными исследованиями в экономической литературе, и появлением официальных определений категорий, присущих данному явлению».
Социологом М. Кастельсом был введен термин «виртуальное пространство», что подразумевало под собой сообщество людей, которые пользуются сетью для общения.
Виртуальное пространство воспринимается как «своеобразная иллюзия реальности в ее пространственном аспекте, фактически не существующая, а возникающая лишь на экране компьютера».
Также виртуальное пространство можно рассматривать как «область технических, технологических и социальных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе использования компьютерной или иной электронной технической сети по поводу информации, информационных ресурсов, информационных услуг и средств связи» .
«...категория «виртуальное пространство» обозначает довольно сложное явление, созданное мировой компьютерной сетью, которая передает электронные сообщения, доставляемые и направляемые путем инфраструктур телекоммуникаций» .
Технологическая революция возможна только с переходом к качественному образованию и разностороннему развитию каждого человека. Она выдвигает перед системой образования новые вызовы и дает цифровые технологии, которые способны помочь в решении вопросов.
«Технологии виртуальной реальности (VR) быстро сливаются с технологиями искусственного интеллекта, однако методические разработки для их использования в образовании прогрессируют медленно. Предстоит выработать новый класс методических решений, которые будут использовать новые педагогические возможности» .
Трансформация образовательных процессов уже началась повсюду, они затронули весь мир. Процессы цифровой экономики выдвигают следующие требования к обучающимся и овладение ими необходимыми компетенциями:
• критическое мышление;
• возможность самообучаться;
• умение пользоваться цифровыми технологиями;
• творческий подход к использованию своих знаний.
Задача состоит в том, чтобы гармонизировать в едином образовательном процессе:
• «овладение обучающимися заранее отобранным содержанием (оно социально задано);
• достижение обучающимися внешне формируемых и самостоятельно отобранных целей;
• поддержку и развитие способности обучаемых к учению, формирование их учебной самостоятельности, порождение и развитие их личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием» .
Цифровые инструменты помогают создать возможности для разрешения этой задачи посредством усовершенствования ресурсов планирования и создания образовательного процесса, обширного применения способов процесса обучения и перехода к индивидуальной, высокорезультативной организации процесса образования.
Цифровая трансформация образования затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон), включая родителей и работодателей, политиков и представителей общественности.
Чтобы лучше понять связь изменений в технологиях и в образовании, цифровые технологии нужно рассматривать как множество новых культурных инструментов (прежде всего в сфере работы с информацией). Эти инструменты, с одной стороны, становятся новыми элементами содержания образования (осваиваются в процессе изучения информатики, компьютерных наук и т.п.). С другой стороны, они влияют на содержание других дисциплин и предметных полей. Одновременно с этим они выступают средством (инструментом) для изменения организации и способов учебной работы в целом.
Три десятилетия назад персональные компьютеры с текстовым процессором и электронными таблицами совершили революцию в работе с информацией в офисах по всему миру. С тех пор в нашу жизнь волна за волной входили новые инструменты.
В настоящее время это мобильные приложения, которые работают на любых цифровых устройствах, включая смартфоны. Впереди новая волна, которая связана с Интернетом вещей (IoT —Internet of Things). В развитых странах системы образования уже начали готовиться к их приходу.
Черты цифровых информационных инструментов:
• «гибкость (возможность использовать их в любое время и в любом месте, где они необходимы);
• воспроизводимость (неограниченная возможность копирования и дублирования);
• изменчивость (возможность быстрого обновления, уточнения);
• избирательность (возможность свободного поиска);
• индивидуализированность (возможность для каждого пользователя работать с информацией индивидуально)» .
Цифровая трансформация образования развивается посредством новейших цифровых инструментов по следующим направлениям:
• «в содержании важным элементом становится проникновение новых цифровых инструментов в различные области человеческой деятельности;
• образовательные организации осваивают:
— новые источники и механизмы обработки данных, которые повышают эффективность организации образовательного процесса и обеспечивающих его процедур;
• обучаемые осваивают:
— новые культурные общепользовательские цифровые инструменты и специализированные сервисы для повышения эффективности своей учебной работы, развивая в том числе соответствующие способности (например, алгоритмическое мышление), которые необходимы для их использования» ;
«педагоги осваивают:
— новые культурные общепользовательские цифровые инструменты для повышения эффективности своей производственной и учебной работы,
— трансформирующееся (в связи с проникновением новых цифровых инструментов в различные области человеческой деятельности) содержание, методы и формы учебной работы, специализированные цифровые инструменты и сервисы, которые повышают эффективность меняющейся организации образовательного процесса» ;
• «руководители образования осваивают:
— новые культурные общепользовательские цифровые инструменты, которые повышают эффективность их производственной и учебной работы,
— новые специализированные цифровые инструменты и сервисы, которые повышают эффективность меняющейся организации образовательного процесса» .
У всех участников образовательного процесса должно развиваться желание индивидуально формировать, оценивать и осваивать новейшие цифровые технологии с момента их появления. Это относится к важнейшей задаче системы образования.
На рис.1.3. представлен процесс информатизации образования.
Рис. 1.3. Процесс информатизации образования
Внешними факторами определены:
• «общественные ожидания, претензии к результативности работы системы образования;
• требуемую подготовку и уровень информационной культуры и цифровой грамотности выпускников;
• доступность и качество используемых цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов;
• возможный на данном этапе уровень решения задач цифровой трансформации образования» .
Внешние факторы оказывают влияние на:
• развитие внутренних факторов. Это выражается в формировании новейших педагогических решений, которые применяют цифровые технологии;
• создание современных образовательных стандартов и учебных дисциплин;
• формирование цифровых технологий, методических разработок и педагогических практик;
• разработчиков учебно – методических комплексов, экспертов и иных работников образовательной системы.
Внутренние факторы направлены на процессы внутри самой образовательной системы:
• проблемы внутри образовательной системы;
• возможность образовательной системы реагировать на потребности общества;
• освоение новейших цифровых средств.
Внутренними факторами можно охарактеризовать:
• «имеющимся научно-методическим заделом в области разработки и использования всех видов цифровых образовательных ресурсов (информационные источники, инструменты и сервисы), учебных программ и методических материалов;
• достигнутым уровнем профессиональной подготовки работников образования, их педагогической ИКТ-компетентностью, способностью результативно использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности;
• гибкостью системы управления, ее готовностью к изменениям, способностью распознавать и осваивать новое, распространять результативные организационные формы и методы учебной работы, развивать цифровое информационное пространство, методы управления образовательной организацией, превращать ее в обучающуюся организацию» .
Внешние факторы оказывают главное действие на цифровые трансформационные процессы образования. Среди них можно выделить:
• политические;
• экономические;
• технологические;
• социально – культурные.
«Решение о компьютеризации образования в 1985 г. было принято политиками на самом высоком уровне. Оно было составной частью программы интенсификации развития страны. Решение о цифровой трансформации образования тоже составная часть политической программы перехода к цифровой экономике, которое нашло отражение в национальных проектах «Образование» и «Цифровая экономика».
Быстрое снижение стоимости, повышение простоты использования и надежности цифровых технологий, которые подталкивали информатизацию образования на начальных этапах, продолжают оказывать влияние и сегодня. В итоге изменилось представление о том, сколько и каких средств вычислительной техники требуется для обеспечения образовательного процесса. Сегодня же кажется вполне естественным, что каждый обучающийся и каждый педагог должны иметь индивидуальное мобильное цифровое устройство, постоянно подключенное к Интернету, это все шире распространяющаяся практика.
Развитие технологической базы, которая создает условия для информатизации образования в нашей стране, — и поныне один из доминирующих внешних факторов. Рассказывая об истории информатизации своих образовательных организаций, педагоги, как правило, начинают с описания изменений в доступной им цифровой образовательной среде.
Важную роль играют принятые в обществе представления о том, как цифровая трансформация образования:
• «влияет на экономическое развитие страны, региона или муниципального образования;
• влияет на повседневную жизнь детей;
• способствует решению проблем социального неравенства».
Экономисты и политические лидеры — от руководителей страны до глав муниципальных образований — часто говорят об использовании цифровых технологий в образовательном учреждении как о существенном факторе, определяющем перспективы экономического развития региона.
Подобное представление широко распространено не только в нашей стране, но и во многих странах за рубежом. Многие специалисты полагают, что одним из факторов ирландского экономического чуда стала масштабная программа информатизации образования, которая позволила готовить более качественную рабочую силу всех уровней квалификации, необходимую современным предприятиям.
Информатизация образовательных учреждений рассматривается политиками не только как инструмент улучшения подготовки школьников и
средство экономического развития, но и как важный рычаг для решения проблем социального неравенства между жителями различных регионов страны, между детьми из семей с низкими и высокими доходами.
Практика показывает, что информатизация образования способствует уменьшению неравенства в получении качественного образования за счет следующих условий:
• предоставления обучаемым равного доступа к высококачественным открытым цифровым образовательным ресурсам и учебно-методическим материалам, а также к экспертам;
• улучшения материалов и организации заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
• консультаций и помощи при выборе места продолжения образования с помощью Интернета;
• распространения модели персонализированной организации образовательного процесса.
В течение прошедших десятилетий интенсивность влияния внешних и внутренних факторов на изменения в образовании менялась. Этому, в частности, способствовало усиление влияния развивающихся цифровых технологий на изменение внутренних факторов:
• «обновление целей, содержания, форм и методов учебной работы;
• использование цифровых технологий для упаковки традиционного содержания в учебные проекты;
• появление ориентированной на результат персонализированной модели (системы) организации учебной работы» .
«Разработка вопросов изменения целей и содержания образования, методов и форм учебной работы, которые требуют использования цифровых технологий в учебном процессе, в нашей стране, в отличие от других развитых стран, практически не ведется» . Исключение — пробуждающийся интерес к дистанционным образовательным технологиям. Одновременно начинает распространяться широкополосный Интернет, и появляются массовые учебные онлайн-курсы.
Сегодня всем желающим доступны сотни онлайн-курсов по самым разным темам. Но влияние этих разработок на повседневную работу высшей школы пока незначительно.
По мере расширения доступа к цифровым технологиям педагоги стали чаще использовать их для решения рутинных задач. Стремление педагогов уменьшить усилия для решения подобных задач (типа ведения документации) также становится стимулом использования цифровых технологий.
Внедрение цифровых технологий в образование включает:
• «оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий;
• подключение их к высокоскоростному Интернету;
• обеспечение образовательного процесса цифровыми инструментами и материалами (цифровыми источниками, инструментами и онлайн-сервисами), использование этих цифровых инструментов и материалов в учебном процессе» .
Благодаря государственной поддержке образовательные организации страны в 2000-е годы в ходе выполнения приоритетного Национального проекта «Образование» были оснащены компьютерами. В 2003–2012 гг. Россия оказалась среди лидеров по темпам оснащения сферы образования цифровыми устройствами.
Сейчас во всех образовательных организациях страны есть персональные компьютеры. Среди них все больше мобильных устройств (ноутбуков и планшетов), которые в большинстве случаев входят в локальные вычислительные сети и имеют доступ к Интернету, распространены мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другое периферийное
оборудование (принтеры, сканеры, многофункциональные устройства).
Мультимедийные проекторы, принтеры, интерактивные доски, многофункциональные устройства стали привычным оборудованием российских образовательных организаций.
Меняется структура компьютерного оборудования, используемого в образовательных организациях, растет доля переносных компьютеров, которые можно перемещать между учебными кабинетами.
Эта тенденция менее заметна в организациях среднего и высшего профессионального образования, что можно объяснить активным использованием студентами собственных мобильных цифровых устройств.