Глава 1 Роль и место таможенного регулирования во внешнеэкономической деятельности
1.2 Внешнеэкономическая деятельность: сущность, цели, функции
Внешнеэкономическая деятельность – это приоритетное направление внешней политики любого государства. С развитием глобализации, интернационализации и хозяйствования изменяются условия внешнеэкономической деятельности, отдавая приоритет развитию регионов и муниципальных образований. За последнее время роль регионов как субъектов международной деятельности увеличивается, в следствие чего органы местного управления активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, оказывая поддержку предприятиям с иностранными инвестициями, помогая региональным предприятиям в выходе на внешний рынок, а также создавая для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности .
При изучении влияния внешнеэкономической деятельность на социально-экономическое развитие не только всей страны в целом, но и на отдельные ее территории, следует обратить внимание на ее роль в качестве структурообразующего и ускоряющего фактора. Именно этим определяется стратегическое значение внешнеэкономической деятельности и ее большая значимость для развития территории в условиях глобализации мировой экономики .
Существуют различные подходы к пониманию внешнеэкономической деятельности, рассмотрим их поподробнее.
В Большом экономическом словаре дано такое понятие внешнеэкономической деятельности, как: одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществляемыми совместно с другими странами. Внешнеэкономическая деятельность здесь определена как одна из сфер экономической деятельности государства и фирм. .
Главным преимуществом данного подхода является выделение государства, как субъекта внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в нем отражены такие разновидности внешнеэкономической деятельности как внешняя торговля, международные-кредитные связи, международные инвестиции, международная кооперация. Недостатком такого подхода является исключение торговли услугами как вида внешнеэкономической деятельности.
По мнению профессора В.А. Мусина, под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности .
Как утверждают В.В. Гущин и Ю.А. Дмитриев, внешнеэкономическая деятельность представляет собой вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма . Недостатком такого подхода служит выделение в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности только государств.
Доктор экономических наук Н.И. Диденко считает, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности . Следовательно, внешнеэкономическая деятельность предприятий – это одна из сфер их хозяйственной деятельности, связанная с внешними экономическими связями, внешним оборотом товаров и услуг, а также финансово-кредитными отношениями.
Недостатком данного понятия является рассмотрение в качестве субъектов ВЭД фирм и предприятий, не делая акцент на государстве.
Нормативно понятие внешнеэкономической деятельности закреплено в Федеральном законе № 183 «Об экспортном контроле». Он определяет внешнеэкономическую деятельность как внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)» . Но данный нормативный источник не дает определение понятия, а перечисляет только формы внешнеэкономической деятельности. Немало важным остается тот факт, что перечислены не все формы внешнеэкономической деятельности, но указаны сферы, в которой она осуществляется.
В другом нормативном источнике, Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение внешнеторговой деятельности - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью .
В соответствии с законом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие признаки: 1) осуществляется физическими или юридическими лицами; 2) предполагает получение прибыли ее участниками; 3) осуществляется в сфере международного обмена объектами гражданских прав .
Таким образом, нет четкого и понятного определения внешнеэкономической деятельности, а также форм ее осуществления на законодательном уровне.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что на данный момент нет единого понятия внешнеэкономической деятельности. У ученых существуют разногласия в участниках, основных формах и видах внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это обусловлено отсутствием понятийного аппарата, закрепленного на законодательном уровне.
В своей внешнеэкономической деятельности, компании преследуют одну из двух стратегических целей: 1) использование сырьевых, инвестиционных, технологических, интеллектуальных ресурсов внешнего рынка для расширения деятельности на внутреннем рынке; 2) экспансия на внешнем рынке для максимизации прибыли путем увеличения продаж .
Соответственно цели, осуществление внешнеэкономической деятельности предприятий должно решать определённые задачи.
Цели ВЭД: 1.Изменение объема экспорта и импорта. 2.Обеспечение страны необходимыми ресурсами. 3.Изменение экспортных и импортных цен.
Задачи ВЭД: 1.Изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли. 2. Изучение приемов и методов международной торговой политики. 3. Изучение методов международного ценообразования. 4. Изучение организации и технологии внешнеэкономических операций.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность направлена на изменение объемов импорта и экспорта, в целях получения экономической выгоды, обеспечения экономического роста и развития.
?
1.2 Правовые основы таможенного регулирования ВЭД
Применение мер регулирования является одним из факторов, влияющих на денежные средства, поступающие в федеральный бюджет в виде таможенных платежей. В связи с этим возникает потребность в прогнозировании их возможных объемов в зависимости от принятых мер государственного регулирования.
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС , при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно - тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Таможенным кодексом
ЕАЭС, в соответствии с Договором Союза или международными договорами в рамках Союза .
В зависимости от характера и способов регулирования внешнеэкономической деятельности России и согласно Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", все меры, как правило, подразделяют на:
1) таможенно-тарифные;
2) нетарифные;
3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности .
Рассмотрим таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, как меры, с помощью которых реализуются основные цели и задачи внешнеэкономической политики государства (политика протекционизма, фискальная функция, контроль за товарооборотом и т.д.).
Следует отметить мнение А. Ю. Осетрова, который указывает, что меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой комплекс организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности .
Можно сформулировать понятие «таможенно-тарифные меры», как меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Тарифные меры содержат установление импортного и экспортного таможенных тарифов.
Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории.
Согласно Решению Комиссии Евразийского экономического союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза», ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза
По мнению А. Р. Гладкова, основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины .
Понятие «таможенная пошлина» содержится в статье 5 Федерального закона «О таможенном тарифе» . Согласно ему, таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Согласно статье 42 «Договора о Евразийском экономическом союзе» под тарифным регулированием понимается - совокупность методов, определяющих виды и методики расчетов таможенных пошлин, систематизированная на базе Российского законодательства и с учетом структуры товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая предусматривает обеспечение принципов государственной торговой политики и методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности .
Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией ЕАЭС .
На таможенной территории Евразийского экономического союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза .
Определим основные цели применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, ими являются:
1) обеспечение условий для эффективной интеграции Евразийского экономического союза в мировую экономику;
2) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
3) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза;
4) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Евразийском экономическом союзе;
5) поддержка отраслей экономики Евразийского экономического союза.
Согласно рассуждению О. Н. Воронковой, таможенно-тарифное регулирование основывается на введении экспортных и импортных таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка, и стимулирования структурных изменений. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах страны. На нежелательные товары устанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные экономике товары, наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим .
Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета во многом зависит от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, к которым относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
- акцизный налог (акцизный сбор), взимаемый при ввозе товаров, перечень которых указан в ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации ;
- Таможенные сборы.
Таким образом можно сделать вывод, что таможенно-тарифное регулирование заключается в введении экспортных и импортных таможенных пошлин с целью защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах страны. На нежелательные товары устанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные для экономики государства товары, наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим.
В противовес таможенно-тарифным мерам нетарифное регулирование не основано на экономических механизмах и рычагах воздействия на международную торговлю, в которых в качестве главного инструмента используются тариф и таможенные пошлины.
Нетарифные меры объединяют в себе многочисленные инструменты и правила регулирования международной торговли, использование которых в зависимости от конкретных целей торговой политики может принимать различный характер.
Так, Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» содержит следующее
определение: «Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера» .
Из выше сказанного следует отметить утверждение Ю. Ю. Моисеева, что нетарифные меры включают в себя: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях .
В современной российской практике нетарифного регулирования торговли в рамках ЕАЭС представлено в статье 46 «Меры нетарифного регулирования» Договора ЕАЭС, в нем установлено, что в торговле с третьими странами применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
4) автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров .
Запреты и количественные ограничения ввоза и вывоза товаров устанавливаются в исключительных случаях, так как экспорт и импорт товаров осуществляются без применения запретов и количественных ограничений.
Воронкова О.Н. также отмечает, что запреты или количественные ограничения экспорта могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Комиссией ЕАЭС на основании предложений государств-членов .
А. Н. Козырин, утверждает, что исключительное право на экспорт и импорт товаров определяется Комиссией ЕАЭС. Обоснование необходимости введения исключительного права, как правило, должно содержать финансово - экономические расчеты и иную информацию, подтверждающую целесообразность применения данной меры. В целях мониторинга динамики экспорта и импорта отдельных видов товаров Комиссия ЕАЭС вправе вводить автоматическое лицензирование (наблюдение). Обоснование необходимости введения автоматического лицензирования должно содержать информацию о невозможности отслеживания количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений иными способами .
Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров реализуется посредством введения лицензирования или применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Подводя итог, обратимся к утверждению Б. А. Шахназарова, который в своих трудах обозначает роль таможенно-тарифных и нетарифных мер в регулировании внешнеэкономической деятельности. Итак, таможенно - тарифные и нетарифные меры необходимы для соблюдения общественного правопорядка, для охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов; связаны с ограничением экспорта товаров, для осуществления правительством плана стабилизации; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; необходимы для выполнения международных обязательств и обеспечения обороны и безопасности; необходимы для охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов .
Учитывая выше изложенное можно подвести итог, что в настоящее время основной задачей Российской Федерации в области международной торговли, является замещение импортной продукции отечественной продукцией и расширение объемов экспорта отечественной продукции и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке. Достичь необходимых результатов можно лишь при помощи использования мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, основная задача государственного регулирования внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом состоит в защите внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранной конкуренции путем применения таможенно-тарифных и нетарифных мер. Также международными договорами предусмотрены запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю в Российской Федерации и составляющие договорно-правовую базу Евразийского экономического союза.
Совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации представляет собой таможенную деятельность.
?
Глава 2 Совершенствование таможенного регулирования во ВЭД
2.1 Проблемы таможенного регулирования ВЭД
В современном обществе Россия стремительно предпринимает усилия объединиться в мировое сообщество, что означает заключение двусторонних соглашений с таможенными администрациями стран ? торговых партнеров, а также - обустройство пунктов пропуска и формирование таможенной инфраструктуры. Это существенно увеличивает воздействие таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности .
На сегодняшний день страна специализируется на производстве внутри страны, стимулированию сельского хозяйства, что по прогнозам должно укреплять и развивать экономику страны.
Эффективность экспортных и импортных операций зависит от четко отлаженной системы таможенного администрирования, точности настроенного таможенного механизма на анализ, оценку рисков и управление ими. А также должны придерживаться существенные принципы таможенного администрирования: развитие подходящей правовой и экономической среды для участников ВЭД; следование баланса интересов участников ВЭД и государства; снабжение поступлений таможенных платежей в доходную часть бюджета; приспособление к международным нормам и правилам в области таможенных процедур . В связи с санкциями, которые были наложены на Россию, наша страна стремится сократить импорт и увеличить национальное производство.