Глава 1. Общая характеристика налоговых обязательств
1.1. Общие условия установления налогов и сборов
Закрепленная в Конституции РФ обязанность каждого платить налоги и сборы касается только тех налогов и сборов, которые являются законно установленными.
Если будет определено, что налог (сбор) не был установлен законно, то не может возникнуть и обязанность уплачивать такой платеж. Тест на признание налогов и сборов законно установленными не раз применялся в российской судебной практике.
Конституционный Суд РФ неоднократно принимал решение о признании установленными незаконно ряда обязательных платежей публично-правовой природы: сбора за пограничное оформление (Постановление КС РФ от 11.11.1997), лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции (Постановление КС РФ от 18.02.1997), сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства (Постановление КС РФ от 01.04.1997), лицензионного сбора за поселение в Московской области (Постановление КС РФ от 02.07.1997) и т.д.
Понятие законно установленных налогов и сборов раскрывается в Налоговом кодексе РФ (в комментируемой статье) и решениях Конституционного Суда РФ.
Опираясь на нормы Налогового кодекса РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ, можно заключить, что, во-первых, налоги и сборы должны быть установлены представительными органами государственной власти и местного самоуправления и облечены в соответствующие законодательные акты (федеральные или региональные) или решения представительных органов местного самоуправления, принятые в соответствии с установленной процедурой.
Во-вторых, должны быть четко определены все основные элементы налога или сбора, без которых оказывается невозможным исчислить и уплатить этот обязательный публично-правовой платеж.
В-третьих, налог должен быть введен в действие.
Значение первого требования, предъявляемого к процессу налогового нормотворчества для того, чтобы налог считался законно установленным, связано с тем, что обязанность по уплате налога должна обязательно облекаться в форму закона (на муниципальном уровне - нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами муниципальной власти)
Закон является основным источником права, поскольку только в законе может содержаться требование к собственнику безвозмездно передать в виде налога часть его собственности в пользу государства или местного самоуправления.
Подобное требование становится легальным только тогда, когда облекается в форму закона.
В противном случае оно будет нарушать конституционный принцип защиты собственности.
Установление налогов и сборов — один из важнейших процессов законотворческой деятельности.
Основным законом, регулирующим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс. Встатье 17 НК РФпрописан порядок установления налогов и сборов.
Для того чтобы налог был признан установленным, по нему должны быть определены:
Элемент Характеристика
Налогоплательщик Лицо, на которое возложена обязанность уплаты фискального платежа.
Объект налогообложения То, что подлежит обложению: доходы, имущество.
База налогообложения Количественное или денежное выражение объекта обложения.
Налоговый период Временной промежуток, по истечении которого налогоплательщик рассчитывает сумму платежа и перечисляет его в бюджет (квартал, год).
Ставка Тариф, установленный в относительном выражении (в процентах) или денежном эквиваленте, на основании которого рассчитывается сумма фискального сбора.
Порядок исчисления Применяемый порядок расчета суммы к уплате.
Порядок и сроки уплаты Законодательством может быть установлена единовременная уплата или, например, равными долями в течение периода. Также по различным фискальным платежам устанавливаются различные сроки уплаты.
Кроме того, по налоговому платежу могут устанавливаться льготы, вычеты и иные преференции.
Чтобы признать иные фискальные сборы законными, необходимо, чтобы устанавливающий их орган установил по ним:
• плательщика;
• необходимые для взыскания элементы обложения.
Например, по некоторым неналоговым перечислениям в бюджет может не устанавливаться база обложения. К таким платежам относится госпошлина за регистрацию юридического лица. Размер ее установлен в фиксированной сумме — 4000 руб. и не привязан к какой-либо базе .
Пунктом 3 ст. 11 НК РФ установлено: дефиниции «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
По основаниям п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.
В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Часть 1 ст. 52 НК РФ определяет порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление .
Общие положения о порядке и сроках уплаты налогов, сборов, страховых взносов закреплены в ст. ст. 57 и 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ) .
Налоговые льготы являются факультативными (необязательными) элементами налогообложения. Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.
Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из ст. 12 НК РФ.
Важно знать, что отсутствие (неустановление) одного из основных элементов налогообложения дает основания признать налог неустановленным.
При установлении сбора законодатель определяет их плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Общие условия установления страховых взносов регулируются ст. 18.2 НК РФ и гл. 34 НК РФ. При установлении страховых взносов определяются плательщики и следующие элементы обложения:
1) объект обложения страховыми взносами;
2) база для исчисления страховых взносов;
3) расчетный период;
4) тариф страховых взносов;
5) порядок исчисления страховых взносов;
6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Указанные элементы обложения страховыми взносами могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов по правилам гл. 34 НК РФ.
1.2. Виды федеральных налогов и сборов
Вся совокупность налогов и сборов, принятых в Российской Федерации и местных органах управления, взимаемых на законной основе с налогоплательщиков, называют налоговой системой.
И.М. Александров определяет налоговую систему РФ как комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов .
Структура налоговой системы имеет 3–ярусную конструкцию – федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень.
Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований .
Суть налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между бюджетными уровнями на принципе равноправия. Его цель состоит в стабильном экономическом развитии государства, которое обеспечивается за счет перераспределения части внутреннего валового продукта между звеньями бюджетной системы .
В определении Л. Абалкина под экономической безопасностью понимается «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновлять и совершенствовать себя» .
Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово–экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Выделяются внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности России. Эти явления и процессы оказывают пагубное воздействие на экономику государства. Они ущемляют интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и социальные устои.
К внутренним угрозам относятся:
–интенсивное расслоение общества – превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
–криминализация – теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
–разрушение потенциала в сфере науки и техники – в других странах затраты в данной сфере гораздо больше;
–сокращение численности населения и его старение;
–низкая конкурентоспособность экономики;
–высокий уровень инфляции;
–слабая освоенность минерально–сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
–низкая инвестиционная активность;
–деформированность и мало эффективность структуры российской экономики.
Фискальные отношения оказывают существенное влияние на формирование внутренних угроз финансовой безопасности государства и требуют методологического совершенствования системы оценки показателей задолженности по налогам и сборам.
К угрозам, связанным с неустойчивостью государственного бюджета, помимо прочих (недостаточной диверсифицированности доходов бюджета, значительной зависимости доходов бюджета от так называемых нефтегазовых поступлений и т. д.) относятся и угрозы, связанные с высоким уровнем задолженности по налогам и сборам.
По существу, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств, необходимых для обеспечения общей национальной и экономической безопасности. Кроме того, налоговая система обладает широкими потенциальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социально–экономического развития страны и преодоления (предотвращения) угроз экономической безопасности государства.
Уровень задолженности по налогам и сборам, как представляется, является одной из наиболее существенных угроз финансовой безопасности не только на региональном, но и на государственном уровне.
Учитывая всю важность налоговой составляющей бюджетной системы государства, необходимо дополнить систему индикаторов экономической безопасности как отдельных регионов, так и государства в целом индикатором, отражающим уровень совокупной задолженности по налогам и сборам.
Для уменьшения величины задолженности по налогам и сборам могут быть предприняты следующие меры:
–оптимизация системы предоставления налоговых льгот;
–стимулирование предприятий и ИП к переходу на специальные режимы налогообложения;
–создание условий для более широкого предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.