ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1 Система наказаний в уголовном праве РФ
Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести, содержащихся в них правоограничений и т.д.
При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру. Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний. Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель, соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному.
Все, предусмотренные уголовным законом, наказания расположены не хаотично, а образуют в своей совокупности единую систему, в которую входят наиболее эффективные и целесообразные меры государственного принуждения.
Система наказаний – совокупность установленных законом взаимосвязанных наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести. Данная система наказаний позволяет суду, на основе закона и с учетом опыта судебной практики использовать различные меры воздействия на осужденного. Суд не вправе назначить осужденному наказание, не входящее в систему, а равно выйти за пределы, предусмотренные тем или иным наказанием. Наказания, в своей совокупности, образующие систему наказаний, расположены в строго определенной последовательности: от менее строгого к более суровому. Расположение наказаний в определенной последовательности обусловлено необходимостью четкого закрепления их сравнительной тяжести по отношению друг к другу, что играет большую роль при назначении наказания.
Кроме того, такая последовательность продиктована стремлением подчеркнуть гуманизм системы наказаний, где на первом месте стоит более мягкое наказание и только потом более строгое. В систему включены наиболее эффективные наказания, позволяющие наиболее полно достичь целей уголовного наказания. Все наказания взаимосвязаны, их правильное применение позволяет оказать на осужденного наиболее эффективное воздействие.
В то же время в системе отсутствуют как чрезмерно жестокие наказания, причиняющие особые страдания, унижающие человеческое достоинство (четвертование, колесование и т.п.), так и излишне мягкие наказания, не оказывающие должного воздействия на осужденного (общественное порицание). Законодатель, принимая уголовно-правовые акты стремиться создать набор мер наказания, который позволил бы: а) учитывать различия преступного поведения и личность преступника; б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания; в) обеспечивать эффективность наказания.
Таким образом система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
Виды наказаний – это установленный уголовным законом исчерпывающий и обязательный перечень мер уголовно-правового принуждения, расположенных в определенном порядке с учетом их тяжести и которые в единстве образуют систему наказаний .
Разнообразие предусмотренных уголовным законом видов наказания, различающихся по характеру и степени строгости, позволяет адекватно реагировать на любые преступления, учитывать особенности различных категорий преступлений и лиц, их совершающих. При этом, перечень видов наказаний содержащийся в ст. 44 УК, является исчерпывающим и никакому расширительному толкованию не подлежит.
В пределах системы виды наказания поддаются классификации по различным основаниям. Это возможно благодаря тому, что, хотя любой вид обладает всеми признаками наказания, указанными в его определении, между ними есть различия в конкретном выражении этих признаков. Прежде всего в практике часто делят виды наказания на связанные с лишение свободы (арест, лишение свободы в обоих вариантах, содержание в дисциплинарной воинской части) и не связанные с ним (все остальные виды наказания).
По характеру воздействия на осужденного виды наказания делятся на связанные с исправительно-трудовым воздействием (обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы. Содержание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы в обоих вариантах) и не связанные с таковым (все остальные виды). По длительности воздействия различаются виды наказания, назначаемого на определенный срок (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы. Арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок) и исполняемого одномоментно (все остальные виды). Отдельно стоит пожизненное лишение свободы, которое не исполняется одномоментно и не имеет заранее определенного конкретного срока.
В соответствии со ст. 45 УК все наказания разделяются на основные и дополнительные наказания. При этом виды наказания делятся не на две, а на три группы. Первую группу составляют основные наказания, которые могут назначаться только как самостоятельные виды и не могут присоединяться в дополнение к другим видам наказания. Это - обязательные работы; исправительные работы; принудительные работы; ограничение по воинской службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ч. 1 ст. 45 УК).
Определяя наказание за совершенное преступление, суд назначает одно из основных наказаний, предусмотренных в санкции соответствующей статьи, по которой квалифицируется данное общественно опасное деяние. Вторую группу составляют дополнительные наказания, которые самостоятельно не могут назначаться, но в предусмотренных законом случаях присоединяются к основному наказанию .
Это - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 45 УК). Дополнительные наказания назначаются как для усиления исправительного воздействия на виновного, так и для более полного и эффективного достижения целей уголовного наказания.
Третью группу образуют наказания, которые могут быть назначены судом в одних случаях в качестве основного, а в других - дополнительного к основному наказанию. К ним относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.2 ст. 45 УК). В случаях, когда санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность применения дополнительного наказания, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.
В теории уголовного права принято выделять, наряду с основными и дополнительными, еще и специальные виды наказания. Специальными наказаниями считаются такие, которые применяются только в отношении конкретного круга субъектов преступлений. По этому признаку содержание в дисциплинарной воинской части можно признать специальным видом наказания, так как применяется оно только в отношении военнослужащих срочной службы.
1.2 Наказания, не связанные с изоляцией от общества – как виды наказания
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда только к лицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в предусмотренных статьями Уголовного Кодекса РФ лишении или ограничении прав и свобод этих лиц (ч.1 ст. 43 УК РФ). В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
К числу наказаний, не связанных с изоляцией от общества, относятся следующие виды (ст. 44 УК РФ):
а) Штраф;
б) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) Обязательные работы;
д) Исправительные работы;
е) Принудительные работы;
ж) Ограничение по военной службе;
з) Ограничение свободы
Рассматриваемые виды наказаний могут быть, в свою очередь, классифицированы по разным основаниям на:
а) основные и дополнительные, а также применяемые как в качестве основных и дополнительных;
б) общие и специальные;
в) срочные и одноактные;
г) связанные с исправительным воздействием и не сопряженные с ним;
д) имущественные и затрагивающие иные права, и свободы осужденного;
е) заменяемые и не предполагающие замену иным наказаниям.
Характерной особенностью данной группы наказаний являются их меньшая репрессивность: они не ограничивают свободу передвижения осужденного (штраф и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), могут применяться и как основные, и как дополнительные; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, – только как дополнительная.
Приговоры к рассматриваемым наказаниям исполняются: в отношении штрафа– судебными приставами-исполнителями; в отношении лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – судом; в отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если оно назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если это наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы или лишению свободы – соответствующими учреждениями уголовно-исполнительной системы по месту отбывания основного наказания, а после отбытия основного наказания – уголовно-исполнительной инспекцией.
Уголовное законодательство некоторых зарубежных стран предусматривает более широкий перечень видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, чем это предусмотрено отечественным уголовным законодательством. Опыт их реализации в этих странах убеждает в том, что некоторые из них могут быть регламентированы в УК РФ. К ним относится, к примеру, такой вид штрафа как штрафо-дни.
Среди структурных подразделений ФСИН России создано отделение - Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества Начальник управления – генерал-майор внутренней службы Коробкова Е.А.
Основные задачи и функции управления:
1 Организация исполнения наказаний в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы;
2 Организационно-методическое обеспечение деятельности отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов ФСИН России и уголовно-исполнительных инспекций;
3 Организация ведомственного контроля за соблюдением законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества;
4 Оказание уголовно-исполнительным инспекциям и аппаратам по их руководству практической помощи в организации работы по исполнению приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества;
5 Контроль за соблюдением законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прав осужденных, установленного порядка исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
6 Организация точного и безусловного исполнения приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества;
7 Организация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с правоохранительными органами в части контроля за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества;
8 Организация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
9 Организация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединениями и неправительственными организациями по вопросам исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
10 Изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
11 Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
12 Разработка управленческих решений и мероприятий по совершенствованию исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
13 Прогнозирование развития ситуации в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
1.3 История развития наказаний, не связанных с изоляцией от общества
Современная уголовная политика нашего государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это, прежде всего в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствовании регламентации исполнения. Как показывают данные многих исторических источников, данный вид наказаний был известен еще в древней Руси.
Такое наказание, как обязательные работы было известно уголовному законодательству России конца XIX - начала XX века как общественные работы. Нормативную базу такого наказания составляли Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. (далее - Общие положения о крестьянах), Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г. (далее - Сельский судебный устав), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. (далее - Устав о наказаниях) и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции.
Согласно ст. 101 и 102 Общих положений о крестьянах общественные работы сроком до 6 дней назначали волостные или крестьянские суды при следующих условиях: состояние подсудимого в сословии крестьян; принадлежность обвиняемого крестьянина к волости; "маловажность проступка"; совершение проступка на территории волости в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию; совершение проступка без участия лиц других состояний или сословий, а также когда данные проступки не находятся в связи с преступлениями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов).
Принадлежность обвиняемого крестьянина к волости подразумевала ответственность именно перед тем крестьянским судом, в волости которого он совершил проступок .
Маловажные проступки согласно примечанию, к ст.102 Общих положений о крестьянах были предусмотрены в Сельском судебном уставе (ст.440-536). Но анализ статей Общих положений о крестьянах позволяет сделать вывод, что к ведению волостного суда относились не все проступки, указанные в Сельском судебном уставе. В примечании к ст.102, в ст.64, 86 Общих положений о крестьянах сельскому старосте и волостному старшине было предоставлено право за маловажные проступки, совершенные лицами, им подведомственными, подвергать виновных назначению на общественные работы до 2 дней.
Таким образом, общественные работы приобрели вид альтернативного наказания. Они применялись "лишь в замену денежного взыскания в случае несостоятельности" и не несли с собой применение к осужденным никаких воспитательных и профилактических мер.
Однако после Октябрьского переворота 1917 г. вся система судопроизводства, а также законодательная база России прекратили свое существование, на смену им пришло советское право.
Система наказаний к концу 1919 г. выглядела следующим образом:
1) высшая мера наказания - расстрел;
2) объявление врагом народа;
3) объявление вне закона;
4) лишение свободы;
5) арест;
6) высылка;
7) принудительные работы без содержания под стражей;
8) лишение права;
9) конфискации имущества;
10) денежный штраф;
11) общественное порицание.
Эта совокупность наказаний, по существу, содержала большинство тех мер, которые известны и действующему в настоящее время законодательству.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал исчерпывающий перечень уголовных наказаний (ст. 32), который включал в себя изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискацию имущества полную или частичную, штраф, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред.
На первый взгляд кажется, что несколько перекликаются по своей сути такие наказания, как общественные работы и принудительные работы (ст.35 УК РСФСР 1922 г). В ст. 35 указывалось: "Принудительные работы без содержания под стражей назначаются на срок от 7 дней до 1 года. Они разделяются:
а) на работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое предприятие или учреждение или в другую местность;
б) работы неквалифицированного физического труда".
Таким образом, принудительные работы по УК РСФСР 1922 г., скорее всего, являются прототипом исправительных работ, а не своеобразным изменением наказания, известного в дореволюционной России как общественные работы. Здесь уже различается и сохранение осужденным своего рабочего места, и понижение в зарплате ("тарифный разряд" по УК 1922 г.) .
В нашей стране штраф применялся в качестве уголовного наказания еще на заре отечественного права. Истоки возникновения штрафа можно увидеть в самых древних памятниках российского законодательства. Одним из таких памятников является Русская Правда. И в ней довольно значительное место уделено денежным штрафам.
Преобладающим видом наказания по Русской Правде были денежные взыскания с преступника, слагавшиеся из двух частей: штрафа и компенсации; штраф поступал князю, компенсация за причиненный преступлением ущерб шла потерпевшей стороне, а именно: за убийство - вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за прочие преступления - продажа (князю) и урок (потерпевшему). Тяжким наказанием в виде денежного взыскания была вира - денежный штраф, взыскивавшийся в пользу князя за убийство свободного человека.
В отличие от Русской Правды, по которой целью наказания являлось возмездие и возмещение материального ущерба, причиненного потерпевшему, Судебник 1497 г. имеет также в виду устрашение преступников и окружающего населения. Продажа означала денежный штраф за преступление и шла в пользу князя или лиц, осуществляющих правосудие. Размер продажи, как правило, устанавливался по усмотрению суда. Чаще всего продажа являлась дополнительным наказанием и применялась в сочетании с торговой или смертной казнью. Но продажа могла быть и самостоятельным видом наказания за злостную невыплату долга, оскорбление словом или действием. Судебник 1550 г. вводит денежные штрафы, именуемые "пеня". Они взыскиваются с должностных лиц за лихоимство - втрое против взятого (ст. 8-11 Судебника) - и за нанесение бесчестья обвиняемому, за что пеня назначалась по указанию государя (ст. 25, 26, 35, 71). Одновременно с выплатой продажи и пени виновный уплачивал денежное вознаграждение в пользу потерпевшего.
Если виновный не имел средств, чтобы выплатить требуемое истцом вознаграждение, он либо выдавался истцу "головою на продажу", т.е. в холопство до отработки долга (ст.10 Судебника 1497 г), либо подвергался правежу "безо всякия пощады" (ст.133 гл. X Уложения). Суть правежа заключалась в том, что ответчик регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания - его били розгами по обнаженным икрам. Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности (за долг в сто рублей пороли в течение месяца). Здесь явно звучит архаический принцип замены имущественной ответственности личностной. "Правеж" - не просто наказание - это мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (у него могли найтись поручители, или он сам мог решиться на уплату долга).
То есть в Уложении штраф занимает уже весьма скромное место. Главная цель наказания по Соборному Уложению - устрашение: наказать так, "чтобы, смотря на то, иным неповадно было так делати". Законодательство Петра I внесло свои коррективы в порядок взыскания штрафов. Денежные наказания взимались не только в пользу потерпевших, но главным образом в пользу государства - казну, Синод, госпитали лечебные и т.д. Наиболее распространенным в то время видом денежных наказаний являлись штрафы. Так, Указом от 17 сентября 1680 г. вместо введенного Уложением 1649 г. битья кнутом за порчу межей и граней (Гл. X. ст.231) предписывалось "взиматъ за всякую испорченную грань по 5 рублев и присылать те пенныя деньги к Москве в Поместный приказ". Восстановление Указом 1682 г. торговой казни не помешало сохранению денежного штрафа.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., различали штрафы, поступающие в казну, и пени, поступающие на улучшение мест заключения. Суммы, не имеющие специального назначения, т.е. когда в Уложении или в особом законе не было конкретно указано, в какое место или ведомство они должны быть переданы, обращались в доход государственного казначейства; а по Уставу о наказаниях 1885 г. - в земский по каждой губернии капитал для устройства арестных домов. Специальные же назначения взысканий за отдельные нарушения представлялись весьма разнообразными; в некоторых случаях часть взысканий поступала доносителям и открывателям.
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью имеет, как вид наказания, свои истоки - карательные системы Древнего Рима, древних германцев, средневекового французского законодательства.