Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка уровня конкурентного статуса предприятия (на примере предприятия ООО «Славгородское»)

one_butterfly 1980 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2021
Выпускная квалификационная работа 67 с., 22 табл., 40 источников. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ООО «Славгородское») Ключевые слова: конкурентный статус ,конкурентоспособность, эффективность, прибыль. Цель работы – исследование конкурентного статуса ООО «Славгородское». Объект исследования – ООО «Славгородское»). Предмет исследования –конкурентный статус предприятия. Методы исследования: горизонтальный, вертикальный, экономико-статистический, сравнительный, коэффициентный. Практическая значимость: предложенные мероприятия позволят повысить его конкурентный статус, улучшить финансовые результаты деятельности предприятия.
Введение

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность темы оценки конкурентного статуса предприятия. Наличие конкурентных преимуществ позволяет предприятию занять свою нишу на рынке и осуществлять деятельность с наибольшей экономической выгодой. Конкурентоспособность является комплексной характеристикой, выражаемой с помощью групповых, интегральных, обобщенных показателей. Конкурентоспособность предприятия означает его востребованность на рынке и возможность соперничества с другими организациями, занимающимися выпуском однородной продукции. Очевидно, что изменения условий хозяйствования обусловливают необходимость формирования системы конкурентоспособности на основе синтеза российской практики и достижений мировой экономической мысли. При этом особое внимание следует уделить организационному и методологическому аспектам конкурентоспособности. К сожалению, в настоящее время в большинстве организаций отсутствует система управления конкурентоспособностью, охватывающая все аспекты, а принимаемые руководством решения не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер. Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Целью выпускной квалификационной работы является исследование конкурентного статуса предприятия. Для раскрытия поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач: — рассмотреть теоретические основы оценки конкурентного статуса предприятия; — провести анализ конкурентоспособности объекта исследования; — разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Славгородское». Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Славгородское». Предмет исследования выпускной квалификационной работы – конкурентный статус предприятия. Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как: Буцкая Н.Г., Иванов С.В., Рубин Ю.Б., Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. и другие, а также материалы периодической печати. Информационно–статистической базой исследования послужила статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия. Исследование проводилось с применением общих методов научного познания: сравнительный, горизонтальный, вертикальный, экономико-статистический, коэффициентный анализ. Первая глава выпускной квалификационной работы теоретическая. В рассмотрены понятие конкурентного статуса и конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также пути повышения конкурентоспособности предприятия. Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрена организационно-экономическая характеристика объекта исследования, проведен анализ финансового состояния ООО «Славгородское», оценка конкурентоспособности объекта исследования, выявлены проблемы. Данная глава содержит мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Славгородское». Значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в анализе конкурентоспособности на основе SWOT-анализа, операционной эффективности и стратегической привлекательности, интегрированного коэффициента конкурентосспособности, а также в разработке практических мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Славгородское».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСАПРЕДПРИЯТИЯ 6 1.1 Понятие конкурентного статуса и конкурентоспособности 6 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14 1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 22 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Славгородское» 31 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Славгородское» 31 2.2 Анализ финансового состоянияООО «Славгородское» 37 2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Славгородское» 47 2.4 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Славгородское» 52 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 65 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья, четвертая в 3 т. – М.: Юристъ, 2016. – 1024 с. 2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО "Типография "Новости", 2017. – 254 с. 3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. 2-е изд.— М.: Центр экономики и маркетинга, 2018. – 415 с. 4. Бобков А.Л., Бобков Л.В. Экономия ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России. — М.: Дашков и К, 2019. — 147 с. 5. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. Экономическая теория. - 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 208 с. 6. Бумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и зарубежом — № 4 — 2015 — С. 23-27 7. Буцкая Н.Г. Соотношение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» // Социология власти – 2016 — № 5 — С. 21-23. 8. Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2019. – 96 с. 9. Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 2017. – 356 с. 10. Грани конкурентоспособности: государство, регион, предприятие, товар / Под ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: СИБПРИНТ, 2016. — 186 с. 11. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции - М.: Изд-во стандартов, 2017. – 125 с. 12. Забелин П. В. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2018. – 195 с. 13. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос ун-та, 2018. – 548 с. 14. Иванов С.В. Оценка и формирование конкурентоспособности системы управления компанией: монография. — Калининград: Аксиос, 2018. — 127 с. 15. Innovation and enterprise competitiveness / J. Krav. - Canada: IEOPP CO, 2018. - 322 p. 16. Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. — М.: Изд-во РЗИТЛП, 2016. — 149 с. 17. Котлер Ф. Маркетинг. – М.: ООО «Издательство АСТ, 2018. – 564 с. 18. Крюков А.Ф. Управление маркетингом. – М.: Кнорус, 2016. – 422 с. 19. МакароваЗ.В. Реструктуризация компании как средство повышения конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. — № 11. — 2019. — С. 24-29. 20. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики — № 1 (37) — 2016 — С. 32-35. 21. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью ее повышения / Под ред. В.А. Романова. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2016. — 158 с. 22. Минченкова О.Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. — М.: Изд-во ГУУ, 2016. — 222 с. 23. Можарова Е.Е. Совершенствование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник ГУУ. — 2017. — № 13. — С. 297-302. 24. Моисеева Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Глобус, Т. 2. – 2019. – 304 с. 25. Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. — 97 с. 26. Панько Ю.В. Особенности конкурентной среды на мезоуровне экономики // Вестник СГСЭУ. — 2017. — № 1. — С.39-42. 27. Попадюк Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. — М.: МГСУ, 2016. — 200 с. 28. Porter M. Competitive strategy: methods of analyzing industries and competitors. M.: Alpina Business Books, 2017. - 453 p. 29. Роман М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учеб.-метод. пособие. Владимир: Изд-во ВГУ, 2017. – 156 с. 30. Рубин Ю.Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция — №3 – 2017. – С. 21-25. 31. Саксонова М.Л., Набоких А.А. Формирование и развитие конкурентной среды в России // Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции «Наука-Производство-Технологии-Экология». – Киров: Изд-во КГУ, 2016. – С. 14-18. 32. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. — 162 с. 33. Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. — Воронеж: Научная книга, 2016. — 203 с. 34. Степусь А.Ф. Система обеспечения ценностной конкурентоспособности предприятия. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2018. — 227 с. 35. Сурнина Е.А., Иванова В.А. Исследование методов оценки конкурентоспособности товара и разработка модели для управления конкурентоспособностью. - Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2017. — 88 с. 36. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2018. – 311 с. 37. Шеремет, А Финансы предприятий. / А. Шеремет, Р. Сайфулин. – 3-е изд. - М.: Инфра-М, 2019. – 498 с. 38. Экономика предприятия: учебник / Под общ.ред. д-ра экон. наук, проф. С.Ф. Покропивного. – Пер. сукр.- К.: КНЭУ, 2017. – 608с. 39. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер – СПб.: Питер, 2018. – 464 с. 40. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / А. П. Градов [и др.]; ред. А. П. Градов. – СПб.: Специальная Литература, 2015. – 411 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Понятие конкурентного статуса и конкурентоспособности Конкурентный статус согласно формулировке И. Ансоффа представляет собой характеристику конкурентных позиций предприятия на рынке [2, с. 54]. Конкурентный статус отвечает на вопрос: Какова позиция предприятия на рынке по сравнению с другими конкурентами? Конкурентные преимущества позволяют ответить на вопрос: Какие факторы внешнего и внутреннего характера повлияли на возможность достижения предприятием этой позиции? [10,с. 95]. Конкурентный статус предприятия является функцией уровня его конкурентных преимуществ. Развернутую и наиболее удачную характеристику понятия «конкурентный статус» дал Метелев И.С. Под конкурентным статусом (конкурентной позицией) предприятия он понимает совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации [20,с. 33]. Для оценки уровня конкурентоспособности предприятия с позиции конкурентного статуса вполне приемлемым является подход И. Ансоффа [2, с.54]. Он определяет конкурентный статус как позицию в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке. При данном подходе, как отмечает автор, необходимо установить соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов. И. Ансофф определяет данный показатель как рентабельность капитальных стратегических вложений, откорректированную на степень «оптимальности» стратегии предприятия и степень соответствия потенциала предприятия этой оптимальной стратегии. Проблематичным, однако, является определение числовой оценки «оптимальности» стратегии предприятия и степень соответствия его потенциала этой оптимальной стратегии. «Потенциал предприятия» — многоплановое, требующее конкретизации способов его определения. Однако в работе этого автора они отсутствуют. Для определения факторов, обусловливающих выбор конкурентной стратегии (КС), и факторов возможностей И. Ансофф предлагает наборы типовых факторов и определяет характер их влияния на рост объемов производства и рентабельность функционирования предприятия. Если КС = 1, то предприятие сможет обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одним из самых экономически эффективных. Если хотя бы один из показателей конкурентного статуса равен нулю, то предприятие не получит прибыли. Автор предлагает следующие градации конкурентного статуса предприятия: • 0 < КС< 0,4 слабая позиция; • 0,5 < КС< 0,7 средняя позиция; • 0,8 < КС<1,0 сильная позиция. Конкурентный статус дает возможность получить ответы на следующие вопросы: • 1) обеспечены ли в полном объеме необходимыми ресурсами возможности предприятия для захвата лидирующих (доминирующих) позиций в отрасли или на целевом рынке; • 2) достаточно ли благоприятны и в какой мере учитываются предприятием изменяемые условия внешней среды (в качестве которой может выступать региональная ситуация) для создания и поддержания на достаточно высоком уровне конкурентоспособности предприятия [24, с.125]. Таким образом, конкурентный статус предприятия непосредственно зависит от его конкурентных преимуществ, которые в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей. Как и любая компонента системы управления конкурентоспособностью предприятия, конкурентный статус должен быть оценен количественно. Для этого необходимо располагать соответствующими методами расчета. Методы количественной оценки конкурентного статуса предприятия достаточно полно изложены в трудах Степанова Л.В. [33, с.96]. Конкурентоспособность–это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. “Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики[27, с.98]. С точки зрения Воронова Д.С., конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу [8, с. 79]. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Конкурентоспособность предприятия–это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; • вид производимого товара; • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); • лёгкость доступа на рынок; • однородность рынка; • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; • конкурентоспособность отрасли; • возможность технических новшеств в отрасли; • конкурентоспособность региона и страны[12, с.102]. Сформулируем общие принципы,которые дают конкурентные преимущества производителям: 1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела. 2. Близость предприятия к клиенту. 3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии. 4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать. 5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей. 6. Умение твёрдо стоять на своём. 7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала. 8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные. Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы[11, с.26]. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает видконкуренции самой продукции,возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре). Как известно, товар-главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления[7, с.21]. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда. Рассмотрим составляющие конкурентоспособности. 1. Трудовая этика . Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. 2. Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет. 3. Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом. 4. Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу. 5. Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику. 6. Мобильность рабочей силы.Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства. 7. Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка[30, с.22-23]. Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями. Различают следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная. Функциональная-может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному. Видовая-выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия. Предметная-как правило, между аналогичными товарами разных предприятий. Ценовая-наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка. Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности. Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Содержательная сторона сущности конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более качественного определения. Клименко Т.В. утверждает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится [16, с.23]. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Далее рассмотрим методы оценки конкурентоспособности предприятия. 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка главных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и так далее. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке [10, с.38]. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов. Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг[25, с.114]. Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. В вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано [34, с.108]. В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует, поскольку в условиях рыночной экономики оценка своих конкурентных позиций является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях: • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; • выбора контрагентов для совместной деятельности; • составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта; • осуществления инвестиционной деятельности; • осуществления государственного регулирования экономики [29, с.63]. В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке. Основной задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи. Далее будут проанализированы основные из известных методов оценки конкурентоспособности компаний, обобщены их достоинства и недостатки. Говоря о классификации существующих методов, в первую очередь отметим, что экономистами предложено огромное множество различных методик оценки конкурентоспособности предприятий (счет идет на десятки). В настоящее время в можно выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий. 1. Продуктовые методы. Продуктовые методы базируются на суждении о том, что оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность товара – тем выше конкурентоспособность предприятия. При этом для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношенияцена-качество продукции. Показатель конкурентоспособности предприятия, как правило, определяется путем нахождения средневзвешенного значения среди показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции, где в качестве весов выступают объемы реализации соответствующего вида продукции: (1) K– конкурентоспособность исследуемого предприятия; ai– удельный весi-го вида продукции в общем объеме продаж; ki– конкурентоспособностьi-го вида продукции. Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов: (2) ki– конкурентоспособностьi-го вида продукции; П– параметрический индекс; Э– экономический индекс. К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. Действительно, сложно себе представить успешное предприятие, не обладающее портфелем конкурентоспособных продуктов. К недостаткам – то, что конкурентная сила продуктов всё же не тождественна устойчивому конкурентному преимуществу предприятия, поскольку любые ценовые или качественные преимущества продукции относительно быстро копируются конкурентами и экономические выгоды от них исчезают. Также определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношенияцена-качество, не учитывающего степень её инновативности, имеющей большое значение при позиционировании продукции на рынке [32, с.75]. Однако основным недостатком данного подхода является то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как его конкурентоспособность принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Ведь конкурентоспособность продукции отражает уровень спроса на продукцию, а конкурентоспособность предприятия – уровень эффективности хозяйственной деятельности. Не случайно экономическая практика изобилует примерами того, как хозяйствующие субъекты, производящие вполне конкурентоспособную продукцию, терпят крах. Причиной этому является фундаментальное противоречие между конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособности его продукции [32, с.76]. 2. Матричные методы. В рамках стратегического менеджмента впервые была поставлена задача по оценке конкурентоспособности компании с учетом полного спектра её функций и долгосрочных целей. Первыми инструментами оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов через призму стратегического менеджмента можно признать «матричные» методы, разработанные в 1960-х гг. американскими консалтинговыми компаниями. В числе матричных моделей в первую очередь необходимо выделить разработки Бостонской консалтинговой группы (BostonConsultingGroup, далее – также БКГ), прославившейся матрицей «Относительная доля рынка» – «Темпы роста рынка». В основе методики лежат две концепции: кривой опыта (согласно которой предприятия, имеющие бoльшую долю рынка, минимизируют свои издержки), а также жизненного цикла товара (согласно которой наибольшие перспективы имеют растущие сегменты рынка). Одним из главных преимуществ модели БКГ для своего времени явилось то, что метод использует объективные индикаторы привлекательности и конкурентоспособности, уменьшая вероятность субъективизма. Матрица продуктового портфеля, предложенная БКГ, явилась существенным вкладом в инструментарий разработчика стратегии в компании, когда речь идет об оценке привлекательности видов деятельности диверсифицированной компании и подготовке общих направлений и стратегии для каждой хозяйственной единицы в портфеле. Оценка диверсифицированной группы предприятий в качестве совокупности потоков наличности и требований к наличности (нынешних и будущих) представляет собой крупный шаг вперед в понимании финансовых аспектов стратегии компании. Матрица БКГ отражает финансовое взаимодействие в рамках портфеля компании и финансовые соображения, которые следует принимать во внимание, а также поясняет, почему могут различаться приоритеты в распределении ресурсов между отдельными предприятиями компании. Она также обеспечивает хорошую основу для стратегий расширения или отказа от некоторых видов деятельности (продуктов)[35, с.26]. Несмотря на отмеченные достоинства, матрица БКГ несовершенна. К её недостаткам можно отнести то, что она главным образом основывается на концепции кривой опыта.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Экономика предприятия, 92 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg