Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой дипломного исследования были рассмотрены основные современные методики и условия организации экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Введение

Актуальность. На сегодняшний день проблема экологического воспитания актуальна. Всем понятно, что бесконтрольное разрушительное воздействие хозяйственной деятельности на среду обитания человечества может в короткие сроки превратить нашу планету в непригодную для жизни. Поэтому начинается новый этап во взаимодействии природы и общества. Происходит осознание человечеством опасности и поиск новых путей выхода из сложной экологической ситуации. Будущее покажет, удастся ли изменить характер взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы, решить проблему разрушения природы Земли [13]. В России приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией Российской Федерации (1993), Национальной доктриной развития Российского государства, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002). В данных документах актуализируется проблема создания системы всеобщего непрерывного экологического образования и определяется политика в данной сфере. Педагоги С.Д. Дерябо [11], Л.П. Молодова [27], С.Н. Николаева [30], Н.А. Рыжова [40] подчеркивали, что планету может спасти лишь деятельность человека, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, в сознании того, что человек - это всего лишь часть природы. И такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры. Младший школьный возраст, по мнению психологов Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Е.В. Субботского, П.М. Якобсона, является возрастом формирования личности, у младшего школьника начинает формироваться система мотивов, рождаются этические инстанции [14]. Психологи и педагоги И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, Н.Д. Соколова и др. едины во мнении, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения [16]. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном этапе и его практической реализации с учётом выявленных особенностей. Однако изучение состояния экологического воспитания в современной начальной школе выявило противоречие: с одной стороны – активная природа младшего школьника, его импульсивность, эмоциональность, интенсивность формирования у него наглядно-образной картины мира, с другой стороны – преобладание воздействия на интеллектуальную сферу личности ребёнка в практике экологического воспитания, что слабо влияет на воспитание отношения к природе как ценности. Кроме того, существует противоречие между продекларированным в школьных учебниках правилами экологически грамотного поведения и накоплением детьми негативного опыта собственного бездействия в ситуации обострения экологических проблем. Данное противоречие рождает проблему, заключающуюся в вопросе: как воздействовать на эмоциональную и деятельностную сферу личности ребёнка для воспитания ценностного отношения к природе. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Наилучшим средством является проектная деятельность. Ведь участники проекта становятся и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами. Однако есть основания говорить, что недостаточно полно рассматривались возможности проектной деятельности в формировании экологического воспитания младших школьников. Решение данной проблемы представлено в данной дипломной работе. Это обусловило выбор темы настоящего исследования: «Экологическое воспитание младших школьников средствами проектирования». Целью работы является выделение основных направлений использования метода проектов как способа экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Объект исследования – процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – метод проектов как способ экологического воспитания младших школьников. Гипотеза исследования – использование метода проектов является эффективным способом экологического воспитания детей младшего школьного возраста. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие «экологическое воспитание» младших школьников в свете реализации ФГОС НОО; - выявить методы и формы экологического воспитания младших школьников; - изучить содержание экологической проектной деятельности младших школьников; - разработать, апробировать и проанализировать эффективность использования метода проектов в экологическом воспитании младших школьников. Методы исследования: - изучение и анализ литературных (педагогических и методических) источников, - диагностика, - наблюдение. Практическая значимость исследования. На основе результатов экспериментального исследования разработана и апробирована методика использования проектного метода в экологическом воспитании младших школьников, эффективность которой была подтверждена экспериментальным обучением. Предложенные экологические проекты могут быть использованы в работе учителя начальных классов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7 1.1. «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 7 1.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 15 1.3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 36 2.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 44 2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. Агеева А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников. - Кемерово: Изд.обл. ИИУ, 2011 – 98 с. 2. Арипова И.К. Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе. // Молодой ученый. – 2015. - №9. – 1751 с. 3. Бекетова Т.И. Экологическое образование и воспитание учащихся// Начальная школа. - 2014. - №2. 4. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 112 с. 5. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика // Исследовательская работа школьников. – 2010. - № 3. – С. 67-68 6. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 9 – С. 20–25. 7. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. Наша планета Земля. – М.: Сфера, 2013. – 122 с. 8. Венгер, АА. Психологическое обследование младших школьников / А.А. Венгер, Г.А. Цукерман. – М., 2001. – 232 с. 9. Востриков А. А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 270 с. 10. Горбенко А.В., Довженко С.В. (ред.) Актуальные вопросы современной психологии и педагогики 2010 Часть 1 Педагогические науки / Под ред. А.В. Горбенко, С.В. Довженко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – 252 с. 11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с. 12. Дустин К.Д. Курс окружающего мира и экологические проблемы современности // Учитель. – 2014. – № 2. – С. 52-53 13. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. - М.: Ч.1 - 2014, 5-е изд. – 232с. 14. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-еизд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с. 15. Жесткова Н.С. Проведение экскурсии в лес. Слово о словах. // Начальная школа, 2011. - №7, с. 53. 16. Захлебный А.Н, Суравергина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М.: Просвещение, 2004. – 422 с. 17. Зыкова О.А. Методические рекомендации «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М.: «Элти-Кудиц», 2012. – 104 с. 18. История педагогики. /Под ред. М.В.Богуславского. – М.: Гардарики, 2007. - 432 с. 19. Камин А. Обучение через исследование // Пед. техника. – 2006. - №2. – С. 30 20. Квасцова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе. – 2013 . - №3. – С. 64-67. 21. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М., 1989. – 468 с. 22. Кочарян Л.Б. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. //Дисс. – М., 2014. — 207 с. 23. Литвинова О.В., Шенбергер И.А., Фомичёва И.Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время. – М.: Молодой ученый. – 82 с. 24. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пос. для учителя / А.В. Миронов. – М.: Баласс, 2012. – 112 с. 25. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования // Начальная школа. – 2013. - №11. – С. 36-40. 26. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учеб. пос. / А.В. Миронов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 164 с. 27. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с. 28. Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология. – Волгоград: Учитель, 2009. – 115с. 29. Муллагалиева Л.А., Файзуллина Г.Н. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами информационных технологии.// Материалы Международной заочной научно-практической конференции / ред. Ю.С. Мануйлов. – Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2013. – 288 с. 30. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с. 31. Образование и культура – ценностные ориентации будущих педагогов: Сборник материалов педагогических чтений. Сокол, 20 – 21 апреля 2010 года/ Гл. ред. Т.Ю. Егорова - Вологда, 2011. – 231 с. 32. Остапенко В.В., Остапенко И.В. Формирование экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2010. – №2. С. 54. 33. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. – 128 с. 34. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. – 2010. – № 1. – С.41-45 35. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. -N 2. - С. 3-8. 36. Плешаков АА. Окружающий мир : учеб. для общеобраз. учреждений / А.А. Плешаков. - М., 2011. 37. Постникова Е.А. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990. – 270 с. 38. Примерные программы начального общего образования; в 2-х ч. – М., 2008. 39. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. // Народное образование. – 2010. - № 8-9. – С.151-157. 40. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с. 41. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148. 42. Серебрякова Т.А.Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А.Серебрякова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с. 43. Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению// Начальная школа. – 2013. - №2. – С. 38-41 44. Толовенкова Л.С. Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций дошкольника. // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 ноября 2011 г). – Томск. ТПУ. 2011. – 392 с. 45. Турабаева Г.К. и др. Экологическое воспитание младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5 – С. 156-158 46. Ушинский К.Д. Собр. Соч. / К.Д. Ушинский. – М., 1988. 47. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации. (с изменениями на 1 февраля 2012 года). Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895864 48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. 49. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. // Начальная школа. – 2003. – № 12. – С. 36-38 50. Ярошенко И.Н. Управление экологическим образованием и исследовательской деятельностью учащихся в эколого-биологическом лицее. // Исследовательская работа школьников. – 2005. – №4. – С. 16-22.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 1.1. «Экологическое воспитание» младших школьников в свете реализации ФГОС НОО В 60-е годы ХХ столетия в России резко обострилась экологическая ситуация. Проблемы природы приобрели глобальный характер. Как следствие, возросло внимание общества к вопросам охраны окружающей среды. В XXI в. желание победить силы стихии уступило место человеческому разуму: стало очевидно, что природу надо беречь и рационально использовать её ресурсы. Экология (от греческого olkos –местопребывание и logos – слово) – это наука об отношениях растительного и животного мира и образуемых ими между собой сообществ и сообщества с окружающей средой. Экология - наука относительно молодая, но корнями она уходит вглубь на несколько веков. Проблема экологического воспитания волновала европейских педагогов и просветителей еще в XVII-XVIII вв., хотя терминов «экология» и «экологическое воспитание» в то время не существовало. Классическая педагогика утверждала, что чем раньше начинать приобщать детей к природе, тем богаче будет их жизненный опыт. Я.А. Коменский в XVII в. говорил, что усвоение людьми информации происходит легче всего и лучше в детском возрасте. В своём труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский вывел из законов природы законы воспитания и обучения, отметив, что образование наибольшую пользу приносит в раннем возрасте. В этот период детям легче привить полезные идеи, а также исправить имеющиеся недостатки. Я.А. Коменскиим выведено экологическое положение о взаимозависимости природы и человека, об их неразрывности, и доказано, что в человеческом обществе все процессы протекают подобно природным процессам [18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg