Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность

one_butterfly 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере реализации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, которые связаны с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. Целью исследования является всестороннее и комплексное исследование института прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - изучитьпонятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативо- розыскную деятельность; - исследоватьполномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность; Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные и честно-научные методы познания, в частности: исторический, системный, формально-логический, метод сравнительного анализа, технико-юридический. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы уголовного права и процесса, в частности, посвященные проблематике осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативо- розыскную деятельность. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что выводы, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в квалификационной практике. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, одной главы, двух параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы.
Введение

Актуальность темы курсовой работы. Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора. К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение ослабляет действенность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исключает его из состава приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым, дезориентируя прокурора. Этому же способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием. Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры всё болееактуальнойстановится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор. Степень научной разработанности темы курсовой работы. Научную основу составили фундаментальные труды В.Н. Осипкина, В.И. Капканова,А.Б.Соловьева, В.Ф, Крюкова, В.Г. Даева, Т.А. Фроловой, А.В. Трикс, М.Н. Маршунова и других.
Содержание

Введение 3 1 Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность: общие положения 6 1.1 Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативо- розыскную деятельность 6 1.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность 12 Заключение Список использованных источников и литературы 35
Список литературы

I.Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021). 2. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (с посл. изм. и доп. от 24 февраля 2021 г. № 481-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовойинформации[ Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/(дата обращения: 01.03.2021). 3. Уголовно-исполнительный кодекс РоссийскойФедерации от 8 января 1997 №1-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2020 г. № 381-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 01.03.2021). 4. Уголовно-процессульный кодекс РоссийскойФедерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (с посл. изм. и доп. от 07 марта 2021 г. № 493-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовойинформации[ Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/(дата обращения: 09.03.2021). 5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2201-1- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (c посл. изм. и доп. от 30.12.2020 № 490- ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронныйресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 6. Федеральный закон от 05 июля 1992 № 144- ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (c посл. изм. и доп. от 20.12.2020 № 550-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 7. Федеральный закон от 03 апреля 1995 № 40- ФЗ«Об Об органах федеральной службы безопасности » (c посл. изм. и доп. от 09.11.2020 № 631-ФЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 8. Федеральный закон от 27 мая 1996 № 57- ФЗ«О государственной охране» (c посл. изм. и доп. от 01.04.2020 № 92-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 9. Федеральный закон от 21 июля 1993 № 5485-1 – ФЗ «О государственной тайне» (c посл. изм. и доп. от 29.07.2018 № 231-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 10. Федеральный закон от 21 июля 1993 № 5485-1 – ФЗ «О государственной тайне» (c посл. изм. и доп. от 29.07.2018 № 231-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). 11. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2020 № 451 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (с посл. изм. и доп. от 27.12.2019 № 541) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021). II. Специальная литература 1. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 209. С. 303. 2. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2018. № 10. С.12-15. 3. Капканов В.И. Проблемы осуществления надзора за оперативно- розыскной деятельности // Адвокат. 2019. № 9. С. 24-28. 4. Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2018. № 6. С. 23-27. 5. Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры РФ // Подготовлен для системы Консультант плюс. 2018. № 19. С. 25-29. 6. Осипкин В.Н. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры Российской Федерации. СПб., 2019. № 3. С. 34-40. 7. Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб., 2019. № 3. С. 34-40. 8. Соловьев А.Б., Токарева М.Е, Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2019. 258 с. 9. Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2019. 144 с. 10. Фролова Т.А. Порядок проверки судом допустимости результатов ОРД и доказательств, сформированных на их основе // Уголовный процесс. 2018. № 1. С. 30-35.
Отрывок из работы

1 Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность: общие положения 1.1 Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативо- розыскную деятельность В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов: 1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления; 2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий». Таким образом, в приказе конкретизированы права и свободы человека и гражданина, которые могут нарушаться в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок: а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом; е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища; и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Помимо перечисленного выше, в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений. Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон обОРД) позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений: - о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10); - о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15); - о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (ст. 11); - об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5); - о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12). Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища. В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора необходимо, это обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации . Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом. Так, провозглашая право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона Об ОРД, но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда. Обязанность прокурора в этой сфере – осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений – принимать меры, в пределах своей компетенции, по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами . Прокурорский надзор за ОРД должен: - способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; - содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), разрешенных Законом об ОРД; - содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам. Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности предполагает, прежде всего, знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 1 определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств . Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об ОРД. Одна из задач прокурорского надзора состоит в выявлении и предупреждении случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, и в слежении за тем, чтобы оперативно-розыскные органы действовали в пределах своей компетенции. Наибольший объем в работе прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий . Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется общими и специальными правилами, свойственными только конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных законом, и возможность применения технических и других средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД). К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит: - наличие возбужденного уголовного дела; - ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточное данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; - поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве; - запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; - запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 ФЗ Об ОРД) . Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом. Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств. Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца . Таким образом, сущность прокурорского надзора характеризуется рядом признаков: 1. Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение органами, осуществляющими ОРД прав и законных интересов граждан на личную свободу, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и других прав, ограничение которых допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, а также уголовно-процессуальным и другим законодательством.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
570 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
956 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg