Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культура как объект государственного управления.

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Объектом курсовой работы является культура как общественное явление и объект государственного управления. Предметом курсовой работы является государственное управление в сфере культуры и искусства. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить и проанализировать организацию государственного управления в сфере культуры. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: - рассмотреть культуру как объект государственного управления; - изучить становление системы государственного управления в области культуры; - расписать современную систему государственного управления в области культуры.
Введение

Культурное наследие Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культура (от лат. cultura - возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) имеет много разных определений. Но, говоря, о культуре как об объекте управления со стороны государства, следует сказать, что это огромный исторический пласт наследия и развития именно духовной сферы страны. Культура как сложное социальное явление представляет собой ценностно-нормативный механизм социальных взаимодействий, который важнейшей своей задачей считает обеспечение целостности общества и социальный порядок. Следовательно, культуру можно назвать зеркалом социума, где отражается развитие и особенности целой нации. Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выбранного плана во благо общества и укреплению государства. Развитие культуры напрямую связано с социальным развитием нашей страны. Поэтому здесь важна особая политика государства, направленная на создание условий, которые смогут обеспечить достойную жизнь и развитие граждан России. Осознавая всю важность развития культуры, перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социально - культурной сфере так, чтобы обеспечить коммуникативную достоверность и охрану информации о культурной жизни страны. Оценивая состояние и степень разработанности темы курсовой, стоит отметить, что к вопросам управления в сфере культуры обращалось большое количество ученых, вследствие чего довольно обширно представлена литература, касательно исследуемого вопроса.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...…................3 1. Культура как объект государственного управления………………………………5 2. Становление системы государственного управления в области культуры……………………………………………………………………………….11 3. Современная система государственного управления в области культуры……………………………………………………………………………….16 3.1 Структура органов управления в сфере культуры……………………………...16 3.2 Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры……………………………………………...…23 Заключение………………………………………………………………………….…28 Список использованной литературы………………………………..……………….30
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС КонсультантПлюс. 2. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О национально-культурной автономии" 3. Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О народных художественных промыслах" 4. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" / СПС КонсультантПлюс. 5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) 6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017) / СПС КонсультантПлюс. 7. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 (ред. от 13.03.2017) "О Министерстве культуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве культуры Российской Федерации") / СПС КонсультантПлюс. 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") / СПС КонсультантПлюс. 9. Решение Городской Думы г. Таганрога от 25.05. 2006 №251 Об утверждении Положения «Об Отделе культуры г. Таганрога». Литература 10. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления: учебная и справочная литература – Москва, 2013. – 98 с. 11. Глущенко Р.В. Особенности публичного управления в сфере культуры / Р.В. Глущенко // Вестник ТГУ. - 2014. - № 380. - С. 150-153. 12. Горушкина С.Н. Управление культурными процессами// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2013 - №3 - С.69 13. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М.: ИД «Форум» : Инфра-М, 2010 г. – 480 с. 14. Игнатьева Е. Л. Инструменты и механизмы внедрения новых типов государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 9. - С.5-12. 15. Нагорная В.А. Специфика государственного управления сферой культуры / В.А. Нагорная // ADVANCES IN CURRENT. – 2013. - № 2. – С. 112. 16. Нестеренко, Е.И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 296 c. 17. Матецкая М. В., Дедова М. А. Актуальные подходы к оценке прямых и косвенных эффектов культурных событии // Журнал новой экономической ассоциации. - 2014. - №24. - С. 190-194. 18. Смаргович И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГУКИ, 2013. - 172 с. 19. Третьяков Б.В. Государственное управление: учебное пособие / Б.В. Третьяков.–М.: Наука и экономика, 2013. -495 с. 20. Фурсов А.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для ВУЗов/ А.А. Фурсов. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 341 с. 21. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юрист, 2013. – 320 с. Электронные ресурсы 22. Министерство культуры Российской Федерации, официальный сайт URL: https://www.mkrf.ru/ (дата обращения 02.11.2017) 23. Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 02.11.2017) 24. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, официальный сайт URL:: http://rosohrancult.ru/ (дата обращения 02.11.2017)
Отрывок из работы

1. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В дальнейшем этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание человека». Уже Цицерона использует термин «культура» в понимании интеллектуальной деятельности. Культуре в этом смысле стали противопоставляться понятия безкультурья, дикарства, варварства. В Толковом словаре русского языка В. Даля сказано, что «культура – обработка и уход, возделывание, возделка, образование умственное и нравственное». В ходе исторического развития это понятие претерпевало сложную эволюцию. В противоположность однозначным определениям культуры как системы, которая упорядочивает чувства и идеи, или как «экрана» знаний, «приемника» поступающей информации, современная наука представляет культуру как деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которой является постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех человеческих сил. Слово «культура» люди употребляют по самым разнообразным причинам и поводам. Восхищаясь актёрским талантом, мы говорим о высокой культуре исполнения, картофель называем плодоносной сельскохозяйственной культурой, а юношу, который любезно уступил место в общественном транспорте, признаём образцом культурного поведения. Многим культура видится чем-то вроде системы правил, начиная от правильной разговорной речи до правил поведения за столом, т.е. ассоциируется с этикетом . Очень и очень часто слово «культура» можно встретить в публицистических статьях и средствах массовой информации, где она обычно обозначает что-то положительное, но довольно неопределённое. Часто его относят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом делят на части. Это одновременно и верно, и не верно, потому как всё вышеперечисленное действительно является культурой, но ни одно из данных явлений не охватывает культуру в целом. Потому что именно понятие культуры, которое так часто употребляется и считается привычным, понятным и несложным, вызывает серьёзные трудности при попытке его определить. Понятие культуры является широким и многогранным, оно заключает в себе огромное множество совершенно разнородных составляющих. Можно сказать, что культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества, и выражение отношений между как между конкретными людьми, так и в обществе в целом. Культура — это огромная лаборатория, в которой создаётся масштабная система ценностей, сходятся воедино величайшие человеческие достижения в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики со стародавних времён до наших дней. Поэтому не следует воспринимать всю культуры в целом в узком смысле слова, как что-то второстепенное, связанное только с искусством или отдыхом и развлечением. Культура находится в центре человеческой жизни, выполняя своё историческое предназначение, укрепляя веру человека в себя, в силу своего духа, наполняя его любовью к жизни и способности мужественно преодолевать жизненные сложности. Сегодня понятие «культура» является частью такой совокупности отраслей народного хозяйства как социальная сфера . Социальная сфера приобретает огромное значение в современном мире. И культура оказывает непосредственное влияние на духовный потенциал общества. Развитие культуры как отрасли народного хозяйства выражается в таких показателях, как число профессиональных театров, музеев, учреждений клубно-культурного типа, цирков, масштабных конкурсных проектов, количества массовых библиотек. У культурной сферы нет определенных жестоких временных и пространственных рамок. Ее существование происходит в единстве с прочими сферами общества: политической и материально-производственной. Несмотря на положительную взаимозависимость всех сфер общества, существенные изменения культуры не всегда объясняются социальными причинами. К примеру, рассматривая культурологические научные работы, все еще не удалось четко аргументировать тот факт, что культура продолжала развиваться даже в самые суровые периоды эпохи. Так, она развивалась и в условиях рабовладельческого строя, и в годы тоталитарных режимов, и во времена диктатур. Культура, будучи продуктом общественной практики и жизнедеятельности, оказывает сильное влияние на людей. Люди не просто создают объекты культурной сферы, они также овладевают знаниями, т.е. занимаются изучением и освоением своей культуры. Сфера культуры в свою очередь представляет собой упорядоченное, самобытное единство по сути. Процессы развития и функционирования культурной сферы во многом обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах управления искусством и культурой. Человеческий фактор, несомненно, - это компонент культурной сферы. При этом состояние здоровья нации, ее интеллектуальный потенциал, накопление ее личных моральных ценностей будут оценкой функционирования культурной сферы, а место индивида в структуре культуры – показателем потенциальных возможностей ее общественного воспроизводства . Общество создает и регулирует способы и формы передачи культурных ценностей. С течением времени происходит не только овладение уже полученными знаниями, но и дальнейшее развитие, совершенствование и охрана продуктов культуры. Основополагающий субъект культуры – личность, раскрывающая в себе все ее проявления. Люди, безусловно, сами творят свою культуру, но становление личности есть результат культурных эволюционных этапов социума. Таким образом, выходит, что культура создает человека под «надзором» общества. Эмоциональное поведение личности формируется в ходе его инкультурации, то есть с вовлечением в функционирование культурной сферы. Современные научные исследования в сфере развития государства говорят о том, что набирающие популярность рыночные отношения в РФ, также, как и в других странах с транзитной экономикой, требуют усиления участия государства в развитии социальной сферы, составляющей частью которой является культура. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отводит особую роль в условиях качественного перехода на инноваций эффективной культурной политике, направленной на сохранение нации, а главным образом ее культурного наследия. Также культура России, по Концепции развития страны, есть определяющий фактор роста человеческого потенциала . Указанная стратегическая парадигма культурной политики исходит из того, что единая нация может получить социально-экономическую силу только через интеграцию населения страны на базе российской культуры посредством доступности к культурным ценностям для каждого субъекта культуры. Давая оценку развития культурной сферы в России, стоит сказать, что наблюдается ее спад за последнее время в качестве участника рыночных отношений. Объяснением этому является ряд причин. Первое, это неэффективное использование средств бюджета, которые выделяются для развития культурной сферы. Второе, не обозначены основные приоритетные направления. Большое влияние на развитие культурной сферы имеют имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственного партнерства, меценатства и благотворительности для культуры. В настоящее время, когда страна вступила в реализацию новой экономической модели, развития отраслей культуры характеризуется, прежде всего, переходом от традиционной сферы культуры к так называемой культурной индустрии. Несомненно, подобный процесс продиктован изменением жизненного уклада за счет инновационных технологий, резкий ростом нематериальных благ в структуре потребления, которыми являются, например, медиапотребления. Рассматривая культуру как сферу потребления в прямой зависимости от экономики, следует отметить, что за отрезок времени 2002-2009 гг. количество театров, библиотек и музеев, а также учреждений культуры и досуга не стало меньше от объема ВВП, поэтому, непозволительно сделать вывод о существовании статистической зависимости от экономического состояния страны. Наоборот, выходит, что кризис 2008-2009 гг. почти не сыграл негативной роли в динамике количества учреждений культуры и искусства, а также в активности их посещаемости, исключением становятся только кинотеатры . Таким образом, выходит, что динамика числа учреждений культуры, соответственно, и развития культурной сферы в России определяется иными причинами, независимыми от роста экономического фактора. В первую очередь, следует обратить внимание на объемы государственных инвестиций в развитие культуры и искусства. По данным статистики в России за период с 1990-2009 гг. общее количество различного рода библиотек сократилось на 24,7 %, а число зарегистрированных пользователей - на 27 % . Современное развитие культурной сферы можно выразить в изменении системы бюджетного финансирования и расширении сферы применения различных федеральных целевых программ, направленных на улучшения культурного сектора и в том, что для культурной сферы стало преимущественно новым наличие развитой конкуренции в творческих и особенно зрелищных отраслях, таких как театр, цирк, музыкальное искусство. Стоит отметить, что развитие культурной сферы в масштабах всей страны происходит неравномерно из-за значительного отличного социально-экономического развития регионов. Поэтому крупные инвесторы и субъекты малого и среднего бизнеса не вкладывают средства в организации и учреждения культуры. Все вышеперечисленные факторы в совокупности ведут к возможному резкому падению конкурентоспособности отдельных отраслей культуры, к нерациональному распределению государственных бюджетных средств, к ухудшению качества товара на рынке культуры и искусства. Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время сфера культуры не входит в список ключевых приоритетов государственной социальной политики, что ведет к сокращению бюджетных инвестиций в развитие производства в сфере культуры и искусства. На сегодняшний день государственные инвестиции направлены только на обеспечение основной и текущей деятельности культурной сферы, которые необходимы для поддержания культурного наследия. В такой ситуации сложно говорить о полноценном развитии культурной сферы. Надежнее и выгоднее для инвесторов сегодня будут государственные гарантии, которые обеспечивают не только обязанность, но и особую имущественную надежность. Инновационный курс развития России в сфере культуры и досуга остается в будущем. В таком случае растущее значение начинают приобретать такие вопросы, как методологическое обеспечение взаимодействия отраслей культуры и искусства с экономической и политической жизнью стран, как в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Важную роль, несомненно, играет национальная культурная политика государства, которая бы поставила культуру на путь престижной отрасли социально-культурной сферы. Конечно, развитие интереса граждан к отраслям культуры будет значительно выше, если государство сможет разработать необходимую поддержку, обеспечить возможностью ступить на путь инноваций и объединения с другими отраслями народного хозяйства. 2. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Система советского государственного управления в области культуры стала закладываться уже в первые послеоктябрьские дни на основе программных положений о народном просвещении, выработанных большевистской партией еще до революции, и того опыта культурно-просветительной и пропагандистской работы, который имелся тогда у партии. Во главе управления отдельными отраслями государственной деятельности были назначены комиссии, председатели которых - народные комиссары - образовали новое, рабочее и крестьянское Советское правительство: Совет Народных Комиссаров. 9 ноября 1917 г. был издан декрет Совнаркома "Об учреждении государственной комиссии по просвещению". Ей было поручено: "...дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной властью". Изначально предполагалось, что школьное дело будет передано органам местного самоуправления, а работа классовых культурно-просветительных организаций будет автономна как в отношении к государственному центру, так и в отношении к муниципальным органам. Поэтому предполагалось, что Государственная комиссия станет координирующим органом переходного характера, куда планировалось ввести как лиц назначаемых, так и делегированных от общественных организаций. Бывшее Министерство народного просвещения и его органы на местах должны были "играть роль исполнительного аппарата при Государственной комиссии по народному просвещению" . По прошествии нескольких дней после опубликования декрета выяснилась, что реализация его невозможна в привлечения кадров старого аппарата из-за массового саботажа буржуазной интеллигенции. Не удалось также провести широкое представительство в Комиссии общественных организаций, т.к. часть из них, например, Всероссийский учительский союз и ряд других, заняли антисоветскую позицию, а советские демократические организации только разворачивали свою деятельность. Поэтому Государственная комиссия по просвещению начала свою работу в очень ограниченном составе. Ее члены организовывали новый аппарат - Народный комиссариат просвещения и становились первыми руководителями его отделов. 18 июля 1918 г. Совнаркомом было принято "Положение об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике", которое определяло систему органов в области культуры. Государственная комиссия по просвещению должна была руководить просвещением, решать вопросы принципиального характера, вырабатывать единые для всей Советской республики основы народного образования - план организации и принципы народного образования, объединение просветительной работы на местах, составление общегосударственной сметы и распределение средств, выделяемых для просветительских нужд республики и т.п. Именно поэтому, Государственная комиссия считалась высшей в стране инстанцией по решению всех возникающих проблем в области просвещения, а формировавшийся Наркомпросс должен был стать в этой области высшим исполнительным органом . В организационном отношении и практической деятельности они были тесно связаны. В полном составе Комиссия никогда не собиралась, основой ее были нарком и члены коллегии Наркомпроса, все заведующие отделами. На заседаниях Комиссии решались как большие принципиальные вопросы, входившие в ее компетенцию, так и масса практических дел, подлежащих ведению коллегии Наркомпроса и его отделов. В связи с этим деятельность коллегии Наркомпроса и Комиссии постепенно сливалась и к 1919 г. они окончательно объединились. Руководствуясь теоретическими положениями марксизма-ленинизма о значении культуры в жизни общества, о критическом использовании культурного наследства прошлых эпох и формировании социалистической культуры, Коммунистическая партия, Советское правительство установили направление и характер политики в области культурного строительства в республике. При этом Коммунистическая партия и Советское правительство исходили из принципиального положения марксизма-ленинизма о приобщении к культуре самых широких масс, трудящихся как необходимом условии построения нового, социалистического общества. Культурное строительство осуществлялось в Советской России в интересах рабоче-крестьянских масс и служило целям построения социализма. Такое развитие культуры обеспечивалось идейным руководством Коммунистической партии. Этим обусловливалось и создание Наркомпроса как единого центра и подбор его руководящих кадров, которые на 77% были коммунистами или людьми, близкими к Коммунистической партии. Наркомпросс, как и все органы рабоче-крестьянской власти, строился при широком привлечении трудящихся к управлению, к созиданию социалистической культуры. Государственная комиссия по просвещению и Наркомпрос создавались для того, чтобы "образовать из себя идейное ядро, вокруг которого сплачивались бы все работающие в этой области; сплачивались бы пролетариат и крестьянство, жаждущие просвещения". Поставленная Б.И.Лениным задача "соединения всего опыта и знания, которые представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работою широких слоев трудящихся масс", нашла свое отражение в принципах строительства центрального аппарата по руководству культурой, в выработке основных методов его деятельности: отчеты о работе Наркомпроса на митингах трудящихся апелляция к общественности через органы печати, обсуждение на ее страницах важнейших законопроектов по вопросам культуры, создание при Государственной комиссии и Наркомате совещательных органов, представлявших различные слои населения. В советские времена государственное управление культурой продолжительное время регулировалось системой, в которой культуру и искусство полагали идеологическими инструментами, призванными пропагандировать и реализовывать коммунистические идеалы, чем и определялись основные принципы данной системы: жесткая централизация в вопросах формирования материального обеспечения, оценки деятельности учреждений культуры; многоступенчатая цензура, ограничение хозяйственной самостоятельности предприятий и др. Система государственного управления возглавлялась Министерством культуры СССР. Далее шли министерства культуры союзных республик, которые находились в двойном подчинении. Например, Министерство культуры РСФСР было в подчинении одновременно Министерства культуры СССР и Совета Министров РСФСР. Принцип двойного подчинения охватывал и последующие уровни управления: управления культуры областей и краев в РСФСР и министерства культуры автономных республик подчинялись своим советам министров либо исполкомам и одновременно Министерству культуры РСФСР. И т.д. – вплоть до районных отделов культуры. Эффективным управление культурой полагали при наличии способности учреждений в быстром режиме реагировать на указания, идущие «сверху» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Культурология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Культурология, 24 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Культурология, 27 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Культурология, 37 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg