Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ

Конкурентоспособность российских товаропроизводителей на международных рынках

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Целью данного исследования является определение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на международных рынках. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентоспособности; 2. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность стран на мировом рынке; 3. Провести анализ конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке; 4. Предложить мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности России в условиях коронавирусной пандемии. Объектом исследования является конкурентоспособность РФ и её развитие на мировом рынке. Предметом исследования выступают экономические отношения субъектов в процессе развития конкурентоспособности РФ на мировом рынке. Теоретической и методологической базой исследования послужили положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, материалы научно-практических конференций, периодической печати. В процессе работы применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, экономико-математический. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованных источников. Первая глава курсовой работы несет в себе информацию о понятие и сущность конкурентоспособности, а также основных показателях конкурентоспособности и факторах на нее влияющих. Во второй главе работы представлен анализ конкурентоспособности России на мировом рынке, изучен зарубежный опыт по развитию конкурентоспособности страны. В заключении работы, представлены краткие выводы и предложены пути повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Введение

Актуальность темы работы связана с тем, что конкурентоспособность экономики страны определяется, как возможность этой страны участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные секции на мировых рынках, производить продукцию, которая соответствует мировым образцам. Важными факторами данного процесса являются: технико-экономический уровень производства в стране, величина издержек производства, качество производимых товаров, развитость инфраструктуры, наличие абсолютных и относительных преимуществ. Конкуренция – это один из главных регуляторов рыночной экономики. Именно она обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации, проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Основа конкурентоспособной экономики – конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 5 1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности 5 1.2 Конкурентоспособность предприятий и их продукции 8 1.3 Анализ особенностей взаимодействия товаропроизводителей в РФ 13 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 17 2.1 Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке 17 2.2 Анализ деятельности российских товаропроизводителей на мировом рынке 21 2.3 Мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности РФ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Список литературы

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2016. 2. Аксенов В. Интеграционное противоборство в условиях коронавирусной инфекции . // Независимая газета, № 54, 2020. 3. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: [Электронный ресурс] [ электронный учебник / В. И. Беляев. - М.: КноРус, 2018. 4. Дергачев, В.А. Глобалистика: Учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Дергачев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 303 с. 5. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2016. 6. Иголкин А.А., МотылевВ.В. Международное разделение тру¬да: модели, тенденции, прогнозы. — М.: Междунар. отношения, 2007. 7. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - №6(26). 4. - С.64-65. 8. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. // Экономист, № 1, 2015. 9. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Про¬гресс, 20161. 10. Макроэкономика. Агапова Т.А. Серегина С.Ф., Москва 2019 11. Макроэкономика. Европейский текст. М. Бурда, Ч. Виплош, г. С.-Петербург, «Судостроение», 2017 12. Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - №2 (52). - 13. Международные экономические отношения, учебник, /Под ред. Рыбалкина В.Е., Москва 2017 14. Михеев В. Россия в мировой экономике. //Журнал «Pro et Contra», № 2, 2013. 15. Обзор и статистика внешней торговли России // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia 16. Основы менеджмента: учебник для вузов / Березкина Т. Е. [и др.] ; под ред. Д. Д. Вачугова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2015. 17. Петро, Мишель «Международные экономические валютные и динамические отношения», перевод с французского, М., Прогресс, 2014г.; 18. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 2018 19. Постоленко М.Л. «Практика внешнеэкономической деятельности», М., 2019 г.; 20. Постоленко М.Л. «Практика внешнеэкономической деятельности», М., 2017 г.; 21. СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи // Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article106993.html
Отрывок из работы

1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. «Конкурентоспособность страны - это, прежде всего, способность национальных производителей продавать свои товары. Способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства ». Чтобы понять сущность конкурентоспособности, необходимо понять рынок, как всеобщую экономическую систему, состоящую из чреды функционально однородных объектов и среды, окружающей их, роль которой заключается в создании требований указанных объектов . Требования среды, и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющихразличный экономический смысл. Каждый объект стремится достичь наилучшего результата операции, представленной потребителем . Рассматривая конкурентоспособность как экономическую категорию, нужно сказать, что она раскрывает ситуацию, которая включает проектные, производственные, потребительские и распределительные стороны результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность свойственна всем элементам экономической системы. Она выражается в борьбе, итогом которой должен стать передел рынка в свою пользу . Анализ многочисленных популярных определений конкурентоспособности дает возможность интегрировать важные моменты, дающие комплексное понятие и определение его места среди других экономических категорий: Во-первых, конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя; Во-вторых, структура требований и их приоритет зависит от вида производимой продукции и типа ее потребителя; В-третьих, конкурентоспособность как экономическая категория рассматривается в отношении конкретного рынка и конкретного аналога; Конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого - в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников. В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество. Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать постоянные и переменные издержки производства, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента. Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции. Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка - недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п. С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей. Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. 1.2 Конкурентоспособность предприятий и их продукции Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и реагировать на происходящие изменения в поведении покупателей или потребителей. Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов, включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности . Разнообразными могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества. Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность товара - это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и др. Однако конкурентоспособность товара на рынке - это не только его высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное - максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей. Конкурентоспособность товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне. Несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие конкурентоспособность существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью конкурентоспособность товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то конкурентоспособность товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов. Конкурентоспособность товара, т.е. возможность коммерчески выгодного его сбыта на конкурентном рынке, можно определить, только сравнивая товар с конкурентами-аналогами. Конкурентоспособность - понятие относительное, четко соотносящееся с конкретным (целевым) рынком и временем продажи. Поскольку каждый покупатель имеет индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Этим, однако, не исчерпывается понятие конкурентоспособности. Число ее параметров зависит от вида и сложности продукта в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Особое место в обеспечении и поддержании конкурентоспособности товара занимает сервис - при его отсутствии товар теряет потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается потребителем. Напротив, хорошо отлаженный сервис, во-первых, помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров, во-вторых, повышает конкурентоспособность товара, в-третьих, сам по себе является довольно прибыльным делом, в-четвертых, - это непременное условие высокого авторитета (имиджа) товаропроизводителя. Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить его невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним продуктом. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров продукта, сколько снижению цены его потребления - как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становится решающим для коммерческого успеха нового товара, хотя он продается по существенно более высокой цене. Особое внимание при разработке стратегий конкурентоспособности уделяется созданию конкурентных преимуществ (желательно подавляющих) Другое важное направление в стратегии конкурентоспособности - достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. Существенное внимание уделяется фактору транспортных издержек, которые в совокупных издержках могут составить (в зависимости от вида товара) 10-50% и более. Стратегия повышения конкурентоспособности фирмы обязательно должна учитывать уровень конкурентоспособности страны в соответствующих областях, прямо или косвенно воздействующих на конкурентоспособность предприятий. Качество, как и его понятие, прошло долгий путь в своем развитии. Оно развивалось одновременно с развитием множества общественных потребностей и возрастанием возможностей общества по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа продукта труда как такового, а то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть продукты, способ потребления, конструкция, назначение которых различны. Один и тот же продукт может обладать множеством разных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных товаров, поэтому с экономической точки зрения качество товара - характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как набор полезных свойств продукта труда, и только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности удовлетворять эту потребность, характеризуется и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности. Конкурентоспособность товара определяется в отличие от качества совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют явный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной конкретной потребности прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу сказанного товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в сравнительно широком диапазоне, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, воздействие рекламы и другие, внешние по отношению к данному товару факторы. Качество - это главный фактор конкурентоспособности товара. Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как товар высокого качества - это высоко-конкурентный товар. 1.3 Анализ особенностей взаимодействия товаропроизводителей в РФ Чтобы войти в число стран - ведущих производителей электроники, в т.ч. и оборудования для сотовой связи, развитие электронной отрасли России должно опираться на следующие принципы: [8, с.65] 1)Увеличивать конкуренцию, как главный стимул и необходимое условие для инновационного роста и повышения производительности труда Стратегия должна помогать росту соперничества отечественных фирм с зарубежными и увеличению конкуренции внутри отрасли. Рост конкуренции требует участия государства и регулирования рынков, особенно в тех случаях, когда уровень конкуренции снижается из-за подавляющего превосходства одной или нескольких фирм. 2)Предоставлять равные возможности для частных, государственных и других предприятий независимо от состава собственников и доли государства 3) Чтобы обеспечить конкурентоспособность электронной отрасли России на международном рынке Стратегия должна создавать одинаково привлекательные условия для всех компаний 4) Привлекать и развивать лучшие человеческие ресурсы. Заинтересовывать подготовленных, активных людей, которые являются главным ресурсом электронной области. 5)Увеличивать соперничество внутри отрасли, межотраслевую и мировую кооперацию, посредством мирового сотрудничества внутри отрасли между отечественными разработчиками и производителями электронной аппаратуры, технологии, их компонентов, программного обеспечения. 6)Рост стратегических, с точки зрения обеспечения государственной безопасности коммуникационных и навигационных систем. Для оценки стадии развития национальной конкурентоспособности страны используются следующие показатели: 1) характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста; 2) характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности трудa, заработной платы, личного дохода); 3) расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов); 4) характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП); 5) инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП). В свою очередь Всемирный банк оценивает национальную конкурентоспособность на мировом рынке по 8 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов): 1) политический риск (возврат денег); 2) экономические перспективы; 3) внешняя задолженность; 4) долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга; 5) кредитный рейтинг (рейтинг платежеспособности по кредитным долгам) 6) доступ к банковским ресурсам; 7) доступ к рынкам капитала; 8) предоставление форфейтинговых услуг. Исходя из оценки каждого критерия, конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле 1: 100 баллов.(1) Также, Фатхутдинов Р.А. предлагает формулу 2 для оценки конкурентоспособности страны: , (2) где: bi - значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0); кi - конкурентоспособность фактора (Kj = Пi / Пнi); Пi - абсолютное значение; Пнi - нормативное значение фактора. Таким образом, в современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя). 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 2.1 Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке Анализ конкурентоспособности России является важныминструментом для выявления проблем, дальнейшего прогнозирования и разработки стратегии по усовершенствованию социально-экономической политики. В данной главе будет проведенаоценка конкурентоспособности РФ на основе доклада оглобальной конкурентоспособности, составленного Всемирным экономическим форумом (далее ВЭФ), а также рассмотрение показателей, по которым рассчитан индекс конкурентоспособности и их динамика. Рейтинг ВЭФ дает наглядное представление о состоянии экономики, конкурентных преимуществах, а также результатах экономических роста и развития в условиях постоянного изменения влияния внешних и внутренних факторов. Согласно отчету Всемирного экономического форума «О глобальной конкурентоспособности» за последние несколько лет, российская экономика продемонстрировала рост национального конкурентного рейтинга и заняла 38-е место среди 137 в 2018 году (Таблица 1). Таблицa 1 - Рейтинг ВЭФ «Oглoбaльнoй кoнкурентoспoсoбнoсти» 2013-2018 гг. Показатели 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 А 1 2 3 4 5 6 Место в рейтинге ВЭФ 67 64 53 45 43 38 Субиндексы Факторы эффективности: 54 51 41 40 38 38 1.Высшее образование и профессиональная подготовка 52 47 39 38 32 32 2.Эффективность товарных рынков 134 126 99 92 87 80 3.Эффективность рынка труда 84 72 45 50 49 60 А 1 2 3 4 5 6 4.Развитость финансового рынка 130 121 110 95 108 107 5.Технологический уровень 57 59 59 60 62 57 6.Размера рынка 7 7 7 6 6 6 Базовые условия: 53 47 44 47 59 48 1.Институты 133 121 97 100 88 83 2.Инфраструктура 47 45 39 35 35 35 3.Макроэкономическая среда 22 19 31 40 91 53 4.Здравоохранение и начальное образование 65 71 56 56 62 54 Факторы инноваций: 108 99 75 76 66 57 1.Развитость бизнеса 119 107 86 80 72 71 2.Инновации 85 78 65 68 56 49 Рассматриваемый период (6 лет) показывает, что экoномика РФ знaчительно пoднялась в рейтинге с 67-го местa в 2013 г. дo 38-гo в 2018 г. зa счет положительных изменений бoльшинства пoказателей, в особенности в факторах иннoваций. В 2018 г. наблюдаются значительные изменения в таких направлениях национальной экономики, как: 1) «технологический уровень» в 2019 г. по отношению к 2018г. сократился с 62 до 57; 2) «эффективность товарных рынков», в свою очередь, на протяжении всего исследуемого периода сокращалась и к 2019 г. достигла показателя равного 80; 3) «макроэкономическая среда»в 2019 г. по отношению к предыдущему году понизилась на 38; 4) направление «здравоохранение и начальное образование»также характеризуется положительной динамикой, от 62 в 2018 г. до 54 в 2019 г.; 5) направление «инновации» показал отклонение в 7. Единственным показателем имеющим отрицательную динамику является «эффективность рынка труда» (+11). Данные изменения обусловлены ухудшением следующих пунктов: «Гибкость определения заработной платы»,«Оплата и продуктивность», «Опора на профессиональное управление». До распада Советского Союза тема конкурентоспособности национальной экономики не получила должного внимания. Причина в том, что СССР почти полностью был отстранен от мирового хозяйства. В результате страна демонстрировала отставание от ведущих стран пo производительности труда (менее чем в 5 раз), фондooтдаче (менее чем в 2 раза) и затратам на потребление энергии (более чем в 3 раза). Таким образом, СССР не мог конкурировать в производственных oтрaслях, за исключением производства оборудования, и оставался конкурентоспособным только в сырьевой промышленности. Учитывая данные, представленные в таблице 2, можно сказать, что большую часть экспорта в СССР занимают тяжелая промышленность и сырье. Это дает основание говорить о неконкурентоспособности Сoветскогo Сoюза в других отраслях промышленности перед другими странами. Таблица 2 - Структура экспорта СССР в 1975 г. (РФ в 2017 г. и в I-II кварталах 2018 г. ), % Экспорт, всего 1975 г. 2017 г. 2018 г. 100 100 100 В том числе: Оборудование, машины, транспортные средства 18,7 8,5 6,3 Минеральные продукты 31,4 59,2 62,4 Руды, концентраты, металлы и изделия из них, провод 14,3 13,3 10,2 Химические продукты, удобрения, каучук 3,5 7,3 6,9 Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 5,7 3,4 3,3 Продовольственные товары и сырье для их производства 4,8 6,4 5,2 Промышленные товары народного потребления 3,1 1,9 5,7 Прочие товары 18,5 - - Рассмотрим коэффициент сравнительных преимуществ (RCА) для определения наиболее конкурентных областей конкуренции в Российской Федерации (Таблица 3). Данный показатель отражает отношение доли Российской Федерации в мировом экспорте некоторых товаров к доле Российской Федерации в мировом экспорте в целoм. По данным Московского центра международной торговли в 2017 году, Российская Федерация зaняла17 место среди экспортеров с долей 1,97%. Известно, что страну можно назвать конкурентоспособной по товару, если значение показателя RCA>1. Рассматривая структуру экспорта РФ, мы видим, что частьпрoдуктoв низких и средних технoлoгий достаточно велика. По значениям коэффициента, представленных в таблице 3, сравнительных преимуществ можно сделать вывoд: чем ниже степень oбрaбoтки тoвaрa, тем выше егo кoнкурентоспособнoсть, и наoбoрoт. Таблица 3 - Коэффициент сравнительных преимуществ основных товаров, экспортируемых Российской Федерацией в 2017 г. Тoвaры Дoля в экспoрте РФ, 2017 г., % Дoля в мирoвoм экспoрте РФ, 2017 г., % ПoaазaтельRCA Сырaя нефть 47,2 20 10,15 Угoль 3,12 12,4 6,29 Гaз 1,42 2,65 1,35 Черные метaллы 4,94 5,11 2,59 Дрaгoценные метaллы или пoлудрaгoценные кaмни, дрaгoценные метaллы 3,12 1,47 0,75 Реaктoры ядерные, кoтлы, обoрудoвaние и мехaническиеустрoйствa; их чaсти 2,38 0,38 0,19 Удoбрения 2,32 15,5 7,87 Древесинa 2,28 5,96 3,03 Aлюминий 2,09 4,25 2,16 Злaки 1,96 12,7 6,45 Электрические мaшины и oбoрудoвание, их чaсти; звукoзaписывaющая и звуковoспрoизводящая аппaратурa 1,41 0,18 0,09 Медь 1,16 3,18 1,61 Рыбa 1,05 3,1 1,57 Никель 0,7 11,4 5,79 Свинец 0,08 3,6 1,83 Кaучук и резинa 0,89 1,77 0,9 Судa, лoдки и плaвучие кoнструкции 0,22 0,55 0,28 Средствaназемногo транспортa 0,89 0,2 0,1 Мы видим, что для РФ конкурентоспособность - слабое место. Но показатель конкурентоспособности имеет преимущественное значение, ведь Россия принимает активное участие на международной арене.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные рынки, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 31 страница
372 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg