Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Жизнь и здоровье человека как объект уголовно-правовой охраны.

one_butterfly 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Право на жизнь провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Так, например, в ст. 2 «Право на жизнь» Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) закреплено: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». В мирное время гарантии права на жизнь не сводятся к запрещению убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны, в том числе и Российской Федерации. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения, и в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты понятия жизнь как объекта уголовно-правовой охраны. Задачи работы: 1. Дать определение понятию жизнь как юридической категории. 2. Рассмотреть понятие жизнь в качестве объекта уголовно-правовой охраны.
Введение

Появившись на свет, человек с первым самостоятельным глотком воздуха начинает жить, реализуя данное ему от природы естественное право безотносительно к тому, что об этом может записать законодательный орган. Причем каждый стремится прожить столько, сколько возможно. В данном случае человек ничем не отличается от животных, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Поэтому не случайно высшей ценностью демократического общества является жизнь человека. Право на жизнь, возглавляющее систему гражданских прав человека, закреплено в международных правовых актах (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.), а также в большинстве конституций стран мира. В настоящее время общепризнано, что гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека - не дар государства, политической партии или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида, принадлежащее ему от рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, базис современной цивилизации. Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20-29 Конституции РФ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5 1.1 Понятие и характеристика термина «жизнь» 5 1.2 Проблема определения начала и конца жизни в праве 7 1.3 Право человека на жизнь 12 ГЛАВА 2. Жизнь в качестве объекта уголовно-правовой охраны 19 2.1 Классификация преступлений против жизни в особенной части УК РФ 19 2.2 Жизнь человека как непосредственный объект преступления 22 2.3 Проблемы теории и практики объекта убийства 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Список литературы

Нормативно–правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, – 04.07.2020. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51– ФЗ (ред. от 08.12.2020) //СПС «Консультант-плюс». 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 – ФЗ (ред. от 24.02.2021) //СПС «Консультант-плюс». 4. Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга" от 20 декабря 2001: Приказ Минздрава РФ// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 5 – 11 с. Книги 5. Балашенко С.А., Права человека. Сборник универсальных и регио-нальных международных документов. М., 1990. – 143 с. 6. Бородин С.В., Преступления против жизни. СПб., 2003. – 17 с. 7. Глистин В.К., Проблема уголовно-правовой охраны об¬щественных отношений. Л., 1989. – 31 с. 8. Годфруа Ж., Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. М., 1992. – 46-47 с. 9. Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) //СПС «Консультант-плюс». 10. Дорошков В.В., Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2001. – 165 с. 11. Ковалев М., Вермелъ И. Юридическое определе¬ние смерти // Здоровье мира. 1982. – № 11. – 5 с. 12. Красавчикова Л.О., Личная жизнь граждан под охраной за¬кона. М., 1983. – 14 с. 13. Красиков А.Н., Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. М., 1996. – 10 с. 14. Лазарева В.В., Общая теория государства. М., 2006. – 185 с. 15. Линик Л.Н., Конституционное право на жизнь: введение в теорию. М., 1995. – 36 с. 16. Малеина М.Н., О праве на жизнь // Государство и право. 1992. – № 2. – 54-55 с. 17. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, 1961. – 82 с. 18. Матузов Н.И., Актуальные проблемы теории права. М., 2003. – 84 с. 19. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. –М.: Политиздат., 1991. – 29 с. 20. Судебная медицина / под ред. В.В. Томилина. М., 2007. – 218 с. 21. Хомич И.И., Человек – живая система. Естественнона¬учный и философский анализ., 1989 – 68 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 1.1 Понятие и характеристика термина «жизнь» Проблема жизни человека изучается представителями разных наук: генетики, физиологии, психологии, социологии, философии. Такой разносторонний подход до сих пор не привел к единому и универсальному пониманию вопроса. Основная причина этого кроется в том, что до сих пор изучение жизни человека осуществлялось разрозненно. Так, жизнь в самом широком понимании представляет собой одну из форм существования материи, закономерно возникающую при определенных условиях в процессе ее развития. Однако, помимо этого общефилософского подхода к определению понятия "жизнь", имеются и иные, учитывающие специфику ее проявлений в том или ином аспекте. Ф. Энгельс, например, определял жизнь как "способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения" ?17, с. 82?. Малая советская энциклопедия ввела следующую дефиницию: "Жизнь - особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее исторического развития и свойственная сложным белковым телам". Л.О. Красавчикова предположила, что "... в биологическом (естественнонаучном) плане "жизнь" – это физиологическое существование человека или животного, а "жизнедеятельность" - совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма" ?12, с. 14?. Ф. Энгельс, сознавая неполноту своего определения, писал: "Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них. Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей". Получается, что ни одна из наук не ставит своей целью дать всеобъемлющую характеристику жизни человека, поскольку ни одна из них не располагает такой возможностью. Давая характеристику жизни, необходимо, во-первых, сказать, что жизнь - это постоянно и непрерывно функционирующий процесс, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Во-вторых, жизнь человека - это высшая ступень развития живых систем. В течение всего периода развития у человека формировались высшие психические функции (например, сознание, мышление). Социальная природа человека (труд, сознание, мышление, речь и другие специфические атрибуты человека) в ходе эволюции сделала биологическую жизнь более жизнеспособной, обогатила ее новым качеством. В-третьих, жизнь - это открыто протекающий процесс, т.е. процесс, взаимосвязанный с окружающей средой, который имеет активный, преобразующий характер. Все вышеперечисленные качества свойственны живой системе высшей -степени сложности, каковой является человек. Р. Оуэн под человеком понимал "организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим" ?19, с. 29?. "Человек - это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями". Это определение - результат обобщающего анализа многочисленных научных работ философского направления. Оно исходит из биологической природы человека и его социальной сущности. По И.И. Хомичу, человек представляет собой многоуровневую живую систему ?21, с. 68?. Этот автор выделял пять уровней, связанных между собой: структурный, функциональный, психический, сознательный, поведенческо-деятельностный. Первый - структурный уровень абстрактно можно рассматривать как материальную основу для возникновения второго, функционального уровня. На базе второго сформировался психический, как более высокий, уровень живой системы, который, в свою очередь, явился естественной предпосылкой для формирования уровня сознания. Поведенческо-деятельностный уровень и уровень сознания, возникшие под воздействием трудовой деятельности человека, наложили и свой отпечаток на все другие уровни живой системы и тем самым сделали всю систему социально-интегрированной. Таким образом, вышеприведенные толкования позволяют дать следующее определение жизни. Жизнь - это самостоятельно возникающий, саморегулирующийся, протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек). Это определение раскрывает и охватывает основные, наиболее существенные качества, присущие столь сложной категории. Для права данное определение ценно тем, что оно четко устанавливает, что жизнь - это естественный феномен, констатирует в жизни человека взаимосвязь природного и общественного начал, а также подчеркивает, что жизнь - это процесс, протекающий во времени, а стало быть, имеющий свои пределы - начало и конец. 1.2 Проблема определения начала и конца жизни в праве Много точек зрения возникает с определением начала жизни: на какой стадии своего развития плод становится жизнеспособным, т.е. имеет возможность осуществлять основные жизненные функции самостоятельно? Если исходить из текстуального содержания ст. 17 Конституции РФ, которая предусматривает, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения", то следует согласиться, что правами (а значит, и правом на жизнь) человек обладает с момента рождения. Если же за основу взять иной момент, то какой именно брать за основу: момент зачатия, момент формирования организма, момент начала работы мозга или момент начала работы сердца? Международно-правовые и межрегиональные акты не освещают вопрос временных критериев появления права того или иного субъекта на жизнь. Исключение составляет лишь Американская конвенция о правах человека, которая провозглашает право на уважение жизни человека с момента зачатия. Данная проблема имеет давнюю историю. В соответствии с каноническим правом, когда зародыш становится "жилищем" души, только тогда он считается человеком. И в то же время здесь существуют две точки зрения. С одной стороны, некоторые убеждены, что душа вселяется в человека с момента зачатия. С другой - считается, что человек уже был создан Богом, и только потом в него Бог вдохнул душу. Поэтому о человеке как имеющем душу можно говорить только с момента первого вздоха, а значит, и как о субъекте правоотношений. Современная научная медицина не оперирует такими понятиями, как "душа", поэтому если опираться на ее данные при определении начала жизни, то необходимо руководствоваться иными критериями - физиологическими. Современные исследования организма беременной женщины позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия (3-я неделя) у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения, формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма. Факт рождения связывается с отделением плода от тела матери. Однако ребенок может родиться изначально мертвым. Для исключения данных случаев медики используют такой термин, как "живорожденность", т.е. наличие безусловных врожденных рефлексов: сосания, глотания, мигания, чихания, акта дефекации и мочеиспускания и др. Приказом Минздрава РФ и Госкомстата РФ от 4 декабря 1992 г. была утверждена Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода. Кроме определения момента наступления жизни, возникает смежный вопрос, являющийся предметом многих споров: на какой стадии своего развития человеческий эмбрион или плод приобретает права человека? В ст. 17 Гражданского кодекса РФ говорится, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью ?2?. В уголовном праве, так же как и в гражданском, началом жизни считается момент физиологических родов ?10, с. 165?, т.е. начало процесса выхода из утробы матери. Однако гражданско-правовая защита гарантируется по существенным вопросам уже до рождения. Из этого различного объема правовой защиты исходит общий принцип существующего права: право на жизнь защищается в каждой сфере в объеме, в котором оно там достойно защиты, в котором жизни грозят типичные для этой отрасли опасности. Однако нужно принять во внимание, что в уголовном праве зарождающаяся жизнь также должна пользоваться определенной защитой, гарантируемой от момента зачатия или по крайней мере от момента имплантации. Конец жизни определяется также далеко не едино со смертью. Существует несколько определений смерти. Смерть - это прекращение существования индивидуума как обособленной живой системы, прекращение жизнедеятельности организма, его гибель и др. Однако представляется, что смертью человека нужно считать "полное и необратимое прекращение деятельности коры головного мозга, обусловленное гибелью его клеток и констатируемое комплексом выработанных современной медициной средств и способов, с очевидностью и несомненностью доказывающих ее наступление" ?11, с. 5?. Именно с этого момента начинают действовать все правовые последствия, связанные со смертью индивидуума, т.е. уголовные, гражданские, семейные и т.д. Для права неприемлемо постепенное угасание личности человека, постепенная утрата его правоспособности, постепенное исчезновение его личных, лично-имущественных и имущественных прав. Поэтому юриспруденция не придерживается медицинских критериев, а создает для своих потребностей юридическую фикцию, которая отождествляет смерть с моментом. В современных условиях наука выделяет несколько видов смерти, такие как социальная смерть, мозговая смерть, физиологическая смерть ?8, с. 46-47?, естественная, неестественная, патологическая (преждевременная). Одновременно смерть может быть частичной - когда умирает не весь организм, а группы клеток или какой-либо орган (некроз тканей). Традиционно юристами выделяются два вида смерти: клиническая и биологическая. В момент прекращения деятельности сердца и дыхания наступает состояние клинической смерти. В состоянии клинической смерти человек является субъектом права, и это означает, что за медицинскими работниками сохраняется обязанность оказания ему медицинской помощи. После смерти мозга -органа, наиболее чувствительного к остановке кровообращения, постепенно наступает биологическая смерть других органов и тканей. В настоящее время современная медицина с помощью проведения реанимационных мероприятий может вернуть человека к жизни. Таким образом, клиническая смерть может и не стать необратимой. Соответственно лицу, находящемуся в таком состоянии, должна оказываться помощь. Более того, в Уголовном кодексе РФ устанавливается специальная ответственность за неоказание помощи больному. Еще совсем недавно порог жизни и смерти определялся совсем иным моментом. Остановка деятельности сердца практически однозначно считалась концом человеческой жизни. В настоящее время наука продвинулась настолько, что при фактической смерти головного мозга (церебральная смерть) внешние функции организма могут поддерживаться специальными препаратами бесконечно долго. Это означает, что искусственным способом создается видимость жизни: легкие вентилируются, сердце перегоняет кровь. В таком виде человек может находиться бесконечно долго, без какого-либо оптимистичного прогноза. Фактически реанимационные мероприятия проводятся над трупом. Констатация смерти мозга дает юридическую и моральную возможность прекратить методы поддерживания такого существования. В данном случае возникает несколько проблем: 1) излишние страдания причиняются родственникам фактически умершего человека; 2) родственники и больничное учреждение несут расходы по поддержанию деятельности организма, которые могут быть потрачены на того человека, которому они действительно могут помочь; 3) в силу неконтролируемого и не всегда адекватного эмоционального восприятия в трагические моменты врач, отключающий аппарат обеспечения жизнедеятельности, становится для родственников фактически палачом; 4) в силу развития трансплантологии тело человека становится потенциальным набором жизненно важных органов, которые являются средством не только спасения, но и материального обогащения; 5) возможны иски родственников, не смирившихся с утратой близкого человека. Если такие иски начнут удовлетворяться, врач будет избегать пороговых ситуаций, боясь последующего привлечения к ответственности. Исходя из этих предпосылок, возник вопрос: считать ли человека умершим, если фиксируется смерть головного мозга? В Российской Федерации в настоящее время действуют несколько документов, которые определяют момент смерти. В 1992 г. был принят и по настоящее время действует Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека", считающий моментом смерти "необратимую гибель всего головного мозга". В соответствии с этим законом был издан Приказ Минздрава РФ "Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга" от 20 декабря 2001 г. К критериям, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга, относятся: полное и устойчивое отсутствие сознания (кома); атония всех мышц; отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет; отсутствие ряда рефлексов (окулоцефалических, окуловестибулярных, корнеальных); отсутствие самостоятельного дыхания и др. (п. 3.1- 3.9). Несмотря на важное значение указанной Инструкции, следует отметить, что она имеет значение в первую очередь в трансплантологии. Что касается момента определения смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий, то Основы законодательства РФ об охране здоровья 1993 г. ссылаются на Инструкцию по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденную Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. До принятия этой Инструкции не были законодательно определены признаки смерти, принятые в обычной медицинской практике, что вызывало проблемы на этой почве. Введение данной Инструкции является важным законодательным документом, впервые определяющим признаки биологической смерти (необратимой гибели человека). В этом акте выделяются также стадии умирания, их определение, установки, когда реанимационные мероприятия прекращаются или не проводятся. Таким образом, современная медицина, войдя в новую фазу научно-технического прогресса, ставит на иной уровень субъективное мнение врача по вопросу жизни и смерти. Приведенные российские документы показывают, что именно от медиков зависит констатация смерти, свидетельствуемая лишь по формально-определенным признакам. Медицина до настоящего времени не добилась успехов определять достоверно точно порог перехода из бытия в небытие. Это создает прежде всего дополнительные биоэтические проблемы, решение которых право отдает специалисту - врачу, тем самым возлагая на него дополнительную этическую ответственность. 1.3 Право человека на жизнь Право на жизнь имеет сложную структуру и содержание, так как оно не означает, что государство тем самым разрешает, дозволяет жизнь собственных граждан. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Тем не менее, закрепляя в Конституции РФ право на жизнь, государство вкладывает определенный смысл в данное субъективное право, выражающееся именно в его юридическом значении. Традиционно структура субъективного права выстраивается на базе четырех элементов: правоповедения, правотребования, правопользования, правопритязания. Так, Н.И. Матузов отмечает: "В то же время все эти элементы можно представить себе и как одну общую правовую возможность. Единство указанных четырех возможностей, собственно, и составляет содержание субъективного права и его структуру" ?18, с. 84?. Следовательно, уяснение структуры права на жизнь как субъективного права невозможно без уточнения содержания каждого из заявленных правомочий. Правоповедение следует рассматривать как "возможность вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом" ?14, с. 185?. Применительно к праву на жизнь, по-видимому, это будет любая деятельность гражданина, направленная на обеспечение своего собственного биологического существования. Данный аспект обеспечивается через закрепление иных активных правомочий (закрепляемых как самостоятельные субъективные права) или через введение отраслевых институтов. Первое можно проиллюстрировать фиксацией права на достойную жизнь в основных нормативных документах, т.е. речь идет о таком укладе жизни, который позволял бы удовлетворять основные потребности, отсутствие каковых ведет к различного вида чрезвычайным состояниям, могущим выливаться в различные негативные последствия вплоть до преждевременной смерти (наступающие раньше, чем это могло бы быть при соблюдении всех благоприятных условий). Причем сами международные документы очерчивают тот минимум, при котором можно говорить о достойной жизни человека: достаточное питание, одежда, жилище, медицинский уход и т.д. В этих границах государство обязано создать такие условия, чтобы человек своими свободными действиями мог себе обеспечить необходимый жизненный уровень. Индивидуум сам выбирает род занятий, позволяющий ему обеспечить свое существование, пользуется системой кредитования, социального обеспечения, медицинского страхования, "обременяет" себя семейным статусом и т.п. Правотребование состоит из возможности требования совершения определенных действий от обязанного субъекта. Иными словами, это -обременение второй стороны, по отношению к которой направлены действия управомоченного лица. Правотребование можно проиллюстрировать практикой европейских органов по защите прав человека. Толкование ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод исходит из того, что она наделяет государство некоторыми позитивными обязательствами, в частности обязанностью по обеспечению того, чтобы национальное законодательство предусматривало уголовную ответственность за преднамеренные убийства. "Статья 2 ограничивает обстоятельства, при которых государство может лишить индивида жизни, и требует, чтобы государство не допускало, насколько это возможно, совершение убийств отдельными гражданами". Правопритязание - это "возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства ?14, с. 185?. Применительно к праву на жизнь в этом понятии элемента структуры субъективного права следует говорить не о нарушении права на жизнь, а об угрозе его нарушения, поскольку нарушение права на жизнь влечет прекращение существования всех прав индивидуума - т.е. его смерть. Суть данного понятия заключается в том, что юридическое действие гражданина служит основанием для обязательного возникновения определенных правоотношений, одной из сторон которых будет уполномоченный государственный орган. В этом случае на государстве лежит обязанность по созданию такого правового поля, в рамках которого должны обеспечиваться основные права и свободы человека и гражданина. Именно данный элемент позволяет говорить о степени гарантированности определенных прав. Другими словами, правопритязание выражается в возможности обратиться в национальные правоохранительные органы и в международные организации для защиты права на жизнь. Правополъзование социальными благами многими учеными-юристами рассматривается как основа (базис) вышеназванных возможностей. Так, можно встретить мнение, что само субъективное право предполагает "возможность пользования определенным социальным благом: полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, свободу поведения в границах, установленных нормой права". В содержании права на жизнь рассматриваются неоднозначные и сложные вопросы, что и обусловливает большое количество точек зрения у ученых-юристов. Подход каждого из них к определению содержания указанного права не однозначен. Рассмотрим некоторые. Л.Н. Линик, например, полагает, что в содержание данного права включается защита жизни и содействие жизни. Она считает, что защита жизни является обязательной для государства, которое должно оградить человеческую жизнь от противоправных вмешательств со стороны третьих лиц ?15, с. 36?. С данной позицией следует согласиться. Любое право необходимо защищать и охранять. Л.Н. Линик, рассуждая о защите жизни, одновременно говорит о ее правовой охране. В ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ употребляется термин "защита". Он понимается в двух значениях: как защита и как охрана. Однако защита применяется от нападения, покушения, непосредственной угрозы жизни, а охрана предоставляется как гарантия безопасности в момент, когда непосредственной опасности еще не существует. Под содействием жизни Л.Н. Линик понимает такие мероприятия, которые должны способствовать жизни при отсутствии противника, т.е. это "право на гарантию в значении благ". Речь в данном случае идет о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно. Иными словами, одним из элементов права на жизнь является право на существование, т.е. "признаваемое за каждым членом общества право на вещи и услуги, необходимые для поддержания его существования раньше, чем удовлетворены менее важные потребности других. Некоторые ученые считают такое толкование права личности на жизнь необоснованно расширенным. По существу, указанные положения характеризуют содержание права на достаточный уровень жизни, являющегося самостоятельным социальным правом. Интересна позиция М.Н. Малеиной, рассматривающей право личности на жизнь как право на сохранение жизни (индивидуальности) и право на распоряжение жизнью. Помимо таких элементов содержания права на сохранение жизни, как отказ от войны и участия в ней (проведение политики сокращения вооружений и безусловного отказа от применения ядерного оружия), отказ от смертной казни (стремление государств к полной отмене смертной казни), установление порядка применения огнестрельного оружия и нахождения его в гражданском обороте, М.Н. Малеина включает в него и право на сохранение человеческой индивидуальности, обусловленное, по ее мнению, достижениями современной медицины. Проблема, как полагает автор, касается лиц, подвергшихся операции коррекции биологического пола, трансплантации органов и тканей животных, использования искусственных органов и тканей, создания человеческого организма с заранее запрограммированными признаками методами генной инженерии, клонирования и т.д. ?16, с. 54-55?. Однако тнесение данного круга вопросов к проблеме права на жизнь является неверным, ибо такие методы реконструкции человека, как клонирование, создание его с заранее запланированными признаками и т.п., не приводят к ущемлению данного права - человек по-прежнему живет. Кроме сохранения жизни, М.Н. Малеина рассматривает право на жизнь в аспекте распоряжения своей жизнью, т.е. возможности подвергать себя значительному риску (работа космонавтов, каскадеров, сотрудников внутренних дел и др.) и решать вопрос о прекращении жизни (эвтаназия, самоубийство, смертная казнь). Похожая точка зрения у Н.В. Кальченко, которая одним из аспектов права на жизнь выделяет право на свободное распоряжение своей жизнью. Она видит возможность добровольного принятия лицом решения о преднамеренном риске, осознанного изъявления его воли, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества. Положительный характер цели определяется с точки зрения ее правомерности и соответствия этическим критериям. Непременным фактором обладания свободой в выборе формы, при которой жизнь ставится в опасное положение, выступают условия реализации права, исключающие при этом угрозу жизни других лиц. Включение распоряжения жизнью М.Н. Малеиной и Н.В. Кальченко в содержание права на жизнь считаю неправильным. В содержание любого права должны входить лишь те возможности, существование которых немыслимо без осознания и закрепления этого права (здесь речь идет, естественно, о праве как юридической возможности, а не о праве как естественной возможности каждого). А право распоряжаться своей жизнью в демократических условиях существует в любом случае. М.Н. Малеина и Н.В. Кальченко рассматривают право на жизнь как философскую категорию, т.е. широко исследуют право на жизнь, не ограничиваясь только рамками права. Они смешивают два понятия: юридическую возможность - право на жизнь и право жить как философскую категорию. Право жить как раз и обозначает возможность распоряжения собственной жизнью. Таким образом, проанализировав представленные точки зрения ряда ученых, а также рассмотрев юридическое закрепление начала и конца жизни, можно сделать нижеследующие выводы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
1670 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
2000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg