Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Современная магия и целительство в культовой среде общества.

one_butterfly 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Объект исследования–магия и целительство как культовые практики в обществе. Предмет исследования–современная магии и целительство в культовой среде общества В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи: - изучить «старую» и «новую» магию и определить границы их различия; - проанализировать новые культурные формы магии и колдовства; - дать определение современной магии; - изучить суеверия в современных формах магии. При исследовании будут использованы описательный и аналитический методы, а также метод сравнительного анализа. По структуре работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения и списка использованной литературы. В списке литературы 28 наименований.
Введение

Сегодня исследователи пишут о «Новой магической эпохе», в которой формируется субкультура приверженцев магии. В индивидуальном и массовом сознании резко вырос интерес к магии, причем на самом профанном, обыденном уровне. Газеты пестрят объявлениями от потомственных колдунов и целительниц, мистический телевизионный канал вещает о них же зримо, ярко, подробно, многочисленные брошюры и книги обещают научить, как стать ведьмой или магом. Мышление и поведение современного человека подчас с полным правом можно назвать магическим. С помощью магических и квазимагических ритуалов он пытается разрешить сложные проблемы современного бытия. Современная социокультурная ситуация подтверждает истинность идеи О. М. Фрейденберг о том, что всякая культурная форма, единожды возникнув, не исчезает. Магия является не только пережитком прошлого, но и феноменом современной культуры. Магический ритуал является универсалией культуры, хотя генетически он связан с ритуальным поведением животных. Изменение поведения с простого повторения на повторение-подобие произошло именно в магическом ритуале. Корни культуры следует искать в магии. Законы магии, сформулированные Дж. Дж. Фрэзером, доказывают имитационную природу культуры. Магия, по Фрэзеру, – это ошибочное применение принципа причинности. Согласно ему, магическое мышление опиралось на два «закона»: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину (гомеопатическамагия); вещи, когда-либо бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать и после того, как контакт между ними прекраnился (контагиозная магия). Согласно первому закону, маг может совершить любое желаемое действие путем простого подражания ему. Согласно второму закону, все, проделанное магом с определенным предметом, окажет воздействие начеловека, хоть раз соприкасавшегося с этим предметом. Современные исследователи, рассматривая рубеж культурогенеза, условно связывают его с первой «технологической революцией» – так называемой «галечной индустрией» олдовая. Акцент делается при этом не столько на утилитарно-технической функции каменных артефактовтой эпохи, сколько на психотерапевтической функции. А. А.Пелипенко утверждает, что ранние артефактуальные практики были направлены нареконструкцию ритуала как интегративной программы, в которой можно было вновь обрести психическую гармонию и достичь ресоциализации, что, безусловно, является актуальной проблемой современного религиоведения и изучаемых им магических практик, целительства и колдовства. Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение современной магии и целительства в культовой среде общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. «СТАРАЯ» И «НОВАЯ» МАГИЯ – ГРАНИЦЫ РАЗЛИЧИЯ 5 1.1 Новые культурные формы магии и колдовства 5 1.2. Определение современной магии 8 РАЗДЕЛ 2. СУЕВЕРИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ МАГИИ 17 2.1 Экстрасенсорика и телекинез 17 2.2 Магия как форма жизни и ее представленность в современной культуре 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

Отрывок из работы

РАЗДЕЛ 1. «СТАРАЯ» И «НОВАЯ» МАГИЯ – ГРАНИЦЫ РАЗЛИЧИЯ 1.1 Новые культурные формы магии и колдовства Если и можно рассматривать полученный артефакт как результат, отдельный от процесса, то заключался он прежде всего не в технологическом использовании, а в магической фиксации партиципационного переживания, или, точнее, некоего целостного комплекса, который в современной лексике мог бы звучать как «я, переживший единение с миром посредством вот этого предмета». Общей причиной возрождения магии в культуре является, на наш взгляд, разрыв единства вида Homo sapiens и природы. За рабочее определение примем определение культуры, сформулированное М. Вебером: «…всякая «культура» является выходом человека из органически предначертанного ему циклаестественной жизни». Онтологически магический ритуал есть попытка закрыть разрыв между человеком и природой. Парадокс, однако, в том, что он лишь расширяет угол расхождения. Платоновский миф об андрогинах потому, наверное, производит такое завораживающее впечатление, что является гениальной вариацией вечного мифа о Едином. Еще одна причина общего характера – социально-историческая. Одной из глобальных тенденций сегодняшнего бытия можно считать углубление разрыва между человечеством и отдельным человеком. Отсутствие соразмерности между возможностями отдельного индивидуума и действительными достижениями всего человечества становится неотъемлемой чертой нашей жизни. Постоянный стресс приводит к дестабилизации мировоззрения отдельного индивида, поскольку человек «всё больше чувствует себя калекой», имеющим «особого рода увечье, в котором лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которой невыдерживает мозг и сердце». Обращение к магическому ритуалу в этом случае может рассматриваться как своеобразный поиск терапии во враждебном мире. Существенная причинакроется в современном типе психотехнической культуры. Согласно определению В. И.Олешкевича, «психотехника (или психотехническая культура) – социокультурная структура, инициирующая социальное действие и социальный опыт». Если говорить о внутренней мотивации деятельности человека в современной западной культуре, то в ней оживает ассоциация как схема психотехнической деятельности. Ее можно увидеть уже в самых древних системах магии. Психотехнический принцип ассоциативной связи не первичен, но появляется как реакция на разрыв какого-то единства, и это единство, память о нем и задает харатер развития этой связи, ассоциации. Для первобытного человека это был разрыв непосредственного единства с природой, для современного человека – разрыв с человечеством. Еще одной причина возрождения магии имеет гендерную окраску. Возможно, что ведьминские шабаши в средневековой Европе были связаны не только с маниакальным настроем инквизиторов и болезненным состоянием психики обывателя, но и счастичным возрождением древнейших (уходящих корнями в неолит) аграрных культов, связанных с женскими божествами. На излете средневековья возник культ богоматери и рыцарское служение прекрасной даме. Возможно, со стороны низовой культуры средневековья было какое-то встречное движение Исследователи часто говорят об андрогинизации современной культуры, об инверсии систем традиционных мужских и женских ценностей в культуре. Благодаря К. Г. Юнгу мы знаем о высоких и низких формах проекции архетипаanima/animus в образах мировой художественной культуры. Однако возникают и новые движения, например, викки. Современные лингвисты ведут спор относительно происхождения слова «Викка» («Wicca»). Одни утверждают, что оно произошло от индоевропейского корня weik – слова, объединяющего понятия религии и магии. Другие настаивают натом, что оно восходит к англосасонскому корню wic, который обозначает «покорять или придавать форму». Согласно Кристоферу Пензаку, викку считают возрождением религии колдовства, которое является искусством, наукой и духовной традицией, основанной наязыческих верованиях Древнего мира. Слово «викка» часто переводят как «изгибать» или «придавать форму», имея в виду способность ведьм подчинять силы природы и придавать им желаемую форму с целью внести в мир необходимые изменения Это называется магией. Кто-то усматривает связь между словами «witch» («ведьма») и «wise» («мудрый»), то, ведьма (колдун) – это человек, наделенный мудростью. Неоколдовство берет истоки в таких европейских традициях, как культура кельтов, тевтонцев, греков и римлян, атакже обнаруживает влияние египетской и ближневосточной мифологий, например, шумерской. Ключевыми концептами этой традиции являются почитание и обожествление природы, а ткже вера в неразрывную связь материального мираи божественного. Божественное начало проявляется в образах мужского и женского богов. Основные воплощения богини – земля, луна и звезды, в то время как бог представляется рогатым царем зверей или божеством злаков, солнца и небес. Традиционно женскому началу отдается предпочтение, так как считается, что богиня – это источник, откудавсе происходит и кудавсе возвращается. Если же взглянуть на реальную историю, то ремесло викки берет начало в Англии в 1950-х гг. Основателем Викки является Джеральд Гарднер, вышедший напенсию госчиновник. Несмотря наутверждения о некоей серииинициаций, восходящих примерно к VIII в, некоторые историки ведьмовства верят, что Гарднер составил свою версию Викки из элементов оккультных произведений Алистера Кроули, знаменитого оккультиста начала XX столетия и основателя ОрденаЗолотой Зари. Современные любители оккультной мудрости, не сомневающиеся, что имеют дело с древней магией, с ритуалами египетских жрецов и халдейских магов, нередко ошибаются, так как многие «волшебные рецепты и заклинания», переходящие из одной книги в другую, «воссозданы» Алистером Кроули Сейчас имя Кроули основательно подзабыто. Акогда-то оно гремело.«Великий маг XX века», как называли Кроули, прославил себя не только научными трудами, но и шокирующими его современников сексомагическими оргиями с использованием наркотиков. Выпускник Кембриджа, оккультист и автор ряда магических книг Алистер Кроули (1875–1947), самый известный представитель «Ордена восточных тамплиеров» (его мистическое имя в ордене было – «бафомет»), считавший, что «Сатана не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь», именовавший себя зверем Апокалипсисаи обучивший много учеников. В частности, из учений А.Кроули очень многое почерпнул для создания своей «Церкви саентологии» Л. Р.Хаббард. В определении Кроули Магия есть Наука и Искусство вызывать Изменение, совершающееся в соответствии с Желанием, т.е. преднамеренно (в соответствии с Истинным Желанием, Желанием Жить) «Делай что изволишь! В этом закон», – знаменитое изречение Алистера Кроули. Воля как желание повелевать всегда была главной составляющей магического подхода. Человек издавнахотел повелевать природными стихиями и животными, а также отдельными духами и людьми. XX в. пошел дальше. В лице Алистера Кроули магия захотела повелевать даже богами. «Боги», по Кроули, это Силы Природы, и они – враги человеку: «И чтобы войти в их царство, Человек должен одолеть их – таково установление Природы». Петербургский философ-религиовед П. Берснев замечает, что как бы привлекательно ни выглядел образ мага-повелителя, «способного быть причиной надмаериальной вселенной», все же он остется рабом… самого желания. Пусть даже такого соблазнительного, как желание повелевать, «контролировать», «быть причиной», а не «следствием». 1.2. Определение современной магии Как одну из важнейших причин возрождения магии исследователи называют превращение техники в автономную, сложную и чрезвычайно быстро развивающуюся систему. Закономерности действия этой системы непонятны для рядового потребителя; результат появляется чудесным образом, простым нажатием клавиши или кнопки Л. Ионин замечает: «Наступление новой эпохи сказывается не только в повсеместном распространении знахарей, колдунов и народных целителей и не только в скудных суевериях основной массы народа. Онасказывается в становящемся все более распространенным отношении простых (и не простых) людей к техническим артефактам. При нынешнем уровне развития техника непостижима для нормального человека: вскрытие аппарата необнаруживает постижимой в нормальном опыте системы тяг и рычагов, связь между нажатием кнопки и результатом обнаруживает черты магического действия». У. Эко в статье «Наука, технология и магия» замечает, что компьютерный пользователь воспринимает компьютерную технологию как магию. Он же высказывает важную мысль: несмотря на провозглашаемый авторитет нуки люди сегодняшнего дня не испытывают к ней чувства близости. «Технология – это когда предполагается все и сразу. А наука движется постепенно. Технологичность жизни нисколько не эквивалентна научности. Онатождественна, если угодно, магичности». Однако вездесущая магия возрождается именно в системе образования Т. Веблен, размышляя в парадигме модерна, заметил, что магические ритуалы и шаманское мошенничество явились источником возникновения самого института образования: «По происхождению образование, так же как и деятельность духовенства, во многом является результатом развития тайной магии; и поэтому магический аппарат формальностей и ритуалов сохраняется в ученых кругах как нечто само собой разумеющееся». Просвещение и популяризация науки, которая исследует причинно-следственные связи, не избавило ее от магически-ритуального наследия. Согласно остроумному замечанию Х. Л. Борхеса, магия – это кошмар причинности. Борхес предложил различать двавида причинно-следственных связей. Первый – естественный: он – результат бесконечного множества случайностей; второй – магический, ограниченный и прозрачный, где каждая деталь – это предзнаменование. Чудо в магическом мире – такой же редкий гость, как и во вселенной астрономов. Им управляют законы природы плюс воображение.Для суеверного есть несомненная связь не только между убитым и выстрелом, но также между убитым и расплющенной фигуркой из воска, просыпанной солью, расколотым зеркалом, чертовой дюжиной сотрапезников. Важной причиной возрождения магии является изменение системы ценностей в массовом сознании, существовании «двойных духовных стандартов». Появление книг К. Кастанеды в России послужило катализатором для возникновения нового, достаточно закрытого для исследований социологов, магического сообщества. Характерной особенностью этого сообщества является то, что оно впервые стало выборочно привлекать в свои ряды неофитов с помощью специализированных семинаров, на которых применялись психотехники, описанные Кастанедой. Мотивация для участия в таких семинарах предлагалась следующая: «Измени себя – и мир вокруг изменится». Специалисты в области практической магии отмечали, что трансовые методики подобных семинаров отличались ярко выраженным духом протестанской модели социальной структуры общества. Внедрение новых моделей социального поведения неизбежно входило в противоречие с традиционными православными, патриархальными ценностями. Именно эти защитные механизмы скрытно отключались в подсознании участников семинаров с помощью трансовых технологий, которые могут быть в данном контексте с полным правом названы магическими технологиями. Согласно концепции О. Шпенглера, цивилизация означает утрату духовных смыслов, прежде всего религиозных. Однако если рассматривать религиозную потребность человека как экзистенциальную, то она никогда неисчезает. Разрыв духа со старой органической жизнью, механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире, особенно на Западе. Что касается российской ситуации, то неразвитый религиозный вкус зачастую удовлетворяется духовным суррогатом. Интерес обывателя к магии, колдовству,оккультизму выразился в появлении особого оккультномагического рынка по продаже магических аксессуаров, специаиздательских фирм и журналов, специализирующихся на этой тематике, а также в возрождении древнейшей «профессии» колдунов и ведьм, представленной сегодня тысячами «специалистов» в области черной и белой магии. Тиражи литературы о магии, колдовстве, экстрасенсорике, методах саморегуляции, астрологии, гаданиях и т.п. во много раз превосходят издания Русской Православной Церкви (РПЦ). Широко распространяется оккультный язык: карма, астрал, порча, аура, энергетика и т.д. Большая часть из тех, кто крещены в православии и номинально считают себя христианами, на самом деле являются чистой воды язычниками. Анимизм, фетишизм, магия, шаманизм (то, что Э. Тайлор обозначил как ранние формы религии) представлены как в развитых оккультных системах, так и на уровне бытовых суеверий. Одной из причин возрождения магии является распространение в массовой культуре секуляризованных форм ИСС (измененных состояний сознания). Сегодня измененное сознание представляется основой политики, экономики, искусства, всех сфер жизнедеятельности общества.«Рекламщики», «пиарщики», астрологи, маги и целители преследуют свои конкретные цели, но вместе с тем «расшатывают» устойчивость нормального состояния сознания рядового потребителя. ИСС можно определить как реликтовое явление, оставшееся у нас в четко закодированном виде от далекого прошлого началакультурогенеза, становления первых форм освоения мира человеком. «Раскодировка» может происходить не только при помощи архаических техник, но и современных техник наведения транса. Как справедливо замечает В. М. Хачатурян, «…Проблематика ИСС, игравших огромную роль в жизни архаических и традиционных обществ, оказалась неожиданно актуальной в культурном пространстве назакате «Большого Модерна». Если для шамана вхождение в транс было индивидуальным мистическим опытом, то сейчас этот процесс технологизируется и лишается почти всякого налета мистики. Сейчас можно отметить тенденцию возвращения к наиболее архаичным формам ИСС. Например, ролевые игры воспроизводят самые ранние культурные игры. Сюжеты ролевых игр, например, борьба героя с хаосом, силами зла и тьмы, странствия по неведомым мирам и т.д. , имеют архетипическую основу, но при этом весьма напоминают шаманские «путешествия» по верхнему и нижнему миру, т.е. возвращают участников ИСС к наиболее архаической символике трансавидений. Шаман же может быть фигурой антиобщественной. Возрождение магии – яркое проявление одного из наиболее общих законов культурной эволюции: как правило, появление новой модели в системе жизнеобеспечения или производства не отменяет старых форм, а лишь сдвигает их в более ограниченную область применения, из которой они могут быть извлечены и применены расширенно, если этого потребует новая или экстремальная ситуация. Однако магия возрождается уже с новым содержанием. Грубая утилитарность примитивной магии дополняется знаково-символической образностью и дискурсивностью применительно к потребностям современного человека. В современной магии можно выделить два течения. Одно, более интеллектуального порядка, связанное с мировоззренческими поисками западных интеллектуалов прошлого века, и другое, связанное с самовыражением массовой культуры и «человека массы», по выражению Х. Ортега-и-Гассета «Перемешивание» этих двух течений порождает многообразие появлений современной магии. Само мистическое переживание современного интеллектуала не свободно от технологического подхода.В трактате «Двери восприятия» О. Хаксли заявил, что через открытые «химическим ключом» двери в сознание может проникнуть трансцендентальный, сверхъестественный мир. Исследовательница творчества писателя И. В. Головачева пишет, что века универсально-технологического подхода в западной цивилизации не прошли даром. Законным объектом технологического манипулирования оказываются уже не только ценности гуманизма, как в «Дивном новом мире», но и сфера сакрального: «И стало возможным что-то вроде «химии трансцендентного».Так утонченный интеллектуализм сомкнулся с самыми грубыми формами шаманизма. Но понятно это стало лишь через одно-двапоколения». То, что зарождалось как утонченные интеллектуальные поиски, в поведении «человека толпы» выродилось в наркоманию и самые грубые формы сатанизма.Священная книгасатанистов – «Черная библия» Энтони Шандора Ла Вея, написанаим в 1968 г. Она помогает составить точку зрения о том, что общепринятый образ сатаниста как некоего типа, бормочущего нечто масонское, является неточным. «Сатанистская библия» является последовательной, рациональной работой, обрисовывающей систему верований, которая привлекает огромный интерес подростков. Согласно сатанистам, загробной жизни не существует, по крайней мере, райской, поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями.Ла Вэй совершенно четко связывает возрождение сатанизма с культом телесных желаний, снисхождением к плотским вожделениям, характерных для массовой культуры. По сути, сатанизм – это крайнее выражение материализма и гедонизмасовременной западной цивилизации.Сатанистские секты в России совершают акции агрессивного и деструктивного характера (поджоги православных храмов, убийства священнослужителей). Основной контингент их составляют подростки и молодежь. Причины, по которым эта группа стремится в магию, приземленного свойства. Жажда денег, власти, заботливо переданная им взрослыми, невозможность воплотить её в жизнь из-за отсутствия условий, – всё это подталкивает их к поиску других способов самореализации. И нередким выбором становится магия. Приходя в неё, они зачастую имеют свои представления о том, чего они хотят добиться и как. Для них очень важен быстрый и точный результат. Им чужда классическая эзотерика, требующая не только морально-волевых, но и физических сил, чуждо изучение, размышление, заучивание. Это – потребители, а не исследователи, какими должны быть маги и вообще любые люди, которые изучают что-то новое и, в особенности, нетривиальное. Выводы по Разделу 1. «Старая» и «новая» магия – границы различия Во многом современная магия – это суррогат, создаваемый прежде всего из коммерческих соображений. Такая магия представляет собой разновидность массовой культуры. Свобода понимается представителем массовой культуры как возможность «делать, покупать, проводить время, как я хочу». Э.Кассирер остроумно определял магию как примитивную технику исполнения желаний. Его слова относились к архаичному человеку, но удивительно подходят и современному. Сегодня можно говорить о магическом характере повседневных ритуалов самого обычного человека. Их магичность им может даже не осознаваться, поскольку онасвязана с бессознательными страхами или навязчивыми рекламными образами. З. Бауман замечает, что стремление человека к покупкам, превратившееся в пристрастие, – это трудная борьба против острой нервирующей неопределенности и надоедающего, изматывающего чувства безопасности «Чем бы ни были компульсивные покупки, они также являются дневным ритуалом изгнания ужасных призраков неопределенности и отсутствия безопасности, которые продолжают преследовать людей по ночам». Повседневные ритуалы ухода за собой включают в себя существенный магический элемент.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Философия, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Философия, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Философия, 24 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg