Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Педагогическая юриспруденция как частная дидактика

one_butterfly 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Дидактика рассматривает свой объект - обучение в первую очередь как особый вид деятельности, направлен¬ной на передачу подрастающим поколениям культуры, или, что в определенном смысле то же самое, социального опыта. Специфическим для этой деятельности отношением лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими, постольку они объединяются этим отношением. Целью данной работы является анализ педагогической юриспруденции как частной дидактики. Актуальность данной работы обусловлена проблемой развития дидактической терминологией в современном отечественном образовании в связи с мировой тенденцией доминирования компетентного подхода в педагогическом образовании и оценки педагогов как профессионалов.
Введение

Впервые термин «дидактика» в его современном смысле употребляется в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихий) (1571-1635). В частности, можно указать на основополагающий труд Ратке "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия". В понимании Ратке дидактика - это педагогическое искусство, приемы и методы обучения. Ратке смотрит на дидактику как на искусство. Его цель - исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия. Схожим образом понимает дидактику Ян Амос Коменский. Основы дидактики декларирует в изданном в Амстердаме в 1657 г. труде "Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему. По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование невозможно рассматривать в отрыве от воспитания. Дидактика — это раздел педагогической науки, занимающийся вопросами обучения и образования. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее об¬щем уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая на-учное обоснование его содержания, методов и организаци¬онных форм. Дидактика в конечном счете должна дать от¬вет на два наиболее общих вопроса: "Чему учить?" и "Как учить?". Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, среди которых есть и весьма существенные, например, "Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?", "Кого учить?", "Для чего учить?" и "Где учить?". Итак, дидактика - это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Здесь важно то, что это - одна из педагогических научных дис¬циплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения. Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы пред¬сказания, прогнозирования последствий введения в прак¬тику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки. Неправильно, однако, было бы понимать это так, что дидактика может дать практике окончательное и универ¬сальное решение всех вопросов. Процесс познания беско¬нечен. Любая наука развивается через преодоление труд¬ностей и противоречий. Не о рецептах в данном случае идет речь, а о том, что эта наука дает учителю материал для размышлений о собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и тем самым помогает ему улучшить дело. Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика рассматривает общие понятия (сущность процесса обучения, принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы обучения, контроль в обучении), тогда как частные дидактики рассматривают их применительно к определенной учебной дисциплине. Частные дидактики объединяют понятием предметных методик, т. е. применяемых в данной дисциплине, для успешного ее усвоения принципах, методах и приемах преподавания.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи 6 1.Основные категории дидактики 13 Глава 2.. Педагогическая юриспруденция: сущность и элементы. 17 1. Дидактика профессиональной подготовки в Правоохранительные органы…………………………………………………………………………….19 Заключение………………...……………………………………………………..24 Список использованной литературы 26
Список литературы

1. Бордовская, Н.В. История развития терминологии отечественной дидактики (XVIII – начало XX ВВ. ) : монография / Бордовская Н.В. — Москва : Русайнс, 2019. — 251 с. 2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с. 3. Крившенко Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров. М..: Изд-во «Проспект», 2013. – 533 с. 4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. 6. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.204 с. 7. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000 г.-496 с. 8. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 368 с. 9. Стельник В.В. Социально-педагогические аспекты образования в Германии // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 11. С. 129 - 130.
Отрывок из работы

Глава 1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции: 1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую); 2) практическую (нормативную, инструментальную). Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. «Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит». Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Как считает И.М. Осмоловская, дидактике как отрасли педагогической науки свойственна многомерность развития, проявляющегося в двух направлениях: расширение ее содержательного поля в контексте современных социокультурных условий и повышение научного статуса, связанное с совершенствованием аппарата, систематизацией эмпирически накопительного материала, разработкой новых гипотез, концепций, теорий. Бордовская Н.В. высказывается, что для повышения научного статуса дидактики в рамках педагогической и ее научного потенциала в решении практических задач, прежде всего, в организации образовательного процесса, усиливается значимость историко-дидактического знания и учета тенденции развития отечественной дидактической терминологии. Я.А. Коменский (1592--1670) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности» ; И.Ф. Гербарт (17762 - 1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения; К.Д. Ушинский (1824-1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании; Д. Дьюи (1859-1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности. В современной педагогике дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся. В.Оконь считает что, предметом дидактического исследования является «всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах и организации, подчиненная поставленным целям» . В.Оконь рассматривает обучение как «совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации». Черты предмета педагогической юриспруденции: 1) связь преподавания правовых дисциплин и учения; 2) единство правового обучения и правового воспитания; 3) формирование умений и навыков по применению правовых знаний в профессиональной и сфере и повседневной жизни, а также формирование правового сознания, как части общего мировоззрения обучаемого; 4) содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения; 5) правовое обучение выступает перед педагогико-правовой дидактикой как объект изучения и как объект конструирования; 6) дидактика направлена на совершенствование практики обучения с опорой на реальную практическую деятельность; 7) дидактика рассматривает обучение как особый вид общественной деятельности, направленная на выполнение социального заказа, обращенного к образованию и осуществляемая в соответствии научно обоснованным проектом. Основная задача дидактики - конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических категорий целей, содержания и методов организации двустороннего педагогического процесса. Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы: Для чего обучать? - Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности. Чему обучать? - Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. Как обучать? - Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности. В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы. В. Клафки формулирует семь задач дидактики на всех ступенях образования. Первая задача дидактики - историческое исследование дидактических теорий и учебных планов, позволяющее понять те или иные традиции и элементы содержания образования как ответы на определенные исторические обстоятельства. Вторая задача дидактики - способность к образованию и потребности в образовании детей и молодежи соответственно ступеням, с учетом типичных для современности условий умственного и духовного развития и интерпретацией фактов в социальном, историческом, психологическом и педагогическом планах. Третья задача дидактики - исследование жизнедеятельности и духовного мира учащихся. Четвертая задача дидактики - исследование педагогических фактов как средство контроля результатов дидактических решений и планов, своего рода педагогический эксперимент. Пятая задача дидактики - пересмотр учебных предметов с точки зрения того, насколько полно они представляют специфическую действительность молодого человека. Шестая задача дидактики связана с критическим осмыслением образовательного значения учебных предметов и циклов образования. Седьмую задачу дидактики составляет дидактико-гносеологический анализ структуры и расслоение содержания материала изучаемого предмета. Функции дидактики: 1) научно-теоретическая – исследовать реальные процессы обучения, дать знания закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса правового обучения; 2) нормативно-прикладная – приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих, конструировать новые образовательные технологии и т.д. Современная дидактика постоянно развивается. Она находится в процессе становления и непрерывного обновления. Существует несколько теорий построения содержания и отбора учебного материала по правовым дисциплинам, которые влияют на организацию педагогического процесса. Можно выделить три дидактические концепции на основе того, как понимается процесс обучения: 1) традиционную – доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя, структура обучения – изложение, понимание, общение применение; 2) педоцентрическую – главной является деятельность ученика. Педагогический процесс должен строится, исходя из интересов, потребностей и способностей ребёнка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей. Получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. обучение через деятельность; 3) современную систему дидактики – преподавание и учение составляют процесс обучения. Дидактические принципы выступают как основной ориентир деятельности преподавателя права, отражают зависимость между объективными закономерностям учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Дидактические принципы – это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях правового обучения, сущности содержании, структуре обучения выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве норм педагогической практики: - развивающее и воспитывающее обучение; - проблемность; - научность и доступность, посильная трудность, мировоззренческая направленность; - сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя; - наглядность и развитие теоретического мышления; - системность и систематичность обучения; - переход от обучения к самообразованию; - связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности; - прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся; - положительный эмоциональный фон обучения; - коллективный характер обучения и учёт индивидуальных способностей учащихся; - гуманизация и гуманитаризация обучения; - компьютеризация обучения; - интегративность обучения, учёт межпредметных связей; - инновационность обучения. Среди многих типологий дидактических средств, простотой отли-чается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которые косвенно отображают действи-тельность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиови-зуальные, манипуляционные, автоматические средства и модели. 3. Символические средства, которые представляют действитель¬ность с помощью соответствующей символики, например живого и печатного слова, звуков, технических рисунков, графов и т.п. Юридические науки относятся к воспитательно-образовательному комплексу дисциплин. Вместе с тем дидактика не должна подменять содержание юридического образования. Дидактика юридических дисциплин разрабатывается с учетом особенностей предмета (содержания образования). Предмет юридического образования формируется юридической наукой, решение блока педагогических задач возлагается на отраслевые юридические дисциплины. Попытки возложить решение дидактических задач юридического образования на общую теорию права, историю права, логику и др. в научном отношении доказывают свою несостоятельность. У них разные объекты. Объектом дидактики выступает реальный процесс обучения. Объектом юридической дидактики выступает реальный процесс обучения студентов юридического вуза. Содержанием юридического образования служит право в его отраслевых и предметно-дисциплинарных проявлениях. В качестве объекта дидактического исследования выступают реальные процессы обучения. Дидактические исследования позволяют получить знания о закономерных связях между содержанием образования и различными сторонами образовательного процесса. Они раскрывают сущностные характеристики его структурных и содержательных элементов. Важно отметить, что этим обеспечивается научно-теоретическая функция современной дидактики. Педагогическая дидактика занимается дидактикой, так сказать, с большой буквы, в область юридического образования ее разработки не вторгаются. Со своей стороны, юристы-отраслевики и теоретики, хотя и пытаются заниматься вопросами педагогических основ юридического образования, дидактической проблематикой содержания юридического профессионального образования не занимаются. Не будет преувеличением сказать, что дидактика юридического образования является самым узким местом содержания образования по направлению «Юриспруденция» как в целом, так и на уровне отраслевых юридических дисциплин в частности. Содержательное обучение студентов в юридическом вузе тормозит перевод образовательной деятельности на новые стандарты и требования. Эти стандарты и требования получили нормативное закрепление в законодательстве. В частности, речь идет о положениях Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В полной мере они распространяются и на сферу юридического образования. Акцент на содержательное обучение по программам высшего юридического образования приводит к тому, что в Российской Федерации будущих юристов готовят в отрыве от практики, учат их содержательно. В основном такое образование сводится к знакомству с нормами действующего законодательства. Студентов осведомляют о законодательстве, знакомят с его историей, но не развивают, не готовят к встрече с новым законодательством, которое с неизбежностью вскоре встанет на место прежнего. Вследствие этого содержание образования во многом представлено теми законами, иными нормативными правовыми актами и другими документами, которые действуют на время учебы. 2. Основные категории дидактики Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты обучения. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия: Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными - уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. - до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный - воспроизведение без существенных изменений; конструктивный - знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий - знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы. Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Обучение - средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: - теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) -мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания. В современной дидактике под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека. Образование - овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры обучающегося. Результатом является образованность - качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности. Цель - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены усилия. Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели. Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже. Результаты обучения - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. В итоге, компонентом обучения являются: знания, умения, навыки; мировоззрение личности; кругозор и эрудиция; работоспособность; воспитанность, подготовка к жизни и др. ? Глава 2. Педагогическая юриспруденция: сущность и элементы. Понятие «педагогическая юриспруденция» пока не вошло в широкий обиход ни педагогической, ни правовой науки. Однако имеется необходимость включения понятия в категориально-понятийный арсенал обеих этих научных дисциплин, но и развития педагогической юриспруденции как самостоятельного научного и образовательного направления. Педагогическая юриспруденция - одно из наиболее эффективных и перспективных направлений современной государственной образовательной политики и практики, которое пока еще недостаточно методологически и теоретически разработано. В то же время имеются достаточные основания утверждать, что педагогическая юриспруденция, находящаяся на стыке педагогической, правовой, психологической, социологической и иных наук, в наибольшей степени отвечает современным требованиям совершенствования правового образования российского общества. Кроме того, и понятие, и практика педагогической юриспруденции наиболее полно отражают собой насущную и весьма отчетливо осознаваемую сегодня тенденцию универсализации подготовки специалистов, способных профессионально заниматься организацией и осуществлением правового образования и образовательно-правовых процессов, а также управлением этими процессами. Педагогическую юриспруденцию можно и нужно рассматривать еще в двух исключительно важных аспектах: во-первых, как условие и одновременно современную форму возрожденного «правового всеобуча»; во-вторых, как тот значительный пласт правового сопровождения системы образования, который обозначается пока еще дискуссионным в правовой науке понятием «образовательное право». Понимаемая таким образом педагогическая юриспруденция призвана, в конечном счете, решить ряд задач общегосударственного масштаба. Рассмотрим лишь две задачи, выступающие смысловым стержнем всей педагогической юриспруденции как научного и образовательного направления:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
900 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg