Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Национальная идентичность в условиях глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения

one_butterfly 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2021
Целью курсовой работы является изучение влияния глобальных политических и экономических процессов на национальную идентичность на примере США и Великобритании. Для осуществления цели исследования необходима реализация следующих задач: 1. Выбор теоретико-концептуальной основы для проведения сравнительного анализа. 2. Рассмотрение «национальной идентичности» как единицы анализа с точки зрения выбранного подхода. 3. Выявление переменных, определяющих содержание и устойчивость национальной идентичности в условиях глобального мира. 4. Проведение бинарного сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании на основании ряда выбранных маркеров и индикаторов. 5. Интерпретация результатов сравнительного исследования и вынесение практических рекомендаций. Предметом исследования выступает результат влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность. Объектом исследования является феномен национальной идентичности. Методы исследования. Теоретической базой исследования выступает цивилизационный подход, ярким представителем которого является С. Хантингтон. Он рассматривает течение мировой истории с точки зрения борьбы между государствами, идеологиями и цивилизациями. К основным методам исследования относятся дескриптивный анализ, анализ числовых данных, бинарное и региональное сравнение. Использование теории С. Хантингтона и обозначенных методов позволяет установить различия между культурными характеристиками разных цивилизаций и национальных идентичностей, а так же установить причину распространения кризиса национальной идентичности. Структура курсовой работы. Основная часть работы подразделяется на 3 главы по 2 параграфа. Первая глава посвящена теоретико-методологическим аспектам сравнительного анализа влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность. Вторая глава включает в себя непосредственное сравнение на основании ряда выбранных маркеров и индикаторов процессов изменения национальной идентичности в условиях глобализации на примере выбранных стран. Третья глава содержит интерпретацию результатов проведенного сравнительного исследования и практические рекомендации по обозначенной проблеме. Степень научной разработанности темы. В зарубежной науке исследования трансформации национальной идентичности в условиях глобализации представлены в трудах С. Хантингтона, И. Нойманна, С. Кокберн и др. В отечественной науке этот вопрос рассматривается в работах В.Н. Бадмаева, П.К. Гречко, К.Х. Делокарова и др. На данный момент изучено, что основным следствием глобализации является мировая миграция, влекущая за собой сближение, слияние и столкновение культур разных стран. Также, сейчас изучается феномен противопоставления цивилизаций, объединяющих группы стран со схожими ментальными ценностями. И еще предстоит изучить, как слияние культур в условиях глобализации повлияет на национальную идентичность. Гипотеза исследования состоит в том, что глобализация и ее последствия обуславливают кризис национальной идентичности, и сопутствующий ему системный политической кризис. Положения, выносимые на защиту: 1. Устойчивость национальной идентичности является непременным фактором стабильного существования государства. 2. Глобализация, политическая и культурная унификация, рост влияния ТНК и наднациональных политических структур, рост миграции и другие проявления глобализации обуславливают кризис национальной идентичности. 3. Кризис национальной идентичности влечет за собой кризис политических институтов, функционирование которых в западных демократиях рассчитано на наличие сильной национальной идентичности и гомогенной политической культуры.
Введение

Актуальность Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался разрушением биполярного миропорядка, изменением статуса национального государства и переходом к новому типу хозяйствования. Широкомасштабная информатизация и компьютеризация в разы ускорили процесс глобализации. Происходят социальные, политические и экономические изменения, ведущие к расширению связей между государствами и росту их взаимной зависимости. Новые глобальные вызовы и изменение статуса государства порождают противоположно направленные тренды: к повсеместной стандартизации и унификации общественной жизни и политических практик, а также, напротив, к упорному противодействию глобализации и отстаиванию своей национальной и культурной специфики. Современный мир, рождающийся в ходе современных глобализационных процессов, не един; и в условиях политического, экономического и культурного многообразия, человек вынужден искать способы сохранения своей идентичности. Таким образом, проблемой сравнительного исследования выступает преодоление кризиса национальной идентичности в условиях глобального миропорядка на примере стран США и Великобритании.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретико-концептуальная основа для проведения сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность 6 1.1. Актуализация проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации на примере США и Великобритании 6 1.2. Цивилизационный подход к пониманию национальной идентичности (С. Хантингтон) 10 Глава II. Бинарное сравнение влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании 14 2.1. Переменные, определяющие национальную идентичность и ее устойчивость в условиях глобализации 14 2.2. Сравнение кризисов национальной идентичности в США и Великобритании 18 Глава III. Сравнение влияния глобализации и межцивилизационного взаимопроникновения на национальную идентичность 24 3.1. Взаимосвязь кризиса национальной идентичности и кризиса политической системы в условиях глобального мира 25 3.2. Пути преодоления кризиса национальной идентичности в условиях глобального мира 28 Заключение 30 Список литературы 33
Список литературы

1. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева. — Москва: Кучково поле, 2016. — 416 с. 2. Андерсон, Б., Бауэр, О., Манн, М. и др. Нации и национализм / Пер. с англ. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина и др. - Москва: Праксис, 2012.- 416 с. 3. Гобозов, И. А., Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? / И. А. Гобозов. - Москва: Наука, 2018. - 513 c. 4. Караваева, Д.Н. Английская идентичность и ее дискурс / Д.Н. Караваева. - Екатеринбург: УрО РАН - 2016 – 344с. 5. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества 5 // пер. с англ. А.В. Лазарева. - Москва: Праксис, 2011.- 592 с. 6. Тойнби, А. Дж. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации / А. Дж. Тойнби. — Москва: Алгоритм, 2016.–288 с. 7. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. А.И. Башкирова. – Москва: АСТ, Транзиткнига, 2014. – Т. 85– 635 с. 8. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т.А. Велимеева. — Москва: АСТ, 2015. . — 603 с. 9. Гранин, Ю. Д., Национальные государства в глобальном мире / Ю. Д. Гранин. // Известия Российской академии образования. – 2017. – № 3. – С. 40–54. 10. Гранин, Ю. Д. Национальная идентичность в глобализирующемся мире / Ю. Д. Гранин и др. // Вестник РАН. – 2015. – № 9. – С. 805–811. 11. Холл, С. Вопрос культурной идентичности / С. Холл и др. // Художественный журнал. - 2015. - № 77—78. – C. 1-10
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-концептуальная основа для проведения сравнительного анализа влияния глобальных процессов на национальную идентичность 1.1. Актуализация проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации на примере США и Великобритании Проблема национальной идентичности оказалась одной из наиболее актуальных в начале XXI века. В последние годы обсуждение проблем идентичности стало магистральным направлением глобалистики - междисциплинарного научного направления, ориентированного на анализ современного мирового порядка и глобализации. Основой глобализации считаются средства коммуникации и связи, кардинально меняющие взаимодействие отдельных граждан и целых государств и приведшие к взаимопроникновению культур разных народов. Исследователи и ученые приходят к выводу о том, что развитие глобальных экономических, политических и информационных систем ведет к ослаблению национальных государств. А в конце 20 века и начале 21 века становится ясно, что нарастает конфликт между традиционными культурами и националистически настроенными группами. Разные направления развития общемирового социального процесса привели к кризису национальной культурной идентичности населения. Чтобы понять, в чем заключается влияние глобальных процессов на национальную идентичность, определимся с понятием «идентичность». Идентичность (англ. identity) – это многоплановое явление, обладающее сложной структурной организацией и выполняющее, как индивидуально-психологические, так и социокультурные функции. С психологической точки зрения идентичность – это свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях; результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других. В социальном плане идентичность проявляется на основе осознания индивидом своей тождественности с этносом, профессиональной группой, внутригосударственной общностью. Кризис же современной национальной идентичности в Америке, на мой взгляд, стоит начать рассматривать с событий 11 сентября 2001 года, следствием которых стало радикальное изменение настроений в обществе. Гражданская апатия и культурный сепаратизм сменился обостренным чувством патриотизма и готовностью отстаивать «место Америки в мире». Однако за этими проявлениями сплоченности по-прежнему сохранились признаки духовной разобщенности. С. Хантингтон в своем произведении «Кто мы?» справедливо отмечает: «Изобилие американских флагов после 11 сентября явилось не столько свидетельством возросшего осознания национальной идентичности, сколько признаком неуверенности в собственной сути, признаком колебаний в ответе на вопрос, а кто мы такие. Неужели Америке необходим Усама Бен Ладен, чтобы осознать: мы - американцы?». [7, 89] Существуют еще объективные причины обострения проблемы национальной идентичности в американском обществе. К ним относятся и последствия окончания «холодной войны». Распад СССР психологически ослабил значимость национальной стратегии безопасности. Также, поток иммиграции, в том числе испаноговорящего населения, и последствия длительной политики «мультикультурализма». Но наиболее острая проблема явилась в ином направлении – американская идентичность в условиях прогрессирующей глобализации находится в состоянии практически неразрешимого противоречия. Присвоение американской идентичности «особого», «уникального», т.е. именно «национального» статуса, равнозначно полному отвержению ранее распространяемых американских ценностей среди других народов и дискредитирует характерное американцам самоопределение в мире. Если американская идентичность позиционируется, как совокупность бесспорных общечеловеческих ценностей, то она утрачивает свой статус «национальной» и не может стать препятствием для нарастания центробежных культурных ценностей. Данная проблема коснулась не только американского общества. Сегодня проблема национальной идентичности становится актуальной, как никогда ранее и для Великобритании. Постимперский кризис идентичности настиг эту страну и оказался для нее весьма болезненным. Британия, как объединение Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии переживает новый этап самоопределения. Это проявилось в ходе референдума 2014 года о независимости Шотландии и референдуме 2016 года о членстве Великобритании в Европейском Союзе, который запустил процесс отдаления от Брюсселя. Также, в самой Англии наблюдаются существенные перемены в региональной идентичности. Великобритания после распада Британской империи, вполне успешно преодолела кризис постимперской идентичности. Но при этом столкнулась с проблемой деструктивной ностальгии, национализма, этнических конфликтов, расизма, социальной фрустрации. Можно сказать, что перед Великобританией сегодня стоит проблема обновления национальной идентичности. Укрепление транснациональной экономики и международно-правовой системы, экуменического движения и мировых информационных систем, синтез классических идеологий и формирование усредненных стандартов социального обеспечения стирает привычное пространство идентификации. Идентичность начинает «сужаться» до уровня субкультур. Размывание национальных и культурных границ заставляет людей все более целенаправленно искать «собственное» социальное окружение, придавать гипертрофированное значение расовой или конфессиональной принадлежности, общим «историческим корням» или политическим мифам. В этом свете, проблема идентичности так же продолжает быть полем конфликтного противоборства социальных, идейных, политических сил, каждая из которых стремится подавить другие и установить свой план цивилизационного движения. Поиск идентичности или же попытки ценностного, культурного самоопределения, прежде всего, рассматриваются, как защитная реакция в условиях глобализации, а потому трактуется, как источник нарастающей социальной напряженности. Однако очевидно, что не меньшую роль в обострении кризиса идентичности имеет и сложная перестройка социальной организации непосредственно западного общества. 1.2. Цивилизационный подход к пониманию национальной идентичности (С. Хантингтон) Произведение Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в котором ученый сделал заявление о том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций, явилось первой попыткой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века. Большую известность получила концепция ученого о «столкновении цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. [8, 235] Мир Хантингтон рассматривает в рамках восьми цивилизаций (вдоль которых проходят «линии разлома»). А именно: синская (китайская), японская, индуистская, исламская, православная (с центром в России), западная, латиноамериканская и возможно африканская цивилизации. Самюэль Хантингтон, также, при этом отмечает момент доминирования Запада над остальными цивилизациями, и критикует страны запада за попытки навязать принятые ценности остальному миру. Говоря об «универсальной цивилизации», общей для человечества и в своем становлении связанной с модернизацией языка, культуры, религии, Хантингтон обнадеживает, что хоть данная концепция и является продуктом западной цивилизации, она не обязательно обозначает вестернизацию остальных семи цивилизации. «На фундаментальном уровне мир становится более современным и менее западным». [8, 251] Структура цивилизация по Хантингтону представляется следующей: «В мире после «Холодной войны» страны соотносятся с цивилизациями, как страны-участницы, стержневые государства, страны-одиночки, расколотые страны и разорванные страны». [8, 302] Страна-участница – это страна, полностью отождествляющая себя в культурном плане с одной цивилизацией. Например, Египет с арабско-исламской цивилизацией. Цивилизация также, может включать в свой состав народы, разделяющие ее культуру и отождествляющие себя с ней, но живущие в странах с доминирующим числом представителей других цивилизаций. В цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые воспринимаются ее членами, как фундаментальный источник культуры этой цивилизации. Такие источники чаще всего располагаются в одной стержневой стране или странах цивилизации, то есть наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране или странах. Страна-одиночка – это страна, не имеющая культурной общности с другими обществами. Например, Эфиопия является изолированной из-за доминирующего языка – амахарского, религии – коптского православия, на фоне преимущественно исламских государств окружающих ее. Расколотые страны – это страны с большими группами людей, которые принадлежат к различным цивилизациям. Такие расколы и сопровождающее их напряжение часто приводят к тому, что основная группа людей, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну, как свой политический инструмент и сделать государственными свои отличительные черты в виде языка, религии. Например, индуисты и мусульмане в Индии, и Малайзии. Расколотые страны, находящиеся на линии разделения цивилизаций сталкиваются с особенно серьезными проблемами при поддержании целостности. Разорванные страны – это те, в которых социальные явления привели к разлому в обществе, когда самобытность нации вошла в противоречие с прозападной ориентированностью элит. Например, Россия после реформ Петра I и Турция после реформ Ататюрка. С. Хантингтон полагает, что нации-государства останутся главными субъектами будущих конфликтов, но конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими разным цивилизациям. Линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих «фронтов». [8] Эти конфликты произойдут по ряду причин: 1) различия между цивилизациями наиболее существенны и неизменны, они более фундаментальны, чем политические и идеологические расхождения; 2) рост цивилизационного самосознания, углубление понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации; 3) ослабление роли нации-государства как источника идентификации и появление религиозных фундаменталистских движений; 4) борьба не западных стран с находящимся на вершине своего могущества Западом; 5) жёсткая устойчивость культурных особенностей и ещё более резкое религиозное разделение людей; 6) усиление экономического регионализма, успех которого укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. Хантингтон, проводя линии разлома цивилизаций, указал места будущих конфликтов: • Культурный разлом Европы на западное христианство с одной стороны, и православие и ислам с другой (линия разлома между западной и исламской цивилизацией) • Арабо-исламская цивилизация находится в постоянном антагонистическом взаимодействии с языческим, а сегодня по преимуществу христианским чернокожим населением Юга. • Конфликт между православным и мусульманским населением на северных рубежах исламского региона. • Борьба между мусульманами и индусами, которая выливается в соперничество Пакистана и Индии, а также усиления религиозной войны внутри Индии. [8] В связи с этим Самюэль Хантингтон говорит о сплочении цивилизаций, выражающемся в «синдроме братских стран», который приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества. Данный подход привлек внимание исследователей и общественности во всем мире в 90-е гг. в свете этнических конфликтов на территориях СССР и других частях света. Также, говоря об идеологии, С. Хантингтон признавал, что между идеологиями и религиями много общего, он в то же время видел между ними принципиальную разницу. «Любая религия непременно обращается к потусторонней силе, тогда как идеологии ограничиваются пределами «земного» мира или, по крайней мере, не отводят теологическим проблемам центрального места». Таким образом, подводя итог главы, можно сказать, что эпоха процессов глобализации способствует увеличению противоборствующих сторон в мире. И возможные между ними столкновения в будущем будут характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, религию, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых, катастрофическими последствиями в связи с увеличением, а значит и усилением военной мощи сторон конфликта. По Хантингтону, конфликты заключены в цивилизационной сути идентичности, которая представляет собой сформированную картину мира данной нации (и шире — цивилизации). Большую угрозу Самюэль Хантингтон видел в, упомянутой выше, неразумной Западной политике насаждения демократии другим странам, что также радикализирует общество, подогревая отторжение чужого культурно-цивилизационного влияния и подталкивая к созданию антизападных альянсов. [8] Глава II. Бинарное сравнение влияния глобальных процессов на национальную идентичность в США и Великобритании 2.1. Переменные, определяющие национальную идентичность и ее устойчивость в условиях глобализации Большое значение в понимании идентичности имеет ее социально-психологический аспект. Данный аспект отражен в концепции менталитета. С социально-психологической точки зрения, национальный менталитет является структурой сохранения и воспроизводства национальной культурной идентичности. Фундаментальная характеристика менталитета – устойчивость. Устойчивость менталитета рассматривается, как способность психологических установок противостоять внешнему воздействию, нацеленному на его разрушение, и обуславливает постоянство идентичности. Существуют следующие классификации идентичностей. Их разделяют на «индивидуальные», «групповые», «локальные» и «фундаментальные». Фундаментальные - расовые, этнические, национальные и цивилизационные идентичности, обусловленные антропологическими, культурными и религиозными различиями людей. Как утверждает Б. Андерсон, «идентичности следует рассматривать как индивидуальные и групповые конструкты – вербализованные результаты отнесения к «воображенным общностям», определяемые предшествующим воспитанием, образовательным и культурным опытом и наличествующим в данный момент окружением: политическими ландшафтами, информационными и культурными пространствами, в которые индивиды и группы помещены и в которых они существуют». Каждый человек - носитель комплекса идентичностей, часть которых постоянна, а другие актуализируются вместе с изменением его географических и социокультурных условий жизни. [2, 273] Рассматривая дискурс о формах кризиса национальной культурной идентичности и его связи с социальными процессами, следует отметить, что главным социальным процессом учеными признается глобализация, которая является основным фактором, приведшим к переоценке национальной идентичности. С. Хантингтон утверждал, что в связи с процессом глобализации «кризис идентичности, охватил все крупные государства Европы, Азии и Америки, в которых идет процесс фрагментации национальной идентичности, которой «пришлось уступить место идентичностям субнациональным, групповым и религиозным» из-за роста потоков миграции, способствовавших появлению в национальных государствах инокультурных образований, не интернирующихся в национальную культуру». [8, 467] Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным фактором кризиса национальной культурной идентичности является глобализация. Глобализация как социокультурный процесс связана с изменением направления мировых процессов с национально-государственных на интернациональные. Процесс интернационализации означает, что весь мир включается в единую систему общественно-исторической, предметно-практической деятельности, связей и отношений. Глобализация предполагает интенсификацию локальных национально-государственных связей и отношений. Возрастающая интенсивность национально-государственной деятельности, связей и отношений способствует распространению по всей планете тех форм культуры, которые представляются, как наиболее оптимальные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Основываясь на этом, в процессе глобализации происходит унификация локальных национально-государственных связей и отношений. Основой этой унификации является формирование всемирной системы разделения труда, политических институтов, информации, транспорта. В современную эпоху процесс глобализации развивается на основе информационно-коммуникативных технологий. Поэтому исследователи считают, что угроза идентичности обострилась с информационной революцией, с появлением новых компьютерных технологий. Эти технологии дали возможность каждому человеку стать частью глобального мира. Процесс глобализации напрямую связывался с изменением непосредственно структуры человеческого сознания. Отличительной чертой глобализации является социальная и интеллектуальная мобильность. Это возможно благодаря появлению новых профессий и сфер деятельности, интернационализации рынка труда. Социальная и интеллектуальная мобильность приводит к размытию традиционного представления о внешнем мире, как о недоступном пространстве. В данном случае понятие «глобализация» понимается, как выход за пределы изначально обозначенных рамок социального пространства, с которым человек должен взаимодействовать. Ученые также отмечают проблемы идентичности на уровне конфессий. Во время глобализации отношение к религии получает политическую окраску, а, следовательно, становится действенным идеологическим фактором воздействия. Выделяют две характеристики национальной идентичности — общность и отличительность. Общность — степень гомогенности нации, которая достигается своей историей, территорией, религией. Отличительность показывает, насколько похожа или отлична данная нация от других.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg