Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Особенности социальной адаптации иностранных студентов в России

one_butterfly 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Актуальность исследования обусловлена также тем, что наличие иностранных студентов в университетах является ключевым элементом интернационализированного развития высшего образования страны, который способствует формированию положительного имиджа государства, является гарантом высокой качественной образовательной услуги и способствует повышению привлекательности высшего учебного заведения в мире и на международном рынке образовательных услуг. Как следствие огромное количество людей, стремящихся получить хорошее образование, поступает из стран с менее иными качественными показателями социального развития в те, где они выше. Аналогичная ситуация наблюдается в России, куда приезжают молодые люди из Центральной Азии, чтобы получить университетское образование. В совершенно иной социокультурной и образовательной среде иностранные студенты переживают серьезные этнические, культурные, бытовые и другие трудности. В течение последних десятилетий международный рейтинг российских вузов медленно, но неуклонно растет, и в результате все больше иностранных студентов поступают в высшие учебные заведения России. Таким образом, адаптация студентов-иностранцев к образовательной среде российского вуза- это комплексное и значимое явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных устудентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей пофесии поэтому данная проблема требует дальнейшего исследования. Состояние и степень научной разработанности темы исследования Понятие «адаптация» (от лат. adapto – приспособление) возникло в биологии для обозначения процесса приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) к условиям окружающей среды. Материалистическое решение проблемы развития адаптации впервые предложил Ч. Дарвин, показав, что адаптация возникает в результате действия естественного отбора . Различают адаптацию как процесс и адаптированность как наиболее устойчивое состояние организма в новых условиях (результат процесса адаптации). С точки зрения физиологических резервов организма, различают срочную и долговременную адаптацию. Согласно социологическому словарю, адаптация –процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды . В психологический аспекте адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами . Поскольку и человек, и среда постоянно изменяются, адаптация оказывается фундаментальной основой существования. Несмотря на различия между социальной, физиологической, психологической, биосоциальной, социокультурной и прочими видами адаптации, в реальности, переплетаясь, они оказываются отдельными аспектами единого процесса. В отечественной литературе насчитывается около 30 определений адаптаций, употребляемых в социальных науках. Их авторами в разные годы выступили целый ряд ученых, среди которых –Д.С.Артемов , М.Р.Битянова , Т.Н.Вершинина и другие. Собственно термин «адаптация» впервые был введен в научный оборот немецким ученым-физиологом Г. Аубертом (1865 г.), который обозначил ее как приспособление кожных анализаторов к действию внешних раздражителей . Биологические механизмы и детерминанты процесса адаптации изучались классиками естественно-научного знания, такими как Ч. Р. Дарвин, который был упомняут выше, К. Бернар (гипотеза о постоянстве внутренней среды любого живого организма, жизнь которого возможна благодаря способности поддерживать благоприятные для своего существования элементы внутренней среды) и У. Кеннон («гомеостаз» как подвижное равновесие системы, сохраняемое через ее противодействие внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие). Известные социологи видели актуальность проблемы адаптации всегда. Начиная с XIX века, ученые изучали социальную адаптацию. Одним из первых социологов, кто заговорил о социальной адаптации, стал один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм, который рассматривают социальную детерминацию через противопоставление пары «норма – патология» . Среди классиков социологической науки проблему социальной адаптации затрагивали также М. Вебер , Г. Спенсер . В XX веке социальную адаптацию активно изучали известные в настоящее время социологи. Так американский социолог, представитель структурного функционализма Т. Парсонс утверждает, что человек «вбирает» в себя имеющиеся в обществе ценности, нормы и традиции в процессе взаимодействия с другими людьми, в итоге становится частью социальной системы. Адаптация происходит благодаря личностным механизмам усвоения норм и ценностей, заложенных в социальной среде. Ученый использует понятия «социальная среда» и «адаптация», выделяя, что человек взаимодействует с небольшой частью общества. И таким образом, адаптация – это баланс ожиданий человека и социальной среды . Также социальная адаптацию изучал известный социолог Р. Мертон. Например, в своем исследовании «Социальная структура и аномия» ученый уделил внимание анализу типов девиантного поведения, которые он исследовал как реакцию на напряжение социальной структуры и деформации. Адаптацию в своих работах изучал и американский футуролог и социолог Э. Тоффлер, который был один из авторов концепции «Информационная цивилизация». Социолог утверждает, что люди столкнутся с проблемами адаптации к новым условиям существования. Общество будет переживать, по его мнению, «футорошок». Футорошок есть болезнь индивида,наступающая из-за страха перед неизбежностью социальных изменений и неспособностью приспособления к требованиям среды. Главная задача перед обществом – это суметь адаптироваться не только к уже имеющимся изменениям, но и к тем, которые только планируются . Отечественные исследователи С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая считают, что процесс адаптации содержательно представляет собой активное формирование стратегий совладания со стрессогенной ситуацией посредством механизмов разных уровней регуляции. В своих исследованиях они показали, что мотивационно-волевые стратегии выступают в качестве системообразующего фактора адаптации, определяющего интенсивность и направленность активационно-энергетических, когнитивных и эмоционально-оценочных процессов, обеспечивающих деятельность личности . К вопросу адаптации иностранных студентов за границей чаще обращаются западные социологи, представители антропологической и психологической науки. Это связано с актуальностью международных обменов для западных стран и высоким уровнем социальной и географической мобильности западной молодежи (в более широком понятии, «образ жизни»). Поэтому на проблемы психологической, социальной и культурной адаптации студенческой молодежи следует обратить большее внимание. Также изучением социальной адаптации занимались среди отечественных психологов Г.М. Андреева , И.А. Красильников, Ю.С. Тюлькина . Среди западных классиков социологии Дж. Мид , а также представители отечественной научной мысли - Л. В. Корель , А. Свиридов . Среди западно-европейских социологов XIX века изучению отдельных аспектов социальной адаптации уделяли внимание О.Конт, Д.С.Милль . Исследованию молодежи как социальной группы посвящены работы отечественных социологов, таких как С.А. Иконникова , Е.А.Омельченко , В.И.Добрынина , Т.Г. Стефаненко , Л.В. Корель . Непосредственно вопросом социальной адаптации, в том числе молодежи, занимались К.В. Рубчевский , Н.А. Свиридов . Адаптация студентов к социокультурной среде отражена в работах Е.В. Афониной , А.Б. Гросса , С.Ю. Родоновой , Д.Г. Арсеньева , В.А. Ядова и другие. Проблеме социокультурной адаптации иностранных студентов посвящены диссертационные работы Тьерри.Л , Анн-Вилсон, Людмила Федоровна . Однако в данных работах отсутствует целостное видение проблемы социальной адаптации студентов в России. В основном работы ученых направлены на изучение адаптации работников, школьников,мигрантов, но не иностранных студентов в России, что свидетельствует о недостаточной степени разработанности темы и обусловливает необходимость проведения данного исследования.Теоретико-методологические основы исследования В данной курсовой работе мы будем опираться на модель адаптации по П.С. Кузнецову. Ученому удалось успешно систематизировать и классифицировать существующие в зарубежной и отечественной науке подходы к изучению понятия «социальная адаптация». Среди них ученым были выделены следующие: гомеостатический подход; адаптация как приспособление; адаптация как включение в социальную среду; рациональный подход; адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации; адаптация как развитие субъекта адаптации; взаимодействующий подход. Немало значимой является когнитивноповеденческая модель реакций на стрессогенные раздражители, предложенная В.Н. Григорьевой и В.Н. Тхостовым, в которой выделены четыре группы адаптивных когнитивно-поведенческих реакций человека на стрессовое воздействие: 1. Подавление человеком агрессии (бегство, уход) и мирное разобщение (самоудаление) с «противником»; 2. Поведенческое выражение агрессии и насильственное расставание с сопротивляющимся «противником»; 3. Поведенческое выражение агрессии и сближение с сопротивляющимся «противником» (наступление, нападение, завоевание), завершающееся его насильственным преобразованием; 4. Подавление человеком своей агрессии (стимулирование перемен в себе), проявление благорасположения к тревожащему объекту. Каждый из типов поведенческих реакций имеет множество вариантов . А.А. Реаном была предложена модель адаптационных жизненных стратегий. . Им выделены следующие виды: 1) активное изменение ситуации; 2) активное изменение свойств своей личности; 3) активный поиск новой социальной среды с более высоким адаптационным потенциалом для данной личности и для ее развития; 4) вероятностно-комбинированный (включает в себя компоненты вариантов вышеприведенных «чистых» типов); 5) пассивная дезадаптация (пассивное принятие требований, норм, установок, ценностей социальной среды без включения процесса самоизменения, самокорррекции и саморазвития). Автор считает, что при выборе стратегии адаптации личностью оцениваются: а) требования соци-альной среды (сила, степень враждебности, степень ограничений потребностей и т.п.); б) собственный потенциал личности в плане самоизменения (адап-тационный потенциал);в)цена усилий (физиологи-ческая, психологическая) . Американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий для раскрытия темы представляются существующие концепции социальных установок или «аттитюдов». В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. У. Томас и Ф. Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» . Важной для изучения социальной адаптации является работа известного социолога Р. Мертон. Например, в своем исследовании «Социальная структура и аномия» ученый уделил внимание анализу типов девиантного поведения, которые он исследовал как реакцию на напряжение социальной структуры и деформации. Под аномией Р. М?ртон понимал состояние сознания личности, которое характеризуется разложением системы ценностей и идеалов. В рамках данной работы мы также будем опираться на концепцию «культурного шока», предложенную К. Обергом. Ученый исходил из идеи, что вхождение новую культуру сопровождается неприятными чувствами — потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Объект курсовой работы –иностранные студенты. В качестве предмета исследования выступают особенности социальной адаптация иностранных студентов в российских вузах. Цель исследования – выявить основные проблемы иностранных студентов, связанные с социальной адаптацией в России, а также определить наиболее эффективные методы для улучшения адаптивного процесса студентов-иностранцев. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: ? выявить основные подходы к определению понятия «социальная адаптация» среди зарубежных и отечественных социологов; ? охарактеризовать социальную адаптацию как механизм социализации личности; ? определить ключевые факторы и инструменты социальной адаптации; ? выявить основные возарстные и личностные особенности студентов; ? описать основные проблемы социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах; ? выявить механизны успешной адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере МГУ им. М.В. Ломоносова). Научная значимость исследования заключается в возможности применить полученные результаты в дальнейшей научной разработке проблематики социальной адаптации иностранных студентов в России. Практическая ценность исследования сводится к тому, что материалы исследования могут быть использованы при разработке дисциплин «Социология образования», «Социология молодежи», « Социология коммуникаций», « Социология быта, здоровья и образа жизни», применены при разработке международных проектов между вузами разных стран, развитие волонтерских программ по поддержке иностранных студентов. Структура и объем курсовой работы Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем курсовой работы ___ страниц. (до списка литературы).
Введение

Актуальность темы исследования Актуальность темы исследования обусловлена сложностью социокультурного адаптационного процесса иностранных студентов в России, количество которых за последние несколько лет значительно выросло. Согласно данным исследования о количестве иностранных студентов в РФ, всего за первые два квартала 2019 года в страну въехали 181, 5 тыс. студентов. Страны, откуда приехало больше всего учащихся, — Казахстан, Китай и Узбекистан — 59,3 тыс., 21,2 тыс. и 14 тыс. соответственно. На четвертом месте — Украина, оттуда прибыли 13,7 тыс. студентов. Кроме того, в Россию едут учиться из Ирана, Индии, Южной и Северной Кореи, Египта, Марокко, Вьетнама, США, Великобритании и других стран. Численность иностранных студентов в России продолжит расти, полагает советник директора Международного центра научной и технической информации Ольга Андреева: «Цели по увеличению количества иностранных студентов прописаны в федеральном проекте «Экспорт образования». С каждым из ректоров заключен эффективный контракт, согласно которому должен обеспечиваться рост количества иностранных студентов и преподавателей» , — указала она. С 2019 по 2020 год количество студентов — иностранных граждан, согласно проекту «Экспорт образования», должно возрасти с 241 тыс. до 425 тыс. человек. На реализацию проекта выделено 107,5 млрд рублей . Отсюда следует, что иммиграция студентов в Россию с каждым годом увеличивается. Но процесс социокультурной адаптации не является простым, так как иностранные студенты сталкиваются с множеством трудностей, среди которых – языковая адаптация и преодоление языкового барьера, влияние климатического фактора и географических условий, коммуникативные трудности, трудности при организации повседневного быта и планировании своего свободного времени, различие в одежде и моде, психофизиологические трудности, учебно-познавательные трудности и другие . Поэтому вопрос эффективной адаптации иностранных студентов играет важную роль для развития российской системы образования в сфере конкуренции на международном рынке образовательных улуг, а привлечение иностранных студентов в нашу страну и их успешная адаптация является интересами не только образовательных заведений, но и самого государства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации § 1. Основные подходы к определению понятия «социальная адаптация» § 2. Социальная адаптация как механизм социализации личности § 3. Ключевые факторы и инструменты cоциальной адаптации Глава 2. Социальная адаптация иностранных студентов в российских вузах § 1. Возрастные и личностные особенности студентов § 2. Основные проблемы социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах § 3. Механизны успешной адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере МГУ им. М.В. Ломоносова)
Список литературы

Отрывок из работы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации § 1. Основные подходы к определению понятия «социальная адаптация» Существует множество подходов к определению «социальная адаптация». Например, Социальная адаптация в терминологии Э. Дюркгейма – это усвоение индивидом социальных норм, их интериоризация. Адаптация индивида и адаптация общества качественно и количественно единый процесс, а термины «адаптация» и «социализация» – синонимы. Однако нормативная модель общества далеко не идеальна. Позитивистская концепция представляется необходимым, но не достаточным методологическим основанием для раскрытия теории социальной адаптации . Г. Спенсер в своей «теории равновесия» понимает адаптацию как устойчивое уравновешивание организма (личности) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства . Не менее интересным является взгляд на социальную адаптацию Т. Парсона. Его концепция «равновесного общества» заключается в балансе между потребностями индивида и социальной средой, осуществляющемся в процессе усвоения индивидом важнейших социальных норм, доминирующих в данной среде. Есть равновесие – общество стабильно, нет равновесия – социальный конфликт. Отсюда важнейшая задача общества – стремление к этому равновесию, хотя, по мнению ученого, достичь абсолютного равновесия невозможно. И потребности индивида, и социальные нормы – величины динамические, их совпадение может произойти только случайно и на короткий промежуток времени. Представитель американской социологической теории использовал термины «адаптация» и «социальная среда», отмечая, что человек всякий раз взаимодействует не с обществом в целом, а с небольшой его частью. Т. Парсонс разработал функциональную систему измерения взаимодействия индивидов и социальной среды в русле социоцентрического подхода . При этом адаптация интерпретировалась как баланс взаимных ожиданий индивида и социальной среды. По представлениям П. Бергера и Т. Лукмана, начиная с некоторого периода личностного развития, человек сам создает для себя нечто, заменяющее ему социальные нормы, и руководствуется ими в своей деятельности . При этом возникает ситуация неэквивалентности объективно существующего мира и мира, сотворенного самим человеком. Адаптация предназначена для согласования, сбалансирования этих сущностей. Анализ содержания социальной адаптации должен быть дополнен определением ее роли в жизнедеятельности человека и социальной среды. Социальное назначение адаптации реализуется через ее функции. Функциональное назначение социальной адаптации, как полагает О.А. Власова, заключается в отражении, прежде всего, межличностных связей и отношений в процессе жизнедеятельности людей с позиции сохранения как личности, так и среды. Подчеркивая мобилизующую функцию социальной адаптации, советский и российский социолог Л.А. Гордон пишет, что адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в освоении меняющегося типа целостной системы общественных отношений, а также в способности пережить чрезвычайные ситуации. Отмечая особенности адаптационных процессов в периоды революционных потрясений и переходных кризисов, Л.А. Гордон выделяет первичную социальную адаптацию . По его мнению, она выражается в принятии общей направленности перемен и в приспособлении к такому минимуму меняющихся условий, при которых освоение совокупности сдвигов, «врастание» в новую жизнь все-таки предпочтительнее тотального неприятия новых порядков и непримиримой борьбы с ними. Логично предположить наличие вторичной социальной адаптации, под которой, вероятно, следует понимать преодоление инерции сознания, психологического дискомфорта, непривычности новых форм жизни. Ряд авторов в качестве результата социальной адаптации рассматривают согласование требований и ожиданий обеих сторон. О конечности адаптации говорит также Т.Л. Кончанин, хотя и несколько в ином ее понимании. Рассматривая адаптацию как целостный процесс становления личности, автор связывает ее завершение с периодом, когда человек активно включается в общественную, трудовую, политическую и культурную жизнь. При этом даже самый высокий уровень не означает конечность адаптации. Вопрос о конечности социальной адаптации является неправомерным, поскольку уже сам термин «конечность» (результат) предполагает полное завершение чего-либо. В ходе же социальной адаптации мы анализируем взаимодействие двух систем, которые не являются статичными ни на мгновение, а находятся в постоянном развитии/динамике. Поэтому целесообразнее говорить не об адаптированости, а об уровне адаптации. Можно заключить, что адаптация – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс, характеризующийся динамичностью и относительной устойчивостью. И.А. Милославова считает, что структура социальной адаптации состоит из двух взаимообусловленных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Адаптивная ситуация характеризуется изменением в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую. Под адаптивной потребностью подразумевается стремление личности привести в соответствие с изменившимися условиями социальной среды свои шаблоны поведения, привычки, представления. В структуре адаптации Л.Л. Шпак выделяет следующие компоненты: адаптивные потребности, цель, установку, ожидания, притязания, мотивы, адаптивные способности, ролевые позиции и практические действия. При этом «адаптивная установка связывает все структурные элементы социокультурной адаптации в органическое целое» . Установка на достижение цели, отражающая потребности, помогает человеку занять активную позицию в адаптивной ситуации и затем реализовать ее (ролевую позицию). Социальная адаптация – это система признаков, сообразных целям, мотивам и особенностям, как отдельной личности, так и социальной среды, а также сформированных человеком для реализации своих интересов в этой среде. Движущая сила социальной адаптации – человек, который осознанно или неосознанно, рационально или эмоционально моделируя свое поведение, способствует развитию и личности и среды. § 2. Социальная адаптация как механизм социализации личности. Важно отметить, что не существует общих для всех правил успешной адаптации: подготовка к этому этапу «жизненного сценария» требует освоения практических навыков. Это связано с особенностями субъективного восприятия, жизненных возможностей, социального капитала и изначально сложившихся условий первичной и вторичной социализации. В процессе социального познания формируется ряд представлений о «должном» и задаются критерии оценивания реальности. Вопрос о соотношении адаптации и социализации является наиболее актуальным при изучении данной проблемы. Большое количнство ученых утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм. Так, А.П. Растигеев и Т. Парсонс считают, что адаптация является тем мощным механизмом, благодаря которому человек формирует базу для качественно новой ступени социализации. Социализация же, в свою очередь, – это необходимое условие адаптации. Она подготавливает адаптацию, создает для нее почву, так как несоциализированный человек не способен адаптироваться к социуму . Социальная адаптация является одним их основных инструментов социализации, одним из путей более полной социализации. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальнопсихологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результатом этого процесса . Социализация понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам . Социально-психологическая адаптация по своим результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации – перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение . Учитывая, что автоматический перенос социальных практик и навыков, которыми человек владел в географическом и социальном пространстве родной страны, на пространство инокультурной среды невозможен, происходит деформация привычных образцов восприятия, что влечет соответствующие трудности в оценке и регулировании своего поведения в новых условиях. Изучение предпосылок и механизмов, условий и агентов адаптационного процесса, влияющих на его эффективность, позволит подойти к оценке и решению проблемы межкультурной адаптации с более объективных позиций. Важно понять не только специфику, но и общие механизмы адаптационного процесса инокультурной среде, участником которого становится студенческая молодежь. § 3. . Ключевые факторы и инструменты cоциальной адаптации Для успешной адаптации необходимо знать принципы,существующие в данном обществе. Как раз об это говорит Э. Дюркгейм. Французский социолог говорит про конкретное место каждого человека в обществе. По его мнению, социальная система поддерживает «нормативных» людей, людей которые живут по принципам, установленным в обществе. Но «нормальность» социальной целостности не так уж и легко поддержать. Только жесткий контроль над людьми будет поддерживать «нормальность» общества, и поэтому социальная система должна быть сурова к людям, которые пытаются игнорировать «нормы». Он говорит, что если рассматривать интересы или потребности общества, то именно у человека, который соответствует нормам, будет высокий уровень адаптации. Социальная система же будет иметь высокую адаптирующую способность к этому человеку, и тот же принцип действует в обратную сторону. Человек, не принимающий нормы социальной сферы, в которой он живет, не будет адаптирован к ней, под этим и понимается патология. Он считает, что адаптация человека и адаптация общества – это единый неразрывный процесс, соответственно «социализация» и «адаптация» – это синонимы . Однако позитивиская концепция Э. Дюркгейма не в полной мере раскрывает теорию социальной адаптации, и М. Вебер обосновал детерминацию человека в своей концепции рациональности. Ученый считает, что субъективное желание – это основа деятельности человека, а действия он назначает для достижения конкретной цели. Чаще всего действия выполняются с помощью социальных норм (про которые говорил Э. Дюркгейм). Но М. Вебер уточняет, что нормативное поведение человека обусловлено уровнем рациональности. Человек знает, как достичь своей цели при заранее сформированном уровне затрат. Однако, чаще всего человек с помощью рациональности старается снизить собственные затраты и получить таким образом определенные преимущества. И если это «патологическое» действие удастся, то оно может привлечь других людей и стать «нормальным». Таким образом, М. Вебер полагает, что адаптирован тот человек, который наиболее «рациональный» , а не «нормативный». Социолог в своей концепции рациональности указывает на первичность человека и вторичность общества, а это имеет большую значимость в понимании социальной адаптации. Основными механизмами, с помощью которых осущетсвляется адаптация по Т. Парсонсу явзяются: познавательный механизм; защитный механизм (используется в случаях, когда между потребностями возникает противоречие); механизм приспособления. Таким образом, социолог говорит, что если равновесие есть, значит, общество стабильно, когда равновесия нет, начинается социальный конфликт. Должен быть баланс между потребностями людей и социальной средой. В процессе этого баланса происходит усвоение индивидом социальных норм, которые приняты в данной социальной среде . Один из самых известных социологов Р.Мертон расскаматривал такое явление как «аномия». Под аномией ученый понимал состояние сознания личности, которое характеризуется разложением системы ценностей и идеалов. Противоречие между нормами культуры и существующими средствами достижения целей является причиной аномии. Автор приводит «типологию способов индивидуальной адаптации» : конформизм; инновация; ритуализм; ретризм; мятеж. Первый тип, конформизм, означает согласованность индивида с социальными целями и общественно одобряемыми способами их достижения. Он говорит, что этот тип противоположен девиантному. Конформисты зависимы от общественного мнения, социальных стандартов и установок с целью своей безопасности. Конформистское поведение делает общество более стабильным и упорядоченным. Чем больше конформистского типа адаптации в обществе имеется, тем больше общественный порядок надежный и устойчивый. Следующий способ адаптации – инновационный. Он предполагает новый поиск средств достижения цели, обязательно средств, которые одобряются обществом. Автор приводит в пример мошенничество, рэкет, шантаж, с целью получения огромной прибыли. Третий способ адаптации – это ритуализм. Этот способ связан с безудержным стремлением к успеху. Р. Мертон отмечает, что это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам. Четвертый способ: ретризм – это и способ адаптации, и тип девиатного поведения, который характеризуется бегством от реальности. Ретризм обозначает способ изоляции от общества, полный отказ от взаимодействия с ним. Этот тип присущ маргиналам, которые создают свою пассивную субкультуру. Ретризм, как способ адаптации, презирают, так как люди отказываются от целей в жизни и принятых в обществе способов их достижения. И последний пятый способ адаптации – это мятеж. Этот способ характеризуется отказом от принятых в обществе целей и средств их достижения и их замену на новые цели и средства. Мятеж – радикальный способ адаптации, он проявляется во внутренней и внешней активности его субъектов, в желании изменить общество, прибегая к таким методам, как революция. Именно эти способы социальной адаптации, по мнению Р. Мертона, и являются основными проводниками взаимодействия и равновесия между личностью и обществом, которые смогли бы снизить социальное отклонение в поведении индивидов. Таким образом, можно резюмировать, что адаптация – это один из важнейших процессов в жизни индивида, и известные социологи в своих теориях доказали это. Большинство социологов сходятся во мнении, что адаптация влияет на развитие индивидуальных характерных особенностях личности, а также на развитии общества в целом. Согласно точке зрения Р. Линтона, одним из важнейших условий выживания, приспособления индивида к новой среде является способность общества предоставлять ему безболезненные выходы из сложившейся ситуации; если общество дезориентирует и подавляет личность в одних направлениях, то оно должно дать ей возможность компенсировать утраченное в других направлениях . Почти каждый современный человек слышал такое выражение как «культурный шок». К.Оберг выделил следующие симптомы культурного шока: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, недостаток уверенности в себе, бессонница, чувство изнеможения, злоупотребление алкоголем и наркотиками, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям. К. Оберг (Furnham, Bochner, 1986) выделил шесть аспектов культурного шока: 1. Напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации. 2. Чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности). 3. Чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их. 4. Сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации. 5. Неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий. 6. Чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой. Многие ученые выделяют внешние и внутренние факторыю. В первую группу входят параметры окружающей человека среды – социальной и предметной, во вторую – индивидуальные характеристики личности. Придерживаясь данного деления факторов адаптации, И.А. Георгиева выделяет следующие личностные (внутренние) факторы: социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение), ценностные ориентации и ряд психологических свойств личности. Внешние факторы представлены, по ее мнению, комплексом параметров, связанных с видом деятельности группы, членом которой является индивид . Для более глубокого изучения факторов адаптации ряд авторов считает необходимым выявление связи адаптации с частными параметрами индивидуальности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что субъект деятельности может вполне понимать объективное значение ситуации, но в его отношение к ней как бы вклиниваются личностные смыслы, которые и управляют его поведением . В подтверждение сказанного можно привести выводы, к которым пришла М.А. Шабанова в своем исследовании. Она показала, что свободолюбивые, т.е. те, у кого свобода выбора входит в число важнейших жизненных ценностей, адаптируются легче, чем те, для кого свобода не представляет особой значимости. Другим важным условием, влияющим на процесс адаптации, является прошлый опыт человека. Фактор, отражающий роль социального опыта, в научной литературе получил название «условие предшествующей адаптации». На это обстоятельство обращает внимание Ю.А. Левада: «Результатом советского эксперимента стал не столько тотально новый человеческий тип, сколько человек, тотально приспособившийся к советской реальности, готовый принять ее как безальтернативную данность... Безальтернативность придавала всеобщей приспособленности значение привычки, т.е. не расчлененной и не подлежащей анализу массово-поведенческой структуры» . Но даже самая устойчивая адаптация не означает полной ассимиляции человека с системой социальных требований. Вообще в каждых категориях социальная адаптация проходит по-разному. Например, молодежь,в особенности инострынные студенты переживают этот процесс совсем по-другому.Изучение предпосылок и механизмов, условий и агентов адаптационного процесса, влияющих на его эффективность, позволит подойти к оценке и решению проблемы межкультурной адаптации с более объективных позиций. Важно понять не только специфику, но и общие механизмы адаптационного процесса инокультурной среде, участником которого становится студенческая молодежь. Глава 2. Социальная адаптация иностранных студентов в российских вузах § 1. Возрастные и личностные особенности студентов Социальная адаптация иностранных студентов не всегда преполагает адаптацию именно молодежи. Но все равно большая часть студентов – молодежь. Поэтому необходимо дать краткое определение к понятию молодежь. Совестский и российский социолог И.С. Кон дал следующее определение понятию «молодежь»: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» . По поводу возрастных характеристик молодежи говорил В.Т. Лисовский. Доктор философских наук определял молодежь, как “поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет” .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Социология, 49 страниц
588 руб.
Курсовая работа, Социология, 29 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg