Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Деятельность фирмы в условиях несовершенной конкуренции

one_butterfly 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Объектом изучения курсовой работы является стратегия ПАО «Газпром». Предмет изучения курсовой работы – деятельность фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Цель данной курсовой работы – исследование деятельность предприятия в условиях несовершенной конкуренции. Исходя из поставленной цели, задачами является: 1. определить, что из себя представляет несовершенная конкуренция; 2. охарактеризовать поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции; 3. выявить стратегию фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции (на примере ПАО «Газпром»). Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников. Содержание работы изложено на 33 страницах машинописного текста, список использованных источников состоит из 20 наименований.
Введение

Чистая конкуренция и чистая монополия являются исключением. Большинство рыночных структур находятся где-то между двумя этими крайностями. В данной курсовой работе мы рассмотрим монополию, олигополию и монопсонию, то есть рыночную структуру несовершенной конкуренции. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкуретности. Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» – сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее сильные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно конкуренция вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСОВЕШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ…...5 1.1 Понятие и признаки несовершенной конкуренции………………………....5 1.2 Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции……………..9 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………………...18 2.1 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции…………….18 2.2 Эффективность стратегии АО «Газпром» в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....32
Список литературы

1. Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова [Текст] // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 81-84. 2. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская [Текст] // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 С.51-53. 3. Бердина М.Ю. Современное малое предпринимательство как один из факторов обеспечения конкурентоспособности экономики / М.Ю. Бердина [Текст] // Региональные проблемы преобразования экономики, [S.l.], n. 10, p. 184-193, янв. 2019 4. Войтоловский Н. В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова; под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 620 с. 5. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 85-87. 6. Егоричев В.А. Современная конкуренция [Текст] / В.А. Егоричев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 С. 1-5 7. Жукова М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации [Текст] / М.А. Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 5. С. 16-20. 8. Кирильчук С.П. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / С. П. Кирильчук [и др.]; под общ. ред. С. П. Кирильчук. М.: Издательство Юрайт, 2019. 517 с. 9. Луговой О.Ю. Сущность и виды конкурентных преимуществ [Текст] / О.Ю. Луговой // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 15. С. 218-223. 10. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sustainability.gazpromreport.ru/2018/1-energy/annex/ 11. Оберт Т.В. Теория конкуренции: [Текст] / учебное пособие для студентов экономических специальностей. Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского», 2014. 80с. 12. Петров, А.М. Инновационное развитие экономики России в современных условиях: институциональный аспект [Текст] / А.М. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово. 2014. №1 (4). 13. Просветов, Г. И. Конкуренция. Задачи и решения [Текст] / Г.И. Просветов. М.: Альфа-пресс, 2016. 344 c. 14. Саяпина О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций [Текст] / О.Н. Саяпина // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 101-104. 15. Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве [Текст] / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 4. 16. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. 2019. №1 (29). С. 7-10 17. Философова Т. Г., Быков В. А. [Текст] / Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана М., 2013. 296 c. 18. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. А. Чалдаева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 435 с. 19. Чиркунов Олег Анатольевич Государство и конкуренция; [Текст] / Новое литературное обозрение (НЛО) М., 2016. 277 c. 20. Юданов, А. Ю. Конкуренция. Теория и практика. Учебное пособие: моногр. [Текст] / А.Ю. Юданов. М.: АКАЛИС, 2017. 272 c.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСОВЕШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В общем смысле несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднено вступление в рынок и выход из него, ограничен доступ к информации; в более узком – несовершенная конкуренция – это конкуренция между компаниями, которые по своему качественному составу значительно различаются, что ведет к появлению таких проявлений, как коррупция, воровство технологий, клевета [2]. Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются (рис. 1): Рисунок 1 – Предпосылки несовершенной конкуренции Каждый из этих факторов в отдельности или все они вместе способствуют: 1. нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены [3]. Другой пример значимости поведения фирмы в масштабах отрасли: если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат, т. е. стоит фирме снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска. Необходимо отметить, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции. Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Недаром в марксистской литературе даже принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь проявляется коренное различие рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Даже возникнув по каким-то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде. 2. отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов: тем просто больше негде взять этот продукт. Можно сделать вывод о том, что критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Черты несовершенной конкуренции: В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике – это рынки несовершенной конкуренции. Признаки несовершенной конкуренции: 1. наличие входных барьеров в отрасль; 2. дифференцированность продукции; 3. основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров; 4. возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию. В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек: (MC = MR) < AC < P Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др. Условиями несовершенной конкуренции являются: 1. демпинговые цены (то есть искусственно заниженные цены); 2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров; 3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам); 4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации; 5. дезинфомация (то есть распространение заведомо ложных сведений в рекламной или иной информации), что касается способа и места изготовления или количества товаров; 6. сокрытие или умалчивание важной для потребителя информации. Потерями от несовершенной конкуренции могут быть: 1. падение эффективности экономики; неоправданный рост цен; 2. снижение конкурентоспособности на мировых рынках; 3. замедление научно-технического прогресса; 4. увеличение издержек обращения. Несовершенная конкуренция как раз возникает там, где отсутствуют эти указанные выше условия свободной конкуренции. Главный отличительный признак несовершенной конкуренции – способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым свою дополнительную прибыль [6]. При несовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги взаимодействуют, в отличие от совершенной конкуренции, не множество отдельных производителей, а много или несколько, а порой бывает так, что остается всего одна фирма. Сокращение числа фирм происходит под влиянием ряда факторов, так называемых барьеров рынка. Барьеры рынка – это препятствия для входа на рынок данного товара. Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут быть: 1. положительный эффект масштаба; 2. высокий уровень концентрации производства; 3. собственность на ресурсы; 4. патенты и лицензии; 5. таможенные пошлины и квоты и т.д. В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован – то есть это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это нечто среднее – рынок несовершенной конкуренции. 1.2 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МОДЕЛЕЙ РЫНКОВ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка [19]. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур. На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции [12]. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция (табл. 1). Таблица 1 – Виды несовершенной конкуренции на рынке Виды рынков несовершенной конкуренции Количество производителей Степень дифференциации продукции Степень контроля над ценами Барьеры для входа на рынок Монополистическая конкуренция Большое количество фирм Разнообразная продукция Относительно небольшая Низкие Олигополия Малое количество фирм Однообразная продукция или с незначительными различиями Частичная Высокие Монополия Одна фирма Однообразная продукция, не имеющая субститутов Полная Высокие В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм [18]. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве. Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка). Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легко преодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль [8-9]. Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей [13]. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну. Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции. Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объём предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Сам термин «монополия» происходит от греческого «monos polein» - «единственный продавец» [20]. Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Монополия потребителя, когда на рынке выступает только один покупатель, называется монопсонией. Примером может быть государство, приобретающее на эксклюзивной основе определённые товары или услуги, или крупная фирма, закупающая на отраслевом рынке определённые материалы, которые больше никто не покупает. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией. Характерные черты: 1. Единственный продавец. В большинстве городов предприятия общественного пользования (Газ, водопровод, электричество, телефон) являются монополистами, так как их услуги практически незаменимы. Монопольное положение занимают такие профессиональные спортивные лиги, некоторые профсоюзы. Некоторые фирмы, хотя и не являются единственными продавцами, фактически обладают монопольной властью. Классическим примером такой почти монополии является алмазный синдикат «Де Бирс» [14], который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов. 2. Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает отсутствие приемлемых альтернатив покупке товара фирмы-монополиста. Он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. В принципе, конечно, можно заменить электрическое освещение свечами или керосином, а телефон – телеграммами, письмами и т.д. Но такие заменители либо дороги, либо неудобны и непривлекательны. 3. Конкуренция здесь по определению отсутствует. У единственного продавца конкурентов нет, его продукция уникальна и в принципе даже не нуждается в рекламе. Так местные коммунальные службы обычно не видят смысла в рекламе: жители и так будут покупать у них газ, воду и т.д., поскольку это предметы первой необходимости. Если реклама не проводится, то она носит скорее характер работы с общественностью ради престижа или демонстрации своих добрых намерений. Как показывает практика, и монополист может сталкиваться с конкуренцией. Это могут быть: a) Потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей. b) Конкуренция нововведений, т.е. внедрение новых технологий, совершенствование потребительских свойств товара. c) Конкуренция со стороны товаров-заменителей. В роли заменителей могут выступать даже товары, которые, казалось бы, очень далеки от заменяемого товара. Например, монополист, продающий бриллианты, может испытывать конкуренцию со стороны туристической фирмы (даже не очень крупной). В результате рекламной компании туристической фирмы часть потенциальных покупателей бриллиантов могут решить потратить свои деньги на туристическую поездку [15]. d) Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров зарубежного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны (или даже нескольких стран), всё не будет ограничена от конкуренции и не добьётся абсолютного контроля над рынком. 4. Вступление на монопольный рынок очень затруднено или даже заблокировано. Однако, как уже отмечалось, входные барьеры и здесь не всегда непреодолимы. В зависимости от характера и высоты барьеров, различают три вида монополий: закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия – это монополия, защищённая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (например, патентным правом). Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма. Таким образом, в основе её лежит экономия на масштабах производства. Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным продавцом товара, но не имеет специальной защиты от конкуренции. 5. Значительный контроль над ценой. Монополист выступает не как «соглашающийся с ценой», а как «выбирающий цену». Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует весь объём предложения. Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Аналогичная ситуация на стороне покупателей (олигополия потребителей) называется олигопсонией [17]. Характерные черты: 1. Относительно малое число фирм на рынке. Какое это число, точно определить трудно. Рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Классический пример олигополии – «большая тройка» автомобильных компаний в США («Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер»). Однако 10 или 15 бензозаправочных станций, имеющих примерно равные доли в городе среднего размера, также представляют собой олигополию. Частный случай олигополии, когда на рынке действуют две фирмы, называется дуополией (на рынке покупателей - дуопсонией).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Экономика, 35 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Экономика, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Экономика, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg