Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обзор политик университетов по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья.

one_butterfly 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Целью настоящей курсовой работы является выявление недостатков практик университетов по работе с обучающимися с ОВЗ на примере лучших университетов г. Москвы. Задачи исследования: - проанализировать особенности положения лиц с ОВЗ в современной системе высшего образования; - проанализировать зарубежный опыт получения лицами с ОВЗ высшего образования; - обзор практик лучших университетов г. Москвы по работе со студентами с ОВЗ. Методология исследования предполагает статистическое, эмпирическое исследование правовой, статистической базы о положении студентов с ОВЗ в российской системе высшего образования, аналитическое исследование практики иностранных вузов по работе с обучающимися с ОВЗ, а также эмпирическое, сравнительное исследование лучших вузов г. Москвы по версии газеты «Коммерсантъ». Теоретической основой исследования являются труды А. Коттман, М. Цедисо, А. Уилсон, Н. Амбати, У. Берггрен. Правовой основой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере образования и определения правового положения лиц с ОВЗ. Аналитической базой исследования служат данный Федеральной службы государственной статистики, а также сайты МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Н. Э. Баумана. Работа состоит из трех последовательных глав. В первой главе рассматриваются особенности положения студентов с ОВЗ в российской образовательной системе. Во второй главе анализируется зарубежный опыт работы университетов с обучающимися с ОВЗ. В третьей главе исследуются политики ведущих московских университетов в области работы с обучающимися с ОВЗ.
Введение

В настоящее время проблемы социализации, адаптации людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в России по-прежнему не решена. Несмотря на объявляемые Министерством труда данные о росте детей-инвалидов, урегулирование данной сферы пока находится на стадии развития. Ежегодно миллионам инвалидов и лиц с ОВЗ приходится иметь дело с неадаптированной городской средой, сложностями в работе и при получении государственных услуг. Получение лицами с ОВЗ образования – проблемный вопрос как с правовой, так и с практической точки зрения, поскольку современное законодательство не регламентирует порядок организации и проведения обучения для лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального или высшего образования. При этом анализ источников правового регулирования данной сферы привел к выводу о наличии предрассудков в отношении того, какими способностями (умственными и карьерными) обладают лица с ОВЗ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Особенности положения студентов с ограниченными возможностями в Российской Федерации 4 Глава 2. Международный опыт инклюзивного высшего образования для студентов с ОВЗ 12 Глава 3. Исследование особенностей политик университетов по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 18 Заключение 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» A. Kottmann, J.J. Vossensteyn, R. Kolster, A. Veidemane, Zs. Blasko, F. Biagi, M. Sanchez-Barrioluengo. Social Inclusion Policies in Higher Education: Evidence from the EU. Overview of major widening participation policies applied in the EU / Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2019. 4. Ambati N. R., Ambati H. Paradigm shift in Germany disability policy and its impact on students with disabilities in higher education // International Journal of Social Science & Interdisciplinary Research. 2013. Vol 2(4). 5. Berggren U. J., Rowan D., Bergback E., Blomberg B. Disabled stidents' experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United Stated - a comparative institutional analysis. 6. Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions on a renewed EU agenda for higher education. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017DC0247&from=EN 7. Tsediso M. M. Inclusion in higher education: learning experiences of disabled students at Winchester University // International Education Studies. 2014. 8. Wilson A. Diabled students in higher education // CES Briefings. 2015. No 32. 9. Об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Официальный сайт Министерства просвещения РФ, 2016. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8e7327e53d7ac4093f09445075f00034/download/2378/ 10. Официальный сайт Министерства просвещения РФ. URL: https://edu.gov.ru/uploads/media/photo/2019/07/30/5a483729a7dfe99b9190_2000x.jpg. (дата обращения: 17.03.2021). 11. Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова / Официальный сайт РЭУ Г. В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/sveden/objects/Documents/OVZ/Polojenie-OVZ-2017.pdf 12. Приказ ректора Финансового университета при Правительстве РФ Эскиндарова М. А. № 2219/о от 11.11.2016 «Об утверждении Положения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете» 13. Проблемы людей с инвалидностью: приоритеты и содержательные подходы / Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации, 2018. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47011. (дата обращения: 17.03.2021). 14. Раздел «Для граждан с ОВЗ» / Официальный сайт МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: https://bmstu.ru/abitur/edu-forms/hair-impaired-edu 15. Раздел «Доступная среда» / Официальный сайт НИУ ВШЭ. URL: https://inclusive.hse.ru/accessible_environment (дата обращения: 17.03.2021) 16. Раздел «Доступная среда» / Официальный сайт ФГАО У ВО НИТУ «МИСиС». URL: http://sveden.misis.ru/sveden/ovz/ (дата обращения: 17.03.2021) 17. Раздел «Доступная среда» / Официльный сайт МГИМО. URL: https://mgimo.ru/sveden/ovz/ 18. Раздел «Информация для инвалидов и лиц с ОВЗ» / Официальный сайт Финансового университета при Правительстве РФ. URL: http://www.fa.ru/univer/Pages/ovz.aspx (дата обращения: 17.03.2021) 19. Раздел «НИУ ВШЭ для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» / Официальный сайт НИУ ВШЭ. URL: https://inclusive.hse.ru/ (дата обращения: 17.03.2021) 20. Раздел «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» / Официальный сайт факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.journ.msu.ru/about/svedeniya-o-nalichii-prisposoblennykh-dlya-ispolzovaniya-invalidami.php (дата обращения: 17.03.2021)
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности положения студентов с ограниченными возможностями в Российской Федерации В 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Проблемы людей с инвалидностью: приоритеты и содержательные подходы», в рамках которого обсуждались проблемы людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. На круглом столе была отмечена важность межведомственного и общественного взаимодействия для разрешения проблем с ограниченными возможностями здоровья. Также в рамках данного мероприятия были подведены итоги мониторинга качества работы учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ), занимающихся освидетельствованием и переосвидетельствованием при инвалидности, по результатам которого был проведен социологический опрос 1400 посетителей старше 18 лет, а также проведено исследование на местах, в ходе которого выяснилось, что большинство сотрудников не знакомы с правовыми нововведениями, облегчающими методы присвоения инвалидности. Также в рамках круглого стола была подчеркнута необходимость профилактики социального сиротства людей с ограниченными возможностями. Кроме того, сопредседатель Всероссийского общества пациентов Ю. Жулев отметил, что медикаментозное обеспечение лиц с ограниченными возможностями затруднено, поскольку в рамках законодательства при потере инвалидности человек, по факту нуждающийся в лекарствах, не может больше его получать . Таким образом, люди с ограниченными возможностями и инвалиды находятся в затруднительном положении – во-первых, из-за сложности процессов признания инвалидами для последующего получения соответствующих льгот, во-вторых, из-за пограничности положения людей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в последние восемь лет количество инвалидов сокращается по каждой из существующих групп (рис. 1), в основном, за счет инвалидов второй группы. Так, например, с 2013 по 2020 гг. количество инвалидов второй группы сократилось с 6,8 до 5,2 млн человек, однако, увеличилось количество инвалидов третьей группы с 4,2 до 4,6 млн человек. При этом количество инвалидов первой группы за последние восемь лет практически не изменилось. Рисунок 1. Динамика изменения количества инвалидов по группам инвалидности, 2013-2020 гг. Наблюдаются изменения и в половозрастной структуре инвалидов за последние пять лет. Сокращается количество женщин-инвалидов старше трудоспособного возраста, практически не изменилось количество женщин и мужчин-инвалидов в возрасте от 31 до 54 лет и от 31 до 59 лет соответственно. Стоит отметить негативную тенденцию «омоложения» инвалидов в связи с наличием тенденции роста инвалидов (как мужского, так и женского пола) в возрасте от 0 до 18 лет. Рисунок 2. Динамика изменения половозрастной структуры населения с инвалидностью В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (далее – ФЗ №181) , инвалидом признается лицо с нарушением здоровья, предполагающим стойкое расстройство функций организма, связанное с заболеваниями, последствиями травм, дефектами, которые, в свою очередь, ведут к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность в социальной защите. Важно отметить, что общественная инклюзивность на всех уровнях закреплена как Конституцией РФ в ст. 19, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от его половой, расовой, национальной, языковой принадлежности и других обстоятельств, но и вышеупомянутым ФЗ №181 в ст. 3, запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности. Положения Конституции РФ и ФЗ №115 вновь устанавливают пограничное положения граждан с ограниченными возможностями здоровья, поскольку прямого запрета на дискриминацию по признаку здоровья пока законодатель не установил. Положение граждан с ограниченными возможностями здоровья не урегулировано законом, что подтверждается отсутствием закрепления такого понятия в общей российской законодательной базе, тем не менее, в сфере образования данный вопрос регулируется в уточненном формате. Так, например, согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее – ФЗ №273), закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Законом предусматривается разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями и индивидуальной программы реабилитации инвалида с инвалидами. Предусматривается, что образование обучающихся с ОВЗ может быть индивидуальным и групповым – в группах с другими обучающимися с ОВЗ и в отдельных организациях, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель возложил полномочия по установлению особенностей организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ по программам высшего образования на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Организации, занимающиеся обучением лиц с ОВЗ по программам высшего образования, обязаны создать соответствующие условия для обеспечения удобства обучения лиц с ОВЗ. При этом необходимо учитывать, что положение студентов с ОВЗ в российских вузах неоднозначно. Например, в разъяснительном письме Министерства просвещения Российской Федерации перечисляются основания для разработки адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ по начальному общему образованию, а также для обучающихся с умственной отсталостью, высшее образование при этом в письме не упоминается . Кроме того, в настоящее время отдельного федерального государственного образовательного стандарта для обучения лиц с ОВЗ по программам высшего образования просто не существует . Таким образом, для студентов с ОВЗ не существует отдельной дифференциации по группам ограничений здоровья, не регламентируются конкретные правила составления программы обучения, организации обучения, т. е. в некотором роде университетам выдан «карт-бланш на обучение студентов с ОВЗ. За период с 2008 по 2020 гг. увеличилось количество ежегодно поступающих в учреждения среднего профессионального образования лиц с ОВЗ (рис. 3). Так, если в 2008-2009 гг. поступило 4,5 млн лиц, то к 2020 г. цифра составила почти 10 млн человек. Рисунок 1. Динамика изменения количества студентов с ОВЗ, принятых на обучение в учреждения среднего профессионального образования в 2008-2020 гг., тыс. чел. Положительная тенденция наблюдается и для фактически ежегодно обучающихся с ОВЗ: с 14,9 до 27,1 млн человек (рис. 4), несмотря низкий уровень регламентации получения среднего профессионального образования лицами с ОВЗ. Рисунок 2. Динамика изменения количества студентов с ОВЗ, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в 2008-2020 гг., тыс. чел. Положительная динамика наблюдается и по принимаемым на обучение по программам высшего образования студентов с ОВЗ (рис. 5). Так, если в 2008-2009 учебном году количество поступивших составляло 5,8 млн человек, то за более чем десять лет количество таких абитуриентов составило почти 8 млн человек. Отрицательная динамика наблюдается для студентов с ОВЗ, фактически обучающихся по программам высшего образования (рис. 6). За последние 12 лет количество студентов с ОВЗ практически не изменилось, даже уменьшилось на 200 тыс. студентов. Рисунок 3. Динамика изменения количества студентов с ОВЗ, принятых на обучение по программам высшего образования в 2008-2020 гг., тыс. чел. Рисунок 3. Динамика изменения количества студентов с ОВЗ, обучающихся по программам высшего образования в 2008-2020 гг., тыс. чел. Важно также отметить тенденцию к предубеждению законодателя относительно способностей и широты выбора лицами с ОВЗ образовательного и карьерного развития. Так, например, в дорожно-разъяснительной карте Министерство просвещения при выборе лицом с ОВЗ программы среднего профессионального образования ссылается на перечень из семи законодательных и нормативно-правовых актов, при этом выбор лицом с ОВЗ обучения в вузе предполагает только один правовой акт – о возможности лицом с ОВЗ сдавать государственный выпускной экзамен вместо единого государственного экзамена . Одной из основополагающих причин сложившейся ситуации является, по нашему мнению, и отсутствие специализированных федеральных государственных образовательных стандартов. Фактическое количество студентов, обучающихся в вузах при наличии ОВЗ свидетельствует о наличии стремления таких студентов к социальной адаптации и достойных условий жизни, хотя нельзя не учитывать, что ОВЗ предполагают наличие физических или моральных сложностей при получении высшего образования. ? Глава 2. Международный опыт инклюзивного высшего образования для студентов с ОВЗ В Европе на самом высоком политическом уровне признается, что образование важно для улучшения жизни людей, создания рабочих мест, экономического роста, социальной справедливость и укрепления европейской идентичности. Социальная интеграция в высшем образовании относится к расширению доступа к высшему образованию и получению степени для отдельных групп, улучшению человеческого капитала и инновационного потенциала Европы, одновременно способствуя социальной интеграции граждан и увеличивая их возможности на рынке труда. Расширение участия в высшем образовании было приоритетом в политической повестке дня в Европе на протяжении почти трех десятилетий. Болонская декларация от 19 июня 1999 г., подписанная 29 странами, признала необходимость создания более сопоставимых и совместимых систем образования по всей Европе, поддерживая инициативы по расширению доступа к высшему образованию в Европе и за ее пределами. Социальное измерение высшего образования было ключевым вопросом для обсуждения Болонского процесса после Пражского коммюнике 2001 года. Это выходит за рамки расширения участия в высшем образовании и направлено на устранение неравенства, с которым сталкиваются студенты с ОВЗ . В последние годы социальный аспект высшего образования рассматривался на различных конференциях и в докладах и стал центральным в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО), созданном в 2010 году во время министерской конференции Будапешт-Вена. Ереванское коммюнике 2015 г., министерское мероприятие с участием 47 делегаций ЕПВО, подтвердило приверженность социальному измерению высшего образования, подчеркнув необходимость расширения возможностей доступа и завершения обучения для студентов с ОВЗ . В Парижском коммюнике 2018 года, дополняющем Ереванское коммюнике и подписанном 48 странами, сделан вывод о том, что необходимы дальнейшие усилия для усиления социального измерения высшего образования и достижения студенческого контингента, представляющего разнообразное население Европы (доступ к высшему образованию и показатели завершения обучения недостаточно представленных и уязвимых групп должны быть улучшены; European Commission, 2018). В Заявлении 5-го Болонского политического форума (2018 г.), дополняющем Парижское коммюнике 2018 г., сделан вывод о том, что дебаты по социальной интеграции должны выйти за рамки справедливого доступа, а также сосредоточиться на таких показателях успеваемости студентов, возможность трудоустройства. В Европе применяется широкий спектр политик для расширения доступа к высшему образованию. К ним относятся модульность образования, повышенная автономия и гибкость высших учебных заведений, дальнейшая диверсификация поставщиков и программ высшего образования, а также стимулы для высших учебных заведений, чтобы побудить их участвовать в расширении доступа к высшему образованию. М. Цедисо провел полевое исследование в университете Винчестера, в рамках которого выяснил, что в целом университет получил положительную оценку с точки зрения объема поддержки, которую получают студенты с ограниченными возможностями. Студенты-участники выразили высокую степень удовлетворения своим опытом обучения и поблагодарили лекторов и университетскую организацию за полученную поддержку. Преподаватели также остались довольны поддержкой студентов, несмотря на то, что они просили дополнительной помощи. Несмотря на повсеместное удовлетворение Университетом Винчестера, наличия тщательно продуманной системы поддержки для повышения положительного опыта обучения недостаточно, потому что не каждый может воспользоваться ею: чтобы облегчить студенту, нужно приложить немало личных усилий и уверенности. включение, потому что поддержка может быть оказана только после того, как будет проявлен интерес. Через группу по вопросам инвалидности и разнообразия обучения университет предлагает широкий спектр помощи студентам с ограниченными возможностями в четырех основных областях: обучение вспомогательным технологиям, поддержка дислексии, наставничество и немедицинская личная помощь, а также поддержка учебных навыков. Наличие еще одной системы поддержки, поддержки библиотеки, позволяет студентам получать доступ к учебным ресурсам, которые имеют прямую ссылку на материалы, которые могут улучшить их обучение. Однако все заинтересованные стороны подчеркнули важность ведения заметок в учебной ситуации, потому что все студенты-участники имели доступ к записным книжкам и потому, что заметки играют важную роль в помощи студентам в подготовке к экзаменам . А. Уилсон провел исследование положения студентов с ОВЗ в американских вузах и сделал вывод, что, несмотря на требования, с которыми сталкиваются учебные заведения, наблюдались явные признаки прогресса в обеспечении студентов-инвалидов. В большинстве учреждений есть по крайней мере один уполномоченный сотрудник по вопросам инвалидности и старший менеджер, ответственный за вопросы инвалидности. В тех случаях, когда учебные заведения не полностью отвечали критериям, установленным в качестве «базового уровня» для студентов с ограниченными возможностями, установленным Советами по финансированию высшего образования, значительное количество респондентов сообщили о частичном их выполнении. Эти критерии составляют минимальный уровень обеспечения и включают, например, наличие соответствующего персонала, обеспечение учета потребностей людей с ограниченными возможностями при проектировании и ремонте физической среды, а также наличие общеорганизационной политики и процедур, охватывающих обследования и оценки, которые удовлетворяет потребности студентов-инвалидов . Н. Амбати провел исследование в рамках университета Фрея в Берлине для того, чтобы проанализировать положение студентов с ОВЗ в немецких учреждениях высшего образования. Автор пришел к выводу, что образовательный опыт и успех студентов с ограниченными возможностями зависит не только от наличия, а также доступности объектов и вспомогательных услуг, но и от сложных ситуаций в высших учебных заведениях. Респонденты исследования считали, что лучше информировать координатора по вопросам ОВЗ и их учителей об их нарушениях и конкретных потребностях в начале учебы. Они также считают, что их нарушения влияют не только на их образовательный опыт, но и на их социальные отношения и психологический опыт. Однако степень понимания собственных ОВЗ у респондентов различалась. Некоторые из них описывали ОВЗ, исходя из степени нарушения, в то время как некоторые из них описали, что характер их инвалидности зависит от наличия вспомогательных услуг и роли, которую играет университет, что влияет на их повседневный образовательный опыт. Хотя все участники получили положительный образовательный опыт, им также пришлось столкнуться с рядом сложных ситуаций в университете. Это видно из опыта, которым поделились студенты с ограниченными возможностями и координатор по вопросам инвалидности в FU. Полученные данные ясно показывают, что значительный рост числа студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях за последние два десятилетия сопровождается равной озабоченностью по поводу академической неуспеваемости некоторых из этих студентов. Существует множество факторы, провоцирующих возникновение сложных ситуаций для студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях. У. Берггрен и ее коллеги провели сравнительное исследование опыта получения высшего образования студентов с ОВЗ из Швеции, Чехии и США . Авторы выяснили, что хотя студенты в Чешской Республике так же сильно, как и другие, стремятся быть признанными «обычными» студентами, они одновременно описывают себя как принадлежащих к привилегированной группе лиц с ограниченными возможностями, которые могут получить высшее образование, которое предоставляется лишь небольшому количеству людей. группа из социально-экономически благоприятного фона. Один из общих переживаний среди студентов - это стремление к «нормальной идентичности». Стратегия стремления к «нормальной идентичности» используется студентами для того, чтобы жить и преуспевать в качестве студентов в институциональном контексте высшего образования. Стремление сохранить обычную, нормальную идентичность студента связано с решением о раскрытии информации. В Чешской Республике раскрытие информации происходит при поступлении в университет. Студенты описывают этот процесс как простую проверку, поскольку все уже раскрыли информацию в начальной и средней школе. Это мероприятие не затрагивает учащихся вопросов о том, как воспринимать идентичность. В Швеции и Соединенных Штатах, похоже, все обстоит наоборот: проблема раскрытия инвалидности поднимает вопрос об обесценившейся идентичности для студентов, и поэтому студенты подают заявление о предоставлении жилья только тогда, когда они сталкиваются с серьезными трудностями в учебе. Даже в этом случае решение обратиться за помощью связано с мучительным размышлением о том, следует ли им обращаться за помощью и признавать себя «учеником-инвалидом» или нет. В США и Швеции это явно связано с типом инвалидности. Физические нарушения и нарушения зрения раскрыть легче, но проблема Выявление синдрома Аспергера, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, депрессии или дислексии связано с некоторым напряжением и страхом перед реакцией и ответной реакцией учителя. В этом процессе ученики сначала должны согласиться называть себя инвалидами, что само по себе является проблемой идентичности для многих учеников. В целом исследование показало, что возможности студентов для равного участия в высшем образовании определяются институциональным контекстом. Законодательные и регулирующие элементы, если не похожи, движутся в одном направлении. Инклюзивность высшего образования многогранна и не является быстрым технологическим решением. Важно учитывать культурные особенности, признавать каждого человека как личность и осознавать, что идеал постоянного обращения ко всем может не быть реализован. Таким образом, важный шаг на пути к поощрению включения в высшее образование может быть основан на предположении, что все люди, а не только студенты с ограниченными возможностями, имеют инвалидность, поскольку это обещало изменить условия для всех. ? Глава 3. Исследование особенностей политик университетов по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья В рамках данного исследования для обзора политик работы с обучающимися с ОВЗ круг исследования был сужен до лучших вузов г. Москвы в связи с выявленной в первой главе проблемой пограничного, неоднозначного, не регламентированного положения студентов с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, выявление проблем лучших университетов столицы с использованием метода экстраполяции позволит оценить глубину проблемы на национальном уровне. На центральном сайте Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова не было найдено специализированных страниц с информацией об обучении лиц с ОВЗ. Однако информация об обучении лиц с ОВЗ была найдена на сайте факультета журналистики, корпус которого находится на Моховой улице. Согласно размещенным данный, обучения на факультете осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья студентов с ОВЗ. Указывается, что учебной частью факультета осуществляется учет студентов с ОВЗ для психологического и педагогического их сопровождения на весь период обучения. Упоминается, что для лиц с ОВЗ по зрению применяются версии для слабовидящих официальных сайтов, шрифт Брайля справочной информации о расписании и на кампусе, услуги ассистента, аудио- и видеозапись лекционных материалов. Для студентов с ОВЗ по служу применяются звукоусиливающая аппаратура, услуги ассистента. Для лиц с ОВЗ опорно-двигательного аппарата применяется специализированное оборудование, услуги ассистента, трансляция лекций на первом этаже . Стоит отметить, что в МГУ не найдено опубликованного внутреннего нормативного документа, регламентирующего организацию обучения студентов с ОВЗ. На сайте МГИМО размещена информация о доступной среде в университете. В первую очередь, администрация университета разместила паспорта доступности зданий общежитий. Кроме того, университет сообщил о наличии студенчской поликлиники с возможностью оказания необходимой квалифицированной медицинской помощи, действует консультативный пункт психологической помощи. Для обеспечения доступности получения знаний по образовательным программам Университета инвалидами и ЛОВЗ в учебном процессе используется специальное оборудование. Практически все аудитории университета оснащены компьютерно-проекционным (мультимедийным) оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения. Учебные аудитории с количеством посадочных мест от 10 до 80 оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, проекционной техникой с возможностью вывода увеличенного изображения с компьютера на большой экран, а также частично индивидуальными наушниками в лингафонных кабинетах для изучения иностранного языка. Лекционные залы с количеством посадочных мест до 280 оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, проекционной техникой с возможностью вывода увеличенного изображения с компьютера на большой экран, а также и в том числе микрофонами, динамиками, индивидуальные инфракрасные приемники с наушниками для прослушивания синхронного перевода речи оратора c иностранного языка и дополнительно усиленной речи докладчика. Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи (skype, polycom, zoom и т.д.). Помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий в том числе научно-практических конференций, оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, и проекционными комплектами . НИУ ВШЭ предоставляет возможность получения высшего образования людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В университете предусмотрены все необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний, международных экзаменов по иностранному языку, процедур государственной итоговой аттестации для абитуриентов и студентов с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Студенты при желании могут воспользоваться помощью учебных консультантов, которые призваны оказывать содействие в решении текущих учебных и организационных вопросов. Студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной помощи в стенах вуза (материальная помощь, психологическая поддержка, предоставление общежития и пр.). Кроме того, студентам определенных категорий может быть назначены социальная и повышенная социальная стипендии. По вопросам материальной помощи, медицинского обслуживания, оформления социальных карт студента и пр. открыто Управление социальной сферой НИУ ВШЭ. Поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития выпускникам с ограниченными возможностями здоровья оказывает Центр развития карьеры НИУ ВШЭ . Полноценное описание оборудования в рамках обеспечения доступной среды с контактами ответственных лиц размещены на сайте . Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации разместил на официальном сайте Положение об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете, в рамках которого студентам с ОВЗ предлагаются специальные условия получения образования. Под специальными условиями университет понимает условия обучения, воспитания и развития, включая использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, присутствие ассистента, оказывающего необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания университета . Кроме того, на сайте университета размещена информация о доступных вспомогательных средствах передвижения для студентов с ОВЗ .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg