Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Тенденции в области занятости в Республике Беларусь

aleklys 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Работа состоит из 3 глав. Первая глава рассматривает, что из себя представляет занятое население и сама занятость: ее теоретические аспекты, виды и формы, способы измерения. Во второй – анализируются тенденции в области занятости на территории Беларуси, информация Белстата. В 3-ей – выделяются определенные проблемы в области занятости Республики Беларусь, определяются пути их преодоления, рассматривается государственная политика регулирования занятости населения. Дата и место защиты: май 2019 года, БГУ, Минск. Оценка: 9 баллов (9/10 по белорусской системе оценивания)
Введение

Занятость населения представляет из себя один из важнейших показателей макроэкономического равновесия и является условием функционирования рынка труда, от которого зависят благосостояние и уровень жизни населения, социальная стабильность, затраты общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство и на денежное вознаграждение людей, которые потеряли работу. Актуальность данной темы обусловлена тем, что позитивные изменения структуры занятости, решение определенных проблем могут обеспечить переход к устойчивому экономическому росту Республики Беларусь, ее дальнейшему восстановлению и подъему. Цель курсовой работы: изучить и проанализировать тенденции в области занятости Республики Беларусь.
Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Список литературы

1. Административно-управленческий портал Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/. – Дата доступа: 03.10.2019. 2. Анализ безработицы и занятости населения в Республике Беларусь и Гродненской области [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-bezrabotitsy-i-zanyatosti-naseleniya-vrespublike-belarus-i-grodnenskoy-oblasti. – Дата доступа: 16.10.2019 3. Беларусь в цифрах, 2019 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/index_13297/. – Дата доступа: 06.11.2019 4. Белорусский портал TUT.BY [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/159117.html. – Дата доступа: 03.10.2019. 5. Вашко, И. М. Занятость и трудоустройство молодежи в Беларуси / И. М. Вашко // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Вып. 20. – С. 223–232 6. Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2017 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_compilation/index_8031/. – Дата доступа: 09.10.2019 7. Ежедневное аналитическое издание Наше Мнение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nmnby.eu/news/analytics/5424.html. – Дата доступа: 03.10.2019. 8. Законодательство Республики Беларусь: Конституция, кодексы, законы, другие нормативно-правовые акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/index.htm. – Дата доступа: 04.10.2019. 9. Занятость в Беларуси: политика и повседневность [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatost-v-belarusi-politika-ipovsednevnost. – Дата доступа: 16.10.2019 10. Заяц, О. В. Занятость население и ее регулирование: Учебное пособие / О. В. Заяц. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 153 с. 38 11. Кузьмицкая, Т. В. Генезис трудовых отношений в белорусской экономике / Т. В. Кузьмицкая // Экономика и управление [Электронный ресурс]. – 2009. – №3. – Режим доступа: http://elibrary.miu.by/journals!/item.eiup/issue.19/article.16.html. – Дата доступа: 02.11.2019. 12. Курс экономической теории для неэкономических специальностей: учеб. пособие / под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого, Э. И. Лобковича. – Минск : Амалфея : Мисанта, 2016. – 544 с. 13. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск : ФУАинформ, 2006. – 544 с. 14. Макроэкономика: учеб. пособие / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск : Амалфея : Мисанта, 2013. – 312 с. 15. Макроэкономика: учеб. пособие / П. Г. Никитенко [и др.] ; под общ. ред. Э. А. Лутохиной. – Минск : ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с. 16. Медведев, О. М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения : автореферат дис. … доктора юридических наук : 12.00.05 / О. М. Медведев ; МГУ, Юрид. Факультет. – Москва, 1994. – 40 с. 17. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http ://mintrud.gov.by/ru. Дата доступа: 13.10.2019 18. Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси / М. В. Мясникович. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 321 с. 19. Научная Библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukaforum.ru/forum.php/. – Дата доступа: 04.10.2019. 20. Нестандартная занятость: сущность, формы, масштабы, регулирование [Электронный ресурс] // Электронная библиотека БГЭУ. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/23860. – Дата доступа: 15.10.2019 21. Новые ориентиры политики занятости в Беларуси [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-orientiry-politiki-zanyatosti-vbelarusi. – Дата доступа: 16.10.2019 22. О занятости населения Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., №125-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. - №94. – 2/1222. 23. Почекина В. В. Модернизация рынка труда в условиях глобализации мировой экономики / В. В. Почекина, Р. М. Супрунович ; под научн. ред. В. Ф. Медведева, Институт экономики НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2010. – 312 с. 39 24. Приходченко, О. И. Национальная экономика Беларуси : курс лекций / О. И. Приходченко. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 448 с. 25. Проблемы занятости населения [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-zanyatosti-naseleniya. – Дата доступа: 16.10.2019 26. Рынок труда в регионах Республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rynok-truda-v-regionah-respubliki-belaruszanyatost-nezanyatost-i-bezrabotitsa. – Дата доступа: 16.10.2019 27. Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie. – Дата доступа: 09.10.2019 28. Совершенствование государственного регулирования в области оплаты труда [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/new_url_1751181526. – Дата доступа: 09.10.2019 29. Соколова Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы. / Г. Н. Соколова. – Минск : Беларус. навука, 2010. – 460 с 30. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8024/. – Дата доступа: 09.10.2019 31. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. – Минск, 2017. – 506 с. 32. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/index_14636/. – Дата доступа: 10.11.2019 33. Тарасова Е. В. Дифференциация в оплате труда: гендерный аспект / Е. В. Тарасова // Труд и заработная плата : производственно-практический журнал для руководителей, специалистов по труду и заработной плате, бухгалтеров, юристов, работников кадровых служб и профсоюзов – 2013. – № 9. – С. 39?45. 40 34. Труд и занятость в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/f2e/f2ea58074c86319b0a7542c87ff7a 021.pdf. – Дата доступа: 22.10.2019
Отрывок из работы

На данный момент развитие процессов занятости населения зависит от ряда разнообразных факторов, таких как экономической ситуации в стране, динамики численности трудоспособного населения, темпов и направления развития экономики. Анализ рынка труда Республики Беларусь выявил некоторые весомые проблемы в области занятости. Первой и одной из самых весомых проблем является тенденция сокращения занятых в экономике [25]. Так, если в 2013 году количество занятых равнялось 4 578, 4 тыс., то в 2016 г. и 2018 г. – 4 405, 7 тыс. и 4 337, 9 тыс. соответственно. Подобная ситуация сложилась, в первую очередь, из-за ухудшения демографических показателей на фоне резкого снижения уровня жизни в 1990-ые годы, что проявляется в снижении рождаемости, увеличении смертности, сокращении ожидаемой продолжительности жизни т.д. [18, с. 262]. А также вследствие проводимой в Беларуси политики по совершенствованию кадрового потенциала. В условиях неблагоприятной демографической ситуации стране необходимо решать возникшие проблемы с помощью роста производительности общественного труда на основе повышения квалификации имеющихся трудовых ресурсов, а также с помощью приема большого количество мигрантов. Для достижения данных положений необходимо стимулировать процесс рождаемости, а также разработать специальную миграционную программу, которая будет заниматься привлечением мигрантов (льготные ставки кредитования и налогообложения, социальная защищенность и т.д.) преимущественно в трудодефицитные регионы. Речь идет о малых городах и агрогородках [18, с. 271]. Небольшой уровень экономической активности является признаком не вовлечения значительной части трудоспособного населения в официальную занятость [18, с. 263]. Это говорит о довольно-таки большой численности работников в неформальном секторе экономики, что является весомой проблемой рынка занятости Беларуси. Негативная роль неформального сектора в экономике заключается в следующем. Во-первых, государство недополучает довольно весомую часть налоговых средств и ВВП в принципе. Во-вторых, работающие в неформальном секторе граждане не имеют никаких социальных гарантий, а также отсутствует контроль условий, в которых осуществляется их труд. Кроме того, многие из данных работников могут в любой момент стать безработными, тем самым ухудшив ситуацию на рынке труда. Несмотря на все перечисленные факторы, однако, нельзя сказать, об отсутствии положительных сторон неформального сектора экономики. К подобным можно отнести рост доходов населения, частичное решение проблемы занятости и уменьшение количества безработных. Также в некоторых случаях неформальная деятельность выступает в качестве зачатков создания собственного дела, которое впоследствии вполне может стать официальным предпринимательством. Но даже эти очевидные плюсы неофициальной экономики не могут оправдать ее существование и выступает очевидным то, что для повышения использования трудовых ресурсов страны необходимо легализировать неформальные виды деятельности. Для решения этой проблемы, как показывает мировая практика, нельзя просто запретить ее, поскольку это не принесет желанного результата. Лучшим будет разработать методику анализа и оценки масштабов неформальной занятости, учитывая международные стандарты и опыт других стран, материалы годовых и ежеквартальных исследований деятельности домашних хозяйств. Также использовать административные меры, которые будут отслеживать соблюдение законов, стимулировать развитие нетрадиционных форм мировых отношений, предоставлять государственные гарантии гражданам, легализирующим свою деятельность, выдавая им льготные кредиты и займы, в целом оказывая помощь (консультативную, техническую) и т.д. Как было отмечено во второй главе, на территории нашей республики достаточно высокий показатель специалистов, занятых в сфере услуг (60,1% в 2016 г.). Но, несмотря на это, развитие данной сферы не в полной мере отвечает потребностям производства и населения: в большом количестве ощущается дефицит квалифицированных кадров, отмечается дисбаланс традиционных и наукоемких услуг. На данный момент в отраслевой структуре занятости в сфере услуг происходят изменения в сторону роста традиционных видов экономической деятельности (торговли, предоставлении коммунальных и социальных услуг), когда для развитых стран характерна наибольшая доля наукоемких социальнокультурных и деловых услуг [25]. В дальнейшем можно предположить продолжение подобной тенденции, заключающейся в увеличении доли занятых в секторе услуг и уменьшении в промышленности и сельском хозяйстве. Однако данные процессы будут носить плавный характер, поскольку резкий слом в структуре экономики уже произошел, а возникшие после него последствия почти преодолены [18, с. 269]. Для описанного повышения значимости сферы услуг, необходимо сдвигать направления развития на новые, высокотехнологические услуги. Речь идет, в первую очередь, о наукоемких услугах – телекоммуникациях, маркетинге и рекламе, информационных, компьютерных и финансовых услугах. Важная роль при повышении конкурентоспособности национальной экономики принадлежит развитию туризма и сетевой торговле [25]. Не менее важной проблемой является увеличение медианного возраста работников и демографической нагрузки пожилыми на трудоспособное население вследствие старения населения. Необходимо также отметить то, что зачастую не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Тенденцией, к тому же, является увеличение самого возраста ухода на пенсию [13, с. 265]. Данная политика проводится по причине ежегодного роста количества пенсионеров, что вынуждает государство изыскивать дополнительные ресурсы по поддержанию пенсионного фонда. С одновременным ростом количества пожилых людей на рынке труда отмечается и снижение количества молодежи. Как было отмечено во второй главе, в 2016 г. молодые люди в возрасте до 25 лет составили 7,85% занятых, а в возрастной группе 25-29 лет – 12%. Для обеспечения более эффективного воспроизводства трудовых ресурсов и использования трудового потенциала Беларуси необходимо продолжать улучшать и развивать систему трудоустройства и образования молодых людей. Необходимо также дальнейшее развитие системы мониторинга и оценки трудовой деятельности молодежи, степени ее участия в ней. Основной целью подобной системы будет являться разработка и реализация экономической и социальной политики и программ, оценка участия и объема трудовой деятельности молодежи [5, с. 230]. Также весомой проблемой является неравномерность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу. В Национальном отчете о человеческом развитии ПРООН за 2015 год было отмечено, что рынок труда Беларуси характеризуется наличием высокого уровня образованности рабочей силы, однако одновременно с этим и дефицитом работников с определенными навыками, на которые существует спрос. На уровне организаций это проявляется одновременно в избыточном количестве работников и дефиците специалистов и квалифицированных рабочих. Сокращение уровня занятости в производственном секторе граничит с нехваткой рабочих, на которых в основном и ориентирован спрос нанимателей. Актуальным также является спрос на научно-исследовательских работников, проектировщиков и инженеров, специалистов в сфере информационных технологий. Особенно нуждается в подобных работниках промышленность, где спрос на них составляет свыше 68% от общей потребности. Организации же нуждаются в специалистах со средним специальным образованием. Речь идет, прежде всего, о техниках-технологах, мастерах по обслуживанию и ремонту электронного и оптического оборудования, наладчиках станков с числовым программным управлением [25]. Что касается сокращения спроса, то оно характерно для бухгалтеров, экономистов, юристов, банковских служащих [13, с. 266]. Основную потребность в кадрах испытывает аграрная отрасль: не хватает трактористов, механизаторов, агрономов, операторов машинного доения [25]. Необходимо проводить оценку потребности экономики страны в специалистах той или иной профессии, заниматься прогнозированием данной потребности и согласовывать ее с программой вузов. То есть, актуальным является осуществление мониторинга рынка труда и проведение оценки возможности национальной экономики использовать трудовой потенциал в полном объеме, а также степени обеспечения занятости специалистов [5, с. 230]. В стране необходимо развивать систему, нацеленную на мониторинг рынка труда и недоиспользования рабочей силы с целью разработки и реализации экономической и социальной политики. Белорусским ученым В.В. Борботько в книге «Управление рынков труда молодых специалистов» под науч. ред. В.Ф. Медведева (2009) была предложена подробная программа действий правительства, направленная на выпуск востребованных специалистов на рынке труда Республики Беларусь. Им было отмечено, что «работа рынка образовательных услуг должна быть сбалансирована таким образом, чтобы экономическая система общества удерживала коэффициент управляемости на высоком уровне и не было дефицита и чрезмерного выпуска рабочих и специалистов с высшим образованием». Необходимо наладить выпуск востребованных специалистов, поскольку данный фактор оказывает существенное негативное влияние на развитие экономики. Данное влияние проявляется, во-первых, в по сути бессмысленном затрате средств со стороны государства на подготовку невостребованного специалиста, которому впоследствии необходимо будет выплачивать денежное пособие по безработице. А, во-вторых, сам специалист должен будет либо проходить дополнительный курс переобучения, либо работать не по специальности, либо ждать появления вакансий [23, с. 241]. Решение данной проблемы В.В. Борботько видит в построении специальной модели, позволяющей осуществлять мониторинг специалистов на рынке труда в Беларуси. Негативной тенденцией рынка труда Беларуси является так называемая «утечка мозгов». Отток квалифицированных кадров за пределы республики происходит преимущественно в пределах Единого экономического пространства изза возможности свободного передвижения [13, с. 265]. Подобная ситуация возникла из-за того, что, например, в Польше, Латвии и Литве заработная плата выше, чем в Беларуси, несмотря на не очень высокие различия по паритету покупательной способности. Выгода такой работы за рубежом для белоруса в том, что он получает заработную плату за границей, а тратит все на территории нашей страны, где стоимость товаров и услуг, как правило, ниже [18, с. 269]. Очень распространенной является миграция работников (чаще всего строительных рабочих) в Россию. Необходимо также отметить, что зачастую данная работа является нелегальной. Однако подсчет подобных трудовых мигрантов не представляется возможным из-за отсутствия пограничного контроля и, что не менее важно, в связи с подписанием ряда документов в рамках создания Союзного государства России и Беларуси, в соответствии с которыми жители нашей страны, работающие в Российской Федерации, практически приравниваются к россиянам [18, с. 263]. Для предотвращения этой проблемы необходимо, в первую очередь, обеспечить достойный уровень заработный платы, который будет, как минимум, равен зарубежному. Ведь нельзя, чтобы в результате трудовой миграции происходило замещение специалистов с высокой квалификацией, которые выезжают работать в другие страны, на низкоквалифицированных мигрантов, приезжающих в Беларусь. Для стимулирования роста человеческого потенциала необходимо увеличить доплаты в составе тарифной части зарплаты в зависимости от различных категорий работников. Например, можно выделить три уровня (базовый, средний и высший), каждый из которых будет получать разную заработную плату в соответствии со своей квалификацией. Так, квалифицированный высшим уровнем работник будет получить зарплату в несколько раз выше, чем его коллега с базовым или средним уровнем. Однако, при этом квалификация должна периодически подтверждаться, если служащий, например, занят на основной работе на уровне ниже своей квалификационной ставки [18, с. 270]. В целях повышения эффективности оплаты труда следует перейти к обоснованной дифференциации заработка непосредственно в зависимости от производительности труда. Подобная дифференциация поможет не только установить прозрачную заработную плату, но и стимулировать рост квалификации работников. На данный момент в Беларуси заработная плата, производительность труда и квалификация рабочих не находятся в существенной зависимости друг от друга. Наблюдается непрозрачная оплата труда с низкими ставками, которые добавляются различного рода надбавками и премиями. В соответствии с весьма незначительной зависимостью заработка и результатов труда неоправданно усложняется вся система оплаты труда в целом, затрудняется государственный контроль за ростом заработной платы и процессами инфляции [18, с. 272]. Для взаимосвязи заработка и производительности труда необходимо повысить устанавливаемый Правительством размер тарифной ставки 1-ого разряда до бюджета прожиточного минимума (214 руб. 21 коп. с 1 августа 2018 г.) и, что не менее важно, избавиться от малоэффективных надбавок и доплат. Подобное повышение увеличит тарифный заработок в структуре заработной платы и непосредственно сделает последнюю одним из ключевых факторов повышения эффективности производства. Также возможно увеличить дифференциацию в оплате труда с помощью увеличения коэффициентов тарифных ставок, избавления связи заработной платы сотрудников с ситуацией и средними зарплатами в организации. Однако только данных методов будет недостаточно. Необходимо также разработать различные мотивационные системы, которые будут побуждать работников эффективно трудиться. Хорошим примером подобных систем могут служить те, что были выработаны современными крупными корпорациями. Например, гарантии длительной (иногда пожизненной) занятости, инвестиции со стороны организации в знания своих работников, распределение результатов высокой производительности фирмы между ее сотрудниками и т.д. [18, с. 273]. В настоящее время государство проводит масштабную работу по совершенствованию законодательства в области оплаты труда. Была определена необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, в связи с чем более 87 тысяч организаций негосударственной формы собственности были выведены из-под прямого государственного регулирования. Руководители получили возможность определять заработную плату работников, начали внедрять систему гибкой оплаты труда. Основными целями данных мер являются: формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования, обеспечение прозрачности и простоты начисления заработной платы в зависимости от проделанной работы, привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов; внедрение в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации оплаты труда и т.д. [28]. Достаточно низкий уровень жизни населения порождает сверхзанятость и активный поиск работы по совместительству. Особенно данное явление характерно для пенсионеров и подростков. В Беларуси вторичная занятость обычно находится в пределах 10-20% и носит гипертрофированный характер. Для сравнения, в странах ЕС вторичная занятость обычно не превышает 4% [13, с. 265]. При анализе половозрастной структуры рынка труда Беларуси во второй главе мною были выделены определенные проблемы, связанные с трудовым неравенством между мужчинами и женщинами. К ним можно отнести: вытеснение женщин на менее престижные и низкооплачиваемые места работы, увеличение гендерного разрыва в оплате труда, сохранение неравенства женщин в политической структуре и на руководящих должностях и т.д. В Беларуси в общем в 2018 году разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами составил 27,3%. И с каждым годом данный разрыв лишь растет. Так, если сравнивать показатели 2005 и 2018 гг., то подобный разрыв увеличился на 6,4%. Самый большой разрыв в оплате труда за 2018 год отмечался IT-секторе – 40%, а самый низкий (6%) – в области транспорта и логистики. Научный сотрудник отдела уровня жизни населения ГНУ «НИЭИИ» Министерства экономики Республики Беларусь Е.В. Тарасова указывает следующие причины различия уровня заработной платы в Беларуси: ? ограничение трудовым законодательством занятости женщин во вредных условиях труда; ? прерывание трудовой карьеры женщин неоплачиваемыми отпусками (отпуск по уходу за малолетним ребенком, временная нетрудоспособность по уходу за больными и др.); ? отставание женщин в повышении квалификационного уровня, связанное с периодом рождения и воспитания детей; ? невозможность женщины занимать должности выше низшего управленческого персонала на крупных предприятиях; ? национальный менталитет с традиционными представлениями о предназначении женщины для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей; ? более интенсивный рост заработных плат в отраслях промышленности, где большинство работников мужчины, в сравнении с более плавным ростом заработной платы в социальной сфере, где удельный вес женщин составляет более 80%; ? предпочтение женщинами работы в низкооплачиваемых сферах из-за более гарантированного уровня социальной защищенности. Таким образом, для решения данной проблемы необходим комплексный подход, который представлял бы из себя изменение гендерных стереотипов и представлений об «женских» и «мужских» профессиях. Что в итоге поспособствовало бы изменению традиционных устоев, позволило бы женщинам получить возможность работать в тех сферах труда, куда раньше они не могли позволить себе пойти в силу разнообразных причин («моральных» барьеров, сложившихся стереотипов). Помимо подобного подхода необходимо также развивать неполную занятость и занятость с гибким графиком, что дало бы женщине с ребенком возможность трудиться [33]. Также в Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женского пола выше, чем среди мужского. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения отдельное внимание уделяется тем мерам, которые сконцентрированы на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Необходимо также отметить, что в первую очередь право направления на профессиональное обучение получают женщины, не работавшие длительное время в связи с декретным отпуском. Для увеличения количества работающих женщин в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий, ориентированные преимущественно на использование женского труда. Государство занимается активным поощрением женских инициатив, связанных с организацией самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности [28]. Вследствие неспособности рынка труда самостоятельно регулироваться возникает необходимость подобного регулирования со стороны государства. На территории Беларуси на основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» выделяются следующие принципы государственной политики в области занятости: ? обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; ? обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; ? предоставление социальных гарантий и компенсаций безработицы; ? содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду; ? принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; ? участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; ? международное сотрудничество в решении проблем занятости [22]. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения создана государственная служба занятости. Ее функционирование организуется и возглавляется Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Деятельность данной службы занятости направлена на обеспечение социальных гарантий гражданам, признанным безработными; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников; организацию профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных; повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест; анализ состояния и использования трудовых ресурсов и занятости населения, разработка прогнозной оценки состояния рынка труда и др. [17]. Так, например, с помощью службы занятости в 2017 году было устроено 12,8 тыс. социально-уязвимых граждан, а также 9,1 тыс. безработных в 2019 г. было направлено на повышение квалификации и на профессиональную подготовку и переподготовку. Это было сделано с целью повышения их мобильности конкурентоспособности на рынке труда [2]. Также в 2018 году в органы по труду, занятости и социальной защите с целью получения помощи в трудоустройстве обратилось 202 тыс. человек, что составляет 83,3% к аналогичному периоду 2017 года. К тому же, Министерством труда совместно с другими заинтересованными министерствами, органами государственного управления и объединениями нанимателей и профзоюзами была разработана и одобрена Программа занятости населения. Ее основная цель – обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Данная программа занятости предусматривает решение большого спектра задач и является конкретизированной по годам [15, с. 128]. По сложившейся практике при определении задач приоритет отдается созданию новых рабочих мест, содействию развития малого бизнеса, подготовке и переподготовке кадров, развитию систем общественных работ [15, с. 135]. Происходит стимулирование трудовой мобильности населения со стороны органов по труду, занятости и социальной защите. Это происходит путем предоставления денежных средств и возмещения расходов на переезд тем безработных 34 и их семьям, которые переезжают в другую местность с целью трудоустройства. Однако масштабы подобного переселения не велики и в 2013 году финансовые средства в целях переезда были предоставлены лишь 309 семьям [25]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь, как, в принципе, и любая другая страна имеет определенные проблемы в сфере занятости. Среди них наиболее масштабными являются: ? ежегодное сокращение населения, занятого экономической деятельностью (так, в 2013 и в 2018 гг. количество занятых равнялось 4 578, 4 и 4 337, 9 тыс. чел. соответственно); ? увеличение медианного возраста работников, а также демографической нагрузки пожилыми на трудоспособное население; ? большая численность работников в неформальном секторе; ? неравномерность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку; ? трудовая миграция высококвалифицированных специалистов; ? значительный разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами (27,3% в 2018 г.), который имеет тенденцию к увеличению (с 2005 по 2018 гг. данный показатель увеличился на 6,4%); ? высокий показатель вторичной занятости, находящийся в пределах 10-20% и др. Для их предотвращения со стороны государства реализуются разнообразные Программы занятости, совершенствуется та части законодательства, которая непосредственно связана с областью занятости, создаются разнообразные государственные службы, оказывается помощь в трудоустройстве граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg