Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста на групповых занятиях

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило актуальность и значимость данной проблемы, и темы работы, целесообразность выдвинутой гипотезы о необходимости использования групповых занятий, как средства для развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста. В результате реализованы и поставленные задачи.
Введение

В одном из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, уделяют особое внимание вопросу социализации дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. Актуальность исследования обусловлена тем, что степень развитости социальной уверенности является одним из важнейших критериев развития личности. Так как именно социальное явление остается главным компонентом содержания развития ребёнка, который в общественных связях и отношениях присваивает и реализует свою социальную сущность. Сложный процесс социального развития, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает и осложняет развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста. Социально неуверенные дети – это те дети, которые не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Как показывает многолетняя практика работы с дошкольниками, одним из важных показателей успешности или неуспешности развития социальной уверенности ребёнка дошкольника являются особенности его эмоциональной сферы, характер эмоциональных контактов ребёнка и его познавательная активность. Поэтому, одна из важнейших задач профессиональной деятельности педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Сложившаяся в обществе объективная социокультурная ситуация характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения. Наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию, размытость критериев добра и зла, низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В таких условиях все сильнее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Нравственные ориентиры социального развития необходимо задать именно в дошкольном возрасте. Социально-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ доказывает необходимость оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными нормами и традициями общества. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в такой сложный и динамичный современный мир. Проблема социализации личности в обществе является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку не адаптированная личности в обществе приводит к необратимым процессам, как для личности, так и для общества. Вопросы социализации личности нашли отражения в исследованиях Л.П. Буевой, В.А. Лабунской, Е.Н. Сорочинской, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона и др. Авторы утверждают положение о том, что процессы социализации определяют восхождение личности в социальную среду, обеспечивают условия для взросления, овладения всеобщими нормами отношений, аккумулирования социальных ролей, вбирания общих ценностей в процессе общения и др. В психолого-педагогических исследованиях социальное поведение определяется как овладение социальными отношениями, «перенесение их внутрь», превращение в функцию личности; само актуализация себя в среде сверстников; присвоение ребенком социальных норм, ценностей, образцов поведения. Анализ исследований позволил выявить оптимальные условия воспитания социального поведения личности: - учет возрастных возможностей ребенка (Л.С. Выготский) - создание среды для межличностного общения (Л.И. Божович) - формирование представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н. Шиянов); - организация совместной деятельности взрослых и детей (В.А. Лабунская); - приобщение к ценностям культуры (Д.И. Фельдштейн). Цель исследования: теоретическим и экспериментальным путём изучить особенности и реальный уровень развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста, разработать комплекс групповых занятий, способствующих развитию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста на основе групповых занятий. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста на основе групповых занятий. 2. Изучить уровень развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Реализовать работу по развитию социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста на основе групповых занятий и выявить эффективность. Гипотеза исследования: повышение уровня развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста возможно, если будет реализован специально организованный комплекс занятий, основанный на использовании групповых занятий в условиях ДОУ. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования, а именно: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста на основе групповых занятий, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы (тестирование), компьютерной обработки данных. Для исследования использовались следующие методики Р.С. Немова: 1) «Какой я?»; 2) «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»; 3) «Выбор в действии»; 4) «Наблюдение за свободной предметно-игровой деятельностью детей» (Т.И. Бабаева). Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по развитию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МБДОУ «Поповская «СОШ № 19», с. Поповка, Алексинского района. ?
Содержание

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Теоретические представления отечественных и зарубежных учёных по проблеме социальной уверенности у дошкольников8 1.2. Особенности развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 19 1.3. Особенности групповых занятий как условия, обеспечивающие развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 32 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ 2.1. Организация, методы и анализ исследования уровня развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста38 2.2. Разработка и реализация комплекса занятий для развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста на основе групповых занятий51 2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………………..………………………58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……….……………68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...…………………………..…..…............70 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 2015 2. Авдеева И. И. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. Вопросы психологии. М.: Изд-во Приор. 1996. 116 с. 3. Агибалова О. А., Сапего И. П. Я и другие. М.: Изд-во ОлмаМедиаГрупп. 2015. 309 с. 4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. Труды: в 2 т. Т.1 / Б.Г. Ананьев. М., 1980. С.67-75; 134-145 5. Баркан А.И. Современный дошкольник. Книга для воспитателей и родителей. М.: Изд-во ОлмаМедиаГрупп, 2015. 192 с. 6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Изд-во Феникс. 2012. 369 с. 7. Белобрыкина О. А. Развитие самосознания в детском возрасте: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2003. 215 с. 8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Изд-во Прогресс. 1986. 422 с. 9. Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки семьи. М.: Изд-во Смысл. 2000. 146 с 10. Баркан А.И. Современный дошкольник. Книга для воспитателей и родителей. М.: Изд-во ОлмаМедиаГрупп, 2015. 192 с.. 11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997 12. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1999. №4 13. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности прирасхождении уровня самооценки и притязаний. Вопросы психологии. М.: Изд-во Владос. 1993. № 1. 113 с. 14. Булкин А.Н. Социальная уверенность как объект социальной рефлексии: дис. … докт. филос. наук. — Ставрополь, 2015. 15. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. 1994. № 3. с. 33-35 16. Виникотт Д.В. Ребёнок, семья и внешний мир. М.: Изд-во Институт общегуманитарных исследований. 2015. 256 с. 17. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия // Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 455 с 18. Выготский Л. С. Психология развития человека. M.: Изд-во ЭКСМО. 2003. 1136 с. 19. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. М.: Изд-во Academia. 2003. 155 с. 20. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практикующих работников ДОУ. М.: Изд-во Айрис—пресс. 2004. 106 с. 21. Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Изд-во Академия. 2003.464 с. 22. Жинкин Н.И. Мышление и речь. М. Изд-во Академия. 1958. 345.с. 23. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И.Анциферовой. М.: Изд-во Наука. 1978. 249с. 24. Зимбардо Ф., Редл Ш. Застенчивый ребёнок. М.: Альпина нон-фикшн. 2015. 380 с. 25. Кириллова Е.А., Беляева Е.Э. Тревожный ребёнок. М.: ИГ основа. 2015. 192 с. 26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. Изд-во ЯрИздат. 1996. 237 с. 27. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника: Советы родителям. М.: Изд-во Школьная Пресса. 2004. 119 с. 28. Козлова С. А. Я - человек: Программа соц. развития ребенка. М.: Школьная Пресса. 2003. 44 с. 29. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: Независимая фирма "Класс". 1999. 160 с. 30. Кузьмина, Н.И. Психологические ориентиры организации дошкольного учреждения нового типа как основы развития личности: XII Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научной конференции (30-31 октября 2005 г.) / Под ред. С.П. Семухина. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2005 31. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. М.: Прометей Книголюб, 2006 32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж. 1997. 289 с. 33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. М.: Изд-во КомПресс. 1986. 275 с. 34. Молостова Н.Ю. Психолого-педагогические условия формирования социальной уверенности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: тез.докл. Международной научно-методической конференции. — М.: Изд-во гуманитарного института, 2018. 35. МухинаВ.С., ХвостовА.А.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия. М.: Изд-во Академия. 2000. 455с. 36. Немов Р.С, Психология, т.3. М.: Изд- во Владос. 2003. 640 с. 37. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. М.: Народное образование, 2002 38. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Изд-во Просвещение.1987. 224 с. 39. Основы психодиагностики/ Под общ.ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону. 1996. 250 с. 40. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Изд-во Развитие. 1978. 362 с. 41. Панфилова МА. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во ГНОМ и Д. 2000. 224 с. 42. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во Сфера. 1999. 396 с. 43. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Педагогика. 1987. 560 с. 44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Римис. 2008. 416 с. 45. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. и др. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Изд-во Сфера. 2003. 256 с. 46. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А.Абдульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство. 1998. 91 с. 47. Психология: Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Феникс. 1990. 460 с. 48. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких. М.: Изд-во ВЛАДОС. 2002. 223 с. 49. Развитие и воспитание социально адаптивной личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Сб. программ:наматериалах опыт. эксперим. работы МДОУ ЦРР дет. сад № 28 «Красная Шапочка». г. Новоалександровска. Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. Ун-та. 2002. 266 с. 50. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: ВЛАДОС. 1988. 164 с. 51. Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук.и методистов. М.: Изд-во Айрис—пресс. 2003. 56 с. 52. Сибли Л. Как научить ребёнка управлять своими чувствами. М.: Триада. 2010. 144 с. 53. Смелзер Н. Социология. М.: Изд-во Феникс. 1994. 160 с. 54. Современный словарь по психологии. М.: Изд-во Современное Слово. 1998. 650 с. 55. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Издательский центр Академия. 2000. 160 с. 56. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. М., 1997. 224 с 57. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Воронеж. 1998. 385 с. 58. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников. Вопросы психологии. 1998. №3. с.46 59. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма Класс. 2000. 242 с. 60. Староверова С.В. Психологические пятиминутки для детей. М: Феникс. 2015. 158 с. 61. Сурженко Л.А. Трудная ситуация. СПб.: Изд-во Питер. 2015. 112 с. 62. Терещюк Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Авт. дис канд. психол. наук. М., 1986 63. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Изд-во Академия. 2000. 304с. 64. Фокина Е. Выявление Я-образа ребенка. Детское творчество. 1999. 65. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. М.: Изд-во Речь. 2007. 120 с. 66. [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru (Дата обращения 11.12.2014) 67. [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru(Дата обращения 13.01.2015) 68. [Электронный ресурс] URL: http://ds142tver.ru(Дата обращения 06.02.2015) 69. Электронный ресурс] URL: http://www.koob.ru (Дата обращения 09.04.2015) 70. [Электронный ресурс] URL: http://bookz.ru (Дата обращения 10.04. 2015) 71. [Электронный ресурс] URL: http://dohcolonoc.ru (Дата обращения 10.05. 2015) 72. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad (Дата обращения 26.08. 2015) 73. [Электронный ресурс] URL: http://planetadetstva.net (Дата обращения 03.09. 2015) 74. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru (Дата обращения 07.09. 2015) 75. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [Офиц. сайт]. www.d10162.edu35.ru (дата обращения 25.11.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Теоретические представления отечественных и зарубежных учёных по проблеме социальной уверенности у дошкольников Проблема формирования навыков общения издавна привлекала внимание исследователей в данной области. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массовой школы возрос интерес к личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. Педагоги (А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт) обратили внимание на так называемый «дух школы» – такие феномены, как «товарищество», «корпоративный дух», правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии самосознания, формировании нравственных качеств (Н. Васильков, Е. Ельницкий, Я. Карась, Б. Ленский и др.) В XX веке этот вопрос разрабатывали психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие. Они рассматривали личность как продукт деятельности и опыта ее общения с другимилюдьми[18]. В 20–30-е годы XX века проблема обучения детей взаимодействию стояла особенно остро в связи с массовой беспризорностью, поэтому и рассматривалась она в русле изучения неформальных объединений беспризорных детей (Е.А. Аркин, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, и др.). А.С. Макаренко большое внимание уделял организации делового взаимодействия в коллективе, считая, что навыки общения эффективно формируются в совместной деятельности. В 40-60-х годах XX века проблема взаимоотношений рассматривалась в русле методики организации коллектива, воспитания коллективизма. Большое значение придавал этому вопросу В.А. Сухомлинский, в его работах неоднократно встречается термин «общение».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg