Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Анализ используемой психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста является актуальной. Исходя из теоретического анализа понятие «саморегуляция» как способность к самоконтролю является важным личностным новообразованием этого возраста, представленное структурными компонентами ? мотивация, целеполагание, планирование, действия контроля и самоконтроля. Таким образом, саморегуляция – это процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями и действиями.
Введение

В Концепции Федеральной Целевой Программы развития образования на 2016-2020 годы образования сформулирована личностно ориентированная модель образования, которая способствует повышению конкуртноспособности личности, образовательных институтов, экономики и государства. Целью данной программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкуретноспособной личности. При этом конкуретноспособность личности связывается со способностью человека к самовоспитанию, саморазвитию для обеспечения самим человеком адекватного собственным ожиданиям, положения в обществе. В связи с этим развитию эмоционально-волевой сферы личности человека должно уделяться особое внимание в процессе образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональная саморегуляция. Однако, в научной литературе не уделено должного внимания анализу факторов и средств, способствующих развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. В методической литературе недостаточно разработана тема адекватного выбора методов развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, эффективных способов регуляции собственного поведения дошкольником. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. Игра есть деятельность, в которой дошкольники берут на себе те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними, в игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Дошкольный возраст – это некий переход от беззаботного детства с играми, к периоду взросления и осмысления. Важным этапом в подготовке к школе является формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Саморегуляция – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность, посредством которого происходит усвоение образца и соотнесение с ним выполняемых действий. Это способность ребенка строить свои действия в соответствии с тем, что сказал взрослый, в способности детей контролировать собственные действия. В работе объектом будет являться процесс саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, а предметом - игра как средство развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Цель нашего исследования - рассмотреть процесс саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста через игру. Гипотеза нашего исследования –формирование саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее в процессе организации игровой деятельности. Задачи: 1. Определить структуру саморегуляции и ее компоненеты. 2. Описать особенности развития саморегуляции дошкольников. 3. Рассмотреть возможность игры как способа развития эмоционально-волевой сферы развития дошкольников. 4. Определить диагностические методики, выявляющие уровень развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста; 5. Измерить уровень саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста; 6. Определить комплекс игры, направленных на развитие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МАДОУ № 460 г. Екатеринбурга. Методы исследования: ? Теоретические методы: изучение и анализ педагогического опыта, программно-методических документов; обобщение и сравнительно-сопоставительный анализ данных); библиографический метод (анализ педагогической, психологической и методической литературы); ? Эмпирические методы: наблюдение, методы оценивания и измерения. Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Структурно-функциональный анализ процесса саморегуляции 6 1.2. Развитие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3. Игра как средство развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста 14 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Изучение сформированности саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста 2.2. Организация методической работы по формированию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 28 28 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
Список литературы

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы детского самосознания. «Известия АПН РСФСР», 1948, №18. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей. Москва «Просвещение». 2008. 3. Асташина М.П., Шульпина В.П. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие/М.П. Асташина, В.П. Шульпина. – Омск: Изд-во Сиб-ГУФК, 2007.-112с. 4. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. ООО»Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2001.- 400 с. 6. Бондаренко А.К. Воспитание детей в иге: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с., ил. 7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). 8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – 488с. 9. Горький А.М. О молодежи. М., 1949, с. 71. 10. Гукина Н.И. Психологическая готовность к школе 4-е изд., перераб. И дополн. – СПб.: Питер, 2004.- 208 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 11. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2004, с. 160. 12. Егорова Э.Н. Психологическая культура личности. Харьков: МИТ, 2004. – 60с 13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки./А.В. Захарова.-М.:2003. 14. Касвинов С.Г. К вопросу о психологической структуре дошкольного возраста: признаки границ первой и второй фаз.//Вестник ХНУ. – Психология. - № 653. – Харьков. – 2005. – с. 85-92 15. Квин В. Прикладная психология.-Санкт-Петербург.: Питер,2000 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2000.-416 с. 17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. [Текст] / Я.Л. Коломенский.-Минск.: 2004. 96с. 18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е издан./И.Ю. Кулагина.-М.: 2008 19. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции. [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. Т.2 - №1 20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). //Вопросы психологии. – 1995. - №1. – С.5-12. 21. Кондаков И. Психологический словарь. 2000 https://vocabulary.ru/slovari/psihologicheskii-slovar.html 22. Краткий словарь психологических терминов http://cpms-smol.ru/spec-mp/139-kspt 23. Мазепина Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с. 24. Ошкина А.А, Цыганкова И.Г. Формирование эмоциональной сарегуляции у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015, - 128 с. 25. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Текст]: Учеб.-метод. Пособие. Моск. открытый соц. ун-т. - М., 2003. - 25 с. 26. Попков В.Н. Эмпирическое исследование в физической культуре и спорте: учебное пособие / В.Н. Попков. – Омск: изд-во Сиб ГУФК, 2011. – 290 с. Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=277331 27. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников / Н. И. Дворская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1147-1150. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18037/ (дата обращения: 23.10.2020). 28. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Текст] / Л. А. Регуш. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2008. — 208 с. 29. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. 30. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. https://www.livelib.ru/book/2642/readpart-samoregulyatsiya-v-poznavatelnoj-deyatelnosti-u-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/~5 31. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. [Текст] М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998. - 256 с. 32. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. М., 1979., т.1, с. 104 33. Ульенковой. У.В.Методика «Палочки-черточки» Источник: https://studfiles.net/preview/1844910/ 34. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М. Просвещение, 2001 - 161 с. 35. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности [Текст] // Проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1982. 36. Эльконина Д.Б. Психология игры 37. RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2018 VOL. 15 # 4 CC BY 4.0 97 DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY УДК 159.922.736.3 DOI: 10.21702/rpj.2018.4.5 Возможности развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический обзор Александр Н. Веракса*, Дарья А. Бухаленкова, Вера А. Якупова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация * E-mail: veraksa@yandex.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Структурно – функциональный анализ процесса саморегуляции Актуальность проблемы саморегуляции не вызывает сомнения. Это подтверждается значительным интересом со стороны отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов данного феномена, а также востребованностью полученных результатов практикой. При изучении литературы по данной теме наблюдается наличие разных подходов при выделении основных аспектов понятия «саморегуляция». Саморегуляция – интегративные психические процессы, связанные с регуляторной функцией психики и обеспечивающие самоорганизацию психической активности личности. [22]. Саморегуляция является индивидуально-типической особенностью личности, как способность быть субъектом собственной учебной деятельности [20]. В широком смысле саморегуляция понимается как один из компонентов самосознания; как системно-организованный процесс, обеспечивающий адекватность состояний и действий человека цели, предмету, условиям деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий); как способность человека осознанно регулировать различные психические процессы и состояния (Е.О. Смирнова), способность управлять своими действиями в соответствии с общественно заданными целями и условиями деятельности (О.Ю. Осадько); как показатель возможностей индивида устойчиво осуществлять принятую программу деятельности, способность удерживать цели и способы деятельности (В.Д. Небылицин). И.И. Кондратьева, Н.А. Менчинская рассматривают саморегуляцию как один из важнейших компонентов в структуре общей обучаемости и подчеркивают необходимость максимальной интенсификации ее развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg