Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательной активности в методике обучения биологии

alex_m 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Введение

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей обучающихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучающихся. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении, они подрывают у обучающихся веру в свои силы и способности. Развитие познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременно формирование у них мотива к учению. При изучении педагогической литературы было выявлено противоречие между, необходимостью повышения познавательной активности подростков и недостаточной разработанностью средств реализации данного процесса на уроках биологии. Поиски путей разрешения выявленного противоречия послужили основанием для формулировки темы курсовой работы «Развитие познавательной активности учащихся в методике обучения биологии». Объект исследования: образовательный потенциал школьного курса биологии. Предмет исследования: развитие познавательной активности подростков на уроках биологии. Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии. Задачи: 1. Уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся». 2. Проанализировать специфику процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 3. Выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии. 4. Обосновать содержание и дидактическое обеспечение процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 5. Представить результаты диагностики эффективности развития познавательной активности подростков на уроках биологии. База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат».
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2 I. Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………..4 1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория…..4 1.2. Понятие познавательной активности в целом……………………………6 1.3. Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету.7 1.4. Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии………………………………………………….9 II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии……………………………………16 2.1. Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………………16 2.2. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний……………………………………………………………………………17 2.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала………………………………………………………….19 2.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала………………………………………………………….21 2.5. Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии……………………………………………………………22 2.6. Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии…………………………………………………………………………24 2.7. Компьютерные технологии, как средство активизации процесса обучения……………………………………………………………………….26 2.8. Развитие критического мышления обучающихся, как средство активизации процесса обучения………………………………………………27 Заключение……………………………………………………………………….29Литература……………………………………………………………………….31 Приложение………………………………………………………………………34
Список литературы

1.Кохановский, В.П.Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с. 2.Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 1988. - 576 с. 3.Алексеев, П.В.Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с. 4.Воронин, А.С.Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с. 5.Социология // Энциклопедия / под. ред. А.А. Грицанов [и др] - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 673 с. 6.Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с. 7.Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с. 8.Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с. 9.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с. 10.Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с. 11.Семечкин, Н.В.Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с. 12.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с. 13.Педагогический энциклопедический словарь. - М.: 2002. - 547 с. 14.Семенюк, Л.М.Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с. 15.Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. - №7. - С. 18 -25. 16.Морозова, Н.Г.Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с. 17.Ковалев, А.Г.Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с. 18.Небылицин, В.Д.Основные свойства нервной системы человека / В.Д.Небылицин. -М.: Наука, 1966. - 296 с. 19.Айзенк, Г.Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с. 20.Селиванов, В.И.Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. - М.: Высшая школа, 1980. - 197. 21.Щукина, Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с. 22.Харламов, И.Ф.Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с. 23.Шамова, Т.И.Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с. 24.Матюшкин, А.М.Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - C. 5-17 25.Лернер, И.Я.Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с. 26.Беспалько, В.П.Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. 27.Скаткин, М.Н.Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 296 с. 28.Выготский, Л.С.Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. 29.Пидкасистый, П.И.Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с. 30.Бабанский, Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с. 31.Кругликов, В.Н.Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006. - 190 с. 32.Замов, Л.В.Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замков. - М.: Просвещение, 1997. - 238 с. 33.Якиманская, И.С.Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Просвещение, 1989. - 175 с. 34.Морева, Н.А.Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с. 35.Смолкин, А.М.Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с. 36.Алексеев, М.Ю.Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с. 37.Аршанский, Е.А.Организация практических работ в гуманитарных классах / Е.А. Аршанский // Журн. биология в школе. - 2002. - №3. - С. 41-47. .Учителю биологии о внеклассной работе / сост. А.Х. Гусакова, А.А. Лазаренко. - М.: Просвещение, 1998. - 97 с. 39.Никитина, Н.Н.Введение в педагогическую деятельность / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с. 40.Москаленко, К.А.Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. - Липецк: ЛГПУ, 1999. - С. 42 - 49 41.Муртазин, Г.М.Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с. 42.Сухомлинский, В.А.Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - М.: Дрофа, 1984. - 254 с. 43.Онищук, В.А.Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1986. - 218 с. 44.Бордовская, Н.В.Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с. 45.Сонин, Н.И.Биология. Человек. 8 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии 1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория В философском словаре термин «познание» рассматривается, как творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. В социологическом словаре «познание» - это процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире [4]. Познание развертывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, «опирается» на различные исторические и культурные формы, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта. Закрепляясь в этом опыте в виде более или менее согласуемых между собою компонентов, оно выступает в качестве знания. В этом плане различие познания и знания есть различие процесса и результата. Иными словами, познание - это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения человеком условий его бытия, а знание - характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию, «употреблению», распространению. [5]. В психологическом словаре «познание» связывается с психическими процессами приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие - слишком широкими (например, определение Кеслера: «Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении») [6]. В педагогическом словаре «познание» - это воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности. Выделяют различные формы познания: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), Познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде некоторых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное познание может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологическое, художественное и научное. [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg