Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Специфика фантастического элемента и его функция в творчестве Г. Гауптмана. Изучение зарубежной литературы в средней школе

alex_m 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Фантастический элемент свойственен литературе разных жанров. Многие авторы делают в своих произведениях некоторые отступления, включают фантастический элемент как эффективное и, главное – эффектное средство выражения своих идей, направленных на метафорическое изображение острой социальной или политической проблемы в виде фантастического повествования.
Введение

Понятие «фантастическое» является одним из самых неоднозначных в литературоведении, поскольку «законы искусства не тождественны законам эмпирического мира» . В данной работе «фантастическое» определяется как «эстетическая категория, выражающая ценностную характеристику множества не существующих в реальности объектов и процессов, рожденных творческим воображением художника» . Главная составляющая этой категории – «сомнение в реальности происходящего» , которое испытывает читатель. Фантастическое элемент – это особый прием, своего рода допущение в художественное произведение фактора, не встречающегося или невозможного в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои. Появлению в литературе фантастического элемента послужил неподдельный интерес человека ко всему неизведанному, мистическому, загадочному, стремление уйти от обыденности жизни в мир, столь непохожий на современные реалии. Фантастический элемент послужил возникновению такого понятия, как фантастика. Также смежными с фантастическим элементом в данном контексте можно счесть такие эстетические сущности, как чудесное, мистическое, сказочное, мифологическое, фантазийное, магическое и т.п. В таком случае фантастический элемент обретает масштабы концепта. Фантастика – особая область литературного творчества. Она аккумулирует творческое воображение художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время под фантастикой понимаетсяжанр художественной литературы, кино и других форм искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного» , нарушением границ реальности, принятых условностей . В фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального, социального и духовного человеческого бытия. Фантастическая образность присуща таким фольклорным жанрам, как сказка, эпос, легенда, утопия, сатира. Художественный эффект фантастического образа достигается за счет резкого отталкивания от эмпирической действительности, поэтому в основе фантастических произведений лежит оппозиция: фантастическое – реальное. В художественной словесности фантастический элемент использовался с древнейших времен. Поэтика фантастического связана с «удвоением» мира: художник или моделирует собственный невероятный, существующий по своим законам мир (в этом случае реальная «точка отсчета» присутствует скрыто, оставаясь за пределами текста: «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского) или параллельно воссоздает два потока – действительного и сверхъестественного, ирреального бытия. В литературе этого ряда сильны мистические, иррациональные мотивы, писатель здесь выступает в виде потусторонней силы, вмешивающейся в судьбу центрального персонажа, влияющей на его поведение и ход событий всего произведения (например, средневековая, барочная, романтическая литература и т.д.). Наиболее устойчивые приемы такой мотивированной фантастики - сон, слухи, галлюцинации, сумасшествие, сюжетная тайна. Создается новый тип завуалированной, неявной фантастики (Ю.В. Манн), оставляющей возможность двойного толкования, двойной мотивировки фантастических происшествий – эмпирически или психологически правдоподобного и необъяснимо-ирреального («Штос» М.Ю. Лермонтова, «Песочный человек» Э.Т.А. Гофмана). Характерным признаком возникновения такого рода фантастики служит разработка эстетики чудесного, свойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания о культурном герое трансформируются в героический эпос (народное иносказание и обобщение истории), в котором элементы чудесного являются вспомогательными; сказочно волшебная стихия осознается как таковая и служит естественной средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за исторические рамки. Так «Илиада» Гомера представляет собой по сути дела историческое описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей); гомеровская же «Одиссея» – прежде всего, фантастическое повествование о всевозможных невероятных приключениях (не связанных с эпическим сюжетом) одного из героев той же войны. Сюжетные образы и происшествия «Одиссеи» – начало всей литературной европейской фантастики. Фантастический элемент свойственен не только литературе рассматриваемого жанра. Многие авторы, которые не ставят себя в разряд писателей-фантастов, делают в своих произведениях некоторые отступления, включают фантастический элемент, как эффективное и, главное – эффектное средство выражения своих идей, концепций и т.п. Попытку привлечь читателей к произведению как к «пропасти потустороннего» среди прочих наиболее ярко представляет «Фауст» И. В. Гете; используя традиционный фантастический мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (т.е. утопический идеал исключается из области фантастики и проецируется в будущее). Подобных примеров можно принести множество. Готическую традицию фантастики развивает Э. По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. С утверждением критического реализма фантастика нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символический характер реальным образам («Портрет Дориана Грэя» О. Уайльда, «Шагреневая кожа» О. Бальзака, произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ш. Бронте, Н. Хоторна, А. Стриндберг, Г. Гауптмана). Это дало начало появлению новой отрасли фантастики – научной фантастики, которая (начиная с Ж. Верна и Г. Уэллса) отделяется от общефантастической традиции. Она рисует реальный, хотя и фантастически преображенный наукой мир, по-новому открывающийся взгляду исследователя. Современная литература о фантастическом представляет собой целую библиотеку: работы о творчестве писателей-фантастов Айзеке Азимове, Роберте Блохе, Филипе Дике, Роджере Желязны, Рэе Брэдбери, Джеймсе Грэме Балларде, Роберте Шекли, Анджеле Картер, Толкиене. В России фантастический элемент представлен в творчестве В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского, Л. Погорельского, А.Ф. Вельтмана, И.С. Тургенева, М.А. Булгакова и др. Фантастический элемент использовали А.С. Пушкин («Руслан и Людмила», где особенно важен былинно сказочный колорит фантастики), Н.В. Гоголь, чудесные образы которого органично влиты в народную поэтическую идеальную картину Украины («Страшная месть», «Вий»). Фантастика в повестях («Нос», «Портрет», «Невский проспект») уже не связана с фольклорно сказочными мотивами и по-иному обусловлена общей картиной действительности, изображение которой как бы само по себе порождает небывалые образы. Большой интерес представляет творчество М.А. Булгакова, в котором сочетаются традиции мировой фантастики и злободневность современной ему ситуации в стране. Это сочетание воплощается в таких повестях, как «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и др. Сочетание различных возможностей фантастики являет собой роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Надо отметить, что феномен фантастической литературы, по большей части, имеет особенный философский смысл и требует внимания и серьёзного осмысления. Дело в том, что современная действительность зачастую не дает возможности для философского (экзистенциального) освоения традиционных ценностей. И «классическая» художественная литература, отражая реалии современной жизни, часто бывает вынуждена искажать их. Жанр фантастики, обладая большей свободой в создании образа мира, имеет возможность отстаивать и доказывать «на практике» значимость извечных гуманистических ценностей. С помощью художественного приема гиперболы (литоты) литературный герой вводится в ситуацию, предельно обнажающую суть конфликта. По мнению литературоведа Капустиной Е.В., «…средством создания «предельности» может служить введение магического предмета, фантастического технологического устройства или специфика пространственно-временного устройства мира» . При этом настоящая фантастика никогда не искажает реальность. В то время как наше сознание успокаивается мыслью о неизбежном прогрессе общечеловеческих идеалов и гуманистическом совершенствовании человеческой природы и социума, фантасты вновь и вновь подводят нас к трагическим проблемам современности, подталкивают к беспрекословно честной рефлексии, размышлению над вопросом: действительно ли мир изменился, «очеловечился», поумнел? Степень изученности проблемы. Понятие «фантастическое» играло особенно важную роль в картине мира литературной среды в Европе и Америке на протяжении всего XX в. В этот период фантастическая литература и сама литературно-философская концепция фантастического имели огромное значение для мировой и европейской культуры. Возрастало количество литературных исследований, обращенных к этой тематике. Исследование фантастики в отечественных гуманитарных науках менее обширно, чем на западе. Первые академические работы, связанные с объяснением природы литературной фантазии, принадлежали В.Я. Проппу, А.Ф. Лосеву, М.М. Бахтину и были посвящены «предтечам» фантастического жанра: волшебной сказке, мифу, классическому роману. В то же время появлялись исследования, касавшиеся отдельных фантастических приемов в творчестве русских классиков Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, О.М. Сомова, М.А. Булгакова и др., однако цельного и обобщающего анализа фантастики как особого жанра долгое время не существовало. Появление советских авторов, реализующих свой творческий потенциал преимущественно в жанре научной фантастики (А.Р. Беляев, И.А. Ефремов, братья Стругацкие, Кир Булычев, В.Д. Звягинцев и др.), потребовало от художественной критики более пристального внимания к данной теме. На этот «социальный запрос» критика ответила статьями и монографиями Г. Гуревича , В. Ревича , А. Мельникова , и др. Подключились и ближнее зарубежье (С. Лем , А. Сапковский ), и русская эмиграция (М. Каганская , И. Гомель ). Процесс библиографического описания и теоретического изучения фантастического жанра и, как его составляющей, фантастического элемента, продолжается и в период 1990-х – 2000-х годов (Р. Арбитман , В. Борисов , Ю. Смелков , Е. Харитонов ). Исследованием вопроса о популярности и содержательности фантастического элемента в художественной литературе занимаются критики и в наши дни. Например, Балакирева Т.А. в своей статье «Основания взаимодействия фантастики и медиареальности в современной культуре» исследовала отношения взаимозависимости между фантастикой как жанром литературы и медиареальностью. Современная культура содержательно наполняется художественными образами из фантастических произведений, которые репрезентируются в формах, предоставляемых медиа. Новые способы коммуникации позволяют расширять фантастические универсумы, обогащая их сюжетику, благодаря творчеству «фанатов», ролевым играм и пр. Поэтому актуальность заявленной темы обусловлена тем, что фантастические произведения, положительно зарекомендовавшие себя, среди публики конца XX века, стали содержательным наполнением большинства произведений культуры эпохи медиа. Литературовед Лю Цитин в статье «фантастика в круге современного подросткового чтения» рассматривает феномен фантастики как популяризированный жанр в подростковом чтении . В начале работы автор прослеживает появление и становление фантастической литературы. Затем разделит фантастические произведения на три категории: воображаемая страна или мир, сходство с реальным миром и изменение облика героя. В заключении автор приходит к выводу, что фантастика – это надежный инструмент познания действительности. Этим объясняется и постоянный рост популярности жанра и актуальности многих текстов. Все же ряд вопросов до сих пор остаются недостаточно разработанными; в частности – проблема осмысления фантастики как социально-философского феномена. Актуальность проблемы исследования состоит том, что на сегодняшний день фантастический элемент активно используется современными авторами в разных жанрах различных видах искусства, что сохраняет интерес к фантастическому как таковому и анализу его составляющих. Неоднородность фантастического элемента, его функции требуют постоянного изучения, что на современном этапе способствует более глубокому прочтению произведений, содержащих фантастический элемент. Актуальность исследования также обусловлена тем, что фантастика в настоящее время – не только явление мира художественной литературы, но и, в не меньшей степени, явление социальное, о чем свидетельствует активно развивающееся движение ролевиков. Начавшись как клуб любителей творчества Дж. Р.Р. Толкиена, ролевое движение очень быстро расширило сферу своих интересов, включив в сценарии игр сюжеты отечественной и зарубежной фантастики: поджанров фэнтэзи, киберпанк и т.д. Новизна исследования определяется тем, что для сопоставления взяты авторы с различным мировидением и эстетической программой. Тем не менее, время настолько заметно повлияло на формирование их писательских принципов, что в произведениях Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких прослеживается заметная связь, дающая право провести ряд аналогий и выявить схожесть авторской манеры. фантастики, а также реконструкции различных исторических эпох. Цель исследования – выявить специфику фантастического элемента и его функции в творчестве Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких. Объект исследования – драма Г. Гауптмана «Потонувший колокол», повесть А.и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Предмет исследования – фантастический элемент и его функция в творчестве Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования: 1. Дать общую характеристику фантастического как художественного приема. 2. Рассмотреть функции фантастического элемента. 3. Охарактеризовать творчество Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких на предмет использования фантастического элемента. 4. Исследовать особенности фантастического элемента в творчестве Г. Гауптмана. 5. Соотнести роль и функции фантастического в творчестве Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких. Методы исследования: в работе при анализе текстов Г. Гауптмана и А. и Б. Стругацких использовались принципы сравнительно-исторического, культурно-исторического, сопоставительного методов, метод структурного анализа текста. Теоретическая значимость исследования обусловлена рассмотрением вопроса о содержании понятия фантастического элемента в творчестве авторов, где фантастика – особая форма выражения объективной реальности. Гауптман, как и Стругацкие, не являются фантастами «в чистом виде», как, например, Г. Уэллс, Ж. Верн, А. Бестер, А. Беляев, А. Казанцев и др., поэтому фантастика в их произведениях особого рода. Она не отражает возможные достижения научно-технического прогресса, прогнозы будущего и т.п. Фантастический элемент, используемый Гауптманом и Стругацкими – средство концентрации внимания читателя на современных, вполне реальных проблемах, свойственных конкретной эпохе, но актуальных для будущих времен. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы и полученные в ходе анализа выводы могут использоваться при написании курсовых работ, рефератов, докладов, ВКР, в качестве рекомендаций при подготовке к школьным урокам. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………..……..3 ГЛАВА 1. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………...……..12 1.1. Общая характеристика фантастического элемента как художественного приема…………………………………………………………………………….12 1.2. Функции фантастического элемента………………………………...…….22 Выводы по первой главе……………………………………………….………..25 ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГАУПТМАНА……………………………………………………………...…….27 2.1. Общая характеристика творчества Г. Гауптмана…………………………27 2.2. Функции фантастических элементов в творчестве Г. Гауптмана…….…35 2.3. Фантастическое начало и его роль в творчестве А. и Б. Стругацких …..46 Выводы по второй главе…………………………………………………..….…60 ГЛАВА 3. Изучение зарубежной литературы в средней школе………….......62 1.1. Изучение фантастического элементов и функции в произведении предусмотренных школьной программой …………………………….……....62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....……69
Список литературы

1. Авраменко И.И., Заврагина Е.П., Николаенко С.В. Фантастический мир братьев Стругацких как социально-культурное явление и символистическая концепция будущего. Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 12. Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2020. С. 118 2. Арбитман Р.Э. Субъективный словарь фантастики. Ред. Т. Тимакова. М.: Время, 2018. С. 480 3. Балакирева Т.А. Основания взаимодействия фантастики и медиареальности в современной культуре. Культура и искусство. Санкт-петербургский ун-т., 2019.№ 1. С. 1-8 4. Бардасова Э.В. Концепция возможных миров в свете эстетического идеала писателей– фантастов А. и Б. Стругацких: дисс. к.ф.н. – Казань, 1995. С. 159 5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург: Паритет, 2006. С. 314 6. Беляев А.А. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 368 7. Борисов В.И. Читатель амфибрахия. Серия: «Звезды Млечного пути». М., 2014. С. 340 8. Бородина А.А., Литвиненко, П.И., Залеткина, А.В. Художественный мир фантастической литературы: свойства и функции фантастического элемента в художественном тексте. Материалы научно-практической конференции «Современное состояние российской и зарубежной художественной литературы». – Брянск: Брянский государственный университет, 2020. С. 43 9. Венедиктова О.В., Проценко А.А., Федорова Д.И. Функции фантастики в формировании читательской заинтересованности современной художественной литературой. Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 6. Владивосток: Изд. Дальневосточного федерального университета, 2020. С. 41 10. Вишневский Б.Л. Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда. – М., С. 550 11. Володина А.А. Жанры художественной литературы. Пермь: Статут, 2019. С. 71 12. Гауптман Г. Потонувший колокол: Нем. драма-сказка Гергардта Гауптмана / Пер. [с нем.] и примеч. В. Дунаева. 2-е изд. – М.: "Польза", 1909. С. 168 13. Генри Л. О.Фантастическое допущение. Мир фантастики, М.: 2008. № 54. С.115 14. Головченко И.М., Архипенко И.Т., Квашнина Т.Г. Трагедия и комедия в драматургии Г. Гауптмана: обзор литературоведческих исследований. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения». Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2020. С. 163 15. Гуревич Г.Г. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся, Кишинев., 1984. С. 135 16. Захаров В.Н. Фантастическое: аксиомы, парадоксы, проблемы. Проблемы исторической поэтики, 2016. №4. С. 7-26 17. Каганская М.Р, Гомель И. Вчерашнее завтра: Книга о русской и нерусской фантастике. М.: РГГУ, 2004. С. 324. 18. Каганская М.Л. Шутовской хоровод: Избранное 1977-2011. 2011. Т.1. С 382. 19. Кайтох В. Братья Стругацкие: Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Собр. соч.: в 11 т. Т.12 (дополнительный). – Донецк: Изд-во «Сталкер», 2003. С. 409–638. 20. Калинин С.С. Передача информации из культур холодного типа в культуры горячего типа как форма культурного трансфера (на примере драмы Г. Гауптмана "Потонувший колокол"). В сборнике: Омские Социально-гуманитарные чтения-2017. Материалы X Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Л.А. Кудринская. 2017. С. 129-135. 21. Калязина Н.Г., Фоменко А.А. Принципы классификации фантастической литературы и ее функции в современном мире. Сборник статей Тюменского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 3. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. С. 56 22. Канторович Д.Е., Ефремова С.В., Бойков К.Ю. Произведения жанра фантастики и особенности символистического изображения реальности в классической и современной литературе: обзор научных статей. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной гуманитарной науки». – Челябинск: Челябинский педагогический институт, 2019. С. 158 23. Капустина Е.В. Фантастика как социально-философский феномен. Вестник Чувашского университета, 2008. С. 6 24. Кириленко А.А., Прянишникова, А.М., Володин С.И. Принципы дифференциации фантастической литературы. Вестник Камчатского государственного университета. Вып. 5. Петропавловск-Камчатский: Издательство: Камчатского государственного университета, 2019. С. 38 25. Коврова С.К. Сказочные мотивы и символика в драматургии Г. Гауптмана. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. № 1-1. С. 25-29. 26. Козловски Ю.З. Коды комического в сказках Стругацких «Понедельник начинается в субботу» И «Сказка о Тройке». (Перевод А.Кузнецова.) – 2009. С. 20 27. Коновалова М.А. Синтез высоких и низких жанров в творчестве Стругацких. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014.№ 2-3. С. 258-261. 28. Крюков С.П., Бородина Л.Ю., Потапенко В.В. История развития фантастического компонента в литературном тексте: истоки и принципы формирования Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 4. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2019. С. 46 29. Кузнецова А.В. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950 – 1960 – е гг.: дисс.к.ф.н. – М., 2004. С. 248 30. Куриленко А.П., Храмцова М.И., Пантелеева И.М. Специфические характеристики творчества Г. Гауптмана в контексте культурного пространства. Вестник Красноярского государственного университета. Вып. 6. Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. С. 56 31. Кутейникова А.А., Ольшевская И.Т., Жирнов С.М. Принципы идентификации реальности в фантастических романах братьев Стругацких. Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной литературы: российский и зарубежный опыт». Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2020. С. 21 32. Лаевская И.М., Дмитриенко К.Г., Чернокнижная А.Г. Принципы исследования функций художественной литературы на примере фантастических произведений. Материалы научно-практической конференции «Книжный салон и особенности распространения современной литературы на российском рынке». Омск: Омский государственный университет, 2020. С. 103 33. Лем С. О «Пикнике на обочине» Стругацких. (перевод Кузнецова А.) Лондон, 1984. С. 243-278. 34. Лисицына О.А., Прокопьев А.В., Гордеева С.И. Принципы абстрактного изложения реальности в творчестве Г. Гауптмана в начале XX века. Современное литературоведение. 2020. № 11. С. 52 35. Литвиняк О.А., Щедрин С.С. Фантастический жанр литературы как трендовое культурное явление современности. Культурология, 2018. № 10. С. 96 36. Ломакина П.А., Федорова, С.М. Символические элементы в «Потонувшем колоколе» Г. Гауптмана: культурологический анализ. Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 6. Литература. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. С. 33 37. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. Подгот. текстаИ. И. Маханькова. М.:Правда, 1990. С. 655 38. Лю Ц. Фантастика в круге современного подросткового чтения. Университетский научный журнал, 2017.№ 34. С. 216-221. 39. Маковский М. М. Краткий этимологический словарь-тезаурус индоевропейских языков. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. С. 200 40. Маковский М. М. Этимологический словарь современного немецкого языка. М.: Азбуковник, 2004. С. 632 41. Мельников А.И. От героя "безгеройного" жанра к полноценному образу. Этюд о взрослом гравилете: Сб. Краснодар: Кн. изд-во, 1990. С. 261 42. Милославская В.В. Мифопоэтика и интертекстуальность как способ расширение художественного пространства сказки братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Гуманитарные и юридические исследования. 2014.№ 1. С. 171-174. 43. Неверова А.П., Крупенкова, С.И., Филиппенко, И.Г. Анализ творчества Г. Гауптмана: стилистические, концептуальные и сюжетные особенности. Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы исследования художественной литературы на современном этапе: основные концепции, типологии и методы изучения». Секция «Гуманитарные науки». М.: Московский государственный педагогический институт, 2020. С. 24 44. Николаенков С.И. Фантастическая литература как объект литературоведческого и социально-психологического. Социально-гуманитарные вести. 2017. № 12. С. 100 45. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова- 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 944 46. Ордынцева Ю.П., Фигурнова А.А., Антоневская Е.Н. Психологические аспекты формирования фантастического элемента в художественной литературе: читательское восприятие фантастических текстов в современной практике. Вып. 4. Воркута: Издательство Воркутинского государственного университета, 2019. С. 100 47. Орлинская Я.В., Терехина С.В., Александрова И.Т. Стилистика и идейное содержание пьес Г. Гаупмана: классическая критика и современное видение. Материалы научно-практической конференции «Вопросы и проблемы современной гуманитарной науки». Пермь: Пермский государственный университет, 2020. С. 115 48. Петрова А.А., Шилоносова, И.М., Вакуленко Т.А. Характерологические особенности персонажей ранних произведений Г. Гауптмана. Вестник Тюменского государственного университета. Вып. 4. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. С. 100 49. Петрова А.А., Шилоносова, И.М., Вакуленко Т.А. Характерологические особенности персонажей ранних произведений Г. Гауптмана. Вестник Тюменского государственного университета. Вып. 4. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. С. 99 50. Подлубнова Ю.С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе. Доклад.Ставропольский государственный университет, 2006. С. 4 51. Проценко С.М., Харитонова Ю.В., Виноградов А.М. Семантика и философские особенности творчества Г. Гауптмана: современные исследования. Сборник статей Мурманского государственного педагогического института. Вып. 4. Литература и история. Мурманск: Издательство Мурманского государственного педагогического института, 2020. С. 149 52. Ревич В.А. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. С. 354 53. Ремизова П.А. Жанры художественной литературы. Архангельск: Паритет, 2018. С. 60 54. Родионова И.М., Уваров, Д.А., Астраханцева Е.Г. Архетипы и символы в творчестве А. и Б. Стругацких: результаты литературоведческого исследования. Современная литература. Сборник статей. – Калининград: Мега, 2020. С. 90 55. Рожков В.В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких: на материале романа «Трудно быть богом»: дисс. … к.ф.н. – Новосибирск, 2007. С. 228 56. Сапковский А. Научная поэтика фантастики. М.: Университетский научный журнал, 1998. С. 205 57. Склизкова А.П. Мистериальный путь героя в драме-сказке Г. Гауптмана "Потонувший колокол". Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012.№ 17. С. 178-187. 58. Склизкова А.П. Монистический модернизм: проблема сознания (на примере драмы-сказки Г. Гауптмана "Потонувший колокол"). Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19.№ 4. С. 107-111. 59. Склизкова А.П. Драма-сказка г. Гауптмана "Потонувший колокол" как неоромантическое произведение. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 2 (34). С. 113-119. 60. Смелков Ю. С. Мир фантастики. Литературные заметки. Статьи о фантастике. Правда, 1976. С. 3 61. Смирнова А.В., Красильникова, Е.Н., Пархоменко К.Ф. Элементы символизма в позднем творчестве Г. Гауптмана как отражение альтернативной немецкой художественной идеи. Материалы международной научно-практической конференции «Европейская литература конца XIX–начала XX века: основные направления и течения». Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 100 62. Сорокина И.А., Евстигнеев, А.А., Пушкарева В.М. Специфика авторской позиции Г. Гауптмана в драматическом творчестве. Вестник Хабаровского государственного университета. Вып. 4. Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного университета, 2017. С. 60 63. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу. Издательство:АСТ, 2015 г. С. 350 64. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Фантастика – литература. О литературе для детей. Л.: Детская литература, 1965. С. 115 65. Стругацкий А. Стругацкий Б. Куда ж нам плыть? Первопубликация в сборнике: о литературе для детей. Вып. 10. – Л.: Детская литература, 1965. С. 54 66. Тельпов Р.Е. Особенности перевода на иностранные языки юмористических названий фантастических персонажей (на материале повести А.Н. И Б.Н. Стругацких "Понедельник начинается в субботу"). В сборнике: Юмор и сатира в координатах XXI века. Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 85-92. 67. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу, М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 25. 68. Трезубцева, О.А., Чиркова, С.С., Мальцева, Р.И. «Трагедия жизни» Г. Гауптмана: социальное и личностное. Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 7. Литература и искусство. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2019. С. 90 69. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007. С. 546 70. Фомин А.Г., Калинин С.С. Лингвокультурный трансфер мифологической образности на примере пьесы-сказки Г. Гауптмана "Потонувший колокол". Сибирский филологический журнал. 2018. № 3. С. 284-299. 71. Харитонов Е.В. Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия: Библиографический справочник. М., 2015. С. 56\ 72. Хомякова С.И., Фурсенко, О.Л., Почепцова И.М. Функциональные особенности фантастической литературы: анализ современных фантастических произведений. Материалы научно-практической конференции «Фантастика: литература, кино, живопись». М.: Московский педагогический институт, 2018. С. 34 73. Хорошеева В.А., Викторова С.М. Немецкая литература конца XIX – начала XX века: основные концепции и философские идеи. Литературные вести. 2019. № 9. С. 103 74. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы. Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко, Киев: 1972. С. 228 75. Чечурина С.М., Борисенко В.А., Храмцова, Е.В. Фантастика как жанр литературы: история и современное состояние. Липецк: Книжный мир, 2019. С. 38 76. Шпильман М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» на материале произведений А.и Б. Стругацких: дис. … к.ф.н. – Новосибирск, 2006. С. 229 77. Якименко М.И., Щедринская Е.Е., Капустина, О.А. Стилистические приемы фантастической литературы и их исследования в литературоведческой науке. Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 6. Томск: Томский государственный университет, 2018.С. 99 78. Яковлева И.М. Жанры литературы. Томск: Речь, 2020. С. 150 79. Якубович М.И., Фролова С.С., Панченко И.А. Виды научной фантастики: обзор научных статей и критических. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения». Керчь: Керченский государственный университет, 2020. С. 81
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Общая характеристика фантастического элемента как художественного приема Фантастическое элемент – это особый прием, своего рода допущение в художественное произведение фактора, не встречающегося или невозможного в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои. Это особый тип образности, для которого характерны высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на художественный вымысел, создание вымышленных, «чудесных» миров . Фантастический элемент лежит в основе фольклора разных народов – мифов, сказок и былин и т.п. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному. Фантастический элемент используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража. Все это привело к тому, что появилось такое явление, как фантастическая литература как таковая. Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного». По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика – это литература плюс фантастическое допущение» . По мнению А. Шалганова, фантастика – это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg