Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социальная возможность образовательной среды в вопросах социальной адаптации подростков

one_butterfly 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Объектом исследования является содержание социальной возможности образовательной среды при адаптации подростков. Предмет исследования – методика анализа социальной возможности образовательной среды при адаптации подростков. Цель исследования – анализ сущности и проблем социальной возможности образовательной среды при адаптации подростков. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические основы социальной адаптации; - провести анализ социальной возможности образовательной среды при социальной адаптации подростков. База исследования: СОШ г. Нижневартовск, 8-ой класс. Методы исследования: 1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические методы: экспертная оценка, опрос. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день существует очень много неблагоприятных факторов (социальных, социально-экономических, медико-социальных), которые влияют на адаптацию подростка, что, в результате, приводит к росту в учебных заведениях учеников, испытывающих трудности в социальной адаптации. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения системы социально-психологических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации подростков и в профилактике социальной дезадаптации. Так, можно сказать, что потребность в социально-психологической помощи появляется в случае социальной дезадаптации подростка, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера либо их сложным сочетанием. Самые распространенные формы социальной дезадаптации – девиантная и патологическая, связаны с нарушением принятых в обществе норм, ценностей и установок. Коррекция данных нарушений и является основной задачей социально-психологической работы с подростками, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5 1.1 Понятие социальной адаптации 5 1.2 Социальная адаптация подростка в процессе образования 15 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.studmed.ru/anohin-pk-ocherki-po-fiziologii-funkcionalnyh-sistem_b3f9258b55b.html (дата доступа: 03.03.2021 г.). 2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей [электронный ресурс] // режим доступа: https://bookap.info/genpsy/pogran/ (дата доступа: 03.03.2021 г.). 3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post287638185/ (дата доступа: 04.03.2021 г.). 4. Изучение социально - психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя) [электронный ресурс] // режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/27/izuchenie-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-rebenka-v (дата доступа: 05.03.2021 г.). 5. Маслоу Абрахам Новые рубежи человеческой природы [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.klex.ru/8if (дата доступа: 02.03.2021 г.). 6. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции [электронный ресурс] // режим доступа: https://tlib.gbs.spb.ru/dl/6/Мамайчук%20ИИ_Психология%20дизонтогенеза%20и%20основы%20психокоррекции.PDF/info (дата доступа: 02.03.2021 г.). 7. Маклаков А. Г. Общая психология [электронный ресурс] // режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/K7/M1/file/3.pdf (дата доступа: 03.03.2021 г.). 8. Мясищев В.Н. Психология отношений [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.klex.ru/31i (дата доступа: 04.03.2021 г.). 9. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников // А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман [электронный ресурс] // режим доступа: https://vk.com/wall-94378522_8464 (дата доступа: 04.03.2021 г.). 10. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности [электронный ресурс] // режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/76246.html (дата доступа: 01.03.2021 г.). 11. Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс) [электронный ресурс] // режим доступа: https://infopedia.su/11xb101.html (дата доступа: 05.03.2021 г.). 12. Психологический словарь [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.b17.ru/dic/sotsialnaya_adaptatsiya/ (дата доступа: 01.03.2021 г.). 13. Пиаже Ж. Психология интеллекта [электронный ресурс] // режим доступа: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/piaje_psih_intelekta.pdf (дата доступа: 02.03.2021 г.). 14. Селье Ганс Стресс без дистресса [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/psihologiya/48734/fulltext.htm (дата доступа: 02.03.2021 г.). 15. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. – 608 с
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 1.1 Понятие социальной адаптации Социальная адаптация (лат. adaptare — приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные микроотношения . Адаптация, по А. А. Налчаджяну, – социально-психологический процесс, в результате которого личность приходит к адаптированности, т. е. таким взаимоотношениям, при которых личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, оправдывает ролевые ожидания, предъявляемые к ней обществом, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности . В современной социологии и социальной психологии социальная адаптация чаще всего понимается как социально-психологический процесс, в котором адаптант (малая группа или личность) и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, т. е. взаимодействуют, активно влияя друг на друга. Толчком к процессу социальной адаптации становится проблемная ситуация, которая возникает при несоответствии прошлого опыта индивида требованиям новой социальной ситуации. Несоответствие возникает при использовании стереотипов поведения, что приводит не к успешной деятельности, а к отдалению от поставленной цели и желаемого результата. Для его получения нужна новая социальная деятельность. Такая деятельность складывается из нескольких стадий: начальной, стадий терпимости, аккомодации и ассимиляции. На начальной стадии индивид начинает осознавать, почему что-то не получается, почему социальная активность не приносит удовлетворения. Значит, надо вести себя по-другому, принять другую систему ценностей, усвоить новые социальные роли и пр. Однако психологически личность еще чувствует себя некомфортно. На следующей стадии, стадии терпимости, личность, находясь в малой группе, проявляет терпимость, делает уступки. Однако человек не только осознает, почему активность не обеспечивает успех, но и пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил. На стадии аккомодации индивид признает и принимает основные новые ценности группы или социальной микросреды. На стадии ассимиляции системы ценностей личности, группы и микросреды совпадают. Успех адаптационных процессов зависит от того, на какой стадии находится адаптант. При изменении общественного строя, в период военных действий и т. п. адаптационные процессы должны быть более интенсивными, так как от этого зависит жизнь многих людей. Становится актуальной готовность к переменам, установка на их положительный результат. В связи с этим следует отметить роль государства, образования в повышении социальных возможностей при адаптации. В обществе существуют институты и целевые программы, которые помогают молодежи быстрее адаптироваться к переменам. Надо иметь в виду, что такие институты и программы действуют и в отношении других групп населения: военнослужащих, инвалидов, мигрантов, освободившихся из мест лишения свободы и др., которые должны быть готовы к переменам, что является основой жизненного успеха. Различают процесс адаптации и адаптированность, как результат, итог приспособления к переменам, готовность включиться в новые сферы деятельности. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации личностью норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной группе, условиями, предоставляемыми для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. Непосредственная социальная среда – это семья, производственный коллектив, соседи по дому. Ее можно назвать микросредой, так как для конкретного индивида она специфична. Процесс адаптации не прост. При адаптации личность и организация вступают во взаимодействие как сложные системы. На адаптацию влияют особенности предприятия, тип и организация труда, характер межличностных отношений, оплата труда, профессиональная расстановка кадров. На социальную адаптацию влияют особенности личности. В социальной адаптации можно выделить такие типы: - профессиональная; - социально-психологическая (ее можно разделить на юридическую и экономическую); - адаптация к условиям труда. Условиями профессиональной адаптации служат наличие профессиональных навыков и умений, личностные качества, необходимые для выполнения той или иной трудовой деятельности. Все это помогает индивиду быстро осваивать профессию и успешно трудиться. Профессиональная адаптированность проявляется в профессиональной квалификации, стабильности производственных показателей, удовлетворенности своим трудом. Социально-психологическая адаптация, которую как раз мы и будем более детально рассматривать в рамках данной курсовой работы – вхождение личности в малую группу, формирование отношений с другими, выработка ценностных ориентаций, достижение единства руководства и членов группы. В группе личность обязана осваивать социальные роли, вырабатывать социальные установки и позиции. Социально-психологическая адаптация позволяет индивиду адекватно воспринимать себя и устанавливать свои социальные связи. Поэтому социальную адаптацию следует рассматривать в контексте потребностей человека. Как известно, потребности характеризуют личность как пассивное и активное существо. С одной стороны, человек всегда зависит от условий своего существования: тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, он предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет жажду и голод, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам. Это органические, витальные потребности, удовлетворение которых дает человеку жизнь как биологическому существу. Другая группа потребностей – культурные, духовные. Они различаются по уровню и требованиям, которые предъявляет к человеку общество. Значит, эти потребности социальные, поскольку развиваются они по мере развития общества. Наиболее интересна иерархия потребностей представителя гуманистического направления А. Маслоу. Несмотря на спорные стороны этой концепции, представленные в ней потребности показывают жизненную сущность человека, позволяют поддерживать равновесие со средой и стремиться к самореализации как высшему предназначению человека. Если витальные потребности являются основой биологического (физиологического) уровня адаптации, то культурные, духовные – основа социального . Рассмотрим некоторые теоретические подходы к адаптации. Впервые природу адаптации рассмотрел швейцарский ученый Ж. Пиаже в «Психологии интеллекта», где интеллект трактуется как особая форма структурирования отношений среды и организма, определенная форма когнитивного поведения. Благодаря интеллекту возникает равновесие организма со средой, возникают системы активных жизненных операций. Интеллект влияет на гибкость и устойчивость организма. «Интеллект – это гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения», – считает Ж. Пиаже . Он отмечал также, что все биологические процессы, кроме интеллекта, имеют адаптивную природу. При адаптации происходят ассимиляция и аккомодация. Психическая ассимиляция – включение объектов в схемы поведения, которые способны активно воспроизводиться. Аккомодация – приспособление поведения к определенной ситуации. При аккомодации достигается равновесие субъекта и объекта. Пиаже ввел в научный оборот принципы уравновешивания, адаптации субъекта и объекта. Исследуя психологию дизонтогенеза, И. И. Мамайчук отмечает существенное значение для его психологического анализа принципа уравновешивания, адаптации субъекта и среды . Социальную адаптацию можно определить, исходя из общего понятия «адаптация». Это приспособление организмов к условиям существования, изменение чувствительности в связи с изменением раздражителя, приспособление субъекта к восприятию чего-либо; приспособление текстов, дидактических материалов к субъектам обучения. В биологии адаптация – это приспособление организма и функций организма (и их групп) к условиям существования; в физиологии и медицине оно обозначает также процесс привыкания. С понятием «адаптация» связано и другое, более специфическое понятие – «адаптационный синдром». Это совокупность защитных реакций организма человека (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистепции (приспособления) (приспособление к трудной ситуации), истощения при действии сильных и длительных раздражителей, что типично для стресса, о чем писал Г. Селье . Как пишут Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, В. Г. Бушурова, А.Г. Маклаков, И. И. Мамайчук, А. А. Реан и др., адаптация способствует уравновешиванию организма и средовых факторов. Процесс уравновешивания происходит постоянно, поскольку организм испытывает воздействие многих факторов среды и своих собственных (сонное состояние и торможение при низком давлении, волнение перед экзаменом и умение его снизить и пр.). «Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, а также постоянно осуществляется процесс адаптации», – пишет И. И. Мамайчук . Как видно из приведенных определений, адаптация является свойством любых живых организмов и обеспечивает их существование. Существует несколько уровней адаптации: биологический, генетический, нейрофизиологический, социальный, психологический. Биологическая адаптация может быть рассмотрена с позиции биологического приспособления человека на организменном уровне, т. е. с точки зрения биологических потребностей (например, состав пищи, температурный режим). К биологической адаптации относитсябодрствование и сон, эндокринно-гуморальная регуляция. П. К. Анохин считал, что все виды адаптации представляют собой систему, в которой все компоненты направлены на получение полезного результата . Понятием «биологическая адаптация» описываются реакции организма при приспособлении к экстремальным факторам среды. По мнению А. Г. Маклакова, адаптация эксплицирует определенную зависимость психической деятельности человека от внешней среды, когда объекты и явления внешней среды постоянно оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. При этом воздействия внешней среды имеют отрицательный характер. Нормально функционировать человеческий организм может только тогда, когда особенности внешней среды имеют незначительные колебания. Однако в жизни человека могут происходить такие процессы, которые грозят гибелью его организму. К примеру, изменение температуры тела на один градус в ту или иную сторону приводит к ощущению дискомфорта, а затем может оказаться симптомом болезни. Природные изменения также влияют на самочувствие человека. Низкое атмосферное давление вызывает замедленные реакции и сонливость. Биологическая адаптация позволяет человеку выжить как биологическому виду Homo Sapiens. В связи с этим адаптацию можно понимать, как категорию принципа наряду с принципами активности, значимости, деятельности и др., поскольку вне адаптации человеческое существо (как и любое другое живое существо) жить не может. В биологии известны такие явления, как мимикрия, которая помогает организму менять окраску или форму тела и за счет этого быстро приспосабливаться к окружающей среде. Известны исследования гомеостаза К. Бернаром и У. Кенноном. Под гомеостазом понимается подвижное равновесие состояния какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам . Система психологической адаптации динамична и находится в развитии. Поэтому адаптация всегда связана с деятельностью. С одной стороны, деятельность человека оказывала влияние на его адаптацию, а с другой, чтобы адаптироваться к среде, человек вынужден был осваивать какую-нибудь новую деятельность. Например, спасаясь от холода, он должен был научиться не только добывать огонь, но и поддерживать постоянную температуру в жилище, строя печки, утепляя стены и пр. Значит, психическая адаптация связана с биологической. В результате этого происходит опосредование биологического социальным. Как известно, социальные факторы влияют на поведение человека через индивидуальные личностные особенности, которые формируются при участии внешних условий. Как говорят ученые, для человека нет такой среды, влияние которой не опосредовалось бы социальными факторами. Это находит отражение в реорганизации адаптированной активности личности. В процессе развития человека стереотипы поведения, сложившиеся на основе инстинктов, заменяются на более сложные психические акты . Психологическая адаптация показывает, насколько человек как существо, обладающее психикой, отражает окружающее, процессы адекватно реагирует на раздражители. Реализация потребностей требует от человека активности и избирательности установок и ценностей. Психологическая адаптация – это адекватное психическое отражение окружающего посредством ощущений, восприятий, воображения, мышления, памяти и пр., т. е. психических процессов, психических состояний, свойств личности. Психологическая адаптация – это процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды при осуществлении субъектом своей деятельности. В психологической адаптации важен поиск, восприятие и переработка информации, что становится основой познавательной деятельности. А эмоциональное реагирование показывает отношение личности к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности и социально-психологических контактов. Социальная адаптация – не только приспособление к новым условиям, но и способность человека создавать их для комфортной жизнедеятельности. Социальное развитие человека происходит постоянно. Каждый акт общения людей между собой, каждое восприятие что-то добавляет к их опыту, и человек становится иным. Социальную адаптацию необходимо рассматривать в контексте духовных потребностей, ценностей личности и социализации как средства усвоения норм социальной жизни. Естественно-исторический процесс развития человечества происходит не как наследственная эволюция, а путем передачи социально-накопленных знаний, образа жизни, культуры от одного поколения к другому. Каждый человек в общении с другими усваивает культурные и духовные ценности. Именно поэтому возможности адаптации человека неразрывно связаны с содержанием его деятельности. Как социальное существо человек постоянно нуждается в человеческих контактах. Социальную адаптацию характеризуют сопереживание и удовлетворение потребностей в общении. Она является «надбиологической сферой», поскольку передает из поколения в поколение людей убеждения, этнические нормы и эстетические вкусы. Ф. Б. Березин определяет адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» . С точки зрения этого ученого, нарушение адаптации вызывает у индивида фрустрациоппую напряженность и интрапсихический конфликт. При адаптационных нарушениях растет фрустрационная напряженность, что ведет к увеличению активности. Но если фрустрационная напряженность возрастает, то происходит рассогласование потребностей личности. Интрапсихический конфликт возникает при противоречиях в системе потребностей, несовместимости и столкновении противоположных отношений личности. Именно столкновение противоречивых отношений, по мнению В. Н. Мясищева, неизбежно приводит к увеличению риска нарушений психической адаптации . Это вполне естественно, поскольку направленность личности на значимых людей или значимые события должна быть вполне определенна в любой ситуации. Если это происходит не так, человек оказывается в сложной ситуации выбора, напряженность возрастает, адаптация нарушается. Таким образом, механизмы адаптации выработаны в процессе длительной эволюции. Сбалансированность организма и среды возможна только благодаря адаптации. Адаптация человека, следовательно, имеет такие уровни: физиологический, психологический, социальный. В свою очередь психологическая и социальная могут иметь такие формы: юридическую, экономическую, религиозную (культуральную, этническую) в зависимости от того, какие знания усваиваются и в какой сфере деятельности человек использует их. Юридическая адаптация означает знание юридических прав, обязанностей, свобод и юридической ответственности. Экономическая адаптация предполагает осведомленность личности в экономических вопросах, знаний экономических прав и обязанностей. Религиозная адаптация – знания личности в области религиозных прав и обязанностей. Если человек придерживается соответствующего поведения, уважает религиозные обычаи другого, то говорят об этнической и религиозной толерантности (терпимости). 1.2 Социальная адаптация подростка в процессе образования Процесс социальной адаптации подростка проходит в определенных условиях. Главные из них – семья, школа, компания сверстников, занятия в различных спортивных секциях и кружках. Школа – второе по значимости условие социальной адаптации. В школе дети и подростки получают образование на основе государственных стандартов. Полученные знания помогают им ориентироваться в социальной действительности, использовать усвоенные навыки при решении практических и теоретических задач, вырабатывать у себя социальный интеллект. Иначе говоря, образованный человек способен объяснить многие явления в других сферах жизни, адаптироваться в сложных обстоятельствах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg