Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающихся зимним триатлоном

one_butterfly 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2021
Тема исследования – «Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающихся зимним триатлоном». Объект исследования – средства и методы развития выносливости у подростков, занимающихся зимним триатлоном. Предмет исследования – процесс воспитания выносливости на этапе начальной спортивной подготовки. Гипотеза исследования – процесс воспитания выносливости у юных спортсменов будет более эффективным, если наряду со средствами развития общей выносливости в подготовке спортсменов будут использоваться и упражнения, преимущественно направленные на развитие специальной выносливости. В соответствии с гипотезой для достижения цели исследования были определены следующие задачи: 1) выявить состояние проблемы в теории и практике спортивного образования. 2) исследовать эффективность системы упражнений, используемых в учебно-тренировочных занятиях на развитие выносливости юных спортсменов. 3) выявить влияние общей и специальной выносливости на физическое развитие детей среднего школьного возраста. Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ педагогической литературы по теме исследования, длительное наблюдение (прямое и косвенное), тестирование и математическая обработка результатов, полученных в ходе выполнения контрольных упражнений. Глава I. «Аналитический обзор литературы» дает определение физического качества «выносливость», приводит факторы, влияющие на воспитание выносливости, представляет типы выносливости, задачи, методы, средства воспитания данного физического качества у спортсменов, а также методику воспитания выносливости у юных спортсменов, занимающихся триатлоном. Во второй главе мы рассматриваем вопросы организации и проведения педагогического исследования, анализ результатов педагогического исследования, а также приводим методические рекомендации по развитию выносливости у юных спортсменов средствами лыжной подготовки и выводы по работе.
Введение

Актуальность исследования. Современный ритм жизни, время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности – качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Было бы, однако, ошибкой оценивать повышение ритма нашей жизни как нечто исключительно навязанное извне, как неизбежное зло. Гармоничное развитие человеческой личности, ощущение ею полноты своего существования, творческая деятельность всегда требуют более или менее выраженного напряжения. Благодаря этому люди могут лучше справляться с жизненными трудностями, на более длительное время концентрировать свое внимание, уверенно и в полную силу решать стоящие перед ними задачи. И чем выше поднимается человек к вершинам своей деятельности, тем более выраженным становится напряжение, достигая иногда границы невыносимого. К счастью, способность человека без вреда для здоровья выдерживать разного рода нагрузки, переносить напряжение, повышать устойчивость к утомлению поддается тренировке. По определению ученых, способность противостоять утомлению называется выносливостью. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. В настоящее время медицина и спортивная наука настойчиво рекомендуют включать в режим жизни каждого человека упражнения на выносливость. В данной квалификационной работе мы рассматриваем проблему повышения аэробной производительности организма подростков в видах спорта, в которых общая и специальная выносливость определяют успех. Имея в виду важность этой проблемы, мы поставили цель – выявить эффективность различных средств и методов, чтобы создать основу для достижения высоких спортивных результатов юными спортсменами.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Аналитический обзор литературы………………………………………..6 1.1. Определение физического качества «выносливость»………………....6 1.2. Факторы, влияющие на воспитание выносливости………………..11 1.3. Типы выносливости…………………………………………………….12 1.4. Задачи по воспитанию выносливости спортсмена…………………...17 1.5. Методы воспитания выносливости……………………………………21 1.6. Методики воспитания общей и специальной выносливости………..24 1.7. Средства воспитания выносливости…………………………………..27 1. 8. Воспитание выносливости у спортсменов, занимающихся триатлоном ………………………………………………………………………....30 Глава 2. Педагогическое исследование…………………………………………...36 2.1. Организация и проведение педагогического исследования………....36 2.2. Анализ результатов педагогического исследования …………………38 2.3. Методические рекомендации по развитию выносливости у юных спортсменов средствами лыжной подготовки ………………………………..…41 Выводы……………………………………………………………………………...42 Заключение…………………………………………………………………………43 Список использованной литературы ….………………………………………….45 Приложение 1………………………………………………………………………49 Приложение 2……………………………………………………………………….51
Список литературы

1. Биологические и педагогические аспекты выносливости [Текст] //Матер. всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972, № 8, с. 29-33. 2. Бусарин, А.Г. Лыжная подготовка в школе: учебное пособие [Текст] / А.Г. Бусарин . Набережные Челны – 2007, — 283 с. 3. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.М. Бутин - М.: Издательский центр "Академия", 2000. С. 202-205 4. Вальков В.Б. Лыжная подготовка студентов : учеб. пособие для студентов мед. вузов [Текст] / Н.И. Фетищев, В.Б. Вальков, В.А. Николаев, Е.А. Мамаев, П.Т. Щербинин .— Кемерово : КемГМА, 2008 .— 80 с. 5. Гибадуллин И. Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 [Текст] / И. Г. Гибадуллин, Ижевск, 2005 368 с. 6. Головкина А.А. Лыжный спорт : Учебное пособие для специальности 050720.65 Физическая культура [Текст] / А.А. Яковлев, А.А. Головкина .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2010 . 7. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры курс лекций. Размер: 1.03 Мб. Формат: PDF. ... Курс лекций. [Текст] / Научный редактор доцент, канд. пед. наук О.Л.Жукова. Екатеринбург, 2004. 8. Камаев О. И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04. [Текст] / О. И. Камаев - Москва, 2000. - 51 с. 9. Капустин А.А. Физическая подготовка велосипедиста [Текст] / В.В. Наруш, А.А. Капустин .— 2012 .— 133 с. : ил. 10. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие. [Текст] / О. П. Кокоулина, Издательство: Евразийский открытый институт, 2011 г. – 88 с. 11. Коновалов, В. II. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости : автореф. дис. .д-ра пед наук [Текст] / В. Н. Коновалов. Омск, 1999.- 48 с. 12. Коц Я.М. Спортивная физиология. [Текст] / Я.М. Коц. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 240 с. 13. Лущик И. В. Триатлон. [Текст] / И. В. Лущик. // Популярная энциклопедия спорта. Издательская Группа «Основа». № 12 (36) декабрь 2014 г. – С. 1-8. 14. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст] / В.С. Макеева .— Орел : ОрелГТУ, 2009 .— 161 с. — 160 с. 15. Масленников И.Б., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. [Текст] / И.Б. Масленников, Г.А. Смирнов - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Физкультура и спорт. 1999. С. 99-105. 16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст] /Л.П. Матвеев М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. 17. Попов В. С. Выносливость и основы методики ее воспитания. Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / Сост. В. С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. - 82 с. 18. Просандеев П.П. Физическая культура и спорт в системе среднего профессионального образования [Текст] / П.П. Просандеев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 48-52. 19. Солодков, А.С. Адаптация к мышечной деятельности - механизмы и закономерности [Текст] / А.С. Солодков// Физиология в высших учебных заведениях России и СНГ/ СПб., ГМУ им. Павлова., 1998. - С.75-77. 20. Суслина, И. В. Физиологические аспекты выносливости в спорте : учеб. пособие [Текст] / И. В. Суслина .— Волгоград : ВГАФК, 2012 .— 87 с. 21. Сысоев, И. В. Триатлон. Олимпийская дистанция [Текст] / И. Сысоев, О. Кулиненков. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 304 c 22. Тристан В.Г., Корягина Ю.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. [Текст] / В.Г. Тристан, Ю.В. Корягина Часть 1: Учебное пособие - Омск: СибГАФК, 2001. - 96с. 23. Фарфель В.С. Физиологические особенности работ различной мощности //Исследования по физиологии выносливости. [Текст] / В.С. Фарфель - М.: Физкультура и спорт, 1949, т. 7, вып. 3, с. 237-257. 24. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник [Текст] / В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с. 25. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; [Текст] / под ред. Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 408 с. 26. Чеснова Е.Л. Физическая культура [Текст] / Е.Л. Чеснова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - 222 с. 27. Шарапова И. Р. Формирование специальной подготовленности квалифицированных лыжниц-гонщиц в годичном цикле : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 [Текст] И. Р. Шарапова /: Челябинск, 1998 159 c. 28. Зимний триатлон. Его особенности. [Текст] / https://runtofinish.ru/blog/zimnij-triatlon-osobennosti/ 29. Зимний триатлон: [Текст] / https://nasporte.guru/sport-na-otkrytom-vozduhe/triatlon-chto-eto-sorevnovaniya-v-etom-vide-sporta.html Nasporte.Guru © Энциклопедия спорта 30. Как подготовиться к первому спринт-триатлону в своей жизни. [Текст] / https://the-challenger.ru/dvizhenie/kak-pravilno/kak-podgotovitsya-k-pervomu-sprint-triatlonu-v-svoej-zhizni-spec3/ 31. Суслов Ф.П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) [Текст] / Ф.П. Суслов http://alteraveritas.ru/d/546866/d/suslov-f.p.-problema-obschey-vynoslivosti-v-sisteme-podgotovki-sportsmenov.pdf
Отрывок из работы

Глава 1. Аналитический обзор литературы 1.1. Определение физического качества «выносливость» Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с определенного момента начинает протекать в условиях преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия, продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утомления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Исследованиями Н.И. Фетищева, В.Б. Валькова, В.А. Николаева, Е.А. Мамаева и П.Т. Щербинина (2008) установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффективности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно меньшим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности [4]. Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Короче, это способность противостоять утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной деятельности, для отличия от других видов выносливости часто называют «физической выносливостью» (Кокоулина О. П., 2011) [10]. В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории его отдельных видов сложились определенные противоречия в трактовке и терминологии этого физического качества – выносливости. Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем [23], что выносливость – это способность человека противостоять наступающему утомлению. На Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Педагогические и биологические аспекты выносливости» [1] выносливость охарактеризовали как способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей: общей (неспецифической) выносливости как способности продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию; специальной (специфической) выносливости как способности обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта. Анализ литературных источников (В. Н. Коновалов, 1999; Л.П. Матвеев,1991; В. С. Попов, 2009; И. В. Суслина, 2012) показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости. [11,16,17,20] Что касается понятия общей выносливости, то в специальной литературе наблюдается иная картина. Еще в период становления отечественной теории выносливости B.C. Фарфель писал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д. Мнение B.C. Фарфеля о специфичности выносливости разделяют авторы учебника «Спортивная физиология» [12]. Они пишут, что выносливость человека всегда относительна, так как относится к определенному виду деятельности. Она специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности. Такое мнение поддерживается и в настоящее время. Так, в учебнике «Плавание» для ИФК под редакцией Н.Ж. Булгаковой (1996 г.) вообще отсутствует термин «общая выносливость». То же наблюдается и в ряде других изданий. Если подытожить вышеприведенные мнения, то в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности. Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.). В перечисленных и некоторых других видах спорта, где специализируемое упражнение характеризуется нагрузкой умеренной и большой мощности (см. табл.), общая выносливость приблизительно на 85-100 % [16] определяет спортивный результат, поэтому он может являться довольно точным показателем уровня развития общей выносливости. Приведем физиологическую характеристику работ относительной мощности (Л.П. Матвееву).[16] Таблица 1 Зоны работ относительной мощности Показатели Максимальная Суб-максимальная Большая Умеренная Предельное время Меньше 20 сек. 20 сек.-5 мин. 5-30 мин. Больше 30 мин. Расход энергии (ккал/сек) 4 4-0,5 0,5-0,4 0,3 Общий расход энергии (ккал) Меньше 80 Около 150 Около 750 До 10 тыс Потребность кислорода во время работы незначительное Приближается к максимуму максимальное Меньше максимального Удовлетворение кислородного запроса (в % к величине запроса) Меньше 10% До 50 % До 85-90 % Полное или почти полное Кислородный долг (л/мин) До 15-18 До 25 До 15-16 До 4-6 Легочная вентиляция (л/мин) Меньше 60 До 150 и больше 100-150 Меньше 100 ЧСС К концу упражнения до 185 и более До 220-240 (моментами) до 200 (преимущественно меньше) до 180 (преимущественно меньше) Минутный объем крови (л/мин) Меньше максимального Приближается к максимальному максимальный Меньше максимального Содержание молочной кислоты в крови (мг %) До 100 200-250 и более 50-100 Вначале незначительно повышается, затем приближается к исходному уровню Содержание сахара в крови (мг %) Норма или выше 80 Приближается к максимальному норма снижено Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах – абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта – резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость – возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. В спортивных играх и единоборствах – энергетические возможности, резистентность и экономичность (Суслов Ф.П.) [31]. 1.2. Факторы, влияющие на воспитание выносливости В процессе воспитания выносливости следует всегда учитывать, что не все индивидуумы одинаково реагируют на кардиореспираторную тренировку, т.е. тренировку на выносливость. Ряд факторов могут повлиять на индивидуальную адаптацию организма (А.С. Солодков, 1998) [19]. Таковыми являются следующими: Наследственность. Многими учеными была показана генетическая зависимость такого показателя выносливости, как максимальное потребление кислорода (МПК), который отражает аэробную мощность как наиболее оптимальную и объективную меру оценки кардио-респираторной системы. МПК определяет интенсивность и темп работы, который можно поддерживать. Возраст. Возраст также влияет на аэробную производительность. С возрастом выносливость у детей и подростков изменяется неравномерно, но в сторону увеличения. В возрастной группе молодого и зрелого возраста (18-60 лет) выделяют два периода. Первый охватывает возрастной интервал 18-29 лет, второй – 30-55-60 лет. Первый период характеризуется хорошими показателями работоспособности и высокой степенью «тренируемости». Во втором наступает медленное, но неуклонное снижение уровня физического потенциала человека. Это касается и кардиореспираторной выносливости. Пол. Женщины обладают несколько более низкими показателями кардиореспираторной выносливости, однако различия во многом зависят от тренированности. Так, у спортсменок высокой квалификации МПК лишь на 10% ниже, чем у мужчин-спортсменов в видах спорта, требующих проявление выносливости. Индивидуальные различия. Восприимчивость (значительное увеличение МПК) и невосприимчивость (незначительное увеличение МПК) к тренировке выражается в том, что различные люди по-разному реагируют на идентичные тренировочные программы на выносливость. Улучшение МПК возможно в пределах от 0 до 43%. В большей степени колебание реакций обусловлено генетическими факторами. 1.3. Типы выносливости Рассмотрев вышеприведенные мнения (Фарфель В.С., и др.), мы все же склонны придерживаться традиционной точки зрения, и вслед за Л.П. Матвеевым рассматриваем в данной работе выносливость как общую, так и специфическую (или специальную). [23,16] Общая выносливость. Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большой вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности, человек выносливый в длительном гладком беге бывает практически столь же вынослив в аналогичных по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость, развитая посредством упражнений в каком-либо одном из них, может проявляться и в других (перенос выносливости). Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Накопленные исследовательские данные подтвердили это, позволив выделить ряд конкретных факторов, составляющих, хотя и в неодинаковых сочетаниях, единую комплексную основу выносливости при ее проявлениях во многих видах двигательной деятельности. В этих факторах есть как специфические, так и неспецифические компоненты. Последние относительно мало зависят от особенностей формы деятельности (к числу их относятся, например, определенные стороны функциональных возможностей вегетативных органов и систем, а также адаптационные перестройки, произошедшие в результате развития выносливости на уровне клеточных структур). Таким образом, под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую, основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Понимаемая так общая выносливость в действительности всегда является не в чистом виде, а в зависимости от специфических особенностей конкретных видов деятельности (это дает повод иногда неверно утверждать, будто существует лишь специфическая выносливость). Иначе говоря, она существует объективно не как отдельный вид выносливости, а в качестве общей неспецифической основы (или компонента) различных видов выносливости, проявляемых в специфических формах. Кроме такого широкого смысла термин «общая выносливость» имеет и узкий смысл. Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляемую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена (как, например, при преодолении длинных дистанций с умеренной и большой интенсивностью без существенной активизации анаэробного обмена). Учитывая, что выносливость такого типа в очень большой мере определяется аэробными возможностями организма, ее называют также «общей аэробной». Термин «общая» и в данном случае оправдан, хотя бы потому, что выносливость рассматриваемого типа особенно часто проявляется в жизненной практике. Большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает преимущественно в аэробном режиме. Развитие общей аэробной выносливости играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и здоровья. Вместе с тем увеличение аэробных возможностей служит предпосылкой развития специфической выносливости различного типа. Специфическая выносливость. Все конкретные виды выносливости, существенно отличающиеся в том или ином отношении от общей (аэробной) выносливости, можно условно назвать «специфическими» [16]. Это наименование условно потому, что любой вид выносливости — комплексное свойство единого целостного организма, все органы, системы и функции которого нераздельно взаимосвязаны, а значит, в каждом виде «специфической» выносливости есть нечто общее. Но этот термин имеет и свое реальное основание. Суть его в том, что в различных видах деятельности факторы выносливости используются в неодинаковой степени, в своеобразном сочетании и в особом отношении с различными другими двигательными качествами соответственно особенностям конкретной деятельности и ее условиям. Отсюда не следует, что видов специфической выносливости столько же, сколько видов деятельности. О специфической выносливости правомерно говорить лишь тогда, когда способность противостоять утомлению в деятельности определенного типа имеет существенную специфику, которая обусловлена особенностями реализации функциональных возможностей, обеспечивающих проявление выносливости в данной деятельности, в зависимости от ее объективных требований к различным двигательным качествам. В соответствии с этим различают такие типы специфической выносливости, как скоростная, силовая, координационная и др.; Скоростная выносливость — это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции (например, на первой и второй половине: чем меньше разница скоростей, тем выше степень скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция в целом преодолевается в полную силу). Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью. В целом же силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. Условно можно считать, что выносливость приобретает силовой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимальной величины (это условие имеет особое значение для проявления и развития силовых способностей) (Вальков В.Б., 2008) [4]. Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого серийно «до отказа» с определенным внешним отягощением (не менее 30 % от индивидуально оптимального). Одним из типов специфической выносливости можно считать и координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие к нему). Такая выносливость демонстрируется, например, в процессе многоактных состязаний по гимнастическому многоборью, при выполнении многочисленных координационно сложных технико-тактических действий в спортивных играх, цирковыми жонглерами. Определенные виды специфической выносливости наряду с общей выносливостью являются в процессе физического воспитания и особенно в спорте объектом направленного воздействия. При углубленной специализации в какой-либо деятельности воспитание выносливости, отвечающей особенностям данной деятельности, приводит к специфическим адаптационным перестройкам в организме. Развивающуюся в результате такой специализации специфическую выносливость приято называть «специальной». Таким образом, термины «специфическая выносливость» и «специальная выносливость» – частичные синонимы; последний относится к тем видам специфической выносливости, которые развиты в результате спортивной или иной специализации. 1.4. Задачи по воспитанию выносливости спортсмена Изложенное выше помогает уяснить задачи, которые должны решаться при воспитании выносливости в процессе спортивной тренировки. В целом, по мнению В. Д. Фискалов (2010), суть их заключается в том, чтобы, направленно воздействуя на всю совокупность факторов, прямо или косвенно определяющих специальную выносливость спортсмена, обеспечить ее поступательное развитие в той степени, в какой это необходимо для достижения целевого спортивного результата [24]. Специфические требования к выносливости в каждом виде спорта, с одной стороны, и общность факторов, лежащих в основе ее различных проявлений, с другой, обязывают решать задачи ее воспитания, как в общей, так и в специальной подготовке спортсмена. 1. Задачи по воспитанию выносливости в процессе общей физической подготовки. Кратко их можно обозначить как задачи воспитания так называемой общей выносливости. Это значит, что в процессе общей физической подготовки спортсмена необходимо планомерно воздействовать на факторы выносливости в таком направлении, чтобы расширялись функциональные возможности организма, лимитирующие общую работоспособность, создавать тем самым предпосылки для суммарного увеличения полезного объема тренировочной работы и на основе использования эффекта «переноса» содействовать развитию выносливости применительно к требованиям избранного вида спорта. При конкретизации этих задач надо принимать во внимание, следовательно, как взаимодействия различных факторов и видов выносливости («перенос» выносливости), так и особенности спортивной специализации, а также необходимость постепенной адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам. Один из значительных разделов общей физической подготовки в самых различных видах спорта составляет воспитание выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, связанной с активным функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Воспитывая общую выносливость такого рода — ее можно назвать условно «аэробной»,— преследуют две задачи: создать предпосылки для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам и вызвать эффект «переноса» выносливости на избранные формы спортивных упражнений. Вторая задача приобретает, естественно, тем большее значение, чем в большей степени результат в избранном виде спорта зависит от аэробных возможностей спортсмена. Определенная степень развития «аэробной» выносливости необходима и в видах спорта, отличающихся преимущественно анаэробным энергоснабжением соревновательных упражнений. Наряду с направленным увеличением аэробных возможностей организма спортсмена в процессе его общей физической подготовки важно обеспечить достаточно эффективные воздействия и на другие факторы выносливости. Преимущественная направленность воздействий зависит при этом от особенностей спортивной специализации. В общей физической подготовке, например, гимнаста значительное место необходимо уделять воспитанию «силовой» выносливости, а в общей физической подготовке игровика — воспитанию выносливости в комбинированных формах упражнений различного характера. При постановке задач по воспитанию общей выносливости спортсмена не предусматривают предельной степени ее развития. Целесообразные показатели ее намечают с учетом соотношения факторов выносливости в избранном виде спорта, фактически достигнутого уровня подготовленности спортсмена, содержания и объема нагрузок, необходимых на очередном этапе тренировки. 2. Задачи по воспитанию выносливости в процессе специальной физической подготовки. Детализируя их, следует иметь в виду требования, предъявляемые к специальной выносливости спортсмена не только непосредственно в состязаниях, но и в условиях тренировки. Эти требования совпадают лишь частично, что становится очевидным, если принять во внимание следующие обстоятельства. Для неуклонного продвижения по ступеням спортивных достижений спортсмен должен быть способен переносить в тренировке более объемные, а подчас и более интенсивные специфические нагрузки, чем в соревнованиях. Причем суммарная величина нагрузок в физической, технической и других разделах специальной подготовки закономерно возрастает от одного этапа спортивного совершенствования к другому, для чего необходимо соответствующее развитие «тренировочной» выносливости, которая позволяла бы эффективно использовать возрастающее нагрузки (достаточно сказать, что ряд показателей объема специфических тренировочных нагрузок возрастает за несколько лет специализации на 1000% и более). Динамику показателей специальной тренировочной выносливости нужно планировать исходя из представлений об оптимальных параметрах специфических тренировочных нагрузок на каждом очередном этапе спортивного совершенствования и контролировать ее как по фактически достигаемым параметрам, так и по реакции организма на тестовые нагрузки. Эти показатели в общей тенденции, т. е. по результатам крупных этапов тренировки, должны коррелировать с показателями соревновательной выносливости. В то же время они совпадают не всегда и не во всех деталях. Уже говорилось, что соревновательная выносливость во многих видах спорта проявляется не в условиях нарастающего объема работы, а в рамках стандартных либо почти стандартных объемов соревновательной нагрузки (строго лимитированное число забегов, попыток, «подходов» и т. д.). Причем в абсолютном большинстве видов спорта циклического характера продолжительность отдельного соревновательного упражнения по мере развития специфической выносливости неуклонно убывает (время преодоления одной и той же дистанции сокращается). Вместе с увеличением масштабов и ответственности соревнований, в которых участвует спортсмен, возрастают требования к психическим факторам его выносливости, эмоциональной устойчивости, а также к стабильности технического мастерства, способности сохранять и наращивать эффективность соревновательных действий на всех стадиях соревнования. Всем этим обусловлена специфика соревновательной выносливости, а следовательно, и необходимость постановки специальных задач ее воспитания. [9,12] Таким образом, воспитывая выносливость в аспекте специальной подготовки спортсмена, необходимо: ? во-первых, обеспечить развитие специальной тренировочной выносливости, которая позволила бы эффективно использовать возрастающие по объему и интенсивности специфические тренировочные нагрузки; ? во-вторых, добиться максимально возможных показателей соревновательной выносливости, что выразилось бы в стабильной работоспособности на соревнованиях, в увеличении результатов по ходу состязания либо, по крайней мере, в высокой воспроизводимости достигнутых ранее результатов (о чем говорит минимальная степень снижения их под влиянием утомления и других неблагоприятных факторов, действующих в условиях напряженных состязаний). Вся совокупность рассмотренных задач реализуется в единстве при последовательной направленности тренировочных воздействий на различные факторы и формы проявления выносливости. В системе больших циклов тренировки (типа годичных и полугодичных) преимущественная направленность этих воздействий поэтапно как бы смещается от общей выносливости к специальной. Одновременно на каждом этапе должно обеспечиваться единство различных аспектов воспитания выносливости. 1.5. Методы воспитания выносливости Основными методами воспитания общей выносливости являются: 1) метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Непрерывный (равномерный) метод тренировки выносливости способствует совершенствованию почти всех основных систем организма, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Непрерывная работа проводится при ЧСС 140-175 уд./мин., указывает Чеснова Е.Л. (2010) [26]. Считается, что непрерывный (равномерный) метод тренировки выносливости приводит к более устойчивому повышению аэробных возможностей, чем интервальный, а, кроме того, он способствует созданию основы для других методов тренировки, меньше связан с риском перегрузки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg