Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие толерантных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

one_butterfly 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Объектом исследования является развитие толерантных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Предметом исследования являются методы и формы развития толерантных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможности внеурочной деятельности в развитии толерантных отношений младших школьников. Гипотеза исследования: если программа развития толерантных отношений детей младшего школьного возраста включает в себя: – внеурочную деятельность с использованием форм и методов работы, соответствующих содержанию компонентов толерантных отношений. (занятия в творческих объединениях, посещение выставок народного творчества, концертов, самостоятельная работа; рассказ, беседа, метод примера; практические занятия в творческих объединениях и группах; индивидуальные поисковые практические занятия; беседы, дискуссии, упражнение, создание воспитательных ситуаций, учебно-демонстрационные игры; индивидуальные, групповые практические занятия, коллективные творческие дела и мероприятия; игры, поощрение, похвала) – совместную деятельность педагогов с детьми, то это будет способствовать развитию толерантных отношений младших школьников, что выразится в позитивной динамике таких показателей, как: • когнитивный – повышение уровня знаний о толерантности младших школьников; • мотивационно-ценностный – формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей, их культуры, культуры своего народа, позитивной этнической идентичности и ценностных ориентаций; • деятельностный – формирование опыта толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Выявить сущность понятия «толерантность». 2. Изучить возрастные особенности развития толерантных отношений младших школьников. 3. Рассмотреть внеурочную деятельность как условие развития толерантных отношений младших школьников; 4. Экспериментально проверить развитие толерантных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, документации и периодики; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, анализ и обобщение опытных данных. Методики исследования: задания по методике М.И. Шиловой «Выявление уровня развития толерантных отношений «Неоконченная история»: работа со сказкой, тестирование, опрос, беседа по рисунку. Основными этапами исследования являются: 1. Теоретический этап исследования: определение ключевых понятий исследования, изучение проблемы исследования в научных трудах других авторов, формирование выводов на основе рассмотренной литературы. 2. Констатирующий эксперимент: изучение первоначального уровня развития толерантных отношений у младших школьников. 3. Формирующий эксперимент: организация и проведение внеурочной деятельности в развитии толерантных отношений младших школьников. 4. Контрольный эксперимент: оценка эффективности проведенного опытно-экспериментального исследования, направленного на развитие толерантных отношений. Теоретико-методологической основой: являются отечественные и зарубежные теории и концепции гуманизма и ориентации на личность обучающегося в процессе воспитания, теории развития личности обучающегося, концепции социального и ценностного воспитания личности обучающегося. Понятие о толерантности и толерантных отношениях изучали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Садохин и другие; Факторы развития толерантных отношений младших школьников раскрыл Г. Олпорт; Внеурочная деятельность как условие развития толерантных отношений младших школьников была изучена Г. В. Безюлевой, С. К. Бондыревой, М.И. Рожковым, Г. М. Шеламовой и другими; Особенности развития детей младшего школьного возраста изучали психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, О.Н. Полищук, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Экспериментальная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение БОУ «Ташетканская основная общеобразовательная школа». Практическая значимость данного исследования состоит в разработке программы занятий по внеурочной деятельности в развитии толерантных отношений младших школьников, которая может быть использована в практике организации внеурочной деятельности младших школьников.
Введение

Актуальность. Россия многонациональная страна с многовековой историей, в которой присутствуют мирное сосуществование разных наций и народностей, религий. Взаимодействие культур, предполагает толерантное общение их представителей. Поэтому, воспитание терпимости, умения увидеть в другом человеке Личность со своим неповторимым миром так нужно нам. Понятие «толерантность» возникло не так давно. Мы стали активно использовать его, не всегда задумывались о многогранности значения. Прежде всего, мы имеем в виду терпимость к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, с другой верой, но российский менталитет в понятие толерантности включает ещё и отсутствие такого страшного чувства как зависть. И ведь никто не призывает нас быть терпимыми к тем, кто стоит ниже по иерархической или социальной лестнице. Никто не просит быть добрее к тем, кто глупее, беднее, ущербнее. В словаре С.И. Ожегова термин «толерантность (от лат. "tolerantia" - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [35, с. 201]. Исходя из понятия толерантности, можно вывести понятие толерантной личности. Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас. У младших школьников затруднение вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным. Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Перед современными педагогами стоит задача формирования новой культуры отношений. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. Стремительный темп жизни, социальные проблемы и воспитательная пассивность родителей по отношению к детям порождают отсутствие толерантности у современных детей. Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом. Основа толерантных взаимоотношений младших школьников будет наиболее успешно закладываться в организованном процессе коммуникации, направленном на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству, которым является дополнительное образование детей. Развитие таких отношений во внеурочной деятельности усиливается добровольным выбором каждым ребенком этих занятий, личным интересом к их содержанию, желанием достичь личностно значимых результатов. Расширяют эти возможности разнообразные формы занятий, которые проводятся как праздники, коллективные творческие олимпиады, соревнования и т. п. Организация деятельности творческих объединений в системе внеурочной деятельности связана с формированием установки на восприятие, отношение и действие с другими людьми на основе таких личностных качеств, как доброжелательность, принятие чувств и самопознание [3]. Таким образом, существуют противоречия между необходимостью применения внеурочной деятельности в развитии толерантных отношений младших школьников и недостаточной изученности эффективности ее применения в соответствии с требованиями ФГОС. Данное противоречие актуализирует проблему исследования, которая заключается в изучении возможностей внеурочной деятельности в развитии толерантных отношений младших школьников. Это обусловило тему исследования: «Развитие толерантных отношений младших школьников во внеурочной деятельности».
Содержание

ГЛОССАРИЙ……………………...…………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...… 3 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………….…..…….… 9 1.1. Понятие о толерантности и толерантных отношениях ……….…... 9 1.2. Возрастные особенности развития толерантных отношений младших школьников …………………………….……….………………. 19 1.3. Факторы развития толерантных отношений младших школьников. 25 1.4. Внеурочная деятельность как условие развития толерантных отношений младших школьников…………………………………..…….. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………..………… 28 37 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………....…….. 40 2.1. Организация и методы исследования этнической толерантности младших школьников …………………………………………...…….…... 40 2.2. Программа развития этнической толерантности младших школьников ….………………………………………………..….………… 41 2.3. Анализ результатов исследования ………………………………...… ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..…… 44 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………... 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 65 Приложения.…………………………………………………………...………… 70
Список литературы

1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108с. 2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] : хрестоматия / Б. Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 48-54. 3. Аракелян, С. С. Формирование этнической толерантности обучающихся [Текст] / С. С. Аракелян // Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195. 4. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы [Текст] / И. С. Артюхова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 41-44. 5. Асмолов, А. Г. Толерантность как культура XXI века [Текст] / А. Г. Асмолов // Толерантность: объединяем усилия. - М.: Летний Сад, 2012. – 265 с. 6. Багрийчук, Е. П. Пропедевтика формирования толерантности в младшем школьном возрасте [Текст] / Е. П. Багрийчук // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 73-75. 7. Барднер, Г. Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – 247 с. 8. Батрак, Я. А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я. А. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с. 9. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие [Текст] / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2011. – 152 с. 10. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. – М. : Вербум-М, 2003. – 168 с 11. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский. – Воронеж: МОДЭК, 2012. – 632 с. 12. Бобинова, С. В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников [Текст] / С. В. Бобинова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №2 - С. 69-72. 13. Богданова, В. Н. Формирование межэтнической толерантности [Текст] / В. Н. Богданова // Воспитание школьников. – 2007. - № 6. - С. 14-17. 14. Богданова, В. Н. Воспитание толерантности на уроках в начальных классах [Текст] / В. Н. Богданова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №10. - С.30-34. 15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 16. Бриль, М. С. Креативность в концепции толерантности [Текст] / М. С. Бриль. - М.: Просвещение, 2008. – 276 с. 17. Бузи, Р. С. Воспитание нравственных чувств у детей [Текст] / Р. С. Бузи. - М.: Просвещение, 2009. – 276 с. 18. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 [Текст] / Под ред. В. С.Собкина. - М.: Центр социологии обр-я РАО, 2013. – 208с. 19. Волков, Б. С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.:ВЛАДОС, 2012. – 343 с. 20. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З.Вульфов // Внешкольник. – 2012. – №6. – С. 12-16. 21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ, 2008. – 671 с. 22. Герасимов, С. А. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Герасимов, И. З. Сковородкина. – Архангельск; 2011. – 147 c. 23. Гершунский, Б. С. Толерантность как необходимое условие выживания и прогрессивного развития цивилизации [Текст] / Б. С. Гершунский. – М.: Флинта Наука, 2013. – С. 567-600. 24. Гриншпун, И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И. Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2012. – С. 31 – 40. 25. Декларация прав ребенка. Основные международные документы [Текст]. – М.: Закон, 2012. – 112 с. 26. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности. – 2011. – №1. – С. 62-68. 27. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2012. – 464 с. 28. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С.53-55. 29. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский; переводчик Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. – М.: Юрайт, 2019. – 440 с. 30. Капустина, Н. Г. Толерантность как основа этического сознания [Текст] / Н. Г. Капустина // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 марта 2004года. В 2-х частях.Ч.-2. – Шадринск, ШГПИ, 2004. – С. 22-26. 31. Кирилюк, О. М. Содержание понятия «толерантность» [Текст] / О. М. Кирилюк // Толерантность в современном обществе: сборник научных статей. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 357 с. 32. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-методическое пособие для педагогов и психологов [Текст] / Я. Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с. 33. Койкова, Э. И. Воспитание толерантности у младших школьников уроках музыки в условиях поликультурного пространства: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 [Текст] / Койкова Эльзара Имдативна. – Луганск: Восточноукраинский национальный. ун-т имени Владимира Даля, 2008. – 242 с. 34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2015. – 584 с. 35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Л. И. Скворцова. – М.: Оникс, 2010. – 321 с. 36. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт ; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2002. – 462 с. 37. Полищук, О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения [Текст] / О. Н. Полищук // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 8-11. 38. Пчелинцева, И. Г. Толерантность и школьник / И. Г. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. – 302 с. 39. Пчелинцева, И. Г. Толерантность, как она формируется? [Текст] / И. Г. Пчелинцева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 243 с. 40. Рожков, М. И. Воспитание толерантности и веротерпимости [Текст] / М.И. Рожков, Л. В. Байбородова // Теория и методика воспитания. – М.: Владос-пресс, 2004. – С. 172-176. 41. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с. 42. Руссо, Ж. Об общественном договоре или принципы политического права / Ж. Руссо. – М.: Юрайт, 2019. – 146 с. 43. Садохин, А. П. Этнологиячебник для студ. высш. учеб. Заведений / А. П. Садохин. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с. 44. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод, ст. [Текст] / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. С. К. Бондыревой. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 368 с. 45. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе [Текст] / М. И. Шилова. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. – 196 с. 46. ФГОС: Начальное общее образование [Текст]. ? М.: Просвещение. – 2011. ? 54 с. 47. Шитякова, Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Начальная школа. – 2006. – № 12. 48. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: учеб. пособие для ст. вузов [Текст] / Н. П. Шитякова – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – С. 126–135. 49. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст] / Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2004. – 398 с. 50. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 416- 432.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие о толерантности и толерантных отношениях В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, затрагивающих тему развития толерантных отношений. Данной проблемой занимались такие отечественные психологи, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Садохин и другие. Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования, на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, терпимость. Например, Толерантность к тревоге. Проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Одно из важнейших профессиональных качеств учителя [2, с.12]. Толерантность: 1. Терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо; 2. Способность организма переносить неблагоприятные воздействия, какого – либо вещества или яда. Толерантность – терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Существует так же понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий [32, с.132]. В современном мире толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов, стран. В таком понимании толерантность может быть принята как идеал, образ желаемого. Следует отметить вклад ЮНЭСКО в пропаганду толерантного образа миропорядка. Толерантность стала международным понятием, которое отражает единство человечества, взаимосвязи каждого и всех, уважения прав другого, свободу выбора. Таким образом, толерантность, будучи одним из принципов межличностного и межгосударственного взаимодействия предполагает уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, отказ от сведения этого многообразия к преобладанию одной культуры. Толерантность предполагает готовность принятия людей такими, какие они есть. Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к этнокультурным различиям, как терпимость к чужим мнениям и формам поведения рассматривается сегодня в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня общей культуры личности. В контексте значения толерантности интересны понятия у разных народов: - английский язык представляет толерантность как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; - французский – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, взглядов»; - китайский – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; - арабский – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение……расположенность к другим.». Предпосылками становления толерантности как филосовского социального и этнического явления следует, считать при внесении в модель личности таких качеств, как «краткость и уживчивость» (Пифагор), «уживчивый нрав» (Платон), «дружелюбие» (Аристотель), «справедливость, терпимость, геройство» (М. Монтень). Важной предпосылкой к ведению принципа свободы совести и веротерпимости исследователи считают деятельность гуманистов Возрождения, Реформации и Просвещения. При этом ссылаются на работы Д.Локка «Письмо о веротерпимости» и Вольтера «Трактат о веротерпимости». Понятие «толерантность» вошло в употребление в русском языке как терпимость к религиозным воззрениям. Толерантность как качество личности определяет её отношение к многомерной действительности, к существующим верованиям, нравам, воззрения. Направляет поведение и деятельность человека в поликультурном пространстве. В таком случае толерантность можно рассматривать как принцип, руководящую идею, основное положение, внутреннее убеждение личности. Руководствуясь толерантностью как принципам гуманного общения, личность от настороженности и недоверия приходят к пониманию «другого» и признанию его прав. Толерантность активно, предполагает открытость к диалогу, путь к достижению гуманного сосуществования. Сущность социокультурной толерантности как следствия высокой духовной и нравственной культуры, в уважении к иному, принятие этнических и национальных особенностей, различий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Сущностными характеристиками социокультурной толерантности является: уважение к иному (инакомыслию, иной культуры, обычаям, традициям, воззрения); особое отношение принятия различий в этнических, национальных, социальных воззрений и особенности, принятых в данном обществе. Однако это не означает отказа от собственных взглядов, а приспособление своего «Я» к общепринятому, но не терпеливое смирение и уступка. Здесь имеет место компромисс в результате диалога, взаимодействие и взаимообогащение опыта; участие в порождении различий своей профессиональной деятельности, культивированием этнокультурных традиций, участием в создании условий жизни. Этнологический аспект толерантности привнес в педагогику феномен этнической толерантности. Этническая толерантность, это моральное качество личности, характеризующее терпимое, уважительное отношение к людям не зависимо от их этнической, национальной принадлежности, заинтересованное и открытое, готовое к взаимодействию отношение к чужой культуре, взглядам, нравам, привычкам. Её наличие особо необходимо в много культурной и многонациональной среде по отношению к особенностям различных культур, носителями различных этнокультурных ценностей, представителям различных социоэтнических обществ [18, с.32]. Наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.З. Вульфовым. Она понимается как “способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присуще иные менталитет, образ жизни». При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает целенаправленную организацию позитивного опыта толерантности, те создание пространства прямого и опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного. Сегодня, когда объективная реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, мы говорим о необходимости этнической толерантности понимая под ней «принимающую» внутреннюю установку личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность является доминантной культурой межнациональных отношений, а уровень её сформированности – ведущим интегрирующим критериям определения уровня развития культуры межнациональных отношений у учащихся. Процесс развития этнической толерантности должен проходить целенаправленно, с учетом особенностей личности и неотрывно от образовательного процесса. Все это позволяет сформировать условия по конструктивному взаимодействию с представителями других этнических групп. Толерантность является типом индивидуального, а также общественного отношения к культуре, носящей этнический характер. Следовательно, толерантность необходимо рассматривать в качестве фундамента для последующего развития цивилизации и общей культуры. Регулярно человеку на протяжении всей его жизни приходится сталкиваться с представителями разных культур, конфессий, социальных слоев, следовательно, крайне важно научить индивида проявлять уважение в отношении представителей других культур и народа. Толерантность, которая выступает в качестве неотъемлемой части личности человека, рассматривается как наиболее успешная характеристика, необходимая для последующей адаптации человека. Те люди, которые не могут овладеть толерантностью, оказывают неприспособленными к постоянно меняющимся условиям жизни. При этом, толерантность относительно поздняя форма культуры, поскольку в психике человека она сформировалась намного позднее, также на ее формирования оказали влияние интолерантные условия, т.е. такие явления, которые находятся в полной противоположности от толерантности. Тот факт, что каждый индивид уникален, заставляет человека задумываться над собственным превосходством, от сюда вытекает проблема педагогического характера, связанная с толерантностью. 16 ноября 1995 года странами, входящими в состав международной организации ЮНЕСКО была подписана «Декларация принципов толерантности». В Декларации особое внимание уделено тому факту, что проблема повышения педагогической готовности, наличие соответствующих учебных планов, содержание учебного материала, наличие адекватных образовательных технологий, должны способствовать формированию адекватной толерантной культуры и личности, которая умеет ценить свободу, проявляет уважение в отношении человеческого достоинства. Сформированные таким образом чуткие граждане способны ценить и уважать свободу и личность другого человека, его достоинство и индивидуальность, что будет предотвращать конфликтные ситуации и решать их при помощи ненасильственных способов [26, с.62]. Обращаясь к понятию интолерантности необходимо отметить, что под ней понимается противоположное значение толерантности. В основе интолерантности лежит представление о том, что собственная личность, собственная группа и ее соответствующие взгляды находятся выше, чем остальные. В результате интолерантности происходит следующее: проявление невежливости, пренебрежения, которые могут перерастать в настоящий геноцид в отношении целых народов. Уже с раннего возраста детям необходимо прививать осознание того, что личность другого человека также важна, как и своя собственная, а проявление интолерантности является нарушением прав окружающих людей. На основе определения толерантности можно выделить основные характеристики интолерантности, под которой необходимо понимать как отдельно взятые качества личности, носящие негативный характер и проявляющиеся в неуважении особенностей культуры различных социальных групп или в отношении их отдельных представителей. В качестве главного синонима толерантности можно считать терпимость, для интолерантности таким словом является нетерпимость, враждебность в отношении главных особенностей этнической или социальной группы [12, с.132]. А.П. Садохин определил главные формы проявления интолерантности: использование насмешек, оскорблений, выражением пренебрежения, сформированные негативные стереотипы, предрассудки, предупреждения, дискриминация, этноцентризм. Также одним из проявлений может стать постоянная попытка найти врага, преследование людей по какому-либо признаку, фашизм, расизм, национализм, осквернение памятнику культуры [43, с.82]. Важно помнить, что толерантность не является пассивной формой покорения чужому мнению или взглядам, это активный процесс, в котором выражается нравственная позиция терпимости, чьей целью является позитивное взаимодействие между представителями разных культур или этносов. Взаимодействие помогает сосуществовать совместно двум разным социальным группам. Следовательно, существует сразу два пути, по которым происходит развитие личности. Толерантный путь и интолертный. Под вторым путем понимается лишь собственная исключительность, человек обладает крайне низким уровнем воспитанности, он испытывает постоянный дискомфорт, когда находится в большой массе людей, его одолевает большое желание получить максимальный объем власти, материальных благ, эмпатия у таких людей или отсутствует или плохо выражена. Чувство интолерантности может проявляется и в повседневной жизни, например во время футбольных матчей, при столкновении двух клубов фанатов. Толерантность – это тот путь, который позволяет человеку чувствовать себя комфортно в любом окружении, понимать окружающих, приходить на помощь, человек очень доброжелательно относится к другим людям, к другим культурам, традициям и т.д. Толерантная личность предполагает, что сама личность формирует свое восприятие, связанное с отношением к окружающей действительности, в основе этого отношения лежит эмпатия, доброжелательность, аутентичность, адекватность чувств и переживаний, самопознание. С развитием цивилизации развивается и смысл, содержание феномена толерантности. Так Я. А. Коменский к качествам толерантной личности относит мужество, справедливость, мудрость, умеренность, почтительность к старым, справедливость [29]. Ж. Ж. Руссо призывает воспитывать в детях добрые чувства, добрые суждения, добрую волю. Однако возникновение идеи толерантности связывают, с проблемой терпимости к верованиям и убеждениям религиозных и национально-этнических меньшинств античности. С развитием человеческой цивилизации в обществе и национально-этнических сообществах вырабатывались гуманные отношения к инаковерующим к инакомыслию. Содержанием этих отношений становится лояльность, уважение к вере и взглядам «других», «чужих» [42]. Понятие «толерантность» вошло в употребление в русском языке как терпимость к религиозным воззрениям. Сегодня понятие «толерантность» перестает быть синонимом «терпимости» В методической науке важно отличать друг от друга такие две категории как терпение и терпимость. Как правило, под терпением понимается такое чувство, когда человек переживает чувство боли, насилия, либо иное негативное действие со стороны окружающих. Терпимость же подразумевает отказ от положения, позволяющего доминировать. Толерантность предполагает сочетаемость открытости и свободного мышления. Она представляет собой личностную, либо общественную характеристику, позволяющую говорить о том, что человек осознает, что мир вокруг него представляется как многомерное пространство, следовательно, и взгляды относительно рассматриваемого мира должны отличаться друг от друга. Такие взгляды не могут быть сведены к одному суждению. Если взять в качестве основы главные виды жизнедеятельности общества, то можно увидеть, как проявляется толерантность при взаимодействии различных социальных слове, например бедных и богатых. Также толерантность может проявляться между родителями и детьми, в рамках одной семьи. На международном уровне толерантность проявляется при взаимодействии сразу нескольких государств. Следовательно, каждый отдельно взятый подвид толерантности отличается собственной спецификой, особыми условиями существования, формами, способами, связанными с ее формированием. А значит, употребляя каждый раз понятие толерантность, необходимо уточнять в отношении чего оно используется. Если рассматривать толерантность в качестве основы и базового понятия мульти культурности, то необходимо учитывать особенности проявления толерантности между различными слоями этноса. На межнациональном уровне под толерантностью понимается признание ценности другого государства. Основным условием для реализации данного принципа лежат межкультурные и межэтнические условия взаимодействия. Следовательно, под этнической толерантностью понимается сам акт, связанный с самоопределением этноса в окружающем мире, к собственной культуре и этнической идентичности. В случае проведения встречи с другими культурами, у человека могут проявляться несколько реакций: неприятие, защита, признание. Также отдельно уделяется внимание нормам и формам поведения, адаптации к новым условиям культуры. Неприятие носит негативный характер, но при этом интеграция личности в другую культуру – возможна. Следовательно, главной задачей в этой ситуации является оказание помощи при принятии непривычного, снятие предполагаемых отрицательных эмоций, смягчение процесса адаптации. При реализации указанных задач новая культура будет принята и усвоена в полном объеме. Усвоение новой культуры может произойти по средствам личного опыта, за счет приобщения к различным нравственным ценностям, особенностям любого этнического мировоззрения, мирового искусства или литературы [32, с.132]. Сегодня воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке». В связи с этим возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке – «педагогики толерантности», появляется потребность в формировании толерантности у всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В качестве основного ориентира воспитания толерантности мы принимаем модель толерантной личности: • Гуманность (признание ценности человека как личности и носителя определенной этнокультуры, помощь в осознании особенностей собственной личности); • Рефлективность (обучение воспитанников размышлению, самонаблюдению, философскому отношению к толерантности); • Ответственность (добровольное принятие юридических и нравственных норм взаимоотношений между субъектами этнокультур, осознание последствий своих поступков); • Защищенность (оптимизм, вера в себя, в добро и в людей, чувство психологического комфорта, ощущение безопасности при взаимодействии с этническим миром людей); • Уверенность в себе (владение достаточно объемной и объективной информацией о собственных достоинствах и недостатках, необходимой для адекватной оценки ситуации и умениями проектирования поведения); • Самообладание (умение управлять своим эмоциональным состоянием, достижение определенного уровня эмоциональной и социальной зрелости); • Вариативность (многомерный подход к оценке явлений действительности, умению вырабатывать веер решений и осуществлять отбор оптимального); • Перцепция (позитивное восприятие людей другой национальности и другой культуры, понимание их эмоционального состояния и сочувствия им); • Эмпатия (способность проникать в душевные переживания людей другой культуры, сопереживать человеку в его ситуации затруднения, доверительное общение с представителем другого этнического сообщества) [2, с.12]. Таким образом: - толерантная личность уважает человеческое достоинство людей; - знает и почитает неукоснительными нравственные нормы межличностных отношений; - готова воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на не похожесть на других; - безусловно, положительно относиться к другому, готова общаться с любым человеком и принять его таким, каков он есть; - проявляет доброжелательность и дружелюбие; - готовность прийти на помощь другому человеку, внимательность к нему и другие. Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а так же создаёт благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других социальных отношениях. Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающих стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющего свободного общества и стабильного государственного устройства. В рамках нашего исследования необходимо выяснить, что нужно понимать под развитием толерантных отношений. Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [12]. Под развитием толерантных отношений можно понимать процесс совершенствования способности человека открывать принципиально новое или усовершенствованное решение той или иной задачи, готовность принятия людей такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия, взаимности. М.И. Рожков подмечает, что с целью успешного развития толерантных отношений нужно создавать специализированные условия: использование процессов формирования толерантной личности; организация сотрудничества в детском коллективе из единого проявления и формирования личных возможностей каждого; систематическое наблюдение итогов диагностики [40]. Для развития толерантных отношений необходим специально организованный процесс, направленный на совершенствование различных сторон личности. При организации данного процесса необходимо соблюдать ряд условий, а также учитывать возрастные особенности личности. На основании анализа литературы, мы выделили следующие основные критерии оценки толерантных отношений у младших школьников: – когнитивный критерий с показателями: знание и понимание составляющих понятия «толерантность», особенностей своей национальной культуры; национальной культуры этнических групп региона; – мотивационно-ценностный критерий с показателями: сформированность позитивного отношения к своей национальной культуре, языку, и к представителям различных этносов, их культуры, языка; положительная этническая идентичность; наличие ценностных ориентаций, убеждений, определяющих отношения и поведение в процессе межэтнического взаимодействия; – деятельностный критерий с показателями: гибкость мышления в преодолении этнических стереотипов, эмпатия, сформированность навыков конструктивного общения с людьми разных культур и конфессий и осуществления межэтнического взаимодействия на основе принципов толерантности. Единство и взаимосвязь трех компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного обеспечивают возможность и целесообразность развития толерантных взаимоотношений у детей в процессе значимой для них деятельности в контексте общей системы нравственного воспитания. По мере накопления опыта увеличивается количество ситуаций, в которых ребенок действует согласно требованиям толерантности. Возникает самостоятельность ребенка в принятии и выборе решения. Таким образом, толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Анализу психолого-возрастных особенностей младшего школьника посвящен второй параграф нашего исследования. 1.2. Возрастные особенности развития толерантных отношений младших школьников Особенности развития детей младшего школьного возраста изучали психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, О.Н. Полищук, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Младший школьный возраст – это время, которое охватывает период со дня поступления в школу до 10 лет. Это самый благоприятный для ребёнка период, когда у него происходит перемена в его жизни, он становится школьником [3, с. 95]. Начало обучения ребёнка в школе вносит коренные качественные изменения во всю его жизнь, беззаботное детство заканчивается. В жизнь семилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение. Учение является обязательным, оно требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетным для них становится учитель. Это открывает пути безграничного влияния на детей и в то же время налагает на учителя ответственность. Он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, глубоко осознавать и правильно строить свои взаимоотношения с детьми и таким путём добиваться правильного их воспитания. Младшие школьники испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Всё это создаёт благоприятные возможности для формирования коллектива, создания системы коллективных взаимоотношений и формирования нравственных качеств: дружбы, взаимопомощи в совместных делах [20, с.223]. Отношения между детьми в классе на начальном этапе строятся преимущественно через взрослого. Взрослый является центральной фигурой для детей 6-8 лет, носителем существующего среди них общественного мнения. В возрасте от 8 до 11 лет для ребенка важно и мнение взрослого, и сверстники, за счет учета всех мнений ребенок переживает максимальный уровень эмоционального благополучия. Следовательно, оценка сверстников, особое мнение, складывающееся в внутри этого коллектива, определяют основное поведение ребенка. В младшем школьном возрасте можно наблюдать кардинальные изменения. Именно на этом этапе у ребенка происходит формирование общественного мнения, повышается уровень требовательности друг к другу. В результате у ребенка формируются направленности его личности, он усваивает нравственные требования достаточно быстро, при чем такие требования предъявляются как со стороны учителя, так и со стороны товарищей и сверстников, все это позволяет сформировать необходимые чувства и потребности [47, с. 13]. Однако независимо от таких общих характеристик данного возраста отмечаются закономерности, которые определяют этапы и логику изменения поведения и взаимоотношений школьников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg