Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические аспекты исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками

one_butterfly 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Цель исследования – разработать и реализовать программу, содержание которой оказывает эффективное влияние на мотивационную сферу личности старшеклассников в процессе профессионального выбора. В соответствии с вдвинутой гипотезой и сформулированной целью выдвинуты следующие задачи: ? осуществить теоретическое осмысление мотивов выбора профессии старшеклассниками; ? провести опытно-эмпирическое исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками; ? представить психолого-педагогические рекомендации субъектам образовательного процесса, направленные на развитие мотивов выбора профессии старшеклассниками. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Л.А. Головей, Е.А. Климова, Р.С. Немова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.Ю. Спиридоновой, В.А. Ясвина и др. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (тестирование; формирующий педагогический эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов). Теоретическая значимость исследования заключается в подготовке рекомендаций, адресованных учителям-предметникам, педагогам-психологам, классным руководителям, позволяющих осуществлять развитие мотивов выбора профессии старшеклассниками. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, направленной на стимулирование мотивов выбора профессии старшеклассниками. Содержание программы, описывающее деятельность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), может быть полезным специалистам, отвечающих в школе за профориентационную работу с выпускниками 9-х и 11-х классов. База исследования: ГБОУ школа № 2107 Москвы. Структура. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 41 источник, приложения.
Введение

Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена научным интересом к процессу личностного развития выпускников школ: в период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении. Объект исследования – процесс профессионального выбора старшеклассников. Предмет исследования – влияние мотивационной сферы личности на процесс профессионального выбора старшеклассников. Гипотеза исследования: влияние мотивационной сферы личности на процесс профессионального выбора старшеклассников будет эффективным, если разработать и реализовать программу, включающую описание: ? организационно-педагогических условий, необходимых для проведения целенаправленной работы; ? содержания деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся); ? форм работы со старшеклассниками (мини-лекции, тренинги, индивидуальные и групповые консультации, деловые игры).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 5 1.1 Выбор профессии как психолого-педагогический феномен 5 1.2 Влияние профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии 9 1.3 Образовательная среда как фактор подготовки старшеклассников к выбору профессии 13 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ГБОУ ШКОЛЫ №2107 19 2.1 Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками 19 2.2 Описание программы, направленной на стимулирование мотивов выбора профессии старшеклассниками 25 2.3 Анализ и обобщение проведенной работы 30 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ГБОУ ШКОЛЫ №2107 37 3.1 Психолого-педагогические рекомендации учителям-предметникам 37 3.2 Психолого-педагогические рекомендации классным руководителям 40 3.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогу-психологу 44 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Список литературы

Нормативно-правовые документы 1) Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Монографии, учебники, учебные пособия 2) Буркова Л.В. Социономические профессии: инновационная подготовка специалистов в высших учебных заведениях: монография. – М.: Информационные системы, 2015. – 278 с. 3) Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 80 с. 4) Головей Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути: монография. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 336 с 5) Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 456 с. 6) Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности. – М.: Знание, 2019. – 320 с. 7) Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2017. – 208 с. 8) Мельник С.Н. Психология личности: учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2016. – 96 с. 9) Немировский В.Г. Общая социология: учеб. пособ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 320 с. 10) Немов Р.С. Общие основы психологии: учеб. для студ. вузов. – 9-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 526 с. 11) Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. – 362 с. 12) Профориентационная работа с подростками с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Сост. Т.В. Сапожникова. – Бийск, 2015. – 74 с. 13) Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.: МГППУ, 2018. – 250 с. 14) Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2017. – 576 с. 15) Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. – М.: Экопсицентр РОСС, 2018. – 230 с. 16) Соколовская Т.А. Организационно-педагогические условия использования современного радио в развитии профессионального самоопределения старших школьников: дисс. канд. пед. наук. – Пятигорск, 2017. – 165 с. 17) Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореферат дисс. канд. психол. наук. – М., 2017. – 20 с. 18) Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев. – Минск: Современная школа, 2018. – 272 с. 19) Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков: методические рекомендации. – СПб.: Питер, 2019. – 160 с. 20) Цыба В.Т. Социальная психология: учеб. пособие. – М.: Центр учеб. литературы, 2016. – 328 с. 21) Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 96 с. 22) Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2017. – 450 с. Статьи в периодических изданиях 23) Баканова Т.А. Проблема выбора профессии в психолого-педагогической науке и практике // Педагогическое образование и наука. – 2018. № 3. – с. 67-69. 24) Барчи Б.В. Изучение мотивов выбора профессии в психологических исследованиях // Сборник научных трудов КПНУ. – 2017. № 12. – с. 60-72. 25) Бутакова О.А. Развивающая среда – условие качества обучения слушателей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2019. № 6. – с. 25-31. 26) Гуцуляк Л.И. Социально-образовательная среда в педагогическом процессе школы // Молодой ученый. – 2015. № 5 (45). – с. 304-308. 27) Кавецкий В.Е. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями к выбору профессии // Научное наследие Г. Костюка и современные проблемы личностно ориентированного образования: науч.-метод. интернет-конф. – Кировоград, 2016. 28) Катилина М.И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности // Вестник практической психологии образования. – 2019. № 3(20). – с. 40-44. 29) Клочева Г.М., Усанова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – с. 191-197. 30) Курбатова А.А. Психологические особенности правильного выбора профессии // Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: сб. науч. трудов. – 2019. № 6(8). – с. 296-303. 31) Марушкевич А.А. Проблемы профориентации и профессионального выбора выпускников современных школ // Вестник Запорожского национального университета. Серия: Педагогические науки. – 2018. №1 (14). – с. 208-211. 32) Петровский Д.П. Мотивационный аспект профессионального самоопределения воспитанников старших классов кадетского корпуса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. № 2(2). – с. 95-98. 33) Попова В.Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. – Тамбов, 2015. – с. 84-88 34) Тимошенко Н.Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников (по результатам исследования) // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сб. матер. науч.-практ. конф. – 2016. № 16. – с. 421-427. 35) Умаев А.У. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 3. – с. 164-166. Словари 36) Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2019. – 1536. 37) Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: В 2-х тт. Т. 2. – М.: Флинта; Наука. 2019. – 576 с. Интернет-материалы 38) Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 2 [электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12910 39) Пронина Е.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников (по материалам проведенного исследования) // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.isras. ru/publ.html?id=4518 40) Щербакова Т.В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. № 1 [электронный ресурс]. – режим доступа: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 1.1 Выбор профессии как психолого-педагогический феномен На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации основным условием выживания людей было умение осуществлять продуктивную деятельность, которая приблизительно с XVIII века получила название «профессии». По крайней мере, в последней четверти столетия это слово уже стало известно в русском языке. Заимствованное из французского, перенявшего, в свою очередь, его из латинского professio, оно дословно переводилось как «декларация, объявление; официально указанные занятия» . В последнем из обозначенных значений слово используется и в современном понимании, о чем, в частности, свидетельствует «Большой толковый словарь русского языка», составленный С.А. Кузнецвым: «профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования» . Выбор профессии важен для любого человека, если он только хочет состояться как личность. Ведь именно личностное начало позволяет проявить осознанную активность, выраженную через инициативу, самореализацию, принятие взвешенных решений. Только личность способна к изменению, а значит, к «достраиванию» новых качеств и к неустанной переделке, перестройке собственного «Я», благодаря чему, в конечном итоге, можно наметить личностную перспективу: «Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы является необходимым условием уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие» . Как свидетельствует из содержания публикации А.А. Марушкевич, посвятившей свое исследование проблеме профориентации выпускников школы, выбор профессии – это один из «говорящих» показателей, с помощью которого специалисты (как правило, психоаналитики, профессиональные консультанты) расскажут многое о личности. Понятно, говорит автор статьи, что объективная оценка дается в отношении тех людей, которые состоялись в избранном виде деятельности: «Профессия характеризует человека со многих сторон, свидетельствуя о его социальном статусе, материальном положении» . По убеждению исследователя Т.А. Бакановой, в чьей работе проанализированы проблемы профессионального выбора старшеклассников в психолого-педагогической науке, уже в подростковом – раннем юношеском возрасте школьники должны принять серьезное решение. И дело здесь не столько в том, в каком образовательной организации продолжать обучение, а в осознании собственных предпочтений. В этом деле, комментирует Т.А. Бакакнова, «очень важно не допустить ошибки, так как последствия могут причинить страдание не только самому выпускнику школы, но и нанести вред обществу» . Исходя из логики исследователя, выбор профессии является социально ответственным поступком. Раскрывая определение «выбор профессии», автор статьи о мотивах профессиональных предпочтений школьников Б.В. Барчи поясняет: это «системный процесс, детерминированный совокупностью внешних и внутренних факторов, основанный на сочетании мотивов, потребностей, интересов, а также личностных особенностей, субъективных образов самого себя и выбранной профессии, находящихся под влиянием родительской семьи и общества» . Выбор профессии, отмечается в тексте публикации, является критическим моментом в развитии личности, поскольку процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых находится оппозиция между индивидуальными и социальными потребностями. По сравнению с предыдущими этапами жизни подростка, уточняет Б.В. Барчи, выбор профессии считается первым серьезным решением, оказывающим влияние на жизненный путь личности. Размышляя о противоречиях, которые приходится преодолевать школьникам, исследователь А.А. Курбатова обратила внимание на те обстоятельства, которые стимулируют их к принятию окончательного решения. В своей работе, посвященной характеристике психологических особенностей правильного выбора профессии, она пишет о ведущих факторах, обуславливающих подход учащихся к сути проблемы: «Выбор жизненного пути ограничивается реальными обстоятельствами, человек далеко не всегда принимает решение свободно, бывает так, что то или иное решение он должен делать под давлением обстоятельств» . Автор публикации имеет в виду социально-экономические, культурные, политические и проч. обстоятельства, в условиях которых принимается решение о выборе профессии. Другими словами, это конкретно историческое время – ни один человек не может быть от него оторван. Например, в 30-е годы прошлого века, когда в стране был взят курс на индустриализацию, молодежь массово проходила фабрично-заводское обучение. То же самое можно сказать и в отношении периода 60-х – 70-х годов: в связи с повышением роли научно-технического прогресса достаточно много выпускников школ поступало на инженерные специальности. В 90-е годы, когда государство встало на рельсы рыночной экономики, а люди начали вести предпринимательскую деятельность, самыми популярными профессиями были экономист, юрист, бухгалтер. Сходные мысли высказывает автор учебного пособия «Социальная психология» В.Т. Цыба, подчеркивающий, что степень свободного личностного выбора всецело связан с уровнем общественного развития. Субъективные намерения личности в области труда реализуются в пределах определенной технологической социально-экономической системы, то есть социокультурной обстановки, в которой находится человек. Именно она, считает В.Т. Цыба, задает ориентиры деятельности. Как отмечается в тексте учебного пособия, в ситуации профессионального выбора ведущими факторами являются прежде всего материальные, экономические обстоятельства. Сейчас на систему ценностей школьников, выбор типа жизненной карьеры, желательности или доступность того или иного статуса стал влиять сильный регулятор – изменение социальных условий: «В ситуации ухудшение материальных условий молодежь все большее значение придает условиям жизни. С этих позиций оценивается и будущая профессия». Об этом же говорится и в учебном пособии В.Г. Немировского «Общая социология». Осуществляя выбор профессии, молодежь как бы «просматривает» образ желаемого будущего, стараясь заглянуть как можно дальше, чтобы понять, насколько будет востребована специальность. Видя, что их родители с утра до вечера заняты на работе, выпускники школ также исходят из экономической целесообразности своей профессии. По мнению В.Г. Немировского, школьники также осуществляют выбор на основе тех оценок, которые слышат об определенных видах деятельности от окружающих. Говоря иначе, выпускники в немалой мере ориентируются на социум, на одобрение значимых людей, в любом случае любое действие, всякий выбор на том или ином этапе получает оценку со стороны общества, поэтому стратегия поведения строится и с учетом мнения других. Эти факторы влияют на принятие решение о выборе профессии. В сложившихся обстоятельствах, «когда подросток вынужден выбирать из альтернативных вариантов, а также под воздействием множества факторов возрастает роль психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора школьников». На основе сказанного можно сделать вывод о том, что выбор профессии – это важный этап в жизни выпускников школы. Как ответственное решение, он должен быть осознан, взвешен, определен с учетом массы обстоятельств. И хотя от ошибочных поступков никто не застрахован, лучше всего, если риски будут минимизированы. 1.2 Влияние профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии Выбор человека, на что бы ни были направлены его устремления, обусловлен осознанным удовлетворением некоей потребности. Это всецело относится и к выбору профессии, который в идеале осуществляется с учетом направленности личности и сформированного самоопределения. Вместе взятые, они составляют интегративное образование, или мотив. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыта личности, отражается в ее системе ценностных ориентаций, установок и интересов. Обратившись к содержанию учебника «Общие основы психологии», написанного Р.С. Немовым, можно увидеть, что мотивом называются внутренние побудительные силы человека, стимулирующие его к проявлению активности в той или иной сфере деятельности. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. В свое время выдающийся отечественный психолог, философ и педагог А.Н. Леонтьев обозначил две основные функции мотивов: 1) побуждение и 2) результат освоения опыта (культурного, социального, национального и проч.) на основе различных механизмов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие выполняют роль побудительных факторов, порой остро эмоциональных, аффективных; они лишены смыслообразующей функции. Их А.Н. Леонтьев назвал мотивами-стимулами. Мотивы деятельности, согласно мысли ученого, могут быть различными: функциональными, органическими, социальными, материальными, духовными. Функциональные мотивы связаны с удовлетворением различных культурных форм активности (например, занятие спортом). Органические – с удовлетворением естественных потребностей организма. Социальные – с получением признания и уважение со стороны окружающих. Материальные – с созданием или приобретением предметов домашнего обихода, вещей и инструментов, продуктов. Духовные – с самосовершенствованием человека В процессе осуществления деятельности мотивы могут проходить ряд этапов: 1) осознание побуждения: (при осознании мотивационное побуждение начинает выполнять направляющую функцию; при отсутствии осознания человек ведет себя импульсивно); 2) принятие мотива (происходит преобразование осознанного побуждения в личностный мотив); 3) реализации мотива (он наполняется содержанием); 4) закрепление мотива (при многократном повторении мотив формирует черту характера); 5) актуализация побуждения (закрепление в чертах характера). В трудах А.Н. Леонтьева направленность личности рассмотрена как смыслообразующий мотив; В.Н. Мясищев связывал ее с доминирующими отношениями; С.Л. Рубинштейн видел в направленности личности динамическую тенденцию. Автор учебного пособия «Психология личности» С.Н. Мельник пишет о том, что в наиболее общем виде это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности в относительно независимых от наличной ситуации обстоятельствах» . Будучи системообразующим свойством личности, направленность определяет психологический склад человека. В ней отражены мотивы и цели личности, ее отношение к окружающей действительности. Сформированная в системе социальный отношений, направленность обуславливает проявление активности личности во всех сферах жизни. Это же свойство является базисом для определения жизненных целей – как частных, так и всеобщих. Характеризуя роль направленности личности в проектировании жизненных целей, автор учебника «Педагогика» В.А. Сластенин указывал на то, что это свойство личности оказывает влияние на субъективное отношение к различным сторонам действительности, к выбору и осуществлению трудовой деятельности. Профессиональную направленность он называл сложным, постепенно развивающимся во времени динамическим процессом. В.А. Сластенин отмечал, что профессиональная направленность достаточно осознанна и эмоционально выражена в предпочтении определенного рода и вида трудовой деятельности. Н.Ю. Спиридонова, автор диссертации, посвященной выявлению взаимосвязи направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте, указывает на то, что в современных условиях, когда становятся размытыми ценности и нормы, подрастающее поколение оказывается на распутье. Это выражается в «отсутствии чётких отношений к себе и к обществу, что приводит к неопределённой направленности личности» . В целом же в диссертации выделены такие типы направленности личности современной молодежи, как коммуникативный, альтруистический, эстетический, материальный (направленность на вещные ценности), пугнический (потребность участвовать в рискованных делах). В соответствии с определенной направленностью личности осуществляется выбор профессии. По наблюдению Н.Ю. Спиридоновой, в юношеском возрасте далеко не каждый способен правильно определить направленность личности, вследствие чего вероятны ошибки в выборе профессии, следовательно, необходима организация психологического «сопровождения профессионального становления личности юношей и девушек, что создаст предпосылки для разработки индивидуальной траектории развития личности и её профессионального становления». В публикации А.А. Курбатовой сказано о том, что направленность личности обуславливает мотив профессионального выбора. Его успешность зависит от устойчивости мотивов, означающих их глубину, понимания социальной и личностной значимости профессии. Устойчивость мотива оценивается по его наличию в разных видах деятельности и сохранению его доминирующего влияния на поведение в различных ситуациях. Профессиональная направленность является составляющей самоопределения личности. В диссертационном исследовании Т.А. Соколовской, работа которой посвящена развитию профессионального самоопределения учащихся 9-х – 11-х классов, отмечается: «под профессиональным самоопределением старших школьников понимается социально-педагогический феномен, развитие которого проявляется в появлении новообразований в представлениях учащихся о собственном профессиональном становлении и изменении осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов профессионального труда». По мнению А.А. Марушкевич, удачное профессиональное самоопределение личности предполагает ее социально-психологическую готовность к восприятию, осознанию и реализации профессиональных планов; оно в значительной степени зависит от интересов, желаний, отношения к окружающему миру, требований, которые формируют внутреннюю позицию, что влияет на выработку положительного отношения к труду, духовных и материальных ценностей, потребности в приобретении опыта профессиональной деятельности и желание планировать будущее. И направленность личности, и самоопределение – это всегда выбор из множества альтернативных вариантов, стало быть, речь идет об умении личности сконцентрироваться на главном: «Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии». Подводя итоги сказанному в рамках настоящего параграфа, стоит отметить, что чем ярче выражена направленность личности (через интересы к какой-либо деятельности), чем более осознанным является профессиональное самоопределение, тем более устойчивым будет мотив выбора профессии. В силу специфики возраста, заключающейся в неустойчивости намерений, желаний, возрастает необходимость сопровождения профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов в выборе профессии. 1.3 Образовательная среда как фактор подготовки старшеклассников к выбору профессии Термин «образовательная среда» является относительно новым для теории и практики отечественной науки. Вошедший в речевой оборот в XX веке, он уже прочно закрепился в формулировках законов, названиях монографий и диссертаций, девизов педагогических фестивалей. В процессе обсуждения феномена, каким является образовательная среда, специалисты пришли к убеждению о том, что она не может ассоциироваться исключительно с социальным институтом и освоением программ; это нечто большее. Справедливость выводов бесспорна, поскольку «в образовательной среде современного общества достигается главная цель образования – формирование системы целостного мировоззрения; навыков самопознания». Интересно обратить внимание: при частоте использования термина не существует более или менее стойкого определения. На это указывает обилие трактовок в словарно-справочной литературе, учебных изданиях, публикаций в журналах, методических рекомендациях. Содержание связывается с системой, с условиями, динамическим образованием, качественной характеристикой, общностью и проч. Для подтверждения сказанного процитируем несколько определений. Так, например, в работе В.А. Ясвина «Образовательная среда» говорится: это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». В публикации В.И. Слободчикова «О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования» предложено следующее определение: это «динамическое образование, которое является результатом взаимодействия нескольких компонентов – образовательного пространства, места образования, управления образованием и субъекта образовательного процесса». В книге «Образовательная среда и развитие личности, написанной Ю.Н. Кулюткиным и С.В. Тарасовым, указано, что образовательная среда представляет собой «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности». Авторы книги выделают несколько типов образовательной среды, для чего предлагают следующие основания: а) стиль взаимодействия внутри среды (гуманистическая – технократическая, кооперативная – конкурентная); б) характер отношений к социальному опыту и его ретрансляции (универсальная – национальная, инновационная – традиционная); в) степень творческой активности (регламентированная – творческая); г) характер взаимодействия с внешней средой (замкнутая – закрытая). В книге В.В. Рубцова «Основы социально-генетической психологии» образовательная среда связана с общностью, которая имеет следующие характеристики, предопределенные возрастной спецификой ее субъектов: а) взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми; б) наличие взаимопонимания между всеми ее субъектами; в) наличие общего историко-культурного компонента. В представлениях исследователя О.А. Бутаковой образовательная среда является «пространством всех образовательных воздействий и реалий, внешним по отношению к личности, выступающим объектом этих воздействий, но в то же время субъектом образовательных отношений». Приведенные цитаты показывают, насколько разнятся авторские позиции относительно интерпретации термина. Однако, какими бы разными ни были подходы исследователей к решению данной проблемы, в предложенных определениях можно выделить нечто общее: 1) это характер взаимодействия между субъектами; 2) это отношение педагога к обучающемуся, чье поведение или уровень компетенций претерпевают качественные изменения; 3) это материальные объекты и окружающая обстановка в целом. Данные обстоятельства позволяют использовать ее потенциал в подготовке старшеклассников к осуществлению выбора профессии. Исследователь Л.И. Гуцуляк, описавшая возможности социально-образовательной среды в педагогическом процессе школы, пишет о том, что условия современной образовательной организации помогают подросткам извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятия, осознавать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях. Важную роль, считает Л.И. Гуцуляк, играет психологическая составляющая образовательной среды, под которой понимается характер общения субъектов образовательного процесса: «Этот компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению сохранении и улучшении самооценки, в формировании положительной «Я-концепции, в признании со стороны других, в уважительном отношении к себе и к окружающих, в самоактуализации». В монографии Л.В. Бурковой, посвященной характеристике социономических профессий (согласно типологии Е.А. Климова относятся к группе «человек – человек») подчеркивается, что осуществление психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на стимулирование выбора профессии, зависит от уровня компетентности специалистов, занимающихся данным видом деятельности: «Качество выполнения этой работы во многом зависит от уровня их знаний и умений, так как необходимо доводить до сведения учеников значимость выбора профессии либо уметь тактично пояснить ошибочность их взглядов». Практически на том же акцентировано внимание в публикации Н.Е. Тимошенко, где говорится о развитии профессионального самоопределения старших школьников. Автор статьи пишет о том, что эффективность профориентационной работы существенно зависит от постановки ее в школе, ибо она должна быть неотъемлемым компонентом программы обучения, реалистично связанным с профессиональными знаниями, профессиональными требованиями и динамичным процессом их обновления. В этой же публикации перечислены критерии ее эффективности: «Результатом профориентационной работы в школе будет, во-первых, сформированное у учащихся отношения к миру профессий, во-вторых, умение соотнести знания о себе с собственными возможностями, на основе чего выбрать ту или иную профессиональную деятельность». Н.Е. Тимошенко считает, что достижение устойчивого результата станет возможным при условии, если организация и проведение профориентационной работы в школе будет иметь научно обоснованное методическое обеспечение, которое позволит максимально активизировать профессиональное самоопределение выпускника образовательной организации. Исследователем В.Е. Кавецким, в статье которого представлено описание психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к выбору профессии, высказано мнение о том, что эффективность работы будет зависеть от периодичности ее проведения: «Сама система профориентационной деятельности со школьниками должна содержать комплекс мероприятий, которые будут использоваться для обеспечения процесса принятия решений по вопросам, связанным с выбором профессиональной деятельности». Значительное внимание в организации системы профориентационной работы исследователь А.А. Марушкевич уделяет поиску форм. Как подчеркивается в его статье, формы могут быть разнообразными. Наиболее распространенными, по наблюдению исследователя, являются: 1) индивидуальная (обеспечивается при направляющей деятельности педагога и его влияния на замысел конкретного выпускника); 2) форма парной профориентационной работы (предусматривает взаимодействие двух человек: педагог – обучающийся либо школьник – школьник; обратная связь позволяет чувствовать поддержку со стороны другого человека, находить в ней подтверждение своим мыслям); 3) групповая форма профориентации (с учетом интересов выпускников они объединяются в группы для проведения профориентационной работы). В книге Ю.В. Тюшева «Выбор профессии» детально охарактеризована такая форма профориентационной работы, как экскурсии на производство, где есть возможность получения информации из «первых рук»; во время экскурсии могут проходить встречи с представителями профессий, специалистами центров занятости населения и кадровых агентств. Для более точного определения интересов, склонностей, способностей учащихся они организуют анкетирование и тестирование. Кроме того, пишет Ю.В. Тюшев, в проведении профориентационной работы хорошо зарекомендовали себя деловые игры и тренинги. В книге А.П. Чернявской особое внимание уделено вопросам профессионального консультирования. Для активизации деятельности личности школьника специалисты применяются методы стимулирования. К ним относим метод обозначенной перспективы, ориентирующий на необходимость преодолевать трудности на пути к достижению поставленной цели. Метод стимулирования может обеспечиваться в формах одобрения или порицания, побуждающих к осознанному общению; метод поощрения заключает в себе педагогическое воздействие на личность через положительную оценку ее деятельности, способствует развитию у выпускника школы желание само совершенствоваться в процессе подготовки к выбору профессии. На основе сказанного сделаем вывод о том, что образовательная среда школы должна стать для старшеклассников той благодатной основой, которая позволит сделать осознанный выбор не только конкретной профессии, но и наметить планы на ближайшую и отдаленную перспективу. Задача психологов и педагогов – помочь обучающимся сориентироваться в мире профессии, понять собственные потребности и потенциальные возможности, чтобы осуществить самореализацию в избранном деле. ? ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 2.1 Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками Теоретическое осмысление выбора профессии с точки зрения психолого-педагогического подхода, описание влияния профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии, а также характеристика образовательной среды как фактора подготовки старшеклассников к выбору профессии позволили приступить к проведению опытно-эмпирической работы. Ее цель – исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками. Базой экспериментальной работы стала ГБОУ школа № 878 Москвы. К участию в исследовании приглашены обучающиеся 9-х и 11-х классов в количестве 100 человек: 9 «А» – 25 человек, в 9 «Б» – 26
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 67 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg