Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов медицинских учреждений

one_butterfly 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Объект исследования - особенности эмпатии в юношеском возрасте. Предмет исследования - особенности эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов медицинских учреждений. Цель исследования – установить особенности взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов медицинских учреждений. Гипотеза исследования: в исследовании предполагалось, что имеются различия в уровне выраженности эмоционального интеллекта и эмпатии у студентов медицинского колледжа и медицинского университета; имеются прямые взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Установить особенности эмпатии у студентов медицинских учреждений. 3. Установить особенности эмоционального интеллекта у студентов медицинских учреждений 4. Установить особенности взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов медицинских учреждений Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Методы психодиагностики (диагностика «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко). 3. Методы математической статистики Структура и объем работы. Основной текст изложен на 47страницах компьютерного текста, иллюстрирован 4 таблицами. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 39 источников. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, студенты, медицинские учреждения, юношеский возраст
Введение

Проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес исследователей, педагогов, психологов, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Система высшего образования призвана содействовать развитию способностей студентов в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Особое значение проблема развития эмоционального интеллекта приобретает в процессе подготовки студентов медицинских вузов, так как способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния как больных, так и здоровых людей являются важными показателями профессионализма специалиста-медика. Поэтому задачей медицинского вуза является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза, способствующих развитию эмоционального интеллекта будущих медицинских работников. Согласно Ассоциации американской медицинской школы (Association of American Medical Colleges), развитие эмпатических способностей – один из приоритетов высшего медицинского образования [17]. Результаты изучения эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов-медиков по данным разных авторов достаточно неоднозначны, что обусловлено не только половыми, возрастными, но и межкультуральными особенностями респондентов, структурой учебной программы, наличием или отсутствием тренингов по навыкам клинической коммуникации в учебном плане вуза, а также диагностическими возможностями применяемых методик. В рамках эпигенетической концепции Эриксона Э. они находятся на стадии «ранней взрослости» или «молодости», когда в результате успешного разрешения психосоциального кризиса формируются такие качества личности взрослого человека, как душевная теплота, понимание, доверие, а базовыми «сильными» качествами личности должны стать близость и любовь [25]. Таким образом, оценка уровня эмпатических способностей в этой возрастной группе является наиболее актуальной и целесообразной. В работе Айтал А. П. и соавторов выявлена прямая сильная корреляционная зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и успеваемостью студентов. К основным факторам, влияющим на уровень эмоционального интеллекта, относятся пол, возраст, социальный статус. Андреева И.Н. считает, что у юношеи? лучше развито управление эмоциями, что, возможно, связано с особенностями воспитания мальчиков, когда им с детства дается установка ограничивать проявление эмоций [4]. Орме Г. выделил некоторые возрастные особенности проявления эмоционального интеллекта: он повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в периоды юности и зрелости. Изучение эмоционального интеллекта и эмпатии студентов медицинского вуза особенно важно, так как данные показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором для развития профессионально важных качеств будущих специалистов. Развитие эмоционального интеллекта, как совокупности эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективного взаимодействия в общении. Эмоциональный интеллект и эмпатия является одними из регуляторов взаимоотношений между людьми, в том числе между врачами и пациентами, способствует восприятию и пониманию людьми друг друга, эмоциональных состояний и переживаний.
Список литературы

1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян– М.: Эксмо, 2018. – 127 с. 2. Алтухова, Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент / Е.В. Алтухова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 270-274. 3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 кн.. / Б.Г. Ананьев. – Кн. 1. Избранные психологические труды. – СПб.: С.-Петербурский университет, 2007. – 230 с. 4. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н Андреева // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95. 5. Бертрам, К. Сильная корреляция между эмпатией, эмоциональным интеллектом и личностными качествами у педиатров. Студенты-медики: перекрестное исследование / К. Бертрам // Образование для здоровья. 2018. №3. С. 186–194. 6. Богачева, О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача: На примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов: дис. ... канд. психол. наук / О.Ю. Богачева. – Ярославль, 2014. 168 с. 7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. 472 с. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгоский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. 9. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова. – М.: Педагогика, 1981. – 139 с. 10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 561 с. 11. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 2. – С. 170-180. 12. Дементьев, И.В. Влияние эмпатии на профессиональную успешность офицеров-психологов пограничных органов: дис. ... канд. психол. Наук / И.В. Дементьев. – М., 2013. – 178 с. 13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2020. - 464с. 14. Изотова, Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах / Е.И. Изотова, Е.Б. Максимова // Психологические исследования. – 2016. - № 46. – С. 7. 15. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. -752с. 16. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. ... канд. психол. наук / Т.Д. Карягина. – М., 2013. – 175 с. 17. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации (г. Москва, 5 октября 2012 г.).13 с. Точка доступа: https://legalacts.ru/doc/kodeks-professionalnoi-etiki-vracha-rossiiskoi-federatsii-prinjat/ 18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 464с. 19. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. -2006. - № 4. – С. 3–22. 20. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – 176 с. 21. Люсин, Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный / Д.В. Люсин. – М.: Смысл, 2018. – 65 с. 22. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с. 23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2019. – 345с. 24. Нгеун, М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала / М.А. Нгуен // Новые педагогические исследования. №5, 2019. С. 137-140 25. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М.: КСП+. – 2018. - 272 с. 26. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. (23 июля 2017 г.) отв. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 112 с. 27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М. – 2001. – 664 с. 28. Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С.Г. Спасибенко // Социо-гуманитарные знания. 2019. - № 2. – С. 109-125. 29. Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг. – СПб.: Питер, 2019. – 203 с. 30. Сутурина, Ю.В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности / Ю.В. Сутурина // Вестник Бурятского государственного университета, 2018. - № 5. – С. 108-113.
Отрывок из работы

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Изучение эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза особенно важно, так как данные показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором для развития профессионально важных качеств будущих специалистов. Развитие эмоционального интеллекта как совокупности эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективного взаимодействия в общении. Эмоциональный интеллект является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, в том числе между врачами и пациентами, способствует восприятию и пониманию людьми друг друга, эмоциональных состояний и переживаний. Развитие понятия «эмоциональный интеллект» можно проследить с работ Ч.Дарвина, который отмечал, что при любом возбуждении наблюдается значительное взаимодействие между разумом, сердцем и мозгом [18]. Проблема компетентности в понимании и выражении эмоций, в современном обществе, стоит достаточно остро. Это связано с некой популярностью рационального отношения к жизни, образцом которого является несгибаемый и как будто лишенный эмоций человек [4]. А вот Ушинский К.Д., подчеркивая социальный смысл эмоций, говорил о том, что общество, которое больше заботиться об образовании ума, совершает ошибку, ибо человек более человек в том, как и что он чувствует, чем думает [28]. Для создания понятия, а в дальнейшем и для первой модели эмоционального интеллекта послужила концепция Гарднера Г.. Мэйер Дж., Сэловей П. и Карузо Д. ввели в психологию термин ?эмоциональный интеллект, и определяли его как способность отслеживать собственные и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать эту информация для направления мышления и действий[21]. В конце XX в. появились и другие модели, представляющие иной взгляд на эмоциональный интеллект. Их мы рассмотрим в рамках второго подхода в классификации эмоционального интеллекта - смешанная модель. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается как сочетание умственных и персональных черт, присущих каждому человеку[29]. Наиболее известными здесь являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она. Гоулман Д. понимал под эмоциональным интеллектом такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться[29]. Он развивал собственную модель на ранних представлениях Сэловея П. и Мэйера Дж., но включил еще три компонента: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Таким образом, Гоулман Д. совместил когнитивные способности с личностными характеристиками [10]. Модель Бар-Она Р. включала в себя широкую трактовку понятия - эмоциональный интеллект и характеризовала его как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетенций, которые создают для человека возможность эффективной жизнедеятельности [9; 29]. Люсин Д.В. выделял два вида эмоционального интеллекта: внутриличностный (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление чужими эмоциями). Они предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но при этом должны быть взаимосвязаны. Способность к пониманию эмоций характеризуется тем, что человек способен установить сам факт наличия эмоции у себя или другого человека, распознает ее; идентифицирует эмоцию, может установить какую конкретную эмоцию испытывает он сам или другой человек, способен вербализовать ее; понимает причины, которые вызвали данную эмоцию, и следствия, к которым она может привести. Способность к управлению эмоций характеризуется тем, что человек: способен контролировать интенсивность эмоций, приглушить чрезмерно сильные эмоции; способен контролировать внешнее проявление эмоций; способен произвольо вызвать определенную эмоции при необходимости [21]. Эмоциональный интеллект развивается под влиянием факторов, обуславливающих уровень и специфические индивидуальные особенности[9]. Модель, предложенная Люсиным Д.В, отличается от смешанных отсутствием личностных характеристик в конструкте, которые выступают корреляторами способности к пониманию и управлению эмоциями. Вводятся только такие личностные характеристики, которые оказывают влияние на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Также, нельзя отождествлять работу Люсина Д.В. с трактовкой эмоционального интеллекта как личностной черты[20]. Способность к пониманию эмоций означает умение идентифицировать (распознавать) эмоции у себя или другого человека, то есть определять, какую эмоцию испытывает другой человек (или он сам), и, как результат, найти для нее словесное выражение. Способность к идентификации эмоций включает в себя и понимание причины, вызвавшей данную эмоцию, и последствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек способен контролировать внешнее выражение эмоций, интенсивность эмоций и при необходимости может вызвать определенную эмоцию[9]. Другим психологическим аспектом, характеризующим связь индивида с социальным окружением, является способность отзываться на состояния других людей. Это состояние называется эмпатией и определяется следующим образом: и как способ понимания другого человека, и как особый способ отклика на эмоции и переживания. Проникновение в природу эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении медицинских работников. Влияние эмпатии на качество медицинской помощи имеет значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения с больным, способствует принятию его чувств, потребностей и интересов. В психологическую науку понятие «эмпатия» впервые ввел Титченер Э. как когнитивный процесс, заключающийся в восприятии и понимании внутреннего мира человека, эмоционального содержания произведений искусства [7]. Эмпатия – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Быть в состоянии эмпатии, по мнению Карла Роджерса, означает «воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим… ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто», если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [13]. Отечественные психологи неоднозначно определяют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как состояние, либо как процесс, связывая ее с разными психологическими особенностями личности и с разными психическими процессами. Понятие «эмпатия» является синонимом другого психологического понятия – «эмпатические способности», предложенным В.В. Бойко [7]. Другой отечественный исследователь эмпатии, Гаврилова Т.П., считает, что существуют две формы проявления эмпатии – сопереживание и сочувствие. Сочувствие – это отзывчивое отношение к переживаниям другого человека, основанное на понимании неблагополучия другого человека, и связано с его потребностями и интересами. Сопереживание – это переживание человеком тех же чувств, которые испытывает другой, основанное на своем прошлом опыте и связанное с собственными интересами, с потребностью в собственном благополучии. Поэтому сопереживание, как правило, более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие [9]. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В свою очередь Бойко В.В. различает следующие виды эмпатии: рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта в процессе отражения состояний другого; интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне[12]. По мнению большинства исследователей, составляющими эмпатии являются: когнитивный компонент в виде понимания состояний другого человека без изменения своего состояния; эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия; поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи. Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Простое перечисление разнообразных мнений и точек зрения относительно роли эмпатии в общении не сможет обеспечить глубокий анализ всех функций. Поэтому был выбран путь анализа функций эмпатии на основе обозначения оснований для их классификации и подходов к рассмотрению взаимосвязи между эмпатией и отношениями. Выделение двух форм эмпатии - сочувствия и сопереживания, позволяет обозначить еще одно основание для классификации функций эмпатии. Указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия также несет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения. Особое внимание влиянию эмпатии на результаты совместной деятельности членов реальной группы уделено в работах Петровского А.В. и его школы, в которых исследуется феномен действенной групповой эмоциональной идентификации[16]. Если уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоцио¬нальные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвраще¬ния агрессии, В этом случае она бессильна. Представители медицинской профессии имеют особый статус в любом обществе, и, помимо профессиональных, к ним предъявляются высокие морально-этические требования. В статье 1 проекта Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации от 26 октября 2012 года указывается, что миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах [17]. Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная, длительная, требует от студентов-медиков гораздо больше настойчивости и самоотречения, чем от студентов других учебных заведений. Однако, чтобы стать настоящим врачом или хорошей медицинской сестрой по внутреннему содержанию и по призванию нельзя ограничиваться только тем, что щедро дает учебное заведение в целом, чему учит слово и личный пример преподавателей. Специальные знания не дают сами по себе тех свойств ума и характера, без которых не сможет обойтись практический врач, если в них ему отказала природа [1]. Медицинский работник должен быть широко образованным человеком, знать прикладные науки, искусство, литературу, но кроме всего этого он должен обладать определенными личностными качествами [22]. Похожие личностные особенности присутствуют у всех студентов-медиков, так как они влияют уже на сам выбор будущей профессии. В структуре личности к моменту профессионального самоопределения уже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства уже под влиянием профессии. Учащиеся медицинских вузов имеют своей целью в будущем оказывать помощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерных для работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации [2]. Их личностные особенности еще будут изменяться и развиваться в процессе обучения. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиеся за период обучения, включено в формирование того специалиста практической медицины, который будет определять и качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшие годы и на период их практической деятельности. Специфика и важность этого этапа вызывает необходимость хорошего знания особенностей группы учащихся с разных позиций, включая и психологические характеристики. Таким образом, в деле воспитания медицинского работника необходимо начинать со специального выявления одаренных к лечебной деятельности лиц, затем заботливо воспитывать лучшие свойства души, делая это в процессе профессиональной подготовки медицинского работника. К сожалению, молодые специалисты кустарным способом, эмпирически, интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личности медика. Хороший фельдшер - это прежде всего хороший человек [30]. Кроме того, в медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля [3]. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие во время учебы и на практике - это обычное и часто возникающее явление. В связи с этим наблюдается высокая заболеваемость, многочисленные случаи психологической деформации [23]. Для медицинского работника очень важно умение установить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильным индивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другим признакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными и даже внешний вид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметь завоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношению к больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытности медицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения. Доверие больного к медицинскому работнику - необходимое начало в комплексе лечебных мероприятий и показатель нормальных взаимоотношений. В таких случаях больные обычно соглашаются на любые методы исследования и лечения [13]. Существует значимая связь между уровнем эмпатии и профессиональной направленностью, а также положительной мотивацией к лечебной деятельности [23]. По мнению Урванцева Л.П., эмпатия в профессиональной деятельности врача это свойство, имеющее значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения. Это способность к совпадению с больным, проникновению через его поверхностные проявления, передачи его чувств, потребностей и интересов [24]. Феномен эмпатии тесно связан с позитивным отношением. Помимо трансляции своего расположения к пациенту, медицинская сестра должна не только отслеживать показатели здоровья своего пациента, но и отслеживать его эмоциональное состояние, понимать и уметь грамотно реагировать на различие эмоциональные проявления пациента: горе, страх, тревога, тоска и др. Без эмпатии, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон в коммуникативном взаимодействии субъектов [24]. Каждая профессия накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее, то есть, заостряя те или иные качества в ущерб общей гармонии развития. Не является исключением и профессия медицинской сестры. Является неоспоримым тот факт, что медицинская сестра проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Именно к медицинской сестре в первую очередь больной обращается за сочувствием и пониманием [5; 12]. Таким образом, эмпатия понимается как психологический феномен, характеризующийся эмоциональной отзывчивостью на переживания другого человека, который способствует пониманию смысловых и эмоциональных оттенков внутреннего мира других людей, содействует взаимопониманию и оптимизации межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании принимали участие 50 испытуемых: 25 студентов 3 курса Краснодарского краевого базового медицинского колледжа отделения сестринское дело и 25 студентов 3 курса Кубанского государственного медицинского университета специальности лечебное дело. Возраст испытуемых от 18 до 21 года. Для организации и проведения настоящего исследования были использованы следующие методы: 1. Метод анализа научной и методической литературы позволил сформировать представления о понятии эмоционального интеллекта и подходах к его изучению, выделить основное компоненты и модели. Раскрыть феномен эмпатии, его виды и функции, изучить особенности эмпатии у студентов медицинских учреждений. 2. Методы психологической диагностики включали в себя проведение следующих методик: Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н.Холл). Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика включает следующие шкалы: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотиваци, эмпатия, управление эмоциями других людей. Ответ на каждое из 30 утверждений предполагает выбор от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Методика 2 для диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Методика позволяет оценить умения испытуемого сопереживать партнеру по общению и понимать его внутренний мир. Данная методика содержит 36 вопросов для оценки 6 параметров: рационального канала, эмоционального канала, интуитивного канала, установок, способствующих эмпатии, проникающая способность к эмпатии, идентификация в эмпатии [27]. 3.Методы математической статистики включали в себя t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Особенности проявления эмпатии у обучающихся С целью выявления уровня эмпатии у студентов медицинских учреждений, нами было проведено исследование среди студентов медицинских учреждений. Из таблицы 1 видно, что как среди врачей, так и среди медицинских сестер низкие уровни показателей. В целом у двух специальностей суммарные значения эмпатии занижены, что говорит о несформированных эмпатийных способностей, таким людям трудно первыми начать разговор, во многом у них нет взаимопонимания с окружающими. Таблица 1 – Средние значения показателей эмпатии у студентов медицинских учреждений Показатель Лечебное дело (n=25) Сестринское дело (n=25) Достоверность различий Рациональный канал эмпатии 3,08±1,2 2,88±1 - Эмоциональный канал эмпатии 2,88±1,5 2,8±1,1 - Интуитивный канал эмпатии 2,96±1,8 2,4±1,8 - Установки, способствующие эмпатии 3,56±1,2 3,8±0,9 - Проникающая способность в эмпатии 3,24±1,2 3,6±1,3 - Идентификация в эмпатии 3,48±1,7 3,36±1,6 - Интегральный уровень эмпатии 19,2±4,8 18,84±3,0 Максимально сходную оценку у респондентов сестринского дела получил критерий «установки, способствующие эмпатии» (стандартное отклонение составляет 0,9), максимальный разброс данных у респондентов обоих групп относительно критериев эмпатии «интуитивный канал эмпатии (стандартное отклонение составляет 1,8), который подразумевает способность человека видеть и прогнозировать поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в сознании. Между показателями студентов лечебного дела и сестринского дела нет достоверных различий. По шкале «Интегративный уровень эмпатии» выявляется общий уровень эмпатии в двух группах. У представителей обоих специальностей критерии эмпатии находятся на заниженном уровне, следовательно, нет различий у обучающихся уровня среднего и высшего медицинского образования. Низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии отражает то, что респонденты испытывают трудности в понимании состояния и поведения другого человека в условиях дефицита информации о нем. Низкий показатель рационального канала у большинства анкетируемых свидетельствует о проблемах с направленностью восприятия и внимания на понимание поведения и эмоций другого человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg