Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

«Православные и фольклорно-языческие мотивы в русских народных песнях и поговорках на материале сборника Ю.Г. Круглова и работы Дурасова Г. П.»

golrew3 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
исследование религиозных истоков в русских народных песнях и поговорках, и разграничение их на Христианские и фольклорные
Введение

Актуальность работы обусловлена не большой численностью научных работ на тему двоеверия, где разбирались бы особенности христианских и языческих мотивов: такие авторы как А. Афанасьев, Б. Рыбаков и В. Пропп изучая русскую культуру акцентировали больше на языческих её аспектах. Прежде чем раскрыть эту тему необходимо понять как жил русский народ и в чём зарождалась русская культура. Пласт русских народных песнен и поговорок представляет собой синтез трёх составляющих, сформировавших культуру русского народа: христианской веры греческого извода, славянского язычества и русского быта, по своему принявшего византийское православие и переработавшего его.
Содержание

Однако, в научном ключе, об этом синтезе, Православной веры и славянского народоверия, писал Павел Флоренский в «Истории Религии». Автор подробно разбирает в своей работе феномен славянского двоеверия, приводя различные источники и материалы. Приведём пример, взятый Фларенским из повести Лескова «На краю света», а именно рассказ отца Кириака о том, как тот будучи ребёнком забрался под банный полок, он молил Бога, чтобы его не выдрали за шалость; и неожиданно почувствовал, как повеяло лёгкой прохладой, «и у сердца как голубок тепленький зашевелился» – это было присутствие Христово. «Всей вселенной он не в обхват, а, видя ребячью скорбь, под банный полочек к мальчонке подполз в дусе хлада тонка и за пазушкой обитал» – так близко ощущал, переживал русский человек присутствие Божие в своей жизни. Павел Флоренский пишет так же о том, что в тоже время русский человек «Сидя на печи кирпичам молился» – печь издревле была священным местом для языческого мировосприятия, так как она была вместилищем стихии огня, и кормилицей всех домашних.
Список литературы

1. Флоренский П., Эрн В., Булгаков С.Н. Ельчанинов А. История религии. Москва, 1909. 2. В. А. Никифоров–Волгин. Дорожный посох. Москва 1992. 3. А. Солженицын. Матрёнин двор. 2007. 4. «Загадки русского народа». Сост. Д. Н. Садовников. М., 1959, № 2094. 5. Древлянский. Белорусские народные предания, с. 105. 6. А. С. Фаминцын. Божества древних славян, с. 295. 7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. I, с. 228. 8. Ю.Г. Круглов. Русские обрядовые песни. 1989. 9. Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы, – СЭ, 1978, № 3, с. 141, рис. 5 на с. 144. 10. Коринфский, 1901, с. 363. 11. Рыбаков Б. А. Календарь IV в. до н. э. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 81. 12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. 13. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт.
Отрывок из работы

«Русскій крестьянинъ, наибол?е полно и искренно испов?дующій сейчасъ православіе, в?ритъ въ Бога, Церковь и таинства, но одновременно съ этимъ онъ не мен?е твердо в?ритъ въ л?шаго, шишигу, сарайника, заговоры и т. п., и это посл?днее – такой же непрем?нный элемен его в?ры, его поведенiя и міровоззр?нія, какъ и первое. Онъ мистически относится не только къ міру святыхъ, но и къ природ?, не только къ Богу, но и къ нечистому. Кром? того, область религіознаго не ограничивается для крестьянина церковью и природой; третьей сферой его религіозной жизни является бытъ, заключающій въ себ? его землед?льческій трудъ, семейныя отношенія, ?ду, сонъ, одежду и вообще повседневность…// И не надо думать, что обращающійся къ колдуну испытывает т? же чувства, что западные Фаусты, продающіе душу чёрту. Ничуть ие бывало: баба ходившая „снимать килу" къ колдуну, не чувствуетъ себя согр?шившей; она съ чистымъ сердцемъ будетъ посл? этого ставить св?чи въ церкви и поминать тамъ своихъ покойниковъ. Въ ея сознаніи Церковь и колдунъ просто разные департаменты, и Церковь, властная спасти ея душу, не можетъ спасти ее отъ дурного глаза, а колдунъ, л?чащій ее ребепка отъ криксы, не властенъ молиться за ея умершаго мужа.» (Флоренский П., Эрн В., Булгаков С.Н. Ельчанинов А. История религии. Москва, 1909. С. 171. С. 181). – такая двойственность самое заурядное и обыденное явление: в церкви крестьянин приобщается непосредственно к миру божественному, а вне церкви приобщает мир духовный к своей бытовой, хозяйственной жизни, ставя под покровительство святых церковного календаря работы годового цикла. Так же как в своё время за любой труд отвечали определённые духи и божества. Что и отражается в русских народных песнях и поговорках : в зависимости от святцев, значимые для хозяйственной деятельностью человека дни года получают различные наименования: Аксинья Полузимница и Полухлебница (24 января) – прошло ползимы и съедена половина запасов; Василий Выверни оглобли (12 апреля) – оставляй сани, запрягай телегу, Егорий Скотопас (23 апреля) – выгон скотины в поле, Ирина Рассадница (5 мая) – рассадка капусты.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Философия, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Философия, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Философия, 24 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg