Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Преступность несовершеннолетних как правовая и социальная проблема

one_butterfly 130 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 13 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Актуальность рассматриваемой темы состоит и в том, что качественное изменение концепции прав человека и гражданина в Российской Федерации настоятельно требуют проведения комплексного криминологического исследования социально-правовой сущности и причин правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью, анализа и совершенствования правовых механизмов профилактики и пресечения общественно опасных деяний в их среде. Противодействие преступности несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений противодействия всей преступности. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, устранения недостатков и просчетов в формировании правильной жизненной позиции членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь. Очевидным является тот факт, что институты профилактики правонарушений и привлечения к ответственности несовершеннолетних, в связи с произошедшими государственно-правовыми изменениями, нуждаются в значительном совершенствовании. Степень разработанности темы. В рамках исследуемой проблематики имеется значительное количество научных и теоретических публикаций, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, а также совершенствования системы ее предупреждения. Различные аспекты данной проблемы раскрыты в работах многих авторов, среди которых нам хотелось бы отметить З.А. Астемирова, Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, Н.А. Беляева, А.И. Долгову, А.И. Васильева, В.А. Елеонского, З.С. Зарипова, В.И. Игнатенко, В.С. Ишигеева, И.В. Каретникова, И.И. Карпеца, Ю.А. Кашубу, Н.Ф. Кузнецову, Н.В. Машинскую, Г.М. Миньковского, А.Л. Ременсона, И.А. Сперанского, Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского, Г.Ф. Хохрякова и других. Однако, несмотря на усилия многих ученых и практиков, ряд вопросов из числа теоретических, правовых и организационных остается недостаточно разработанными. Указанное обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблематики преступности несовершеннолетних и ее предупреждения и профилактики. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних. Предметом исследования являются показатели преступности несовершеннолетних, механизм формирования личности несовершеннолетнего преступника, причины и условия преступного поведения несовершеннолетних, специфика предупреждения их противоправного поведения. Цель исследования состоит в изучении современного состояния, основных характеристик и тенденций преступности несовершеннолетних, а также особенностей личности несовершеннолетнего преступника; выявлении проблем предупреждения преступности несовершеннолетних и определи наиболее эффективных мер ее профилактики. Для достижения данной цели считаем необходимым решить следующие задачи: – рассмотреть понятие, особенности и основные показатели преступности несовершеннолетних; – изучить причины и условия преступности несовершеннолетних; – проанализировать особенности формирования личности несовершеннолетнего престуипника; – изучить основные социально-демографические, правовые и криминологические, нравственно-психологические признаки личности несовершеннолетнего преступника; – рассмотреть предупреждение преступности несовершеннолетних как общегосударственную проблему и задачу; – проанализировать особенности специального и индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних. Методологической основой работы является диалектический подход к научному познанию социально-правовой действительности. В ходе исследования приоритет отдавался специально-юридическим методам познания, среди которых следует выделить метод сравнительно-правового анализа, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, правовой диагностики, социологический, логический, метод системного анализа, юридической статистики, криминологические методы выборочного изучения и обобщения и другие частно-научные методы. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых (в основном российских) по исследуемой проблеме, истории, социологии, психологии, педагогики и других отраслей науки, а также положения общей теории государства и права, уголовного права, уголовно-исполнительного права и иных отраслевых юридических наук. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, административное законодательство Российской Федерации, ведомственные нормативные акты. Научная новизна исследования. В магистерской дссертации актуализированы в теоретическом и практическом плане проблемы, связанные с изучением основных показателей преступности несовершеннолетних; исследованы ее современное состояние, динамика и особенности; причины и условиях формирования личности несовершеннолетнего преступника; основные направления и меры ее предупреждения. При подготовке работы, в рамках проводимого исследования, нами изучен положительный опыт профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в г. Рязани и Рязанской области. Проведенное исследование позволило обосновать и сформулировать ряд положений, выносимых на защиту: 1. Преступно???сть несо???вершенно???летних представляет со???бо???й чрезвычайно??? сло???жно???е явление, имеющее существенные о???тличия по??? качественным характеристикам о???т взро???сло???й преступно???сти. ???????????????????????????? Преступность несовершеннолетних следует понимать как социально-правовое, негативное, социально опасное, исторически обусловленное, устойчивое явление, которое представляет собой систему преступлений, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, на определенной территории и за определенный период времени. Данная преступность обладает повышенной общественной опасностью, поскольку именно несовершеннолетние являются основным резервом взрослой, рецидивной и профессиональной преступности. Кримино???ло???гический аспект преступно???сти несо???вершенно???летних о???пределяют со???циально???-эко???но???мические, культурные и иные про???цессы, явления, происходящие в о???бществе и го???сударстве, уро???вень нестабильно???сти о???бщественных о???тно???шений, снижение антикриминально???го??? по???тенциала о???бщества, семьи, со???циально???-во???спитательных учреждений.?????????????????????????????????????????????????? 2. Основными причинами и условиями преступности несовершеннолетних являются: отрицательный климат и отсутствие должного воспитания детей в семье; недостаточная государственная поддержка неполноценных и многодетных семей; несоответствующая подготовка педагогов к работе с «трудными» подростками; значительное количество разводов; нетрудоустроенность родителей и отсутствие достойной заработной платы; недостатки в развитии социальной сферы государства; коррупция; проблемы в системе здравоохранения, влекущие увеличение заболеваний различного характера среди детей и взрослых; закрытие многих государственных учреждений и организаций, обеспечивающих культурный досуг детей и подростков. 3. Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, образовательной организации, трудовой и досуговой деятельности. При этом, существующий механизм изучения и устранения специфических причин и условий требует дальнейшего изучения и совершенствования. 4. Механизм формирования преступнорго поведения несовершеннолетних имеет специфические особенности, что позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения криминологической науки. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом и юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием. На формирование криминогенной мотивации влияет комплекс факторов (макро и микросоциальных), без знания которых нецелесообразно рассуждать о преимуществах профилактики преступности. 5. Личность несовершеннолетнего преступника – это лицо с негативными социально-психологическими, нравственно-правовыми свойствами, признанное судом совершившим преступление до достижения совершеннолетия в результате безнадзорности, беспризорности, нахождения в социально опасном положении или отрицательного влияния взрослых лиц. Несовершеннолетним преступникам свойственны привычки, склонности и стабильные стереотипы антиобщественного поведения. Для личности несовершеннолетнего преступника характерны: постоянная демонстрация пренебрежения нормами общепринятого поведения; соблюдение отрицательных привычек и традиций употребления алкоголя и наркотиков; бродяжничество и систематическое бегство из дома, непосещение образовательных организаций, культурно-массовых, спортивных и творческих организаций и учреждений; беспричинное проявление злобы, мстительности, грубости, актов насильственного поведения; виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризация родителей и других членов семьи; ранние половые связи и половая распущенность; развитие враждебности по отношению к другим группам несовершеннолетних, отличающихся академическими успехами и дисциплинированным поведением. 6. Предупреждение преступности несовершеннолетних – это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант в подростковой сфере. Целью предупреждения данного вида преступности является не только и не столько достижение и сохранение снижения количества преступлений, сколько социальное и нравственное оздоровление подрастающего поколения, которому предстоит определять будущее страны. 7. В общесоциальном предупреждении преступности несовершеннолетних приоритет должен отдаваться не мерам уголовной репрессии, а превентивным подходам. Российское общество нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение ее предупреждения. Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику антиобщественного образа жизни несовершеннолетних. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении субъектов, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Индивидуальные профилактические меры в отношении несовершеннолетних осуществляются сотрудниками правоохранительных органов, образовательных и иных организаций. Индивидуальная работа осуществляется с различными категориями несовершеннолетних: лицами, уже совершавшими противоправные действия и находящимися на профилактическом учете; беспризорными; детьми, проживающими в неблагополучных семьях; несовершеннолетними, употребляющими наркотики или алкоголь; другими категориями лиц. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в систематизации имеющихся знаний, которые необходимы для дальнейших научных разработок в области изучения особенностей преступности несовершеннолетних, ее причин и условий, личности несовершеннолетнего преступника, основных направлений и мер ее предупреждения и профилаткики. Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщение особенностей предупреждения преступности несовершеннолетних, выявление положительных и отрицательных сторон проблемы могут быть использованы не только в образовательном процессе при преподавании дисциплин юридического цикла, но и при подготовке научной, учебной и методической литературы, а также в деятельности правоохранительных органов, прежде всего подразделений по работе с несовершеннолетними. Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Среди множества проблем общегосударственного и общесоциального характера предупреждение преступности несовершеннолетних выступает в числе наиболее приоритетных. Поколение несовершеннолетних – своеобразный естественный резерв любого, в том числе и российского общества, и от того, каков качественный состав этого резерва, звисит будущее государства в целом и каждого человека в частности. Общемировой и внутригосударственный кризис в политической, экономической, нравственной и духовной сферах (как и других) свидетельствуют об определенных проблемах и недостатках, присущих современному социуму. Анализ статистических данных, характеризующих современное состояние преступности несовершеннолетних, позволяет отметить достаточно стабильный ее уровень уже на протяжении длительного периода времени. Преступность несовершеннолетних сохраняет основные тенденции, свойственные ей, но вместе с тем, ежегодно приобретает ряд новых негативных характеристик, что связано с падением уровня нравственности и духовности, характерным для современного молодого поколения. Мы ежегодно отмечаем рост случаев дестабилизации положения несовершеннолетних в микро и макросреде, что в свою очередь провоцирует рост преступности несовершеннолетних, их безнадзорности, агрессии, аморальности поведения. Стабильны показатели количества детей, оставшихся без попечения родителей (а значит оставшихся без должных условий жизни, соответствующего воспитания, внимания и защищенности). Ежегодно дети и подростки пополняют ряды беспризорников и людей без определенного места жительства . В подростковой среде угрожающими темпами продолжает распространяться токсикомания, алкоголизм, наркомания. Распространенность преступлений среди несовершеннолетних, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом и рецидивной преступности в частности. Указанные негативные аспекты позволяют сделать вывод о необходимости неотложного решения вопроса о защите прав, социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, а также профилактики их правонарушений и преступлений. В последние годы в Российской Федерации в условиях роста общей преступности увеличивается и преступность несовершеннолетних. Подростками ежегодно совершается свыше 300 тыс. преступных деяний, из них около 100 тыс. – детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Помимо этого регистрируется около 1 млн. административных правонарушений, совершаемых ими. В российских мегаполисах до 30 % социально опасных деяний совершается несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, остается стабильным число несовершеннолетних, находящихся в розыске. По данным Госкомстата России, в настоящее время из 36 млн. лиц подросткового возраста беспризорных 2–4 млн.
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Преступность несовершеннолетних как правовая и социальная проблема 1.1. Понятие, особенности и основные показатели преступности несовершеннолетних ……….………………………………………………… 12 1.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних ………21 Глава 2. Личность несовершеннолетнего преступника 2.1. Механизм формирования преступного поведения несовершеннолетнего………………………………………………………….. 30 2.2. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника ……………………………………………………………………..37 Глава 3. Предупреждение преступно????сти несо????вершенно????летних????????? 3.1. Организация и субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних …………………….…………………………………… 46 3.2. Общегосударственное, специальное и индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних …………………….. 6 Заключение …………………………………………………………….. 81 Список использованной литературы …………………………………. 84
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными народным голосованием 01.07.2020 г.). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.12.2020 г.). 3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 25.12.1996 г. (ред. от 23.11.2020 г.). 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 01.02.2021 г.). 5. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020 г.). 6. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 г.). 7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм и доп. От 17.02.2021 г.). 8. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 г.). 9. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.02.2021 г.). 10. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 08.12.2020 г.). 11. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изм. и доп. 10.02.2020 г.). 12. Постановление Правительства Рязанской области от 29.10.2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Рязанской области "Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций на 2015–2020 годы"». 13. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р: Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и план мероприятий на 2017–2020 годы по реализации Концепции. Учебная литература, научные публикации (монографии, диссертации, статьи): 1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. – СПб., 2006. – С. 222. 2. Альтудов А.Ю. Бродяжничество и преступность несовершеннолетних: криминологические взаимосвязи и последствия. Дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – С. 38–41. 3. Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника. Вестник ВИПК МВД России. – 2013. – №2 (26). – С. 2–8. 4. Антонян Ю.M., Eникeeв M.И., Эминoв В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юрист, 2011. – С. 341. 5. Антонян Ю.М., Миньковский Г.М. Особенности характеристики социально-криминологических мер индивидуального предупреждения преступлений. В книге Теоретические основы предупреждения преступности. – Москва: «Юридическая литература», 1999. – С. 51. 6. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Панкратов В.В. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. НИИ Генеральной прокуратуры. – М.: «Феникс», 2013. – С. 86. 7. Арсеньева М.И. Деморализация в сфере полового поведения и ее влияние на преступность несовершеннолетних и молодежи. – М.: «Феникс», 2011. – С. 145. 8. Бабаев М.М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи / М.М. Бабаев // Российский криминологический взгляд. – 2015. – № 1. – С. 62–75. 9. Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. – Екатеринбург: «Юнити», 2013. – С. 107. 10. Бeличeвa С.A., Основы превентивной психологии. – М.: «Социальное здоровье России», 2009. – С. 326. 11. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося по ведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2008. – С. 98. 12. Бoжoвич Л.И., Блaгoнaдeжинa Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2010. – С. 564. 13. Боссарт А. Парадоксы возраста или воспитания. – М.: «Просвещение», 2011. – С. 175. 14. Бочкарева Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Сборник «Изучение мотивации поведения детей и подростков». – М., 1999. – С. 478. 15. Булатов Р.М. Деслер A.B. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки. – Казань, «Татарское книжное издательство», 2014. – С. 158. 16. Бурлакова В.И. Кропачева Н.М. Криминология. – СПб.: СПбГУ: Питер. 2002. – С. 570. 17. Ветров Н.И. Влияние социальных условий на преступность. (Сборник научных трудов под ред. И.М. Гальперина). – М.: «Тип МТ РСФСР», 1990. – С. 125. 18. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. – М.: «Наука», 2010. – С. 287. 19. Виктомология и профилактика правонарушений. – Иркутск: «Иркутский Госуниверситет», 2016. – С. 190. 20. Водянюк Г.Ф. На скамье подсудимых – подросток. – М.: «Юнити», 2017. – С. 32. 21. Волкова A.Н., Величко О.E., Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. – M., 2000. – № 7. – С. 18. 22. Вопросы борьбы с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи в больших европейских социалистических странах: Сб. статей по материалам 4 Международного конгресса криминологов европейских социалистических стран в Варне. – М.: «Феникс», 2009. – С. 64. 23. Гаверов Г.С. Проблема наказания несовершеннолетних преступников. – Иркутск: «Юнити», 2017. – С. 231. 24. Герцензон A.A. Уголовное право и социология. – М.: «Феникс», 1970. – С. 327. 25. Герцензон A.A. Уголовное право и социология. – М., «Юнити», 2005. – С. 46. 26. Гилинский Я.А., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения: учебное пособие. – С.-Петербург: «Юридическая литература», 2017. – С. 156. 27. Гoлубничaя Л.C. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения: Дисс. … канд. юрид. наук, 2014. – С. 47. 28. Горщенева И.А., Миньковский Г.В. Борьба с преступностью несовершенно летних в больших городах. – М.: «Феникс», 2014. – С. 82. 29. Государственная политика предупреждения преступности несовершенно летних и защита их законных прав и интересов: Сборник научных трудов. – М.: НИИ Генпрокуратура РФ, 2016. – С. 150. 30. Гузиков Б.М., Мейраян A.A. Что губит нас. (О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения). – Ленинград: «Ленинздат», 1990. – С. 205. 31. Двойменный И.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних. – М.: «Социс», 2015. – С. 54. 31. Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря колонии, тюрьмы. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2009. – С. 310. 32. Демидов H.H., Сибиряков С.А. Криминогенные ситуации, связанные с наркотиками // Основы безопасности жизнедеятельности людей: сборник научных трудов. – Волгоград: «Перемена», 2013. – С. 215. 33. Демина К.А. Криминологическая характеристика и детерминанты современной женской преступности: Дисс. … канд. юрид. наук, 2015. – С. 88. 34. Долгова А.И. Криминология. – М.: Изд-во «Юнити», 2015. – С. 721. 35. Дoмoвa А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юридическая литература, 2004. – С. 523. 36. Доронин Г.Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей / Проблемы повышения эффективности борьбы с преступность. – Томск, 2014. – С. 264. 37. Дорофеев Л.К. Преступность несовершеннолетних и личность несовершеннолетнего преступника: Дисс. … канд. юрид. наук, 2015. – С. 62. 38. Дроздов Т.М. Общественность на страже порядка. – Новосибирск: «Юнити», 2014. – С. 341. 39. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: в сборнике «О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения». – М., «Политиздат», 2013. – С. 127. 40. Eникoлoпoв С.Н. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. – М.: Изд-во «Норма», 2013. – С. 240. 41. Ермаков В.Д., Гуськов Н.М., Савинкова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. – М.: «Феникс», 2013. – С. 302. 42. Забрянский Г.И. Криминология несовершеннолетних (социология преступности). – Изд-во «Феникс», 2013. – С. 377. 43. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления. – Изд-во «Москва», 2012. – С. 110. 44. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 154–155. 45. Игошев К.Е. Типология несовершеннолетнего преступника. – М.: Изд-во «Юнити», 2014. – С. 341. 46. Ильяшeнкo А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). – М., 2001. – С. 275. 47. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологический и пенитенциарный аспекты). Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08 / Игнатенко В.И. – Москва, 1993. – С. 234–236. 48. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М.: «Юридическая литература», 2011. – С. 113. 49. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. – М.: Российское право, 2015. – С. 161. 50. Козлов С.П. Проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних женского пола. Дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – С. 112–115. 51. Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал Российского права. – 2004. – № 10. – С. 68. 52. Кочетков А.И. Особенности поведения трудных подростков. – Изд-во « Ай Пи Эр Медиа», 2013. – С. 267. 53. Красовский Я.Э. Предупреждение рецидивной преступности: Дисс. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2013. – С. 51. 54. Криминология. Учебник для юридических вузов / Под редакцией проф. В.Н. Бурлакова, проф., академика В.П. Сальникова. – С.-Петербург: «Наука», 2015. – С. 146. 55. Кудрявцев В.Н., Эминoв В.Е. Криминология. – М., 2016. – С. 56. 56. Куринова Я.И. Современная преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и предупреждение. Дис. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 78–84. 57. Лаушкин А.С. Криминологическая характеристика несовершенно-летнего преступника. – М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2014. – С. 453. 58. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Бeличeвoй. – Тюмень, 2015. – С. 490. 59. Лелеков В.А. Ювенальная криминология. – М.: Изд-во «Юнити», 2014. – С. 83. 60. Личкo А.Е., Попов Ю.В. Дeлинквeнтнoe поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – Москва, 2013. – С. 144. 61. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М.: «Наука», 2004. – С. 67. 62. Макаренко А.С. О воспитании. – М., «Наука», 1999. – С. 106. 63. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в России: Автореф. дисс. канд. юрид. наук, 2014. – С. 49. 64. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. – Киев: «Юнити», 2016. – С. 212. 65. Мищик Л.И., Гапон Ю.А. О социально-педагогической концепции воспитания. – М.: «Наука», 2014. – С. 105. 66. Монахов Н.А. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи: Дисс. … канд. юрид. наук, 2014. – С. 201. 67. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. научных трудов. – М.: НИИ Генеральной прокуратуры РФ, 2007. – С. 140. 68. Остапенко Н.И. Индивидуальная профилактическая работа правонарушений несовершеннолетних. – М., «Российский следователь», 2014. – С. 2. 69. Подольный Н.А. Организованная молодежная преступность. – М.: «Следователь», 2017. – С. 45. 70. Попов В.Л. Агрессия и психологическое здоровье. – М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2014. – С. 169. 71. Пoлтaрыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи. – М., 2004. – С. 233. 72. Прoзумeнтoв Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – С. 751. 73. Рекрутов А.П. Влияние социальных условий на территориальные различия в преступности. – М.: «НИИ Генпрокуратуры РФ», 2015. – С. 170. 74. Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: Некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов // Сибирский Юридический Вестник. – 2015. – № 4 – С. 45. 75. Семенов В.Д. Социально-педагогический комплекс – фактор воспитания детей и подростков // Воспитательные функции школьного коллектива. – Свердловск, 2011. – С. 68–70. 76. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. – Волгоград: «Волга», 2015. – С. 97. 77. Силанов К.С. Особенности преступных групп несовершеннолетних, их классификация и типизация // Российский криминологический взгляд. – 2016. – № 2. – С. 77. 78. Симоненко А.В. Криминология. – М.: Изд-во «Юнити», 2012. – С. 443. 79. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – Москва, 2011. – С. 287. 80. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – С. 459. 81. Третьякова О.А. Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних: монография. – М., 2015. – С. 60. 82. Тузов А.П. Особенности мотивов противоправного поведения несовершеннолетних: монография. – М., 2013. – С. 167. 83. Федечкина А.В. Условия и причины преступности несовершеннолетних // Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: сборник материалов XII Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – Тула, 2016. – С. 268–271. 84. Филиппова Е.О. Несовершеннолетняя преступность как объект криминологического исследования // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – Оренбург, 2015. – № 2 (52). – С. 258–260. 85. Филиппова Е.О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Т. 15. – С. 226–230. 86. Ханова З.Р. Социально-экономические меры профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. – 2013. – № 5. – С. 11–13. 87. Харисова Э.А. Проблема преступности несовершеннолетних // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 57–59. 88. Хохряков Г.Ф. Криминология. – Москва: «Дело», 2017. – С. 544. 89. Цепляева В.В., Широ С.В. Психолого-педагогические причины преступности несовершеннолетних // Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи: сборник научных статей. – Волгоград, 2015. – С. 144–148. 90. Чалышева И.Е. Проблемные вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности: материалы междунар. науч.-практ. конф. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московская академия экономики и права», Рязанский филиал. – Рязань, 2016. – С. 173–174. 91. Чернышева О.А. Проблемы преступности несовершеннолетних и меры ее профилактики // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции: материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 3-х частях (Ответственные редакторы Н.Н. Понарина, С.С. Чернов), 2017. – С. 93–95. 92. Шестаков Д.А. Семья как объект криминологического исследования // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 76. 93. Шестаков Д.А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Правоведение. – 1996. – № 3. – С. 31. 94. Шишков С.И. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту? – М.: Законность, 2009. – С. 27. Электронные ресурсы: 1. http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/social/vosp%20kolonii/ 2. https://мвд.рф/upload/site1/document_file/sb_1612.pdf 3. https://studwood.ru/505859/pravo/printsipy_deyatelnosti_inspektsii_po_delam_nesovershennoletnih 4. http://admrzn.ru/informatsionnye-razdely/novosti/2017/:25335 5. https://www.rzn.info/news/2012/2/7/igrayuchi-v-ryazani-ispol-zuyut-original-nyy-sposob-profilaktiki-podrostkovoy-prestupnosti.html 6. https://www.ryazangov.ru/news/ryazan/206322/ 7. http://www.apu.fsin.su/news/detail.php?month=1&year=2012&ELEMENT_ID=325327 8. http://www.ryazan-v.ru/news/57642 9. https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/8825842 10 http://www.tkr.su/news/19134-v-regione-na-57-snizilos-kolichestvo-prestupleniy-sovershennyh-nesovershennoletnimi.html
Отрывок из работы

Глава 1. Преступность несовершеннолетних как правовая и социальная проблема 1.1. Понятие, особенности и основные показатели преступности несовершеннолетних Говоря о преступлении, как о сложном социальном феномене, целесообразно подчеркнуть, что преступность несовершеннолетних требует повышенного внимания ученых и праткиков. Это оправдано, поскольку молодое поколение является естественным резервом развития общества, а нарушение уголовного закона несовершеннолетними не только свидетельствует о существующих недостатках в образовании и условиях включения несовершеннолетних в жизнь социума, но и в значительной степени служит прогностическими характеристиками преступности в целом . С криминологических позиций преступность несовершеннолетних – это составная доля общей преступности, обладающая собственными характерными признаками и отличительными чертами. Выделение преступности несовершеннолетних в самостоятельный вид и категорию вызвано необходимостью учета психо-физиологических особенностей их развития, а также социальной незрелостью подростков. Несовершеннолетний возраст – это период формирования в личности нравственности, накопления жизненного опыта (в том числе негативного или даже криминогенного). Необходимость выделения преступности несовершеннолетних в самостоятельную социально-правовую категорию объясняется многими причинами, но основной из них является то, что криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних предопределена самой формулой закона, которая в отдельной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) закрепила особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, установила возрастные критерии выделения в особую демографическую группу преступников. Согласно уголовному законодательству под преступностью несовершеннолетних понимается совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте 14–18 лет (п. 1 ст. 87 УК РФ), при этом в ст. 20 УК РФ существует разграничение рассматриваемой возрастной группы на следующие: лица в возрасте 14–15 лет и лица в возрасте 16–17 лет, что обусловлено предусмотренными различиями в уголовной ответственности за совершение тех или иных преступлений. Данные обстоятельства позволяют говорить о необходимости комплексного анализа преступности несовершеннолетних, как относительно самостоятельного феномена, особенностей личности несовершеннолетнего преступника, а также проработки мер предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних. По нашему мнению, необходимость изучения преступности несовершеннолетних, как одного из приоритетных направлений криминологической и уголовно-правовой наук, обуловлена не только причинением несовершеннолетними преступниками общественно опасного вреда охраняемым уголовным законом отношениям, но и тем обстоятельством, что в настоящее время в преступную деятельность активно вовлекаются несовершеннолетние младших возрастов. Тенденция омоложения преступности выступает одной из крайне негативных тенденций современной российской преступности, поэтому государственно-правовая политика в области борьбы с преступностью несовершеннолетних предполагает отнюдь не реализацию кары уголовного наказания, а прежде всего воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками. Данное направление и сфера деятельности требуют научно обоснованных разработок, рекомендаций и предложений. Цели изучения преступности несовершеннолетних обусловлены, прежде всего, потребностями в криминологическом обеспечении государственной политики борьбы с преступностью вообще и с преступностью несовершеннолетних в частности . Ученые криминологи отмечают, что преступность несовершеннолетних имеет специфические характеристики, которые не только отличают ее от взрослой преступности, но во многом определяют характер и тенденции взрослой преступности. Так, А.И. Долгова отмечала, что состояние взрослой преступности, особенно рецидивной, зависит от предшествующего состояния преступности несовершеннолетних . Г.Ф Хохряков указывает, что эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от того, насколько качественно будет исследована и предупреждена преступность несовершеннолетних . В.В. Шарапо???ва рассматривает преступно???сть несо???вершенно???летних как сло???жную само???регулирующую со???во???купно???сть взаимо???связанных элементо???в, динамичную о???ткрытую систему, т.е. активно??? о???бменивающуюся с о???кружающей средо???й ресурсами (людскими, имущественными, денежными и другими), энергией (устано???вками, мо???тивацией и другими), инфо???рмацией и быстро??? реагирующую на среду о???кружения. Ее реакция всегда направлена на о???беспечение со???бственно???й выживаемо???сти любыми путями и средствами, главным о???бразо???м по???средство???м внутренней изменчиво???сти, перео???риентации элементо???в на взаимо???по???ддержание или само???детерминацию .?????????????????????????????????????????????????????????????????????? Н.Ф. Кузнецо???ва, считает, что??? преступно???сть несовершеннолетних мо???жно??? рассматривать о???дно???временно??? как со???циально???е и уго???ло???вно???-право???во???е явление . По???это???му субъекту го???сударственно???й по???литики в сфере бо???рьбы с преступно???стью несо???вершенно???летних о???чень важно??? учитывать это??? о???бсто???ятельство???, разрабатывая стратегические и тактические цели предупредительно???го??? во???здействия. По??? сути, предупредительно???е во???здействие следует о???казывать не сто???лько??? на саму преступно???сть несо???вершенно???летних (это??? вынужденная задача уго???ло???вно???-право???во???й и уго???ло???вно???-про???цессуально???й по???литики), ско???лько??? на о???бсто???ятельства, в ко???то???рых нахо???дит питательную среду преступно???сть и ее детерминанты.???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Преступно???сть несо???вершенно???летних, как сло???жная само???регулирующая со???во???купно???сть взаимо???связанных элементо???в и со???циально???-право???во???е явление, выступает как динамичная о???ткрытая система, т.е. активно??? о???бменивающаяся с о???кружающей средо???й ресурсами, энергией, инфо???рмацией, оперативно реагирующая на среду о???кружения. Преступно???сть несо???вершенно???летних, хо???тя и рассматривается как система, но??? о???на про???является во??? мно???жестве элементо???в, ко???то???рые нахо???дятся в сло???жных о???тно???шениях и связях, как детерминирующих друг друга, так и про???тиво???действующих друг другу. Преступно???сть несо???вершенно???летних, как со???циально???е явление о???бъективно??? присущее о???бществу, не мо???жет быть рассмо???трена ?? как случайно???сть или прехо???дящее явление.??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? С.М. Иншако???в отмечает: «Преступно???сть несо???вершенно???летних – сво???ео???бразный индикато???р со???циально???й ситуации в стране; это???т вид преступно???сти о???чень чутко??? реагирует на со???сто???яние о???бщества – ро???ст преступно???сти несо???вершенно???летних, как правило???, свидетельствует о??? неблаго???приятных со???циальных про???цессах» . ?????????????????????????????????????????????????? Я.И. Гилинский указывал: будучи непо???нятыми взро???слыми, по???дро???стки о???бъединяются в группы, о???бразуют по???дро???стко???вую субкультуру со??? сво???ими ценно???стями, но???рмами, интересами, языко???м, симво???лико???й, ко???то???рые не всегда о???тличается зако???но???по???слушно???стью . Криминально???й субкультура несо???вершенно???летних именуется по???то???му, что??? о???тличается о???т о???бычно???й по???дро???стко???во???-юно???шеско???й субкультуры криминально???й направленно???стью. Несо???вершенно???летние преступники о???бычно??? группируются по??? интересам, ко???то???рые фо???рмируются по???д во???здействием привлекательно???й для них «взро???сло???й» преступно???й жизни. ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? В изучении преступно???сти несо???вершенно???летних нео???бхо???димо??? о???бращать внимание на ее био???ло???гический ко???мпо???нент, ко???то???рый о???со???бенно??? про???является в это???м виде преступно???сти ввиду во???зрастных о???со???бенно???стей и со???циально???й незрело???сти несо???вершенно???летних. На наш взгляд, именно??? благо???даря ему несо???вершенно???летние довольно по???датливы к влиянию на них криминально???й культуры, о???браза жизни преступно???й среды.???????????????????????????????????????????????????????????????????????? Учитывая, что??? преступно???сть несо???вершенно???летних представляет часть преступно???сти в о???бществе и развивается по???д во???здействием тех же факто???ро???в, что??? и преступно???сть взрослых, при испо???льзо???вании о???бщекримино???ло???гических характеристик преступно???сти несо???вершенно???летнихее анализ до???лжен быть направлен на выявление факто???ро???в и о???бсто???ятельств, значимых именно??? для преступно???сти несо???вершенно???летних, по???зво???ляющих устано???вить ее специфику и нео???бхо???димые меры во???здействия.?????????????????????????????????????????????????????????????????????? Преступно???сть несо???вершенно???летних представляет со???бо???й чрезвычайно??? сло???жно???е явление, имеющее существенные о???тличия по??? качественным характеристикам о???т взро???сло???й преступно???сти. Кримино???ло???гический аспект преступно???сти несо???вершенно???летних о???пределяют со???циально???-эко???но???мические, культурные и иные про???цессы, явления и о???бсто???ятельства, присущие о???бществу и го???сударству, уро???вень нестабильно???сти о???бщественных о???тно???шений, снижение антикриминально???го??? по???тенциала о???бщества, семьи, со???циально???-во???спитательных учреждений.?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? В этой связи представляется о???чевидной и по???требно???сть в адекватно???м реагиро???вании на нее го???сударства. Преимущественный характер при это???м имеет не го???сударственно???е преследо???вание несо???вершенно???летних преступнико???в (тем бо???лее не ужесто???чение наказания и реализация принципа его??? нео???твратимо???сти), а сведение к минимуму предпо???сыло???к преступно???сти, или факто???ро???в, ее порождающих и про???дуцирующих.???????????????????????????????????????????????? Указанно???е по???дтверждает нео???бхо???димо???сть и значимо???сть выделения преступно???сти несо???вершенно???летних в о???тдельный ?о???бъект исследо???вания криминологической и уголовно-правовой наук, по состоянию и основным характеристикам которого мо???жно??? судить о??? различных аспектах развития рассматриваемо???го??? явления, эффективно???сти про???филактики и бо???рьбы с ним. При это???м о???со???бую важно???сть прио???бретает про???ведение о???ценки структурных изменений по??? демо???графическим, со???циально???-эко???но???мическим и право???вым характеристикам.???????????????????????????????????????????????????????????????????? Изучая со???сто???яние со???временной преступности несовершннолетних, обратимся к характристике ее основных показателей. Анализ статистических данных позволяет отметить, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается достаточно стабильным на протяжении последних лет. За период с 2010 по 2020 гг. численность подростков, совершивших преступления, увеличилась на 15,2 %, при этом количество несовершеннолетних в возрасте 16–17 лет возросло на 21 %; количество подростков 14–15 лет, совершивших преступления, увеличилось на 2,9 %.?????? Наиболее негативные показатели, характеризующие преступность несовершеннолетних, отмечались в 2012 г.: численность подростков на тот момент достигла 213 тыс. человек (их количество увеличилось практически на 1/4). Затем (с 2012 по 2014 гг.) следовал плавный спад: численность подростков-правонарушителей в этот период вернулась к показателям прошлых лет. До 2012 г. наблюдалось увеличение числа подростковой преступности (в том числе преступлений при соучастии несовершеннолетних), и хотя к 2014 г. этот показатель уменьшился почти в 2 раза, в 2015 г. число преступлений, совершаемых несовершеннолетними и с их участием, вновь возросло и составило 192 тыс. преступлений; в 2018 г. – 99,4 тыс. преступлений; в 2019 г. несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно-наказуемых деяний. Если проанализировать показатели, характеризующие состояние и уровень преступности несовершеннолетних, можно сделать заключение, что за последние 10 лет ее показатели сократились, но вместе с тем, они остаются достаточно высокими и стабильными. При этом, несовершеннолетними все чаще совершаются деяния насильственного характера и тяжкие преступления . Структура преступности несовершеннолетних предтавлена следующим образом: преступления против собственности; здоровья населения и общественной нравственности; жизни и здоровья; половой свободы и половой неприкосновенности; общественной безопасности; конституционных прав и свободы человека и гражданина; свободы, чести и достоинства личности. Из общего количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, их существенное количество совершается в состоянии алкогольного опьянения, чуть ниже показатели по преступлениям, совершенным в состоянии наркотического и иного опьянения. Анализируя динамику преступности несовершеннрлетних по отдельным видам преступлений за период 2010–2020 гг., следует отметить увеличение доли тяжких преступлений (их рост составил 16 %), возросло число краж (8,9 %), вымогательств и разбоев (6,9 %), мошенничеств (6,1 %) и грабежей (89,2 %). В указанный период возросло количество хищений и вымогательств боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ и т.д., совершенных несовершеннолетними и с их участием (число зарегистрированных преступлений такого рода возросло более чем в 1,2 раза). Указанныве тенденции крайне негативны для общества, т.к. они способствуют росту преступлений тяжкого характера. Сохраняются стабильно высокие показатели групповой преступности несовершеннолетних: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. ее прирост составил 4,2 %; в 2019 г. сотрудниками полиции выявлено 154,8 тыс. несовершеннолетних, входящих в состав 49,7 тыс. таких группировок. К административной ответственности было привлечено около 53 тыс. подростков, к уголовной – около 36 тыс. . Несовершеннолетние чаще совершают преступления в группе и наиболее тяжкие преступления, отличающиеся повышенной степенью общественной опасности: уличные разбои, кражи, нападения, квартирные грабежи, нередко с применением оружия. При этом, в составе групп присутствуют и взрослые участники, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, как правило являющиеся их лидерами и участниками. Как мы отмечали ранее, преступность несовершеннолетних подвержена тенденции омоложения: численность подростков возрасте до 14 лет, доставляемых в отделения полиции, составляет примерно 76 % от числа всех задержанных подростков. В течении последних 3-х лет отмечается рост количества задержаний полицией правонарушителей, не достигших уголовно-наказуемого возраста (дети 6–10 лет крадут вещи, игрушки в школах и детских садах). Наблюдается рост численности осужденных в возрасте 14–17 лет, в том числе по основным мерам наказания, назначенным судами (с 2010 по 2020 гг. он составил примерно 20 %) . Среди положительнх тенденций преступности несовершеннолетних следует отметить следующие: 1) в течение последних пяти лет в России отмечается незначительное снижение числа несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (это возможно объяснить увеличением числа условно осужденных и получивших отсрочку приговора (примерно на 13 %), что говорит о гуманности государства при выборе меры наказания); 2) количество осужденных несовершеннолетних в ворасте 14–17 лет в общей сложности сокращается примерно на 1 % ежегодно. Проводя анализ основных показателей, характеризующих преступность несовершеннолетних, важно отметить, что она обладает повышенным уровнем латентности, котрые не позволяют объективно судить о ее истинных масштабах. Таким образом, преступно???сть несо???вершенно???летних представляет со???бо???й чрезвычайно??? сло???жно???е явление, имеющее существенные о???тличия по??? качественным характеристикам о???т взро???сло???й преступно???сти. ???????????????????????????? Преступность несовершеннолетних следует понимать как социально-правовое, негативное, социально опасное, исторически обусловленное, устойчивое явление, которое представляет собой систему преступлений, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, на определенной территории и за определенный период времени. Данная преступность обладает повышенной общественной опасностью, поскольку именно несовершеннолетние являются основным резервом взрослой, рецидивной и профессиональной преступности. Кримино???ло???гический аспект преступно???сти несо???вершенно???летних о???пределяют со???циально???-эко???но???мические, культурные и иные про???цессы, явления, происходящие в о???бществе и го???сударстве, уро???вень нестабильно???сти о???бщественных о???тно???шений, снижение антикриминально???го??? по???тенциала о???бщества, семьи, со???циально???-во???спитательных учреждений.?????????????????????????????????????????????????? 1.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних Причинами и условиями преступности несовершеннолетних выступают те же социально негативные явления и процессы, которые свойственны общей преступности. В то же время, их действие определяется исходя из характера криминальной мотивации, связанной с социально отрицательными потребностями и интересами, присущими личности несовершеннолетних. В настоящее время крайне актуальны проблемы, связанные с распространением наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершенолетних и молодежи. Максимальное число смертей среди потребителей наркотиков, умерших за последние пять лет, приходится на возраст 20–29 лет (51 %). Доля несовершеннолетних также довольно высока среди данной группы лиц, при этом наиболее распросранено употребление наркотиков в студенческой среде. Неблагоприятная наркологическая ситуация наблюдается и среди детского и подросткового контингента. Эпидемиологические исследования среди школьников показывают, что к 13-ти годам от 2–5 % из них приобщаются к употреблению различных психоактивных веществ, а к 16-ти годам уже 15–30 % испытывают их последствия. Наблюдается устойчивый рост детей в возрасте до 14-ти лет, являющихся потребителями психотропных веществ. Основным мотивом употребления психоактивных веществ у большинства из них является «любопытство», на втором месте – «друзья», «проблемы» или «друзья, угрожающие репрессиями» . В России за последние пять лет число подростков, впервые зарегистрированных с диагнозом «наркомания», увеличилось в 4 раза, профилактическая группа по злоупотреблению наркотиками увеличилась в 3 раза. Как известно, употребление психоактивных веществ провоцирует криминальное или виктимное поведение потребителей, или оно вызывает суицидальные мысли, способствует несчастным случаям, распространению ВИЧ-инфекции . Все эти негативные факты современной реальности обусловливают необходимость принятия срочных предупредительных мер. Известные психофизические особенности детства и юности – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неспособность адаптироваться к необходимым условиям, беспомощность в конфликтных ситуациях, физическая слабость – делают несовершенноелтних группой лиц, обладающих повышенной виктимностью. Эти же качества могут способствовать формированию не только потерпевших, но и преступников . Практика показывает, что наиболее виктимными являются подростки в возрасте 12–14 лет. Это тот возравст, когда в отсутствии жизненного опыта молодой человек или девушка должны решать множество задач: освобождение от опеки звзрослых, взаимоотношения с людьми противоположного пола, отношения со сверстниками, проблема выбора профессии и другие . В этот период наиболее активно формируется личность, создается моральный облик человека. Исследования ученых показывают, что в преступлениях против личности, совершенных несовершеннолетними, в 20–50 % случаев преступлению предшествовало негативное поведение жертвы. Это неразборчивость в знакомствах, совместное распитие спиртных напитков, использование лофтов, подвалов для встреч, дерзкое поведение, агрессивность и т.д. . Обусловливают преступность несовершеннолетних и недостатки образовательно-воспитательной сферы (проявление формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего возникает необходимость актуализировать у подростков чувство гражданской ответственности и долга, навыки правильной самооценки и контроля своего поведения. Контингент несовершеннолетних правонарушителей обычно пополняется за счет подростков, которые бросили школу, репетиторов. Эти обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и пренебрежение детьми в семье: социальные связи ослаблены и нарушены, облегчены контакты с источниками негативных влияний. Кроме того, низкий уровень общего образования в основном связан с узостью запросов и интересов личности, ослабляется самоконтроль и искажается самооценка. Следует отметить, что в условиях крупных городов отмеченные криминогенные факторы действуют в наиболее острой форме. Определенные недостатки имеются в организации образования и занятости в трудовых коллективах (речь идет о несвоевременном трудоустройстве лиц в возрасте от 14 до 25 лет, которые покинули или закончили школу, а также о недостатках руководства, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним) . Указанные явления способствуют бесцельному времяпрепровождению несовершеннолетними, их контакту с источниками негативных влияний. Очень часто в качестве таковых выступают взрослые участники компаний, их лидеры, являющиеся криминальными личностями, оказывающими влияние на несовершеннолетних, которые склонны подражать лидерам и быть похожими на них по внешнему виду и поведению. Наряду с прямым разлагающим воздействием лиц, употребляющих алкоголь и наркотические средства, хулиганов и криминальных личностей, на подростка могут отрицательно влиять действия и ситуации, которые корреспондируют ему заблуждения о допустимости и безнаказанности преступного поведения и преступной деятельности. Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, бросивших школу, также вызывает появление антиобщественных отношений и привычек. Наряду с недостатками в семейно-бытовой сфере, деятельности образовательных организаций, трудовых коллективов, культурных, творческих и спортивных учреждений, отмечаются недостатки в деятельности правоохранительных органов и органов профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних. К ним относятся: отсутствие надзора за осуществлением законов о воспитании и защите прав молодого поколения; неполнота обнаружения и регистрации несовершеннолетних, подверженных правонарушениям, и «трудных» подростков и семей; незавершенность регистрации и несвоевременного раскрытия преступлений, использование необоснованно мягких наказаний, преждевременное условно-досрочное освобождение или освобождение из специального учебного заведения; игнорирование необходимости долгосрочного контроля за поведением лиц, освобожденных из воспитательных колоний, условно осужденных, а также лиц, которым отсрочено исполнение приговора и т.д. . Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних связаны, прежде всего, с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступности: 80 % подростков, совершивших преступления, ранее совершали менее значительные нарушения в течение относительно длительного периода времени, степень и интенсивность которых постепенно усиливалась. Рецидивная преступность несовершеннолетних порождается фактами необоснованного замещения наказания мерами по воспитанию, неправильным применением отсрочки исполнении приговора, условным осуждением, досрочным освобождением или применением этих мер без надлежащего объяснения их значения, ссылаясь главным образом на возраст преступника и без интенсивного контроля его поведения, в результате чего у несовершеннолетних складывается представление об их неуязвимости. В то же время законное и обоснованное обозначение и выполнение указанных мер позволяет сократить рецидив до минимума. Ученые криминологи и практические сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы в объяснении преступности несовершеннолетних находят специфические внутренние (мотивационные) и внешние (поведенческие) взаимосвязи, которые во многом предопределяют и причинно-следственные связи всей преступности .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 33 страницы
330 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 22 страницы
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 13 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg