Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование умения вести здоровый образ жизни обучающихся на уроках ОБЖ

one_butterfly 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Объект исследования: процесс формирования умения обучающихся вести здоровый образ жизни. Предмет исследования: методы и средства формирования умения обучающихся вести здоровый образ жизни. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут применяться педагогами ОБЖ в ходе формирования умения вести здоровый образ жизни обучающихся на уроках. Цель исследования: провести опытно-экспериментальную работу по формированию умений вести здоровый образ жизни обучающихся на уроках ОБЖ. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования понятия и составляющих, условий формирования и форм организации образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни. 2. Определить состояние сформированности умений вести здоровый образ жизни у обучающихся на уроках ОБЖ на примере учеников МБОУ СОШ №45 города Нижний Тагил. 3. Разработать педагогический проект по формированию умения вести здоровый образ жизни на уроках ОБЖ. 4. Оценить результаты опытно-экспериментальной работы. Методы теоретического исследования: анализ, классификация, синтез, аналогия. Методы практического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, изучение психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, диагностические тестовые методики. База экспериментальной работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 города Нижний Тагил. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников), 2 приложения. Объем работы составляет 81 страница.
Введение

Актуальность исследования. Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал. Подростковый возраст – это крайне важный период для формирования всех основных привычек в жизни человека, в том числе и здорового образа жизни. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. И повлиять на становление нормальных привычек и изменить нормальную программу воспитания может целый ряд факторов. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба – тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. В-третьих, подростковый возраст характеризуется половым созреванием и эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе и дома, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Доказано, что именно здоровый образ жизни на 50-55% обеспечивает здоровье человека, а значит, является крайне важным. К сожалению, за время обучения в школе состояние здоровья детей значительно снижается. Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Таким образом, в современном обществе крайне важно формирование умений вести здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Зачастую все усилия родителей и педагогов сосредоточены на том, чтобы научить детей прилежно учиться, вложить в них как можно больше знаний об учебных дисциплинах. Обучение здоровью в образовательном учреждении чаще всего носит именно теоретический характер, школьники редко применяют и проецируют эти знания на себя и свою повседневную жизнь. Задача современного педагога – не только дать детям знания о том, как быть здоровыми, а научить их пользоваться этими знаниями, дать понять их важность, их влияние на всю последующую жизнь. Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков ОБЖ по формированию культуры здоровья. Задача педагога ОБЖ – пробудить в детях желание соблюдать здоровый образ жизни, показать его реальную пользу, дать хорошую мотивацию. Задача эта очень непростая. Таким образом, актуальность темы исследования объясняется снижением здоровья современных детей. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умений вести здоровый образ жизни у детей…….………….....……………………………..6 1.1. Теоретические основы здорового образа жизни…...……………...6 1.2. Условия формирования умений вести здоровый образ жизни.....18 1.3. Формы организации образовательной деятельности по формированию умений вести здоровый образ жизни на уроках ОБЖ…………………………………………………………………24 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений вести здоровый образ жизни обучающихся на уроках ОБЖ……42 2.1. Диагностика сформированности умений вести здоровый образ жизни у обучающихся……………………………….…..…………42 2.2. Педагогический проект по формированию умения вести здоровый образ жизни на уроках ОБЖ……………………..…….50 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….66 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..70 ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..73 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..78 ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..84 ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..89
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / Под ред. А. А. Казаковой. – М.: Просвещение [Электронный ресурс], 2016. – 53 с. – Режим доступа: https://fgos.ru. 2. Айдаркин Е.К. Интегральная оценка уровня здоровья человека на основе технологии индивидуальных психофизиологических портретов // Здоровьесберегающие технологии – основа качества образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Айдаркина, Л.Н. Иваницкой. М.,2017. 3. Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 208 c. 4. Апатенко, С.А. Доклад о мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом // «Спорт в школе», 2008. №2. С. 34-40. 5. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 c. 6. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c. 7. Березовская, Р.А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 1. С. 221-226. 8. Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 212 с. 9. Вайнер Э. Н. Валеология: Учеб. для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2001. – 416 с. 10. Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. – СОЦИС, – 2015. – № 4. 11. Варфоломеева Т.В., Алпатова Н.С., Мазуренко Д.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13994 (дата обращения: 22.05.2020). 12. Васильева, О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни - теоретические представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 2019. №2. 13. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007. 14. Воробцова, Т.Ю. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. (Из опыта работы педагогического коллектива). Часть 1; Корифей – Москва, 2011. – 458 c. 15. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2015. - 179 c. 16. Воронова, Е.П. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры - Ростов на Дону: Феникс, 2014. 17. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим доступа: www.who.int/ru/. 18. Гигиенические основы физического воспитания школьников: Учеб.- метод. пособие / Сост. Л.Л. Артамонова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. – 128 с. 19. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 184–188. 20. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М.: Детство-пресс, 2011. 21. Давлетова, М. Измерение ценностного отношения молодёжи к здоровому образу жизни / М. Давлетова. – СОЦИС, 2009. – № 2. 22. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 c. 23. Жилов, Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013. 24. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни; Феникс – Москва, 2014. – 256 c. 25. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2014. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2016. 26. Коломинский Я.Л. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников. 2016. 27. Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер,2015. - 224 c. 28. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2017. 29. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 c. 30. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании: Избранные педагогические произведения. / А.С. Макаренко // – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 579 с. 31. Министерство здравоохранения РФ, [Электронный ресурс]. – Москва. – Режим доступа: www.rosminzdrav.ru. 32. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; Юрайт - Москва, 2012. - 432 c. 33. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 c. 34. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2016. - 176 c. 35. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 c. 36. Назарова, Е. Н. Основы здорового образа жизни; Академия - Москва, 2013. – 256 c. 37. Назарова, Е. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; Академия - Москва, 2012. - 192 c. 38. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы. Мониторинг эффективности. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 280 с. 39. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 92- 94. 40. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования; Флинта - Москва, 2011. - 352 c. 41. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/. 42. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 745-748. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/65/10448/ (дата обращения: 15.05.2020). 43. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьника; Школьные технологии – Москва, 2013. – 128 c. 44. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с. 45. Полтавцева, Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни - М.: Сфера, 2012.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 1.1. Теоретические основы здорового образа жизни Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких-либо острых или хронических заболеваний, или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть? Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Он считает, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные отклонения [11]. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье – понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований [17]. Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека» [2]. Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды. По утверждению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье зависит от: – на 50-55% образа жизни человека – на 20-23% зависит от наследственности, – на 20-25% зависит от состояния окружающей среды (экологии), – на 8-12% зависит от работы национальной системы здравоохранения [5]. Получается, что именно правильный, или здоровый образ жизни на 50-55% обеспечивает здоровье человека, а значит, является крайне важным. В научной литературе есть разные определения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности [22]. Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Под здоровым образом жизни С.В. Попов понимает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой [40]. По мнению Г.И. Куценко, стиль здорового образа жизни обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты: – осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности, – целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья, – использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе, – активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение, – деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества [27]. Под индивидуальным стилем здорового образа жизни понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью. Таким образом, здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. По поводу необходимости определённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена, который писал: «Единственный способ сохранить своё здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится» [13]. Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму и интенсивности двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авицена) в книге: «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья». Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью [29]. Физическая активность человека – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма [33]. Объём и характер двигательной активности человека в большей степени зависит от специфики выполненного им труда. Тысячелетия жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% и более усилий. За годы текущего столетия сложились обратные соотношения, возник дефицит двигательной активности. Раньше жители города и деревни после тяжёлого физического труда находили радость в простых играх (городки, лапта), на любой поляне, а иногда в кулачной схватке («стенка на стенку»). Всё было деятельно, несмотря на это, массового и без каких-либо спортивных сооружений. Теперь в нашей стране тысячи стадионов, спортивных залов, игровых площадок, футбольных полей. Но дефицит двигательной активности людей становится всё более острой проблемой. В актив деятельности в данной сфере включается спорт. Фактически же значительно больше внимания, усилий и материальных средств отдаётся спорту во имя того, что ...чемпионы – это вершина пирамиды, в основании которой должно лежать массовое развитие физической культуры. В какой-то мере так оно и есть, но всё же примат рекордов и первенства, отключение большинства спортсменов «высшей лиги» от производственной деятельности, погоня за зрелищностью и доходами от спортивных мероприятий [11]. Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни. Среди всей совокупности факторов, определяющих «качество жизни», питанию принадлежит весьма важная роль. Человек может защищаться от экстремального климата и непогоды, может переменить место жительства, сменить работу и семью, но ему никуда не уйти от необходимости ежедневного потребления пищи. За 80 лет жизни это около 90000 приёмов пищи (60 различных продуктов). Вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурной информации; они определяют самое интимное общение человека с внешней средой, которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию [41]. Питание является одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих влияние на здоровье человека, на всю его жизнь, включая её продолжительность. Рациональное питание – это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. Это питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Обмен веществ является главным фактором, отличающим живое от неживого. Непрерывное обновление человеческого организма требует правильного и регулярного потребления основных пищевых веществ. Рациональное питание как раз и гарантирует своевременное поступление в организм определенного количества строительных материалов: белков, минеральных солей, витаминов, микроэлементов и других тонких регуляторов многочисленных обменных процессов [18]. Таким образом, рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Основные принципы правильного питания слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условий приёма пищи [24]. Наша пища должна быть разнообразной, вкусной, (за счёт широкого ассортимента продуктов и различных приёмов кулинарной обработки) и включать в себя вещества, из которых состоит организм человека (это в основном белки), которые обеспечивают его энергией (жиры и углеводы), а также защитные вещества (витамины и минеральные соли). Между получаемой с пищей энергией и её затратами долго сохраняется равновесие. Чрезмерное поглощение энергии ведёт к увеличению массы тела, что является причиной многих заболеваний и сокращает жизнь. Рациональное, сбалансированное питание – непременное условие организации здорового образа жизни. Питание – основная биологическая потребность в жизни. Оно дает энергию, необходимые вещества для развития организма и регулирования обмена веществ, обеспечивает рост и правильное формирование организма, сохранение здоровья. Любая пища представляет собой определённую комбинацию продуктов, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Основные требования к пище заключаются в том, что она должна быть доброкачественной, разнообразной, полноценной и оптимальной в количественном отношении, то есть соответствовать энергетическим затратам конкретного человека [19]. Энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием и соотношением в них белков, жиров и углеводов. При этом следует помнить, что калорийность 1 г белков и 1 г углеводов составляет по 4 ккал., а 1 г жиров – 9 ккал. Наиболее калорийны жиры и продукты из злаковых. Значительно ниже калорийность мяса, рыбы, ещё меньше – овощей и фруктов. Отрицательное влияние на организм оказывает как недостаточная, так и избыточная калорийность пищи. При недостаточной калорийности уменьшается вес тела, ухудшается самочувствие, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма. При избыточной калорийности значительно увеличивается вес тела, что ведёт к ожирению и другим серьёзным нарушениям здоровья. Поэтому одним из важных факторов здоровья и долголетия является умеренность в еде, выражающаяся в соответствии калорийности пищи энергетическим затратам организма [7]. Большое значение для сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности имеет правильный режим питания. Он устанавливается в зависимости от возраста, характера трудовой или учебной деятельности, особенностей климата, бытовых условий, индивидуальных особенностей человека. Наилучшая усвояемость пищи отмечается при четырёхразовом приёме пищи, в рамках которого могут быть следующие варианты её количественных характеристик: завтрак - 25%, обед - 35%. полдник - 15%, ужин – 25%. Второй вариант: первый завтрак – 20%, второй завтрак – 10-15; обед - 40-45%, ужин - 15-20%. При трёхразовом питании калорийность суточного рациона должна распределяться следующим образом: завтрак - 30%, обед - 45%, ужин - 25% [41]. Прежде всего, следует помнить, что правильное питание представляет собой, помимо всего прочего, ещё и очень важный компонент восстановления. В свою очередь, процесс восстановления после мышечной деятельности является неотъемлемым элементом любого тренировочного процесса. Если говорить о самых общих основах сбалансированного питания для тех, кто активно тренируется, то в каждом приёме пищи должны присутствовать: – мясные продукты – нежирное мясо, рыба, яйца; – молочные продукты – молоко, кефир, йогурт, сыр, творог; – злаковые продукты – чёрный хлеб, гречневая, ячневая, перловая, овсяная, пшённая и любые другие виды каши, макаронные изделия, причём, чем грубее мука, из которой они сделаны, - тем лучше; – бобовые продукты – чечевица, фасоль, горох, бобы; – овощи, фрукты – все их виды [17]. При этом очень важно знать, что первые две из приведённых выше групп продуктов обеспечивают работающие мышцы белком, который является своеобразным строительным материалом, необходимым для роста и восстановления мышц. Третья и четвёртая группы продуктов обеспечивают организм белками и углеводами, а пятая - углеводами, витаминами и минеральными веществами. Следует также иметь в виду, что наиболее правильным считается питание, которое обеспечивает при каждом приёме пищи такой баланс питательных веществ, при котором 30% всей энергии поставляют белки, 60% – углеводы и лишь 10% – жиры. ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и качественного восстановления сил [38]. «Гигиена» (в переводе с греческого означает: «приносящий здоровье», «содействующий здоровью») – это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления. «Личная гигиена» – это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни. Наряду с термином «гигиена» часто употребляют и термин «санитария», который в переводе с латинского означает – «здоровье». Однако следует помнить, что в содержании этих понятий имеются существенные различия. Гигиена даёт знания о здоровье, о том, как его сохранить и укрепить, а санитария занимается практической реализацией требований гигиены, контролем за соблюдением установленных ею правил [10]. Следование правилам личной гигиены предусматривает, прежде всего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви. Соблюдение рационального суточного режима представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности. Объясняется это тем, что при соблюдении режима вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему человек оказывается способен выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. Оздоровительное воздействие правильного режима дня обусловлено тем, что организм быстрее адаптируется (приспосабливается) к относительно постоянным условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению качества работы и учёбы, нормальному пищеварению, повышению качества сна, который становится более глубоким и спокойным [40]. Однако основные гигиенические положения в суточном режиме любого человека могут и должны быть едины и незыблемы. К ним, прежде всего, относятся следующие положения: – выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; – правильное чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха; – регулярное, в одни и те же часы, питание; – регулярные занятия физическими упражнениями; – полезный досуг, полноценный сон [14]. Уход за телом включает в себя: уход за кожным покровом, волосами и полостью рта. Уход за кожным покровом. Кожа имеет исключительно важное значение для нормального состояния организма. Человеческая кожа, являясь наружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий множество важных функций, главными из которых являются: – защита внутренней среды организма; – выделение из организма продуктов обмена веществ; – участие в деятельности теплорегуляционных механизмов организма. Главным средством ухода за кожей является регулярное мытьё горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать не реже одного раза в 4-5 дней, меняя каждый раз при этом нательное бельё. Наиболее загрязнённые участки тела – лицо, шея, подмышечные и паховую области, стопы ног необходимо мыть дважды в день, утром и вечером [30]. Особого внимания требуют кисти рук. Необходимо помнить, что их всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения с улицы, посещения туалета, обращая особенное внимание на полости под ногтями. Подчёркивая исключительную важность систематического выполнения этого гигиенического требования, выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов говорил, что есть истины, которые нужно повторять без конца, и обязательное мытьё рук – именно такая истина. Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытьё, предохранение от чрезмерного загрязнения во время физкультурно-спортивных занятий и активного отдыха. Нельзя использовать для мытья волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, предназначенные для стирки белья. Каждый человек должен иметь индивидуальную расчёску или специальную массажную щётку. Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание с достаточным количеством в пище кальция и витаминов «Д» и «В». Очень полезны свежие овощи, лук, чеснок [15]. Заболевание зубов легче предупредить, чем вылечить. Для своевременного обнаружения порчи зубов необходимо 2-3 раза в год проходить профилактический осмотр у врача-стоматолога. Соблюдение правил личной гигиены является одним из непременных условий, которыми характеризуется поведение культурного человека. Мощным оздоровительным средством здорового образа жизни является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2- 4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ [3]. Обязательным условием здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Алкоголь, наркотики, курение – злейшие враги человека, главная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей. Таким образом, здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. По утверждению специалистов ВОЗ, именно здоровый образ жизни на 50-55% обеспечивает здоровье человека, а значит, является крайне важным. Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Составляющими здорового образа жизни являются режим дня, рациональное питание, двигательная активность и закаливание, отказ от вредных привычек. Следование нормам и принципам здорового образа жизни – долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности. Здоровый образ жизни, основой которого является режим ограничений и режим нагрузок, должен занять ведущее место в арсенале современных профилактических средств. 1.2. Условия формирования умений вести здоровый образ жизни В предыдущем параграфе были разобраны определения понятия «здоровый образ жизни». Далее, необходимо разобрать, что означает умение вести здоровый образ жизни. Толковый словарь С.И. Ожегова трактует понятие «умение» как способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам [22]. Согласно Большому психологическому словарю Б.Г. Мещерякова, умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков [10]. Таким образом, умение вести здоровый образ жизни – это способность выполнять процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности по определенным правилам. То есть, другими словами умение вести здоровый образ жизни предполагает не только знание правил здорового образа жизни, но и соблюдение данных правил в повседневной жизни. В первом параграфе были перечислены составляющие здорового образа жизни. Это режим дня, рациональное питание, двигательная активность и закаливание, отказ от вредных привычек. Таким образом, исходя из этих составляющих, можно перечислить 4 компонента умения вести здоровый образ жизни: – соблюдение режима дня; – соблюдение принципов рационального питания; – высокий уровень двигательной активности и соблюдение элементарных принципов закаливания в повседневной жизни; – отказ от вредных привычек[8]. Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты: – осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности, – целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья, – использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе, – активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение, – деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества [16]. Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны [37].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 86 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 64 страницы
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg