Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция голоса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на индивидуальных занятиях

one_butterfly 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Цель исследования – теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования – процесс развития голоса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования – особенности логопедической работы по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Изучить особенности голоса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 3. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния голоса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; 4. Разработать содержание логопедической работы по коррекции голоса у детей с общим недоразвитием речи III уровня на индивидуальных занятиях, экспериментально проверить эффективность логопедической работы. Методы исследования: теоретические - изучение и анализ литературы, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, составление библиографии. Практические: наблюдение, тестирование, беседы, анализ деятельности детей старшего дошкольного возраста, методы наглядного представления результатов, таблицы, диаграммы, рисунки. В исследовании приняло участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и с голосовыми нарушениями. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Миасса (далее МБДОУ «Детский сад №13» г. Миасса). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе теоретически раскрываются аспекты развития голоса у детей. Представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, рассматриваются нарушения голоса, входящие в структуру речевого дефекта. Во второй главе мы подобрали методики, представлены результаты констатирующего эксперимента. Описано содержание логопедической работы по коррекции нарушений голоса у детей дошкольного возраста и проведен анализ работы по коррекции голоса у детей экспериментальной группы. После каждой главы даются выводы. В заключении представлен общий вывод по проделанной работе, список литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире изучение нарушений голосовой функции является важной и актуальной проблемой, которой занимаются как специалисты медицинского профиля, так и психолого-педагогического. Количество детей, имеющих выраженные нарушения голоса увеличивается. Это оказывает существенное влияние на общее и речевое развитие ребенка. Отмечается неполноценное развитие фонетического, фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Голосовые нарушения оказывают влияние на формирование личности ребенка. Они снижают мотивацию к речевой деятельности. Дети испытывают затруднения в овладении правильным звукопроизношением, их словарь беден, а это сказывается на обучении в школе. Ребенок может чувствовать себя неполноценным, замкнутым и с трудом вступать в контакт с окружающими вследствие нарушения голоса. Трудности в правильном произношении во многом зависят от несформированности речевого аппарата. Причин может быть много, это очень сложный механизм организма и подходить к проблеме нужно индивидуально. Тренировать подвижность речевого аппарата необходимо начать раньше, чем вам поставили логопедический диагноз. Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность проблемы исследования и эффективных способов коррекции голоса слова у дошкольников с ОНР определяют актуальность данного исследования. Теоретическое обоснование проблемы было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных В.И. Филимоновой, Е.В. Лавровой, Е.С. Алмазовой, Э.Я. Золотаревой, О.С. Орловой, С.Л. Таптаповой, И.И. Ермаковой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6 1.1 Понятие «голос» в современной психолого-педагогической и специальной литературе 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11 1.3 Особенности развития голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в онтогенезе 19 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 31 2.1. Методики изучения особенностей нарушения голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 31 2.2. Особенности развития голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 38 2.3. Содержание логопедической работы по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III на индивидуальных занятиях 47 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ/ Региональное законодательство. – 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www. base. consultant. Ru (дата обращения 03.12.2020). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 03.12.2020). 3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» //[Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html (дата обращения 03.12.2020). 4. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических заведений / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2019. – 160 с. 5. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических заведений / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 224 с. 6. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст]: учебное пособие / Е.С. Алмазова. - М: Просвещение, 1973. – 151 с. 7. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи [Текст]: учебное пособие / Антипова Ж.В. и др. – М.: «ТЦ Сфера», 2017. – 224 с. 8. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 272 с. 9. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений детей [Текст]: практическое пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с. 10. Болезни уха, горла, носа в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 112-114 с. 11. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками [Текст]: методческое пособие. — -М.: ТЦ Сфера, 2018. - 64 с. 12. Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст]: учебное пособие / Ю.С. Василенко. - М.: Дипак, 2013. – 369 с. 13. Василенко, Ю.С. Нарушение голоса в период мутации. Особенности фонопедической работы [Текст]: учебное пособие / Ю.С. Василенко, О. С. Орлова, С. Е. Уланов. - М., 1984. – 254 с. 14. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей [Текст]: учебное пособие / Д.К. Вильсон. – М.: Медицина, 2019. – 560 с. 15. Вильсон, В.Д. Нарушения голоса у детей [Текст]: учебное пособие / В. Д. Вильсон. - М.: Медицина, 2020. – 230 с. 16. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2017. – 320 с. 17. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебное пособие / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 680с. 18. Волкова, Л.С., Селиверстов В.И. и др. Хрестоматия по логопедии [Текст]: учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 369 с. 19. Волковская, Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи: (эксперимент. изучение) [Текст] / Т.Н. Волковская // Специальная психология. – 2019. – №3. – С. 37–47. 20. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. - М.: «Академия», 2020. - 200 с. 21. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учебное пособие / Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2018. – 325 с. 22. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 344 с. 23. Денисова, О.А. Детская логопсихология [Текст]: учебник для студентов вузов / О.А. Денисова, Т.В. Захарова, О.Л. Леханова. – М.: Владос, 2019. – 159 с. 24. Елецкая, О.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития [Текст]: учебное пособие / О.В. Елецкая, А. А. Тараканова. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 160 c. 25. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 2016. -143 с. 26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018. – 320 с. 27. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст]: учебное пособие / Е. В. Лаврова. – М.: «Академия», 2020. – 456 с. 28. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. - М.: «Академия», 2016. - 128 с. 29. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева, - СПб.: СОЮЗ, 2019. - 160 с. 30. Лапшина, Л.М., Крылова, Е.В. К вопросу о приоритетных направлениях логопедической работы с детьми с ОНР III уровня / Л.М. Лапшина, Е.В. Крылова //Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. - № 4. – С. 12-15. 31. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / Р. Е. Левина. - М.: Просвещение, 1968. - 144 с. 32. Левченко, И.Ю., Дубровина, Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с. 33. Лопатина, Л.В. Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина. – Санкт-Петербург, 2019. – 387с. 34. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: «СОЮЗ», 2020. – 192 с. 35. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. — М.: Классике Стиль, 2018. - 320 с. 36. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова . – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2017. – 259 с. 37. Орлова, О.С. Детский голос в норме и патологии [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова // Пособие для врачей. - М.: МЗ РФ, 2016. – 125 с. 38. Орлова, О.С. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова. - М.: Астрель, 2018. - 157 с. 39. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей и подростков / О. С. Орлова, Е. Ю. Радциг [Текст]: учебное пособие / под ред. М.Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 278 с. 40. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. - М.: «Академия», 2020. - 200 с. 41. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2017. - 224 с. 42. Селиверстова, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда[Текст]: учебное пособие / В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. – 400с. 43. Семенова, К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом [Текст]: учебное пособие / К.А. Семенова, Н.М. Махмудова. - Ташкент : Медицина, 1979. – 257 с. 44. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст]: учебное пособие / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. – СПб.: Детство – пресс. 2016. – 157 с. 45. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса [Текст]: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с. 46. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: учебное пособие / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. - 161 с. 47. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей [Текст]: учебное пособие / Р.В. Тонкова-Ямпольская. - М.: Просвещение, 1970. – 457 с. 48. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения / О.С. Ушакова, Е.М.. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 288 с. 49. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Аркти, 2019. – 423 с. 50. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Аркти, 2017. - 44 с. 51. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева. – М.: Дрофа, 2019. – 362 с. 52. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Ястребова, А.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2017. – 240 с. 53. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений [Текст]: учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 560 с. 54. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. – М.: «Академия», 2019. – 224 с. 55. Шиленкова, В.В. Акустический анализ голоса у поющих детей [Текст] / В. В. Шиленкова // Вестник отоларингологии. - 2020. - № 1. - С. 46-51. 56. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М.: «Академия», 2013. - 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 1.1 Понятие «голос» в современной психолого-педагогической и специальной литературе Понятие «голос» подразумевает под собой совокупность разнообразных звуков, которые производятся голосовым аппаратом человека. Именно голосом человек производит множество самых разных звуков, иногда довольно сложных, а также выражает свое эмоциональное состояние [6, с. 21]. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова понимают звукопроизношение как процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [40, с. 17]. Голос – явление не только физиологическое, но и физическое. Раздел физики дает характеристики каждого звука, который был воспроизведен. Звук – распространение колебаний в упругой среде. Человек говорит в воздушной среде, поэтому звук голоса – это колебание частиц воздуха [42, с. 133]. Голосообразование – это особенность человека при помощи голосового аппарата издавать самые различные по высоте, тембральной окраске и силовому диапазону звуки. Вне фонации голосовые связки расслаблены и образуют широкий треугольник. При произнесении звука, голосовые складки напрягаются, сдвигаются и образуют узкий просвет. Струя воздуха, выдыхаемая из легких, проходит через сомкнутые голосовые связки, вызывая их колебания. В результате этого образуется слабый звук, который усиливается в полостях носа, глотки и рта, которые в данном случае являются резонаторами [25, с. 33]. В артикуляционном аппарате в ходе движений губ, языка, щек и челюсти формируются звуки, из которых складывается связная речь. Всего различают три типа голосообразования [25, с. 34]: Рисунок 1 - Типы голосообразования К физическим свойствам любого звука относят: а) силу, которая обусловлена величиной амплитуды колебаний звучащего тела; б) высоту, которая зависит от частоты колебаний; в) длительность звучания; г) тембр, который определяется примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами [37, с. 15]. При оценке голоса человека характеризуют следующие параметры: 1) высота тона и тоновый диапазон, от которых зависит выразительность речи; 2) сила голоса и динамический диапазон, который влияет на выразительность (используется в передаче интонации, логического ударения и т.д.); 3) тембр звука, влияющий на разборчивость, «полетность» голоса [38, с. 22]. Говоря о голосе, стоит отметить правильное дыхание. Исследованиями физиологов доказано, что ток воздуха раздражает рецепторы дыхательных путей и влияет на дыхательных центр, который, в свою очередь, контролирует такие важные компоненты системы, как процесс дыхания, глубину, частоту дыхательных движений [39, с. 45]. Сохранность физиологического дыхания является обязательным условием осуществления процесса фонации. О.С. Орлова отмечает, что дыхательные движения, к которым относятся вдох и выдох, происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга [39, с. 55]. Голос человека складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков. Эти звуки образуются при участии голосового аппарата [14, с. 31]. Голосовая щель - это расстояние между голосовыми складками. При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника, острый угол которого направлен к щитовидному хрящу. Во время шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а воздух, который выходит из легких встречает сопротивление органов артикуляции, таких как щели и смычки. Совокупность этих сопротивлений является источником специфического шума [36, с. 25]. В.И. Селиверстова отмечает, что развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связаны с изменениями и ростом всего организма ребенка, и в том числе его голосового аппарата и центральной нервной системы [42, с. 163]. Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их физиологии. Этими особенностями являются: 1) диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата; 2) отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе; 3) существование в общем периоде развития голосового аппарата таких интервалов, когда формирование отдельных его органов протекает почти незаметно, ничем не проявляясь; 4) неодновременность завершения процесса роста отдельных органов голосового аппарата [14, с. 69]. Единого мнения об этапах формирования голоса нет. Формирование голоса зависит от многих факторов - конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида. Как правило, у людей крупного, высокого роста голос более низкий и сильный, но есть и исключения [14]. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию. При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки, голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой. Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса. Таким образом, голос человека проявляется с первых дней жизни и имеет различные физические свойства, такие как сила, высота, тембр, различается по способу подачи. Изменение голоса в онтогенезе связаны с изменениями и ростом организма в целом, развитием голосового аппарата. Органы голосового аппарата развиваются с различной скоростью, скачкообразно и заканчивают свое формирование не одновременно. Это ведет к тому, что в каждом возрасте свойства голоса имеют различные характеристики. Также характеристика голоса зависит от пола, конституции человека и многих других факторов. 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) подразумевает собой наличие сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов, относящихся к звуковой и смысловой стороны речи при нормальном слухе и интеллекте [7, с. 56]. Этиология ОНР разнообразна и может быть обусловлена следующими причинами: ? наследственная предрасположенность; ? неблагоприятные воздействия на плод в течение внутриутробного периода развития, в период родов и в первые годы жизни ребенка [19, с. 37]. К экзогенным причинам относят: ? хронические и инфекционные заболевания матери; ? токсикозы; ? отравления; ? травмы; ? недостаток питания во время беременности; ? гипоксия плода, резус конфликт родителей и тому подобное [19, с. 39]. В натальный период опасность вызывают асфиксия, родовые травмы, инфицирование. А в постнатальный период – инфекционные болезни, заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, отравления лекарственными препаратами, табаком, алкоголем, наркотиками [24, с. 88]. Одним из главных признаков общего недоразвития речи является более позднее появление речи: у детей слова могут появиться к 3-4 годам, иногда и к пяти годам. Р.Е. Левина отмечает, что при одной и той же речевой патологии языковая сторона может страдать по-разному, а одни и те же симптомы могут наблюдаться при разных формах нарушения речи. При ОНР у детей могут встречаться и даже быть сочетанными такие речевые патологии, как: ? моторная или сенсорная алалия, ? сенсомоторная алалия, ? детская афазия, ? дизартрия и минимальные дизартрические расстройства [31, с. 66]. У детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, вследствие чего уменьшается объем вербальной памяти и качества запоминаемой информации, словесно-логическое мышление отстает в своем развитии [33, 25]. Существует клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. В связи с этим, в классификации Е.М. Мастюковой выделяются три группы детей (таблица 1). Таблица 1 - Группы детей в классификации Е.М. Мастюковой [26, с. 102] Первая группа Вторая группа Третья группа Не наблюдается нарушений нервнопсихической деятельности, отсутствует локальное поражение центральной нервной системы, отсутствуют парезы и параличи, отсутствуют выраженные подкорковые и мозжечковые нарушения. Из этого следует вывод, что первичные зоны речедвигательного анализатора сохранны Отмечается ярко-выраженная неврологическая симптоматика, которая характеризуется негрубым нарушением отдельных мозговых структур. Есть неврологические синдромы, например, синдром ВСД, повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости. Дети с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, с моторной алалией. В анамнезе детей с общим недоразвитием речи можно увидеть наличие следующих патологий: резус-конфликт, внутриутробная гипоксия, резусконфликт и асфиксия При общем недоразвитии речи III уровня обиходная фразовая речь более развернута, грубые явные лексико-грамматические и фонетические нарушения отсутствуют. Дети используют распространенные простые предложения, однако допускают перестановки или пропуски главных и второстепенных членов предложения в собственной речи. Наблюдаются аграмматические фразы и неточное употребление некоторых слов, могут быть выявлены лексические ошибки, не совсем правильно понимать слова с абстрактным и переносным значением, не заинтересованы в коммуникации. Звуки, изолированно произносимые детьми правильно, в связной речи могут иметь нечеткое звучание [26, с. 124]. Дети с ОНР III уровня при разговорной речи могут сокращать количество слогов в слове, практически не используют антонимы и подменяют понятия (например, воробей – птица). Также отмечается недостаточная сформированность связной речи, затрудняются при пересказе и составлении рассказов с опорой на сюжетные картинки. Дети с ОНР III уровня не могут выполнить задание на придумывание слова на заданный звук, затрудняются в выделении первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова. Звукопроизношение недостаточно, нарушается слоговая структура слова, возможно нарушение произношения шипящих. По мнению В.И. Селиверстовой у детей с ОНР III уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, трудности его включения и переключения и повышенная отвлекаемость, характерна общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы [42, с. 105]. Итак, при общем недоразвитии речи III уровня у детей могут быть различными как речевые нарушения, так и соматическое состояние. Опираясь на исследования Е.М. Мастюковой, можно выделить три большие группы [26, с. 155]: 1. Неосложненная форма ОНР. Для этой формы характерна минимальная мозговая дисфункция: недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность моторных дифференцировок, эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д. 2. Осложненная форма общего недоразвития речи выражается сочетанием речевого дефекта с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдром повышенного черепного давления, синдромы двигательных расстройств и пр. [26]. 3. Грубое и стойкое недоразвитие речи развивается в случае органического поражения речевых зон коры головного мозга. К этой группе относят детей с моторной алалией. По данным клинических и энцефалографических исследований видно, что у детей с моторной алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражение подкорковых структур мозга. К факторам, влияющим на возникновение речевых нарушений у детей можно отнести [41, с. 155]: ? отрицательные экзогенные (внешние) факторы; ? отрицательные эндогенные (внутренние) факторы; ? внешние условия окружающей среды. Ж.В. Антипова к ведущим причинам развития ОНР относит следующие постнатальные факторы [7, с. 89]: ? ошибки воспитания; ? недостаток общения; ? неблагоприятное воздействие речевой среды. К возможным причинам так же относятся: ограниченность коммуникаций у детей, дефицит общения с другими детьми и взрослыми, неблагоприятные социальные условия, билингвизм. Р.Е. Левина в рамках своего психолого-педагогического подхода выделила три уровня развития речи [31, с. 102]. 1 уровень – «отсутствие общеупотребительной речи»; 2 уровень – «начатки общеупотребительной речи»; 3 уровень – развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Т.Б. Филичева выделила также и 4 уровень речевого недоразвития, характеризующийся остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов речи [49, с. 132]. Представим данные уровни в виде таблицы 2. Таблица 2 - Уровни речевого развития по Р.Е. Левиной [31, с. 123] Уровень речевого развития Определение Пример Первый уровень развития Полное или почти полное отсутствием речи активный словарь состоит из отдельных звукокомплексов, которые сопровождаются мимикой и жестами Второй уровень речевого развития «начатки общеупотребительной речи» наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики» Третий уровень речевого развития «начатки общеупотребительной речи» Пример: «мамой ездиля асьпак, а потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо Четвертый уровень речевого развития остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов речи Пример: в зоопарке кормили лисов, собаков Первый уровень развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Характеризуется следующими признаками: ? скудный активный словарь; ? грубое нарушение понимания речи; ? присутствие явления полисемантизма ? замена названия предмета названием действия и наоборот; ? речь плохо понятна окружающим; ? нарушение коммуникации; ? торможение развитие высших психических функций. Второй уровень речевого развития объединяет детей с начатками общеупотребительной речи [31, с. 78]. Характеризуется следующими признаками: ? предложения состоят из двух-трех, иногда четырех слов; ? нарушенная грамматическая структура; ? увеличивается объем активного словаря и понимание речи; ? дети проявляют активность в общении; ? развивается коммуникативная деятельность; ? формируется правильность произношения звуков; ? воспроизведение слов разной слоговой структуры; ? затрудняется усвоение слов, которые обозначают признаки предметов; ? характерны ошибки при понимании и назывании частей тела и предметов; ? нарушение фонетического восприятия. Третий уровень характеризуется следующими признаками: ? развернутая фразовая речь без грубых лексико-грамматических и фонетико-фонематических отклонений; ? устойчивый аграмматизм проявляется в употреблении предлогов, образовании прилагательных от существительных, согласовании прилагательных с существительными разного рода, использовании приставочных глаголов; ? дети допускают лексические ошибки, связанные с мало употребляемыми словами; ? сложности в составлении рассказа по картинке, в ведении диалога; ? детям сложно формулировать и передавать свои мысли; ? чувствуют себя неуверенными. Т.Б. Филичева утверждает, что у детей с ОНР четвертого уровня присутствует фразовая речь, но с незначительными нарушениями, то есть такие дети могут поддержать диалог, беседу, используют в своей речи сложные предложения. Однако, допускаются ошибки при употреблении названий частей предметов (бисер – бусы, стебель, лист, бутон – цветок), дети называют сам предмет, затрудняются в подборе синонимов и 18 антонимов [51, с. 165]. У детей с ОНР наблюдаются недостаточно сформированные процессы, которые связаны с речевой деятельностью: ? нарушение памяти и внимания; ? нарушение пальцевой и артикуляционной моторики; ? недостаточная сформированность словесно-логического мышления [50, с. 74]. Так как недоразвитие речи у таких детей влияет на развитие памяти, у них снижена продуктивность запоминания информации и вербальная память. Часто такие дети в своей речи опускают или заменяют некоторые элементы описания предмета, действия, явления. Нередки повторы слов и словосочетаний. При нарушении пальцевой и артикуляционной моторики у детей с ОНР отмечается отклонение в развитии двигательной сферы. Это обычно выражается при выполнении сложных движений [52, с. 133]. Нарушения в координации движений пальцев рук проявляются в обыденной жизни: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и так далее. Таким образом, третий уровень общего недоразвития речи характеризуется следующими недостатками: Общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. Этиология ОНР разнообразна и может быть обусловлена, как наследственной предрасположенностью, так и социальной средой. Неблагоприятные воздействия на плод в течение внутриутробного периода развития, в период родов и в первые годы жизни ребенка часто сказываются на речевом развитии ребенка. Одним из главных признаков общего недоразвития речи является более позднее появление речи: у детей слова могут появиться к 3-4 годам, иногда и к пяти годам. Особенность третьего уровня ОНР является развернутая фразовая речь без грубых лексико-грамматических и фонетико-фонематических отклонений. Словарный запас расширяется за счет всех частей речи. Совершенствуются процесс понимания речи, навыки словообразования и словоизменения. У детей с ОНР наблюдаются недостаточно сформированные процессы, которые связаны с речевой деятельностью: ? нарушение памяти и внимания; ? нарушение пальцевой и артикуляционной моторики; ? недостаточная сформированность словесно-логического мышления. 1.3 Особенности развития голоса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в онтогенезе Голос человека - это бесценный природный дар, который изначально является врожденным рефлекторным актом, а затем развивается на протяжении жизни человека. Е.М. Мастюкова отводит важную роль в формировании детского голоса именно крику при рождении [35, с. 56]. Назначение и способ голосообразования различается, когда младенец испытывает какой-либо дискомфорт, то крики становятся более резкими, при бодрствовании голос более мягкий. В течение первого года жизни наблюдается увеличение голосовой активности ребенка, а интонацией ребенок овладевает уже на стадии гуления. От 1 года до 2 лет устанавливается тембр и диапазон голоса, когда у ребенка появляются первые артикуляции, то есть при лепете [35, .с 66]. Л.С. Волкова выделяет несколько периодов в развитии детского голоса: ? дошкольный до 6-7лет, ? домутационный от 6-7 до 13 лет, ? мутационный - 13-15 лет ? послемутационный – 15-17 лет [18, с. 96]. Т.В. Волосовец указывает, что детский голос характеризуется следующими качествами: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1-2 звуков одной октавы), сила голоса небольшая [41, с. 78]. О.С. Орлова отмечает, что процесс формирования голоса проходит следующие стадии [36, с. 123]: 1) пренатальная - до момента рождения; 2) младенчество - от рождения до 2 лет; 3) ранний детский возраст - от 2 до 5 лет; 4) средний детский возраст - от 5 до 9 лет; 5) позднее детство - от 9 лет до начала пубертатного периода; 6) ранний взрослый период - обычно от 12 до 15 лет; 7) средний взрослый период - от 15 до 18 лет; 8) окончательное взросление - от 19 лет до 21 года [37, с. 28]. Соответственно выделяемым возрастным периодам меняются анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка. Рефлекторный крик новорожденного представлен в виде непрерывного звучания гласного. На второй-третьей неделе функциональное назначение и способ подачи голоса начинают изменяться. Ребенок выражает голосом свои потребности во внимании и наличие дискомфорта (голод, боль, холод и так далее). При виде матери голос ребенка свидетельствует об удовольствии и способ его подачи становится более мягким. При чувстве голода или боли ребенок издает более резкие крики на твердой голосовой атаке [37, с. 50]. К концу второго месяца малооформленные гласные, которые издает младенец, приобретают эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. После одного-полутора месяцев жизни в криках, которые выражают недовольство, появляется твердое звучание голоса. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки. В этом же периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление произнесения как глухих, так и звонких согласных [38, с. 56]. У ребенка грудной резонатор мал по объему и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к «жизненному» дыханию. У ребенка голос имеет глухое звучание. Гортань маленького ребенка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого человека, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы, расположенные в толще голосовых связок, еще слабо развиты [39, с. 65]. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для мягкой голосовой атаки, что и наблюдается в крике младенца в первые месяцы жизни. В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания усваивает словесные, фразовые ударения, интонации речи окружающих [37, с. 88]. В целом детский голос характеризуется следующими особенностями: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1-2 звуков I октавы), сила голоса небольшая. При форсировании голоса более низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие визгливыми. Напряжение отдается и в артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти [39, с. 56]. Тенденции к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом проявляется в возрасте около четырех лет. В среднем дошкольном возрасте темп детской речи не зависит от количества фонем в высказывании и его коммуникативного типа [18]. У детей дошкольного возраста фонация осуществляется за счет краевого натяжения коротких тонких голосовых складок, состоящих из соединительной ткани и желез. С пяти лет начинают формироваться отдельные пучки вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание, его 14 диапазон составляет 5-6 нот [14]. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования формируется рецепторный аппарат гортани, у 7-летнего ребенка начинается формирование голосовой мышцы. К 12 годам заканчиваются и формирование голосовых мышц, и развитие рецепторного аппарата гортани [36, с. 45]. Постепенно детский голос развивается; его диапазон достигает 11-12 нот. Голос отличается нежностью окраски, звонкостью, «серебристостью». Важное условие правильного, нормального развития голоса - использование его в рамках возрастного диапазона. Это относится и к пению, и к разговорной речи [39]. Василенко, Ю.С. описывает стадии развития голосового аппарата [13, c. 87]: ? обычная; ? интенсивная; ? замедленная. Смена этих стадий происходит неоднократно и может быть равномерной (от интенсивного роста - к обычному, далее - к замедленному; от обычного - к замедленному) и скачкообразной (интенсивный рост - замедленный; ослабленный рост - интенсивный) [13, с. 96]. Развитие одних отделов голосового аппарата протекает в две стадии (интенсивная - обычная). Выраженные изменения в бронхах и трахее отмечаются в течение первого года жизни ребенка. Изменения в других (гортань и носоглотка) происходят в три стадии. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно развиваются в течение первых 6 месяцев жизни, а придаточные пазухи формируются до 3 лет; носоглотка до 6 лет растет с обычной интенсивностью. Рост носоглотки и придаточных пазух в основном завершается к началу пубертатного периода, все остальные органы голосообразующего аппарата оформляются к периоду окончания полового созревания [16, с. 86].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg