Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

«Эмоциональное сгорание» как профессиональная болезнь социального работника

one_butterfly 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2021
Предмет исследования – эмоциональное сгорание. Объект исследования – социальная работа. Цель данной работы – изучить эмоциональное сгорание как профессиональная болезнь социального работника. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи: 1. Определить синдром эмоционального выгорания как профессиональную проблему социального работника 2. Изучить основные причины профессионального выгорания, супервизию как метод профилактики 3. Рассмотреть проблемы профилактики эмоционального выгорания социальных работников 4. Проанализировать социально – психологические условия профилактики эмоционального выгорания При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Введение

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в последнее время в России все чаще говорят о синдроме профессионального увольнения или выгорания социальных работников. Синдром выгорания - опаснейшее профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми, деятельность которых невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, бизнесменов и политиков и, конечно же, работников социальных служб. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим характеристикам профессионального специалиста и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации к работе специалистов по социальной работе и предотвращения синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное истощение - это приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего профессионального. «Выгорание» - это отчасти функциональный стереотип, потому что он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время его дисфункциональные последствия могут возникнуть, когда выгорание отрицательно сказывается на профессиональной деятельности. Поэтому изучение этих условий является актуальной задачей. Над проблемами эмоционального выгорания работали следующие психологи: Г.Селье, Р.П.Мильруд, К.Маслач, В.В.Бойко, Д.Трунов, В.Е.Орел, Л.М.Митина, Н. В. Кузьмина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д.Шадриков, М.И.Лисина, А.И.Сильвестров, Е.В.Субботский, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина и др. Проблема заключается в том, что настоящее время недостаточно исследований, посвященных изучению профессиональных деформаций социальных работников и как следствие - мало рекомендаций по предотвращению деформаций личности. В работе использовались труды таких авторов как Киенко, Т. С., Кокорева, Ю. В., Лебедева, Н. В. Сушко, Н. Г. Джеррольд С. и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Характеристика синдрома эмоционального выгорания социального работника 5 1.1 Синдром эмоционального выгорания как профессиональная проблема социального работника 5 1.2 Основные причины профессионального выгорания, супервизия как метод профилактики 11 Глава 2. Проблемы и условия профилактики эмоционального выгорания социальных работников 16 2.1 Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников 16 2.2 Социально – психологические условия профилактики эмоционального выгорания 20 Заключение 31 Библиографический список 32
Список литературы

1. Киенко, Т. С. Организационные факторы профессионального выгорания социальных работников муниципальных учреждений социального обслуживания / Т. С. Киенко. // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. - С. 153–160. 2. Сушко, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / Н. Г. Сушко, Н. А. Колобова. - // ученые заметки тогу. - 2018. - № 2. - С. 411–416. Электронные ресурсы 3. Гринберг, Джеррольд С. Управление стрессом. [Электронный ресурс] – Режим доступа: / https://search.rsl.ru/ru/record/01000984881 (дата обращения: 09.03.2021). 4. Индивидуально-психологические особенности личности социального работника в условиях синдрома эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti (дата обращения: 09.03.2021). 5. Кокорева, Ю. В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: /https://moluch.ru/archive/331/74110/ (дата обращения: 09.03.2021). 6. Лебедева, Н. В. Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://euroasia-science.ru/psixologicheskie-nauki/ (дата обращения: 09.03.2021). 7. Методика Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального сгорания». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Boiko-diagnostika.pdf (дата обращения: 09.03.2021). 8. Молокоедов, Андрей Владимирович Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: монография. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009738492 (дата обращения: 09.03.2021). 9. Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-profilaktiki-emotsionalnogo (дата обращения: 09.03.2021). 10. Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-sotsialnogo (дата обращения: 09.03.2021). 11. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya (дата обращения: 09.03.2021). 12. Синдром эмоционального «Выгорания» как профессиональная проблема социального работника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 09.03.2021). 13. Социально-психологические условия профилактики эмоционального выгорания социальных работников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-usloviya (дата обращения: 09.03.2021). 14. ЦСО «Московский». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://csomos.ru/ (дата обращения: 09.03.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Характеристика синдрома эмоционального выгорания социального работника 1.1 Синдром эмоционального выгорания как профессиональная проблема социального работника Психологическое состояние специалистов разного профиля, чаще всего здоровых людей, находящихся в постоянном общении с разными категориями населения при оказании профессиональной помощи, часто характеризуется снижением удовлетворенности своей деятельностью в результате эмоционального и психического истощения, стрессовые приступы, беспокойство и депрессия. Американский психиатр Х. Дж. Фройденберг назвал это явление эмоциональным истощением, а К. Кондо определил его как плохую адаптацию к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Он также обнаружил, что учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники и другие специалисты, основной деятельностью которых является межличностное взаимодействие, с наибольшей вероятностью «выгорят» . Социальная работа - это многогранная профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи отдельным лицам и социальным группам в решении социальных проблем, в первую очередь для преодоления личных и социальных трудностей, посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации. Российские классификаторы приняли два профессиональных определения - специалист по социальной работе и социальный работник. Специалист по социальной работе - это «... человек, обладающий фундаментальными и прикладными знаниями, специальными навыками, способностями и, следовательно, ключевыми базовыми навыками в области социальной работы, имеющий высшее профессиональное образование по специальности« социальная работа » . В зависимости от характера своей деятельности предоставляет посредничество, консультации, специализируется на социальных услугах, организациях, оказывает социальную помощь и услуги семьям и лицам различного пола, этнической принадлежности и другим группам населения; организует и координирует социальную работу с людьми и группами с особыми потребностями, с ограниченной подвижностью, возвращающимися из учреждений и мест лишения свободы и т. д.. Социальный работник - это человек, который окончил среднюю школу по специальности социальная работа, который соответствует требованиям и характеру работы, выполняемой в социальных службах, и который имеет тенденцию предоставлять социальные услуги благодаря своим личным качествам . Согласно должностной инструкции выполняет более десяти услуг (при наличии 6-8 клиентов), в том числе: - выявляет людей, нуждающихся в социальной помощи (одинокие, пожилые люди, инвалиды и т. д.); - помогает восстановить работу клиентов в разных социальных группах; - работает над восстановлением трудовых навыков клиента; - поддержка решения потребительских вопросов (доставка еды, медикаментов, уборка помещений и др.); - на нужды доврачебной помощи; при посещении внутренних помещений больницы и т. д. Таким образом, специалист по социальной работе и социальный работник в своей деятельности постоянно общаются с людьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации, что часто провоцирует появление у них так называемого «профессионального заболевания», то есть особой формой стресса является «коммуникативный стресс. В российской науке и практике это явление часто называют выгоранием. Выгорание - это набор негативных переживаний, связанных с работой, командой и всей организацией в целом, один из типов профессионального искажения личности, который часто проявляется у профессионалов, которым требуется тесное общение с людьми при выполнении своих обязанностей. Признаки профессионального «выгорания»: - чувство безразличия, эмоционального истощения, истощения (человек не может отдаться работе по-прежнему); - дегуманизация (формирование негативного отношения к своим коллегам и клиентам); - отрицательное профессиональное Я - восприятие-восприятие-ощущение собственной некомпетентности, отсутствия профессиональных навыков. При эмоциональном (профессиональном) выгорании важную роль играют три фактора: - личный, ролевой и организационный. Фактор личности соответствует неудовлетворенности профессиональным ростом, благосклонному отношению (доброжелательности); - он более восприимчив к людям чувствительным, человечным, нежным, ориентированным на помощь другим и в то же время неуравновешенным. Ролевой фактор проявляется в профессиональных ситуациях внутри коллектива, где совместные действия плохо скоординированы, нет интеграции усилий, идет ожесточенная конкуренция, нет последовательности и последовательности действий. Влияние организационного фактора на синдром «выгорания» выражается в том, что сложная работа бывает недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, и ее содержанию не соответствует характер руководства: налицо безответственность, плохо определены функции работников. Существует синдром «выгорания» в результате чрезмерной потери энергии специалистами, хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и состояния эмоционального, умственного и физического истощения. Социальные работники часто страдают синдромом выгорания. Его опасность в том, что большинство из них не знают, что это такое, связывая характерное состояние выгорания с обычным переутомлением, что приводит к задержке и обострению процесса. Среди предпосылок эмоционального истощения ученые называют: - во-первых, наличие организационных проблем (слишком большая загруженность, недостаточная способность контролировать ситуацию, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, незначительность выполняемой работы и т. д.); - во-вторых, личностные характеристики специалиста (заниженная самооценка, высокий невроз, тревожность и др.); - в-третьих, наличие психологически сложного контингента (клиенты с серьезными проблемами, «трудные» подростки, инвалиды, инвалиды и др.) . Чаще всего риску синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) подвергаются люди с чрезмерно высокими требованиями. Исследователи выделили три типа людей, наиболее подверженных риску СЭВ. Первый тип - это так называемые «педантичные». Основные характеристики этого типа: добросовестность, доведенная до абсолютной, чрезмерная болезненная точность и стремление к образцовому порядку на любом предприятии. Второй тип - «демонстративный». Такие люди стремятся во всем добиваться успеха, всегда быть в центре внимания. При этом для них характерна высокая степень утомляемости при выполнении ненавязчивой рутинной работы. Третий тип - «эмотивный». «Эмотивисты» бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их реактивность, их склонность воспринимать чужую боль как свой предел патологии, самоуничтожению, и все это при явном отсутствии сил противостоять любым неблагоприятным обстоятельствам . Таким образом, условия возникновения профессионального синдрома «выгорания» можно сгруппировать в два блока: - объективно-характеристические условия профессиональной деятельности; - субъективные условия-характеристики личности и профессиональной компетентности специалиста. Ряд ученых (иностранцы - К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. А. Хартман, Дж. Гринберг; отечественные - Н. Е. Водобьянов, Е. С. Старченко, О. И. Бабич, В. В. Бойко, Д. Г. Трунов, А. К. Макарова) в своей работе выделяют факторы, модели, стадии эмоционального истощения. В частности, Дж. Гринберг предлагает пять стадий развития синдрома эмоционального «выгорания» у представителей социальных профессий : - специалист с энтузиазмом относится к своим задачам, но по мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность доставляет ему меньше удовольствия и становится менее энергичной; - появляется утомляемость, апатия; при отсутствии дополнительной мотивации и стимула работник теряет интерес к своей работе или привлекательности работы в этой организации и исчезает продуктивность его деятельности; - чрезмерная работа без отдыха приводит к физическим явлениям, таким как истощение и подверженность болезням, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности или чувству депрессии; - развиваются хронические заболевания, в результате которых человек частично или полностью теряет трудоспособность; - физические и психологические проблемы обостряются и могут вызвать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. Основные симптомы синдрома эмоционального истощения: - ухудшение отношений с коллегами и семьей; - рост негатива по отношению к клиентам (коллегам); - злоупотребление алкоголем, никотином и кофеином; - потеря чувства юмора, постоянное чувство неудач и вины; - повышенная раздражительность на работе и дома; отвлечение; - стойкое желание сменить профессию; - повышенная чувствительность к инфекционным заболеваниям и простудным заболеваниям; проблемы со сном; - повышенная утомляемость, чувство утомляемости в течение рабочего дня. Специалисты выяснили, что синдром эмоционального «выгорания» развивается постепенно - в этом процессе выделяют три стадии. Первый из них отличается приглушением всех эмоций, второй - появление негативных чувств по отношению к своим покупателям, они начинают раздражать, вызывать чувство отвращения. На третьем этапе начинается полное «выгорание» специалиста - потеря профессиональных ценностей. Вызывает беспокойство то, что некоторые ученые интерпретируют явление выгорания как необратимое. В этом отношении более оптимистичны В.В. Бойко и Д.Г. Трунов: по их мнению, симптомы «выгорания» служат психологической защитой, то есть помогают специалисту дозировать и экономно расходовать энергоресурсы . Профилактика синдрома «выгорания» может происходить как на уровне отдельного человека, так и на уровне организации. Во втором случае речь идет о регулировании нагрузки во время работы, о предоставлении возможности чиновнику заниматься гуманитарными науками. воспитание самореализации и самосовершенствования; создание благоприятного психологического климата в коллективе; эффективная управленческая деятельность. наличие таких качеств, как самоконтроль, адекватная самооценка, самовнушение, способность изменять и управлять своими эмоциями способствует снижению стрессовых реакций, вызывающих синдром «выгорания». Причины, особенности и симптомы эмоционального «выгорания» у социальных работников требуют тщательного изучения и разработки рекомендаций по его профилактике и, при необходимости, реабилитации этих работников. Наряду со всеми социальными работниками, специалисты «помогающих» профессий должны организовывать семинары и тренинги по общению с людьми в сложных ситуациях и ситуациях, помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и формам самозащиты от синдрома выгорания. 1.2 Основные причины профессионального выгорания, супервизия как метод профилактики Социальная работа, как и любая профессия типа «мужчина с мужчиной», является областью повышенного стресса и даже опасностью для психики человека, работающего в этой сфере. Причем эта профессия - не просто взаимодействие с человеком, а помощник, то есть объект социальной работы - человек, оказавшийся в сложных жизненных ситуациях, грубо говоря, «трудный человек». Из-за этого обстоятельства сотрудники тратят еще больше ресурсов, и очевидно, что без надлежащей профилактики и помощи ресурсы в какой-то момент могут быть полностью исчерпаны. Сам по себе термин «выгорание» является дополнением к другому более известному термину: «эмоциональное выгорание» и представляет собой более узко направленное выгорание, связанное с профессией. На сегодняшний день существует большое количество определений выгорания, но, проанализировав все из них, можно выделить одно универсальное: выгорание - это состояние крайнего истощения, возникающее в результате хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью, которая проявляется при нарушениях эмоциональной, психической, поведенческой и соматической сфер. Среди моделей выгорания выделяются следующие : - однофакторная модель (А. Пайнс). В этой модели компонент выгорания - состояние выгорания (эмоционального, когнитивного, физического); - двухфакторная модель (Х. Сикма, В. Шауфели, Д. Дирендонн). В этой модели выделяют два фактора эмоционального истощения: аффективный компонент (эмоциональное и физическое истощение) и деперсонализация (нарушение взаимоотношений индивида с другими и самоопределение); - трехфакторная модель (К. Маслач, С. Джексон). В отличие от предыдущей модели исследователи выделяют здесь еще одну составляющую - снижение профессиональных достижений, что приводит к тенденции негативно оценивать свои профессиональные достижения и себя как профессионала, негативно относится к профессии в целом и т. д .; - четырехфакторная модель (Г. Х. Ферт, А. МИМС, И. Ф. Иваничи, Р. Л. Шваб). В этой модели фактор деперсонализации, существующий в двух предыдущих, разделен на два: деперсонализация, связанная с работой, и деперсонализация, связанная с получателем выгоды. Динамическая модель Б. Перлмана и Э. А. Хартмана. Эта модель предполагает развитие синдрома выгорания в несколько этапов. Отсутствие навыков и способностей, а также несоответствие ожиданий, потребностей и ценностей приводят к первому шагу - напряжению. Затем ресурсы личности начинают истощаться, и наступает второй этап - переживание стресса. На третьем этапе - физическое истощение, эмоциональное истощение и обезличивание, приостановление профессиональных обязанностей. И четвертый шаг - это непосредственно эмоциональное истощение. Выразив разные подходы к причинам выгорания, а также ознакомившись с основными функциями специалистов и особенностями их работы, можно классически разделить все причины синдрома выгорания у социальных работников на следующие группы: Внутренний (штатный): - несоответствие личных качеств работника требованиям профессии; низкая стрессоустойчивость; - незаинтересованность в профессиональном развитии; невозможность разделить работу и личную жизнь, привычка «приносить работу домой»; невозможность отдыха; - отсутствие увлечений. Организационный вопрос: - плохое распределение нагрузки между сотрудниками; неудобные условия труда; - незаинтересованность руководства в своих сотрудниках и их благополучии; - низкий уровень стимулирования, в том числе материального (заработная плата). Профессионалы (напрямую связанные с особенностями профессии): - потребность в постоянном и кратком общении с разными людьми; - много негативной информации; специфика объектов работы - сложные клиенты в сложной жизненной ситуации. Здорового и стабильного социального работника должен искать каждый работодатель. Один универсальный метод предотвращения и борьбы с выгоранием - наблюдение. «Супервизия - это последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, направленный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста» . Надзор в организациях социального обслуживания предполагает наличие определенного специалиста (супервайзера), который оказывает помощь в адаптации, профессиональном самоопределении, обучении и разрешении профессиональных и внутриличностных конфликтов конкретному сотруднику (курируемому) или целым коллективам (контрольным группам). Американский ученый Альфред Кадушин выделяет три основные функции супервизии в социальной работе : - обучение (обучение), предполагающее развитие профессиональных навыков, умений и навыков проверяемого лица; - поддержка, направленная на то, чтобы помочь противостоять стрессу, потерям, негативным переживаниям, переходящим в синдром выгорания, оценить и поддержать сотрудника как личность; - директор (административный), обеспечивающий контроль над деятельностью социального работника. На основе этих функций соответственно выделяются области надзора за организациями социальных услуг (обучение, поддержка и администрирование). Именно внедряя методы надзора в организации социальных услуг, вы можете решать проблемы, как мы описали их выше, и облегчать проблемы, которые не могут быть решены. Способность социальных работников получать квалифицированную помощь и помогать друг другу заставляет их чувствовать себя важными и нужными, что также положительно влияет на динамику выгорания. Таким образом, социальная работа как профессия - очень стрессовая, с повышенными рисками выгорания, что отражает необходимость внедрения профилактических методов и работы напрямую со специалистами, чей контроль может быть одним, двумя. ? Глава 2. Проблемы и условия профилактики эмоционального выгорания социальных работников 2.1 Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников Учитывая специфику деятельности, социальный работник постоянно находится в стрессовых ситуациях, в связи с этим для него характерен синдром «профессионального выгорания» - реакция организма на длительное воздействие профессионального стресса среднего уровня интенсивности. Среди профессий, в которых вышеупомянутый синдром встречается чаще всего (30-90% сотрудников), также отмечаются учителя, психологи и социальные работники с врачами. 85% социальных работников проявляют симптомы «выгорания». Выгорание - синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и приводящий к истощению эмоциональных, энергетических и личных ресурсов работающего человека. Выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 50 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 40 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg