Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.07.2021
Анализ методической и научно-педагогической литературы по теме исследования показал, целью духовно-нравственного воспитания детей в начальной школе является оказание содействия формированию нравственного характера ребенка. В духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников предусмотрено освоение ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
Введение

В толковом словаре Ожегова, определение нравственности изложено как внутренние, духовные качества, которым придерживается человек, мировоззренческие нормы; правила поведения, характеризуемые этими качествами. Духовность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, известно из толкового словаря Ушакова [1]. Толкуя о духовности сложно не сопоставлять это определение с понятием нравственность В самом определении духовности лежит глубокий смысли понимание. Говоря иным и словами, духовность - это тот массив, на который накладывается мораль, то самое начало души без которого нравственность утратила бы всякий смысл. Наполнение духовно - нравственного становления и воспитания личности определяется в соответствии с основополагающими национальными ценностями и обретает определённый характер и направление в зависимости от того какие ценности общество разделяет как организована их передача от поколения к поколению Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является непростым, многогранным процессом Оно неотделимо от жизни человека во всей её об и неоднозначности от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно - исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателей и учеников, ориентированный на становление гармоничной личности, на формирование её ценностно- смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно - нравственных и основных национальных ценностей. Под «духовно - нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу. к семье и обществу принципы и нормы, выстроенные на эталонах добра и зла, лжи и истины. Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели [2].Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой целостной личности. Это обозначает направление и организацию всего процесса духовно - нравственного воспитания Сказка рассматривается доступным средством для духовно - нравственного развития младших школьников которое применяют учителя и родители Влияние сказок на духовно - нравственное развитие детей младшего школьного возраста состоит в том, что в процессе дифференцирования мировоззрений о добре и зле происходит формирование толерантных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития. Это способствует регуляции отклонений в духовно - нравственном поведении ребенка. Первыми попытками народной педагогики К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа. Он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. К. Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. И именно начальная школа становится важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития будущей личности гражданина, сосредоточием не только интеллектуального развития, но также гражданской, духовной, культурной жизни каждого ребенка [4]. Воспитательный компонент Стандарта показан несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников, примерная программа воспитания и социализации обучающихся и др. Смысл работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников в педагогике заключается в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходимо самостоятельность в принятии какого - либо решения, а так же нравственный выбор. У каждого нравственного человека сформированы свои моральные мотивы, которые его сподвигают к надлежащему поведению в обществе, а становление таких мотивов способствует нравственному воспитанию. Основываясь на это, можно с точностью сказать, что способы формирования таких мотивов и есть методы нравственного воспитания [5]. Основополагающие классические методы морального воспитания ориентированы на то, чтобы прививать школьникам морали и правила общественной жизни. Но чаще всего они не имеют свое действие лишь тогда-то, когда главенствует сильный внутренний контроль над индивидуальностью, например от подростка, от общественного убеждения или от угрозы наказания. Одним из важных показателей становления моральных свойств является внешний контроль, при деянии которого чаще происходит эмоциональный стресс, недовольство самим собой, в ситуации, в которой нарушается перепроверенные на индивидуальном навыке правила общественной жизни. Такой вид контроля над собой формируется благодаря деятельной деятельности ребёнка в различных областях жизнедеятельности: умственной, эмоциональной, мышечной или волевой. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является сказка. Значение сказки уже давно признано важнейшим звеном во всестороннем воспитании любого ребенка. Современные условия таковы, что наблюдается моральный кризис молодежи. Так что существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, в настоящее время становится еще более актуальным и востребованным. Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом, нечестностью и несправедливостью. Согласно ФГОС НОО общеобразовательная школа должна подготовить ответственного гражданина, который способен дать самостоятельную оценку происходящего и организовать свою деятельность, опираясь на интересы окружающих его людей [6] . Решить эту задачу можно, только если формировать устойчивые духовно-нравственные свойства личности школьника, личностное отношение к окружающим, развитые этические, эстетические и духовно- нравственные нормы. В своей работе, о роли народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников мы хотим рассмотреть вопросы: Духовно-нравственное содержание русских народных сказок Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать уроки литературного чтения с использованием русских народных сказок способствующих развитию духовно - нравственной культуры школьника, оценить его результативность. Объект исследования: процесс духовно – нравственного воспитания младших школьников. Предмет исследования – народная сказка как средство духовно - нравственного развития школьника. Гипотеза исследования: развитие духовно-нравственных качеств младших школьников будет успешным, если: - использовать русскую народную сказку как средство развития духовно- нравственных качеств младших школьников; - обогащать эмоциональный мир младших школьников духовно- нравственными переживаниями посредством русских народных сказок; - разработать и реализовать комплекс уроков по развитию духовно- нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать влияние русской народной сказки на духовно – нравственное воспитание младших школьников. 2. Оценить уровень развития духовно – нравственных качеств младших школьников 3. Разработать и реализовать комплекс уроков по литературному чтению способствующих развитию духовно – нравственных качеств младших школьников, оценить его результативность База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе КГУ «Средняя школа № 3», г.Атбасар, Акмолинской обл. Республика Казахстан.
Содержание

Введение…………………………………………………………………8 Глава 1. Теоретические основы духовно - нравственного воспитания учащихся средствами русских народных сказок 1.1. Особенности формирования духовно - нравственного воспитания учащихся…………………….………………………………………...…..13 1.2. Роль русских народных сказок в воспитании духовно - нравственной культуры……………………………………………………………..…. 24 Выводы по 1 главе…………………………………………………………........28 Глава 2. Опытная работа по развитию духовно - нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения по средствам русских народных сказок 2.1. Особенности духовно - нравственного развития учащихся 4 «Г» класса КГУ «Средней школы № 3» ……………………………………….………...….37 2.2.Проведение системы уроков с целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………….37 Выводы по 2 главе………………………………………………….………….53 Заключение……………………………………………………………….….…55 Список использованной литературы…………………………………….…….58 Приложение……………………………………………………………….…....67
Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Проблема духовно-нравственного развития современнного ребёнка / В.В. Абраменкова // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4, Педагогика. Психология / В.В. Абраменкова - М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. Гуманитар. Ун-та, 2015. - Вып.1. - с. 103-113. 2. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. - М.: Худ. лит., 2014. - 175 с. 3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /Н.Г.Аверина // Начальная школа. 2015. №1. - С.68-71. 4. Ардашева, Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры / Л.В. Ардашева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 5. – С. 24–30. 5. Архипова, И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе / И.Л. Архипов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 216 с. 6. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников / Л.М.Баженова // Начальная школа.-2002.-№5.-С.50. 7. Бибко, Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки / Н.С. Бибко // Начальная школа. 2012 - №4. - С.17-21. 8. Бибко, Н.С. Сказка приходит на урок / Н.С. Бибко // Начальная школа. 2013. №9. - С.31-34. 9. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. — М.: Знание, 2009. — 96 с. 10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И.Болдырев – М.: Педагогика, 2009. – 224 с. 11. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2015. - С. 28-30: 12. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике / Т.И. Власова. - Педагогика.- 2015.- № 1.- С. 36- 42. 13. Ведерникова, Н.М. Народная сказка / Н.М. Ведерникова. - М.: Наука, 2011. - 133 с. 14. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М., 2012. - 169 с. 15. Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова. - Педагогика. – М., 2014.- № 10.– С. 38 - 47. 16. Григорьев, Д.В. Сложные вопросы воспитания духовности / Д.В.Григорьев// НМЖ зам.директора по ВР.-2015.-№3.-С.129-133. 17. Гусев, Д.А. От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия / Д.А. Гусев, М.И Зайкин // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 80-83. 18. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.И. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.: Просвещение, 2014. – 24 с. 19. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М. : Просвещение, 2012. – 32 с. 20. Жесткова, Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально- этических ценностей на уроках русского языка / Е.А. Жесткова // Начальная школа. - 2013. - №5. - С.24-28. 21. Жесткова, Е.А.Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников / Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2013. - №3 (10). - С.17-20. 22. Жесткова, Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычёва // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 1-1. 2015. С. 34-41. 23. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К.Зелинский//Воспитательная работа в школе.-2013.-№5.- С.19-28. 24. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы II Региональных историко – педагогических чтений. Отв. ред. И.Ф. Исаев, А.М. Болгова.– Белгород: Изд.– во БелГУ, 2007.– 352 с. 25. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования: программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова // Методист. - 2011. - № 8. – С. 21 – 27. 26. Калинина, Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография/ Л.В. Калинина, М.И. Скоморохова – изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 217 с. 27. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / Кондаков А. М. // Педагогика. 2013. № 9. С. 13-20. 28. Корзинкин, А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А.Корзинкин. - М., 2011. 29. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно- нравственных качеств младших школьников / А.В. Крестовский //Сибирский педагогический журнал. № 2. 2012. С. 12-22. 30. Кучерова, О.Е. Воспитание духовности в системе учебно – воспитательной работы городской школы /О.Е. Кучерова. - Начальная школа.– 2014. - № 11.- С. 50 – 54. 31. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д. И. Латышина. - М.: Школьная пресса, 2014. - 126 с. 32. Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 2015. — 282 с. 33. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11. – С. 20 – 22. 34. Лузина, Л.М. Социальное и духовное в воспитании человека /Л.М.Лузина//НМЖ зам. Директора по ВР.-2005.-№3.-С.125-129. 35. Малякова, Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности школьника / Н.С. Малякова // Классный руководитель. 2005. №5. С. 30-31 36. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 2010. — 183 с. 37. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2015. — 231 с. 38. Мaнькopcкaя, Т.Н. Poль цeннocтныx opиeнтaций в фopмиpoвaнии личнocти. Пcиxoлoгичecкиe ocoбeннocти фopмиpoвaния личнocти / Т.Н. Мaнькopcкaя. - Мocквa : Нayкa, 2013. – 108 c. 39. Николаева, Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании / Н. Д. Николаева // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. - Якутск, 2014. - С. 145-147. 40. Новикова, В. И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников / В. И. Новикова. - Таганрог: ТГПИ. - 2011. -20 с. 41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Т.II. М., 2006. — 652 с. 42. Семёнов, К. Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения / К. Б. Семёнов. - Карачаевск, 2014. - 230 с. 43. Снопова, Т. К. Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности / Т.К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 9.- С. 203-210. 44. Трофимова, Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащегося в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект): монография / Н. Б. Трофимова. - Воронеж, 2008. – 195 с. 45. Тимофеев, С.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения. Методические рекомендации. Часть 2 / С.П. Тимофеев [и др.]. – Белгород : Изд-во ОГАОУ ДПО БелИПКППС, 2012. – 117 с. 46. Устюжанина, С. А. Дорога добра : программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. - № 4. – 46 – 61. 47. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 48. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б.Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2014. - 464 с. 49. Филиппова, Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников / Л.В. Филиппова // Проблемы современной науки. -2012. - №5.1. - С.60-69. 50. Филиппова, Л.В. Сказка, как источник творчества детей / Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцева, А.М. Фирсова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 288 с. 51. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н.Филонова. — М.: Педагогика, 1983. — 217 с. 52. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с. 53. Черенкова, И.В. Диагностика уровня воспитанности / И.В. Черенкова // Педагогическая диагностика. – 2012. – № 5. – С. 126–129. 54. Шилин, А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов / А. Л. Шилин // Вестник ТГПУ. 2011. № 2. С. 12-14. 55. Шитякова, Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 16–21. 56. Шилова М.И.Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. — М.: Педагогика, 2010. — 151 с. 57. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 1. – С. 19 – 21.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы духовно - нравственного воспитания младших школьников на основе русских народных сказок 1.1. Роль русских народных сказок в воспитании духовно - нравственной культуры «Русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, — все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата»[7]. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне. Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного. Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается добром. Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь. Все русские сказки несут в себе печать старинного быта, обычаев, порядков.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 39 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg