Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

alex_m 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.06.2021
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Введение

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют 20 – 25% от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия [26, с.96]. Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому мы планируем использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН. В настоящее время нам представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий. Объект исследования– организация системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игровых приемов. Предмет исследования– особенности фонематического восприятия у детей с ФФН. Цель исследования– на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей. Гипотеза:Нарушение фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФН. Речевое развитие данной категории детей будет успешным, если коррекционно-логопедическая работа будет строиться с учетом фонематического недоразвития. При этом преодоление несформированности фонематического восприятия у дошкольников с ФФН может быть достигнуто, если: – будет разработана система игровых приемов работы по развитию фонематического восприятия, построенная с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН; – предложены пути использования системы игровых приемов по развитию фонематического восприятия у данной категории детей во всех формах и во всех этапах коррекционно-логопедических занятий. Для реализации поставленной цели необходимо решить рядзадач: 1) рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия; 2) познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН; 3) на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН. Теоретическое значениеработы: представленные теоретические данные об истории изучения проблемы развития фонематического восприятия, данные о развитии фонематического восприятия в онтогенезе, о современных методиках развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста помогут специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с ФФН и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов. Практическое значениеработы: представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН………………………………………………………………………………6 1.1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия……………………………………………………6 1.2. Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия…………………………………………………10 1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе……………10 1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН………………………………………………………………………………14 1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН………………………………………………………………………………17 Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН…………………………………24 2.1. Принципы коррекционной работы………………………………….24 2.2. Направления коррекционной работы……………………………….26 2.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН…………………………………………………………………...27 Заключение………………………………………………………………..48 Список литературы……………………………………………………….50
Список литературы

1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: Академия, 1999 - с.344-349. 2. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001- с.7-14. 3. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002,№2-с.17. 4. Буковцова Н.И. Основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонематического анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. // Сборник материалов Регионального научно-практического семинара «Детская речь: норма и патология» проходившего в г. Самара 07.02.2002г.- г. Самара, СГПУ, 2002г.-с.23-25. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961- с.336. 7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1999 – с.302. 8. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83. 9. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002 –144 с. 10. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1999, №3 – с.3. 11. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, 2001, №1 – с.3. 12. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120. 13. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31. 14. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 –320с. 15. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22. 16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 17. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67. 18. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56. 19. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 20. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368с. 21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: ИД МИМ, 1997. 22. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с. 23. Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология, 1998, №6-с.42. 24. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13. 25. Логопедическое обследование ребёнка (автор-составитель С.Е. Большакова)- М.: АПО, 1995 – 30 с. 26. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 27. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003. 28. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003-240 с. 29. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49. 30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. – М.; 1968 – с. 7-30. 31. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62. 32. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с. 33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 34. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 448 с. 35. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996. 36. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 –256 с. 37. Рожденственская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 - с.319. 38. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.371. 39. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. 40. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с. 41. Селивёрстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики(1984) // Хрестоматия по логопедии. т.2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- с.554. 42. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.96-102. 43. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития – М.: Полиграфсервис, 1998. – с.98-99. 44. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001. 45. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 46. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.76-84. 47. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69. 48. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108. 49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с. 50. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331. 51. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17. 52. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76. 53. Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 - с.247- 253. 54. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН 1.1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия Логопедия, как часть психологической и педагогической науки (дефектологии), изучающая структуру речевых нарушений и методы их преодоления, опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания и представления о правильной речи и ее формирования у детей. В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России XVII - XIX веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения. Так, Я.А. Коменский [19] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом педагог обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходите крайне неравномерно. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о необходимости обучения детей с первого - второго года их жизни.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg